Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
Раздел четвертый
СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
Глава XI. КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СУДОВЫХ СИСТЕМ
§ 43. КЛАССИФИКАЦИЯ
Судовыми системами называется сеть трубопроводов с армату
рой, механизмами и приборами, предназначенная для перемеще
ния жидкостей или газов по судну.
Все системы судна делятся по назначению на общесудовые и
системы энергетической установки. Первые обеспечивают произ водственно-бытовые нужды всего судна в целом, вторые — рабо ту судовых двигателей и механизмов.
В настоящем пособии рассматриваются только общесудовые
системы (табл. 2). |
|
|
|
Таблица 2 |
||||
Группа |
Системы |
|
Назначение |
|
|
|
||
систем |
|
|
|
|
||||
|
Воздушных труб, |
измерительных |
Сообщение |
судовых |
|
цистерн C |
||
|
труб |
|
атмосферой, |
измерение |
|
уровня |
||
|
|
|
жидкости |
в |
цистернах, |
льялах |
||
Трюм |
Осушительные |
(осушительная, |
и пр. |
|
|
|
|
|
Откачка воды из трюмной части |
||||||||
ные |
водоотливная) |
|
судна |
перекачка |
и |
|
удаление |
|
|
Балластные (балластная, крепо |
Прием, |
|
|||||
|
вая, диффереитная) |
|
водяного |
балласта для |
|
изменения |
||
|
Пожарной сигнализации |
остойчивости пли посадки судна |
||||||
|
Обнаружение возможного пожа |
|||||||
Проти |
Водотушенпя, объемного туше |
ра |
|
|
|
|
|
|
Тушение пожаров водой, паром, |
||||||||
вопожар ния (паротушения, газотушення), |
негорючими |
газами, пеной |
||||||
ные |
пенотушения^ |
|
|
|
|
|
|
|
Искус |
Вентиляции, кондиционирования |
Поддержание заданной темпера |
||||||
ственно |
воздуха, отопления, рефрижера |
туры и состава воздуха в судовых |
||||||
го мик |
торные |
|
помещениях |
|
|
|
|
|
роклима |
|
|
|
|
|
|
|
|
та |
• Бытового водоснабжения (питье |
|
|
|
|
|
|
|
Сани |
Подача пресной и забортной во |
|||||||
тарные |
вой, мытьевой, забортной воды) |
ды к бытовым, потребителям |
||||||
|
Сточно-фановые (фановая, сточ |
Отвод |
использованных |
вод ог |
||||
|
ная, шпигатная) |
|
санитарных |
устройств |
и |
|
помеще |
ний и дождевых вод с палуб
136
|
|
Продолжение |
|
Группа |
Системы |
Назначение |
|
систем |
|||
|
|
Специ |
Грузовая, зачистная, |
газоотвод |
Прием и |
выдача жидкого груза, |
альные |
ная, подогрева груза, |
мойки тан |
обеспечение |
сохранной перевозки |
на тан |
ков и др. |
|
груза |
|
кере |
|
|
|
|
|
§ 44. ТРУБЫ И ТИПОВАЯ АРМАТУРА |
|
||
Трубы — основная часть |
любой системы. Их изготовляют из |
|||
стали, реже — из меди, латуни, алюминиевых |
сплавов, получают |
распространение и пластмассовые трубы из винипласта и поли
этилена. Стальные трубы для предохранения от коррозии оцин
ковывают, бакелитируют или создают иную защиту, например по
крывают внутри слоем пластика. Большую роль в сохранении
труб играет их наружная окраска, производимая после монтажа
системы и в процессе дальнейшей эксплуатации.
Трубы соединяются (рис. 126) при помощи фланцев, стягивае
мых болтами. Для плотности соединения между фланцами ставят
прокладки из паронита, клингерита, резины, прессшпана, пла стиката и т. п. Прокладочный материал выбирают в зависимости
от давления, температуры и свойств вещества, протекающего по системе. Для труб небольшого диаметра применяются также шту
церные соединения, состоящие из штуцера и накидной гайки, и
фитинговые, выполненные в виде резьбовых муфт, колен, тройни ков, крестовин. При небольших давлениях иногда применяют діо
ритовое соединение, представляющее собой короткий патрубок из
армированной резины, зажимаемый по концам хомутиками. В по следнее время разъемные соединения часто заменяют более про
стыми и надежными сварными.
Трубопроводы многих систем должны проходить через водоне
проницаемые переборки и палубы. Чтобы не нарушалась плот
ность этих конструкций, трубы крепят к ним жестко — C помощью переборочных стаканов или приварных колец. Для уменьшения на
пряжений, возникающих в трубах
от температурного расширения
или от деформации корпуса суд на, на трубопроводах делают кон структивные изгибы или устанав
ливают компенсаторы расшире ния.
Арматура систем служит для включения и отключения отдель ных трубопроводов, регулирова
ние. 126. Путевые соединения труб:
а — фланцевое; б — фитннговое (резь бовое); в — штуцерное; г — діорито вое; <5—сварное; е—переборочный стакан; ж — приварное кольцо
137
Рис. 127. Клапан запор« ньій:
1 — корпус; |
3 — крышка; |
З —тарелка; |
4 — набивка |
сальника; |
5 — нажимная |
втулка сальника; 6 — шток; 7 — маховик
клапан закрыт
Клапан открыт
ния количества протекающей жидкости или газа, поддержания за данного давления в системе и т. п. К типовой запорно-регулирую
щей арматуре относятся клапаны, краны, клинкеты.
Клапаны характерны тем, что проходное отверстие у них
закрывается тарелкой, плотно прижатой к гнезду. Клапаны обес
печивают высокую плотность запирания при любых размерах труб и давлениях и имеют самое широкое применение в системах.
Рассмотрим их основные типы.
У запорных клапанов (рис. 127) тарелка закреплена на што ке, с помощью которого осуществляется ее подъем и опускание.
Движение жидкости в таком клапане возможно в обоих направ лениях.
Невозвратные клапаны (рис. 128, а) не имеют штока и про
пускают жидкость только в одном направлении — из-под тарелки.
Разновидность этой конструкции — откидной бортовой клапан-
захлопка (рис. 128, б), устанавливаемый на отливных трубах раз личных систем для предупреждения попадания в них забортной
воды.
У невозвратно-запорных клапанов (рис. 128, в) шток не соеди
няется с тарелкой и служит лишь для ограничения ее подъема и закрывания клапана. Такие клапаны также ставят на трубопро водах, где требуется одностороннее движение жидкости.
Hевозвратно-управляемые клапаны отличаются от предыдущих тем, что тарелка у них закреплена на штоке с некоторым зазором по высоте. В результате при небольшом подъеме штока клапан
работает как невозвратно-запорный, а при дальнейшем подъеме —
как обычный запорный. Для удобства управления системами кла паны часто группируются в клапанные коробки (рис. 128, а) по
два-три клапана и более в каждой.
Редукционные клапаны служат для снижения и автоматиче
ского поддержания сниженной величины давления в системе неза
висимо от его колебаний перед клапаном. Понижение давления в
клапане достигается неполным открытием тарелки, которая для этого нагружена пружиной.
Предохранительные |
клапаны предупреждают случайное повы |
|||||
шение давления в системе сверх уста |
|
|
|
|
||
новленного. При нормальном давле |
|
|
|
|
||
нии тарелка предохранительного кла |
|
|
|
|
||
пана плотно прижата к седлу пружи |
|
|
|
|
||
ной, а при повышении давления выше |
|
|
|
|
||
рабочего автоматически |
открывается |
|
|
|
|
|
и выпускает часть жидкости или газа |
|
|
|
|
||
наружу. |
|
характерны |
|
|
|
|
Краны (рис. 129) |
|
|
|
|
||
тем, что имеют в корпусе поворотную |
Рис. |
129. |
Кран |
проходной: |
||
коническую пробку со сквозными от |
1 — корпус; |
2 — пробка; 3 — саль |
||||
верстиями для прохода жидкости или |
никовая |
набивка; |
4— нажимная |
|||
газа. В зависимости от формы и чис |
втулка |
сальника; |
5 — рукоятка |
|||
ла отверстий краны делятся на про- |
|
|
|
|
139
Рис. 130. Типы кранов:
а — проходной; б, в — трехходовые, cL- и Т-образнымп пробками; г, д—крановые мани пуляторы (переключатели)
ходные, трехходовые и крановые манипуляторы (рис. 130). Кон струкции кранов позволяют не только сообщать или разобщать
трубопровод, но и производить разнообразные переключения.
Однако в кранах, особенно при больших размерах пробки, труд
но обеспечить герметичность. Поэтому они применяются главным
образом при малых диаметрах труб и небольших давлениях в них. Клинкеты представляют собой запорные устройства, у ко торых проходное сечение закрывается при помощи диска клино видного сечения. Клинкеты уступают клапанам в плотности запи рания трубопровода, но имеют меньшие размеры и массу и
создают меньшее сопротивление проходу жидкости. Чаще они
применяются при больших диаметрах труб, например в грузовых системах танкеров.
Приводы управления арматурой могут быть местными и ди
станционными. Дистанционные приводы бывают валиковые, гид
равлические, пневматические, электрические. Они применяются
при расположении арматуры в отдаленных и труднодоступных ме
стах. Для удобства эксплуатации на маховиках и рукоятках всех приводов закрепляются таблички, указывающие назначение дан
ной арматуры.
§ 45. МЕХАНИЗМЫ
Насосы. Для перекачивания жидкостей в судовых системах применяются в основном центробежные, поршневые и струйные
насосы.
В центробежных насосах (рис. 131) жидкость пере мещается под действием быстро вращающегося лопастного коле
са. Внутри улиткообразного корпуса на валу закреплено рабочее колесо, снабженное изогнутыми лопастями. Приемная труба кре
пится к средней части корпуса, отливная — к периферийной. При вращении рабочего колеса лопасти отбрасывают воду от середи
ны колеса к периферии и через спиральный канал вода уходит в
отливную трубу. В центре колеса создается разрежение, обеспе чивающее непрерывное поступление воды в насос.
Одно рабочее колесо центробежного насоса создает обычно ограниченный напор воды. Если в системе требуется более высо
кий напор, центробежные насосы делают многоступенчатыми, т. е.
с несколькими колесами на одном валу. Вода проходит последо
вательно через все рабочие колеса, и напор ее возрастает пропор
ционально числу ступеней.
140