Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
проекты нормативных документов республиканского назначения представляются на рассмотрение и утверждение в соответствующее министерство (ведомство) разработавшей их организацией, если эта организация непосредственно подчинена данному министерству (ведомству), или через свое министерство (ведомство);
проекты нормативных документов предприятий (орга низаций) представляются ' на рассмотрение и утверждение руководству этих предприятий (организаций) разработав шим их отделом или другим подразделением.
Проект стандарта или нормативного документа должен представляться на утверждение в трех экземплярах с при ложением к нему по одному экземпляру следующих доку ментов:
пояснительной записки; сводки отзывов;
копии тематического задания; .
проекта документа, рассылавшегося на отзыв;
подлинных экземпляров отзывов и документов, под тверждающих согласование проекта государственного стан дарта или их копий для других категорий стандартов и нор мативных документов;
перечня организаций, которым проект документа рассы лался на отзыв;
патентного формуляра или справки о том, что документ проверке на патентную чистоту не подлежит;
протоколов совещаний по рассмотрению проекта доку мента, в том числе протоколов научно-технического совета ведущей организации или его секции;
проекта плана основных мероприятий по внедрению стандарта или нормативного документа;.
справки о технико-экономической эффективности пока зателей, включенных в стандарт или нормативный доку мент.
Кроме'перечисленных документов к проекту государ ственного стандарта должны быть приложены отчеты о, ре зультатах научно-исследовательских, опытно-конструктор ских и экспериментальных работ (если такие проводились) или сделаны ссылки на эти отчеты с указанием их место нахождения, а также заключения по испытанию опытных об разцов стандартизируемой продукции и таблицы сравнения показателей, предусмотренных проектом стандарта, с ана логичными показателями иностранных стандартов или ре
107
комендуемыми международными организациями по стан дартизации.
Представляемые на утверждение проекты стандартов и нормативных документов должны быть отпечатаны на пишущей машинке через два интервала (как текст, так и таб лицы и примечания) на одной стороне листа белой бумаги форматом 297x210 мм и подписаны на последней странице руководителями ведущей организации и исполнителями.
Рассмотрение проекта стандарта (нормативного доку мента), его утверждение и регистрация. Основной принцип рассмотрения всех стандартов и нормативных документов — коллегиальность. Все они должны рассматриваться на на учно-техническом совете, научно-технической комиссии или специальном совещании, организуемом утверждающей организацией, с участием представителей основных заин тересованных организаций.
Проект государственного стандарта обязательно подвер гается научно-технической экспертизе. Затем на соответ ствующей научно-технической комиссии Государственного комитета стандартов представитель министерства (ведом ства), представившего проект, или представитель ведущей организации докладывает о содержании стандарта, его тех нико-экономической эффективности,- мероприятиях по вне дрению, сроке введения в действие. Государственные стан дарты утверждаются постановлениями Государственного комитета стандартов или Госстроя СССР с указанием срока действия.
Проекты общесоюзных нормативных документов по поручению руководства утверждающего их министерства (ве домства) могут рассматриваться на научно-техническом совете или коллегии данного министерства (ведомства), а также на научно^ехнических комиссиях или совещаниях, после того как они предварительно рассмотрены соответ ствующим отделом или управлением этого министерства (ве домства). Утверждаются они постановлениями, приказами или распоряжениями, которые подписываются руководи телем министерства (ведомства), а в его отсутствии — пер вым заместителем. При утверждении проекта нормативного документа устанавливается срок его введения.
Порядок рассмотрения и утверждения ведомственных нормативных документов аналогичен описанному для обще союзных нормативных документов. Однако утверждаться они могут министерствами (ведомствами) и их главными ущ
равлениями,
108
Проекты республиканских нормативных документов об суждаются компетентными органами соответствующего ми нистерства (ведомства) союзной республики и утверждаются их приказом или распоряжением.
Во всех случаях отдел или управление министерства (ведомства), утверждающего стандарт или нормативный до кумент, представляет его руководству помимо проекта до кумента следующее:
справку, характеризующую проект документа и его эф фективность;
справку о разногласиях (если таковые имеют место) по отдельным требованиям документа;
• проект постановления, распоряжения или приказа об ут верждении документа и сроке введения его в действие;
решение коллегиального органа, рассматривавшего проект документа.
Если в процессе обсуждения проектов стандартов или нормативных документов при их подготовке к утверждению не удалось устранить разногласий, возникших по проекту между министерствами и ведомствами, то решения по проек там стандартов принимает Государственный комитет стан дартов, а по нормативным документам — ведущее по отрас ли министерство или ведомство.
Все утвержденные стандарты и нормативные документы подлежат обязательной государственной регистрации. Учет и государственную регистрацию стандартов всех категорий, а также отраслевой и республиканской нормативно-техни ческой документации производит Государственный комитет стандартов; нормативных документов по инженерным изы сканиям, проектированию и строительству — Госстрой
СССР. Учет и регистрация стандартов и нормативных доку ментов производятся с целью исключения случаев их дубли рования, а также несоответствия государственным стандар там. Непосредственно регистрацию осуществляют в системе Государственного комитета стандартов Всесоюзный инфор мационный фонд стандартов и технических условий Все союзного научно-исследовательского института технической информации, классификации и кодирования (ВИФС ВНИИКИ), а в системе Госстроя СССР — Отдел технического нормирования и стандартизации.
При регистрации в ВИФС утвержденным государствен ным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и двух послед*
них цифр года утверждения,
101
Нормативным документам по инженерным изысканиям, проектированию и строительству при'регистрации также присваивается условное обозначение — шифр. В шифре «Строительных норм и правил», утверждаемых только Гос строем СССР в качестве общесоюзных нормативных доку ментов, приводится сокращенное их название, номер части римскими цифрами, обозначение раздела заглавными бук вами русского алфавита, номер главы раздела арабскими цифрами, а также две последние цифры года утверждения (например, СНиП II-A. 13-69). Указаниям и инструкциям общесоюзного характера присваивается шифр, состоящий из сокращенного названия строительных норм, порядко вого номера по регистрационной книге и двух последних цифр года утверждения (например, СН 211-62).
Нормативным документам по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, утвержденным министер ством или ведомством СССР, при их регистрации присваи вается шифр, состоящий из сокращенного обозначения (ВСН •— ведомственные строительные нормы), порядкового номера, двух последних цифр года утверждения и сокра-
щенного названия министерства например
их утвердившего.
В шифре республиканских нормативных документов, утверждаемых госстроями союзных республик, при их ре гистрации вместо индекса ВСН ставится индекс РСН (ре спубликанские строительные нормы), а вместо сокращен ного названия министерства —соответствующий Госстрой
союзной республики например
Издание стандартов (нормативных документов). Право издания государственных стандартов принадлежит только Государственному комитету стандартов. Отраслевые стан дарты издаются утвердившими их министерствами (ведом ствами) или по заказу этих министерств (ведомств) — Го сударственным комитетом стандартов. Порядок издания рес публиканских стандартов определяется Госпланами союз ных республик.
Нормативные документы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству общесоюзного назначения издаются Госстроем СССР, обеспечивающим своевременный выход их в свет (документ должен поступить в книготор говую сеть не менее чем за два месяца до наступления срока действия),
110
Издание ведомственных и республиканских норматив ных документов осуществляется утвердившим их министер ством (ведомством).
3.ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ
ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Формально можно считать издание стандартов и нор мативных документов их внедрением. Однако это спра ведливо в какой-то мере для организаций, разработавших эти стандарты и нормативные документы, но в своей практической деятельности их не использующих (например, научно-исследовательский институт, разработавший доку мент, в котором регламентирован производственный тех нологический процесс). Фактическое же их внедрение можно считать осуществленным тогда, когда технические показа тели стандартов и нормативных документов, установленные ими нормы и,, требования достигнуты и применяются на предприятиях и в организациях отрасли. В противном слу чае стандарт или нормативный документ нельзя считать внедренным.
Для достижения действительного внедрения стандарта или нормативного документа в производство осуществляется информация об его утверждении. Документ рассылается всем организациям, которым он необходим, и утверждается план мероприятий по внедрению. Информирует о всех ут вержденных стандартах Государственный комитет стандар тов через официальные информационно-библиографические издания. Информацию об отраслевых стандартах осуществ ляют утвердившие их министерства (ведомства), а о респуб ликанских стандартах —Госпланы и министерства союзных республик.
Текущая информация об утвержденных нормативных документах по инженерным изысканиям, проектированию и строительству осуществляется Госстроем СССР в его офи циальном издании —«Бюллетене строительной техники». Информация о действующих нормативных документах обще союзного характера проводится Отделом технического нор мирования и стандартизации Госстроя СССР путем подго товки и ежегодного издания перечня действующих общесо юзных нормативных документов по строительству. Анало гичные перечни действующих ведомственных и республи канских нормативных документов, согласно инструкции
111
СН 695-69 Госстроя СССР, должны издавать министерства (ведомства) СССР и Госстрой союзных республик.
Распространение государственных стандартов произ водит Государственный комитет стандартов. Это один из важных этапов их внедрения, однако этап промежуточный, а не окончательный, так как само по себе распространение стандартов и нормативных документов еще не обеспечивает выполнения регламентированных или установленных ими требований, правил и норм.
Следующий, основной, этап внедрения стандартов и нор мативных документов начинается с того, что на базе плана основных мероприятий по внедрению разрабатываются, утверждаются и реализуются планы по новой технике, ка питальному строительству, материально-техническому снаб жению соответствующих министерств (ведомств), предприя тий и организаций, внедряющих стандарт или нормативный документ. Предприятия и организации в полном соответ ствии с указанными планами по заданию своего министер ства (ведомства) разрабатывают и реализуют планы орга низационно-технических мероприятий, в которых указы ваются конкретные задания подразделениям (службам, от делам и т. д.). Выполнение организационно-технических мероприятий всеми функциональными подразделениями организаций, внедряющих стандарт или нормативный до кумент, должно обеспечить его действительное внедрение в производство, т. е. выполнение работ или выпуск продук ции в полном соответствии с установленными стандартом или нормативным документом требованиями (правилами, нормами, показателями и т. д.). В тех случах, когда мини стерство (ведомство) не утверждало плана основных меро приятий по внедрению нормативного документа или стан дарта, организации, которым надлежит им пользоваться в своей практической деятельности, обязаны разработать и реализовать такой план в своих подразделениях. План организационно-технических мероприятий разрабатывается на основе изучения утвержденного документа, сравнения установленных им показателей, норм и правил с ранее действовавшими. В зависимости от содержания стандарта или нормативного документа план организационно-тех нических мероприятий может предусматривать приобре тение необходимого оборудования, приборов, инструмента и его освоение, трансформацию технологических схем про изводства работ, повышение их точности, изменение функ циональных связей между подразделениями и службами
112
и т. п. Реализация плана организационно-технических ме роприятий должна быть завершена к сроку введения стан дарта или нормативного документа в действие. В соответ ствии с действующим законодательством о труде руководи тели организаций несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное внедрение' стандартов и нормативных документов.
Г Л А В А VI
ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ1
1.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ
ИПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Следует различать два вида проверки — проверку стандартов и нормативных документов с целью определения их соответствия современным достижениям науки, техники и производства, а также требованиям развития народного хозяйства (отрасли) и проверку организаций в части соблю дения ими требований стандартов и нормативных докумен тов с целью осуществления государственного надзора и ве домственного контроля за внедрением и использованием стандартов и нормативных документов.
Проверка стандартов должна осуществляться министер ствами (ведомствами) СССР, союзных республик и их голов ными и базовыми организациями по техническому нормиро ванию и стандартизации не реже, как правило, одного раза в три года. Она должна проводиться совместно с органи зациями, разработавшими проверяемые стандарты и нор мативные документы, с привлечением, при необходимости, заинтересованных организаций, а также уполномоченных Государственного комитета стандартов при советах мини стров союзных республик, республиканских, межобласт ных и областных (краевых) лабораторий государственного надзора за стандартами и измерительной техникой. В со ответствии с существующим положением министерства и ве домства, а также головные и базовые организации по тех ническому нормированию и стандартизации, осуществляют
113
проверку тех стандартов и нормативных документов, ко торые за ними закреплены Государственным комитетом стандартов по признаку их отраслевой принадлежности. Так, государственные стандарты общетехнического и ор ганизационно-методического характера закрепляются за Государственным комитетом стандартов или за соответ ствующими министерствами (ведомствами), представившими их на утверждение. Государственные стандарты и норма тивные документы общесоюзного значения по инженерным изысканиям, проектированию и строительству закрепляются за Госстроем СССР.
Ведомственные нормативные документы закрепляются за утвердившими их министерствами (ведомствами) СССР, республиканские нормативные документы — за утвердив шими их министерствами (ведомствами) союзных респуб лик. В пределах каждого министерства (ведомства) стан дарты и нормативное документы закрепляются за голов ными, базовыми и другими организациями по техническому нормированию и стандартизации.
Проверка (государственный надзор) соблюдения тре бований стандартов и нормативных документов осуществ ляется государственным комитетом стандартов и его мест ными органами по утверждаемым им ежегодным планам. Отраслевой и ведомственный контроль проводится соот ветствующими министерствами и ведомствами по годовым планам технического нормирования и стандартизации. В по рядке осуществления общего управления своими подраз делениями руководство организаций и соответствующие службы этих организаций также обязаны осуществлять постоянный контроль за соблюдением во всех подразделе ниях требований стандартов и нормативных документов. Контроль этот может осуществляться по планам работ на год и планам организационно-технических мероприятий.
Основные задачи проверки соблюдения требований стан дартов и нормативных документов могут быть сформулиро ваны следующим образом:
констатация факта действительного внедрения вновь утвержденных стандартов и нормативных документов по всем установленным ими требованиям и особенно в части достижения от их внедрения технико-экономического эф фекта;
установление соответствия (или несоответствия) при меняемых приборов, инструмента, оборудования в отно шении основных параметров, точности производства работ
114