Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

намотан топенант, а на другом — небольшой трос (свистов), сво­ бодный конец которого накладывается на турачку лебедки. Для

затормаживания вьюшка снабжена храповым устройством. На

новых судах топенантные вьюшки часто делаются с самостоятель­

ным электрическим приводом (топенантные лебедки) или же вме­

сто них на грузовых лебедках предусматривается дополнительный топенантный барабан, который может включаться и- отключаться

через разобщительную муфту. Применение топенаитной вьюшки или барабана позволяет быстро и легко устанавливать стрелу без груза в нужном положении и обеспечивает надежное стопорение топенанта.

Оттяжки служат для поворота стрелы в горизонтальном на­ правлении, а также для крепления ее в неподвижном положении.

Она крепится к боковым обухам нока стрелы с обеих ее сторон. Каждая оттяжка состоит из стального троса — мантыля и присо­

единенных к нему талей с основой из растительного троса. Ниж­

ний блок талей крепится к палубному обуху или рыму, а ходовой

конец проводится через палубный рым и крепится за утку на

фальшборте.

Грузовой шкентель — стальной трос для подъема и опускания груза. Один конец шкентеля закреплен на барабане лебедки, а

 

цепным стопором

Рис.

98. Легкая грузовая стрела:

 

 

а — с

топенанта; б —с

топенантной вьюшкой; в — крепление

шпора

стрелы

к

мачте;

/ — стрела; 2

—мачта;

3—блок

топенанта;

4 —топенант; 5 —ноковый

бугель

с

обухами;

6 — оттяжка;

7— тали

оттяжки;

3—грузовая лебедка; 9 — лопарь то­

пенанта;

10— цепной

стопор;

// — башмак шпора

стрелы;

/2—направляющий

блок;

/3 — грузовой блок; /4 —грузовой шкентель; /5 — противовес; 16 — грузовой гак; /7 — топенантная вьюшка

10?



Рис. 99. Схема работы

спаренными

стрелами:

1 — топенант;

1 — контрот-

тяжки; 3 — оттяжки; 4 —

топрпк-тали;

5 — шкентели;

6 — гак;

7 — лебедки

другой проходит через направляющие блоки стрелы и оканчива­

ется грузовым гаком, к которому подвешивают груз. Чтобы шкен­

тель при работе не перекручивался, гак крепится к нему с помо­ щью вертлюга, а для предупреждения слабины на шкентеле снаб­

жается противовесом.

Работа стрелами. В судовой практике применяется не­ сколько способов работы грузовыми стрелами. Наиболее простые из них — работа одиночной стрелой и спаренными стрелами.

В первом случае стрелу устанавливают наклонно над люком и

раскрепляют оттяжками. Затем поднимают шкентелем груз не­ много выше фальшборта и с помощью оттяжек вываливают стре­ лу за борт. Вновь закрепляют лопари оттяжек и опускают груз шкентелем на причал. Подобрав шкентель, возвращают стрелу в исходное положение. Этот способ малопроизводителен и применя­

ется в основном для разовых подъемов груза, например при по­ грузке снабжения и т. п.

При работе спаренными стрелами (способ «на телефон») обе стрелы люка устанавливаются неподвижно (рис. 99): одна — над

люком («судовая» стрела), другая — над причалом («береговая»).

Стрелы удерживаются топенантами или топенант-талями и рас­

креплены оттяжками. Внутренние оттяжки заменены одним тро­

сом— топриком или же топрик-талями. Топрик-тали имеют осно­

ву из растительного троса, блоки их крепятся за боковые обухи

ноков, а ходовой конец проводится вдоль одной из стрел и закре­ пляется вблизи ее шпора за утку. Для надежности крепления стрел их, кроме оттяжек, подкрепляют со стороны борта контроттяжками из стального троса. Оба шкентеля присоединяют к одному грузо­

вому гаку, и в работе участвуют обе лебедки.

IlO


Работа протекает так. Груз поднимают из трюма шкентелем

«судовой» стрелы, на втором шкентеле при этом только подбира­ ют слабину. После подъема груза на достаточную высоту над

люком выбирают шкентель «береговой» стрелы и потравливают

первый шкентель с таким расчетом, чтобы груз перемещался го­

ризонтально, переходя постепенно с одного шкентеля на другой.

Когда груз полностью перейдет на шкентель «береговой» стрелы,

его плавно опускают этим шкентелем на причал, одновременно потравливая первый шкентель. Подача свободного гака в трюм

совершается в обратном порядке.

Способ работы «на телефон» обеспечивает достаточно высо­

кую производительность, не требует ручного труда для поворота стрел и широко применяется при грузовых работах. Недостатком

способа является то, что из-за постоянного наклона стрелы в про­

свете люка имеется так называемая «мертвая зона», откуда труд­

но брать груз гаком. Этот недостаток устранен в других способах,

однако они требуют более сложной оснастки и дополнительного

оборудования.

Тяжеловесные стрелы (рис. 100) бывают грузоподъемностью

15, 30, 60 т, в отдельных случаях выше. Конструкция и оснастка

стрелы имеют некоторые особенности. Для уменьшения нагрузки

на мачту шпор стрелы опирается не на мачту, а на специальный фундамент, расположенный на палубе в диаметральной плоскости.

Стрела соединяется с фундаментом шарнирно с помощью вертлю­ га или шарового шарнира.

В процессе работы приходится изменять вылет стрелы, поэто­

му топенант заменен топенант-талями. Вместо обычного шкентеля

111

применяют грузовые гини (шкентель-тали), а вместо гака — бо­

лее надежные и прочные скобы или двурогий гак. Ходовой лопарь

грузовых гиней проводится через врезной шкив у нока стрелы и далее идет не вдоль стрелы, а через блок на мачте, блок ші па­

лубе и затем подается на барабан лебедки. Такая проводка не­ сколько снижает нагрузку на стрелу. Мачту, если необходимо, подкрепляют съемными штагами.

Для обслуживания тяжеловесных стрел обычно используют те же лебедки, что и для легких, так как применение талей в

шкентеле и топенанте уменьшает натяжение ходового лопаря пропорционально числу лопарей между блоками.

Способ работы тяжеловесной стрелой в принципе сходен с

работой одиночной легкой. Основное отличие состоит в том, что

наклон стрелы при необходимости изменяют непосредственно при

переносе груза, а для

обслуживания стрелы используют не одну,

а четыре лебедки: две

лебедки данного люка — для

лопарей гру­

зовых и топенантных

талей, две лебедки смежного

люка — для

лопарей оттяжек.

Уборка стрел по-походному. После окончания грузовых работ

перед выходом судна в море все стрелы надежно закрепляют пепоходному. Легкие стрелы чаще всего опускают до горизонталь­

ного положения и их ноки закрепляют на специальных подстав­

ках на палубе. Если судно перевозит палубный груз, то стрелы крепят вертикально к мачте, где для этого предусматривается специальный бугель с хомутом.

Тяжеловесные стрелы крепят по-походному всегда вертикаль­ но, так как их используют не при всех грузовых операциях. Бе­

гучий такелаж хорошо обтягивают вдоль стрел и найтовят к ним или же убирают совсем. На лебедки надевают чехлы и подвязы­

вают их штертами.

§ 36. МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ГРУЗОВЫЕ СТРЕЛЫ

Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена (рис. 101). На современных судах все шире применяются механи­

зированные стрелы, при которых не только подъем и опускание

груза, но также поворот стрелы и изменение ее вылета осущест­

вляются с помощью специальных механизмов. Это значительно по­ вышает производительность грузовых работ.

Стрела системы Халлена не имеет оттяжек, но снабжена дву­

мя топенантами, которые закреплены на ноке стрелы и проведе­

ны через направляющие блоки на две топенантные лебедки. Что­ бы обеспечить достаточно большой угол поворота стрелы и воз­

врат ее в исходное положение, на мачте имеются широкий салинг, по концам которого закреплены блоки топенантов, и специальный

кронштейн, служащий для направления топенантов.

Обе топенантные лебедки управляются одним сдвоенным конт­

роллером. При равномерном и разностороннем вращении обеих

лебедок стрела поворачивается в горизонтальной плоскости, при

112


Рис.

101.

Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена:

1 — топепантная

лебедка;

2 — мачта;

3—кронштейн;

4— верхний

направляющий блок

топенанта;

5 — топенант;

6 — грузовой

блок; 7 — грузовой гак;

д —стрела; 9— грузовая

 

лебедка; 10 — нижний направляющий блок

топенанта;

11 — салинг

равномерном и односторон­ нем— поднимается или опус­ кается, при неравномерном —

поворачивается одновременное

подъемом или опусканием.

Максимальный угол поворота

стрелы с борта на борт состав­ ляет около 160°.

Для подъема и опускания

шкентеля с грузом служит тре­ тья лебедка — грузовая, управ­

ляемая отдельным контролле­ ром.

Стрелы этого типа имеют

несколько модификаций и бы­

вают легкие и тяжеловесные. Конструкция тяжеловесной

стрелы отличается лишь тем,

что стрела снабжена врезным шкивом и грузовыми гинями,

а вместо простых топенантов

применяются топенант-тали.

Перекидная тяжеловесная

стрела с двумя топенантами

системы Штюлькена (рис. 102).

Стрела, в отличие от обычных,

может обслуживать два смеж­ ных люка. Для ее установки

Рис. 102. Перекидная тяжеловесная стрела системы Штюлькена:

I, 2 — грузовые колонны; 3, 4 — поворотные головки колонны; 5, 6 •— топенант-тали, 7 —

сдвоенные грузовые ГИНН

служат две массивные безвантовые грузовые колонны, распо­

ложенные обычно с небольшим наклоном в сторону бортов. Ко­

3

Устройство морского

судив

нз