Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лонны оканчиваются вверху специальными поворотными голов­ ками для крепления блоков.

Стрела оснащена двумя топенант-талями, неподвижные блоки

которых крепятся к поворотным головкам колонн, а ходовые лопа­ ри идут к двум топенаитным лебедкам. Поворот стрелы осущест­

вляется увеличением длины одного топенанта и уменьшением дли­ ны другого, изменение вылета — одновременным изменением дли­ ны обоих топенантов (аналогично стреле Халлена).

Для подъема и опускания груза служат двойные грузовые ти­ пи. Их ходовые лопари проходят через блоки на ноке стрелы, бло­

ки на поворотных головках колонн и идут на две грузовые лебед­ ки, которые работают синхронно.

Наличие поворотных головок на грузовых колоннах и специаль­

ных вертлюгов на ноке стрелы позволяет «перебрасывать» стрелу

с одного люка на другой, не производя никаких такелажных ра­

бот. В походном положении стрела крепится вертикально между

двумя консолями в верхней части колонн.

Грузоподъемность подобных перекидных стрел достигает 150—

200 т, а в отдельных случаях — 300 т. Их устанавливают на судах,

специально предназначенных для перевозки особо тяжелых грузов.

§ 37. ГРУЗОВЫЕ ЛЕБЕДКИ И КРАНЫ

Грузовые лебедки обеспечивают работу грузовых стрел и ис­ пользуются также для швартовных операций, открытия и закры­

тия люковых крышек и других судовых работ. Обычная грузо­

подъемность лебедок 5—6 т, иногда до 10 т; при необходимости

больших тяговых усилий применяют тали. Лебедки бывают элект­ рические, паровые, гидравлические.

Электрическая лебедка (рис. 103) состоит из грузо­

вого и вспомогательного барабанов, зубчатого редуктора и при­ водного электромотора.

На грузовом барабане закрепляется шкентель. Барабан сидит на валу свободно и подключается к нему с помощью муфты 4.

5)

Рис. 103. Электрическая грузовая лебед­

ка:

а — общий

вид; б — схема:

J- вспомогательный барабан (турачка);

руч­

ной тормоз; 5 — грузовой барабан;

4 — муфта гру­

зового барабана:

б — редуктор; 6,

8 — шестернп,

свободно

сидящие на

валу; 7 — муфта

переклю­

чения передач;

9 — электромагнитный

тормоз;

10 — контроллер; 11 — электродвигатель


Для торможения барабана

при его отключении от вала служит ленточный тормоз 2

с ручным приводом.

Вспомогательный бара­

бан (турачка) сидит на ва­

лу жестко. Он используется

для швартовных операций,

подъема и опускания стрел,

открытия и закрытия люко­

вых крышек и т. п. Зубчатый редуктор слу­

жит для повышения усилия

на барабанах за счет сни­ жения передаваемого числа

оборотов. Данный редуктор

позволяет работать лебедке

на двух скоростных режи­ мах. Для этого шестерни

редуктора 6 и 8 посажены

на вал свободно и могут

подключаться к нему муф­

той 7. Если масса поднимае­

мых грузов не превышает

/ — паровые

цилиндры привода;

2,

6,

¡1 — сво­

бодно

сидящие

шестерни; 3.

5,

10 — муфты;

4 — ведущий

вал;

7, 12 — турачкн;

8,

16 — жест­

ко посаженные

шестерни; 9—промежуточный

вал;

13 — грузовой вал;

N — грузовой

барабан;

15 — ленточный

тормоз:

17 — педаль

тормоза

2 т, включают шестерню 8, и грузовой барабан вращается с боль­

шей скоростью. Если же требуется поднимать более тяжелые гру­

зы, включают шестерню 6, барабан вращается медленнее, но раз­

вивает усилие до 6 т.

Электромотор лебедки работает на постоянном или перемен­ ном токе; управление мотором осуществляется с помощью конт­

роллера 10, установленного рядом с ним. На валу мотора предус­ мотрен электромагнитный тормоз 9, который автоматически тор­

мозит лебедку при выключении тока. Электрические лебедки эко­ номичны, просты в управлении и . не требуют большого ухода, а

потому широко распространены на судах.

 

Паровая лебедка (рис.

4,104) также двухскоростная.При­

водом ее служит двухцилиндровая паровая машина /, обеспечива­

ющая вращение ведущему валу

 

на котором свободно сидят ше­

стерни

 

2

 

и 5; они могут подключаться к валу с помощью муфт

3

и

5.

На промежуточном валу

9

жестко насажены турачки

7,

шестер­

ня

8

и свободно — шестерня

11,

подключаемая к валу муфтой

10.

На грузовом валу

13

жестко закреплены грузовой барабан

14,

ту­

рачки

12,

шестерня

16

и

обод ленточного тормоза

15.

 

 

 

 

 

 

При подъеме

легких

грузов

(до 2 т) используют одинарную

передачу от ведущего вала к грузовому

барабану. Для

этого

включают муфту 5

 

и отключают муфты <3

и

10\

движение к

бара­

бану передается

через шестерни

6,

11,

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

 

подъема

тяжелых

грузов

(до

5

т)

используют

 

двойную

передачу, т. е. включают муфты 3 и 10 и отключают муфту 5, дви­

8*

115


жение к барабану передается через шестерни 2, 8, 11, 16. Если

требуется привести в движение только турачки 7, то включают муфту 3, а муфты 5 и 10 выключают.

Управляют лебедкой с помощью клапана, которым регулируют

подачу пара в цилиндры, и реверсивного рычага, которым изме­

няют направление пара в цилиндрах. Для торможения лебедки

служит ленточный тормоз с педальным приводом 17.

Недостаток паровых лебедок — их низкая экономичность и

необходимость тщательного ухода, особенно в зимнее время, ког­

да возможно замерзание конденсата в паропроводах и цилиндрах.

Применяются они в основном на судах старой постройки, а также

на танкерах, где их установка объясняется противопожарными

требованиями.

Гидравлические лебедки приводятся в движение гид­

равлическим двигателем, масло к которому подается от специаль­

ного электронасоса. Насос может быть в одном агрегате с лебед­

кой или находиться на значительном расстоянии от нее, например в машинном отделении, обслуживая одновременно группу лебе­

док. Гидравлические лебедки отличаются плавной и бесшумной работой, имеют сравнительно малые размеры и массу, особенно

при централизованной системе подачи масла, поэтому применение их весьма перспективно.

Грузовые краны получили на современных судах очень боль­ шое распространение. Краны компактнее стрел, удобнее в эксплуа­

тации, во многих случаях

обеспечивают

более

быструю

погрузку

и выгрузку.

Однако они

уступают стрелам в

грузоподъемности

(обычно 5—8

т, реже до

10 т и выше)

и при

работе в

условиях

Рис. 105. Электрический грузовой кран:

а — общий вид; б — схема поворотного устройства; а — схема тросоной оснастки

116


крена (не более 5°) или волне­

ния. Краны, кроме того, сложнее

и дороже стрел.

На рис. 105 показан судовой

электрический край1,

гру­

зоподъемностью

5

т.

Основные

части

крана:2.

станина

 

закреп­

ленная на палубе, и поворотная

платформа

 

 

На

 

платформе

шарнирно закреплена5,

стрела

7 и

смонтированы

механизмы

пово­

 

4,

 

вылета

рота крана

изменения6.

стрелы

 

подъема

груза

5,

ка­

бина управления

 

 

 

 

­

Платформа опирается на

нину с

10,

 

 

 

 

 

 

ста

помощью двух шариковых

обойм

 

которые

позволяют ей

поворачиваться

вокруг

оси,

а

также

предупреждают

ее опро­

кидывание.

 

поворота

состоит

Механизм

из электромотора,

от9, которого

вращение

передается

через

ре­

дуктор

на

шестерню

сцеплен­

ную с зубчатым венцом станины

При своем

вращении

 

 

8.

шестерня

обкатывает венец,

обеспечивая

тем самым поворот платформы.

Механизм

изменения

вылета

Электрогидравлнческнй грузовой кран:

/ — станина;

2 — поворотная

платформа;

3 — механизм

подъема;

4— механизм

изменения вылета;

5—колонна;

6 «—стре­

ла; 7 — кабина

управления;

8—» меха­

 

низм

поворота

 

 

стрелы состоит из электромотора,

через редуктор с то-

пенантным барабаном

11.

На барабане закреплен тросовый топе­

нант

12,

который проходит через

систему блоков и крепится вто­

 

 

 

 

 

рым концом к ноку стрелы. Вращая в ту или иную сторону бара­

бан, устанавливают необходимый угол наклона стрелы.

Механизм подъема груза состоит из электромотора, редуктора и грузового барабана 15, на котором закреплен шкентель 13, за­ канчивающийся грузовым гаком 14. Как и топенант, шкентель

проходит через систему блоков, снижающую необходимое усилие

на барабане. Механизм подъема может работать на двух скоро­

стных режимах: при подъеме грузов до 3 т включают редуктор

на повышенную скорость вращения барабана, при более тяжелых грузах до 5 т — на пониженную скорость.

Все три механизма крана снабжены электромагнитными тор­

мозами, автоматически срабатывающими при выключении тока.

На кране предусмотрены также ограничитель грузоподъемности, который автоматически выключает механизм подъема при недо­ пустимой перегрузке; ограничитель подъема стрелы и другие уст­ ройства. Управление краном осуществляется с помощью контрол­

леров, расположенных в кабине управления.

117


Наряду с применением электрокранов на судах последней по­

стройки все чаще устанавливают электрогидравлические краны (рис. 106), которые при равных размерах могут быть по­

строены на большую мощность и грузоподъемность.

§ 38. ЛЮКОВЫЕ ЗАКРЫТИЯ

Люковые закрытия с деревянными лючинами (рис. 107)—ста­

рый тип закрытий; состоит из съемных стальных бимсов, деревян­

ных лючин и брезента.

Съемные бимсы, имеющие двутавровый профиль, закладывают

концами в гнезда на продольных комингсах люка на расстоянии около 1,5 м друг от друга и стопорят в них болтами. Устанавли­ вают бимсы с помощью грузовой стрелы. На бимсы укладывают рядами лючины, представляющие собой толстые (60—70 мм) со­

сновые щиты размером 0,7×l,5 м. Для обеспечения водонепрони­

цаемости закрытия на лючины накладывают два-три слоя брезен­

та, который закрепляют на комингсах при помощи стальных при­ жимных шин и деревянных клиньев. Для штормового крепления

брезента на каждый ряд лючин накладывают еще поперечные шины, которые шарнирной частью закрепляют за полки комингса,

а в средней части стягивают винтовым талрепом.

Недостатком такого закрытия является его ненадежность при

больших размерах люка, так как во время шторма брезент может

быть сорван. Кроме того, открывание и закрывание люка произ­

водится вручную, на что уходит много времени — один-два часа,

аснятые лючины и бимсы загромождают палубу.

Внастоящее время морские суда оборудуются механизирован­

ными люковыми закрытиями, более надежными и удобными в

эксплуатации.

Механизированные люковые закрытия состоят из крышек, из­

готовленных из стали или алюминиевых сплавов. Крышки ста­

вятся и снимаются с помощью грузовых лебедок или специаль-

 

 

 

 

 

ного

гидравлического

привода.

 

 

 

 

 

Это позволяет полностью закры­

 

 

 

 

 

вать

и

открывать

 

люк

за

не­

 

 

 

 

 

сколько

минут при

минимальной

 

 

 

 

 

затрате ручного труда. Водоне­

 

 

 

 

 

проницаемость

металлических

 

 

 

 

 

крышек

обеспечивается

резино­

 

 

 

 

 

выми уплотнениями, уложенны­

 

 

 

 

 

ми в пазах по контуру каждой

Рис. 107. Люковое закрытие со съем­

крышки.

 

 

 

крышек

ными деревянными лючинами:

По принципу уборки

гнездо для

бимса;

4 — комингс

 

люка:

механизированные

 

люковые

за­

5 — клин; 6 — прижимная шина;

7 — бре­

крытия бывают съемные, откаты­

/ — съемный

бимс;

2 — лючины;

3—

ваемые,

откидные

и

наматывае­

зент; 8 — штормовая

шина; 9 — талреп

 

 

 

 

 

мые.

 

 

 

 

 

 

118