Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
го определения уровня воды в емкости футшток обычно покрыва
ют мелом или индикаторной пастой, которая от воды изменяет цвет и позволяет, в частности, легко определить наличие воды в
топливных цистернах.
Футштоки могут быть переносные и штатные; переносные ис
пользуют для группы однотипных цистерн и градуируют в санти метрах или дюймах; штатные — только в данной емкости, их кре
пят цепочкой к пробке трубы (см. рис. 136, б) и градуируют в тон нах или кубических метрах. Футштоки при опускании в трубку
всегда ударяются в одно и тоже место. Для предохранения обшив
ки от повреждения под каждой измерительной трубкой привари вают небольшую защитную планку.
Дистанционное измерение уровня жидкости. Контроль за уровнем жидкости с помощью футштока прост, ио неудобен и от
нимает много времени, а в штормовых условиях и не всегда воз можен. Поэтому на современных судах наряду с измерительными
трубами все шире применяют системы дистанционного измерения уровня жидкости, позволяющие производить все замеры C одного
центрального поста. При таких системах в контролируемых отсе
ках размещают специальные датчики уровня, а в центральном
посту — указатели уровня. Датчики связаны с указателями соот
ветствующей передачей. Наибольшее распространение на судах получили пневмеркаторные системы дистанционного измерения
уровня и системы с электрической связью датчиков и указателей. Пневмеркаторная система (рис. 137) устроена сле
дующим образом. На днище танка, в самом низком месте, закре
плен |
металлический колпак |
1, |
сообщенный с |
танком. |
От колпака |
|||||||||||||
к посту |
управления |
выводится |
трубопровод |
|
2, |
составленный |
из |
|||||||||||
медных трубок малого диаметра. 5,C помощью трехходового кра |
||||||||||||||||||
на |
3 |
он |
связан с |
жидкостным манометром |
4, |
|
являющимся указа |
|||||||||||
телем уровня, и с трубопроводом |
по которому подводится сжа |
|||||||||||||||||
тый воздух от компрессора или ручного насоса. |
|
|
|
|
||||||||||||||
нометр представляет собой U- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
образную |
стеклянную трубку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
со шкалой, отградуированной в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
миллиметрах. Трубку заливают |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
до нулевого деления водой или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ртутью, ее свободный конец |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
сообщен с |
атмосферой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Для замера уровня проду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вают измерительный трубопро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
вод |
через |
кран |
3 |
сжатым воз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
духом |
давлением |
1—3 атм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Воздух |
вытесняет |
из |
колпака |
|
Рис. 137. |
|
Пневмеркаторная |
система |
||||||||||
воду и частично выходит сквозь |
|
измерения |
|
уровня |
жидкости: |
|
||||||||||||
толщу воды в атмосферу. В ре |
|
бопровод; |
3 — переключающий |
кран; |
4 — |
|||||||||||||
зультате |
в |
колпаке устанавли |
|
жидкостный |
|
манометр; |
5 — трубопровод |
|||||||||||
вается давление, равное давле |
|
/ — колпак-датчик; |
2 |
— измерительный |
τρy∙ |
|||||||||||||
|
|
|
сжатого |
воздуха |
|
|
||||||||||||
нию столба жидкости над кол- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10* |
147 |
паком: чем выше уровень в танке, тем выше давление оставшего
ся воздуха. Переведя затем кран 3 в положение, указанное на ри
сунке, определяют это давление и соответствующую высоту уров
ня в танке по разности уровней в манометре 4.
Величина давления воздуха в колпаке равна произведению
/∕γτ = Aγsι,
отсюда высота уровня в танке (в мм):
H-h
|
ÏT |
где h—разность уровней в манометре, мм: |
|
‰,—плотность жидкости в |
манометре (для чистой воды — |
1,0, для ртути—13,6); |
танке. |
γτ—плотность жидкости в |
Пневмеркаторные системы обладают достаточно высокой точ ностью измерений. Недостаток — необходимость проводки боль
шого количества длинных воздухопроводов и обеспечения их пол ной непроницаемости.
Электрические системы имеют в качестве измерителя
уровня поплавковый или мембранный датчик. При изменении уровня положение поплавка или мембраны также изменяется, что и передается по электрической схеме на указатель.
Системы дистанционного измерения уровня часто совмещают
с предупредительной сигнализацией (сигнальная лампа, звонок), которая включается по достижении определенного уровня жидко сти в отсеке.
Дистанционное измерение осадки судна. Принцип дистанцион
ного измерения уровня жидкости широко используется на судах
для дистанционного измерения осадки судна. Простейшая из та
ких систем устроена следующим образом. В носовой и кормовой частях судна установлены специальные вертикальные трубы, ко торые сообщены с забортной водой и имеют внутри электрические
контакты. Контакты закреплены на одинаковых расстояниях друг от друга и соединены многожильным кабелем с указателем осад
ки на мостике. Чем больше осадка судна, тем большее число кон
тактов будет замкнуто забортной водой. Для определения осадки
поворачивают ползун указателя до тех пор, пока не зажжется
или не погаснет включенная в сеть контрольная лампа.
Кроме рассмотренных, применяются и другие системы дистан
ционного контроля за уровнем и осадкой. К ним относятся, на
пример, системы, основанные на использовании ультразвука, ра диоактивных изотопов.
§ 48. ОСУШИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Осушительная система (рис. 138) служит для удаления за борт трюмной воды, т. е. воды, которая постепенно накапливается в
трюмных помещениях судна — машинно-котельном отделении,
148
|
Рис. 138. Принципиальная схема осушительной |
системы: |
|
||
/ — приемные сетки; 2—клапанные коробки с невозвратно-запорными клапанами; |
3— бор |
||||
товой |
невозвратно-запорный |
клапан; 4 — осушительный |
насос; |
5 —сепаратор |
трюмных |
вод; |
6 — грязевая короока; |
7 — разобщительный клапан; |
8 — аварийный приемник машин |
||
|
|
ного отделения. |
|
|
|
грузовых трюмах и других. Причины скопления такой воды мо гут быть разными: отпотевание металлических частей корпуса,
возможные протечки в трубопроводах и наружной обшивке, про
дувание механизмов, мытье настилов и т. п. Трюмная вода соби
рается в льялах, проходящих вдоль обоих бортов от форпиковой
до ахтерпиковой переборки, и в сборных колодцах — специальных
углублениях в двойном дне. Из помещений, расположенных выше
уровня двойного дна, вода поступает в льяла и колодцы по спуск ным трубам.
В льялах и колодцах установлены приемные патрубки осу
шительной системы. Поскольку суда обычно имеют дифферент на
корму, приемники размещают у |
кормовой переборки отсека. |
В каждом трюме устанавливают не |
менее двух приемников — по |
одному с каждого борта. Осушительные трубы от льял и колод
цев выводят в машинное отделение или туннель гребного вала,
где их группами присоединяют к клапанным коробкам с невоз
вратно-запорными клапанами. Применение клапанов невозврат ного типа предотвращает случайное затопление отсеков через
осушительный трубопровод. Клапанные коробки соединены с осу шительным насосом, с помощью которого вода по отливному тру
бопроводу откачивается за борт. Кроме общей приемной магист
рали, к осушительному насосу присоединяется отдельный патру бок аварийного осушения машинного отделения. Таким образом, все управление системой сосредоточено в машинном отделении.
Для откачки воды из любого отсека достаточно открыть соответ
ствующие клапаны на клапанных коробках и магистральном тру бопроводе и включить осушительный насос.
Для предохранения системы от засорения все осушительные
приемники (рис. 139) в льялах и колодцах имеют на конце при
емную сетку — храпок 1, которая выполняется легкоразборной лли снабжается крышкой для возможности ее очистки от грязи.
Приемные сетки изготовляются из оцинкованной стали с отвер
149
стиями диаметром около 10 мм, общая площадь отверстий должна
быть не менее тройного сечения патрубка. Часто приемники снаб жаются также невозвратным клапаном 2.
Для защиты насоса от засорения служат также грязевые ко
робки. Их устанавливают на всасывающей магистрали осушитель
ного насоса, а в машинно-котельном отделении, где вода бывает
более засорена,— непосредственно у приемных патрубков. Грязе
вая коробка (рис. 140) состоит из чугунного или стального кор пуса, в котором помещается вставная решетка с сеткой. Корпус
закрывается крышкой с помощью прижимной скобы и откидного
болта.
Трубопровод осушительной системы изготовляют из стальных
оцинкованных труб диаметром не менее 50 мм. В районе трюмов осушительные трубы прокладывают вне междудонного простран
ства, обычно по бортовым льялам через вырезы в скуловых кни цах или поверх книц. Для защиты от повреждений их закрывают
деревянными кожухами. Если трубопровод должен проходить че
рез топливные цистерны, то в этих местах устраивают для труб специальные непроницаемые туннели.
Международной конвенцией запрещается загрязнять море нефтью. Поэтому, если в льяльной воде содержатся нефтяные
остатки, перед спуском за борт ее пропускают через сепаратор
трюмных вод, а отделенные в нем нефтяные примеси сливают в сборную цистерну для сдачи на берег. Отливной трубопровод вы
водят за борт на высоте около 300 мм над грузовой ватерлинией;
заканчивается он бортовым невозвратно-запорным клапаном.
В осушительных системах применяют поршневые или самовса сывающие центробежные насосы. На каждом судне устанавлива ют не менее двух осушительных насосов, одним из которых (ре
7"
V
Рис. 139. |
Осушительный |
Рис. 140. Грязевая коробка: |
|
приемник: |
/■—корпус; 2 — отстойник; |
3 — решетка; 4 — сетка; 5 — |
|
1 — разборная сетка; 2 — невоз |
прокладка; |
6 — крышка |
|
вратный |
клапан |
|
|
150