ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
при заданных начальных условиях. Из имеющихся численных методов для решения поставленных задач был выбран метод Рунге-Кутта.
Предварительно были проанализированы способ Эйлера и ме тод Адамса. При решении пробных вариантов оказалось, что спо
соб Эйлера |
и метод Адамса |
не могут дать решений этой задачи |
с требуемой |
точностью при |
шаге вычислений Я = 0,1 сек. |
Метод Рунге-Кутта дает погрешность порядка Я5. Для по лучения нового значения решения системы приходится подсчиты вать функцию в четырех дополнительных точках. Это прибли жает вычисляемое значение к истинному и способствует сохра нению точности.
Метод Рунге-Кутта при решении данных систем уравнений заключается в следующем. Наряду с системой дифференциальных
уравнений, |
аналогичной |
системе |
(II 1.82) |
|
|
|||||
|
|
dzx |
fi(x, |
Zu |
z2, |
|
|
|
|
|
|
|
dx |
|
• - I z |
r ) \ |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
dz2 |
f2 (x, zlt |
z2, |
|
• •> zr); j |
(III.107) |
|||
|
|
dx |
|
|||||||
|
|
%T = fr(X' |
21> г2, |
|
■• > zr)> |
|
||||
интегрировали также уравнения ^ - = |
1 и |
= zm, в которых |
||||||||
vm— добавочные переменные, |
представляющие собой интегралы |
|||||||||
вида Jt |
zdt. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
1 точке вычисляли по формулам: |
||||||
Значения zt и х в k + |
||||||||||
|
zi, k+i = Zk 4- -g- kuh + |
h A |
+ |
"з- h i h -f — Я4(Я; |
||||||
|
|
|
|
xk+i = xk + |
Я, |
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
&1І |
fi |
|
%iky |
|
• |
■•> |
zrk)\ |
|
Ki — ft (xk -f- 4" h>zik + |
-j- |
ku h, |
. . -, |
zrk + 4" |
klrh |
|||||
h i ~ |
fi (^Xk H |
2~ |
Д* H |
2~ hih> |
■■• ) |
zrkA— |
hrh |
kn = fi (xk + Я, Zik + k31h, . . ., zrk + k3rh).
Рунге-Кутта и приведенных |
логических |
условий. |
Оптималь |
|
ные шаги |
были h = 0,1 сек при расчете |
на машине |
«Урал-1» и |
|
h = 0,05 |
сек— на машине |
«Минск-2». |
|
|
Транспортное запаздывание на величину т при решении си стемы уравнений на ЭЦВМ учитывалось следующим образом: запоминалось значение необходимой переменной в течение 1,1 сек в оперативной памяти машины, а затем содержимое десяти по следних ячеек сдвигалось после каждого шага. Таким образом,
машина «знала» значение |
переменной секунду, полсекунды и |
||
т. д. назад. |
|
|
|
Более трудной задачей |
являлось |
программирование функций |
|
М; |
|
в, |
|
-А,— |
2У+1 |
||
|
|
Сі~ |
|
|
|
|
г.1 |
выражающих моменты, |
развиваемые |
фрикционными передачами |
и дрИз положительной и отрицательной области возможных зна
чений Mj выбирали лишь те, которые соответствовали логическим условиям (см. табл. 1 и 3) существования уравнения и, следова тельно, физическому смыслу.
Для характеристики двигателя логические условия опреде ляют Мг = 0 при максимальной угловой скорости. В ЭЦВМ были заложены логические правила и ограничения, определяю щие работу комбайна в различных условиях.
Численные значения переменных z,-, zjt Mj и др. печатались на таблограмме через каждый шаг, а затем вычерчивались как функции времени t, давая своеобразные расчетные осциллограммы работы комбайна в заданных условиях.
§ 12. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ ДИНАМИКИ КОМБАЙНОВ
Комбайн СК-4 — система с постоянной структурой. Варианты, решенные на ЭЦВМ «Урал-1», были получены при условии, что предварительное натяжение в ветвях клиноременных передач привода равно двум значениям: 1) ар = 10ч-11 кГІсм2 и 2) а — = 15ч-16 кГІсм2.
На рис. 43, а и б даны аналогичные полученным в гл. II рас четные графики изменения угловых скоростей Ах и Au в зависи мости от частоты X внешнего возмущения Fх (t) при различных значениях величин Jx и ар. Следует отметить, что с увеличением момента инерции в пределах Jx = 0,62 ч-0,73 кГ м сек2 вели чина Ах уменьшается даже при уменьшенном натяжении ремней ор = 10 кГ/'см2. На основании этого можно считать оправданным для комбайна СК-4 увеличение момента инерции Jх до 0,73 кГ -м сек2. С увеличением натяжения клиноременных передач до ар = 15ч-16 кГІсм2 величины Ах и Au значительно умень шаются.
Таким образом, увеличение натяжения клиноременных пере дач в данных условиях имеет большее значение, чем повышение момента инерции молотильного барабана. Соответствующие экс периментальные значения Ах и Аи близки к расчетным.
Из расчетных осциллограмм было установлено, что с увели
чением Jх уменьшаются колебания угловых скоростей |
х и и, |
а крутящие моменты на валах барабана и контрпривода |
имеют |
при больших Jx меньшие средние значения и меньшие колебания. При неравномерной подаче хлебной массы до qcp = 6 кг/сек обороты контрпривода и барабана падают главным образом из-за
Рис. 43. Расчетные графики изменения угловых скоростей Ах и Дм для комбайна СК-4 в зависимости от частоты К поступления порций хлебной массы при различных Jx в кГ-м -сек3
скольжения ременной передачи к контрприводу. Установлено, что при натяжении ремней ор = 10 кГІсм2 эта передача пере гружена при всех рабочих режимах до предела, соответствующего началу вредного скольжения. Расчетами на ЭЦВМ установлено влияние колебаний Fy (t) и Fх (t) на угловые скорости х, и, у, z.
Изменения угловых скоростей при разгоне и выбеге рабочих органов комбайна СК-4 при ор = 10 кГ/см2 и Jх = 0,62 K F X Хм сек2 показаны на рис. 44, а и б. Расчеты и эксперименты дают следующие значения времени разгона и выбега рабочих ор ганов комбайна СК-4:
|
Расчетные |
Эксперимен |
|
|
тальные |
||
Ор в кГ/см2 ....................................................... |
10 |
16 |
15 |
і,раз в сек ....................................................... |
8,5 |
6 |
5.5 |
іШб в сек ............................................................... |
10,5 |
18,5 |
19.5 |
Агрегат СШ-45 и КПН-2 — система с переменной структурой. Для данного агрегата было выполнено 27 различных вариантов расчетов. По расчетным данным доля тягового усилия задних колес шасси СПІ-45 при включенной обгонной муфте (ôeK= 5%) составляет 30% от усилия, развиваемого передними колесами, что примерно совпадает с данными испытаний этого агрегата в 1960 г. в ВИСХОМе.
При расчетах на ЭЦВМ выявлено, что продолжительность выключенного состояния обгонной муфты составляет около 40%
146
при движении шасси по полю с волнистым микрорельефом. Ми нимальный к. п. д. ходовых колес г\х к = 0,92 соответствует ра боте агрегата с включенным задним мостом (типы структур 1001 или 1101), а максимальный г\х к = 0,96— работе с выключенным (типы структур 1011 или 111І).
При разгоне ходовой части агрегата на I и II передачах мо мент Мх на привод молотильного барабана становится отрица тельным, а угловые скорости рабочих органов снижаются, осо бенно при разгоне на II передаче. Эта особенность была отмечена на осциллограммах при лабораторно-полевых испытаниях зерно уборочных комбайнов.
Рис. 44. Кривые разгона и выбега рабочих органов комбайна СК-4 при расчете на ЭЦВМ (Jx = 0,62 кГ-мсек2 и сгр = 10 кГ/см2)
Расчетные значения времени разгона и выбега ходовой части агрегата на I и II передачах совпадают с экспериментальными данными:
|
|
|
|
|
|
Расчетные |
Экспериментальные |
|
|||
Передача |
................................ |
|
|
|
I |
|
II |
I |
И |
|
|
|
|
|
|
|
с вариа- |
без |
с вариа- |
без |
|
||
tpaa в |
сек |
|
|
|
|
тором |
вариатора |
тором |
вариатора |
||
........................... |
|
|
|
3 |
|
8 |
3 |
8,4 |
|
||
івыб в |
сек ........................... |
|
|
|
4,5 |
|
— |
4,5 |
— |
|
|
Разгон и выбег рабочих органов комбайна КПН-2 получены |
|||||||||||
при |
различных |
темпах включения |
дисковой |
муфты |
сцепления |
||||||
Т = |
0 |
(рис. |
45, |
а); |
Т = |
0,7 |
сек |
(рис. 45, |
б) и Т = 1,5 |
сек |
|
(рис. 45, в). |
При |
анализе |
разгонов |
рабочих |
органов |
можно |
от |
||||
метить |
следующие |
особенности: |
|
|
|
|
1. С увеличением темпа включения Т минимальная угловая скорость коленчатого вала двигателя незначительно увеличи вается, а затем опять уменьшается. Следовательно, существует оптимальная величина темпа включения, равная по расчетам
Т0,7 сек.
2.При расчетах процесса разгона с Т > 0 отмечено возник новение колебаний крутящего момента в муфте сцепления и ко
лебаний моментов М и и М х. Эти автоколебания, по существу, можно объяснить нелинейностью характеристики муфты сцепле ния. Подобные колебательные процессы в муфте сцепления от
мечены |
и при экспериментах [17]. |
3. |
Результаты расчетов и экспериментальные данные при раз |
гоне и выбеге рабочих органов комбайна КПН-2 близко совпа
дают: |
расчетные |
(на ЭЦВМ |
«Минск-2») — tpa3 я» 6-ь6,5 сек, |
івыб ^ |
20 сек\ экспериментальные — tpa3 я» 6 сек, іеыб я« 18 сек. |
||
Были получены |
расчетные |
зависимости изменения угловых |
скоростей Ах, Au, Az и Ау при работе агрегата на I передаче
z,w,x,u z,w,x,u
с івар = 0,822 при урожайности Q = 20 ц/га |
и различных вели |
|
чинах Jх и Nde. Из графиков было |
выявлено, |
что с повышением |
мощности двигателя до Nde = 60 |
л. с. вместо Nde = 50 л. с. |
значительно уменьшаются колебания угловых скоростей рабо чих органов, больше чем при увеличении момента инерции моло тильного барабана Jх.
Таким образом, на основе метода Лагранжа с неопределенными множителями в данной главе были получены системы дифферен циальных нелинейных уравнений, описывающих большие движе ния сложных сельскохозяйственных машин с голономными и неголономными связями в приводе.
При рассмотрении несвободных механических систем с неголономными связями необходимо число уравнений, равное числу обобщенных координат, определяющих поведение системы. При этом используются экспериментальные тяговые характеристики фрикционных передач (неголономных связей), однозначно опреде ляющих неизвестные множители Лагранжа.