Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе намотки витки уплотняют гладилкой, а чтобы не было пере­ сечения витков в пазах, между ними проводят фибровым ножом. Пере­ сечение секций в лобовых частях обязательно изолируют лакотканыо

(рис. 160, б).

Так как ошибки в намотке могут быть выявлены только после изготов­ ления и для их устранения потребуется полная перемотка якоря, то нужно тщательно следить по обмоточной записке за правильностью намотки.

Закончив намотку обмотки постоянного тока, выводы ее секций при­ паивают к пластинам коллектора.

А Б В Г Д

Рнс. 161. Проверка правиль­ ности соединений секций якорной обмотки с коллек­ тором с помощью вольтмет­

 

 

 

 

 

 

ра

или

компаса:

1—6 — но­

1

2

3

4

а

в

мера

коллекторных

пластин;

А,

Б,

Г,

Д — секции обмотки

При неправильной разделке секций у коллекторных пластин возможны перекрещивания концов. Ошибка эта может быть выявлена методом милливольтметра или с помощью компаса. При двойном перекрещива­ нии (рис. 161, а) показания прибора будут наибольшими при подклю­ чении к пластинам коллектора 2—3 и 4—5. Перекрещивание кон­

цов, показанное на рис. 161,6, можно обнаружить по такому признаку: на трех смежных пластинах (34—5), взятых попарно: 3—4 и 45,

напряжение равно нулю, а на паре крайних пластин (3—5) — оно наи­ большее. Перекрещивание «простой крест» (рис. 161, в) методом милли­

вольтметра не обнаружить, так как напряжение на всех пластинах одинаковое. Поэтому правильность разделки концов секций у коллектора обязательно проверяют компасом. Компас поочередно под­ носят к каждому зубцу сердечника якоря. Изменение показаний стрел­ ки указывает на неправильное соединение концов секций, которые сле­ дует поменять местами.

Обмотку переменного тока наматывают поверх обмотки постоянного тока, тщательно изолируя их друг от друга. Начало обмотки припаи­ вают к выводу, идущему от контактного кольца, пайку изолируют, а вывод закрепляют. Витки обмотки.кладут в пазы согласно обмоточной записке. Конец обмотки припаивают ко второму выводу.

267


На провода, уложенные вдоль вала к коллектору и контактным коль­ цам для их закрепления, наматывают бандаж суровой ниткой, шпага­ том, а для более мощных машин— стальной проволокой.

После проверки якоря на обрыв и короткое замыкание изоляцию, вы­ ступающую из пазов, заправляют внутрь паза и обмотки закрепляют деревянными или фибровыми клиньями, которые забивают в пазы

(рис. 162).

а

б

Рис. 162. Крепление обмоток: а — деревянными и б —фибровыми клиньями

Припой, оставшийся на рабочей поверхности коллектора, снимают, протачивая его на токарном станке. Готовый якорь пропитывают баке­ литовым лаком и после горячей сушки наносят покровный лак.

Ремонт бесколлекторных генераторов переменного тока значительно проще, так как у них нет коллектора и обмотки постоянного тока, т. е. наиболее сложных в ремонте узлов.

§79 Ремонт асинхронных двигателей

Внекоторых случаях повреждения статорной обмотки в виде пробоя изоляции или обрыва устраняют без перемотки. При пробое изоляции в лобовой части или в пазу поступают так же, как при аналогичных случаях с генератором переменного тока (см. § 78). Если произошло короткое замыкание небольшого числа витков, то их разрезают, не вынимая из паза и не разматывая катушки так, чтобы они не состав­ ляли замкнутую цепь, а концы исправных витков соединяют между собой посредством пайки.

Обмотку, имеющую большие повреждения, перематывают. Для этого также требуется обмоточная записка. Статорные обмотки выполняются вручную или по шаблону.

Намотку вручную делают так: очистив статор от остатков изоляцион­ ного лака и масла, в пазы, соответствующие шагу обмотки, закладыва­ ют киперную ленту для крепления лобовых частей обмотки. Затем кла­ дут электрокартон и лакоткань так, чтобы они выступали со всех сторон, во внутренние соседние пазы вставляют деревянные планки, которые необходимы для получения нужной формы лобовых частей обмоток (рис. 163).

Конец обмоточного провода соединяют с выводом и прикрепляют бир­

ку с обозначением согласно схеме и закрепляют его. Затем в изолирован­ ные пазы наматывают нужное число витков, не допуская их пересече­ ния, и уплотняют с помощью гладилки. Намотав одну катушку, пере­

268


Рнс. 164. Разъемная оправка и катушки обмотки: 1— щеки; 2 — основание; 3 — винты крепления; 4 — отверстие для вала намоточного станка; 5 — группа намотан­ ных катушек

ставляют деревянные планки и наматывают таким же способом осталь­ ные катушки. На концы катушек навешивают бирки с обозначениями. При двухслойной обмотке между слоями обязательно прокладывают изоляцию из электрокартона и лакоткани.

По окончании намотки соединяют между собой концы катушек, дела­ ют выводы от фазных обмоток, маркируют их и присоединяют к клем­ мам на панели. Лобовые части обмотки прочно закрепляют, пользуясь

Рнс. 163.

Укладка

статорных обмоток: а — ручная намотка

(/ — зубец

статора,

2 — обмотка, 3 — деревянные планки); б —

 

шаблонная всынная намотка

киперной лентой. Заправляют внутрь изоляцию, выступающую из паза, и закрепляют обмотку, забивая в пазы деревянные или фибро­ вые клинья. Проверяют обмотку на отсутствие обрыва и короткого замыкания. После этого на статорную обмотку наносят покровный лак и подвергают горячей сушке.

Для изготовления шаблонной обмотки пользуются секционированной разъемной оправкой (рис. 164), посредством которой можно, не раз­ рывая провода, намотать несколь­ ко секций (катушек) и тем упрос­ тить их соединение.

Для изготовления разъемной оправ­ ки необходимо знать форму кату­ шки (равносторонняя, цепная), раз­ меры ее сторон и лобовых частей и размеры поперечного сечения. Все это указывают в обмоточной записке или делают замеры кату­ шки и паза.

Перед намоткой катушек в про­ рези разъемной оправки — шабло­ на закладывают суровые нитки,

которыми скрепляют катушки после намотки. Если ширина паза ме­ жду соседними зубцами достаточна, то катушки, намотанные по ша­ блону, обматывают тафтяной или киперной лентой и укладывают в пазы. При недостаточной ширине катушку укладывают в пазы по проводничку. Такая обмотка называется «всыпной».

При двухслойной шаблонной обмотке на дно паза сначала кладут ниж­ нюю сторону одной катушки, изолируют ее лакотканыо, а затем в этот же паз помещают верхнюю сторону другой катушки.

269



Обмотки однофазного асинхронного двигателя целесообразно изготов­ лять на шаблоне, так как в этом случае упрощается ремонт. Неисправности короткозамкнутых роторов в виде разрыва стержня или замыкающего кольца устраняют путем перезаливки.

§ 80 Проверка электрических машин после ремонта

Электрические машины, прошедшие ремонт, обязательно испытывают. Предварительно тщательно осматривают внешнее состояние машины, а именно: качество сборки; прочность крепления вентилятора и муфты (вилки) сцепления; наличие смазки; легкость вращения вала в под­ шипниках; отсутствие задевания вращающихся частей — нет ли по­ вреждения лобовых частей обмоток; исправность выводных концов и бирок на них; измеряют зазор между статором и ротором (между по­ люсными наконечниками и якорем — для генераторов); состояние поверхности коллектора и контактных колец; исправность щеткодер­ жателей и траверсы; проверяют силу прижима и притирку щеток.

После внешнего осмотра приступают к испытаниям машины,-програм­ ма которых определяется ГОСТом и включает в себя:

1)проверку сопротивления изоляции всех обмоток относительно кор­ пуса и между собой:

2)измерение сопротивления обмоток;

3)проверку правильности маркировки выводных концов;

4)проведение опыта холостого хода;

5)испытание на повышенную скорость вращения (на «разнос»);

6)испытание изоляции между витками;

7)проведение опыта короткого замыкания;

8)испытание на нагревание под нагрузкой;

9)испытание электрической прочности изоляции (на пробой).

В условиях киноремонтных мастерских не всегда есть возможность про­ вести полные испытания, да и по характеру ремонтных работ не всегда в этом есть необходимость. Поэтому часто эти испытания проводятся по сокращенной программе.

1. Проверка сопротивления изоляции осуществляется индукторным мегомметром на 500 В (типа MOM-I10I) или с помощью источника постоянного тока на 220 В и вольтметра с внутренним сопротивлением не менее 300 Ом на 1 В шкалы. Во втором случае сопротивление изоля­

ции^ подсчитывают по формуле:

где R„р — полное сопротивление вольтметра; Ui — напряжение на зажимах источника тока; U2— напряжение того же источника, изме­

ренное через сопротивление изоляции.

2.Сопротивление обмоток можно измерить посредством моста или пользуясь вольтметром и амперметром высокого класса точности (не ниже 0,5, т. е. погрешность не более 5%). Измеряя сопротивление об­ моток, следует иметь в виду, что оно зависит от температуры их нагре­ ва. Сопротивление обмотки гхол, измеренное в холодном состоянии,

270