Файл: Алферов, С. А. Динамика зерноуборочного комбайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при заданных начальных условиях. Из имеющихся численных методов для решения поставленных задач был выбран метод Рунге-Кутта.

Предварительно были проанализированы способ Эйлера и ме­ тод Адамса. При решении пробных вариантов оказалось, что спо­

соб Эйлера

и метод Адамса

не могут дать решений этой задачи

с требуемой

точностью при

шаге вычислений Я = 0,1 сек.

Метод Рунге-Кутта дает погрешность порядка Я5. Для по­ лучения нового значения решения системы приходится подсчиты­ вать функцию в четырех дополнительных точках. Это прибли­ жает вычисляемое значение к истинному и способствует сохра­ нению точности.

Метод Рунге-Кутта при решении данных систем уравнений заключается в следующем. Наряду с системой дифференциальных

уравнений,

аналогичной

системе

(II 1.82)

 

 

 

 

dzx

fi(x,

Zu

z2,

 

 

 

 

 

 

dx

 

• - I z

r ) \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dz2

f2 (x, zlt

z2,

 

•> zr); j

(III.107)

 

 

dx

 

 

 

%T = fr(X'

21> г2,

 

■• > zr)>

 

интегрировали также уравнения ^ - =

1 и

= zm, в которых

vm— добавочные переменные,

представляющие собой интегралы

вида Jt

zdt.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

1 точке вычисляли по формулам:

Значения zt и х в k +

 

zi, k+i = Zk 4- -g- kuh +

h A

+

"з- h i h -f — Я4(Я;

 

 

 

 

xk+i = xk +

Я,

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&1І

fi

 

%iky

 

■•>

zrk)\

 

Ki — ft (xk -f- 4" h>zik +

-j-

ku h,

. . -,

zrk + 4"

klrh

h i ~

fi (^Xk H

2~

Д* H

2~ hih>

■■• )

zrkA—

hrh

kn = fi (xk + Я, Zik + k31h, . . ., zrk + k3rh).


Рунге-Кутта и приведенных

логических

условий.

Оптималь­

ные шаги

были h = 0,1 сек при расчете

на машине

«Урал-1» и

h = 0,05

сек— на машине

«Минск-2».

 

 

Транспортное запаздывание на величину т при решении си­ стемы уравнений на ЭЦВМ учитывалось следующим образом: запоминалось значение необходимой переменной в течение 1,1 сек в оперативной памяти машины, а затем содержимое десяти по­ следних ячеек сдвигалось после каждого шага. Таким образом,

машина «знала» значение

переменной секунду, полсекунды и

т. д. назад.

 

 

 

Более трудной задачей

являлось

программирование функций

М;

 

в,

-А,—

2У+1

 

 

Сі~

 

 

 

г.1

выражающих моменты,

развиваемые

фрикционными передачами

и дрИз положительной и отрицательной области возможных зна­

чений Mj выбирали лишь те, которые соответствовали логическим условиям (см. табл. 1 и 3) существования уравнения и, следова­ тельно, физическому смыслу.

Для характеристики двигателя логические условия опреде­ ляют Мг = 0 при максимальной угловой скорости. В ЭЦВМ были заложены логические правила и ограничения, определяю­ щие работу комбайна в различных условиях.

Численные значения переменных z,-, zjt Mj и др. печатались на таблограмме через каждый шаг, а затем вычерчивались как функции времени t, давая своеобразные расчетные осциллограммы работы комбайна в заданных условиях.

§ 12. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ ДИНАМИКИ КОМБАЙНОВ

Комбайн СК-4 — система с постоянной структурой. Варианты, решенные на ЭЦВМ «Урал-1», были получены при условии, что предварительное натяжение в ветвях клиноременных передач привода равно двум значениям: 1) ар = 10ч-11 кГІсм2 и 2) а — = 15ч-16 кГІсм2.

На рис. 43, а и б даны аналогичные полученным в гл. II рас­ четные графики изменения угловых скоростей Ах и Au в зависи­ мости от частоты X внешнего возмущения Fх (t) при различных значениях величин Jx и ар. Следует отметить, что с увеличением момента инерции в пределах Jx = 0,62 ч-0,73 кГ м сек2 вели­ чина Ах уменьшается даже при уменьшенном натяжении ремней ор = 10 кГ/'см2. На основании этого можно считать оправданным для комбайна СК-4 увеличение момента инерции до 0,73 кГ сек2. С увеличением натяжения клиноременных передач до ар = 15ч-16 кГІсм2 величины Ах и Au значительно умень­ шаются.


Таким образом, увеличение натяжения клиноременных пере­ дач в данных условиях имеет большее значение, чем повышение момента инерции молотильного барабана. Соответствующие экс­ периментальные значения Ах и Аи близки к расчетным.

Из расчетных осциллограмм было установлено, что с увели­

чением уменьшаются колебания угловых скоростей

х и и,

а крутящие моменты на валах барабана и контрпривода

имеют

при больших Jx меньшие средние значения и меньшие колебания. При неравномерной подаче хлебной массы до qcp = 6 кг/сек обороты контрпривода и барабана падают главным образом из-за

Рис. 43. Расчетные графики изменения угловых скоростей Ах и Дм для комбайна СК-4 в зависимости от частоты К поступления порций хлебной массы при различных Jx в кГ-м -сек3

скольжения ременной передачи к контрприводу. Установлено, что при натяжении ремней ор = 10 кГІсм2 эта передача пере­ гружена при всех рабочих режимах до предела, соответствующего началу вредного скольжения. Расчетами на ЭЦВМ установлено влияние колебаний Fy (t) и Fх (t) на угловые скорости х, и, у, z.

Изменения угловых скоростей при разгоне и выбеге рабочих органов комбайна СК-4 при ор = 10 кГ/см2 и Jх = 0,62 K F X Хм сек2 показаны на рис. 44, а и б. Расчеты и эксперименты дают следующие значения времени разгона и выбега рабочих ор­ ганов комбайна СК-4:

 

Расчетные

Эксперимен­

 

тальные

Ор в кГ/см2 .......................................................

10

16

15

і,раз в сек .......................................................

8,5

6

5.5

іШб в сек ...............................................................

10,5

18,5

19.5

Агрегат СШ-45 и КПН-2 — система с переменной структурой. Для данного агрегата было выполнено 27 различных вариантов расчетов. По расчетным данным доля тягового усилия задних колес шасси СПІ-45 при включенной обгонной муфте (ôeK= 5%) составляет 30% от усилия, развиваемого передними колесами, что примерно совпадает с данными испытаний этого агрегата в 1960 г. в ВИСХОМе.

При расчетах на ЭЦВМ выявлено, что продолжительность выключенного состояния обгонной муфты составляет около 40%

146


при движении шасси по полю с волнистым микрорельефом. Ми­ нимальный к. п. д. ходовых колес г\х к = 0,92 соответствует ра­ боте агрегата с включенным задним мостом (типы структур 1001 или 1101), а максимальный г\х к = 0,96— работе с выключенным (типы структур 1011 или 111І).

При разгоне ходовой части агрегата на I и II передачах мо­ мент Мх на привод молотильного барабана становится отрица­ тельным, а угловые скорости рабочих органов снижаются, осо­ бенно при разгоне на II передаче. Эта особенность была отмечена на осциллограммах при лабораторно-полевых испытаниях зерно­ уборочных комбайнов.

Рис. 44. Кривые разгона и выбега рабочих органов комбайна СК-4 при расчете на ЭЦВМ (Jx = 0,62 кГ-мсек2 и сгр = 10 кГ/см2)

Расчетные значения времени разгона и выбега ходовой части агрегата на I и II передачах совпадают с экспериментальными данными:

 

 

 

 

 

 

Расчетные

Экспериментальные

 

Передача

................................

 

 

 

I

 

II

I

И

 

 

 

 

 

 

с вариа-

без

с вариа-

без

 

tpaa в

сек

 

 

 

 

тором

вариатора

тором

вариатора

...........................

 

 

 

3

 

8

3

8,4

 

івыб в

сек ...........................

 

 

 

4,5

 

4,5

 

Разгон и выбег рабочих органов комбайна КПН-2 получены

при

различных

темпах включения

дисковой

муфты

сцепления

Т =

0

(рис.

45,

а);

Т =

0,7

сек

(рис. 45,

б) и Т = 1,5

сек

(рис. 45, в).

При

анализе

разгонов

рабочих

органов

можно

от­

метить

следующие

особенности:

 

 

 

 

1. С увеличением темпа включения Т минимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя незначительно увеличи­ вается, а затем опять уменьшается. Следовательно, существует оптимальная величина темпа включения, равная по расчетам

Т0,7 сек.

2.При расчетах процесса разгона с Т > 0 отмечено возник­ новение колебаний крутящего момента в муфте сцепления и ко­


лебаний моментов М и и М х. Эти автоколебания, по существу, можно объяснить нелинейностью характеристики муфты сцепле­ ния. Подобные колебательные процессы в муфте сцепления от­

мечены

и при экспериментах [17].

3.

Результаты расчетов и экспериментальные данные при раз

гоне и выбеге рабочих органов комбайна КПН-2 близко совпа­

дают:

расчетные

(на ЭЦВМ

«Минск-2») — tpa3 я» 6-ь6,5 сек,

івыб ^

20 сек\ экспериментальные — tpa3 я» 6 сек, іеыб я« 18 сек.

Были получены

расчетные

зависимости изменения угловых

скоростей Ах, Au, Az и Ау при работе агрегата на I передаче

z,w,x,u z,w,x,u

с івар = 0,822 при урожайности Q = 20 ц/га

и различных вели­

чинах и Nde. Из графиков было

выявлено,

что с повышением

мощности двигателя до Nde = 60

л. с. вместо Nde = 50 л. с.

значительно уменьшаются колебания угловых скоростей рабо­ чих органов, больше чем при увеличении момента инерции моло­ тильного барабана Jх.

Таким образом, на основе метода Лагранжа с неопределенными множителями в данной главе были получены системы дифферен­ циальных нелинейных уравнений, описывающих большие движе­ ния сложных сельскохозяйственных машин с голономными и неголономными связями в приводе.

При рассмотрении несвободных механических систем с неголономными связями необходимо число уравнений, равное числу обобщенных координат, определяющих поведение системы. При этом используются экспериментальные тяговые характеристики фрикционных передач (неголономных связей), однозначно опреде­ ляющих неизвестные множители Лагранжа.