Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
В процессе намотки витки уплотняют гладилкой, а чтобы не было пере сечения витков в пазах, между ними проводят фибровым ножом. Пере сечение секций в лобовых частях обязательно изолируют лакотканыо
(рис. 160, б).
Так как ошибки в намотке могут быть выявлены только после изготов ления и для их устранения потребуется полная перемотка якоря, то нужно тщательно следить по обмоточной записке за правильностью намотки.
Закончив намотку обмотки постоянного тока, выводы ее секций при паивают к пластинам коллектора.
А Б В Г Д
Рнс. 161. Проверка правиль ности соединений секций якорной обмотки с коллек тором с помощью вольтмет
|
|
|
|
|
|
ра |
или |
компаса: |
1—6 — но |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
а |
в |
мера |
коллекторных |
пластин; |
||
А, |
Б, |
Г, |
Д — секции обмотки |
При неправильной разделке секций у коллекторных пластин возможны перекрещивания концов. Ошибка эта может быть выявлена методом милливольтметра или с помощью компаса. При двойном перекрещива нии (рис. 161, а) показания прибора будут наибольшими при подклю чении к пластинам коллектора 2—3 и 4—5. Перекрещивание кон
цов, показанное на рис. 161,6, можно обнаружить по такому признаку: на трех смежных пластинах (3—4—5), взятых попарно: 3—4 и 4—5, —
напряжение равно нулю, а на паре крайних пластин (3—5) — оно наи большее. Перекрещивание «простой крест» (рис. 161, в) методом милли
вольтметра не обнаружить, так как напряжение на всех пластинах одинаковое. Поэтому правильность разделки концов секций у коллектора обязательно проверяют компасом. Компас поочередно под носят к каждому зубцу сердечника якоря. Изменение показаний стрел ки указывает на неправильное соединение концов секций, которые сле дует поменять местами.
Обмотку переменного тока наматывают поверх обмотки постоянного тока, тщательно изолируя их друг от друга. Начало обмотки припаи вают к выводу, идущему от контактного кольца, пайку изолируют, а вывод закрепляют. Витки обмотки.кладут в пазы согласно обмоточной записке. Конец обмотки припаивают ко второму выводу.
267
На провода, уложенные вдоль вала к коллектору и контактным коль цам для их закрепления, наматывают бандаж суровой ниткой, шпага том, а для более мощных машин— стальной проволокой.
После проверки якоря на обрыв и короткое замыкание изоляцию, вы ступающую из пазов, заправляют внутрь паза и обмотки закрепляют деревянными или фибровыми клиньями, которые забивают в пазы
(рис. 162).
а |
б |
Рис. 162. Крепление обмоток: а — деревянными и б —фибровыми клиньями
Припой, оставшийся на рабочей поверхности коллектора, снимают, протачивая его на токарном станке. Готовый якорь пропитывают баке литовым лаком и после горячей сушки наносят покровный лак.
Ремонт бесколлекторных генераторов переменного тока значительно проще, так как у них нет коллектора и обмотки постоянного тока, т. е. наиболее сложных в ремонте узлов.
§79 Ремонт асинхронных двигателей
Внекоторых случаях повреждения статорной обмотки в виде пробоя изоляции или обрыва устраняют без перемотки. При пробое изоляции в лобовой части или в пазу поступают так же, как при аналогичных случаях с генератором переменного тока (см. § 78). Если произошло короткое замыкание небольшого числа витков, то их разрезают, не вынимая из паза и не разматывая катушки так, чтобы они не состав ляли замкнутую цепь, а концы исправных витков соединяют между собой посредством пайки.
Обмотку, имеющую большие повреждения, перематывают. Для этого также требуется обмоточная записка. Статорные обмотки выполняются вручную или по шаблону.
Намотку вручную делают так: очистив статор от остатков изоляцион ного лака и масла, в пазы, соответствующие шагу обмотки, закладыва ют киперную ленту для крепления лобовых частей обмотки. Затем кла дут электрокартон и лакоткань так, чтобы они выступали со всех сторон, во внутренние соседние пазы вставляют деревянные планки, которые необходимы для получения нужной формы лобовых частей обмоток (рис. 163).
Конец обмоточного провода соединяют с выводом и прикрепляют бир
ку с обозначением согласно схеме и закрепляют его. Затем в изолирован ные пазы наматывают нужное число витков, не допуская их пересече ния, и уплотняют с помощью гладилки. Намотав одну катушку, пере
268
ставляют деревянные планки и наматывают таким же способом осталь ные катушки. На концы катушек навешивают бирки с обозначениями. При двухслойной обмотке между слоями обязательно прокладывают изоляцию из электрокартона и лакоткани.
По окончании намотки соединяют между собой концы катушек, дела ют выводы от фазных обмоток, маркируют их и присоединяют к клем мам на панели. Лобовые части обмотки прочно закрепляют, пользуясь
Рнс. 163. |
Укладка |
статорных обмоток: а — ручная намотка |
(/ — зубец |
статора, |
2 — обмотка, 3 — деревянные планки); б — |
|
шаблонная всынная намотка |
киперной лентой. Заправляют внутрь изоляцию, выступающую из паза, и закрепляют обмотку, забивая в пазы деревянные или фибро вые клинья. Проверяют обмотку на отсутствие обрыва и короткого замыкания. После этого на статорную обмотку наносят покровный лак и подвергают горячей сушке.
Для изготовления шаблонной обмотки пользуются секционированной разъемной оправкой (рис. 164), посредством которой можно, не раз рывая провода, намотать несколь ко секций (катушек) и тем упрос тить их соединение.
Для изготовления разъемной оправ ки необходимо знать форму кату шки (равносторонняя, цепная), раз меры ее сторон и лобовых частей и размеры поперечного сечения. Все это указывают в обмоточной записке или делают замеры кату шки и паза.
Перед намоткой катушек в про рези разъемной оправки — шабло на закладывают суровые нитки,
которыми скрепляют катушки после намотки. Если ширина паза ме жду соседними зубцами достаточна, то катушки, намотанные по ша блону, обматывают тафтяной или киперной лентой и укладывают в пазы. При недостаточной ширине катушку укладывают в пазы по проводничку. Такая обмотка называется «всыпной».
При двухслойной шаблонной обмотке на дно паза сначала кладут ниж нюю сторону одной катушки, изолируют ее лакотканыо, а затем в этот же паз помещают верхнюю сторону другой катушки.
269
Обмотки однофазного асинхронного двигателя целесообразно изготов лять на шаблоне, так как в этом случае упрощается ремонт. Неисправности короткозамкнутых роторов в виде разрыва стержня или замыкающего кольца устраняют путем перезаливки.
§ 80 Проверка электрических машин после ремонта
Электрические машины, прошедшие ремонт, обязательно испытывают. Предварительно тщательно осматривают внешнее состояние машины, а именно: качество сборки; прочность крепления вентилятора и муфты (вилки) сцепления; наличие смазки; легкость вращения вала в под шипниках; отсутствие задевания вращающихся частей — нет ли по вреждения лобовых частей обмоток; исправность выводных концов и бирок на них; измеряют зазор между статором и ротором (между по люсными наконечниками и якорем — для генераторов); состояние поверхности коллектора и контактных колец; исправность щеткодер жателей и траверсы; проверяют силу прижима и притирку щеток.
После внешнего осмотра приступают к испытаниям машины,-програм ма которых определяется ГОСТом и включает в себя:
1)проверку сопротивления изоляции всех обмоток относительно кор пуса и между собой:
2)измерение сопротивления обмоток;
3)проверку правильности маркировки выводных концов;
4)проведение опыта холостого хода;
5)испытание на повышенную скорость вращения (на «разнос»);
6)испытание изоляции между витками;
7)проведение опыта короткого замыкания;
8)испытание на нагревание под нагрузкой;
9)испытание электрической прочности изоляции (на пробой).
В условиях киноремонтных мастерских не всегда есть возможность про вести полные испытания, да и по характеру ремонтных работ не всегда в этом есть необходимость. Поэтому часто эти испытания проводятся по сокращенной программе.
1. Проверка сопротивления изоляции осуществляется индукторным мегомметром на 500 В (типа MOM-I10I) или с помощью источника постоянного тока на 220 В и вольтметра с внутренним сопротивлением не менее 300 Ом на 1 В шкалы. Во втором случае сопротивление изоля
ции^ подсчитывают по формуле:
где R„р — полное сопротивление вольтметра; Ui — напряжение на зажимах источника тока; U2— напряжение того же источника, изме
ренное через сопротивление изоляции.
2.Сопротивление обмоток можно измерить посредством моста или пользуясь вольтметром и амперметром высокого класса точности (не ниже 0,5, т. е. погрешность не более 5%). Измеряя сопротивление об моток, следует иметь в виду, что оно зависит от температуры их нагре ва. Сопротивление обмотки гхол, измеренное в холодном состоянии,
270