Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
намотан топенант, а на другом — небольшой трос (свистов), сво бодный конец которого накладывается на турачку лебедки. Для
затормаживания вьюшка снабжена храповым устройством. На
новых судах топенантные вьюшки часто делаются с самостоятель
ным электрическим приводом (топенантные лебедки) или же вме
сто них на грузовых лебедках предусматривается дополнительный топенантный барабан, который может включаться и- отключаться
через разобщительную муфту. Применение топенаитной вьюшки или барабана позволяет быстро и легко устанавливать стрелу без груза в нужном положении и обеспечивает надежное стопорение топенанта.
Оттяжки служат для поворота стрелы в горизонтальном на правлении, а также для крепления ее в неподвижном положении.
Она крепится к боковым обухам нока стрелы с обеих ее сторон. Каждая оттяжка состоит из стального троса — мантыля и присо
единенных к нему талей с основой из растительного троса. Ниж
ний блок талей крепится к палубному обуху или рыму, а ходовой
конец проводится через палубный рым и крепится за утку на
фальшборте.
Грузовой шкентель — стальной трос для подъема и опускания груза. Один конец шкентеля закреплен на барабане лебедки, а
|
цепным стопором |
Рис. |
98. Легкая грузовая стрела: |
|
|
||||
а — с |
топенанта; б —с |
топенантной вьюшкой; в — крепление |
шпора |
||||||
стрелы |
к |
мачте; |
/ — стрела; 2 |
—мачта; |
3—блок |
топенанта; |
4 —топенант; 5 —ноковый |
||
бугель |
с |
обухами; |
6 — оттяжка; |
7— тали |
оттяжки; |
3—грузовая лебедка; 9 — лопарь то |
|||
пенанта; |
10— цепной |
стопор; |
// — башмак шпора |
стрелы; |
/2—направляющий |
блок; |
/3 — грузовой блок; /4 —грузовой шкентель; /5 — противовес; 16 — грузовой гак; /7 — топенантная вьюшка
10?
Рис. 99. Схема работы
спаренными |
стрелами: |
1 — топенант; |
1 — контрот- |
тяжки; 3 — оттяжки; 4 —
топрпк-тали; |
5 — шкентели; |
6 — гак; |
7 — лебедки |
другой проходит через направляющие блоки стрелы и оканчива
ется грузовым гаком, к которому подвешивают груз. Чтобы шкен
тель при работе не перекручивался, гак крепится к нему с помо щью вертлюга, а для предупреждения слабины на шкентеле снаб
жается противовесом.
Работа стрелами. В судовой практике применяется не сколько способов работы грузовыми стрелами. Наиболее простые из них — работа одиночной стрелой и спаренными стрелами.
В первом случае стрелу устанавливают наклонно над люком и
раскрепляют оттяжками. Затем поднимают шкентелем груз не много выше фальшборта и с помощью оттяжек вываливают стре лу за борт. Вновь закрепляют лопари оттяжек и опускают груз шкентелем на причал. Подобрав шкентель, возвращают стрелу в исходное положение. Этот способ малопроизводителен и применя
ется в основном для разовых подъемов груза, например при по грузке снабжения и т. п.
При работе спаренными стрелами (способ «на телефон») обе стрелы люка устанавливаются неподвижно (рис. 99): одна — над
люком («судовая» стрела), другая — над причалом («береговая»).
Стрелы удерживаются топенантами или топенант-талями и рас
креплены оттяжками. Внутренние оттяжки заменены одним тро
сом— топриком или же топрик-талями. Топрик-тали имеют осно
ву из растительного троса, блоки их крепятся за боковые обухи
ноков, а ходовой конец проводится вдоль одной из стрел и закре пляется вблизи ее шпора за утку. Для надежности крепления стрел их, кроме оттяжек, подкрепляют со стороны борта контроттяжками из стального троса. Оба шкентеля присоединяют к одному грузо
вому гаку, и в работе участвуют обе лебедки.
IlO
Работа протекает так. Груз поднимают из трюма шкентелем
«судовой» стрелы, на втором шкентеле при этом только подбира ют слабину. После подъема груза на достаточную высоту над
люком выбирают шкентель «береговой» стрелы и потравливают
первый шкентель с таким расчетом, чтобы груз перемещался го
ризонтально, переходя постепенно с одного шкентеля на другой.
Когда груз полностью перейдет на шкентель «береговой» стрелы,
его плавно опускают этим шкентелем на причал, одновременно потравливая первый шкентель. Подача свободного гака в трюм
совершается в обратном порядке.
Способ работы «на телефон» обеспечивает достаточно высо
кую производительность, не требует ручного труда для поворота стрел и широко применяется при грузовых работах. Недостатком
способа является то, что из-за постоянного наклона стрелы в про
свете люка имеется так называемая «мертвая зона», откуда труд
но брать груз гаком. Этот недостаток устранен в других способах,
однако они требуют более сложной оснастки и дополнительного
оборудования.
Тяжеловесные стрелы (рис. 100) бывают грузоподъемностью
15, 30, 60 т, в отдельных случаях выше. Конструкция и оснастка
стрелы имеют некоторые особенности. Для уменьшения нагрузки
на мачту шпор стрелы опирается не на мачту, а на специальный фундамент, расположенный на палубе в диаметральной плоскости.
Стрела соединяется с фундаментом шарнирно с помощью вертлю га или шарового шарнира.
В процессе работы приходится изменять вылет стрелы, поэто
му топенант заменен топенант-талями. Вместо обычного шкентеля
111
применяют грузовые гини (шкентель-тали), а вместо гака — бо
лее надежные и прочные скобы или двурогий гак. Ходовой лопарь
грузовых гиней проводится через врезной шкив у нока стрелы и далее идет не вдоль стрелы, а через блок на мачте, блок ші па
лубе и затем подается на барабан лебедки. Такая проводка не сколько снижает нагрузку на стрелу. Мачту, если необходимо, подкрепляют съемными штагами.
Для обслуживания тяжеловесных стрел обычно используют те же лебедки, что и для легких, так как применение талей в
шкентеле и топенанте уменьшает натяжение ходового лопаря пропорционально числу лопарей между блоками.
Способ работы тяжеловесной стрелой в принципе сходен с
работой одиночной легкой. Основное отличие состоит в том, что
наклон стрелы при необходимости изменяют непосредственно при
переносе груза, а для |
обслуживания стрелы используют не одну, |
|
а четыре лебедки: две |
лебедки данного люка — для |
лопарей гру |
зовых и топенантных |
талей, две лебедки смежного |
люка — для |
лопарей оттяжек.
Уборка стрел по-походному. После окончания грузовых работ
перед выходом судна в море все стрелы надежно закрепляют пепоходному. Легкие стрелы чаще всего опускают до горизонталь
ного положения и их ноки закрепляют на специальных подстав
ках на палубе. Если судно перевозит палубный груз, то стрелы крепят вертикально к мачте, где для этого предусматривается специальный бугель с хомутом.
Тяжеловесные стрелы крепят по-походному всегда вертикаль но, так как их используют не при всех грузовых операциях. Бе
гучий такелаж хорошо обтягивают вдоль стрел и найтовят к ним или же убирают совсем. На лебедки надевают чехлы и подвязы
вают их штертами.
§ 36. МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ГРУЗОВЫЕ СТРЕЛЫ
Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена (рис. 101). На современных судах все шире применяются механи
зированные стрелы, при которых не только подъем и опускание
груза, но также поворот стрелы и изменение ее вылета осущест
вляются с помощью специальных механизмов. Это значительно по вышает производительность грузовых работ.
Стрела системы Халлена не имеет оттяжек, но снабжена дву
мя топенантами, которые закреплены на ноке стрелы и проведе
ны через направляющие блоки на две топенантные лебедки. Что бы обеспечить достаточно большой угол поворота стрелы и воз
врат ее в исходное положение, на мачте имеются широкий салинг, по концам которого закреплены блоки топенантов, и специальный
кронштейн, служащий для направления топенантов.
Обе топенантные лебедки управляются одним сдвоенным конт
роллером. При равномерном и разностороннем вращении обеих
лебедок стрела поворачивается в горизонтальной плоскости, при
112
Рис. |
101. |
Грузовая стрела с двумя топенантами системы Халлена: |
||||
1 — топепантная |
лебедка; |
2 — мачта; |
3—кронштейн; |
4— верхний |
направляющий блок |
|
топенанта; |
5 — топенант; |
6 — грузовой |
блок; 7 — грузовой гак; |
д —стрела; 9— грузовая |
||
|
лебедка; 10 — нижний направляющий блок |
топенанта; |
11 — салинг |
равномерном и односторон нем— поднимается или опус кается, при неравномерном —
поворачивается одновременное
подъемом или опусканием.
Максимальный угол поворота
стрелы с борта на борт состав ляет около 160°.
Для подъема и опускания
шкентеля с грузом служит тре тья лебедка — грузовая, управ
ляемая отдельным контролле ром.
Стрелы этого типа имеют
несколько модификаций и бы
вают легкие и тяжеловесные. Конструкция тяжеловесной
стрелы отличается лишь тем,
что стрела снабжена врезным шкивом и грузовыми гинями,
а вместо простых топенантов
применяются топенант-тали.
Перекидная тяжеловесная
стрела с двумя топенантами
системы Штюлькена (рис. 102).
Стрела, в отличие от обычных,
может обслуживать два смеж ных люка. Для ее установки
Рис. 102. Перекидная тяжеловесная стрела системы Штюлькена:
I, 2 — грузовые колонны; 3, 4 — поворотные головки колонны; 5, 6 •— топенант-тали, 7 —
сдвоенные грузовые ГИНН
служат две массивные безвантовые грузовые колонны, распо
ложенные обычно с небольшим наклоном в сторону бортов. Ко
3 |
Устройство морского |
судив |
нз |
|