Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
в)
|
Рис. |
108. Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора: |
|
|||||
а — общий |
вид; б — схема открытия и закрытия люка; |
в — схема |
отдельной |
секции; |
||||
/ —коынпгс |
люка; |
2 —утка; 3 — направляющие ребра; |
4 — грузовая |
рубка; 5 — первая |
||||
секция |
закрытия; |
6 — трос на |
лебедку; 7 — последняя секция закрытия; |
8 — боковая за |
||||
драйка; |
9 — верхняя задрайка; |
/0 — ведущий ролик; II — соединительная |
цепь; /2 — сред |
|||||
|
|
|
|
ний ролик; 13 — канифас-блок |
|
|
одна |
|
Съемные закрытия самые простые, чаще всего это |
крышка, соответствующая размерам люка. Ставят и снимают ее грузовой стрелой. После укладки на люк крышку закрепляют вин
товыми задрайками. Несмотря на простоту и надежность, закры
тие такого типа применяется на судах ограниченно и только при
малых размерах люка. При большом люке закрытие получается слишком громоздким и неудобным для уборки.
Откатываемые закрытия принадлежат к числу наи более распространенных. Одна из конструкций такого закрытия
системы Мак-Грегора показана на рис. 108. Закрытие состоит из пяти стальных секций, соединенных между собой короткими цепя
ми. Каждая секция имеет с боковых сторон по два ведущих ро лика, на которых она может перемещаться по комингсу вдоль лю ка, и по одному среднему ролику (рис. 108,в). Средние ролики
несколько выдвинуты в стороны и смещены относительно центра
тяжести секции.
Для хранения откатываемых секции под рострами грузовой рубки выделено специальное место и к продольным комингсам люка приварены два направляющих ребра, имеющие небольшой
наклон вверх.
Двигаются секции при помощи тросовой передачи от грузовой лебедки (рис, 108,6). Для отката секций трос крепят за утку no
li?
а} ! |
ö) |
|
Рис. |
109. |
Уплотнения металлических |
||
|
люковых крышек: |
а — по |
комингсу; |
||||
|
ST |
|
|||||
|
; |
|
б—между крышками; |
||||
|
1—крышка; |
2 — резиновая |
прокладка о |
||||
m≡ W |
|
пазе |
крышки; 3 —комингс люка; √ — кли |
||||
2' |
|
|
|
новая |
задрайка |
|
2 ⅛2zg
следней секции. При натяжении троса секции оказывают давление
друг на друга и начинают катиться на ведущих роликах. При под
ходе каждой секции к концу люка средние ролики вкатываются на направляющие ребра и приподнимают секцию. Одновременно ве дущие ролики проходят между направляющими ребрами по на
клонным погонам вниз к палубе, и секция поворачивается на средних роликах как на оси. После полного раскрытия люка все
секции оказываются поставленными в вертикальное положение,
удобное для хранения.
Для закрытия люка трос также крепится к последней секции,
но проводится через блок на противоположной стороне люка. По
следовательное движение секций при этом обеспечивается за счет
цепочек. После того как все секции станут горизонтально, трос
с последней секции переносят на первую и подтягивают все сек ции плотнее друг к другу.
Водонепроницаемость закрытия обеспечивается уплотнением (рис. 109, а, б) из мягкой резины, уложенным в пазы секций. Для
уменьшения износа уплотнений важно, чтобы вес крышек не пе
редавался на них полностью. Это достигается тем, что секции имеют на внутренней стороне ребра жесткости, которыми они ло
жатся непосредственно на комингс. В результате вес секций пе
редается на уплотнения лишь частично, и они сжимаются только на 5—10 мм.
Для предупреждения порчи уплотнений при движении кры шек предусматривается подъем всех секций перед откатом па
20—30 мм над комингсом. При этом больше поднимается тот край
секции, где находится уплотнение; это облегчает разъединение
крышек и их перемещение.
Поднимать и опускать крышки (рис. 110) можно с помощью
эксцентриковой втулки, устраиваемой в каждом ведущем ролике.
Втулка имеет два фиксированных положения — верхнее и ниж
нее— и разворачивается на пол-оборота вручную с помощью ры
чага, закладываемого в ее щеку. При повороте втулки ось роли ка, соединенная с крышкой, перемещается вертикально, в то вре
мя как сам ролик остается неподвижным.
В других конструкциях вместо эксцентриковой втулки предус
матривается заваливание ведущих роликов в специальные гнезда
на комингсе. Гнезда снабжаются выталкивающим устройством в виде, например, поворотного рычага.
120
л
Рис. |
ПО. |
Устройства |
для |
подъема |
и опускания |
кры |
|
а —с |
|
шек: |
|
эксцентриковой втулкой |
|||
в роликах; |
б —с гнездами для |
заваливания роликов;. / — крыш ка опущена; Il — крышка под нята; / — направляющая полка комингса; 2 — люковая крышка;
3 — ведущий ролик; |
4 — ось ро |
|
лика; |
5 — эксцентриковая втул |
|
ка; |
6 — поворотный |
угольник; |
|
7 — тяга |
|
Поворот рычага всех секций осуществляется одновременно от
общей тяги, связанной с гидравлическим приводом или винтовым
домкратом.
Установленные на место крышки дополнительно прижимают к
комингсу и друг к другу (крепят по-походному) специальными
зажимами-задрайками.
Откидные, или створчатые, закрытия (рис. 111 ) со
стоят из крышек, которые шарнирно крепятся к комингсу люка и при открывании откидываются в вертикальное положение. Такие
закрытия широко применяются как при малых размерах люков
(на пассажирских и рефрижераторных судах), так и при больших
люках (на рудовозах и т. п.).
Чтобы поднятые крышки имели меньшую высоту и не мешали грузовым работам, их делают обычно из нескольких шарнирно со
единенных секций, которые при открывании люка складывают в
виде гармошки.
Рис. 111. Откидное люковое закрытие
121
а)
Рис. 112. Схемы приводов откид
|
ных |
закрытий: |
||
а, |
б — гидропривод |
|
двустворчатого’ |
|
закрытия; о — тросовый |
привод трех- |
|||
створчдтого |
закрытия: |
/ — силовой |
||
гидроцилиндр; |
2 — шток гидроцилин |
|||
дра; |
3 — шарнир; |
4 — Т-образный |
||
|
анкер; 5—трос |
на |
лебедку |
Откидные закрытия часто делают парными — открывающими-
ся в обе стороны люка.
На пассажирских судах для лучшего использования площади
палубы люковые закрытия иногда делают потайными — без ко мингсов, и крышки укладывают иа люк вровень с палубой. По
добные закрытия применяют и на твиндечных палубах грузовых
судов. |
|
|
|
|
|
|
крышек обеспечивается, |
как |
и |
при ДРУ" |
|||
Водонепроницаемость |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гнх |
металлических |
закрытиях, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
резиновыми уплотнениями, и за |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
драивание |
по-походному — вин |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
товыми задрайками. |
и |
3aκpbiBai |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Для открывания |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
крышек применяется обычно |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
гидропривод, который монтирует |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ся у |
комингса люка |
(рис. 112, а) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
или |
непосредственно |
в секциях |
|||
Рис. 113. Принцип действия гидрав |
крышек (рис. 112, б); |
реже ис |
|||||||||||
лической |
системы |
привода |
люковых |
пользуется |
тросовая |
передача от |
|||||||
|
|
крышек: |
|
|
лебедок (рис. 112, в). |
|
|||||||
сляная |
цистерна; |
4 —2 |
силовой |
гндроцы- |
На рис. 113 показана принци |
||||||||
линдр; |
5 — манипулятор; 6 — запорный |
пиальная |
схема |
гидравлической |
|||||||||
/—электродвигатель; |
|
— яасос; |
3— ма |
системы привода люковых кры |
|||||||||
гидроаккумулятора; |
9 — резиновый |
баллон |
|||||||||||
со сжатым |
воздухом; |
10 — манометр; //— |
шек. Электронасос подает рабо |
||||||||||
клапан; |
7 |
— масло; |
8 |
— стальной |
корпус |
чее |
масло из небольшой цистерны |
||||||
|
|
невозвратный |
клапан |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
в гидроаккумулятор. |
В |
стальном |
122
корпусе аккумулятора помещен резиновый баллон со сжатым воз
духом. Подаваемое под давлением масло сжимает баллон, накап ливая тем самым запас энергии, обеспечивающий двухразовое
открывание и закрывание крышек без дополнительной подзаряд ки. Для открывания или закрывания крышки переключают ма
нипулятор, который направляет масло под давлением в ту или
другую полость силового гидроцилиндра, воздействующего на
крышку. Все оборудование системы, за исключением гидроцилинд ров, размещается в насосной станции в грузовой рубке.
Наматываемые закрытия применяются на судах зна
чительно реже. Закрытие состоит из узких секций, которые шар
нирно связаны между собой и могут наматываться на специаль
ный барабан.
Глава X. СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
§ 39. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Спасательным устройством называется комплекс судовых спа
сательных средств и устройств для их хранения и спуска на воду.
Каждое судно снабжается всеми необходимыми средствами
для спасения людей. Конструкции спасательных средств, их ко
личество и размещение на судне регламентируются Правилами
Регистра СССР и требованиями Международной конвенции по охране человеческих жизней на море.
Различают спасательные средства коллективного и индиви дуального пользования. К первым относятся спасательные шлюп
ки, плоты и плавучие приборы; ко вторым — спасательные круги, жилеты и костюмы-комбинезоны.
Основные из спасательных средств — шлюпки и плоты, рас
считанные на длительное поддержание людей вне воды и защиту
их от непогоды. Они имеют определенное снабжение, включая за
пас провизии и средства связи, могут передвигаться с помощью ве
сел, винта или паруса. Остальные средства предназначены для
кратковременного поддержания людей на воде до подачи им по
мощи.
Нормы снабжения спасательными средствами устанавливают ся в зависимости от района плавания и типа судна. Например, на
пассажирских судах шлюпки каждого борта должны вмещать не
менее 50% всех людей на судне. На грузовых судах шлюпки каж
дого борта должны вмещать 100% всех людей.
Спасательные шлюпки размещаются (рис. 114) в районе жи лых надстроек на верхней, шлюпочной, палубе судна. Их распо
лагают, как правило, симметрично по обоим бортам, однорядно и в один ярус. На некоторых малых судах допускается установка
одной шлюпки; |
ее располагают в диаметральной плоскости или |
с одного борта, |
но так, чтобы обеспечивалась возможность спус |
ка с обоих бортов.
123