Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
Кроме того, для машин обоих типов определяют температуру перегрева и проверяют прочность изоляции в нагретом состоянии после одного часа работы машины.
Исправность пусковых и регулирующих устройств проверяют как на ходу машины, так и до ее запуска путем осмотра.
По обнаруженным дефектам, которые заносят в ремонтную ведомость, определяют категорию ремонта электромашины. В случае механи ческих повреждений или повреждений какой-либо обмотки машину разбирают частично или полностью, в зависимости от ее неисправ ности.
§ 76 Разборка и сборка электромашин
Разборка электромашин должна производиться так, чтобы после ре монта можно было правильно и с минимальной потерей времени ее собрать. Поэтому внимательно осматривают машину и намечают после довательность разборки, выясняют способы крепления различных эле ментов, узлов и наносят керном или краской метки на сочленяющихся частях.
Чтобы избежать поломки элементов, узлов при разборке машины, не следует применять силу, не выяснив, что именно препятствует снятию той или иной детали.
Мелкие элементы складывают в ящички, а ротор (якорь) кладут на специальную подставку, так как случайное падение его может при вести к трудноустранимому повреждению (погнется вал, ослабнет на садка сердечника или контактных колец, оборвется провод в пайках коллектора и т. п.).
Полностью электромашины не разбирают, так как обычно в этом нет необходимости. Однако ниже рассматривается последовательность полной разборки, которая производится так:
1) отвинчивают винты крепления клеммовой панели и отсоединяют от нее выводы обмоток;
2)отсоединяют выводы щеток, вынимают их из гнезд и закрепляют щет кодержатели проволочными крючками на траверсе;
3)освобождают крепление муфты или вилки сцепления и снимают их,
пользуясь съемником;
4)освобождают крепление заднего (со стороны вентилятора) подшип никового щитка, снимают его и вынимают ротор (якорь);
5)освобождают крепление и снимают передний щиток;
6)снимают сердечники полюсов. Для этого после разметки сочленений разъединяют выводы полюсных катушек, вывинчивают на три-четыре оборота болты крепления сердечников полюсов и ударами молотка по их головкам отсоединяют сердечники от корпуса. Придерживая рукой
сердечник, полностью вывинчивают болты крепления и снимают по люсную катушку;
7)освобождают крепление и снимают траверсу, предварительно поста вив метки на сочленении ее с подшипниковым шитком;
8)освобождают крепление и снимают шунтовой реостат;
9)снимают контактные кольца и коллектор с помощью съемника,
предварительно отпаяв выводы от секций и обмотки;
258
10)выпрессовывают подшипники или втулки;
11)освобождают крепление селенового выпрямителя на корпусе (для бесколлекторного генератора) и снимают его.
Элементы и узлы, снятые с машин, очищают от грязи и вторично про веряют, чтобы убедиться в их исправности.
После устранения неисправности электромашину собирают. Сборку ведут в обратной последовательности. Элементы и узлы устанавливают на место по заранее сделанным мет
кам. Особое внимание уделяют креп |
Ф 1 Ф |
Ф 2 Ф |
Ф 3 Ф |
Ф 4 Ф |
||||||||
лению |
вращающихся |
узлов. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Вновь изготовленные элементы и узлы |
|
|
|
|
|
|||||||
перед сборкой обязательно проверя |
|
|
|
|
|
|||||||
ют. Также проверяют правильность |
|
|
|
|
|
|||||||
соединения катушек |
и обмоток, если |
|
|
|
|
|
||||||
некоторые из них заменяли или пере |
|
|
|
|
|
|||||||
матывали. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для проверки правильности соедине |
|
|
|
|
|
|||||||
ния катушек трехфазного асинхрон |
|
|
|
|
|
|||||||
ного двигателя на одну из фазных |
|
|
+ |
|
|
|||||||
обмоток подают напряжение постоян |
ф . ф |
ф 2 ф |
О 3 О |
ф 4 ф |
||||||||
ного тока порядка 6— 12 |
В и пооче |
|||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
редно подносят компас к зубцам |
ста |
|
|
|
|
|
||||||
тора. Неправильное соединение ка |
|
|
|
|
|
|||||||
тушек, |
например 2 |
и |
3 (рис. 153, |
|
|
|
|
|
||||
а), обнаруживается по неправильному |
|
|
|
|
|
|||||||
чередованию полярности. То же самсе |
Рис. 153. Проверка компасом соедине |
|||||||||||
будет и при неправильном соединении |
||||||||||||
ний катушек |
одной |
фазы |
обмотки: |
|||||||||
катушек 1 и 2 (рис. 153, |
б) двухслой |
а — неправильное соединение |
в одно |
|||||||||
слойной |
обмотке; |
б — неправильное |
||||||||||
ной обмотки. В случае обрыва в одной |
соединение |
в |
двухслойной |
обмотке; |
||||||||
в — обрыв |
в одной |
из параллельных |
||||||||||
из катушек при параллельном |
соеди |
|
|
ветвей |
|
|||||||
нении (рис. 153, в) компас покажет |
зубцов. |
|
|
|
||||||||
отсутствие |
магнитного i |
поля |
у |
этих |
обмотки. |
|
||||||
Таким же |
способом |
проверяют остальные фазные |
|
Вращающуюся часть машины'— якорь (ротор)— после ремонта обя зательно балансируют. В условиях киноремонтных мастерских произ
водится только |
статическая |
|
|
||
балансировка. |
|
Для |
этого |
|
|
якорь (ротор) шейками вала |
|
|
|||
кладут на призмы (рис. |
154) |
|
|
||
и после остановки делают за |
|
|
|||
метку вверху сердечника яко |
|
|
|||
ря (ротора). Это продолжают |
|
|
|||
несколько раз. При совпаде |
Рис. |
154. Балансировка якоря (ротора) |
|||
нии заметок |
к |
этому |
месту |
||
прикрепляют |
балансировоч |
|
|
||
ные грузики, |
которые |
после |
подбора |
прочно закрепляют, забивая |
в деревянные клинья или припаивая к сердечнику ротора. Если шейки вала различных диаметров,, то на меньший диаметр надевают уравни тельное кольцо.
259
Собранную машину проверяют на легкость вращения ротора (якоря) от руки и на задевание вращающихся частей. Измеряют зазоры между ротором (якорем) и статором (сердечником полюсов) в нескольких точках.
Не исключена вероятность, что после сборки электрогенератор не воз будится по причине размагничивания сердечников полюсов. Чтобы вновь намагнитить машину, через полюсную обмотку (возбуждения) пропускают постоянный ток номинальной величины от постороннего источника, плюс которого соединяют с клеммой Ш-1 генератора. Если после намагничивания генератор не возбуждается, то компасом прове ряют правильность соединения полюсных катушек.
Для этого через обмотку возбуждения пропускают постоянный ток не более номинальной величины и к полюсным сердечникам подносят компас, который должен показать правильное чередование полюсов. Полярность полюсов можно проверить с помощью стрелки, вырезан ной из жести или стального пера, подвешенного на нитке. В этом слу чае корпус генератора ставят вертикально и к полюсным сердечникам подносят стрелку (перо), острый конец которой укажет северный полюс. Траверсу устанавливают на место по меткам, но все же необходимо проверить нейтраль одним из следующих способов:
1)генератор включают на холостой ход и при постоянном числе оборо тов и неизменном положении шунтового реостата перемещением тра версы добиваются максимальных показаний вольтметра в цепи пере менного тока;
2)к клеммам переменного тока подключают вольтметр на 1,5—3 В,
ак обмотке возбуждения неработающей машины — источник посто янного тока на 10— 12 В. Замыкая и размыкая цепь возбуждения, уста
навливают траверсу так, чтобы не было отклонений стрелки вольт метра.
§77 Способы обнаружения неисправностей обмоток
Вэтом параграфе рассматривается отыскание основных неисправнос тей обмоток электромашин, а именно: обрыв провода, нарушение пай ки секций в коллекторе, пробой изоляции между обмотками и на кор пус и возникновение короткозамкнутых витков.
Обмотка возбуждения. Обрыв обмотки возбуждения обычно происхо
дит в узлах полюсных катушек или в пайке выводов и соединений. Обмотку проверяют, подложив под щетки изоляцию или отсоединив ее выводы от выпрямителя (бесколлекторный генератор). При последо вательном соединении катушек обрыв легко обнаружить прозваниванием или измерением сопротивления. В случае параллельного или сме шанного соединения катушек обрыв одной из них можно обнаружить измерением сопротивления точным омметром (мостом).
Вероятность пробоя изоляции обмотки на корпус проверяют напряже нием сети через электролампу или индукторным мегомметром с напря жением до 300 В.
Чтобы установить, в какой именно катушке произошел пробой, их разъединяют и проверяют по отдельности.
260
Короткозамкнутые витки обмотки определяют с помощью специально го прибора или по нагреву и измерением падения напряжения на каж дой катушке при пропускании через них переменного тока допустимой величины. Причем нагрев катушки с короткозамкнутыми витками бу дет больше, а падение напряжения меньше.
Обмотка переменного тока. В наличии обрыва можно убедиться, измерив напряжения и сопротивления на контактных кольцах. При измерении сопротивления машина должна быть остановлена и кон тактные кольца изолированы от внешней цепи.
Пробой изоляции на корпус и между обмотками обнаруживается с по мощью испытательного напряжения или индукторного мегомметра
Рис. 155. Проверка обмоток якоря на кор |
Рис. 156. Проверка якорной об |
пус мегомметром или электролампой |
мотки на короткозамкнутые вит |
|
ки: / — магннтопровод; 2 — об |
|
мотка; 3 — зубец якоря; 4 — паз; |
|
5 — стальная линейка |
(рис. 155). Место пробоя определяется измерением напряжения по участкам обмотки. Для этого на обмотку подают напряжение постоян ного тока порядка 2—4 В и измеряют его на катушках, прокалывая
изоляцию острыми щупами относительно корпуса или относительно другой обмотки (пробой между обмотками). Если пробой неполный, то место пробоя не обнаружить. В таких случаях пробой «прожигают», пропуская ток больше номинальной величины между одним концом обмотки и корпусом через предохранитель. Появившийся дым укажет место пробоя изоляции.
Короткозамкнутые витки обмотки переменного тока можно обнаружить посредством электромагнита (рис. 156), который состоит из незамкну того магнитопровода 1 с обмоткой 2 для переменного тока. Обмотку
рассчитывают на напряжение такой величины, которое имеется в дан ных условиях. Якорь 3 кладут на электромагнит и к пазам 4 поочеред но прикладывают стальную линейку 5, вибрация которой указывает
на короткозамкнутые витки в данном пазу.
Обмотка постоянного тока. Так как эта обмотка состоит из секций, образующих замкнутую цепь, то обрыв может быть обнаружен только путем проверки каждой секции методом падения напряжения. С этой целью на секции поочередно через реостат подают напряжение посто янного тока и измеряют его на этих же секциях. Реостатом устанавли
261