Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава XI, УСКОРЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН НА НАДЕЖНОСТЬ

1. Классификация ускоренных испытаний

При создании конструкции машины, оптимальной по прочности и долговечности, широкое применение находят различные методы ускоренных испытаний, позволяющие за короткое время оценить машину или узел. Чем быст­ рее будет получен результат, тем быстрее можно внести соответствующие коррективы в конструкцию машины и тем самым сократить время от проектирования машины до ее внедрения в производство. Применение ускорен­ ных испытаний особенно актуально для исследования сельскохозяйственных машин вследствие их малой за­ грузки за сезон.

Анализируя ускоренные испытания в автомобиле­ строении [XI.20], тракторостроении [XI.14, XI.15] и сель­ хозмашиностроении [XI.1, XI.3, XI.4, XI.12, XI.17, XI.18],

можно построить их классификацию (табл. 11.1). Пере­ численные в табл. 11.1 методы ускоренных испытаний различаются по организации испытаний, скорости полу­ чения и точности информации, стоимости, а также по применяемым техническим средствам, что накладывает определенные требования на выбор метода испытаний. Проанализируем указанные методы.

Наиболее достоверным способом получения результа­ тов являются испытания в рядовой эксплуатации. Для сокращения времени испытаний целесообразно исполь­ зовать различие в климатических условиях нашей стра­ ны. По мере окончания периода сельскохозяйственных работ машину смещают в другую климатическую зону и таким образом увеличивают выработку машины до не­ обходимой для оценки точности показателей надежно­ сти машины. Такие испытания являются по своей сущ­ ности натурными. Однако для оценки эффективности испытаний необходимо ввести условный коэффициент перехода (ускорения), который определял бы соотноше­ ние между фактической Тф и нормативной Т„ выработ­ кой за сезон:

208

( 11. 1)

Круглосуточную работу машины можно отнести к вы­ шеизложенному способу испытаний. Это достоверный и вместе с тем самый дорогостоящий и трудоемкий метод. Поэтому его можно рекомендовать только на заключи­ тельном этапе исследований, перед внедрением машины в производство.

Для машин, выпускаемых промышленностью серий­ но, наиболее прогрессивным является метод статистиче­ ского прогнозирования, основанный на сборе материала об отказах большого числа машин, но за короткое время испытаний. Сущность этого метода заключается в сле­ дующем. При проведении испытаний фиксируется функ­ ция выхода числа образцов nt от времени tlm

Вероятность отказа Ft ко времени tt определяется выражением (3.26).

Для определения параметров распределения, характе­ ризующих надежность машины, необходимо предполо­ жить вид функции плотности вероятности. Например, для закона Вейбулла — Гнеденко, описывающего достаточ­

но точно механический

системы в период

приработки

и старения, параметры

распределения

определяются

методом, изложенным в гл. III. Если экспериментальные точки укладываются близко к прямолинейной зависимо­ сти, то вид закона выбран правильно. Вписывая прямую в экспериментальные зависимости, определяем коэффи­ циенты b и а методом наименьших квадратов по форму­ лам:

 

к

к

t=i

k

 

21 — 1

b

2

k

 

 

/=1

 

k

209


Т а б л и ц а 11.1


 

 

k

1

2 ' *

2i 1

2i—1 At lg In

2

2

1 - F t

/ = 1

k

k

 

 

 

(11.3)

i=i

где At — величина интервала, равная Дт= — i

i — порядковый номер класса; k — общее число классов.

Используя формулы (11.2), (11.3) и соотношения (гл. III), определяем параметр закона /0-

Проверка этого метода проводилась на свекловичных сеялках 2СТСН-6А. Опыт показал, что для заполнения опросного листа для одной сеялки необходимо всего 15—20 мин. С учетом транспортных потерь времени один человек в состоянии, при наличии транспортных средств, обследовать 80—100 машин за 10—12 дней.

Полученные данные о ресурсе основных деталей сеялки близко совпадают с их ресурсом, определенным на основании сведений о фактическом расходе запасных частей. Тем самым была проверена точность метода статистического опроса.

Метод статистического опроса с последующей обра­ боткой материала следует внедрить на всех предприятиях и конструкторских бюро сельскохозяйственного машино­ строения с целью получения ежегодной систематической информации о видах отказов машин и об ожидаемом сроке службы деталей. Для опытных машин, естествен­ но, такой метод получения информации о долговечности деталей невозможен. Поэтому широко используются в этом случае разного рода и вида ускоренные испытания.

*

2. Метод ступенчатых испытаний

Эксплуатационные испытания можно значительно со­ кратить, если построить их по ступенчатому циклу [XI. 10], то есть кратковременно деталь нагружается при эксплуатационной нагрузке, а затем «доламывается» при повышенной нагрузке. Этот метод, назван «методом до­ ламывания» [XI. 19], основан на теории суммирования повреждений, которым можно описывать усталостные и

износовые отказы. Для одноступенчатого цикла (рис. 68, а) можно записать [XI.10]

А. (11.4)

тэ

где t3, tc — время работы детали при нагрузке равной эксплуатационной и при форсированной (стендовой);

Тэ, Гс — предельное время работы детали до отказа при эксплуатационной и форсированной нагрузках.

212


Из уравнения (11.4) имеем:

(11.5)

Т

1 С

Время работы t3 необходимо задать [примерно (0,14-0,2) Т э] определенным (постоянным). Параметры tc и Тс будут получены из эксперимента. Тогда предель­ ное время работы, которое способна выдержать деталь при эксплуатационной нагрузке, может быть подсчитано по формуле (11.5). Поскольку величины tc и Тс зависят от многих факторов, они будут случайными с опреде­ ленными законами распределения. Время работы при эксплуатационной нагрузке также будет случайной вели­ чиной, закон распределения которой может быть опре­ делен по законам распределения переменных tc и 7Д

Пусть совместная плотность вероятности переменных tc и Тс равна f(tc, Тс). Тогда функция распределения вре­ мени работы Тэ равна

G(T3) = ||/( 4 , Т с)ДДГс, •

(11.6)

(D )

 

 

где D — область интегрирования.

 

Вероятность отсутствия повреждений равна

 

R(t3) = \ -

G(T3).

(11.7)

Область интегрирования Д

для которой

 

----- - < Т 9

 

(11.8)

определяется следующим образом. Из уравнения (11.5) имеем

Тс = -----Ц ---- = Ф(П).

(П.9)

1 ----- Д_

 

Та

 

При фиксированном Ть уравнение (11.9)

представля­

ет собой прямую, проходящую через начало координат,

которая

с осью ординат Тс образует область D

(рис. 68,

б, область D заштрихована).


Из формулы (11.6) с учетом (11.9) имеем

 

0(ТЭ) = JJ f(tc, Tc)dtcdTc,

(11.10)

о Ф(Г9)

 

откуда после дифференцирования получим

 

§(тэ) = j V ( w c, m \ d t c.

( и л )

о

 

Для определения плотности g(T3) необходимо знать совместную плотность величин tc и Тс, которые являются коррелированными величинами. Величины tc и Тс удоб­ но заменить системой некоррелированных величин Z\ и

Z2 [XI.21]

 

 

 

 

Tc- T c = Zlt

 

(11.12)

 

 

tctc = a12Z1

Z2,

(11.13)

где коэффициент ai2

определяется по формуле:

 

 

 

 

 

 

Rt

t

 

(11.14)

 

 

 

 

 

С

fC

 

 

 

 

 

 

Dt Tf

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Rrc t — корреляционный

момент случайных вели­

 

 

чин Тс и tc\

 

 

 

 

Drcrc — дисперсия случайной величины Тс-

 

Для

упрощения

дальнейших

расчетов рассмотрим

случай.,

когда износ

изменяется

во времени

линейно

(рис. 68, в). Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Va

 

_ t

К

 

 

(11.15)

 

 

6C

 

La

6C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

6Эи 6C— скорости

износа при эксплуатационной

 

 

и форсированной

нагрузках.

 

 

Пусть режимы испытаний на стенде и в эксплуатации

таковы, что для одной и той же детали отношение ско­ ростей износа в эксплуатации и на стенде постоянная величина, равная отношению их средних значений

К

(11.16)

Ьс

214