Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тодического руководства работами по стандартизации в со­ ответствующих отраслях народного хозяйства. Головные организации по стандартизации, как правило, подчинены тому министерству или ведомству, которое является ве­ дущим в данной отрасли народного хозяйства. Базовые организации могут быть подчинены различным министер­ ствам и ведомствам, в том числе и республиканского под­ чинения. Поэтому путь представления предложений к пла­ нам государственной стандартизации через головные ор­ ганизации является наиболее коротким: головная орга­ низация представляет предложения в ведущее по отрасли министерство или ведомство, а оно в свою очередь направ­ ляет их в Государственный комитет стандартов или Гос­ строй СССР. Если базовая организация подчинена союзно­ республиканскому министерству союзной республики, то путь представления предложений к проекту годового плана государственной стандартизации таков: базовая органи­ зация — союзно-республиканское министерство союзной республики — союзно-республиканское министерство

СССР — общесоюзное или союзно-республиканское мини­ стерство, ведущее по данной отрасли, — Государственный комитет стандартов. Если базовая организация подчинена республиканскому министерству или ведомству, то этот путь преобразуется следующим образом: базовая орга­ низация — республиканское министерство или ведомст­ во — Совет Министров союзной республики (или Госплан

союзной

республики) — ведущее

по отрасли общесоюз­

ное или

союзно-республиканское

министерство СССР —

Государственный комитет стандартов.

Годовые планы государственной стандартизации раз­ рабатываются Государственным комитетом стандартов на основе предложений министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик и утверждаются им по со­ гласованию с Госпланом СССР. После утверждения годо­ вого плана государственной стандартизации Государст­

венный комитет стандартов доводит его до

министерств

и ведомств СССР и советов министров союзных

республик,

а те, в свою очередь, обеспечивают своевременное вклю­ чение заданий годового Плана государственной стандар­ тизации в планы головных и базовых организаций, в планы - других организаций, привлекаемых к участию в разработ­ ке стандартов, соблюдая обратный порядок указанной выше очередности представления 'предложений.

В системе Госстроя СССР составляется единый годовой


план технического нормирования и стандартизации —План пересмотра действующих и разработки новых государст­ венных стандартов и нормативных документов по строи­ тельству. С 1963 г. в него регулярно включаются разделы по техническому нормированию и стандартизации инже­ нерных изысканий в целом или по отдельным их видам, в том числе инженерно-геологических изысканий. Прин­ ципиальная схема разработки этого плана полностью соот­ ветствует описанной для годовых планов государственной стандартизации. Утверждается этот план Председателем Госстроя СССР. Соответствующим приказом Госстроя

СССР функции головной организации по инженерным изы­ сканиям, а также по техническому нормированию и стан­ дартизации их возложены на ПНИИИС. Ответственным в системе Госстроя СССР за план пересмотра действующих

иразработки новых государственных стандартов и норма­ тивных документов по строительству является Отдел тех­ нического нормирования и стандартизации.

По указанному плану разрабатываются все перечис­ ленные и охарактеризованные в предыдущей главе виды стандартов и нормативных документов. Однако указания

иинструкции в соответствии с существующей практикой могут разрабатываться и по другим планам Госстроя СССР,

вчастности по плану изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства. Это обстоятельство вносит некоторый диссонанс в строй­ ную и строгую систему технического нормирования и стан­ дартизации Госстроя СССР. По нашему мнению, план раз­ работки нормативных документов должен быть один, так как существование нескольких планов, за которые к тому же отвечают разные подразделения министерств и ве­ домств, всегда вносит элемент несогласованности и проти­ воречивости в вопросы технического нормирования.

Вситуации, когда в работах по техническому норми­ рованию и стандартизации инженерных изысканий при­ нимают участие многочисленные организации различных министерств и ведомств, важнейшее значение приобретают вопросы координации и согласования годовых планов ор­ ганизаций по техническому нормированию и стандарти­ зации. Не меньшее значение имеет увязка между собой планов: экспериментального проектирования, изучения и обобщения опыта, пересмотра и разработки стандартов и Нор­ мативных документов. К сожалению, работа такого харак­ тера практически никем не проводится. В связи с этим стан­

96


дарты и нормативные документы обычно не разраба­ тываются в предусматриваемые планом сроки, появляет­ ся много случайных документов, потребность в которых весьма сомнительна. Многие разработанные документы издаются под видом рекомендаций и руководств или вообще не доходят до потребителя, оставаясь в архивах создавших их организаций. Все это объясняется тем обстоятельством, что в системе Госстроя СССР пока еще не практикуется разработка перспективных планов тех­ нического нормирования и стандартизации инженерных изысканий.

Наличие перспективного плана, согласованного с заин­ тересованными в его реализации министерствами и ведомст­ вами, позволило бы своевременно планировать проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и эк­ спериментальных работ, а также работ по изучению и обоб­ щению отечественного и зарубежного опыта выполнения инженерных изысканий. Поскольку годовые планы пере­ смотра действующих и разработки новых государственных стандартов и нормативных документов по строительству ограничивают время их разработки одним-двумя годами, то оптимальной схемой последовательного планирования для научно-исследовательских организаций была бы сле­ дующая: годовые планы научно-исследовательских работ организаций — годовые планы пересмотра действующих и разработки новых государственных стандартов и нор­ мативных документов по строительству. Для проектно­ изыскательских и изыскательских организаций, не имею­ щих собственных бюджетных ассигнований, такая схема планирования была бы следующей: годовые планы изуче­ ния и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства — годовые планы экспе­ риментальных работ (если в их проведении есть необхо­ димость) — годовые планы пересмотра действующих и раз­ работки новых государственных стандартов и норматив­ ных документов построительству. При таком последова­ тельном планировании на основе перспективных планов технического нормирования и стандартизации инженер­ ных изысканий значительно легче осуществить согласо­ вание и координацию работ по составлению того или иного государственного стандарта или нормативного документа общесоюзного значения, привлечь к его составлению те организации, участие которых действительно необходимо, и обеспечить им соответствующее финансирование.

4 Зак. 435

97


2.СТАДИИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ

ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В целях достижения организационно-методического единообразия при планировании и организации разработ­ ки стандартов и нормативных документов независимо от их категорий и видов, осуществления анализа и контроля за выполнением работ по составлению таких документов ГОСТ 1.0—68 предусматривает необходимость следующих

стадий их разработки:

 

 

 

 

 

и составлен

1-

я ■— организация разработки стандарта

тематического задания;

 

 

 

 

 

 

2-

я — разработка проекта стандарта (первой редакци

и рассылка его на отзыв;

отзывов,

разработка

окончательн

3-

я — обработка

редакции

проекта

стандарта

(второй

и

последующих);

4-

я — подготовка,

согласование

и представление пр

екта стандарта на утверждение;

 

стандарта, его утвержден

5-

я ■— рассмотрение проекта

и регистрация;

стандарта.

 

 

 

 

 

6- я — издание

документы

различных ми­

Действующие нормативные

нистерств и ведомств, регламентирующие порядок их разработки и утверждения, в частности инструкция СН 395-69 Госстроя СССР, предусматривают аналогичную стадийность разработки и для всех других нормативных документов. Правда, стадии в них не выделяются, но опи­ сание порядка разработки осуществляется в полном соот­ ветствии с обусловленной для разработки стандартов ста­ дийностью. По этой причине ниже приводится описание требований к работам по составлению стандартов и норма­ тивных документов и дается к ним комментарий в приложе­ нии к стадиям, предусмотренным для разработки стандартов.

Организация разработки стандарта (нормативного до­ кумента) и составление тематического задания. Основным документом, определяющим сроки разработки стандарта или нормативного документа по стадиям, объемы работ и сроки их выполнения каждым соисполнителем и другие организационные вопросы, является тематическое зада­ ние. Проект тематического задания разрабатывает веду­ щая по данному стандарту или нормативному документу организация на основе сбора, изучения и анализа мате­ риалов по стандартизируемому или нормируемому объек­ ту. При этом учитываются достижения науки и техники,

98


передового отечественного и зарубежного опыта, а также имеющиеся отечественные и иностранные стандарты, па- ' тенты, авторские' свидетельства, каталоги и другая тех­ ническая документация. Проект тематического задания со­ гласовывается с соисполнителями, а в необходимых, слу­ чаях—с заказчиками и другими заинтересованными ор­ ганизациями. Проекты тематических заданий на важные объекты технического нормирования и стандартизации подлежат обсуждению на научнр-технических советах, их секциях или на специальных совещаниях, проводимых организациями — авторами проектов, головными или ба­ зовыми организациями по техническому нормированию

истандартизации.

Впроекте тематического задания с отражением специ­ фики стандартизируемого или нормируемого объекта, ка­ тегории и вида стандарта или нормативного документа должны быть указаны:

главные цели и задачи стандарта или нормативного доку­ мента, характеристика состояния Стандартизируемого или нормируемого объекта;

основные разделы стандарта (нормативного документа) и перечень требований (показатели, критерии, нормы и т. д.), которые должны быть им установлены;

взаимосвязь с другими стандартами и нормативными документами, рекомендациями по стандартизации СЭВ и международных организаций;

объемы работ по составлению стандарта или норматив­ ного документа, включая в него .те работы научно-иссле­ довательского, проектно-конструкторского и эксперимен­ тального характера, которые необходимо выполнить для со­ ставления проекта стандарта или нормативного документа или для технико-экономического обоснования показателей, предусматриваемых этим проектом;

сроки разработки стандарта (нормативного документа) по стадиям до представления его в утверждающую инстан­ цию;

главные этапы работ для всех исполнителей и соиспол­ нителей с указанием сроков их выполнения;

основные источники, которые должны быть использо­ ваны при разработке проектов (отечественные и зарубеж­ ные стандарты, патенты и авторские свидетельства, научнотехническая литература, каталоги, справочники, резуль­ таты научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ,

рекомендации СЭВ, ИСО и т. д.);

4*

99