Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го определения уровня воды в емкости футшток обычно покрыва­

ют мелом или индикаторной пастой, которая от воды изменяет цвет и позволяет, в частности, легко определить наличие воды в

топливных цистернах.

Футштоки могут быть переносные и штатные; переносные ис­

пользуют для группы однотипных цистерн и градуируют в санти­ метрах или дюймах; штатные — только в данной емкости, их кре­

пят цепочкой к пробке трубы (см. рис. 136, б) и градуируют в тон­ нах или кубических метрах. Футштоки при опускании в трубку

всегда ударяются в одно и тоже место. Для предохранения обшив­

ки от повреждения под каждой измерительной трубкой привари­ вают небольшую защитную планку.

Дистанционное измерение уровня жидкости. Контроль за уровнем жидкости с помощью футштока прост, ио неудобен и от­

нимает много времени, а в штормовых условиях и не всегда воз­ можен. Поэтому на современных судах наряду с измерительными

трубами все шире применяют системы дистанционного измерения уровня жидкости, позволяющие производить все замеры C одного

центрального поста. При таких системах в контролируемых отсе­

ках размещают специальные датчики уровня, а в центральном

посту — указатели уровня. Датчики связаны с указателями соот­

ветствующей передачей. Наибольшее распространение на судах получили пневмеркаторные системы дистанционного измерения

уровня и системы с электрической связью датчиков и указателей. Пневмеркаторная система (рис. 137) устроена сле­

дующим образом. На днище танка, в самом низком месте, закре­

плен

металлический колпак

1,

сообщенный с

танком.

От колпака

к посту

управления

выводится

трубопровод

 

2,

составленный

из

медных трубок малого диаметра. 5,C помощью трехходового кра­

на

3

он

связан с

жидкостным манометром

4,

 

являющимся указа­

телем уровня, и с трубопроводом

по которому подводится сжа­

тый воздух от компрессора или ручного насоса.

 

 

 

 

нометр представляет собой U-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образную

стеклянную трубку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со шкалой, отградуированной в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

миллиметрах. Трубку заливают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до нулевого деления водой или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ртутью, ее свободный конец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сообщен с

атмосферой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для замера уровня проду­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вают измерительный трубопро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вод

через

кран

3

сжатым воз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

духом

давлением

1—3 атм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух

вытесняет

из

колпака

 

Рис. 137.

 

Пневмеркаторная

система

воду и частично выходит сквозь

 

измерения

 

уровня

жидкости:

 

толщу воды в атмосферу. В ре­

 

бопровод;

3 — переключающий

кран;

4 —

зультате

в

колпаке устанавли­

 

жидкостный

 

манометр;

5 — трубопровод

вается давление, равное давле­

 

/ — колпак-датчик;

2

— измерительный

τρy∙

 

 

 

сжатого

воздуха

 

 

нию столба жидкости над кол-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10*

147


паком: чем выше уровень в танке, тем выше давление оставшего­

ся воздуха. Переведя затем кран 3 в положение, указанное на ри­

сунке, определяют это давление и соответствующую высоту уров­

ня в танке по разности уровней в манометре 4.

Величина давления воздуха в колпаке равна произведению

/∕γτ = Aγsι,

отсюда высота уровня в танке (в мм):

H-h

 

ÏT

где h—разность уровней в манометре, мм:

‰,—плотность жидкости в

манометре (для чистой воды —

1,0, для ртути—13,6);

танке.

γτ—плотность жидкости в

Пневмеркаторные системы обладают достаточно высокой точ­ ностью измерений. Недостаток — необходимость проводки боль­

шого количества длинных воздухопроводов и обеспечения их пол­ ной непроницаемости.

Электрические системы имеют в качестве измерителя

уровня поплавковый или мембранный датчик. При изменении уровня положение поплавка или мембраны также изменяется, что и передается по электрической схеме на указатель.

Системы дистанционного измерения уровня часто совмещают

с предупредительной сигнализацией (сигнальная лампа, звонок), которая включается по достижении определенного уровня жидко­ сти в отсеке.

Дистанционное измерение осадки судна. Принцип дистанцион­

ного измерения уровня жидкости широко используется на судах

для дистанционного измерения осадки судна. Простейшая из та­

ких систем устроена следующим образом. В носовой и кормовой частях судна установлены специальные вертикальные трубы, ко­ торые сообщены с забортной водой и имеют внутри электрические

контакты. Контакты закреплены на одинаковых расстояниях друг от друга и соединены многожильным кабелем с указателем осад­

ки на мостике. Чем больше осадка судна, тем большее число кон­

тактов будет замкнуто забортной водой. Для определения осадки

поворачивают ползун указателя до тех пор, пока не зажжется

или не погаснет включенная в сеть контрольная лампа.

Кроме рассмотренных, применяются и другие системы дистан­

ционного контроля за уровнем и осадкой. К ним относятся, на­

пример, системы, основанные на использовании ультразвука, ра­ диоактивных изотопов.

§ 48. ОСУШИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Осушительная система (рис. 138) служит для удаления за борт трюмной воды, т. е. воды, которая постепенно накапливается в

трюмных помещениях судна — машинно-котельном отделении,

148


 

Рис. 138. Принципиальная схема осушительной

системы:

 

/ — приемные сетки; 2—клапанные коробки с невозвратно-запорными клапанами;

3— бор­

товой

невозвратно-запорный

клапан; 4 — осушительный

насос;

5 —сепаратор

трюмных

вод;

6 — грязевая короока;

7 — разобщительный клапан;

8 — аварийный приемник машин­

 

 

ного отделения.

 

 

 

грузовых трюмах и других. Причины скопления такой воды мо­ гут быть разными: отпотевание металлических частей корпуса,

возможные протечки в трубопроводах и наружной обшивке, про­

дувание механизмов, мытье настилов и т. п. Трюмная вода соби­

рается в льялах, проходящих вдоль обоих бортов от форпиковой

до ахтерпиковой переборки, и в сборных колодцах — специальных

углублениях в двойном дне. Из помещений, расположенных выше

уровня двойного дна, вода поступает в льяла и колодцы по спуск­ ным трубам.

В льялах и колодцах установлены приемные патрубки осу­

шительной системы. Поскольку суда обычно имеют дифферент на

корму, приемники размещают у

кормовой переборки отсека.

В каждом трюме устанавливают не

менее двух приемников — по

одному с каждого борта. Осушительные трубы от льял и колод­

цев выводят в машинное отделение или туннель гребного вала,

где их группами присоединяют к клапанным коробкам с невоз­

вратно-запорными клапанами. Применение клапанов невозврат­ ного типа предотвращает случайное затопление отсеков через

осушительный трубопровод. Клапанные коробки соединены с осу­ шительным насосом, с помощью которого вода по отливному тру­

бопроводу откачивается за борт. Кроме общей приемной магист­

рали, к осушительному насосу присоединяется отдельный патру­ бок аварийного осушения машинного отделения. Таким образом, все управление системой сосредоточено в машинном отделении.

Для откачки воды из любого отсека достаточно открыть соответ­

ствующие клапаны на клапанных коробках и магистральном тру­ бопроводе и включить осушительный насос.

Для предохранения системы от засорения все осушительные

приемники (рис. 139) в льялах и колодцах имеют на конце при­

емную сетку — храпок 1, которая выполняется легкоразборной лли снабжается крышкой для возможности ее очистки от грязи.

Приемные сетки изготовляются из оцинкованной стали с отвер­

149



стиями диаметром около 10 мм, общая площадь отверстий должна

быть не менее тройного сечения патрубка. Часто приемники снаб­ жаются также невозвратным клапаном 2.

Для защиты насоса от засорения служат также грязевые ко­

робки. Их устанавливают на всасывающей магистрали осушитель­

ного насоса, а в машинно-котельном отделении, где вода бывает

более засорена,— непосредственно у приемных патрубков. Грязе­

вая коробка (рис. 140) состоит из чугунного или стального кор­ пуса, в котором помещается вставная решетка с сеткой. Корпус

закрывается крышкой с помощью прижимной скобы и откидного

болта.

Трубопровод осушительной системы изготовляют из стальных

оцинкованных труб диаметром не менее 50 мм. В районе трюмов осушительные трубы прокладывают вне междудонного простран­

ства, обычно по бортовым льялам через вырезы в скуловых кни­ цах или поверх книц. Для защиты от повреждений их закрывают

деревянными кожухами. Если трубопровод должен проходить че­

рез топливные цистерны, то в этих местах устраивают для труб специальные непроницаемые туннели.

Международной конвенцией запрещается загрязнять море нефтью. Поэтому, если в льяльной воде содержатся нефтяные

остатки, перед спуском за борт ее пропускают через сепаратор

трюмных вод, а отделенные в нем нефтяные примеси сливают в сборную цистерну для сдачи на берег. Отливной трубопровод вы­

водят за борт на высоте около 300 мм над грузовой ватерлинией;

заканчивается он бортовым невозвратно-запорным клапаном.

В осушительных системах применяют поршневые или самовса­ сывающие центробежные насосы. На каждом судне устанавлива­ ют не менее двух осушительных насосов, одним из которых (ре­

7"

V

Рис. 139.

Осушительный

Рис. 140. Грязевая коробка:

приемник:

/—корпус; 2 — отстойник;

3 — решетка; 4 — сетка; 5 —

1 — разборная сетка; 2 — невоз­

прокладка;

6 — крышка

вратный

клапан

 

 

150