Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Рис. 131. Принцип дей ствия центробежного на соса:
/ — рабочее колесо; 3 — кор пус; 3 — приємная труба; 4 — вал; 5 — отлнвная тру ба; 6 — лопасти; 7 — спи ральный канал
Центробежные насосы благодаря своей быстроходности отли чаются высокой производительностью и сравнительно небольшими
размерами; они могут присоединяться к электродвигателям и па
ровым турбинам без понижающих передач. Недостатком их явля
ется отсутствие сухого всасывания и чувствительность к попада
нию воздуха. Это вызывает необходимость заполнять насос перед
пуском водой и строго следить за отсутствием подсосов воздуха
при работе. Для упрощения пуска и повышения надежности дей ствия центробежные насосы часто снабжают специальным само всасывающим устройством.
Центробежные насосы наиболее распространены на судах. Осо бенно широко их применяют для перекачки больших масс жидко сти, например, в балластных, пожарных, грузовых и тому подоб ных системах.
Поршневые насосы перекачивают жидкость за счет порш ня, совершающего возвратно-поступательное движение в цилинд ре. На рис. 132 показан поршневой насос двойного действия, в котором цилиндр разделен порш
нем на две рабочие полости. При
движении поршня слева |
направо |
|
|
|
|
|
|
в левой полости создается разре |
|
|
|
|
|
||
жение и жидкость из приемной |
|
|
|
|
|
||
трубы через всасывающий кла |
|
|
|
|
|
||
пан заполняет ее. При обратном |
|
|
|
|
|
||
движении поршня в левой поло |
|
|
|
|
|
||
сти создается |
давление, |
клапан |
|
|
|
|
|
закрывается и жидкость выталки |
|
|
|
|
|
||
вается через нагнетательный кла |
|
|
|
|
|
||
пан в отливную трубу. Одновре |
|
|
|
|
|
||
менно в правой полости цилиндра |
|
|
|
|
|
||
протекает тот же процесс, но в |
Рис. 132. Принцип действия порш |
||||||
обратном порядке: когда в левой |
|
невого насоса: |
|
|
|
||
полости происходит всасывание — |
/ — цилиндр; |
2 — всасывающий |
клапан; |
||||
в правой будет нагнетание, и на |
ный колпак; |
5 —клапанная коробка; |
6 — |
||||
оборот. Всасывающие и |
нагнета |
отлнвная труба; 7 — приемная |
труба; |
8 — |
|||
тельные клапаны обеих |
полостей |
3 — нагнетательный клапан; |
4 |
— воздуш |
|||
|
поршень |
|
|
|
|||
размещаются в |
общей клапанной |
|
|
|
|
|
141
коробке. На нагнетательной стороне насоса устанавливается воз
душный колпак, назначение которого — сглаживать толчки жид кости в отливной трубе, возникающие из-за неравномерной ра
боты поршня. Когда поршень создает наибольшее давление, на
гнетаемая жидкость частично заполняет колпак, сжимая находя
щийся там воздух. Когда же поршень приходит в крайние положе
ния и давление нагнетания падает, сжатый воздух вытесняет жидкость из колпака в отливной трубопровод.
Поршневые насосы часто делают сдвоенными — с двумя па
раллельно работающими цилиндрами. Это повышает производи тельность насоса и обеспечивает более равномерную подачу, так как поршни при работе отстают друг от друга на подхода. При
водом поршневого насоса служит обычно электродвигатель или
паровая машина. В последнем случае гидравлический и паровой поршни делают с общим штоком — такие насосы называются прямодействующими.
Поршневые насосы создают высокий напор, не требуют пред
варительной заливки жидкостью перед пуском, надежны в работе.
Они в состоянии обеспечить высоту подъема жидкости по вса
сывающей трубе до 6—7 м. Недостатки насосов —их громозд
кость в случае большой производительности, а также наличие кла
панов, которые затрудняют перекачивание загрязненных жидко
стей и требуют частых профилактических ремонтов. Поршневые насосы применяют прежде всего в тех судовых системах, где от
насоса требуется хорошая всасывающая способность, т. е. в
трюмных, зачистных и т. п.
Струйные насосы, или эжекторы (рис. 133), работают за счет энергии струи рабочей воды (или пара), подводимой к ним под давлением 5—10 кгс/см2. Рабочая вода, вытекая с большой ско ростью из насадки, увлекает за собой воздух и создает разреже
ние в корпусе насоса. В результате жидкость из приемного па трубка всасывается в диффузор и вместе с рабочей водой посту
пает в отливную трубу.
Эжекторы имеют низкий коэффициент полезного действия и
создают небольшой напор. Однако простота конструкции, отсут ствие подвижных деталей и малые размеры делают их очень удоб
ными для использования в качестве водоотливных средств — для осушения различных отсеков и особенно для откачки загрязнен ных жидкостей.
142
Вентиляторы. Для перемещения воздуха в системах судовой
вентиляции применяются вентиляторы центробежного и осевого
типа. Центробежные вентиляторы работают по тому же прин
ципу, что и центробежные насосы. Осевые имеют в качестве
основной детали вращающийся пропеллер, который перемещает
воздух вдоль оси вентилятора. Приводом вентиляторов служит
обычно электродвигатель.
Вентиляторы нагнетают воздух с очень малым давлением, ис числяемым сотыми долями атмосферы (не выше 0,15 кгс/см2, или
1500 мм вод. cτ.). В тех системах, где требуется нагнетать воздух
или газ с высоким давлением, применяют компрессоры, сход
ные по принципу действия с поршневыми или многоступенчатыми центробежными насосами.
§ 46. МАРКИРОВКА СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Судовые трубопроводы обычно окрашивают под цвет помеще
ний, в которых они проходят, а чтобы трубы разных систем мож
но было легко отличать друг от друга, применяют стандартную
маркировку.
Маркировочные знаки наносят |
на хорошо заметных |
Таблицаучастках3 |
||||
труб в виде накрашенных колец |
определенного цвета |
(табл. 3). |
||||
Проводимая |
Назначение трубопровода |
|
Маркировочные кольца |
Основной цвет |
||
среда |
|
маркировки |
||||
Огнегаси |
Водотушения |
|
1 |
широкое красное или |
|
|
тельный |
Парот ушення |
весь |
трубопровод красный |
Красный |
||
агент |
|
1 |
узкое красное и 1 узкое |
|||
|
Газотушения |
красно-коричневое |
|
|||
|
|
1 |
узкое красное и 1 узкое |
|
||
|
Пенотушения |
синее |
|
|||
|
|
I узкое красное и 1 узкое |
|
|||
Топливо |
|
и |
зеленое |
|
||
Приемный |
перекачи |
1 |
узкое коричневое |
|
||
|
вающий |
|
|
2 узких коричневых |
Коричне |
|
|
Напорный |
|
|
|||
|
Сточный |
|
|
1 узкое коричневое и 1 уз- |
вый |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
кое |
черное |
|
|
Масло |
Приемный |
и |
перекачи |
1 |
узкое желтое |
|
|
вающий |
|
|
2 узких желтых |
Желтый |
|
|
Напорный |
|
|
|||
|
Сточный |
|
|
1 узкое желтое и 1 узкое |
|
|
Пресная |
|
|
|
черное |
|
|
Питания котлов |
1 |
широкое шаровое |
Шаровый |
|||
вода |
Питьевой |
воды |
1 |
узкое шаровое |
||
|
Пресной мытьевой во |
1 |
узкое шаровое и 1 узкое |
|
||
|
ды, охлаждения пресной зеленое |
|
||||
|
водой |
|
|
1 |
узкое шаровое и 1 узкое |
|
|
Водяного отопления |
|
||||
|
|
|
красно-коричневое |
|
||
|
Продувания котлов |
1 |
узкое шаровое и 1 узкое |
|
||
|
|
|
черное |
|
143
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
Проводимая |
Назначение трубопровода |
|
|
Маркировочные кольца |
|
Основной цвет |
||||||
среда |
|
|
|
маркировки |
||||||||
Забортная |
Санитарный |
|
|
1 |
широкое зеленое |
|
|
|
||||
вода |
Охлаждения забортной |
|
1 |
узкое зеленое |
|
|
Зеленый |
|||||
|
водой |
|
|
|
|
2 |
узких зеленых |
|
|
|
||
|
Балластный |
|
|
|
|
|
||||||
|
Замещения |
|
|
1 узкое зеленое и 1 узкое |
|
|||||||
|
|
|
|
|
коричневое |
|
|
|
|
|||
Загрязнен |
Осушительный, водоот |
|
1 |
узкое |
черное |
|
|
Черный |
||||
ная вода |
ливной |
|
фановый |
|
2 |
узких |
черных |
|
|
|
||
|
Сточный, |
|
|
|
|
|||||||
Пар |
Перегретого пара |
|
|
1 широкое красно-коричне |
|
|||||||
|
Насыщенного пара, па |
вое |
узкое |
красно-коричневое |
Красно- |
|||||||
|
|
1 |
||||||||||
|
рового отопления |
|
|
2 узких красно-коричневых |
коричневый |
|||||||
|
Отработавшего пара |
|
|
|||||||||
Воздух |
Высокого давления |
|
|
1 |
широкое |
голубое |
|
Голубой |
||||
|
Среднего |
» |
|
|
1 |
узкое |
голубое |
|
|
|||
|
Низкого» |
|
|
|
2 узких голубых |
|
|
|
||||
Газ |
Вдувной |
химической |
|
1 |
узкое |
синее |
|
|
Синий |
|||
|
вентиляции |
химической |
|
2 |
узких |
синих |
|
|
||||
|
Вытяжной |
|
|
|
|
|||||||
|
вентиляции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочие |
Рабочего газа высокого |
|
1 |
широкое фиолетовое |
|
Фиолето |
||||||
газы и жид |
давления |
газа низкого |
|
2 |
узких |
фиолетовых |
|
вый |
||||
кости |
Рабочего |
|
|
|
||||||||
|
давления |
|
|
при |
|
1 |
узкое фиолетовое |
|
|
|||
|
Гидравлического |
|
|
|
||||||||
|
вода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жидкий |
Грузовой |
приемный |
|
1 |
широкое |
коричневое |
и |
Коричне |
||||
груз |
» |
|
напорный |
! |
I |
широкое |
коричневое |
вый |
||||
|
|
|
|
|
узкое коричневое |
|
|
|
||||
|
Зачистной |
|
|
1 |
1 |
широкое |
коричневое |
и |
|
|||
Хладагент |
Рефрижераторный |
на |
узкое черное |
|
|
|
||||||
|
1 |
узкое белое на вспомо |
Белый |
|||||||||
|
порный |
|
|
|
гательном |
кольце |
черного |
|
||||
|
Рефрижераторный |
вса |
цвета |
|
|
|
|
|
||||
|
|
2 узких белых на вспомо |
|
|||||||||
|
сывающий |
|
|
гательном |
кольце |
черного |
|
|||||
|
|
|
|
|
цвета |
|
|
|
|
|
||
|
Воздушных труб |
|
|
1 узкое голубое и 1 широ |
||||||||
— |
|
|
|
|
кое основного цвета марки |
|||||||
Измерительных труб |
ровки среды |
|
|
|
— |
|||||||
|
|
1 |
узкое |
основного цвета |
||||||||
|
25 |
|
|
|
маркировки |
|
|
|
|
|||
|
50 |
t 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
=≤√ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 134. |
Пример маркиров |
|||
|
75 |
25 |
χ75t |
|
|
|
|
|
ки |
трубопровода: |
||
|
|
|
|
|
/ — маркировочный |
|
знак; 2 — вспо |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
могательное |
кольцо |
144
Ширина колец: узких — 25 мм, широких — 50 мм. Расстояние
между кольцами одного знака 25 мм.
Если цвета маркировки и трубопровода совпадают, маркиро вочный знак наносят на вспомогательное кольцо белого цвета
(для рефрижераторного трубопровода — черного цвета), ширина которого должна превышать ширину знака на 75 мм в каждую сторону (рис. 134).
Отдельные трубопроводы можно полностью окрашивать уста
новленным цветом маркировки.
Глава XII. ТРЮМНЫЕ СИСТЕМЫ
§ 47. ВОЗДУШНЫЕ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБЫ. ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ И ОСАДКИ СУДНА
Воздушные трубы. Все закрытые цистерны на судне — между
донные отсеки, форпик, ахтерпик и другие — для свободного про хода воздуха при их заполнении и осушении снабжаются воздуш
ными трубами. Воздушные трубы имеют диаметр не менее 50 мм
и устанавливаются в самых высоких местах настила цистерн.
Большие цистерны могут иметь несколько воздушных труб. Их
верхние концы выводят на открытую палубу, обычно около бор
тов, и оставляют постоянно открытыми. Для предупреждения за
сорения цистерн выходные концы труб отгибаются книзу, образуя
гусек, или имеют защитный колпак. Воздушные трубы цистерн
питьевой и мытьевой воды имеют, кроме того, пылезадерживаю щий фильтр, а трубы топливных и масляных цистерн — огнеза
щитные сетки (рис. 135,6).
Чтобы при заливании палубы волнами в штормовую погоду
вода не проникала в цистерны, воздушные трубы часто снабжают
плавучим шаровым клапаном из резины или пробки (рис. 135, а).
Шар нормально находится в нижнем положении и не мешает про-
10 Устройство морского судна |
145 |
Рис. 136. Измерительные трубы:
а — измерительная |
труба, выходящая |
на палубу: |
1 — |
|
бронзовая пробка; |
2 — втулка; |
3 — соединительная |
муф |
|
та: 4 — труба; 5 —кронштейн; |
6 — приварная планка; |
|||
б — измерительная |
труба со штатным |
футштоком; |
в — |
измерительная труба с самозапорным устройством: / — самозапорньтй кран; 2 —труба: 3 —цистерна
ходу воздуха, а при набегании волны всплывает и плотно запи
рает трубу. Если шарового клапана нет, то при шторме трубы за
крывают специальными крышками или парусиновыми чехлами.
Измерительные трубы. Для определения уровня жидкости в
закрытых цистернах, а также в льялах и сборных колодцах уста
навливают измерительные трубы диаметром 38 мм. Измеритель ную трубу (рис. 136, а) ставят в наиболее глубоком месте емко
сти и нижним концом доводят почти до днища. Вверх трубу под
нимают по возможности без изгибов и выводят на открытую палубу или в коридор помещении. Верхний конец трубы должен быть
вровень с настилом палубы или, например, у цистерн с пресной мытьевой водой, немного выше настила и закрыт бронзовой проб кой на резьбе. На пробку наносят номер трубки и наименование
цистерны. Иногда измерительную трубу совмещают с воздушной,
для чего в верхней части гуська есть отверстие с завинчивающей
ся крышкой. Внутри цистерны такая труба доходит почти до дни ща, а для прохода воздуха в ней делают отверстия сразу под на стилом.
Измерительные трубы цистерн, расположенных под машинным отделением или туннелем гребного вала, на палубу не выходят,
а заканчиваются в этих помещениях на некоторой высоте от двой
ного дна. Концы таких труб во избежание случайных переливов
жидкости из |
цистерн снабжают самозапорным устройством |
|
в виде крана с |
противовесом (рис. 136, |
в). |
|
|
Уровень жидкости через измерительные трубы замеряют с по мощью футштока — металлической складной рейки длиной 1 —
1,5 м с делениями. Футшток опускают в измерительную трубу на тонком тросике или цепочке и по делениям на его смоченной по
верхности определяют уровень в цистерне или льяле. Для лучше
146