Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в)

 

Рис.

108. Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора:

 

а — общий

вид; б — схема открытия и закрытия люка;

в — схема

отдельной

секции;

/ —коынпгс

люка;

2 —утка; 3 — направляющие ребра;

4 — грузовая

рубка; 5 — первая

секция

закрытия;

6 — трос на

лебедку; 7 — последняя секция закрытия;

8 — боковая за­

драйка;

9 — верхняя задрайка;

/0 — ведущий ролик; II — соединительная

цепь; /2 — сред­

 

 

 

 

ний ролик; 13 — канифас-блок

 

 

одна

Съемные закрытия самые простые, чаще всего это

крышка, соответствующая размерам люка. Ставят и снимают ее грузовой стрелой. После укладки на люк крышку закрепляют вин­

товыми задрайками. Несмотря на простоту и надежность, закры­

тие такого типа применяется на судах ограниченно и только при

малых размерах люка. При большом люке закрытие получается слишком громоздким и неудобным для уборки.

Откатываемые закрытия принадлежат к числу наи­ более распространенных. Одна из конструкций такого закрытия

системы Мак-Грегора показана на рис. 108. Закрытие состоит из пяти стальных секций, соединенных между собой короткими цепя­

ми. Каждая секция имеет с боковых сторон по два ведущих ро­ лика, на которых она может перемещаться по комингсу вдоль лю­ ка, и по одному среднему ролику (рис. 108,в). Средние ролики

несколько выдвинуты в стороны и смещены относительно центра

тяжести секции.

Для хранения откатываемых секции под рострами грузовой рубки выделено специальное место и к продольным комингсам люка приварены два направляющих ребра, имеющие небольшой

наклон вверх.

Двигаются секции при помощи тросовой передачи от грузовой лебедки (рис, 108,6). Для отката секций трос крепят за утку no­

li?



а} !

ö)

 

Рис.

109.

Уплотнения металлических

 

люковых крышек:

а — по

комингсу;

 

ST

 

 

;

 

б—между крышками;

 

1—крышка;

2 — резиновая

прокладка о

m≡ W

 

пазе

крышки; 3 —комингс люка; √ — кли­

2'

 

 

 

новая

задрайка

 

2 ⅛2zg

следней секции. При натяжении троса секции оказывают давление

друг на друга и начинают катиться на ведущих роликах. При под­

ходе каждой секции к концу люка средние ролики вкатываются на направляющие ребра и приподнимают секцию. Одновременно ве­ дущие ролики проходят между направляющими ребрами по на­

клонным погонам вниз к палубе, и секция поворачивается на средних роликах как на оси. После полного раскрытия люка все

секции оказываются поставленными в вертикальное положение,

удобное для хранения.

Для закрытия люка трос также крепится к последней секции,

но проводится через блок на противоположной стороне люка. По­

следовательное движение секций при этом обеспечивается за счет

цепочек. После того как все секции станут горизонтально, трос

с последней секции переносят на первую и подтягивают все сек­ ции плотнее друг к другу.

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается уплотнением (рис. 109, а, б) из мягкой резины, уложенным в пазы секций. Для

уменьшения износа уплотнений важно, чтобы вес крышек не пе­

редавался на них полностью. Это достигается тем, что секции имеют на внутренней стороне ребра жесткости, которыми они ло­

жатся непосредственно на комингс. В результате вес секций пе­

редается на уплотнения лишь частично, и они сжимаются только на 5—10 мм.

Для предупреждения порчи уплотнений при движении кры­ шек предусматривается подъем всех секций перед откатом па

20—30 мм над комингсом. При этом больше поднимается тот край

секции, где находится уплотнение; это облегчает разъединение

крышек и их перемещение.

Поднимать и опускать крышки (рис. 110) можно с помощью

эксцентриковой втулки, устраиваемой в каждом ведущем ролике.

Втулка имеет два фиксированных положения — верхнее и ниж­

нее— и разворачивается на пол-оборота вручную с помощью ры­

чага, закладываемого в ее щеку. При повороте втулки ось роли­ ка, соединенная с крышкой, перемещается вертикально, в то вре­

мя как сам ролик остается неподвижным.

В других конструкциях вместо эксцентриковой втулки предус­

матривается заваливание ведущих роликов в специальные гнезда

на комингсе. Гнезда снабжаются выталкивающим устройством в виде, например, поворотного рычага.

120


л

Рис.

ПО.

Устройства

для

подъема

и опускания

кры­

а —с

 

шек:

 

эксцентриковой втулкой

в роликах;

б —с гнездами для

заваливания роликов;. / — крыш­ ка опущена; Il — крышка под­ нята; / — направляющая полка комингса; 2 — люковая крышка;

3 — ведущий ролик;

4 — ось ро­

лика;

5 — эксцентриковая втул­

ка;

6 — поворотный

угольник;

 

7 — тяга

 

Поворот рычага всех секций осуществляется одновременно от

общей тяги, связанной с гидравлическим приводом или винтовым

домкратом.

Установленные на место крышки дополнительно прижимают к

комингсу и друг к другу (крепят по-походному) специальными

зажимами-задрайками.

Откидные, или створчатые, закрытия (рис. 111 ) со­

стоят из крышек, которые шарнирно крепятся к комингсу люка и при открывании откидываются в вертикальное положение. Такие

закрытия широко применяются как при малых размерах люков

(на пассажирских и рефрижераторных судах), так и при больших

люках (на рудовозах и т. п.).

Чтобы поднятые крышки имели меньшую высоту и не мешали грузовым работам, их делают обычно из нескольких шарнирно со­

единенных секций, которые при открывании люка складывают в

виде гармошки.

Рис. 111. Откидное люковое закрытие

121

а)

Рис. 112. Схемы приводов откид­

 

ных

закрытий:

а,

б — гидропривод

 

двустворчатого’

закрытия; о — тросовый

привод трех-

створчдтого

закрытия:

/ — силовой

гидроцилиндр;

2 — шток гидроцилин­

дра;

3 — шарнир;

4 — Т-образный

 

анкер; 5—трос

на

лебедку

Откидные закрытия часто делают парными — открывающими-

ся в обе стороны люка.

На пассажирских судах для лучшего использования площади

палубы люковые закрытия иногда делают потайными — без ко­ мингсов, и крышки укладывают иа люк вровень с палубой. По­

добные закрытия применяют и на твиндечных палубах грузовых

судов.

 

 

 

 

 

 

крышек обеспечивается,

как

и

при ДРУ"

Водонепроницаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

гнх

металлических

закрытиях,

 

 

 

 

 

 

 

 

резиновыми уплотнениями, и за­

 

 

 

 

 

 

 

 

драивание

по-походному — вин­

 

 

 

 

 

 

 

 

товыми задрайками.

и

3aκpbiBai

 

 

 

 

 

 

 

 

Для открывания

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

крышек применяется обычно

 

 

 

 

 

 

 

 

гидропривод, который монтирует­

 

 

 

 

 

 

 

 

ся у

комингса люка

(рис. 112, а)

 

 

 

 

 

 

 

 

или

непосредственно

в секциях

Рис. 113. Принцип действия гидрав­

крышек (рис. 112, б);

реже ис­

лической

системы

привода

люковых

пользуется

тросовая

передача от

 

 

крышек:

 

 

лебедок (рис. 112, в).

 

сляная

цистерна;

4 2

силовой

гндроцы-

На рис. 113 показана принци­

линдр;

5 — манипулятор; 6 — запорный

пиальная

схема

гидравлической

/—электродвигатель;

 

— яасос;

3— ма­

системы привода люковых кры­

гидроаккумулятора;

9 — резиновый

баллон

со сжатым

воздухом;

10 — манометр; //—

шек. Электронасос подает рабо­

клапан;

7

— масло;

8

стальной

корпус

чее

масло из небольшой цистерны

 

 

невозвратный

клапан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в гидроаккумулятор.

В

стальном

122


корпусе аккумулятора помещен резиновый баллон со сжатым воз­

духом. Подаваемое под давлением масло сжимает баллон, накап­ ливая тем самым запас энергии, обеспечивающий двухразовое

открывание и закрывание крышек без дополнительной подзаряд­ ки. Для открывания или закрывания крышки переключают ма­

нипулятор, который направляет масло под давлением в ту или

другую полость силового гидроцилиндра, воздействующего на

крышку. Все оборудование системы, за исключением гидроцилинд­ ров, размещается в насосной станции в грузовой рубке.

Наматываемые закрытия применяются на судах зна­

чительно реже. Закрытие состоит из узких секций, которые шар­

нирно связаны между собой и могут наматываться на специаль­

ный барабан.

Глава X. СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

§ 39. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Спасательным устройством называется комплекс судовых спа­

сательных средств и устройств для их хранения и спуска на воду.

Каждое судно снабжается всеми необходимыми средствами

для спасения людей. Конструкции спасательных средств, их ко­

личество и размещение на судне регламентируются Правилами

Регистра СССР и требованиями Международной конвенции по охране человеческих жизней на море.

Различают спасательные средства коллективного и индиви­ дуального пользования. К первым относятся спасательные шлюп­

ки, плоты и плавучие приборы; ко вторым — спасательные круги, жилеты и костюмы-комбинезоны.

Основные из спасательных средств — шлюпки и плоты, рас­

считанные на длительное поддержание людей вне воды и защиту

их от непогоды. Они имеют определенное снабжение, включая за­

пас провизии и средства связи, могут передвигаться с помощью ве­

сел, винта или паруса. Остальные средства предназначены для

кратковременного поддержания людей на воде до подачи им по­

мощи.

Нормы снабжения спасательными средствами устанавливают­ ся в зависимости от района плавания и типа судна. Например, на

пассажирских судах шлюпки каждого борта должны вмещать не

менее 50% всех людей на судне. На грузовых судах шлюпки каж­

дого борта должны вмещать 100% всех людей.

Спасательные шлюпки размещаются (рис. 114) в районе жи­ лых надстроек на верхней, шлюпочной, палубе судна. Их распо­

лагают, как правило, симметрично по обоим бортам, однорядно и в один ярус. На некоторых малых судах допускается установка

одной шлюпки;

ее располагают в диаметральной плоскости или

с одного борта,

но так, чтобы обеспечивалась возможность спус­

ка с обоих бортов.

123