Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проекты нормативных документов республиканского назначения представляются на рассмотрение и утверждение в соответствующее министерство (ведомство) разработавшей их организацией, если эта организация непосредственно подчинена данному министерству (ведомству), или через свое министерство (ведомство);

проекты нормативных документов предприятий (орга­ низаций) представляются ' на рассмотрение и утверждение руководству этих предприятий (организаций) разработав­ шим их отделом или другим подразделением.

Проект стандарта или нормативного документа должен представляться на утверждение в трех экземплярах с при­ ложением к нему по одному экземпляру следующих доку­ ментов:

пояснительной записки; сводки отзывов;

копии тематического задания; .

проекта документа, рассылавшегося на отзыв;

подлинных экземпляров отзывов и документов, под­ тверждающих согласование проекта государственного стан­ дарта или их копий для других категорий стандартов и нор­ мативных документов;

перечня организаций, которым проект документа рассы­ лался на отзыв;

патентного формуляра или справки о том, что документ проверке на патентную чистоту не подлежит;

протоколов совещаний по рассмотрению проекта доку­ мента, в том числе протоколов научно-технического совета ведущей организации или его секции;

проекта плана основных мероприятий по внедрению стандарта или нормативного документа;.

справки о технико-экономической эффективности пока­ зателей, включенных в стандарт или нормативный доку­ мент.

Кроме'перечисленных документов к проекту государ­ ственного стандарта должны быть приложены отчеты о, ре­ зультатах научно-исследовательских, опытно-конструктор­ ских и экспериментальных работ (если такие проводились) или сделаны ссылки на эти отчеты с указанием их место­ нахождения, а также заключения по испытанию опытных об­ разцов стандартизируемой продукции и таблицы сравнения показателей, предусмотренных проектом стандарта, с ана­ логичными показателями иностранных стандартов или ре­

107

комендуемыми международными организациями по стан­ дартизации.

Представляемые на утверждение проекты стандартов и нормативных документов должны быть отпечатаны на пишущей машинке через два интервала (как текст, так и таб­ лицы и примечания) на одной стороне листа белой бумаги форматом 297x210 мм и подписаны на последней странице руководителями ведущей организации и исполнителями.

Рассмотрение проекта стандарта (нормативного доку­ мента), его утверждение и регистрация. Основной принцип рассмотрения всех стандартов и нормативных документов — коллегиальность. Все они должны рассматриваться на на­ учно-техническом совете, научно-технической комиссии или специальном совещании, организуемом утверждающей организацией, с участием представителей основных заин­ тересованных организаций.

Проект государственного стандарта обязательно подвер­ гается научно-технической экспертизе. Затем на соответ­ ствующей научно-технической комиссии Государственного комитета стандартов представитель министерства (ведом­ ства), представившего проект, или представитель ведущей организации докладывает о содержании стандарта, его тех­ нико-экономической эффективности,- мероприятиях по вне­ дрению, сроке введения в действие. Государственные стан­ дарты утверждаются постановлениями Государственного комитета стандартов или Госстроя СССР с указанием срока действия.

Проекты общесоюзных нормативных документов по поручению руководства утверждающего их министерства (ве­ домства) могут рассматриваться на научно-техническом совете или коллегии данного министерства (ведомства), а также на научно^ехнических комиссиях или совещаниях, после того как они предварительно рассмотрены соответ­ ствующим отделом или управлением этого министерства (ве­ домства). Утверждаются они постановлениями, приказами или распоряжениями, которые подписываются руководи­ телем министерства (ведомства), а в его отсутствии — пер­ вым заместителем. При утверждении проекта нормативного документа устанавливается срок его введения.

Порядок рассмотрения и утверждения ведомственных нормативных документов аналогичен описанному для обще­ союзных нормативных документов. Однако утверждаться они могут министерствами (ведомствами) и их главными ущ

равлениями,

108


Проекты республиканских нормативных документов об­ суждаются компетентными органами соответствующего ми­ нистерства (ведомства) союзной республики и утверждаются их приказом или распоряжением.

Во всех случаях отдел или управление министерства (ведомства), утверждающего стандарт или нормативный до­ кумент, представляет его руководству помимо проекта до­ кумента следующее:

справку, характеризующую проект документа и его эф­ фективность;

справку о разногласиях (если таковые имеют место) по отдельным требованиям документа;

• проект постановления, распоряжения или приказа об ут­ верждении документа и сроке введения его в действие;

решение коллегиального органа, рассматривавшего проект документа.

Если в процессе обсуждения проектов стандартов или нормативных документов при их подготовке к утверждению не удалось устранить разногласий, возникших по проекту между министерствами и ведомствами, то решения по проек­ там стандартов принимает Государственный комитет стан­ дартов, а по нормативным документам — ведущее по отрас­ ли министерство или ведомство.

Все утвержденные стандарты и нормативные документы подлежат обязательной государственной регистрации. Учет и государственную регистрацию стандартов всех категорий, а также отраслевой и республиканской нормативно-техни­ ческой документации производит Государственный комитет стандартов; нормативных документов по инженерным изы­ сканиям, проектированию и строительству — Госстрой

СССР. Учет и регистрация стандартов и нормативных доку­ ментов производятся с целью исключения случаев их дубли­ рования, а также несоответствия государственным стандар­ там. Непосредственно регистрацию осуществляют в системе Государственного комитета стандартов Всесоюзный инфор­ мационный фонд стандартов и технических условий Все­ союзного научно-исследовательского института технической информации, классификации и кодирования (ВИФС ВНИИКИ), а в системе Госстроя СССР — Отдел технического нормирования и стандартизации.

При регистрации в ВИФС утвержденным государствен­ ным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и двух послед*

них цифр года утверждения,

101

Нормативным документам по инженерным изысканиям, проектированию и строительству при'регистрации также присваивается условное обозначение — шифр. В шифре «Строительных норм и правил», утверждаемых только Гос­ строем СССР в качестве общесоюзных нормативных доку­ ментов, приводится сокращенное их название, номер части римскими цифрами, обозначение раздела заглавными бук­ вами русского алфавита, номер главы раздела арабскими цифрами, а также две последние цифры года утверждения (например, СНиП II-A. 13-69). Указаниям и инструкциям общесоюзного характера присваивается шифр, состоящий из сокращенного названия строительных норм, порядко­ вого номера по регистрационной книге и двух последних цифр года утверждения (например, СН 211-62).

Нормативным документам по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, утвержденным министер­ ством или ведомством СССР, при их регистрации присваи­ вается шифр, состоящий из сокращенного обозначения (ВСН •— ведомственные строительные нормы), порядкового номера, двух последних цифр года утверждения и сокра-

щенного названия министерства например

их утвердившего.

В шифре республиканских нормативных документов, утверждаемых госстроями союзных республик, при их ре­ гистрации вместо индекса ВСН ставится индекс РСН (ре­ спубликанские строительные нормы), а вместо сокращен­ ного названия министерства —соответствующий Госстрой

союзной республики например

Издание стандартов (нормативных документов). Право издания государственных стандартов принадлежит только Государственному комитету стандартов. Отраслевые стан­ дарты издаются утвердившими их министерствами (ведом­ ствами) или по заказу этих министерств (ведомств) — Го­ сударственным комитетом стандартов. Порядок издания рес­ публиканских стандартов определяется Госпланами союз­ ных республик.

Нормативные документы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству общесоюзного назначения издаются Госстроем СССР, обеспечивающим своевременный выход их в свет (документ должен поступить в книготор­ говую сеть не менее чем за два месяца до наступления срока действия),

110


Издание ведомственных и республиканских норматив­ ных документов осуществляется утвердившим их министер­ ством (ведомством).

3.ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ

ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Формально можно считать издание стандартов и нор­ мативных документов их внедрением. Однако это спра­ ведливо в какой-то мере для организаций, разработавших эти стандарты и нормативные документы, но в своей практической деятельности их не использующих (например, научно-исследовательский институт, разработавший доку­ мент, в котором регламентирован производственный тех­ нологический процесс). Фактическое же их внедрение можно считать осуществленным тогда, когда технические показа­ тели стандартов и нормативных документов, установленные ими нормы и,, требования достигнуты и применяются на предприятиях и в организациях отрасли. В противном слу­ чае стандарт или нормативный документ нельзя считать внедренным.

Для достижения действительного внедрения стандарта или нормативного документа в производство осуществляется информация об его утверждении. Документ рассылается всем организациям, которым он необходим, и утверждается план мероприятий по внедрению. Информирует о всех ут­ вержденных стандартах Государственный комитет стандар­ тов через официальные информационно-библиографические издания. Информацию об отраслевых стандартах осуществ­ ляют утвердившие их министерства (ведомства), а о респуб­ ликанских стандартах —Госпланы и министерства союзных республик.

Текущая информация об утвержденных нормативных документах по инженерным изысканиям, проектированию и строительству осуществляется Госстроем СССР в его офи­ циальном издании —«Бюллетене строительной техники». Информация о действующих нормативных документах обще­ союзного характера проводится Отделом технического нор­ мирования и стандартизации Госстроя СССР путем подго­ товки и ежегодного издания перечня действующих общесо­ юзных нормативных документов по строительству. Анало­ гичные перечни действующих ведомственных и республи­ канских нормативных документов, согласно инструкции

111


СН 695-69 Госстроя СССР, должны издавать министерства (ведомства) СССР и Госстрой союзных республик.

Распространение государственных стандартов произ­ водит Государственный комитет стандартов. Это один из важных этапов их внедрения, однако этап промежуточный, а не окончательный, так как само по себе распространение стандартов и нормативных документов еще не обеспечивает выполнения регламентированных или установленных ими требований, правил и норм.

Следующий, основной, этап внедрения стандартов и нор­ мативных документов начинается с того, что на базе плана основных мероприятий по внедрению разрабатываются, утверждаются и реализуются планы по новой технике, ка­ питальному строительству, материально-техническому снаб­ жению соответствующих министерств (ведомств), предприя­ тий и организаций, внедряющих стандарт или нормативный документ. Предприятия и организации в полном соответ­ ствии с указанными планами по заданию своего министер­ ства (ведомства) разрабатывают и реализуют планы орга­ низационно-технических мероприятий, в которых указы­ ваются конкретные задания подразделениям (службам, от­ делам и т. д.). Выполнение организационно-технических мероприятий всеми функциональными подразделениями организаций, внедряющих стандарт или нормативный до­ кумент, должно обеспечить его действительное внедрение в производство, т. е. выполнение работ или выпуск продук­ ции в полном соответствии с установленными стандартом или нормативным документом требованиями (правилами, нормами, показателями и т. д.). В тех случах, когда мини­ стерство (ведомство) не утверждало плана основных меро­ приятий по внедрению нормативного документа или стан­ дарта, организации, которым надлежит им пользоваться в своей практической деятельности, обязаны разработать и реализовать такой план в своих подразделениях. План организационно-технических мероприятий разрабатывается на основе изучения утвержденного документа, сравнения установленных им показателей, норм и правил с ранее действовавшими. В зависимости от содержания стандарта или нормативного документа план организационно-тех­ нических мероприятий может предусматривать приобре­ тение необходимого оборудования, приборов, инструмента и его освоение, трансформацию технологических схем про­ изводства работ, повышение их точности, изменение функ­ циональных связей между подразделениями и службами

112


и т. п. Реализация плана организационно-технических ме­ роприятий должна быть завершена к сроку введения стан­ дарта или нормативного документа в действие. В соответ­ ствии с действующим законодательством о труде руководи­ тели организаций несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное внедрение' стандартов и нормативных документов.

Г Л А В А VI

ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ1

1.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ

ИПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

Следует различать два вида проверки — проверку стандартов и нормативных документов с целью определения их соответствия современным достижениям науки, техники и производства, а также требованиям развития народного хозяйства (отрасли) и проверку организаций в части соблю­ дения ими требований стандартов и нормативных докумен­ тов с целью осуществления государственного надзора и ве­ домственного контроля за внедрением и использованием стандартов и нормативных документов.

Проверка стандартов должна осуществляться министер­ ствами (ведомствами) СССР, союзных республик и их голов­ ными и базовыми организациями по техническому нормиро­ ванию и стандартизации не реже, как правило, одного раза в три года. Она должна проводиться совместно с органи­ зациями, разработавшими проверяемые стандарты и нор­ мативные документы, с привлечением, при необходимости, заинтересованных организаций, а также уполномоченных Государственного комитета стандартов при советах мини­ стров союзных республик, республиканских, межобласт­ ных и областных (краевых) лабораторий государственного надзора за стандартами и измерительной техникой. В со­ ответствии с существующим положением министерства и ве­ домства, а также головные и базовые организации по тех­ ническому нормированию и стандартизации, осуществляют

113

проверку тех стандартов и нормативных документов, ко­ торые за ними закреплены Государственным комитетом стандартов по признаку их отраслевой принадлежности. Так, государственные стандарты общетехнического и ор­ ганизационно-методического характера закрепляются за Государственным комитетом стандартов или за соответ­ ствующими министерствами (ведомствами), представившими их на утверждение. Государственные стандарты и норма­ тивные документы общесоюзного значения по инженерным изысканиям, проектированию и строительству закрепляются за Госстроем СССР.

Ведомственные нормативные документы закрепляются за утвердившими их министерствами (ведомствами) СССР, республиканские нормативные документы — за утвердив­ шими их министерствами (ведомствами) союзных респуб­ лик. В пределах каждого министерства (ведомства) стан­ дарты и нормативное документы закрепляются за голов­ ными, базовыми и другими организациями по техническому нормированию и стандартизации.

Проверка (государственный надзор) соблюдения тре­ бований стандартов и нормативных документов осуществ­ ляется государственным комитетом стандартов и его мест­ ными органами по утверждаемым им ежегодным планам. Отраслевой и ведомственный контроль проводится соот­ ветствующими министерствами и ведомствами по годовым планам технического нормирования и стандартизации. В по­ рядке осуществления общего управления своими подраз­ делениями руководство организаций и соответствующие службы этих организаций также обязаны осуществлять постоянный контроль за соблюдением во всех подразделе­ ниях требований стандартов и нормативных документов. Контроль этот может осуществляться по планам работ на год и планам организационно-технических мероприятий.

Основные задачи проверки соблюдения требований стан­ дартов и нормативных документов могут быть сформулиро­ ваны следующим образом:

констатация факта действительного внедрения вновь утвержденных стандартов и нормативных документов по всем установленным ими требованиям и особенно в части достижения от их внедрения технико-экономического эф­ фекта;

установление соответствия (или несоответствия) при­ меняемых приборов, инструмента, оборудования в отно­ шении основных параметров, точности производства работ

114