Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продольные и поперечные балки судового набора располага­ ются в определенной последовательности, именуемой системой

набора.

Соотношение продольных и поперечных балок определяет на­

звание системы набора: продольная, поперечная или продольно­ поперечная (рис. 36).

§ 16. СИСТЕМЫ НАБОРА КОРПУСА

Поперечная система набора (рис. 37) характерна большим ко­ личеством поперечных балок: на днище — флоров, по бортам — шпангоутов, под палубами — бимсов. При поперечной системе ве­ личина шпации колеблется от 500 до 800 мм. Продольные балки —•

стрингеры и карлингсы — ставят реже.

Поперечная система набора удобна тем, что на судах, постро­

енных по этой системе, трюмы имеют большую длину (до 30 м) и не загромождены рамными шпангоутами и большими кницами. Это увеличивает кнповую вместимость судов, что выгодно при пе­ ревозке генеральных грузов. Основным недостатком поперечной системы является трудность обеспечения общей продольной проч­

ности крупных судов без значительного утолщения наружной об­ шивки, поэтому опа применяется сейчас при постройке сравнитель-

1 — люковые

крышки; 2— съемный бимс; 3 — комингс люка; 4 — фальшборт; 5 — обыкно­

венный

шпангоут;

б — рыбины; 7 — пайол

(деревянный настил в трюме);

8 — брикетный

флор;

9 — вертикальный киль;

10— обшивка

днища; /í — настнл второго

дна; /2 — дни­

щевой стрингер; 13 — пиллерс;

14 — сплошной флор;

15 — рамный

шпангоут;

16 — полубимс;

П — настил

нижней

палубы;

/8 —стенка шахты;

/9—стойка

шахты; 20— бортовая об­

шивка;

21 — кница; 22 — настил верхней

палубы; 23 — полубимс верхней палубы

50


но коротких судов — сухогрузных, пассажирских , и траулеров, а

также буксиров и ледоколов.

Продольная система набора .(рис. 38) характеризуется боль­

шим числом легких продольных балок (ребер жесткости), обеспе­

чивающих жесткость днища, палуб и бортов. Они располагаются

на расстоянии 500—750 мм одна от другой. Поперечная прочность корпуса обеспечивается, кроме поперечных переборок, установкой

рамных шпангоутов, которые вместе с рамным флором и бимсом образуют прочную рамку. Продольные балки, кроме вертикального

киля, разрезаются на переборках, а для обеспечения продольной

прочности привариваются к ним с помощью книц или без них. Продольная система набора стала широко применяться срав­

нительно недавно, около 50 лет назад, в связи с увеличением раз­

меров судов. Она лучше обеспечивает продольную прочность, что

дает уменьшение веса корпуса по сравнению с весом судна таких

же размеров, но построенного по поперечной системе набора. Не’

Рис. 38. Продольная

система

набора

танкера

(половина

поперечного

сечения)':

/ — рамный шпангоут;

2 — рамный

бимс; 3 — отбойный лист (он

же карлппгс);

4 —попе­

речная переборка; 5 — шельф; 6 — рамный

флор;

7 — вертикальный киль:

8 — кница;

9 — продольная переборка; 10— рамная стойка; // — продольные ребра жесткости днища; 12 — ребра жесткости борта

4*

51

ооходимость иметь рамные шпангоуты, занимающие много места в трюме, и более частое расположение поперечных переборок де­

лает ее неудобной для применения на сухогрузных судах, перево­ зящих штучные грузы. Поэтому продольная система набора полу­ чила применение при постройке танкеров и крупных военных судов.

Продольно-поперечная система набора подразделяется на ком­

бинированную и смешанную.

Если днище и палубы выполнены по продольной системе, а

борта — по поперечной, то такая система набора называется

комбинированной (рис. 39). Она часто применяется при постройке

 

20

19

18

17

 

16

 

15

 

Рис. 39.

Поперечный

разрез сухогрузного судна с комбинированной системой

 

 

 

набора:

 

 

 

 

 

1 — планширь; 2 — стойка фальшборта;

3 — фальшборт;

4 — бимс

рамный; 5 —настил

палубы; 6 — карлингс; 7 — ребро жесткости подпалубное;

8 — комингс

люка;

9 — пиллерс;

10 — бимс;

// — стойка

переборки;

/7 — переборка

поперечная;

13 — пастил

второго дна;

14 — киль

вертикальный;

/5 — киль

горизонтальный;

16 — стрингер

днищевой;

17 — обшивка

днища; /8 — флор;

/9 — лист

крайний междудонный; 20 — киль скуловой; 2/— пояс

скуло­

вой; 22 —шпангоут

трюмный;

23—полубимс; 24 — обшивка бортовая; 25 — шпангоут

твин­

 

дечный; 26 — кннца; 27 — ширстрек

 

52


крупных сухогрузных и пассажирских судов, рудовозов и танкеров.

При этой системе набора днище и палуба, обеспечивающие общую

продольную прочность судна в большей степени, чем борта, наби­

раются по продольной системе, как наиболее рациональной, а бор­

та, меньше участвующие в работе при продольном изгибе корпу­

са,— по поперечной, так как она лучше обеспечивает поперечную

прочность и не загромождает трюмы.

Смешанная система набора характерна примерно одинаковыми расстояниями как между поперечными балками, так и между

продольными. При этой системе могут преобладать поперечные

балки.

Конструкции отдельных перекрытий и узлов. Днищевой на­ бор. При поперечной системе набора с двойным дном основной

балкой днищевого набора является внутренний вертикальный киль, идущий вдоль судна в диаметральной плоскости. К нему

привариваются с обеих сторон флоры — поперечные балки, иду­

щие до скуловой части судна. Флоры имеют на миделе такую же высоту, как и киль.

Флоры бывают трех видов: водонепроницаемые, сплошные и

бракетные (рис. 40). Водонепроницаемый флор изготовляется из

листовой стали и приваривается снизу к днищевой обшивке, свер­

ху ко второму дну, а у борта — к крайнему междудонному листу,

называемому также скуловым стрингером. Водонепроницаемые

флоры ставятся для разделения междудонного пространства на отдельные изолированные танки, которые используются для при­

ема в них пресной воды или жидкого топлива, а иногда и для

приема балласта—забортной воды.

Сплошные флоры отличаются от непроницаемых наличием

свальных вырезов (лазов) размером не менее 350×450 мм. Они

ставятся в наиболее нагруженных местах под машинами, котлами,

в носовой части и по всей длине судов, перевозящих насыпные

грузы. В остальных случаях их ставят через три-четыре шпации,

для облегчения устанавливая между ними на каждой шпации

бракетные флоры. Они представляют собой рамку, состоящую из

двух балок: нижней и верхней, приваренных соответственно к

днищу или ко второму дну и соединенных между собой полосками стали — бракетами. Высота междудонного пространства от 0,7 до

2 м и наличие лазов в сплошных флорах позволяют производить

работы по очистке и покраске танков междудонного пространства.

ai

в)

iΓΓΓΓΓΓJi

Рис. 40. Флоры:

a ~ водонепроницаемый;

б сплошной;

в — бракетный

53


Для перетекания остатков воды или топлива и прохода воздуха

из одной шпации в другую в нижней и верхней частях флор дела­

ют небольшие вырезы — голубницы.

Параллельно вертикальному килю на расстоянии не более 3,5 м

от него с обоих бортов ставят днищевые стрингеры, разрезаемые

на каждом флоре и к нему привариваемые. Для облегчения веса

они также имеют большие овальные вырезы. Поверх днищевого набора настилается второе дно (см. § 21).

При продольной системе набора основной продольной связью

днища, как и при поперечной системе, является вертикальный

киль. Флоры устанавливаются реже. Расстояние между днищевы­

ми стрингерами и от них до вертикального киля и бортов 4,5 м.

Между ними устанавливают продольные ребра жесткости, кото­

рые привариваются к днищевой обшивке и ко второму дну. Так

как носовая оконечность судна испытывает значительные удары

встречных волн, особенно при малой загрузке носа, предусмотре­ ны дополнительные подкрепления: промежуточные шпангоуты, в

междудонном пространстве устанавливают дополнительные невы­ сокие стрингеры.

Бортовой набор. При поперечной системе набора шпангоу­

ты (рис. 41) делают из катаных или сварных профилей (полосо-

бульба, угольника) и устанавливают в зависимости от размеров

судна через 0,5—0,8 м. Обычно стрингеры не устанавливают, но если Правилами постройки они предусмотрены, то ширина их

должна быть равна высоте профиля шпангоутов. В носовой око-

Рис. 42. Установка пиллерса:

 

 

1 — настил

палубы;

2 — карлингс;

3 —

Рис. 41. Шпангоуты:

бимс; 4 — поперечный

комингс

люка;

5 — пиллерс; 6 — настил

второго

дна;

а — рамный:

б — обыкновенный:

7 — флор;

8 — вертикальный киль;

9 —

/— трюмный;

2 — твиндечный

 

днищевая

обшивка

 

54