Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вают допустимую для данной обмотки величину тока, а предел шкалы вольтметра подбирают по величине падения напряжения. Измеряемое напряжение на секции с обрывом должно быть значительно больше, чем на исправных секциях.

Если падение напряжения на секции невелико и вольтметром его не измерить, то пользуются милливольтметром (рис. 157) — сначала вклю­ чают источник тока, а после милливольтметр.

Этим же способом можно проверить надежность контакта паек концов секций в шлицах коллектора. Одновременно с измерением рекоменду­ ется шевелить концы провода проверяемых паек.

Короткозамкнутые витки обмотки определяют, пользуясь электромаг­ нитом или методом милливольтметра. В некоторых случаях (например,

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 157. Схема проверки

Рис.

158. Схема обнаружения

способом

милливольт­

места

пробоя с помощью моста

метра:

/ — пластины

 

 

коллектора;

2 — изоля­

 

 

ция между

пластинами

 

 

особенности схем обмоток — параллельные катушки, уравнительные

соединения и т.

п.) короткозамкнутые витки одним из этих способов

не обнаружить,

поэтому пользуются обоими способами и проверку ме­

тодом милливольтметра повторяют несколько раз, переключая источ­ ник тока к другим пластинам коллектора.

Статорные обмотки трехфазного асинхронного двигателя. Обрыв одной из обмоток фаз или параллельной катушки секции определяют по внеш­ ним признакам, измерением сопротивления или тока всех трех фаз. Короткое замыкание обмотки фаз также легко установить по внешним признакам, например срабатывание защиты. Пробой изоляции между, обмотками или на корпус проверяют индукторным мегомметром или ис­ пытательным напряжением.

Обычно предпочитают пользоваться напряжением сети через электро­ лампу, так как в этом случае не требуется следить за показаниями прибора — загорание электролампы сигнализирует о наличии пробоя, а это ускоряет процесс проверки.

При неполном пробое изоляции указанный способ не всегда дает поло­ жительный результат, поэтому необходимо проверять состояние изо­ ляции повышенным напряжением: £/псп = (2—3)£/раб.

Место пробоя можно найти осмотром состояния изоляции обмотки в лобовых частях, шевелением лобовых частей при включенной электро­ лампе и прожиганием. Если ни один из этих способов не дает положи­

262


тельных результатов, то пользуются методом сбалансированного моста, а именно: параллельно к обмотке фаз, имеющей пробой на корпус, включают потенциометр, а между движком потенциометра и корпусом двигателя — вольтметр. На неисправную обмотку подают напряжение и, перемещая ползунок, добиваются минимальных показаний вольт­ метра. Масштабной линейкой измеряют части намотки сопротивления потенциометра, которые будут соответствовать и части пазов, занимае­ мых неисправной обмоткой. Из рис. 158 видно, что минимальное нап­ ряжение будет на 3/4 потенциометра и, если обмотка фаз занимает во­ семь пазов, то место пробоя находится в шестом пазу.

Короткозамкнутые витки можно обнаружить измерением тока каждой фазы, который будет больше у неисправной обмотки; измерением со­ противления, которое для исправных обмоток не должно отличаться больше чем на 5%; по падению напряжения на каждой обмотке фаз при последовательном соединении всех трех обмоток или с помощью шари­ коподшипника.

Первые три способа позволяют проверить обмотки без разборки дви­ гателя. Последним способом можно определить не только наличие ко­ роткозамкнутых витков, но и пазы, в которых они лежат.

Способ с шарикоподшипником заключается в следующем: на обмотки разобранного двигателя подают напряжение несколько ниже номиналь­ ного и внутри статора обводят шарикоподшипником,, надетым на руч­ ку. Если в пазах находятся замкнутые витки, то он «прилипает» к ним, не вращается.

Вместо шарикоподшипника иногда пользуются стальным шариком, который вбрасывают внутрь статора и он «обегает» пазы, если нет замкнутых витков.

С помощью шарикоподшипника можно проверить правильность соеди­ нения катушек статорной обмотки. Для этого на наружной обойме подшипника краской делают метку и, обводя его внутри статора, сле­ дят за направлением вращения, изменение которого указывает на не­ правильное соединение катушек. Но при этом способе проверки пра­ вильности соединений подшипник нельзя прижимать к статору, так как он не будет вращаться. Поэтому его надевают на ручку между дву­ мя дисками из диамагнитного материала, диаметром на 0,5—1 мм боль­

ше наружного диаметра подшипника.

Короткозамкнутый ротор. Разрыв стержня или замыкающего кольца короткозамкнутого ротора можно обнаружить посредством электро­ магнита так же, как короткозамкнутые витки обмоток якоря, с той лишь разницей, что стальная линейка, приложенная вдоль стержня ротора, не должна вибрировать, если стержень с разрывом.

Исправность короткозамкнутого ротора можно проверить и без элект­ ромагнита. В этом случае ротор выдвигают на V3 из статора, закрепля­ ют клиньями, подают на обмотки напряжение не более V5 номинально­ го и прикладывают вдоль стержней стальную линейку, вибрации ко­ торой являются признаком целости стержня.

Этот опыт нужно делать быстро, чтобы не перегреть машину. Плохой контакт стержней с замыкающими кольцами проверяют мето­ дом милливольтметра. Напряжение постоянного тока подают через

263


реостат на замыкающие кольца, а измеряют между кольцом и каждым стержнем. В случае плохого контакта показания милливольтметра будут наибольшими.

§ 78 Ремонт генераторов переменного тока

Ремонт механических узлов электромашин, как и ремонт низковольт­ ных селеновых выпрямителей, которые применяются в бесколлекторных генераторах, объяснены в предыдущих главах.

Нагар с поверхности контактных колец н коллектора удаляют мелкой стеклянной бумагой, которую прижимают деревянной оправкой, с последующим продороживанием канавок между пластинками коллек­ тора. Раковины и глубокие царапины устраняют проточкой на то­ карном станке, после чего шлифуют и продороживают.

Пробой между контактными кольцами устраняют проточкой повреж­ денной изоляции.

Так как контактные кольца и выводы от них запрессованы в карболитовую изоляцию, то проточку делают осторожно, чтобы не перерезать выводы. После проверки на отсутствие пробоя на место сточенной изо­ ляции наматывают суровую нитку, пропитанную бакелитовым лаком. В случае пробоя изоляции пластин коллектора и изоляции контактных колец от втулки эти детали заменяют на новые.

Плохие контакты концов секций в шлицах коллекторных пластин про­ паивают припоем ПОС-33, ПОС-60. Якорь для пайки ставят верти­ кально, коллектором вниз, чтобы припой не затекал на концы секций под бандажом. Пайку делают достаточно быстро, не перегревая кол­ лектор, в противном случае снижается качество изоляции.

Повреждения обмоток возбуждения обычно устраняют, перематывая неисправную катушку. Для этого нужны: намоточный станок, разъем­ ная оправка, обмоточный провод требуемой марки и электроизоляция. Размеры разъемной оправки определяют по снятой неисправной ка­ тушке или по полюсному сердечнику с учетом толщины изоляции. Щеки оправки делают съемными и с прорезями для суровых ниток, которыми связывают катушку. Данные катушки (марка провода, число витков, вес) в случае их отсутствия можно получить при размотке неисправной катушки.

Полюсную катушку наматывают так: на вал намоточного станка наде­ вают разъемную оправку, в прорези закладывают суровые нитки, обо­ рачивают сердечник оправки одним слоем электрокартона, пропитан­ ного бакелитовым лаком, закрепляют вывод с припаянным обмоточным проводом, пайку изолируют и наматывают провод виток к витку. Для скрепления катушки ее связывают суровой ниткой через */4—*/5 часть витков намотки. По окончании намотки припаивают второй вы­ вод, изолируют пайку и закрепляют его. После этого разбирают оп­ равку, снимают катушку, прокладывают по обе стороны бакелитизированный электрокартон и обматывают ее тафтяной лентой в полуперекрышку.

Готовую катушку изгибают по корпусу машины. Для этого ее надева­ ют на полюсный сердечник, который привинчивают к корпусу. Затем

264


катушку снимают, проверяют на отсутствие обрыва и короткого замы­ кания и пропитывают битумно-масляным лаком.

После сушки катушку устанавливают на место, соединяют с другими катушками и проверяют чередование полярности полюсных сердеч­ ников.

Неисправности обмоток постоянного и переменного тока в виде пробоя изоляции в лобовой части якоря устраняют без перемотки посредством усиления изоляции в месте пробоя. Так же поступают и при пробое изо­ ляции в пазу, но в этом случае приходится вынимать катушку из паза, что следует делать осторожно, чтобы не повредить провод.

При более тяжелых повреждениях обмотку перематывают, пользуясь обмоточной запиской.

В обмоточной записке указывают: 1) схему обмотки и соединений сек­ ций (катушек); 2) марку провода, число витков в пазу и число парал­ лельных проводов; 3) пазовый шаг секций (катушек), коллекторный шаг, сопротивление секции (катушки); 4) изоляцию паза и секций (ка­ тушек); 5) способ наложения бандажа. Если обмоточной записки нет, то эти данные можно получить при размотке поврежденной обмотки. Для изготовления шаблонной обмотки необходимо знать размеры и геометрическую форму секций (катушек), размеры паза и ширину про­ хода между зубцами.

Обмотку переменного тока сматывают с якоря, стараясь не повредить изоляцию провода, чтобы использовать его вторично, а в каком пазу находится начало, не имеет значения. Иное дело с обмоткой постоян­ ного тока. В этом случае необходимо определить первый паз, в котором лежит начало обмотки, и первую пластину коллектора, с которой сое­ диняется это начало обмотки. Обычно первый паз отмечают зарубками на соседних зубцах, а первую пластину коллектора — зарубкой на ее торце. Если метки не сохранились и при снятии обмотки определить первые паз и пластину не удалось, то делают разметку якоря. Разметка необходима для генераторов с нерегулируемой траверсой.

Якорь размечают следующим способом.

Прежде всего находят линию симметрии. Для этого от середины паза (Yz— четное) к центру вала протягивают нитку. Если она не совпадает с изоляцией пластины коллектора (Yk — нечетное) или с ее серединой (Yk— четное), то нужно найти такой паз, который даст указанные сов­ падения. Определив линию симметрии на расстоянии Y J 2, от нее нахо­ дят первый паз и на расстоянии Yк/ 2 — первую пластину коллектора.

Таким же способом определяют первые паз и коллекторную пластину

при

Y г — нечетное, но нитку протягивают от середины зубца. На

рис.

159 показана разметка якоря для волновой обмотки.

Якорные обмотки пропитывают бакелитовым лаком и подвергают горя­ чей сушке при Т = 115— 125° С, поэтому лак запекается и становит­

ся твердым, что затрудняет размотку. Чтобы размягчить изоляцию, ее нагревают электрическим током через обмотки или паяльной лампой. Сняв обмотки, пазы якоря очищают от грязи, запиливают выступившие пластины сердечника, восстанавливают поврежденную изоляцию вала и лобовых частей, проверяют исправность выводов обмотки переменно­ го тока к контактным кольцам и приступают к изготовлению обмотки.

265


В пазы-якоря кладут изоляцию сначала из узких полосок лакоткани 1,

чтобы изолировать лобовые части, а затем более широкие полоски электрокартона 2 и 4 и лакоткани 3. Электрокартон предохраняет изо­

ляцию обмоточного провода от механических повреждений, а лако-

Рис. 159. Схемы разметки

якоря:

а — четное число,

— нечетное; б

нечетное,

— нечетное; в — четное,

— нечетное; г — нечетное, — четное

(/ —

паз, г —зубец,

3 — изоляция, 4 — пластина

коллектора)

ткань служит для повышения электрической прочности. Изоляция должна' выступать из пазов как в лобовых частях, так и по поверхнос­ ти сердечника (рис. 160, а).

Обмотка постоянного тока находится под низким напряжением, веро­ ятность ее_повреждения мала, поэтому ее наматывают первой.

 

 

 

 

 

 

Зачищенный конец обмоточного

 

 

 

 

 

 

провода закрепляют

у

коллек­

 

 

 

 

 

 

торной

пластины №

1

и ведут

 

 

 

 

 

 

провод вдоль вала поверх изоля­

 

 

 

 

 

 

ции, прижимают

к передней ло­

 

 

 

 

 

 

бовой части

и укладывают в паз

 

 

 

 

 

 

№ 1 и

по

задней лобовой части

 

 

 

 

 

 

переходят в

паз,

соответствую­

 

 

 

 

 

 

щий шагу обмотки Yz. Положив

 

 

 

 

 

 

нужное число витков в пазы, не

 

 

 

 

 

 

разрывая провод,

в виде петли

Рис.

160. Изоляция

пазов

(а)

и

лобовой

выводят

его

к

коллекторной

части

(б): / — узкие

полоски

лакоткани;

пластине согласно шагу коллек­

2, 4 — электрокартон,

3 — широкие

полоски

тора.

Так

же наматывают ос­

 

лакоткани; 5 — обмоточный

провод

 

 

 

 

 

 

тальные секции. Причем выводы

секций располагают у соответствующих Y k коллекторных

пластин и

каждый последующий

вывод делают несколько длиннее предыдущего,

чтобы не было ошибки при распайке их по шлицам пластин.

 

266