Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста…………………………………………………………..6
Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста……………………………………………………...6
1.2. Общая характеристика народных игр……………………………….13
1.3. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей…20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста………………………….……………………………..28
2.1. Описание целей, задач и методик эмпирического исследования…...28
2.2. Исследование использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………….………….35
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………41
Заключение…………………………..………………………………………..50
Список литературы…………..……………………………...…….
Приложения………………………………………………………………..
Введение
Дошкольный возраст - это особый период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого происходит основное формирование личности. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра, в ходе которой осуществляется как физическое, так и психическое развитие ребенка. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и соблюдать их.
Особое место в развитии дошкольника занимают народные игры.
Народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. Игра способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.
Игра является очень полезным занятием: обеспечивает здоровье, долголетие, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться.
Описание и методика использования народных подвижных игр при работе с детьми в теории физического воспитания была предложена П.Ф. Лесгафтом. В истории русской педагогики народные игры исследовались К.Д. Ушинским, Е.Н Водовозовой, Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой и др. Теория игр в отечественном психологии и педагогике разрабатывалась такими выдающимися учеными, как Блонский П.П., Плеханов Г.В., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н, Макаренко А.С., Славина Л.С., Фрадкина Ф.И., Эльконин Д.Б. и многие другие.
Актуальность данной работы выражена, прежде всего, снижением интереса к народным играм, они почти не используются в досуговой деятельности дошкольников вследствие привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для подвижных игр, где может формироваться детское сообщество. Родители и педагоги все больше обеспокоены тем, как, где и когда предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. Данная ситуация побудила обратиться к проблеме использования народных игр как средства воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: досуговая деятельность детей дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогические условия использования народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
В ходе исследования использовались методы, такие как: анкетирование педагогов ДОУ, опрос детей, педагогический эксперимент
Цель исследования: выявить и практически апробировать педагогические условия проведения народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что народные игры являясь эффективным средством воспитания культуры досуга детей старшего дошкольного возраста, имеют следующие особенности:
- педагогический потенциал народных игр остается невостребованным, следовательно, утрачиваются основные функции народной игры: развлекательная, коммуникативная, само регуляции, терапевтическая, межнациональной коммуникации, социализации и другие.
- народные игры остаются невостребованными в культуре досуга в современной семье, тем самым разрушаются народные традиции .
Проблема сохранения национальных традиций остро стоит в последние годы, народная культура проходит в упадок. Процесс урбанизации производит подмену обычаев на электронные устройства и гаджеты, которые уменьшают активность детей дошкольного возраста. Многие родители не используют элементы народной игры в процессе обучения детей, считают их устаревшими, безвозвратно утратившими свое значение. Эта позиция уничтожает преемственность поколений, что в скором времени может привести к полной утрате народных игр, как элемента культуры русского народа. Такой подход, а значит, и ценности, признаваемые и поддерживаемые обществом, социальной системой, могут не признаваться, отвергаться отдельными индивидами, социальными группами, которые ориентируются на иные ценности. Возможен и такой вариант, что индивид или социальная группа декларативно признает ценности социальной системы, но в своем реальном поведении ориентируется на иные ценности. Это значит, что ценности социальной системы входят в набор декларативных ценностей данного индивида (данной группы), но исключены из набора разделяемых им (ею) реальных ценностей [11].
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать общую характеристику народных игр.
3. Определить место народных игр в структуре досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить особенности использования народных игр в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуре досуга детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: представлены тремя группами:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: беседа с детьми, анкетирование родителей, анкетирование воспитателей
3. Интерн ротационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования:
заключается в том, что обобщены подходы к проблеме организации культуры досуга детей дошкольного возраста; раскрыто содержание воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста; описаны педагогические условия, способствующие воспитанию культуры досуга детей старшего дошкольного возраста при проведении народных игр.
Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные позволили разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по организации культуры досуга детей старшего дошкольного с включением народных игр. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных учреждений в системе воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы , приложений.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста.
На всех этапах развития государства игры являлись неотъемлемой частью досуговой деятельности детей. В игровой форме проходит развитие и становление личности ребенка, формирование ценностных ориентиров. Голландский культуролог Йохан Хёйзинг в своем труде «Человек играющий» высказывает мнение, что человек стал человеком, не тогда, когда стал трудиться, а когда стал играть.
Если обратиться к словарю Д.Н. Ушакова, то одним из значений понятия «досуг» является развлечение, личные занятия в свободное от работы время [40]. «Поскольку дети дошкольного возраста не имеют трудовой занятости, игровая деятельность занимает большую часть их жизни. Система досуга в этом возрасте позволяет развить определенные навыки и умения. В связи с этим культура досуга – важный элемент в работе с детьми дошкольного возраста.»
«При разработке системы досуговой деятельности необходимо одновременно решать большое количество педагогических задач, в том числе формирование социального поведения. Оно является результатом социализации - целостного процесса становления человеческого индивида через формирование у него конкретных социально-исторических качеств в результате освоения им социального опыта, форм культуры, самообразования и самосовершенствования» [17].
Целый комплекс важных задач разрабатываемой системы досуговой деятельности связан с формированием культуры дошкольника. Понятие «культура» (от лат. cultura – обработка, возделывание) является объемным и многогранным. Одно из первых определений дал английский этнограф Э.Тейлор в 1871г. «Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [1]. Ожегов С.И. считает культурой «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [39]. Словарь Ефремовой Т.Ф. определяет «культуру» как уровень развития интеллектуальной, общественной и производственной областей жизни [24].
Французский социолог и этнолог Клод Леви- Стросс высказал мнение, что пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта. В зависимости от характера субъекта (личность, социальная группа, общество в целом) имеет место культура личности, группы или общества в целом. Важным регулятором поведения людей являются ценности, которые выступают в качестве идеалов и ориентиров. Культура может включать в себя огромное количество составных частей, таких как формы деятельности, средства, механизмы, результаты.
Под культурой досуга понимается, прежде всего, внутренняя культура человека, которая предполагает наличие определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Понятие «досуговой культуры» все шире используется в научной литературе:
- такое отношение человека к досугу, которое включает в себя как минимум следующий комплекс знаний, умений, интересов, потребностей;
- интерес, потребность в систематических занятиях, регулярном участии в соревнованиях, стремление показывать более высокие результаты;
- знания в области подготовки и организации соревнований;
- умение использовать эти знания для эффективной организации подготовки, успешного выступления [12].
Игровая деятельность универсальна, поскольку подходит для работы с людьми любого возраста. В них раскрывается образ жизни людей, трудовая и бытовая деятельность, совокупность ценностей и ориентиров. Главным условием является правильный подбор игр, подходящий данной возрастной категории. Досуг в игровой форме воспитывает детей передает традиции поведения в обществе, и взаимоотношениях со сверстниками. Предлагая ребенку различные варианты игровой активности, можно выявить его предрасположенность к видам творческой и спортивной деятельности. Здесь прорабатываются основные принципы нахождения в обществе, представления о первостепенных качествах человека. Понятия чести, доблести, смелости, мужестве, силе, ловкости также закладываются еще с раннего возраста в процессе игры. Такими принципами являются: