Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Продольные и поперечные балки судового набора располага ются в определенной последовательности, именуемой системой
набора.
Соотношение продольных и поперечных балок определяет на
звание системы набора: продольная, поперечная или продольно поперечная (рис. 36).
§ 16. СИСТЕМЫ НАБОРА КОРПУСА
Поперечная система набора (рис. 37) характерна большим ко личеством поперечных балок: на днище — флоров, по бортам — шпангоутов, под палубами — бимсов. При поперечной системе ве личина шпации колеблется от 500 до 800 мм. Продольные балки —•
стрингеры и карлингсы — ставят реже.
Поперечная система набора удобна тем, что на судах, постро
енных по этой системе, трюмы имеют большую длину (до 30 м) и не загромождены рамными шпангоутами и большими кницами. Это увеличивает кнповую вместимость судов, что выгодно при пе ревозке генеральных грузов. Основным недостатком поперечной системы является трудность обеспечения общей продольной проч
ности крупных судов без значительного утолщения наружной об шивки, поэтому опа применяется сейчас при постройке сравнитель-
1 — люковые |
крышки; 2— съемный бимс; 3 — комингс люка; 4 — фальшборт; 5 — обыкно |
|||||||
венный |
шпангоут; |
б — рыбины; 7 — пайол |
(деревянный настил в трюме); |
8 — брикетный |
||||
флор; |
9 — вертикальный киль; |
10— обшивка |
днища; /í — настнл второго |
дна; /2 — дни |
||||
щевой стрингер; 13 — пиллерс; |
14 — сплошной флор; |
15 — рамный |
шпангоут; |
16 — полубимс; |
||||
П — настил |
нижней |
палубы; |
/8 —стенка шахты; |
/9—стойка |
шахты; 20— бортовая об |
|||
шивка; |
21 — кница; 22 — настил верхней |
палубы; 23 — полубимс верхней палубы |
50
но коротких судов — сухогрузных, пассажирских , и траулеров, а
также буксиров и ледоколов.
Продольная система набора .(рис. 38) характеризуется боль
шим числом легких продольных балок (ребер жесткости), обеспе
чивающих жесткость днища, палуб и бортов. Они располагаются
на расстоянии 500—750 мм одна от другой. Поперечная прочность корпуса обеспечивается, кроме поперечных переборок, установкой
рамных шпангоутов, которые вместе с рамным флором и бимсом образуют прочную рамку. Продольные балки, кроме вертикального
киля, разрезаются на переборках, а для обеспечения продольной
прочности привариваются к ним с помощью книц или без них. Продольная система набора стала широко применяться срав
нительно недавно, около 50 лет назад, в связи с увеличением раз
меров судов. Она лучше обеспечивает продольную прочность, что
дает уменьшение веса корпуса по сравнению с весом судна таких
же размеров, но построенного по поперечной системе набора. Не’
Рис. 38. Продольная |
система |
набора |
танкера |
(половина |
поперечного |
сечения)': |
/ — рамный шпангоут; |
2 — рамный |
бимс; 3 — отбойный лист (он |
же карлппгс); |
4 —попе |
||
речная переборка; 5 — шельф; 6 — рамный |
флор; |
7 — вертикальный киль: |
8 — кница; |
9 — продольная переборка; 10— рамная стойка; // — продольные ребра жесткости днища; 12 — ребра жесткости борта
4* |
51 |
ооходимость иметь рамные шпангоуты, занимающие много места в трюме, и более частое расположение поперечных переборок де
лает ее неудобной для применения на сухогрузных судах, перево зящих штучные грузы. Поэтому продольная система набора полу чила применение при постройке танкеров и крупных военных судов.
Продольно-поперечная система набора подразделяется на ком
бинированную и смешанную.
Если днище и палубы выполнены по продольной системе, а
борта — по поперечной, то такая система набора называется
комбинированной (рис. 39). Она часто применяется при постройке
|
20 |
19 |
18 |
17 |
|
16 |
|
15 |
|
Рис. 39. |
Поперечный |
разрез сухогрузного судна с комбинированной системой |
|||||||
|
|
|
набора: |
|
|
|
|
|
|
1 — планширь; 2 — стойка фальшборта; |
3 — фальшборт; |
4 — бимс |
рамный; 5 —настил |
||||||
палубы; 6 — карлингс; 7 — ребро жесткости подпалубное; |
8 — комингс |
люка; |
9 — пиллерс; |
||||||
10 — бимс; |
// — стойка |
переборки; |
/7 — переборка |
поперечная; |
13 — пастил |
второго дна; |
|||
14 — киль |
вертикальный; |
/5 — киль |
горизонтальный; |
16 — стрингер |
днищевой; |
17 — обшивка |
днища; /8 — флор; |
/9 — лист |
крайний междудонный; 20 — киль скуловой; 2/— пояс |
скуло |
вой; 22 —шпангоут |
трюмный; |
23—полубимс; 24 — обшивка бортовая; 25 — шпангоут |
твин |
|
дечный; 26 — кннца; 27 — ширстрек |
|
52
крупных сухогрузных и пассажирских судов, рудовозов и танкеров.
При этой системе набора днище и палуба, обеспечивающие общую
продольную прочность судна в большей степени, чем борта, наби
раются по продольной системе, как наиболее рациональной, а бор
та, меньше участвующие в работе при продольном изгибе корпу
са,— по поперечной, так как она лучше обеспечивает поперечную
прочность и не загромождает трюмы.
Смешанная система набора характерна примерно одинаковыми расстояниями как между поперечными балками, так и между
продольными. При этой системе могут преобладать поперечные
балки.
Конструкции отдельных перекрытий и узлов. Днищевой на бор. При поперечной системе набора с двойным дном основной
балкой днищевого набора является внутренний вертикальный киль, идущий вдоль судна в диаметральной плоскости. К нему
привариваются с обеих сторон флоры — поперечные балки, иду
щие до скуловой части судна. Флоры имеют на миделе такую же высоту, как и киль.
Флоры бывают трех видов: водонепроницаемые, сплошные и
бракетные (рис. 40). Водонепроницаемый флор изготовляется из
листовой стали и приваривается снизу к днищевой обшивке, свер
ху ко второму дну, а у борта — к крайнему междудонному листу,
называемому также скуловым стрингером. Водонепроницаемые
флоры ставятся для разделения междудонного пространства на отдельные изолированные танки, которые используются для при
ема в них пресной воды или жидкого топлива, а иногда и для
приема балласта—забортной воды.
Сплошные флоры отличаются от непроницаемых наличием
свальных вырезов (лазов) размером не менее 350×450 мм. Они
ставятся в наиболее нагруженных местах под машинами, котлами,
в носовой части и по всей длине судов, перевозящих насыпные
грузы. В остальных случаях их ставят через три-четыре шпации,
для облегчения устанавливая между ними на каждой шпации
бракетные флоры. Они представляют собой рамку, состоящую из
двух балок: нижней и верхней, приваренных соответственно к
днищу или ко второму дну и соединенных между собой полосками стали — бракетами. Высота междудонного пространства от 0,7 до
2 м и наличие лазов в сплошных флорах позволяют производить
работы по очистке и покраске танков междудонного пространства.
ai |
в) |
iΓΓΓΓΓΓJi
Рис. 40. Флоры:
a ~ водонепроницаемый; |
б сплошной; |
в — бракетный
53
Для перетекания остатков воды или топлива и прохода воздуха
из одной шпации в другую в нижней и верхней частях флор дела
ют небольшие вырезы — голубницы.
Параллельно вертикальному килю на расстоянии не более 3,5 м
от него с обоих бортов ставят днищевые стрингеры, разрезаемые
на каждом флоре и к нему привариваемые. Для облегчения веса
они также имеют большие овальные вырезы. Поверх днищевого набора настилается второе дно (см. § 21).
При продольной системе набора основной продольной связью
днища, как и при поперечной системе, является вертикальный
киль. Флоры устанавливаются реже. Расстояние между днищевы
ми стрингерами и от них до вертикального киля и бортов 4,5 м.
Между ними устанавливают продольные ребра жесткости, кото
рые привариваются к днищевой обшивке и ко второму дну. Так
как носовая оконечность судна испытывает значительные удары
встречных волн, особенно при малой загрузке носа, предусмотре ны дополнительные подкрепления: промежуточные шпангоуты, в
междудонном пространстве устанавливают дополнительные невы сокие стрингеры.
Бортовой набор. При поперечной системе набора шпангоу
ты (рис. 41) делают из катаных или сварных профилей (полосо-
бульба, угольника) и устанавливают в зависимости от размеров
судна через 0,5—0,8 м. Обычно стрингеры не устанавливают, но если Правилами постройки они предусмотрены, то ширина их
должна быть равна высоте профиля шпангоутов. В носовой око-
Рис. 42. Установка пиллерса:
|
|
1 — настил |
палубы; |
2 — карлингс; |
3 — |
|
Рис. 41. Шпангоуты: |
бимс; 4 — поперечный |
комингс |
люка; |
|||
5 — пиллерс; 6 — настил |
второго |
дна; |
||||
а — рамный: |
б — обыкновенный: |
7 — флор; |
8 — вертикальный киль; |
9 — |
||
/— трюмный; |
2 — твиндечный |
|
днищевая |
обшивка |
|
54