Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
лонны оканчиваются вверху специальными поворотными голов ками для крепления блоков.
Стрела оснащена двумя топенант-талями, неподвижные блоки
которых крепятся к поворотным головкам колонн, а ходовые лопа ри идут к двум топенаитным лебедкам. Поворот стрелы осущест
вляется увеличением длины одного топенанта и уменьшением дли ны другого, изменение вылета — одновременным изменением дли ны обоих топенантов (аналогично стреле Халлена).
Для подъема и опускания груза служат двойные грузовые ти пи. Их ходовые лопари проходят через блоки на ноке стрелы, бло
ки на поворотных головках колонн и идут на две грузовые лебед ки, которые работают синхронно.
Наличие поворотных головок на грузовых колоннах и специаль
ных вертлюгов на ноке стрелы позволяет «перебрасывать» стрелу
с одного люка на другой, не производя никаких такелажных ра
бот. В походном положении стрела крепится вертикально между
двумя консолями в верхней части колонн.
Грузоподъемность подобных перекидных стрел достигает 150—
200 т, а в отдельных случаях — 300 т. Их устанавливают на судах,
специально предназначенных для перевозки особо тяжелых грузов.
§ 37. ГРУЗОВЫЕ ЛЕБЕДКИ И КРАНЫ
Грузовые лебедки обеспечивают работу грузовых стрел и ис пользуются также для швартовных операций, открытия и закры
тия люковых крышек и других судовых работ. Обычная грузо
подъемность лебедок 5—6 т, иногда до 10 т; при необходимости
больших тяговых усилий применяют тали. Лебедки бывают элект рические, паровые, гидравлические.
Электрическая лебедка (рис. 103) состоит из грузо
вого и вспомогательного барабанов, зубчатого редуктора и при водного электромотора.
На грузовом барабане закрепляется шкентель. Барабан сидит на валу свободно и подключается к нему с помощью муфты 4.
5)
Рис. 103. Электрическая грузовая лебед
ка: |
а — общий |
вид; б — схема: |
|||
J- вспомогательный барабан (турачка); |
руч |
||||
ной тормоз; 5 — грузовой барабан; |
4 — муфта гру |
||||
зового барабана: |
б — редуктор; 6, |
8 — шестернп, |
|||
свободно |
сидящие на |
валу; 7 — муфта |
переклю |
||
чения передач; |
9 — электромагнитный |
тормоз; |
10 — контроллер; 11 — электродвигатель
Для торможения барабана
при его отключении от вала служит ленточный тормоз 2
с ручным приводом.
Вспомогательный бара
бан (турачка) сидит на ва
лу жестко. Он используется
для швартовных операций,
подъема и опускания стрел,
открытия и закрытия люко
вых крышек и т. п. Зубчатый редуктор слу
жит для повышения усилия
на барабанах за счет сни жения передаваемого числа
оборотов. Данный редуктор
позволяет работать лебедке
на двух скоростных режи мах. Для этого шестерни
редуктора 6 и 8 посажены
на вал свободно и могут
подключаться к нему муф
той 7. Если масса поднимае
мых грузов не превышает
/ — паровые |
цилиндры привода; |
2, |
6, |
¡1 — сво |
|||
бодно |
сидящие |
шестерни; 3. |
5, |
10 — муфты; |
|||
4 — ведущий |
вал; |
7, 12 — турачкн; |
8, |
16 — жест |
|||
ко посаженные |
шестерни; 9—промежуточный |
||||||
вал; |
13 — грузовой вал; |
N — грузовой |
барабан; |
||||
15 — ленточный |
тормоз: |
17 — педаль |
тормоза |
2 т, включают шестерню 8, и грузовой барабан вращается с боль
шей скоростью. Если же требуется поднимать более тяжелые гру
зы, включают шестерню 6, барабан вращается медленнее, но раз
вивает усилие до 6 т.
Электромотор лебедки работает на постоянном или перемен ном токе; управление мотором осуществляется с помощью конт
роллера 10, установленного рядом с ним. На валу мотора предус мотрен электромагнитный тормоз 9, который автоматически тор
мозит лебедку при выключении тока. Электрические лебедки эко номичны, просты в управлении и . не требуют большого ухода, а
потому широко распространены на судах.
|
Паровая лебедка (рис. |
4,104) также двухскоростная.При |
||||||||||||||||||||||||
водом ее служит двухцилиндровая паровая машина /, обеспечива |
||||||||||||||||||||||||||
ющая вращение ведущему валу |
|
на котором свободно сидят ше |
||||||||||||||||||||||||
стерни |
|
2 |
|
и 5; они могут подключаться к валу с помощью муфт |
3 |
и |
||||||||||||||||||||
5. |
На промежуточном валу |
9 |
жестко насажены турачки |
7, |
шестер |
|||||||||||||||||||||
ня |
8 |
и свободно — шестерня |
11, |
подключаемая к валу муфтой |
10. |
|||||||||||||||||||||
На грузовом валу |
13 |
жестко закреплены грузовой барабан |
14, |
ту |
||||||||||||||||||||||
рачки |
12, |
шестерня |
16 |
и |
обод ленточного тормоза |
15. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
При подъеме |
легких |
грузов |
(до 2 т) используют одинарную |
||||||||||||||||||||||
передачу от ведущего вала к грузовому |
барабану. Для |
этого |
||||||||||||||||||||||||
включают муфту 5 |
|
и отключают муфты <3 |
и |
10\ |
движение к |
бара |
||||||||||||||||||||
бану передается |
через шестерни |
6, |
11, |
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Для |
|
подъема |
тяжелых |
грузов |
(до |
5 |
т) |
используют |
|
двойную |
передачу, т. е. включают муфты 3 и 10 и отключают муфту 5, дви
8* |
115 |
жение к барабану передается через шестерни 2, 8, 11, 16. Если
требуется привести в движение только турачки 7, то включают муфту 3, а муфты 5 и 10 выключают.
Управляют лебедкой с помощью клапана, которым регулируют
подачу пара в цилиндры, и реверсивного рычага, которым изме
няют направление пара в цилиндрах. Для торможения лебедки
служит ленточный тормоз с педальным приводом 17.
Недостаток паровых лебедок — их низкая экономичность и
необходимость тщательного ухода, особенно в зимнее время, ког
да возможно замерзание конденсата в паропроводах и цилиндрах.
Применяются они в основном на судах старой постройки, а также
на танкерах, где их установка объясняется противопожарными
требованиями.
Гидравлические лебедки приводятся в движение гид
равлическим двигателем, масло к которому подается от специаль
ного электронасоса. Насос может быть в одном агрегате с лебед
кой или находиться на значительном расстоянии от нее, например в машинном отделении, обслуживая одновременно группу лебе
док. Гидравлические лебедки отличаются плавной и бесшумной работой, имеют сравнительно малые размеры и массу, особенно
при централизованной системе подачи масла, поэтому применение их весьма перспективно.
Грузовые краны получили на современных судах очень боль шое распространение. Краны компактнее стрел, удобнее в эксплуа
тации, во многих случаях |
обеспечивают |
более |
быструю |
погрузку |
|
и выгрузку. |
Однако они |
уступают стрелам в |
грузоподъемности |
||
(обычно 5—8 |
т, реже до |
10 т и выше) |
и при |
работе в |
условиях |
Рис. 105. Электрический грузовой кран:
а — общий вид; б — схема поворотного устройства; а — схема тросоной оснастки
116
крена (не более 5°) или волне
ния. Краны, кроме того, сложнее
и дороже стрел.
На рис. 105 показан судовой
электрический край1, |
гру |
|||||||
зоподъемностью |
5 |
т. |
Основные |
|||||
части |
крана:2. |
станина |
|
закреп |
||||
ленная на палубе, и поворотная |
||||||||
платформа |
|
|
На |
|
платформе |
|||
шарнирно закреплена5, |
стрела |
7 и |
||||||
смонтированы |
механизмы |
пово |
||||||
|
4, |
|
вылета |
|||||
рота крана |
изменения6. |
|||||||
стрелы |
|
подъема |
груза |
5, |
ка |
|||
бина управления |
|
|
|
|
|
|||
Платформа опирается на |
||||||||
нину с |
10, |
|
|
|
|
|
|
ста |
помощью двух шариковых |
||||||||
обойм |
|
которые |
позволяют ей |
|||||
поворачиваться |
вокруг |
оси, |
а |
|||||
также |
предупреждают |
ее опро |
||||||
кидывание. |
|
поворота |
состоит |
|||||
Механизм |
||||||||
из электромотора, |
от9, которого |
|||||||
вращение |
передается |
через |
ре |
|||||
дуктор |
на |
шестерню |
сцеплен |
|||||
ную с зубчатым венцом станины |
||||||||
При своем |
вращении |
|
|
8. |
||||
шестерня |
||||||||
обкатывает венец, |
обеспечивая |
|||||||
тем самым поворот платформы. |
||||||||
Механизм |
изменения |
вылета |
Электрогидравлнческнй грузовой кран:
/ — станина; |
2 — поворотная |
платформа; |
||
3 — механизм |
подъема; |
4— механизм |
||
изменения вылета; |
5—колонна; |
6 «—стре |
||
ла; 7 — кабина |
управления; |
8—» меха |
||
|
низм |
поворота |
|
|
стрелы состоит из электромотора, |
через редуктор с то- |
||||
пенантным барабаном |
11. |
На барабане закреплен тросовый топе |
|||
нант |
12, |
который проходит через |
систему блоков и крепится вто |
||
|
|
|
|
|
рым концом к ноку стрелы. Вращая в ту или иную сторону бара
бан, устанавливают необходимый угол наклона стрелы.
Механизм подъема груза состоит из электромотора, редуктора и грузового барабана 15, на котором закреплен шкентель 13, за канчивающийся грузовым гаком 14. Как и топенант, шкентель
проходит через систему блоков, снижающую необходимое усилие
на барабане. Механизм подъема может работать на двух скоро
стных режимах: при подъеме грузов до 3 т включают редуктор
на повышенную скорость вращения барабана, при более тяжелых грузах до 5 т — на пониженную скорость.
Все три механизма крана снабжены электромагнитными тор
мозами, автоматически срабатывающими при выключении тока.
На кране предусмотрены также ограничитель грузоподъемности, который автоматически выключает механизм подъема при недо пустимой перегрузке; ограничитель подъема стрелы и другие уст ройства. Управление краном осуществляется с помощью контрол
леров, расположенных в кабине управления.
117
Наряду с применением электрокранов на судах последней по
стройки все чаще устанавливают электрогидравлические краны (рис. 106), которые при равных размерах могут быть по
строены на большую мощность и грузоподъемность.
§ 38. ЛЮКОВЫЕ ЗАКРЫТИЯ
Люковые закрытия с деревянными лючинами (рис. 107)—ста
рый тип закрытий; состоит из съемных стальных бимсов, деревян
ных лючин и брезента.
Съемные бимсы, имеющие двутавровый профиль, закладывают
концами в гнезда на продольных комингсах люка на расстоянии около 1,5 м друг от друга и стопорят в них болтами. Устанавли вают бимсы с помощью грузовой стрелы. На бимсы укладывают рядами лючины, представляющие собой толстые (60—70 мм) со
сновые щиты размером 0,7×l,5 м. Для обеспечения водонепрони
цаемости закрытия на лючины накладывают два-три слоя брезен
та, который закрепляют на комингсах при помощи стальных при жимных шин и деревянных клиньев. Для штормового крепления
брезента на каждый ряд лючин накладывают еще поперечные шины, которые шарнирной частью закрепляют за полки комингса,
а в средней части стягивают винтовым талрепом.
Недостатком такого закрытия является его ненадежность при
больших размерах люка, так как во время шторма брезент может
быть сорван. Кроме того, открывание и закрывание люка произ
водится вручную, на что уходит много времени — один-два часа,
аснятые лючины и бимсы загромождают палубу.
Внастоящее время морские суда оборудуются механизирован
ными люковыми закрытиями, более надежными и удобными в
эксплуатации.
Механизированные люковые закрытия состоят из крышек, из
готовленных из стали или алюминиевых сплавов. Крышки ста
вятся и снимаются с помощью грузовых лебедок или специаль-
|
|
|
|
|
ного |
гидравлического |
привода. |
||||
|
|
|
|
|
Это позволяет полностью закры |
||||||
|
|
|
|
|
вать |
и |
открывать |
|
люк |
за |
не |
|
|
|
|
|
сколько |
минут при |
минимальной |
||||
|
|
|
|
|
затрате ручного труда. Водоне |
||||||
|
|
|
|
|
проницаемость |
металлических |
|||||
|
|
|
|
|
крышек |
обеспечивается |
резино |
||||
|
|
|
|
|
выми уплотнениями, уложенны |
||||||
|
|
|
|
|
ми в пазах по контуру каждой |
||||||
Рис. 107. Люковое закрытие со съем |
крышки. |
|
|
|
крышек |
||||||
ными деревянными лючинами: |
По принципу уборки |
||||||||||
гнездо для |
бимса; |
4 — комингс |
|
люка: |
механизированные |
|
люковые |
за |
|||
5 — клин; 6 — прижимная шина; |
7 — бре |
крытия бывают съемные, откаты |
|||||||||
/ — съемный |
бимс; |
2 — лючины; |
3— |
ваемые, |
откидные |
и |
наматывае |
||||
зент; 8 — штормовая |
шина; 9 — талреп |
||||||||||
|
|
|
|
|
мые. |
|
|
|
|
|
|
118