Файл: Курс лекций по дисциплине основы уголовного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Физическое пособничество может проявляться в форме как действия, так и бездействия. Предоставление средств или орудий совершения преступления - активная деятельность - может состоять, например, в изготовлении и предоставлении отмычек для совершения хищения.

Устранение препятствий для совершения преступления возможно в форме как действия, так и бездействия. В последнем случае лицо не выполняет лежащую на нем обязанность; например, лицо, обязанное поставить объект на сигнализацию, не делает этого, чем облегчает совершение хищения.

Для привлечения пособника к ответственности необходимо, чтобы исполнитель воспользовался его содействием (советами, указаниями, информацией, предоставленными орудиями или средствами). Если этого не произойдет, отсутствует причинная связь между действиями пособника и исполнителя, что исключает признак совместности, а значит, и соучастия не образуется.
Формы соучастия

Виды соучастия в зависимости от характера выполняемых соучастниками функций подразделяют на простое (соисполнительство) и сложное (соучастие с распределением ролей).

При простом соучастии в преступлении участвуют два или более соисполнителя. Каждый из них полностью или частично выполняет объективную сторону преступления. Так, объективная стороны изнасилования состоит из двух действий - полового сношения и применения или угрозы применения насилия. Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ" действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем применения насилия содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в групповом изнасиловании.

Сложное соучастие предполагает, что в совершении преступления наряду с исполнителем принимает участие еще хотя бы один соучастник (организатор, подстрекатель или пособник). Составы преступлений в Особенной части УК сформулированы применительно к действиям исполнителя, поэтому при квалификации их действий ссылка на ст. 33 УК не производится, а указывается лишь статья Особенной части УК, предусматривающая совершенное преступление. При квалификации действий организатора, подстрекателя и пособника необходима ссылка на соответствующую часть ст. 33 УК, отражающую их функциональную роль.

Формы соучастия выделяются в зависимости от степени согласованности действий соучастников. В соответствии с этим критерием ст. 35 УК предусматривает четыре формы соучастия:


1) группа лиц без предварительного сговора;

2) группа лиц по предварительному сговору;

3) организованная группа;

4) преступное сообщество (преступная организация).

В ст. 35 УК в порядке увеличения степени согласованности предусмотрены указанные выше формы соучастия. Каждая последующая форма соучастия предусматривает признаки предшествующей формы в сочетании с еще одним (или более) дополнительным признаком.

Совершение преступления группой лиц (ч. 1 ст. 35 УК) предполагает наличие таких признаков: а) два или более исполнителя; б) отсутствие предварительного сговора.

Для констатации наличия группы лиц требуется, чтобы как минимум два лица обладали признаками субъекта преступления. Эта форма преступной группы представляет наименьшую опасность и характеризуется наименьшей устойчивостью. Субъективная связь между соучастниками возникает либо спонтанно и одномоментно в момент начала преступных действий, либо к начавшейся деятельности одного лица присоединяется другое лицо. Так, согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)" убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица, действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего, применяя к нему насилие, причем необязательно, чтобы повреждения, повлекшие смерть, были причинены каждым из них (например, один подавлял сопротивление потерпевшего, лишал его возможности защищаться, а другой причинил ему смертельные повреждения). Убийство следует признавать совершенным группой лиц и в том случае, когда в процессе совершения одним лицом действий, направленных на умышленное причинение смерти, к нему с той же целью присоединилось другое лицо (другие лица).

Совершение преступления группой лиц предусмотрено в качестве квалифицирующего признака в ряде составов преступления (п. "ж" ч. 2 ст. 105, п. "а" ч. 3 ст. 111, п. "г" ч. 2 ст. 112 УК и др.), в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 63 УК является отягчающим обстоятельством.

Согласно ч. 2 ст. 35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.



Признаками группы лиц по предварительному сговору являются: а) два или более исполнителя; б) наличие предварительного сговора.

Сговор является предварительным, если он достигнут до начала выполнения объективной стороны преступления. Если субъективная связь, сговор на совершение преступления возникает в процессе его совершения, предварительный сговор отсутствует. В этом случае налицо группа без предварительного сговора. Например, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" указано, что при квалификации действий виновных как совершение хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору требуется выяснить: имелся ли сговор до начала действий, непосредственно направленных на хищение чужого имущества; состоялась ли договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла; какие конкретно действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления.

При этом не следует смешивать техническое и юридическое распределение функций между соучастниками. Как отмечено в п. 10 указанного выше Постановления, уголовная ответственность за кражу, грабеж или разбой, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие участники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, непосредственно направленные на содействия исполнителю в совершении преступления (например, лицо не проникало в жилище, но участвовало во взломе дверей, запоров, решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозило похищенное, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), содеянное ими является соисполнительством и в силу ч. 2 ст. 33 УК не требует дополнительной квалификации по ст. 33 УК.

Признак "группа лиц по предварительному сговору" является одним из самых распространенных квалифицирующих, а иногда и особо квалифицирующих признаков в Особенной части УК, а в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 63 УК отягчающим обстоятельством.

Преступление признается совершенным организованной группой
, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК). Признаками организованной группы являются: а) два или более исполнителя; б) наличие предварительного сговора; в) устойчивость.

Степень согласованности действий соучастников, входящих в организованную группу, гораздо выше, чем при наличии группы лиц по предварительному сговору, что подчеркнуто законодателем путем введения в определение организованной группы признака устойчивости. Понятие устойчивости неоднократно разъяснялось в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, например от 17.01.1997 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" (п. 4), от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" (п. 6) и др.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать длительность существования самой группы, неоднократность совершения преступлений. Однако организованная группа, как следует из ч. 3 ст. 35 УК, может быть создана для совершения и одного преступления, поэтому длительность подготовки даже одного преступления характеризует ее устойчивость.

Проявлением устойчивости является стабильность состава группы, тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность, специальная подготовка участников организованной группы.

Для организованной группы (в отличие от группы по предварительному сговору) характерно: наличие в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределение функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла. Участники организованной группы могут и не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны преступления. Вместе с тем с юридической точки зрения в рамках организованной группы характерно распределение именно функций, а не ролей. При признании преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от выполняемых ими функций в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК. Поэтому к признакам организованной группы относится наличие двух или более исполнителей.


М., согласно отведенной ему роли, подбирал людей для похищения и последующего вымогательства денег за их освобождение, собирал информацию об их материальном положении, бизнесе, родственниках, способности заплатить выкуп, узнавал маршруты и способы передвижения, передавал эти сведения членам группы. После похищения он добывал информацию об обстановке в семьях похищенных, сборе денег, обращениях в органы внутренних дел, о чем сообщал другим членам преступной группы. Это позволяло вырабатывать тактику поведения с родственниками похищенных и своевременно корректировать действия по реализации намеченной цели. М. обоснованно признан соисполнителем похищения Б. и Н. в составе организованной группы по п. "а" ч. 3 ст. 126 и п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ без ссылки на ч. 5 ст. 33 УК, хотя действий, направленных на непосредственное изъятие потерпевших, не совершал.

Совершение преступления организованной группой предусмотрено в ряде составов преступлений в качестве квалифицирующего признака (например, п. "а" частей вторых ст. ст. 131 и 132, ч. 2 ст. 181, ч. 2 ст. 184 УК и др.), в значительном количестве составов - в качестве особо квалифицирующего признака, а в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 63 УК является отягчающим обстоятельством.

Сам факт создания наиболее опасных разновидностей организованной группы законодатель признает самостоятельным составом преступления (ст. ст. 208, 209, 239, 282.1 УК).

Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

К признакам преступного сообщества относятся присущие организованной группе признаки: а) два или более исполнителя; б) наличие предварительного сговора; в) устойчивость; г) структурированность организованной группы или объединение организованных групп; д) наличие единого руководства; е) цель совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Закон устанавливает два наименования для этой формы соучастия - преступное сообщество или преступная организация, однако правовых различий между ними нет.