Файл: Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Износ элементов сельскохозяйственных машин представ­ ляет собой совокупность различных процессов их разрушения, заключающихся в поверхностном передеформировании материала, его микрорезании или хруп­ ком разрушении. Наличие того или иного вида разруше­ ния зависит не только от пластичности наплавленного материала, но и от условий работы детали. Все эти фак­ торы затрудняют выбор материала наплавки основного материала и конструктивных размеров детали. Рассмот­ рим эти факторы.

Для режущих рабочих органов необходимым усло­ вием работоспособности лезвий является их самозата­ чивание, то есть сохранение профиля лезвия во время работы неизменным. Это требование удовлетворяется определенным соотношением толщин наплавленного и основного материалов, соотношением их износостойко­ стей и удельных давлений, действующих на поверхность кромки лезвия и рабочую грань. Методика расчета и экс­ периментальной проверки лезвий детально разработана [Х.16], основные положения которой сводятся к следую­ щему. Расчетом или путем тензометрирования опреде­ ляют силы, действующие на кромку и рабочую грань, с помощью которых определяют соотношение удельных давлений. По приемлемому для агротехнических требо­ ваний углу самозатачивания и соотношению удельных давлений определяют соотношение износостойкостей основного и наплавленного материалов (IX.7, Х.16].

Обычно для экспериментальной проверки выбирают несколько вариантов лезвий с соотношением износостой­ кости, близкой к расчетной. Так, при исследовании само­ затачивания дисковых ножей свеклоуборочного комбай­ на КСТ-3 расчетные соотношения износостойкостей основного и наплавленного материалов составляли 2-Р10, которые обеспечивались сталями 40Х, 65Г, Ст. 3, исполь­ зуемыми в качестве основного материала, и твердыми сплавами сормайт 1, ПС-5, ВЗК, а также инструменталь­ ными сталями У10А, Х6ВФ и Р9 [Х.1]. Толщина наплав­ ленного слоя находилась в пределах 0,2-=-0,6 мм с учетом предельно допустимой по агротребованиям толщины лезвия равной 0,7 мм. Исследования самозатачивания и долговечности лезвия проводились в стендовых и экс­

плуатационных

условиях, результаты которых состоят

в следующем.

Оптимальное соотношение толщин на­

плавленного и основного материалов равно 0,4, наилуч­ шие результаты по самозатачиванию и долговечности

202


Рис. 66. Ресурс между переточками tf и суммарный ресурс t n ножей свеклоуборочных машин при испытании их на стенде ( а) и в усло­ виях эксплуатации (б):

1 — ВЗК толщиной 0,2 мм на Ст. 3; 2

ПС-5-06;

3

ПС-5-0,2; 4 — сор-

майт 1—0,2; 5

— сормайт 1 — 0,6;

6 — сормайт 1—04; 7 — ПС-5 — 0,4; 8

У10А — 0,6; 9

— закалка, 65Г;

10

— ВЗК 0,2;

11

Р-9—0,6-^0,8; 12

ПС-5-04; 13 — сормайт 1 — 0,4;

14

— ВЗК-02 — 40Х;

15

— Х6ВФ — 0,6—0,8;

16 — 6—9 — 0,6 — 08; 17 — ПС-5

— 0,4; 18 — ПС-5—0,6;

19—сормайт 1—0,4; 20—

ВЗК-0,2—Ст. 3, свеклоуборочный комбайн КСТ-3; 'll—ВЗК-0,2—65Г; 22—закалка,

65Г; 23 — сормайт 1 — 0,5—Ст. 3; 24

— сормайт 1 — 0,4 — 65Г; 25 — закалка,

 

65Г — СКН-2А; 26 — сормайт 1 — 65Г.

 

получены

на стали 65Г

с

наплавкой

сормайтом

1

(рис. 66, а, б). Следует заметить, что результаты на ста­ ли 65Г с наплавкой твердого сплава ПС-5 в 1,24-1,5 раза хуже, чем при наплавке сормайтом 1, хотя испытания по износостойкости на машине трения ХЧ-Б свидетельст­ вовали об обратном [Х.20]. Это объясняется тем, что процесс обрезки свеклы сопровождается значительным колебанием усилий резания, при котором наряду с изно­ состойкими свойствами большое значение приобретают пластические свойства наплавленного материала. Псев­ досплав ПС-5 менее пластичен чем сормайт 1, кроме то­ го, у него ниже прочность соединения с основным мате­ риалом [Х.20].

Для увеличения пластических свойств твердых спла­ вов и, тем самым, их долговечности в последнее время разработаны эффективные мероприятия. Среди нид сле­ дует отметить способ горячей пластической деформации предварительно наплавленного твердого сплава, разра­ ботанный в ВИСХОМе под руководством проф. Резни­ ка Н. Е. [Х.7]. Этот способ позволяет увеличить в 1,5— 2,0 раза ударную стойкость лезвий, наплавленных

7*

203


сормайтом 1, сормайтом 1 + Релит, а следовательно, и износостойкость. Для лезвий, наплавленных сплавом УС-25 и В-15, такой метод неэффективен.

Псевдосплавы ПС-4, ПС-5, ПС-6 имеют повышенное содержание феррохрома, который с увеличением изно­ состойкости (при испытании на машине ХЧ-Б без учета реальной формы детали и нагрузок) придает материалу повышенную хрупкость. Такие сплавы находят широкое применение при наплавке деталей, не подвергающихся значительным растягивающим (при изгибе) напряже­ ниям. Характерной деталью для этого случая является полевая доска плуга. Опыты Ниловского [Х.13] показали, что повысить износостойкость полевых досок возможно увеличением феррохрома в сплаве.

Методика исследований износостойкости наплавок и выбор параметров наплавленного и основного материа­ лов при других способах наплавки (трением, плакирова­ нием) практически ничем не отличается. Следует пом­ нить, что эти методы способствуют более прочному соединению наплавленного и основного металлов, а так­ же позволяют применять для наплавки более пластич­ ные материалы. К тому же технология наплавки значи­ тельно проще и качество наплавленного слоя отличается равномерностью по толщине и износостойкости. Приме­ нение этих методов опробовано на сегментах зерноубо­ рочных машин и дисковых лущильниках (Х.20]. Испыта­ ния показали эффективность наплавленных сегментов и лущильников примерно в 1,5-^-2,0 раза.

В заключение отметим, что внедрению методов упроч­ нения должны предшествовать тщательные исследования по выбору параметров детали, изучение условий эксплуа­ тации и экспериментальная проверка износостойкости.

3. Методы обеспечения надежности машин при их эксплуатации

Выполняя правила эксплуатации по техническому обслуживанию и хранению машин, можно продлить их срок службы и поддержать надежность на заданном уровне. Однако этим не исчерпывается влияние эксплуа­ тации на надежность машин. Установлено (гл. VI), что надежность машины увеличивается с уменьшением сред­

204

него значения возникающих при ее работе усилий, а также при сокращении их рассеивания. Снизить нагруженность мобильных машин можно, наряду с конструк­ тивными методами, путем совершенствования агротехни­ ки, применения современных способов обслуживания и диагностики машин.

Совершенствование агротехники, например, для свек­ лоуборочного комбайна означает однородность корнепло­ дов, равномерность их расположения по длине рядка и глубине залегания, в минимальном отклонении от оси рядка.

Различие в расположении корнеплодов приводит к необходимости установки на свеклоуборочных машинах механизма копирования и управления по рядкам. Нагруженность этих механизмов зависит, в первую очередь, от неравномерности расположения корнеплодов. При­ менение для посадки шлифованных, дражированных и калиброванных семян в значительной степени способст­ вует снижению неравномерности расположения корне­ плодов. Однако полная реализация преимуществ назван­ ных семян возможна при наличии посадочных машин с высокой технологической надежностью.

Неравномерность поступления в машину обрабаты­ ваемого сельскохозяйственного продукта, обусловленная различием в урожайности, оказывает значительное влия­ ние на нагруженность машины. Исследованиями [Х.4] установлено, что равномерная подача хлебной массы в молотильное устройство зерноуборочного комбайна су­ щественно снижает динамические нагрузки, а также улучшает процесс отделения зерна от колоса и благо­ приятствует сепарации вороха. Равномерность подачи имеет большое значение для северных районов, где уборка хлебов производится при повышенной влажности. В этом случае даже незначительное повышение нерав­ номерности поступления хлебной массы приводит к за­ биванию рабочих органов комбайна. С целью устранения забиваний в настоящее время разрабатываются спе­ циальные автоматические устройства (автотехнолог), позволяющие при повышении подачи хлебной массы уменьшать скорость движения машины.

Значительное влияние на нагруженность машины ока­ зывает почва, ее состав.

Почва характеризуется определенным составом, ме­ ханическими характеристиками, твердостью и влаж­ ностью. Расположение почвы в пространстве характери­

205


зует ее микро- и макрорельеф. В качестве примера влия­ ния характеристик почвы на нагруженность рабочих органов рассмотрим тяговое сопротивление плуга, кото­ рое хорошо описывается рациональной формулой Го­ рячкина [Х.5].

Р = fG + Kab + тЬог,

(10.1)

где а — глубина; Ь — ширина пахоты; и — скорость дви­ жения; G — вес плуга; f — коэффициент трения плуга о почву; К — коэффициент, характеризующий деформа­ цию пласта; е — скоростной коэффициент.

Из формулы видно, что свойства почвы учитываются коэффициентами f, /Сие. Эксперименты Горячкина по­ казали, что с увеличением влажности почвы коэффициен­ ты сначала снижаются, а затем увеличиваются вследст­ вие залипания отвала плуга. Коэффициент К имеет ши­ рокое колебание в зависимости от плотности почвы (примерно от 1—3), которая делится на три вида: рых­ лая, средняя и плотная. Третий член в формуле силы тяги зависит от скорости движения. При скорости движения плуга около 3 м/с все три члена имеют примерно одина­ ковое значение. Каким же образом снизить нагружен­ ность плуга? Один из путей состоит в создании структур­ ности почвы. Как известно, структурная почва имеет меньшее удельное сопротивление и требует для разруше­ ния меньшие затраты энергии. Структурная почва созда­ ется в течение длительного периода путем применения агротехнических приемов и соблюдения севооборотов. Такие мероприятия, как посев многолетних трав, способ­ ствуют созданию структурности почвы. Заметим, что со­ здание культурной почвы предполагает удаление с полей камней, металлических предметов, приводящих к полом­ кам сельскохозяйственных машин.

Если создание структурной почвы требует многолет­ ней работы, то улучшение ее микрорельефа возможно осуществить при наличии технических средств значи­ тельно быстрее. Это мероприятие оказывает существен­ ное влияние на снижение нагруженное™ машины [Х.11].

Таким образом, агротехническими мероприятиями по улучшению полей можно значительно повысить надеж­ ность машины. Такие агротехнические мероприятия осо­ бенно необходимы при увеличении рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов.

Из формулы 3.19 следует, что коэффициент готовно­ сти машины можно повысить путем снижения времени

206


 

 

 

 

Рис. 67. Зависимость ко­

 

 

 

 

эффициента

готовности

 

 

 

 

от

времени

восстановле­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния:

 

 

 

Кг„

 

 

1

1 — номинальное

значение

 

 

К

г.н

= 0 ,9 1 ;

2 — К ’

 

=

 

 

 

 

 

0,83(21 ■

г.н

 

0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Km

 

У

 

восстановления

от­

 

 

казавших

деталей.

 

 

 

0,8

 

 

 

Коэффициент

готов­

 

 

 

 

ности

комплекс­

 

 

 

 

ный показатель, ко­

0,2

 

1,0

 

торый

оценивает на­

0,0

1,4

дежность

не

только

 

 

 

 

конструкции

маши­

ны, но и ремонтной службы хозяйства. Действительно, в разных хозяйствах по уровню развития ремонтных средств одни и те же отказы машины устраняются за раз­ ное время. Поэтому четкая организация ремонтной служ­ бы может значительно повысить надежность машины. Расчеты показывают, что снижение или увеличение вре­ мени восстановления в долях от номинального значения (х), приводит к значительному изменению коэффициента готовности. Формулу 3.19 можно преобразовать к виду

1

 

Кг =

( 10. 2)

1 + X

 

К

 

где Кг.н — достигнутое значение

коэффициента готовно­

сти при определенном времени восстановления. При х равном единице Кг = Кг. н.

Графическая интерпретация формулы (10.2) показана на рис. 67, из которого видно значение ремонтной служ­ бы, особенно при низком номинальном значении коэффи­ циента готовности.