Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

своей специальности должны хорошо разбираться в вопро­ сах технического нормирования и стандартизации. Это поз­ волит им правильно и обоснованно квалифицировать любое отклонение от стандартов и нормативных документов и столь же правильно формулировать свои выводы и за­ мечания.

Комиссии Госстроя СССР в течение года проверяют от 5 до 10 проектно-изыскательских и изыскательских орга­ низаций различных министерств и ведомств. Обычно в ка­ честве основных причин несоблюдения требований стандар­ тов и нормативных документов в актах комиссий отмеча­ ются следующие:

отсутствие в организациях стандартов и нормативных документов или наличие ограниченного количества эк­ земпляров;

неправильное понимание требований отдельных стан­ дартов и нормативных документов;

в большинстве организаций нет современных техни­ ческих средств производства работ;

отсутствие почти во всех организациях необходимого количества профессионально подготовленных исполнителей работ, особенно среднетехнического персонала;

нет продуманной системы контроля за проведением работ в организациях или отсутствие всякого контроля.

Хотя эти причины имеют главным образом организа­ ционный характер, но отражаются они на техническом исполнении работ, снижая их качество, что влечет много­ численные неоправданные отступления от требований стандартов и нормативных документов. Их устранение, исключая последнюю, может быть осуществлено только в централизованном порядке. В составляемых ПНИИИС для Госстроя СССР ежегодных сводных докладах по ре­ зультатам проверок деятельности организаций в части со­ блюдения ими требований стандартов и нормативных доку­ ментов по инженерным изысканиям делались соответствую­ щие предложения, реализация которых помогла бы лик­ видировать эти причины и вызываемые ими последствия. Однако предложения ПНИИИС пока еще не реализованы.

Ликвидация последней из перечисленных причины це­ ликом зависит от самих организаций. В настоящее время в ряде трестов и институтов госстроев союзных республик разработаны инструкции о проведении контроля и прави­ лах приемки инеженерно-геологических работ. Контроль должен осуществляться в процессе.выполнения работ глав­

122

ными специалистами и руководителями групп отдела, ведущего изыскания, и специалистамидругих отделов и служб треста или института, уполномоченных на прове­ дение контроля руководством организации. Кроме того, контроль должен осуществляться техническим руководи­ телем работ в процессе их выполнения и при приемке ма­ териалов от исполнителей, а также отделом, ответственным за проведение изысканий, при приемке материалов от тех­ нических руководителей работ по объекту в целом или отдельным его частям.

Главные специалисты и руководители групп проверяют: соответствие выполняемых работ программе изысканий

по объекту; их адэкватность требованиям стандартов и норматив­

ных документов; качество ведения и оформления полевой и камеральной

'документации; .

состояние используемого оборудования и его соответствие решению поставленных задач;

соблюдение правил техники безопасности и т. д.

При проверке выполнения полевых работ проверяющий может произвести контрольное описание разреза скважины по керну или отобранным документационным образцам, контрольное описание разреза, вскрытого горной выработ­ кой, контрольные определения физико-механических свойств грунтов полевыми методами, контрольные замеры уровня грунтовых вод в скважинах и т. д. Помимо перечисленного может быть произведено контрольное бурение скважин или проходка горных выработок на характерных участках, что позволит установить правильность интерпретации гео­ логического разреза. Указанные контрольные работы мож­ но рассматривать как один из элементов проверки соблю­ дения требований нормативных документов по строитель­ ному проектированию в отношении качества материалов инженерно-геологических изысканий. Кроме того, при таком контроле проверяется соответствие стандартам и нор­ мативным документам по инженерно-геологическим изыс­ каниям принятой методики производства работ и интер­ претации получаемых первичных материалов, а также ве­ дения полевой и камеральной документации. При контроле за работами в процессе их выполнения особое внимание про­ веряющий должен уделять выявлению соответствия рас­ положения буровых скважин и горных выработок, точек динамического и статического зондирования и всех дру­

123


гих работ программе и конкретным условиям их произ­ водства.

Результаты контроля или проверки, как и во всех других случаях, должны оформляться соответствующими актами. Указания контролирующих лиц об исправлении обнаруженных недостатков в работе являются обязатель­ ными для всех исполнителей.

Технический руководитель работ обязан ежемесячно контролировать работу отдельных подчиненных -ему ис­ полнителей, имеющих право работать самостоятельно. Контроль, как правило, осуществляется в полевых усло­ виях прохождением контрольных маршрутов, контроль­ ными описаниями разрезов и т. д. 'Результаты контроля отражаются в полевых дневниках и журналах исполните­ лей в виде замечаний или отметок о произведенной проверке. В случае несоблюдения требований нормативных до­ кументов или стандартов на выполнение тех или иных ви­ дов работ технический руководитель обязан выявить ос­ новные причины этого и произвести соответствующий инструктаж. Окончательная проверка всех полевых ма­ териалов на соответствие их требованиям нормативных документов по строительному проектированию выполняет­ ся техническим руководителем в процессе приемки мате­ риалов от исполнителей после завершения того или иного вида работ.

Контроль, осуществляемый в процессе приемки мате­ риалов инженерно-геологических изысканий от техниче­ ского руководителя работ, должен быть направлен на вы­ явление соответствия представленных материалов техни­ ческому заданию и программе работ, требованиям норматив­ ных документов по строительному проектированию, тре­ бованиям стандартов и нормативных документов по инже­ нерным изысканиям. Проверяется также состояние полевой и камеральной документации. В процессе контроля должна быть дана характеристика качества всех выполненных ра­ бот. Если оно удовлетворительное, то по законченным ра­ ботам приступают к составлению отчета. Если же качество работ признано неудовлетворительным, то руководитель отдела разрабатывает мероприятия по доведению исходных материалов до необходимых для составления отчета конди­ ций, вплоть до выполнения дополнительного объема поле­ вых работ.

Таким образом, при правильной организации контроля и приемки материалов инженерно-геологических изыска­

124

ний, при систематическом проведении контроля со стороны технических руководителей работ, руководителей групп и главных специалистов производственных и технических отделов можно свести к минимуму случаи неоправданного отклонения от требований стандартов и нормативных до­ кументов. Все эти меры повысят качество материалов ин­ женерно-геологических изысканий, что повлечет за собой повышение качества проектирования и снижение стоимости строительства, а также своевременный пересмотр действую­ щих стандартов и нормативных документов.

3.ПЕРЕСМОТР СТАНДАРТОВ

ИНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ИВНЕСЕНИЕ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Как следует из правил и порядка проверки стандар­ тов и нормативных документов Государственный комитет стандартов, министерства и ведомства производят систе­ матический пересмотр действующих стандартов и норматив­ ных документов с целью своевременной замены в них уста­ ревших требований. Пересмотр их осуществляется по пла­ нам стандартизации или комплексным планам техническо­ го нормирования и стандартизации, аналогичным плану пересмотра действующих и разработки новых государствен­ ных стандартов и нормативных документов по строительству Госстроя СССР.

Основанием для пересмотра стандартов и нормативных документов и включения этого пересмотра в план могут быть результаты плановых проверок, проводимых минис­ терствами (ведомствами) и другими организациями, и пред­ ложения различных организаций, использующих в своей деятельности те или иные стандарты и нормативные доку­ менты. Предложения о пересмотре стандартов и норматив­ ных документов должны быть обоснованными и конкрет­ ными, направленными на повышение производительности труда, сокращение непроизводительных затрат времени и материалов, повышение качества работ. Все организа­ ции направляют свои предложения о пересмотре государст­ венных и отраслевых стандартов головным или базовым организациям по стандартизации, или организациям, за которыми они закреплены, а при отсутствии таковых — своим министерствам (ведомствам). Копии предложений о пересмотре государственных стандартов направляются Государственному комитету стандартов или Госстрою

СССР.

125


Предложения о пересмотре республиканских стандартов и нормативных документов всех категорий учреждения должны представлять в головные и- базовые организации по техническому нормированию и стандартизации. Кроме того, они представляются организациям, за которыми эти стандарты и нормативные документы закреплены, или в ми­ нистерства (ведомства) по своей непосредственной подчи­ ненности для составления обобщенных предложений и по­ следующего направления их в соответствующее министерст­ во (ведомство), утверждающее подлежащие пересмотру стандарты и нормативные документы.

Порядок подготовки к утверждению пересмотренных стан­ дартов и нормативных документов и самого утверждения, порядок информации о них и внедрения полностью соот­ ветствуют порядку, установленному для вновь разрабо­ танных стандартов и нормативных документов соответст­ вующих категорий. При регистрации пересмотренных стан­ дартов и нормативных документов им присваивается тот же самый номер или шифр, но изменяются последние две циф­ ры, обозначающие год утверждения стандарта или норма­ тивного документа. Например, ГОСТ 12071—66 «Грунты. Отбор, упаковка, хранение и транспортирование образцов» после его пересмотра и утверждения имеет индекс ГОСТ

12071—72.

Пересмотр стандартов и нормативных документов осу­ ществляется, когда в них необходимо внести существенные изменения и дополнения, вызывающие трансформацию струк­ туры стандарта или нормативного документа. В тех слу­ чаях, когда в стандарт или нормативный документ необ­ ходимо внести уточнение или изменение формулировки отдельного пункта, когда необходимо изменить отдельные показатели и нормы и т. п., тогда в стандарт или норматив­ ный документ вносятся только эти изменения. Утверждать изменения в стандартах и нормативных документах имеют право только те министерства (ведомства), которые утвер­ дили эти стандарты и нормативные документы.

Предложения о внесении в стандарты и нормативные документы изменений и проекты самих изменений формули­ руются по результатам проверок стандартов и нормативных документов или проверок соблюдения их требований соот­ ветствующими комиссиями, а также отдельными организа­ циями на основе собственного опыта выполнения работ, требования к которым установлены стандартами и норма­ тивными документами.

126

Вынесение проектов изменений на утверждение и их предварительное согласование с заинтересованными ор­ ганизациями и органами надзора осуществляются в поряд­ ке, установленном для соответствующих категорий вновь разрабатываемых стандартов и нормативных документов.

Если вносимые в стандарт или нормативный документ изменения не нарушают его взаимосвязи с другими стандар­ тами и нормативными документами, а содержат только незначительные уточнения, то можно не отправлять в заин­

тересованные организации

на отзыв

проекты изменений.

В этом случае

проекты изменений

рассматриваются на

совещаниях,

созываемых

отделом

или управлением

утверждающего их министерства (ведомства). Примером такого порядка внесения изменений в действующие стан­ дарты и нормативные документы является разработка и ут­ верждение поправки к упомянутому выше ГОСТ 12071—-66. Когда этот стандарт был введен в действие, то оказалось, что требования, изложенные в п. 1.3, не только запрещают производить отбор монолитов грунтоносами, погружение которых осуществляется забивным и вибрационным спо­ собами, но и фактически запрещают проходку скважин станками ударного и вибрационного бурения. Все выпол­ ненные ранее исследования не подтверждали необходи­ мости введения столь жестких ограничений. Поэтому не­ которые проектно-изыскательские и изыскательские орга­ низации обратились в Управление (ныне отдел) технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР с прось­ бой уточнить редакцию пункта 1.3 указанного стандарта и привести его в соответствие с результатами научно-иссле­ довательских работ, смягчив изложенные в нем ограничи­ тельные требования. В начале 1967 г. Управление техни­ ческого нормирования и стандартизации Госстроя СССР

провело несколько совещаний,' на которых был выработан текст поправки, утвержденный Госстроем СССР 18 мая 1967 г. и опубликованный в «Бюллетене строительной техники» № 7 за 1967 г.

Каждое изменение, вносимое в стандарт или норматив­ ный документ, регистрируется утвердившим его министер­ ством или ведомством и публикуется в соответствующем печатном органе этого министерства или ведомства (Госу­ дарственный комитет стандартов — в «Информационном указателе стандартов», Госстрой СССР — в «Бюллетене строительной техники и т. д.). До переиздания стандарта или нормативного документа с внесенным в него измене­

127


нием опубликованный текст этого изменения рекомендует­ ся вносить вклейкой. В последующем такой стандарт'или нормативный документ подлежит обязательному переиз­ данию. По принятому в системе Госстроя СССР порядку шифр переизданного с изменениями нормативного доку­ мента дополняется условным знаком (звездочкой).

Результаты проверки действующих стандартов и нор­ мативных документов могут показать, что появилась необ­ ходимость в отмене какого-либо стандарта или нормативного документа, как противоречащего в своей основе другим стандартам и нормативным документам или не обеспечи­ вающего по основным показателям проведения работ на со­ временном уровне развития производства. Бывают и такие случаи, когда регламентированные стандартом или норма­ тивным документом виды работ не производятся или прек­ ратился выпуск соответствующего оборудования и т. д., т. е. стандарт или нормативный документ устарел. Дальнейшее его пребывание в перечне действующих до­ кументов не только бесполезно, но и вредно. Естественно, в подобных ситуациях становится необходимой отмена та­ кого стандарта или нормативного документа, осуществить которую вправе только министерство (ведомство), их ут­ вердившее. Предложения об отмене действующего стан­ дарта или нормативного документа должны обязательно согласовываться со всеми заинтересованными организа­ циями. Согласования эти проводятся, как правило, голов­ ной организацией по техническому нормированию и стан­ дартизации в данной отрасли производства. Порядок под­ готовки предложений по отмене стандартов и нормативных документов иллюстрирует следующий пример.

В план пересмотра действующих и разработки новых государственных стандартов и нормативных документов по строительству на 1969 г. была включена «Инструкция по исследованию строительных свойств грунтов полевой лабораторией системы И. М. Литвинова». Эта инструкция в качестве общесоюзного нормативного документа была ут­ верждена Госстроем СССР в 1958 г. и после этого ни разу не пересматривалась. Со времени утверждения инструкции многое изменилось в методике и технике производства ла­ бораторных определений показателей физико-механических свойств грунтов. В частности, были пересмотрены все дейст­ вующие стандарты на методы определения физических свойств грунтов, разработаны и введены в действие новые стандарты на производство гранулометрического анализа

128