Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
и измерений требованиям стандартов и нормативных до кументов;
выявление стандартов и нормативных документов не соответствующих требованиям государственных, стандар тов или противоречащих им;
установление случаев нарушения требований стандартов и нормативных документов в отношении технологии про изводства работ, их состава, точности, полноты, качества и по другим показателям, установленным стандартами и нор мативными документами.
Государственный надзор осуществляет Государственный комитет стандартов, лаборатории государственного над зора за стандартами и измерительной техникой, а также по поручению Госкомитета его научно-исследовательские ин ституты. К участию в государственном надзоре могут при влекаться по согласованию с соответствующими министер ствами и ведомствами головные и базовые организации по стандартизации, научно-исследовательские и другие ор ганизации министерств и ведомств, общественные органи зации, отдельные научные работники и высококвалифици рованные специалисты.
' По результатам проверок в порядке осуществления го сударственного надзора за соблюдением требований стан дартов и нормативных документов Государственный коми тет стандартов в соответствии с предоставленным ему правом дает указания организациям и предприятиям независимо от их ведомственной подчиненности об устранении обнару женных нарушений. Кроме того, он принимает решения об ограничении срока действия или о пересмотре норматив но-технической документации отраслевого, ведомственного и республиканского значения, не отвечающей требованиям повышения качества работ или противоречащей государ ственным стандартам, запрещает применение приборов, инструмента, оборудования, не соответствующих требова ниям стандартов и нормативных документов, и т. д.
Отраслевой и ведомственный контроль'осуществляют соответствующие министерства (ведомства) в установлен ном ими порядке. Обычно для проведения контроля создаются комиссии во главе с представителем министерства (ведомства), осуществляющего проверку, или представи теля головной в этом министерстве (ведомстве) организа ции. К участию в работе комиссий привлекаются высоко квалифицированные специалисты головной организации, научно-исследовательских институтов соответствующего
115
профиля, родственных производственных организаций. В состав комиссий включаются также ответственные пред ставители проверяемых организаций.
Работа комиссий по проверке организаций в части со блюдения ими требований стандартов и нормативных доку ментов во многом определяется характером их деятель ности. Поэтому каждое министерство (ведомство) устанав ливает такой порядок проверки группы родственных ор ганизаций, который учитывает их отраслевую специфику.
В процессе проведения проверок комиссия не должна ог раничивать свою работу только выявлением случаев несо блюдения требований стандартов и нормативных докумен тов. По каждому выявленному случаю комиссия обязана вскрыть и проанализировать истинные причины, побудив шие исполнителей отойти от выполнения установленных стандартами и нормативными документами требований, определить свое к ним отношение и сформулировать обо снованные предложения.
Причины несоблюдения требований стандартов и норма тивных документов могут быть самые различные. Поскольку не во всех министерствах и ведомствах уделяется должное внимание проверке стандартов и нормативных документов на соответствие их уровню науки, техники и производства, то в ряде случаев причиной несоблюдения требований стан дартов и нормативных документов будет их несоответствие современному состоянию производства, его технической вооруженности.
Наука, техника и производство находятся в состоянии постоянного развития и совершенствования, тогда как дей ствующие стандарты и нормативные документы не всегда отражают в своих требованиях перспективу этого развития. Поэтому одной из причин несоблюдения требований стан дартов и нормативных документов в ряде организаций могут быть постоянно возникающие противоречия между уров нем развития сегодняшнего дня, закрепленного стандар тами и нормативными документами, и уровнем, достигнутым передовыми предприятиями и организациями. Если пред приятия и организации выпускают продукцию и производят работы более высокого качества, чем этого требуют стандар ты и нормативные документы, за счет лучшей организации производства, внедрения новых технологических схем, применения вновь разработанных более совершенных и про-' цзводительных приборов и приспособлений и если при этом
снижаются общие материальные и трудовые затраты, уве*
личиваются нормы выработки и т. д., т. е. возрастает про изводительность труда, то все отклонения от требований стандартов и нормативных документов или несоблюдение этих требований можно считать вполне обоснованными и правильными.
Однако несоблюдение требований стандартов и норма тивных документов или нарушение этих требований может быть обусловлено и другими причинами, следствием которых является выпуск недоброкачественной продукции, сниже ние качества выполняемых работ и т. д. Эти причины также могут быть разнообразными: от плохой организации про изводства или несвоевременного проведения предупреди тельного ремонта оборудования до отсутствия контроля за соблюдением требований стандартов и нормативных доку ментов со стороны руководства организаций и их служб;
Отмеченное разнообразие причин, вызывающих откло- ■ нения или нарушения требований стандартов и норматив ных документов, предопределяет необходимость ответствен ного подхода комиссий к их выявлению и анализу, а также формулировке соответствующих предложений.
Результаты работы комиссий отражаются в актах, под писываемых всеми членами и руководством проверяемых организаций. При наличии разногласий между отдельными членами комиссий или между комиссией и проверяемой ею организацией их существо также отражается в актах. Перед оформлением акта основные выводы по результатам про верки комиссия докладывает руководству проверяемой ор ганизации. По результатам проверки руководитель про веренной организации издает приказ, в котором определя ются основные организационно-технические мероприятия по устранению нарушений требований стандартов и нор мативных документов и причин, их породивших. Акты проверок и копии приказов комиссия представляет в со ответствующее министерство (ведомство), осуществляющее отраслевой или ведомственный контроль за соблюдением требований стандартов и нормативных документов.
2. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИИ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗЫСКАНИЯМ
ВСИСТЕМЕ ГОССТРОЯ СССР
Всистеме Госстроя СССР проверка действующих стан
дартов и нормативных документов по инженерно-геологи
ческим изысканиям и проверка соблюдения их требований
117
проектно-изыскательскими и изыскательскими организа циями различных министерств и ведомств проводятся еди новременно в соответствии с годовым Планом пересмотра действующих и разработки новых государственных стан дартов и нормативных документов по строительству. В этом плане предусматриваются организации — участники про верок, финансирование этих организаций на выполнение работ по проверкам, сроки представления в- Госстрой СССР
сводного доклада по результатам проверок с выводами и предложениями. Проверки осуществляются по программе и графику головной по инженерным изысканиям органи зации— ПНИИИС Госстроя СССР, которые утверждаются руководством Госстроя СССР. Комиссии по проверке соз даются на базе указанного института с включением в их состав представителей НИИ оснований и подземных соору жений Госстроя СССР и института Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР, а также представителей проверя емых и, при необходимости, вышестоящих организаций. Так, например, при проверке изыскательских трестов Гос строя РСФСР в состав комиссии могут быть включены пред ставители Росглавниистройпроекта или других отделов и управлений Госстроя РСФСР.
Персональный состав каждой комиссии утверждается отделом технического нормирования и стандартизации Гос строя СССР.
Основными задачами работы комиссии являются: установление соответствия материалов инженерно-ге
ологических изысканий требованиям нормативных доку ментов по строительному проектированию;
констатация случаев несоблюдения требований стандар тов и нормативных документов по инженерно-геологическим изысканиям;
выявление существующей системы контроля за соблю дением требований стандартов и нормативных документов со стороны изыскательских организаций и проектных ин ститутов — заказчиков работ;
подготовка предложений по совершенствованию дей ствующих и составлению новых стандартов и нормативных документов по инженерно-геологическим изысканиям, их внедрению и распространению.
Эти задачи обычно находят отражение в ежегодных про граммах проверок, составляемых ПНИИИС и утверждае мых Госстроем СССР. В обязанности комиссий вменяется также выявление соответствия ! или несоответствия) ведом"
118
ственных и республиканских нормативных документов, до кументов, составленных организациями для внутреннего пользования, методов и технических средств, используемых при производстве работ, но не нашедших отражения в нор
мативных |
документах, современным достижениям науки |
|
и техники. |
Комиссия должна устанавливать |
соответствие |
инженерно-технического персонала по своей |
подготовке и |
квалификации сложности проводимых работ и т. д., т. е. в процессе проверки она обязана изучить все те вопросы, от которых зависит качество материалов инженерно-геологи ческих изысканий, а стало быть—их соответствие требова ниям нормативных документов по строительному проекти рованию. Поэтому в перечень документов, соблюдение тре бований которых подлежит обязательной проверке в орга низациях, ведущих инженерно-геологические изыскания, включаются нормативные документы по строительному проектированию — главы второй части СНиП, регламенти рующие проектирование оснований и фундаментов в обыч
ных и особых условиях |
(на просадочных, набухающих |
и вечномерзлых грунтах), |
проектирование зданий и соору |
жений в районах повышенной сейсмичности, на подраба тываемых территориях и т. п.
Работа |
комиссий должна, как правило, заключаться |
в проверке |
деятельности центральных подразделений об |
следуемых трестов и институтов, занимающихся выдачей окончательных материалов заказчикам и контролирую щих работу полевых подразделений. Комиссия должна также проверять деятельность отдельных полевых подраз делений на конкретных объектах изысканий. С самого на чала каждая комиссия по прибытии в проверяемый трест или институт помимо знакомства с общей отчетной докумен тацией должна выбрать объекты проверки из числа закон ченных и находящихся в производстве. По законченным объектам изучению и анализу подлежат следующие мате риалы:
техническое задание заказчика; программа или проект производства работ; полевая документация всех видов работ; промежуточные отчетные документы;
окончательные отчеты и заключения по этапам изыс каний;
сводный отчет по объекту в целом.
Все перечисленные материалы изучаются и анализиру ются для выявления их соответствия требованиям норма
119
тивных документов по строительному |
проектированию |
и инженерно-геологическим изысканиям. |
|
По находящимся в производстве объектам члены комис сии перед выездом на него изучают и анализируют все ма териалы по объекту, имеющиеся в тресте или институте (техническое задание, программа или проект и т. д.), и на мечают основные вопросы, которые необходимо будет им выяснить на объекте. К таким вопросам обычно относится проверка соответствия методов производства полевых работ требованиям стандартов и нормативных документов или со временному состоянию науки, техники и производства, а также проверка осуществления контроля за выполнением полевых работ руководителями полевых подразделений, руководством и соответствующими службами организации. Естественно, что в процессе изучения и анализа имеющих ся по объекту материалов эти основные вопросы детализи руются и наполняются конкретным содержанием в соответ ствии со спецификой работы проверяемой организации.
При выборе объектов для проверки комиссия должна исходить из таких положений:
объекты должны быть типичными для данной организа ции, ибо только на типичных объектах можно выявить
действительное |
положение дел в целом по организации, |
в том числе и |
в части соблюдения требований стандартов |
и нормативных документов; объекты должны располагаться в тех районах, в которых
организация уже имеет опыт работы, что также позволит распространить выводы и предложения по этим объектам на всю работу организации в целом;
работы на выбираемом для проверки объекте должны быть выполнены или выполняться по наиболее типичной для данной организации технологической схеме с приме нением оборудования, используемого и на всех других объектах или большинстве их.
Введение перечисленных ограничений на выбор объек тов проверки объясняется тем, что всякое новое начинание (более сложный и ответственный объект, новый район, внедрение нового оборудования и т. д.) заставляет коллек тив исполнителей при выполнении работ отходить от уста новившегося в организации шаблона, мобилизовать свои силы, творческую энергию и подчинить их решению не совсем обычных задач, обостряет у исполнителей чувство ответственности за порученное дело. И действительно, когда комиссии ПНИИС выбирали для проверки необычные
120
для контролируемой организации объекты, результаты ее были всегда весьма благоприятными для этой организа ции: там использовалось новое, высоко производительное оборудование, работы проводились по продуманным и ло гически обоснованным технологическим схемам, инженер но-технический персонал был хорошо подготовлен к ве дению всех предусмотренных программой работ, все ра боты проводились с соблюдением требований стандартов и нормативных документов. Когда же для сопоставления выбирались типичные для проверяемой организации'объек ты, то эта в общем-то благоприятная картина обычно не под тверждалась: все было гораздо хуже. Таким образом, при -выборе объектов всегда нужно учитывать возможность про явления отмеченного выше субъективного фактора.
Кроме центральных и полевых производственных под разделений, а также контролирующих служб, обязательной проверке подлежит деятельность центральной грунтоведческой лаборатории в части соблюдения требований госу дарственных стандартов на методы определения состава, состояния и физико-механических свойств грунтов. Про верка может осуществляться наблюдением за работой лаборантов, производящих определение того или иного по казателя, и выполнением членами комиссии контрольных определений. Если стандартизировано несколько методов определения одного и того же показателя, то всегда следует проверить, правильно ли выбирается метод производства определения, так как каждый метод имеет свою вполне определенную область применения. Однако в большинстве наших действующих стандартов регламентирован, как правило, только один метод. Многие работники произ водственных организаций расценивают этот факт как запре щение применять какой-либо другой метод. Такие заблуж дения свойственны иногда и членам комиссий. Так, в акте комиссии по проверке Куйбышевского треста инженерно строительных изысканий было отмечено в качестве наруше ния требований стандартов, что гранулометрический ана лиз глинистых грунтов в лаборатории треста осуществлялся не стандартизированным ареометрическим методом, а пипеточным. Следует ли этот факт считать нарушением тре бований соответствующего стандарта? Видимо, нет, так как пипеточный метод по точности анализа даже превышает точность ареометрического метода. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в девятой главе. Здесь же важно отметить то обстоятельство, что члены комисссии помимо
121