Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зывать место и способ отбора проб, их форму, вид, размер или массу. Если необходима средняя проба, то указывают методы ее отбора.

Поскольку отбор образцов (монолитов) из горных выработок и буровых скважин регламентирован ГОСТ 12071—72 «Грунты. Отбор, упаковка, хранение и транспортирование образцов», то в стандартах на методы испытаний грунтов в их первом разделе следует все пере­ численные требования относить к пробе грунта, непосред­ ственно используемой для испытания или определения . того или иного свойства. Таким образом, в нем должно быть указано, из какой части монолита или образца от­ бирать пробу, каким способом ее отбирать, какой формы, вида, размера или массы. Это обстоятельство предопре­ деляет необходимость более строгого разграничения в оп­ ределении понятий «образец» и «проба».

В разделе «Аппаратура, материалы и реактивы» приво­ дят перечень применяемой аппаратуры (установок, при­ боров, приспособлений, инструмента), точность измере­ ний, а также перечень материалов и реактивов.

Не все оборудование, используемое при испытании грунтов в полевых условиях или при определении их фи­ зико-механических свойств в лабораториях, серийно вы­ пускается нашей промышленностью. Поэтому в данном разделе обязательно должны быть приведены принципиаль­ ные схемы применяемого оборудования с подробным его описанием, указаны основные параметры и размеры, ко­ торые определяют методику производства и точность испы­ таний или определений.

Раздел «Подготовка к испытанию, анализу, измере­ нию» должен содержать данные, касающиеся подготовки к испытанию аппаратуры (приборов, инструмента, посуды) и реактивов, так как подготовка самой пробы грунта к ла­ бораторным определениям физико-механических свойств будет уже освещена в первом разделе. При проведении испытаний полевыми методами проба или образец не от­ бираются. Поэтому в стандарте, посвященном полевым методам испытания грунтов, в этом разделе должны быть освещены способы подготовки мест установки при­ боров и оборудования (забоя выработки для установки штампа, стенок скважины для установки прессиометра

ит. д.).

Вразделе «Проведение испытания (анализа, измере­ ния)» приводят последовательность выполнения отдель.

8 7

ных операций и их описание, (что и как нужно делать, что­ бы эту операцию осуществить), а также правила выпол­ нения отсчетов, замеров, регистрации показаний измери­ тельных приборов, приспособлений и порядок их записи.

В разделе «Обработка результатов» приводят расчет­ ные формулы, указывают точность вычисления и степень округления полученных данных, а также допускаемые расхождения при параллельных определениях (расчетах).

Важно отметить, что в стандарте на методы испытаний одного определенного показателя допускается устанав­ ливать несколько методов. В этом случае для каждого метода должны быть приведены данные, характеризующие его отличие от других методов (назначение, точность и т. п.), строго сформулированы и определены условия применения каждого метода, если устанавливаемые стан­ дартом методы не являются полностью взаимозаменяе­ мыми. Когда в стандарте содержание одинаковых разде­ лов для нескольких методов испытаний или определений совпадает, то это содержание излагают только для пер­ вого метода, а в остальных однотипных разделах ограни­ чиваются ссылками на первый метод.

Кроме стандартов, устанавливающих методы испы­ таний и определений в области инженерно-геологических изысканий, могут разрабатываться стандарты на техни­ ческую документацию инженерно-геологических работ, а также общетехнические и организационно-методические. Опыта разработки таких стандартов в указанной области в СССР пока нет. Их содержание должно устанавливаться исходя из цели каждого стандарта и стандартизируемого объекта.

Порядок изложения материала в общетехнических и организационно-методических стандартах должен соот­ ветствовать общим требованиям, изложенным выше. В стан­ дарты этого типа следует, при необходимости, включать примеры, иллюстрирующие текст.

6.ДОКУМЕНТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО

ИРЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Научно-исследовательским и проектным институтам системы Госстроя СССР, разрабатывающим соответствую: щие нормативные документы, разрешается в их развитие разрабатывать и издавать пособия (руководства) и реко- , мендации — документы, не относящиеся к нормативным.

8 8


Указанные документы издаются от имени разработавшей их организации при наличии согласования с соответствую­ щим отделом или управлением Госстроя СССР. К настоя­ щему времени многими организациями накоплен значи­ тельный опыт по разработке документов вспомогательного и рекомендательного характера, однако этот опыт не обоб­ щен. По этой причине он не нашел отражения в докумен­ тах, устанавливающих порядок их разработки, в част­ ности в инструкции СН 395-69. До сих пор не определены следующие вопросы принципиального характера:

каково соотношение вспомогательных и рекомендатель­ ных документов между.собой;

каково их соотношение с основными видами норматив­ ных документов;

каково должно быть содержание и назначение пособий, руководств и рекомендаций?

Необходимо прежде всего установить, что пособия, руководства и рекомендации представляют собой совер­ шенно различные виды документов. Пособия должны раз­ рабатываться как пояснение к строительным нормам и пра­ вилам, руководства — в развитие указаний.. Рекоменда­ ции должны соответствовать инструкциям.

Предложение о составлении пособий в качестве вспо­ могательного документа к- строительным нормам и прави­ лам не является новым. Оно уже было реализовано НИИ ос­ нований и подземных сооружений Госстроя СССР, выпу­ стившим ряд пособий к главам II части СНиП, определя­ ющим нормы и правила проектирования оснований и фун­ даментов зданий и сооружений. Содержание пособия пол­ ностью определяется содержанием той главы СНиП, для пояснения которой оно составляется.

Изложение материала в пособии производится по сле­ дующей схеме. Полностью приводится текст пункта главы СНиП с сохранением нумерации пунктов нормативного документа или последовательно расположенной группы пунктов, посвященных одному или близким вопросам. Этот текст нормативного документа отмечается в пособии черной жирной Чертой, помещаемой на полях слева от текста на всю его высоту. Ниже, с красной строки, ука­ зывается, к какому пункту или их группе даются пояс­ нения (например, к п. 1.3 или к пп. 2.1,2.2 и 2.3), и далее следует сам текст этого пояснения. Естественно, что при таком построении должны полностью сохраняться все подразделения текста нормативного документа и их за­

89

головки. Поясняющий текст пособия может содержать обоснование включения'в нормативный документ тех или иных требований, норм и правил, особенно сформулирован­ ных или разработанных впервые. Кроме того, подробные разъяснения требований, норм и правил, исключающие возможность их различного толкования, а в необходимых случаях— примеры и расчеты, помогающие лучше осо­ знать и уяснить требования, нормы и правила. Отсюда проистекает основное назначение пособия — помочь спе­ циалистам, использующим нормативный документ в своей повседневной работе, понять его и усвоить. Такое назна­ чение пособия полностью согласуется с общепринятым толкованием этого слова: «пособие—учебная книга, а так­ же предмет, необходимый при обучении чему-нибудь». Назначение пособий предопределяет необходимость их разработки и издания вслед за соответствующими главами СНиП.

Руководства как вспомогательный документ к указа­ ниям должны раскрывать теоретические основы методов производства работ, их сравнение между собой, обосновы­ вать их использование для решения определенных задач в различных природных условиях. Руководства должны обосновывать методику обработки и интерпретации полу­ чаемых результатов со всеми необходимыми для этого про­ межуточными расчетами, вспомогательными формулами, графиками и таблицами. Если указания в директивной форме предписывают применять какой-то метод для реше­ ния определенной задачи в конкретных природных усло­ виях, то руководство должно убедить в правильности и обоснованности этого предписания в теоретическом и прак­ тическом отношениях.

Поскольку в руководствах разбираются теоретические основы методов производства работ, то по своему назна­ чению они выходят за рамки документов вспомогательного характера. Они с таким же успехом могут быть исполь­ зованы в учебном процессе при подготовке специалистов соответствующего профиля и квалификации. Поэтому из­ ложение материала в руководствах должно быть подчи­ нено последовательному и всестороннему раскрытию су­ щества обсуждаемого вопроса, а не каким-либо установ­ ленным нормативами формам и канонам.

Разрабатывать вспомогательные документы к инструк­ циям, как правило, не требуется, так как инструкции должны излагать материал со всей необходимой для

90


производства работ полнотой и обстоятельностью. Поэтому рекомендации следует рассматривать как документ, по своему содержанию и назначению, построению и изло­ жению материала полностью соответствующий инструк­ циям, но носящий не обязательный, а рекомендательный характер.

Рекомендации составляются на вспомогательные виды работ или методы их производства, на новые методы испы­ таний или определений, недостаточно разработанные в те­ оретическом отношении и не имеющие достаточной апро­ бации на практике. Рекомендации составляются на произ-

Рис. 3. Соотношение нормативных и вспомогательных документов

водство работ с помощью новых приборов или установок, не выпускаемых серийно промышленностью или выпущен­ ных с целью всесторонней апробации в производственных условиях малой серией и т. д.

Таким образом, в изложенной схеме основные виды до­ кументов вспомогательного и рекомендательного характера находят свое строго конкретное место и вполне определен­ ное соотношение с основными видами нормативных доку­ ментов, что в обобщенном виде показано на рис. 3. Ис­ пользование этой схемы в практической деятельности ор­ ганизаций, разрабатывающих нормативные, вспомогатель­ ные и рекомендательные документы по инженерно-геоло­ гическим изысканиям, позволит более продуманно и обо­ снованно, а самое главное — унифицированно, подходить к определению содержания и форме изложения того или иного вида документа.

Как отмечалось выше, пособия, руководства, рекомен­

91


дации не относятся к нормативным документам, а поэтому формально их использование не является обязательным. Однако это не совсем так. Вряд ли можно при работе с той или иной главой СНиП игнорировать существование по­ собия, разработанного в качестве пояснения к ней, если в этом пособии разъясняются и обосновываются осново­ полагающие требования, правила и нормы. Можно не соглашаться с трактовкой отдельных вопросов, не следо­ вать отдельным частным рекомендациям пособия в своей практической работе при одном непременном условии — обоснованности принимаемого каждой организацией или руководителем работ решения. Аналогичный подход дол­ жен выдерживаться в отношении других документов вспо­ могательного и рекомендательного характера, если они разработаны и изданы для широкого потребителя, т. е. по согласованию с соответствующим подразделением ут­ верждающей инстанции, например с Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР.

Г Л А В А V

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ

ИУТВЕРЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ

ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ1

1.ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Стандарты и нормативные документы по своему су­ ществу являются результирующим итогом выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и эк­ спериментальных работ, а также работ по обобщению пе­ редового опыта, накопленного различными предприятиями

иорганизациями. Отсюда следует один из основополагаю­ щих принципов планирования технического нормирования

истандартизации — планы разработки стандартов и нор­ мативных документов должны увязываться с соответству­ ющими планами указанных выше работ, так как стандар­ ты и нормативные документы, подводя итоги проделанной работе, определяют пути ее внедрения в производство.

92

Поэтому планирование работ по техническому нормиро­ ванию и стандартизации является составной частью си­ стемы государственного планирования.

В соответствии с существующими категориями стандар­ тов составляются планы государственной, отраслевой и ре­ спубликанской стандартизации, а также планы стандар­ тизации на предприятиях. Общее методическое руковод­ ство при разработке всех планов стандартизации, осуще­ ствляет Государственный комитет стандартов, а по инже­ нерным изысканиям, проектированию и строительству — Госстрой СССР.

Планы стандартизации разрабатываются на год и на перспективу. Все перспективные планы стандартизации должны разрабатываться на базе основных направлений развитиянародного хозяйства СССР на планируемый период. Годовые планы стандартизации, являясь составной частью перспективных планов, базируются на соответ­ ствующих годовых заданиях развития народного хозяй­ ства.

Перспективные планы государственной стандартиза­ ции важнейших видов продукции являются составной частью государственных перспективных планов развития народного хозяйства СССР. Они включают общетехниче­ ские и организационно-методические стандарты межотрас­ левого значения, стандарты на продукцию промышлен­ ности, строительной индустрии и сельского хозяйства, стан­ дарты на агрегаты, узлы и детали машин, технологичес­ кую оснастку и инструмент. Проекты перспективных пла­ нов государственной стандартизации разрабатываются Го­ сударственным комитетом стандартов на основе предложе­ ний министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. Затем Госстандарт представляет их в Совет Министров СССР, Госплан СССР и Государственный комитет Совета .Министров СССР по науке и технике для апробации и последующего включения в проект госу­ дарственного перспективного плана развития народного хозяйства СССР.

Порядок и сроки разработки проектов перспективных планов государственной стандартизации устанавливаются Советом Министров СССР.

Проекты перспективных планов отраслевой стандар­ тизации включают задания по стандартизации, предусмот­ ренные перспективным планом развития народного хозяй­ ства СССР для данной отрасли. Утверждаются они соот­

93


ветствующим министерством или ведомством по согласо* ванию с Государственным комитетом стандартов.

Проекты перспективных планов республиканской стан­ дартизации включают задания по стандартизации, преду­ смотренные ^перспективным планом развития народного хозяйства СССР для данной союзной республики, и ут­ верждаются как составная часть перспективных планов развития ее народного хозяйства.

Проекты перспективных планов стандартизации на предприятиях разрабатываются на базе заданий соответ­ ствующих министерств и ведомств с учетом развития стан­ дартизации на предприятии. Утверждаются эти планы дирекцией предприятия.

Разработка годовых планов государственной стандар­ тизации осуществляется по следующей принципиальной схеме, обычно применяемой и в случае разработки само­ стоятельных планов технического нормирования.

‘Предприятия, научно-исследовательские, проектно-кон­ структорские и другие организации, участвующие в ра­ ботах по техническому нормированию и стандартизации, исходя из соответствующих заданий, предусмотренных перспективным планом развития народного хозяйства

СССР, разрабатывают предложения к проектам годовых

планов

государственной

стандартизации и

представля­

ют их

в базовые по той

или иной группе

стандартов

организации. Перечень базовых организаций утверждается

Государственным комитетом стандартов

по согласованию

с соответствующими министерствами и

ведомствами.

Базовые организации по стандартизации на основе предложений отдельных предприятий и организаций раз­ рабатывают обобщенные предложения к проекту годового плана государственной стандартизации по группе закреп­ ленных за ними вопросов или видов продукции. Эти обоб­ щенные предложения базовые организации рассматривают и обсуждают с заинтересованными организациями и ис­ полнителями. После согласования с ними направляют их в головные организации по стандартизации данной отрасли для последующего представления в министерство или ве­ домство по своей подчиненности, а в случае отсутствия го­ ловных организаций—непосредственно в свое министер­ ство или ведомство. Головные организации утверждаются Государственным комитетом стандартов по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами для осуществления научно-технического и организационно-ме­

94