Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Рис. 50. |
Козырек па |
баке: |
/ — бак; 2 — козырек; |
3 — фальшборт; √ — леерное ог |
|
раждение; |
5 — верхняя |
палуба |
Так как полному удалению воды через штормовые портики обычно препятствует угольник палубного стрингера, то для пол
ного стока воды с палубы за борт делают шпигаты — вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в клепаном
угольнике палубного стрингера. Бывают шпигаты, не требующие
разрезания угольника, а отводящие воду через патрубок. Быстро
му стоку воды к бортам способствует также погибь бимсов.
Для уменьшения заливания палубы бака делают козырек, ко
торый является продолжением наружной обшивки выше уровня
открытой палубы (рис. 50).
§ 18. ВТОРОЕ ДНО, ПЕРЕБОРКИ, ТУННЕЛЬ ГРЕБНОГО ВАЛА, ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ДВЕРИ
Второе дно. На всех морских транспортных судах делается
второе дно; исключение составляют грузовые танки на танкерах.
Второе дно приваривается сверху к днищевому набору и предо
храняет судно от затопления в случае получения пробоины в дни
ще. Настил второго дна должен обладать достаточной прочно
стью, чтобы выдержать давление забортной воды, в зависимости
от чего и определяется его толщина. Закрывая днищевой набор,
второе дно делает трюм более удобным для размещения груза.
В местах наибольшего износа — под грузовыми люками, если нет пайола, и под котлами второе дно делается утолщенным.
По бортам второе дно обычно соединяется с наружной обшив
кой посредством м еж дуд о иного листа (рис. 51, |
а, |
б). |
Вто |
|
|
рое дно вместе с междудоннымп листами образует изолированное междудонное пространство, разделенное внутренним вертикальным
килем и водонепроницаемыми флорами па отдельные танки. В этих
танках хранят запасы пресной воды, жидкое топливо, а в необхо димых случаях принимают забортную воду в качестве балласта.
Между скуловой частью наружной обшивки и междудоішым листом образуется углубление для сбора воды — льяла. Скуло вые кницы имеют отверстия для протока воды из одной шпации в другую.
Для осмотра, очистки, покраски и вентиляции танков второго
дна в каждом танке имеются две горловины, расположенные в
разных концах его. Горловины имеют круглую илл овальную фор
му и размеры, позволяющие человеку спуститься через них в танк.
Обычно крышки горловин закрываются при помощи шпилек, при
варенных к настилу второго дна, и гаек. Для плотного прилега
ния крышек к краям горловин применяются резиновые или другие
прокладки.
60
Переборки. Корпус судна разделяется на отсеки водонепронш цаемыми поперечными переборками, количество которых регламен тируется Правилами Регистра СССР. Эти переборки обеспечивают непотопляемость судна, поперечную прочность и служат времен ным препятствием огню при пожаре.
Морское судно имеет следующие поперечные переборки:
фор пиковую, или таранную; она устанавливается на
расстоянии от форштевня, равном 5—10% длины судна; ахтерпик овую, устанавливаемую на расстоянии от ахтер
штевня, равном длине дейдвудной трубы;
две переборки, отделяющие машинное отделение при рас
положении машины в средней части судна.
Концевые отсеки, ограниченные форпиковой и ахтерпиковой
переборками, называются форпиком и ахтерпиком.
На грузовых судах число других поперечных переборок долж
но быть минимальным; расстояние между ними не должно превы
шать 30 м. На пассажирских судах и танкерах переборки ставятся чаще.
Продольные водонепроницаемые переборки ставятся на танке
рах для предотвращения переливания груза и сохранения остойчи вости.
Форпиковая переборка доходит до верхней палубы, ахтерпико-
вая — до первой палубы выше ватерлинии, остальные переборки —
от второго дна до главной палубы.
Переборки сваривают из листовой стали толщиной, примерно
равной наружной обшивке. Для увеличения жесткости их подкре пляют вертикальными стойками или горизонтальными ребрами
(рис. 52). Расстояние между стойками таранной переборки 600 мм,
а на остальных переборках — 750—900 мм.
Толщину переборок по высоте делают разной, увеличивая ее книзу, так как нижние поясья испытывают большее давление воды и более подвержены коррозии.
|
|
Рис. 51. Соединение второго |
дна: |
|
|
|||
а —с |
наружной |
обшивкой: |
/ — обшивка днища; |
2 —флор; |
3 — настил |
второго |
дна; |
|
4 — скуловая накладка; S — наклонный |
междудонный лист или скуловой стрингер; 6 — ску |
|||||||
ловая |
кница; |
7 — скуловой |
пояс |
наружной |
обшивки; |
8— голубницы; |
б —с |
бор |
том при помощи горизонтального междудонного листа: /—настил второго дна; 2 — край ний междудонный лист; 3 — шпангоут; 4 — скуловая кница; 5 — скуловой пояс наружной обшивки; б—днищевая обшивка; 7 — флор
61
Многие танкеры и другие суда современной постройки имеют гофрированные непроницаемые переборки. Гофры бывают различ
ных видов: коробчатые, волнистые, угловые и др. (рис. 53). Гофри рованные переборки имеют меньшую массу, просты в изготовлении,
упрощают зачистку танков, но не обладают жесткостью при дейст
вии силы вдоль переборки и перпендикулярно гофрам, поэтому их
располагают на продольных переборках горизонтально, а на попе
речных — вертикально.
Туннель гребного вала. При размещении машинной установки в средней части судна гребной вал проходит через кормовые поме щения (трюмы и другие). Для защиты от повреждения грузами и обеспечения возможности осмотра и смазки подшипников его поме
щают в специальной выгородке, называемой туннелем, или ко
ридором гребного вала (рис. 54).
Высота туннеля 1,8—2 м, ширина прохода между подшипника
ми и продольной переборкой не менее 0,5 м. Размеры обеспечивают
свободный проход по нему людей н возможность монтажа и пере
мещения промежуточных валов.
В кормовой части туннеля у ахтерпнковой переборки делается
расширение выгородки — рецесс— для удобства монтажа конце вого вала и дейдвудпого сальника, здесь же хранится запасной
|
Í1 |
1 If |
1 пI |
Г |
|
||
|
|
-L |
|
А |
|
|
А |
ч |
|
; и |
|
|
|
А~А |
|
Γ-72 LLL C—L, L L 1
Рис. 52. Поперечные водонепроницаемые переборки:
а— с вертикальными стойками; б—с горизонтальными ребрами
Рис. 53. Формы гофров:
о — трапециевидный; б — волнистый; в — прямоугольный
62
Рис. |
54. |
Туннель |
гребного вала: |
|||||
а — продольное |
сечение; |
б — поперечное |
||||||
сечение; |
0 — сечение |
по |
ББ |
(вид сверху); |
||||
1 — машинное |
отделение; |
2—туннель; |
||||||
3 — опорные |
подшипники; 4 — фундамен |
|||||||
ты |
опорных |
подшипников; |
5 — гребной |
|||||
вал; |
6 — яхтерпнковая |
переборка; 7 — |
||||||
шахта |
запасного |
выхода; |
8 — кормовой |
|||||
рецесс; |
9 — рецесс |
у |
MKO; |
10 — настил |
||||
|
второго |
дна: |
|
ʃʃ — ахтерпик |
гребной вал и имеется аварийный выход из туннеля на верхнюю палубу через водонепроницаемую шахту. Иногда рецесс делается
и у машинной переборки, где располагается упорный подшипник.
Вход в туннель из машинного отделения закрывается водонепро
ницаемой клинкетной дверью, имеющей аварийный привод для за
крытия ее с верхней палубы. Обшивка туннеля делается водоне
проницаемой и подкрепляется набором, состоящим из сводчатых
стоек.
На двухвинтовых судах имеется два туннеля, а кормовые рецессы объединены в один, общий.
При расположении машинного отделения в кормовой части суд на надобность в туннеле гребного вала отпадает.
Водонепроницаемые двери. Водонепроницаемые переборки не должны иметь никаких отверстий, но иногда приходится делать в
них двери, которые должны быть водонепроницаемыми. На судах
встречаются водонепроницаемые двери двух видов: на петлях и клинкетные.
Наружные двери, выходящие на открытую палубу — металли ческие, навесные, с резиновым уплотнением по краям и клиновид
ными задрайками, ручки от которых имеются по обеим сторонам
двери (рис. 55).
В водонепроницаемых переборках ниже ватерлинии устанавли вают клинкетные водонепроницаемые двери, которые можно легко закрыть даже в случае, если через нее поступает вода под боль
шим напором. Эти двери имеют дополнительный привод, позволяю щий закрывать их с верхней палубы. На пассажирских судах за
крытие клинкетных дверей в случае необходимости производится
63
8
Рис. 55. Водонепроницаемые двери:
а — навесная на петлях; б — клннкетная; /— дверь: 2—петля; 5—переборка; 4 — ру коятка; 5 — комингс; 6 — клиновидная планка; 7 — резиновая прокладка; 8 — направляю щие пазы двери; 9 — винт для подъема и закрытия двери
автоматически с ходового мостика. Для этого они оборудуются
электрическими или гидравлическими приводами.
Вырез в верхней палубе, служащий для схода (выхода) людей в нижние помещения, ограждается и закрывается сходным люком.
Для падежного закрытия судовых окон в бортах и наружных
переборках устанавливаются иллюминаторы. Они имеют массив
ную металлическую раму круглой или прямоугольной формы, в
которую вставлено толстое стекло.
§ 19. НАДСТРОЙКИ, РУБКИ, ШТЕВНИ
ИМАШИННО-КОТЕЛЬНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ
Надстройки и рубки. Надстройками называются все за
крытые помещения, расположенные выше верхней палубы и про стирающиеся от борта до борта. Носовая надстройка называется
баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального назва^
ния не имеет. Надстройки, имеющие ширину меньше ширины суд
на, носят название рубок, например штурманская рубка.
Надстройками считаются и помещения, не доходящие до бортов,
если расстояние между бортом и продольной переборкой этого по
мещения не превышает 0,04 ширины судна.
Надстройки не только увеличивают объем судовых помещений,
но и улучшают его мореходные качества, увеличивая запас плаву
чести и уменьшая заливаемость палуб водой. Длинные надстройки
(длина более 15% длины судна) участвуют в обеспечении продоль ной прочности судна, поэтому они в таких случаях должны быть
прочными, как основной корпус.
64
Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конст
рукции остальных палуб и бортов. Бортовой набор надстроек со
стоит из основных и промежуточных шпангоутов, последние имеют меньший профиль. Основные шпангоуты ставятся через две шпации и крепятся к палубному стрингеру. К шпангоутам привариваются
бимсы. Толщина палубного настила коротких надстроек 8—9 мм,
а длинных, участвующих в продольном изгибе корпуса, такая же,
как и у верхней палубы.
Бортовая обшивка и переборки коротких надстроек имеют мень
шую толщину, че,м основной корпус. Верхний пояс бортовой обшив ки длинных надстроек рассматривается как ширстрек основного корпуса и должен иметь соответствующую толщину.
Особое внимание уделяется прочности концевых переборок и в
первую очередь носовых переборок средней надстройки и юта, ко торые испытывают сильные удары встречных волн. Вертикальные
стойки этих переборок привариваются с помощью книц или впри тык к палубному настилу.
Борт надстройки переходит к основному корпусу плавно без рез ких уступов, что позволяет уменьшить концентрацию напряжений
в этих местах, причем листы бортовой обшивки выходят за кон
цевые переборки и плавно сходят на нет. Кроме этого, утолща
ется бортовая обшивка надстройки и основного корпуса у концов
надстроек, а вместо промежуточных шпангоутов ставятся основ
ные.
Рубки состоят из продольных и поперечных переборок, накры
тых палубой, иногда только деревянной. Чтобы исключить длин ную рубку из общего изгиба судна, а также уменьшить и вес, ее
делят на несколько коротких рубок.
В настоящее время стали делать рубки и надстройки из алю-
миниево-магииевых сплавов, что позволяет значительно уменьшить
их вес, не снижая прочности. При этом алюминиевые и стальные
детали разделяют специальными прокладками и пастами, иначе при попадании между ними воды возникает усиленная коррозия
алюминиевых деталей. Крепежные детали для этих же целей
оцинковывают и изолируют от корпуса .
Штевни — это прочные кованые, литые или сварные балки, яв
ляющиеся продолжением киля в носовой и кормовой оконечностях судна. Они носят название: форштевня — на носу судна и ахтер
штевня — на корме. Штевни служат для соединения вместе бор товых стрингеров и обшивки обоих бортов.
Форштевень (рис. 56) имеет большую прочность, чтобы обеспечить сохранность носовой оконечности судна при ударах о
лед, грунт, причал или другое судно.
Форштевни современных судов изготовляют коваными, литы
ми, а чаще сварными, что |
упрощает технологию их изготовления |
|
и |
уменьшает вес. Иногда |
нижнюю часть форштевня отливают, |
а |
верхнюю сваривают. |
|
|
Нижний конец форштевня соединяется с килем сваркой встык, |
|
если киль брусковый, для |
соединения с горизонтальным килем |
5 Устройство морского судна |
65 |