Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
зывать место и способ отбора проб, их форму, вид, размер или массу. Если необходима средняя проба, то указывают методы ее отбора.
Поскольку отбор образцов (монолитов) из горных выработок и буровых скважин регламентирован ГОСТ 12071—72 «Грунты. Отбор, упаковка, хранение и транспортирование образцов», то в стандартах на методы испытаний грунтов в их первом разделе следует все пере численные требования относить к пробе грунта, непосред ственно используемой для испытания или определения . того или иного свойства. Таким образом, в нем должно быть указано, из какой части монолита или образца от бирать пробу, каким способом ее отбирать, какой формы, вида, размера или массы. Это обстоятельство предопре деляет необходимость более строгого разграничения в оп ределении понятий «образец» и «проба».
В разделе «Аппаратура, материалы и реактивы» приво дят перечень применяемой аппаратуры (установок, при боров, приспособлений, инструмента), точность измере ний, а также перечень материалов и реактивов.
Не все оборудование, используемое при испытании грунтов в полевых условиях или при определении их фи зико-механических свойств в лабораториях, серийно вы пускается нашей промышленностью. Поэтому в данном разделе обязательно должны быть приведены принципиаль ные схемы применяемого оборудования с подробным его описанием, указаны основные параметры и размеры, ко торые определяют методику производства и точность испы таний или определений.
Раздел «Подготовка к испытанию, анализу, измере нию» должен содержать данные, касающиеся подготовки к испытанию аппаратуры (приборов, инструмента, посуды) и реактивов, так как подготовка самой пробы грунта к ла бораторным определениям физико-механических свойств будет уже освещена в первом разделе. При проведении испытаний полевыми методами проба или образец не от бираются. Поэтому в стандарте, посвященном полевым методам испытания грунтов, в этом разделе должны быть освещены способы подготовки мест установки при боров и оборудования (забоя выработки для установки штампа, стенок скважины для установки прессиометра
ит. д.).
Вразделе «Проведение испытания (анализа, измере ния)» приводят последовательность выполнения отдель.
8 7
ных операций и их описание, (что и как нужно делать, что бы эту операцию осуществить), а также правила выпол нения отсчетов, замеров, регистрации показаний измери тельных приборов, приспособлений и порядок их записи.
В разделе «Обработка результатов» приводят расчет ные формулы, указывают точность вычисления и степень округления полученных данных, а также допускаемые расхождения при параллельных определениях (расчетах).
Важно отметить, что в стандарте на методы испытаний одного определенного показателя допускается устанав ливать несколько методов. В этом случае для каждого метода должны быть приведены данные, характеризующие его отличие от других методов (назначение, точность и т. п.), строго сформулированы и определены условия применения каждого метода, если устанавливаемые стан дартом методы не являются полностью взаимозаменяе мыми. Когда в стандарте содержание одинаковых разде лов для нескольких методов испытаний или определений совпадает, то это содержание излагают только для пер вого метода, а в остальных однотипных разделах ограни чиваются ссылками на первый метод.
Кроме стандартов, устанавливающих методы испы таний и определений в области инженерно-геологических изысканий, могут разрабатываться стандарты на техни ческую документацию инженерно-геологических работ, а также общетехнические и организационно-методические. Опыта разработки таких стандартов в указанной области в СССР пока нет. Их содержание должно устанавливаться исходя из цели каждого стандарта и стандартизируемого объекта.
Порядок изложения материала в общетехнических и организационно-методических стандартах должен соот ветствовать общим требованиям, изложенным выше. В стан дарты этого типа следует, при необходимости, включать примеры, иллюстрирующие текст.
6.ДОКУМЕНТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО
ИРЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Научно-исследовательским и проектным институтам системы Госстроя СССР, разрабатывающим соответствую: щие нормативные документы, разрешается в их развитие разрабатывать и издавать пособия (руководства) и реко- , мендации — документы, не относящиеся к нормативным.
8 8
Указанные документы издаются от имени разработавшей их организации при наличии согласования с соответствую щим отделом или управлением Госстроя СССР. К настоя щему времени многими организациями накоплен значи тельный опыт по разработке документов вспомогательного и рекомендательного характера, однако этот опыт не обоб щен. По этой причине он не нашел отражения в докумен тах, устанавливающих порядок их разработки, в част ности в инструкции СН 395-69. До сих пор не определены следующие вопросы принципиального характера:
каково соотношение вспомогательных и рекомендатель ных документов между.собой;
каково их соотношение с основными видами норматив ных документов;
каково должно быть содержание и назначение пособий, руководств и рекомендаций?
Необходимо прежде всего установить, что пособия, руководства и рекомендации представляют собой совер шенно различные виды документов. Пособия должны раз рабатываться как пояснение к строительным нормам и пра вилам, руководства — в развитие указаний.. Рекоменда ции должны соответствовать инструкциям.
Предложение о составлении пособий в качестве вспо могательного документа к- строительным нормам и прави лам не является новым. Оно уже было реализовано НИИ ос нований и подземных сооружений Госстроя СССР, выпу стившим ряд пособий к главам II части СНиП, определя ющим нормы и правила проектирования оснований и фун даментов зданий и сооружений. Содержание пособия пол ностью определяется содержанием той главы СНиП, для пояснения которой оно составляется.
Изложение материала в пособии производится по сле дующей схеме. Полностью приводится текст пункта главы СНиП с сохранением нумерации пунктов нормативного документа или последовательно расположенной группы пунктов, посвященных одному или близким вопросам. Этот текст нормативного документа отмечается в пособии черной жирной Чертой, помещаемой на полях слева от текста на всю его высоту. Ниже, с красной строки, ука зывается, к какому пункту или их группе даются пояс нения (например, к п. 1.3 или к пп. 2.1,2.2 и 2.3), и далее следует сам текст этого пояснения. Естественно, что при таком построении должны полностью сохраняться все подразделения текста нормативного документа и их за
89
головки. Поясняющий текст пособия может содержать обоснование включения'в нормативный документ тех или иных требований, норм и правил, особенно сформулирован ных или разработанных впервые. Кроме того, подробные разъяснения требований, норм и правил, исключающие возможность их различного толкования, а в необходимых случаях— примеры и расчеты, помогающие лучше осо знать и уяснить требования, нормы и правила. Отсюда проистекает основное назначение пособия — помочь спе циалистам, использующим нормативный документ в своей повседневной работе, понять его и усвоить. Такое назна чение пособия полностью согласуется с общепринятым толкованием этого слова: «пособие—учебная книга, а так же предмет, необходимый при обучении чему-нибудь». Назначение пособий предопределяет необходимость их разработки и издания вслед за соответствующими главами СНиП.
Руководства как вспомогательный документ к указа ниям должны раскрывать теоретические основы методов производства работ, их сравнение между собой, обосновы вать их использование для решения определенных задач в различных природных условиях. Руководства должны обосновывать методику обработки и интерпретации полу чаемых результатов со всеми необходимыми для этого про межуточными расчетами, вспомогательными формулами, графиками и таблицами. Если указания в директивной форме предписывают применять какой-то метод для реше ния определенной задачи в конкретных природных усло виях, то руководство должно убедить в правильности и обоснованности этого предписания в теоретическом и прак тическом отношениях.
Поскольку в руководствах разбираются теоретические основы методов производства работ, то по своему назна чению они выходят за рамки документов вспомогательного характера. Они с таким же успехом могут быть исполь зованы в учебном процессе при подготовке специалистов соответствующего профиля и квалификации. Поэтому из ложение материала в руководствах должно быть подчи нено последовательному и всестороннему раскрытию су щества обсуждаемого вопроса, а не каким-либо установ ленным нормативами формам и канонам.
Разрабатывать вспомогательные документы к инструк циям, как правило, не требуется, так как инструкции должны излагать материал со всей необходимой для
90
производства работ полнотой и обстоятельностью. Поэтому рекомендации следует рассматривать как документ, по своему содержанию и назначению, построению и изло жению материала полностью соответствующий инструк циям, но носящий не обязательный, а рекомендательный характер.
Рекомендации составляются на вспомогательные виды работ или методы их производства, на новые методы испы таний или определений, недостаточно разработанные в те оретическом отношении и не имеющие достаточной апро бации на практике. Рекомендации составляются на произ-
Рис. 3. Соотношение нормативных и вспомогательных документов
водство работ с помощью новых приборов или установок, не выпускаемых серийно промышленностью или выпущен ных с целью всесторонней апробации в производственных условиях малой серией и т. д.
Таким образом, в изложенной схеме основные виды до кументов вспомогательного и рекомендательного характера находят свое строго конкретное место и вполне определен ное соотношение с основными видами нормативных доку ментов, что в обобщенном виде показано на рис. 3. Ис пользование этой схемы в практической деятельности ор ганизаций, разрабатывающих нормативные, вспомогатель ные и рекомендательные документы по инженерно-геоло гическим изысканиям, позволит более продуманно и обо снованно, а самое главное — унифицированно, подходить к определению содержания и форме изложения того или иного вида документа.
Как отмечалось выше, пособия, руководства, рекомен
91
дации не относятся к нормативным документам, а поэтому формально их использование не является обязательным. Однако это не совсем так. Вряд ли можно при работе с той или иной главой СНиП игнорировать существование по собия, разработанного в качестве пояснения к ней, если в этом пособии разъясняются и обосновываются осново полагающие требования, правила и нормы. Можно не соглашаться с трактовкой отдельных вопросов, не следо вать отдельным частным рекомендациям пособия в своей практической работе при одном непременном условии — обоснованности принимаемого каждой организацией или руководителем работ решения. Аналогичный подход дол жен выдерживаться в отношении других документов вспо могательного и рекомендательного характера, если они разработаны и изданы для широкого потребителя, т. е. по согласованию с соответствующим подразделением ут верждающей инстанции, например с Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.
Г Л А В А V
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
ИУТВЕРЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ
ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ1
1.ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Стандарты и нормативные документы по своему су ществу являются результирующим итогом выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и эк спериментальных работ, а также работ по обобщению пе редового опыта, накопленного различными предприятиями
иорганизациями. Отсюда следует один из основополагаю щих принципов планирования технического нормирования
истандартизации — планы разработки стандартов и нор мативных документов должны увязываться с соответству ющими планами указанных выше работ, так как стандар ты и нормативные документы, подводя итоги проделанной работе, определяют пути ее внедрения в производство.
92
Поэтому планирование работ по техническому нормиро ванию и стандартизации является составной частью си стемы государственного планирования.
В соответствии с существующими категориями стандар тов составляются планы государственной, отраслевой и ре спубликанской стандартизации, а также планы стандар тизации на предприятиях. Общее методическое руковод ство при разработке всех планов стандартизации, осуще ствляет Государственный комитет стандартов, а по инже нерным изысканиям, проектированию и строительству — Госстрой СССР.
Планы стандартизации разрабатываются на год и на перспективу. Все перспективные планы стандартизации должны разрабатываться на базе основных направлений развитиянародного хозяйства СССР на планируемый период. Годовые планы стандартизации, являясь составной частью перспективных планов, базируются на соответ ствующих годовых заданиях развития народного хозяй ства.
Перспективные планы государственной стандартиза ции важнейших видов продукции являются составной частью государственных перспективных планов развития народного хозяйства СССР. Они включают общетехниче ские и организационно-методические стандарты межотрас левого значения, стандарты на продукцию промышлен ности, строительной индустрии и сельского хозяйства, стан дарты на агрегаты, узлы и детали машин, технологичес кую оснастку и инструмент. Проекты перспективных пла нов государственной стандартизации разрабатываются Го сударственным комитетом стандартов на основе предложе ний министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. Затем Госстандарт представляет их в Совет Министров СССР, Госплан СССР и Государственный комитет Совета .Министров СССР по науке и технике для апробации и последующего включения в проект госу дарственного перспективного плана развития народного хозяйства СССР.
Порядок и сроки разработки проектов перспективных планов государственной стандартизации устанавливаются Советом Министров СССР.
Проекты перспективных планов отраслевой стандар тизации включают задания по стандартизации, предусмот ренные перспективным планом развития народного хозяй ства СССР для данной отрасли. Утверждаются они соот
93
ветствующим министерством или ведомством по согласо* ванию с Государственным комитетом стандартов.
Проекты перспективных планов республиканской стан дартизации включают задания по стандартизации, преду смотренные ^перспективным планом развития народного хозяйства СССР для данной союзной республики, и ут верждаются как составная часть перспективных планов развития ее народного хозяйства.
Проекты перспективных планов стандартизации на предприятиях разрабатываются на базе заданий соответ ствующих министерств и ведомств с учетом развития стан дартизации на предприятии. Утверждаются эти планы дирекцией предприятия.
Разработка годовых планов государственной стандар тизации осуществляется по следующей принципиальной схеме, обычно применяемой и в случае разработки само стоятельных планов технического нормирования.
‘Предприятия, научно-исследовательские, проектно-кон структорские и другие организации, участвующие в ра ботах по техническому нормированию и стандартизации, исходя из соответствующих заданий, предусмотренных перспективным планом развития народного хозяйства
СССР, разрабатывают предложения к проектам годовых
планов |
государственной |
стандартизации и |
представля |
ют их |
в базовые по той |
или иной группе |
стандартов |
организации. Перечень базовых организаций утверждается
Государственным комитетом стандартов |
по согласованию |
с соответствующими министерствами и |
ведомствами. |
Базовые организации по стандартизации на основе предложений отдельных предприятий и организаций раз рабатывают обобщенные предложения к проекту годового плана государственной стандартизации по группе закреп ленных за ними вопросов или видов продукции. Эти обоб щенные предложения базовые организации рассматривают и обсуждают с заинтересованными организациями и ис полнителями. После согласования с ними направляют их в головные организации по стандартизации данной отрасли для последующего представления в министерство или ве домство по своей подчиненности, а в случае отсутствия го ловных организаций—непосредственно в свое министер ство или ведомство. Головные организации утверждаются Государственным комитетом стандартов по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами для осуществления научно-технического и организационно-ме
94