Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
организации —исполнители работ, а также руководи тели и ответственные исполнители темы (по плану стандар тизации и разработки нормативно-технической докумен тации) от ведущей организации.
Изложенные требования к проекту тематического за дания на разработку стандарта или нормативного доку мента свидетельствуют о необходимости выполнения работ на первой стадии в рамках перспективного планирования. При включении разработки стандарта или нормативного документа в годовой план стандартизации на проведение всех перечисленных подготовительных работ и разработку обоснованного тематического задания его обсуждение, согласование и утверждение в соответствующих инстан циях времени уже не будет. В рамках годовых планов стандартизации и технического нормирования работы по составлению стандартов и нормативных документов прак тически должны начинаться со второй стадии, т. е. непо средственно с разработки первой редакции проекта стан дарта или нормативного документа.
Тематические задания на разработку государственных стандартов и общесоюзных нормативных документов ут верждаются министерствами (ведомствами) СССР, явля ющимися ведущими в данной отрасли или в производстве данных видов продукции, или, по их поручениям, соответ ствующими управлениями, а по отраслевым стандартам и ведомственным нормативным документам — соответству ющими управлениями министерств (ведомств) или, по по ручениям министерств, головными или базовыми органи зациями по стандартизации.
Тематические задания на разработку республиканских стандартов и нормативных документов утверждаются союз но-республиканскими, республиканскими министерст вами (ведомствами) или, по их поручениям, главными уп равлениями этих министерств (ведомств), а тематические за дания на разработку стандартов и нормативных докумен тов предприятий и организаций — их руководством.
Разработка первой редакции проекта стандарта (нор мативного документа) и рассылка его на отзывы. Эта ста дия разработки стандарта или нормативного документа является наиболее ответственной и важной. От того, на сколько качественно разработана первая редакция доку мента, зависят объемы работ на всех последующих стадиях его разработки, а также сроки выполнения этих работ. Поэтому основное внимание ведущей по разработке стан-
100
дарта или нормативного документа организации должно быть уделено контролю за качеством и своевременностью выполнения заданий организациями-соисполнителями, кон тролю за выполнением этих заданий в полном соответ ствии с годовым планом технического нормирования и стандартизации и утвержденным соответствующей инстан цией тематическим заданием на разработку документа. Ведущая организация помимо выполнения контрольных функций обычно выполняет определенные объемы, работ по составлению проекта самого документа. Естественно, что в этих работах ведущая организация по всем основным показателям должна быть примером для организацийсоисполнителей. При возникновении разногласий между организациями-соисполнителями в трактовке отдельных вопросов, .в формулировке и существе .отдельных требо ваний, норм и правил ведущая организация обязана при ложить все усилия для достижения согласованного прием лемого для всех организаций решения. В противном слу чае ведущая организация сама принимает решение, соот ветствующее ее представлениям по спорному вопросу. В последующем это решение уточняется на основе отзывов других организаций, не принимавших участия в разработ ке первой редакции документа.
Поскольку каждый стандарт или нормативный доку мент входит как составная часть в определенную систему стандартов или нормативных документов, то при разработ ке нового стандарта или нормативного документа может выявиться необходимость изменения, дополнения или от мены действующих стандартов или нормативных докумен тов. Поэтому ведущая организация одновременно с разра боткой первой редакции стандарта или нормативного до кумента должна подготовить обоснованные предложения по внесению изменений в соответствующие действующие документы или их отмене. Эти предложения должны быть доведены до организаций, разработавших и утвердивших указанные документы, для получения от них заключения на внесение изменений в действующие документы или их отмену. Такие заключения должны быть получены ведущей организацией к моменту представления разработанного до кумента на утверждение.
Одновременно с разработкой первой редакции доку мента ведущая организация составляет пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, которые должны обеспечить его своевременное внедрение. Пояс
101
нительная записка разрабатывается на основе тематиче ского задания на разработку документа и проекта самого документа, а также дополнительных проработок, заклю чающихся в анализе и обосновании включаемых в доку мент показателей, норм и требований. В пояснительной записке приводят:
основание для разработки стандарта или нормативного документа (номер темы по утвержденному плану, дату и наименование организации, утвердившей тематическое задание);
цели и задачи разработки стандарта или нормативного документа;
характеристику объекта нормирования или стандар тизации;
область применения разрабатываемого документа; анализ предусматриваемых им показателей, норм и тре
бований; обоснование показателей, норм и требований и технико
экономическую эффективность их внедрения; данные о взаимосвязи разрабатываемого документа
с другими действующими документами, а также рекомен дациями СЭВ и международных организаций;
предложения об изменении действующих документов; обоснование сроков введения документов в действие
и мероприятий по его внедрению; источники, использованные при разработке проекта
документа.
Пояснительная записка подписывается руководством ведущей организации, руководителем темы и ее испол нителями.
Проект плана мероприятий может предусматривать необходимость разработки технической документации, из готовления нового оборудования и приборов, изменения технологических процессов и тому подобные вопросы, т. е. все те мероприятия, осуществление которых обеспечит быстрое внедрение разработанного документа и достиже ние заложенных в него технико-экономических показа телей.
Проект документа с пояснительной запиской и проектом плана мероприятий перед рассылкой на отзывы должен быть рассмотрен на научно-техническом (ученом) совете веду щей организации или специально созываемом ею техни ческом совещании. Если проект документа будет одобрен и рекомендован к рассылке, то ведущая организация направ
102
ляет его на утверждение. В утверждающей организации проект документа рассматривается с позиций его соответ ствия годовому плану, тематическому заданию и методи ческим требованиям к построению, изложению и содержа нию документа. Если в проект документа необходимо вне сти какие-либо уточнения или изменения, то их вносит ут верждающая организация с привлечением ведущей—раз
работчика документа.
При обнаружении грубых нарушений тематического задания или методических требований к проекту доку мента последний может быть возвращен ведущей органи зации на доработку. В случае полного соответствия проекта документа тематическому заданию и методическим требо ваниям утверждающая организация размножает его и рас сылает всем заинтересованным предприятиям и учрежде ниям вместе с пояснительной запиской и проектом плана мероприятий по перечню, установленному тематическим заданием. В перечень заинтересованных включаются и те организации, с которыми проект документа должен быть обязательно согласован.
Обработка отзывов, разработка окончательной редак ции проекта стандарта (нормативного документа). Отзыв представляет собой документ, содержащий замечания и предложения по рассмотренному проекту стандарта или нормативного документа. Любая организация, прислав
шая |
отзыв, по сути дела |
может рассматриваться уже не |
- как |
заинтересованная в |
этом стандарте или нормативном |
документе, а как непосредственно участвующая в его раз работке. Поэтому в отзывах должны содержаться конкрет ные обоснованные предложения и замечания. В них нель зя констатировать, например, что проект документа раз работан плохо, что неудачна редакция такого-то пункта, что такое-то положение неверно и т.д., и считать свою зада чу как составителя отзыва полностью выполненной. Отзыв должен быть конструктивным, полезным для составителей документа, убеждающим их в правильности сделанных предложений и замечаний по каждому пункту. Если со ставитель отзыва не согласен с каким-либо положением, правилом или нормой, то помимо критики он должен сфор мулировать новое положение или правило, соответствую щее его представлениям по этому вопросу, привести новую норму и обосновать их, показав правомерность включения новых положений, правил или норм в стандарт или норма тивный документ. Если составитель отзыва считает, что
103
формулировка какого-то пункта неудачна, то он должен привести в отзыве свою формулировку этого пункта и по казать, почему она лучше. При составлении отзыва на стандарт или нормативный документ необходимо стремить ся к лаконичному изложению предположений и замечаний, что значительно облегчит обработку отзывов.
В соответствии |
с |
требованиями ГОСТ 1.0-—68 и |
СН 395-69 отзывы |
по |
проектам стандартов и норматив |
ных документов должны высылаться ведущей организации в двух экземплярах не позднее чем через месяц со дня по лучения проектов. Если министерство (ведомство), кото рому направлен проект документа, составляет обобщенный отзыв от нескольких подчиненных ему организаций или такой отзыв по поручению министерства (ведомства) со ставляет головная или базовая организация, то срок пред ставления обобщенного отзыва может быть увеличен на 15 дней.
Ведущая организация по получении отзывов составляет сводку по форме, приведенной в табл. 1. Сначала в сводку помещаются замечания и предложения общего характера, относящиеся к документу в целом, а затем замечания и предложения по каждому пункту проекта документа, стро го соблюдая последовательность пунктов. Если предло жение или замечание полностью принимается, то в соот-
Т а б л и ц а 1
Сводка отзывов по проекту стандарта (нормативного документа)
Номера по
порядку
(наименование стандарта) |
|
||
Номера |
Название мини |
Замечания |
Заключение |
разделов |
стерств (ведомств |
и предложе |
организации — |
и пунктов |
или организаций). |
ния по прое |
разработчика |
проекта |
Номер письма и |
кту стандарта |
проекта |
стандарта |
дата |
|
стандарта |
Н а ч а л ь н и к о т д е л а о р г а н и з а ц и и - р а з р а б о т ч и к а Р у к о в о д и т е л ь р а з р а б о т к и ( т е м ы )
104
Ёетствующей графе таблицы пишется, что оно принято. Если предложение или замечание не принимается или при нимается частично, то по нему должно быть составлено обоснованное заключение, в котором следует указывать основную причину отклонения его. В случае выявления серьезных разногласий по..существу’ проекта документа ведущая организация или по ее просьбе — головная созы вают совещание, на которое приглашаются ответственные представители основных заинтересованных министерств (ведомств) и организаций с таким расчетом, чтобы со став участников совещания мог обеспечить всестороннее обсуждение спорных вопросов. Для обеспечения конкрет ного и делового обсуждения ведущая организация обязана выслать участникам совещания необходимые материалы, подлежащие обсуждению (проект документа, сводку отзы вов или выписку из нее по спорным вопросам и т. д.). Все эти материалы участники совещания должны получить за 10 дней до его начала, но не позже. Это обеспечит свое временную подготовку каждого участника совещания по всем выносимым на Обсуждение вопросам.
Решение совещания оформляется протоколом, который подписывается председателем совещания и его секретарем. Если на совещании не удалось достичь соглашения, то представитель организации (или организаций) вправе сформулировать свое особое мнение по тому или иному пункту проекта документа и зафиксировать его в прото коле совещания или в приложении к протоколу. Прило жение должно быть подписано участниками совещания, сформулировавшими особое мнение, К протоколу сове щания обязательно прилагается список всех участников, если он не приведен в самом протоколе. Протоколы сове щаний рассылаются всем организациям, представители ко торых принимали участие в их работе. Принятые совеща ниями решения являются основой для разработки оконча тельной редакции проекта документа. По всем другим воп росам, не вызывающим разногласий по существу, основой для разработки окончательной редакции документа яв ляется сводка отзывов.
Подготовка, согласование и представление проекта стандарта (нормативного документа) на утверждение. Про екты некоторых стандартов и нормативных документов пе ред их представлением на утверждение должны быть со гласованы с органами государственного надзора, перечень которых указывается в тематическом задании. Подтвержде
на
ние согласия с проектом документа оформляется подписью проекта должностным лицом под грифом «Согласовано» или отдельным документом (письмом, протоколом и т. д.). Проекты документов по инженерно-геологическим изыска ниям, как правило, не подлежат согласованию с органами государственного надзора. Если они регламентируют про изводство работ в каких-то специфичных условиях (в эк сплуатационных горных выработках, на судоходных реках) или с применением веществ, опасных для здоровья произ водителей работ и окружающего населения (например, радиоактивных или взрывчатых), то такое согласование необходимо.
Ведущая организация до представления проекта стан дарта или нормативного документа на утверждение должна также согласовать проект плана мероприятий по его вне дрению с теми организациями, которые участвуют во вне дрении стандарта (нормативного документа). Эти согласо вания могут быть оформлены соответствующими заклю чениями указанных организаций.
Порядок представления проектов стандартов и норма тивных документов на утверждение следующий:
проекты государственных стандартов представляются на рассмотрение и утверждение в Государственный комитет стандартов или Госстрой СССР министерствами и ведомст вами СССР, которые являются ведущими в изготовлении стандартизируемого вида продукции или в определенной отрасли производства. Иногда министерство, разработав шее проект стандарта, может самостоятельно представить его на утверждение. Если проект государственного стан дарта разработан организациями, непосредственно подчи ненными Государственному комитету стандартов или Гос строю СССР, то эти организации представляют проект в со ответствующий комитет по своей подчиненности;
проекты нормативных документов общесоюзного харак тера представляются на рассмотрение и утверждение в со ответствующее министерство (ведомство) ведущей организа цией, если она подчинена данному министерству (ведомству), если же ведущая организация подчинена другому министер ству (ведомству), то проект нормативного документа пред ставляется через это министерство (ведомство);
проекты нормативных документов ведомственного на значения представляются разработавшей их организацией на рассмотрение и утверждение в свое министерство (ведом ство);
106