Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организации —исполнители работ, а также руководи­ тели и ответственные исполнители темы (по плану стандар­ тизации и разработки нормативно-технической докумен­ тации) от ведущей организации.

Изложенные требования к проекту тематического за­ дания на разработку стандарта или нормативного доку­ мента свидетельствуют о необходимости выполнения работ на первой стадии в рамках перспективного планирования. При включении разработки стандарта или нормативного документа в годовой план стандартизации на проведение всех перечисленных подготовительных работ и разработку обоснованного тематического задания его обсуждение, согласование и утверждение в соответствующих инстан­ циях времени уже не будет. В рамках годовых планов стандартизации и технического нормирования работы по составлению стандартов и нормативных документов прак­ тически должны начинаться со второй стадии, т. е. непо­ средственно с разработки первой редакции проекта стан­ дарта или нормативного документа.

Тематические задания на разработку государственных стандартов и общесоюзных нормативных документов ут­ верждаются министерствами (ведомствами) СССР, явля­ ющимися ведущими в данной отрасли или в производстве данных видов продукции, или, по их поручениям, соответ­ ствующими управлениями, а по отраслевым стандартам и ведомственным нормативным документам — соответству­ ющими управлениями министерств (ведомств) или, по по­ ручениям министерств, головными или базовыми органи­ зациями по стандартизации.

Тематические задания на разработку республиканских стандартов и нормативных документов утверждаются союз­ но-республиканскими, республиканскими министерст­ вами (ведомствами) или, по их поручениям, главными уп­ равлениями этих министерств (ведомств), а тематические за­ дания на разработку стандартов и нормативных докумен­ тов предприятий и организаций — их руководством.

Разработка первой редакции проекта стандарта (нор­ мативного документа) и рассылка его на отзывы. Эта ста­ дия разработки стандарта или нормативного документа является наиболее ответственной и важной. От того, на­ сколько качественно разработана первая редакция доку­ мента, зависят объемы работ на всех последующих стадиях его разработки, а также сроки выполнения этих работ. Поэтому основное внимание ведущей по разработке стан-

100

дарта или нормативного документа организации должно быть уделено контролю за качеством и своевременностью выполнения заданий организациями-соисполнителями, кон­ тролю за выполнением этих заданий в полном соответ­ ствии с годовым планом технического нормирования и стандартизации и утвержденным соответствующей инстан­ цией тематическим заданием на разработку документа. Ведущая организация помимо выполнения контрольных функций обычно выполняет определенные объемы, работ по составлению проекта самого документа. Естественно, что в этих работах ведущая организация по всем основным показателям должна быть примером для организацийсоисполнителей. При возникновении разногласий между организациями-соисполнителями в трактовке отдельных вопросов, .в формулировке и существе .отдельных требо­ ваний, норм и правил ведущая организация обязана при­ ложить все усилия для достижения согласованного прием­ лемого для всех организаций решения. В противном слу­ чае ведущая организация сама принимает решение, соот­ ветствующее ее представлениям по спорному вопросу. В последующем это решение уточняется на основе отзывов других организаций, не принимавших участия в разработ­ ке первой редакции документа.

Поскольку каждый стандарт или нормативный доку­ мент входит как составная часть в определенную систему стандартов или нормативных документов, то при разработ­ ке нового стандарта или нормативного документа может выявиться необходимость изменения, дополнения или от­ мены действующих стандартов или нормативных докумен­ тов. Поэтому ведущая организация одновременно с разра­ боткой первой редакции стандарта или нормативного до­ кумента должна подготовить обоснованные предложения по внесению изменений в соответствующие действующие документы или их отмене. Эти предложения должны быть доведены до организаций, разработавших и утвердивших указанные документы, для получения от них заключения на внесение изменений в действующие документы или их отмену. Такие заключения должны быть получены ведущей организацией к моменту представления разработанного до­ кумента на утверждение.

Одновременно с разработкой первой редакции доку­ мента ведущая организация составляет пояснительную записку к нему и проект плана мероприятий, которые должны обеспечить его своевременное внедрение. Пояс­

101



нительная записка разрабатывается на основе тематиче­ ского задания на разработку документа и проекта самого документа, а также дополнительных проработок, заклю­ чающихся в анализе и обосновании включаемых в доку­ мент показателей, норм и требований. В пояснительной записке приводят:

основание для разработки стандарта или нормативного документа (номер темы по утвержденному плану, дату и наименование организации, утвердившей тематическое задание);

цели и задачи разработки стандарта или нормативного документа;

характеристику объекта нормирования или стандар­ тизации;

область применения разрабатываемого документа; анализ предусматриваемых им показателей, норм и тре­

бований; обоснование показателей, норм и требований и технико­

экономическую эффективность их внедрения; данные о взаимосвязи разрабатываемого документа

с другими действующими документами, а также рекомен­ дациями СЭВ и международных организаций;

предложения об изменении действующих документов; обоснование сроков введения документов в действие

и мероприятий по его внедрению; источники, использованные при разработке проекта

документа.

Пояснительная записка подписывается руководством ведущей организации, руководителем темы и ее испол­ нителями.

Проект плана мероприятий может предусматривать необходимость разработки технической документации, из­ готовления нового оборудования и приборов, изменения технологических процессов и тому подобные вопросы, т. е. все те мероприятия, осуществление которых обеспечит быстрое внедрение разработанного документа и достиже­ ние заложенных в него технико-экономических показа­ телей.

Проект документа с пояснительной запиской и проектом плана мероприятий перед рассылкой на отзывы должен быть рассмотрен на научно-техническом (ученом) совете веду­ щей организации или специально созываемом ею техни­ ческом совещании. Если проект документа будет одобрен и рекомендован к рассылке, то ведущая организация направ­

102

ляет его на утверждение. В утверждающей организации проект документа рассматривается с позиций его соответ­ ствия годовому плану, тематическому заданию и методи­ ческим требованиям к построению, изложению и содержа­ нию документа. Если в проект документа необходимо вне­ сти какие-либо уточнения или изменения, то их вносит ут­ верждающая организация с привлечением ведущей—раз­

работчика документа.

При обнаружении грубых нарушений тематического задания или методических требований к проекту доку­ мента последний может быть возвращен ведущей органи­ зации на доработку. В случае полного соответствия проекта документа тематическому заданию и методическим требо­ ваниям утверждающая организация размножает его и рас­ сылает всем заинтересованным предприятиям и учрежде­ ниям вместе с пояснительной запиской и проектом плана мероприятий по перечню, установленному тематическим заданием. В перечень заинтересованных включаются и те организации, с которыми проект документа должен быть обязательно согласован.

Обработка отзывов, разработка окончательной редак­ ции проекта стандарта (нормативного документа). Отзыв представляет собой документ, содержащий замечания и предложения по рассмотренному проекту стандарта или нормативного документа. Любая организация, прислав­

шая

отзыв, по сути дела

может рассматриваться уже не

- как

заинтересованная в

этом стандарте или нормативном

документе, а как непосредственно участвующая в его раз­ работке. Поэтому в отзывах должны содержаться конкрет­ ные обоснованные предложения и замечания. В них нель­ зя констатировать, например, что проект документа раз­ работан плохо, что неудачна редакция такого-то пункта, что такое-то положение неверно и т.д., и считать свою зада­ чу как составителя отзыва полностью выполненной. Отзыв должен быть конструктивным, полезным для составителей документа, убеждающим их в правильности сделанных предложений и замечаний по каждому пункту. Если со­ ставитель отзыва не согласен с каким-либо положением, правилом или нормой, то помимо критики он должен сфор­ мулировать новое положение или правило, соответствую­ щее его представлениям по этому вопросу, привести новую норму и обосновать их, показав правомерность включения новых положений, правил или норм в стандарт или норма­ тивный документ. Если составитель отзыва считает, что

103


формулировка какого-то пункта неудачна, то он должен привести в отзыве свою формулировку этого пункта и по­ казать, почему она лучше. При составлении отзыва на стандарт или нормативный документ необходимо стремить­ ся к лаконичному изложению предположений и замечаний, что значительно облегчит обработку отзывов.

В соответствии

с

требованиями ГОСТ 1.0-—68 и

СН 395-69 отзывы

по

проектам стандартов и норматив­

ных документов должны высылаться ведущей организации в двух экземплярах не позднее чем через месяц со дня по­ лучения проектов. Если министерство (ведомство), кото­ рому направлен проект документа, составляет обобщенный отзыв от нескольких подчиненных ему организаций или такой отзыв по поручению министерства (ведомства) со­ ставляет головная или базовая организация, то срок пред­ ставления обобщенного отзыва может быть увеличен на 15 дней.

Ведущая организация по получении отзывов составляет сводку по форме, приведенной в табл. 1. Сначала в сводку помещаются замечания и предложения общего характера, относящиеся к документу в целом, а затем замечания и предложения по каждому пункту проекта документа, стро­ го соблюдая последовательность пунктов. Если предло­ жение или замечание полностью принимается, то в соот-

Т а б л и ц а 1

Сводка отзывов по проекту стандарта (нормативного документа)

Номера по

порядку

(наименование стандарта)

 

Номера

Название мини­

Замечания

Заключение

разделов

стерств (ведомств

и предложе­

организации —

и пунктов

или организаций).

ния по прое­

разработчика

проекта

Номер письма и

кту стандарта

проекта

стандарта

дата

 

стандарта

Н а ч а л ь н и к о т д е л а о р г а н и з а ц и и - р а з р а б о т ч и к а Р у к о в о д и т е л ь р а з р а б о т к и ( т е м ы )

104


Ёетствующей графе таблицы пишется, что оно принято. Если предложение или замечание не принимается или при нимается частично, то по нему должно быть составлено обоснованное заключение, в котором следует указывать основную причину отклонения его. В случае выявления серьезных разногласий по..существу’ проекта документа ведущая организация или по ее просьбе — головная созы­ вают совещание, на которое приглашаются ответственные представители основных заинтересованных министерств (ведомств) и организаций с таким расчетом, чтобы со­ став участников совещания мог обеспечить всестороннее обсуждение спорных вопросов. Для обеспечения конкрет­ ного и делового обсуждения ведущая организация обязана выслать участникам совещания необходимые материалы, подлежащие обсуждению (проект документа, сводку отзы­ вов или выписку из нее по спорным вопросам и т. д.). Все эти материалы участники совещания должны получить за 10 дней до его начала, но не позже. Это обеспечит свое­ временную подготовку каждого участника совещания по всем выносимым на Обсуждение вопросам.

Решение совещания оформляется протоколом, который подписывается председателем совещания и его секретарем. Если на совещании не удалось достичь соглашения, то представитель организации (или организаций) вправе сформулировать свое особое мнение по тому или иному пункту проекта документа и зафиксировать его в прото­ коле совещания или в приложении к протоколу. Прило­ жение должно быть подписано участниками совещания, сформулировавшими особое мнение, К протоколу сове­ щания обязательно прилагается список всех участников, если он не приведен в самом протоколе. Протоколы сове­ щаний рассылаются всем организациям, представители ко­ торых принимали участие в их работе. Принятые совеща­ ниями решения являются основой для разработки оконча­ тельной редакции проекта документа. По всем другим воп­ росам, не вызывающим разногласий по существу, основой для разработки окончательной редакции документа яв­ ляется сводка отзывов.

Подготовка, согласование и представление проекта стандарта (нормативного документа) на утверждение. Про­ екты некоторых стандартов и нормативных документов пе­ ред их представлением на утверждение должны быть со­ гласованы с органами государственного надзора, перечень которых указывается в тематическом задании. Подтвержде­

на

ние согласия с проектом документа оформляется подписью проекта должностным лицом под грифом «Согласовано» или отдельным документом (письмом, протоколом и т. д.). Проекты документов по инженерно-геологическим изыска­ ниям, как правило, не подлежат согласованию с органами государственного надзора. Если они регламентируют про­ изводство работ в каких-то специфичных условиях (в эк­ сплуатационных горных выработках, на судоходных реках) или с применением веществ, опасных для здоровья произ­ водителей работ и окружающего населения (например, радиоактивных или взрывчатых), то такое согласование необходимо.

Ведущая организация до представления проекта стан­ дарта или нормативного документа на утверждение должна также согласовать проект плана мероприятий по его вне­ дрению с теми организациями, которые участвуют во вне­ дрении стандарта (нормативного документа). Эти согласо­ вания могут быть оформлены соответствующими заклю­ чениями указанных организаций.

Порядок представления проектов стандартов и норма­ тивных документов на утверждение следующий:

проекты государственных стандартов представляются на рассмотрение и утверждение в Государственный комитет стандартов или Госстрой СССР министерствами и ведомст­ вами СССР, которые являются ведущими в изготовлении стандартизируемого вида продукции или в определенной отрасли производства. Иногда министерство, разработав­ шее проект стандарта, может самостоятельно представить его на утверждение. Если проект государственного стан­ дарта разработан организациями, непосредственно подчи­ ненными Государственному комитету стандартов или Гос­ строю СССР, то эти организации представляют проект в со­ ответствующий комитет по своей подчиненности;

проекты нормативных документов общесоюзного харак­ тера представляются на рассмотрение и утверждение в со­ ответствующее министерство (ведомство) ведущей организа­ цией, если она подчинена данному министерству (ведомству), если же ведущая организация подчинена другому министер­ ству (ведомству), то проект нормативного документа пред­ ставляется через это министерство (ведомство);

проекты нормативных документов ведомственного на­ значения представляются разработавшей их организацией на рассмотрение и утверждение в свое министерство (ведом­ ство);

106