Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел четвертый

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ

Глава XI. КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СУДОВЫХ СИСТЕМ

§ 43. КЛАССИФИКАЦИЯ

Судовыми системами называется сеть трубопроводов с армату­

рой, механизмами и приборами, предназначенная для перемеще­

ния жидкостей или газов по судну.

Все системы судна делятся по назначению на общесудовые и

системы энергетической установки. Первые обеспечивают произ­ водственно-бытовые нужды всего судна в целом, вторые — рабо­ ту судовых двигателей и механизмов.

В настоящем пособии рассматриваются только общесудовые

системы (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2

Группа

Системы

 

Назначение

 

 

 

систем

 

 

 

 

 

Воздушных труб,

измерительных

Сообщение

судовых

 

цистерн C

 

труб

 

атмосферой,

измерение

 

уровня

 

 

 

жидкости

в

цистернах,

льялах

Трюм­

Осушительные

(осушительная,

и пр.

 

 

 

 

 

Откачка воды из трюмной части

ные

водоотливная)

 

судна

перекачка

и

 

удаление

 

Балластные (балластная, крепо­

Прием,

 

 

вая, диффереитная)

 

водяного

балласта для

 

изменения

 

Пожарной сигнализации

остойчивости пли посадки судна

 

Обнаружение возможного пожа­

Проти­

Водотушенпя, объемного туше­

ра

 

 

 

 

 

Тушение пожаров водой, паром,

вопожар­ ния (паротушения, газотушення),

негорючими

газами, пеной

ные

пенотушения^

 

 

 

 

 

 

 

Искус­

Вентиляции, кондиционирования

Поддержание заданной темпера­

ственно­

воздуха, отопления, рефрижера­

туры и состава воздуха в судовых

го мик­

торные

 

помещениях

 

 

 

 

роклима­

 

 

 

 

 

 

 

 

та

• Бытового водоснабжения (питье­

 

 

 

 

 

 

Сани­

Подача пресной и забортной во­

тарные

вой, мытьевой, забортной воды)

ды к бытовым, потребителям

 

Сточно-фановые (фановая, сточ­

Отвод

использованных

вод ог

 

ная, шпигатная)

 

санитарных

устройств

и

 

помеще­

ний и дождевых вод с палуб

136


 

 

Продолжение

Группа

Системы

Назначение

систем

 

 

Специ­

Грузовая, зачистная,

газоотвод­

Прием и

выдача жидкого груза,

альные

ная, подогрева груза,

мойки тан­

обеспечение

сохранной перевозки

на тан­

ков и др.

 

груза

 

кере

 

 

 

 

 

§ 44. ТРУБЫ И ТИПОВАЯ АРМАТУРА

 

Трубы — основная часть

любой системы. Их изготовляют из

стали, реже — из меди, латуни, алюминиевых

сплавов, получают

распространение и пластмассовые трубы из винипласта и поли­

этилена. Стальные трубы для предохранения от коррозии оцин­

ковывают, бакелитируют или создают иную защиту, например по­

крывают внутри слоем пластика. Большую роль в сохранении

труб играет их наружная окраска, производимая после монтажа

системы и в процессе дальнейшей эксплуатации.

Трубы соединяются (рис. 126) при помощи фланцев, стягивае­

мых болтами. Для плотности соединения между фланцами ставят

прокладки из паронита, клингерита, резины, прессшпана, пла­ стиката и т. п. Прокладочный материал выбирают в зависимости

от давления, температуры и свойств вещества, протекающего по системе. Для труб небольшого диаметра применяются также шту­

церные соединения, состоящие из штуцера и накидной гайки, и

фитинговые, выполненные в виде резьбовых муфт, колен, тройни­ ков, крестовин. При небольших давлениях иногда применяют діо­

ритовое соединение, представляющее собой короткий патрубок из

армированной резины, зажимаемый по концам хомутиками. В по­ следнее время разъемные соединения часто заменяют более про­

стыми и надежными сварными.

Трубопроводы многих систем должны проходить через водоне­

проницаемые переборки и палубы. Чтобы не нарушалась плот­

ность этих конструкций, трубы крепят к ним жестко — C помощью переборочных стаканов или приварных колец. Для уменьшения на­

пряжений, возникающих в трубах

от температурного расширения

или от деформации корпуса суд­ на, на трубопроводах делают кон­ структивные изгибы или устанав­

ливают компенсаторы расшире­ ния.

Арматура систем служит для включения и отключения отдель­ ных трубопроводов, регулирова­

ние. 126. Путевые соединения труб:

а — фланцевое; б — фитннговое (резь­ бовое); в — штуцерное; г — діорито­ вое; <5—сварное; е—переборочный стакан; ж — приварное кольцо

137


Рис. 127. Клапан запор« ньій:

1 — корпус;

3 — крышка;

З —тарелка;

4 — набивка

сальника;

5 — нажимная

втулка сальника; 6 — шток; 7 — маховик

клапан закрыт

Клапан открыт

ния количества протекающей жидкости или газа, поддержания за­ данного давления в системе и т. п. К типовой запорно-регулирую­

щей арматуре относятся клапаны, краны, клинкеты.

Клапаны характерны тем, что проходное отверстие у них

закрывается тарелкой, плотно прижатой к гнезду. Клапаны обес­

печивают высокую плотность запирания при любых размерах труб и давлениях и имеют самое широкое применение в системах.

Рассмотрим их основные типы.

У запорных клапанов (рис. 127) тарелка закреплена на што­ ке, с помощью которого осуществляется ее подъем и опускание.

Движение жидкости в таком клапане возможно в обоих направ­ лениях.

Невозвратные клапаны (рис. 128, а) не имеют штока и про­

пускают жидкость только в одном направлении — из-под тарелки.

Разновидность этой конструкции — откидной бортовой клапан-

захлопка (рис. 128, б), устанавливаемый на отливных трубах раз­ личных систем для предупреждения попадания в них забортной

воды.

У невозвратно-запорных клапанов (рис. 128, в) шток не соеди­

няется с тарелкой и служит лишь для ограничения ее подъема и закрывания клапана. Такие клапаны также ставят на трубопро­ водах, где требуется одностороннее движение жидкости.

Hевозвратно-управляемые клапаны отличаются от предыдущих тем, что тарелка у них закреплена на штоке с некоторым зазором по высоте. В результате при небольшом подъеме штока клапан

работает как невозвратно-запорный, а при дальнейшем подъеме —

как обычный запорный. Для удобства управления системами кла­ паны часто группируются в клапанные коробки (рис. 128, а) по

два-три клапана и более в каждой.

Редукционные клапаны служат для снижения и автоматиче­

ского поддержания сниженной величины давления в системе неза­

висимо от его колебаний перед клапаном. Понижение давления в

клапане достигается неполным открытием тарелки, которая для этого нагружена пружиной.

Предохранительные

клапаны предупреждают случайное повы­

шение давления в системе сверх уста­

 

 

 

 

новленного. При нормальном давле­

 

 

 

 

нии тарелка предохранительного кла­

 

 

 

 

пана плотно прижата к седлу пружи­

 

 

 

 

ной, а при повышении давления выше

 

 

 

 

рабочего автоматически

открывается

 

 

 

 

и выпускает часть жидкости или газа

 

 

 

 

наружу.

 

характерны

 

 

 

 

Краны (рис. 129)

 

 

 

 

тем, что имеют в корпусе поворотную

Рис.

129.

Кран

проходной:

коническую пробку со сквозными от­

1 — корпус;

2 — пробка; 3 — саль­

верстиями для прохода жидкости или

никовая

набивка;

4— нажимная

газа. В зависимости от формы и чис­

втулка

сальника;

5 — рукоятка

ла отверстий краны делятся на про-

 

 

 

 

139



Рис. 130. Типы кранов:

а — проходной; б, в — трехходовые, cL- и Т-образнымп пробками; г, д—крановые мани­ пуляторы (переключатели)

ходные, трехходовые и крановые манипуляторы (рис. 130). Кон­ струкции кранов позволяют не только сообщать или разобщать

трубопровод, но и производить разнообразные переключения.

Однако в кранах, особенно при больших размерах пробки, труд­

но обеспечить герметичность. Поэтому они применяются главным

образом при малых диаметрах труб и небольших давлениях в них. Клинкеты представляют собой запорные устройства, у ко­ торых проходное сечение закрывается при помощи диска клино­ видного сечения. Клинкеты уступают клапанам в плотности запи­ рания трубопровода, но имеют меньшие размеры и массу и

создают меньшее сопротивление проходу жидкости. Чаще они

применяются при больших диаметрах труб, например в грузовых системах танкеров.

Приводы управления арматурой могут быть местными и ди­

станционными. Дистанционные приводы бывают валиковые, гид­

равлические, пневматические, электрические. Они применяются

при расположении арматуры в отдаленных и труднодоступных ме­

стах. Для удобства эксплуатации на маховиках и рукоятках всех приводов закрепляются таблички, указывающие назначение дан­

ной арматуры.

§ 45. МЕХАНИЗМЫ

Насосы. Для перекачивания жидкостей в судовых системах применяются в основном центробежные, поршневые и струйные

насосы.

В центробежных насосах (рис. 131) жидкость пере­ мещается под действием быстро вращающегося лопастного коле­

са. Внутри улиткообразного корпуса на валу закреплено рабочее колесо, снабженное изогнутыми лопастями. Приемная труба кре­

пится к средней части корпуса, отливная — к периферийной. При вращении рабочего колеса лопасти отбрасывают воду от середи­

ны колеса к периферии и через спиральный канал вода уходит в

отливную трубу. В центре колеса создается разрежение, обеспе­ чивающее непрерывное поступление воды в насос.

Одно рабочее колесо центробежного насоса создает обычно ограниченный напор воды. Если в системе требуется более высо­

кий напор, центробежные насосы делают многоступенчатыми, т. е.

с несколькими колесами на одном валу. Вода проходит последо­

вательно через все рабочие колеса, и напор ее возрастает пропор­

ционально числу ступеней.

140