Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста…………………………………………………………..6

Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста……………………………………………………...6

1.2. Общая характеристика народных игр……………………………….13

1.3. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей…20

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста………………………….……………………………..28

2.1. Описание целей, задач и методик эмпирического исследования…...28

2.2. Исследование использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………….………….35

2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………41

Заключение…………………………..………………………………………..50

Список литературы…………..……………………………...…….

Приложения………………………………………………………………..

Введение

Дошкольный возраст - это особый период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого происходит основное формирование личности. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра, в ходе которой осуществляется как физическое, так и психическое развитие ребенка. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и соблюдать их.

Особое место в развитии дошкольника занимают народные игры.


Народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. Игра способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.

Игра является очень полезным занятием: обеспечивает здоровье, долголетие, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться.

Описание и методика использования народных подвижных игр при работе с детьми в теории физического воспитания была предложена П.Ф. Лесгафтом. В истории русской педагогики народные игры исследовались К.Д. Ушинским, Е.Н Водовозовой, Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой и др. Теория игр в отечественном психологии и педагогике разрабатывалась такими выдающимися учеными, как Блонский П.П., Плеханов Г.В., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н, Макаренко А.С., Славина Л.С., Фрадкина Ф.И., Эльконин Д.Б. и многие другие.

Актуальность данной работы выражена, прежде всего, снижением интереса к народным играм, они почти не используются в досуговой деятельности дошкольников вследствие привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для подвижных игр, где может формироваться детское сообщество. Родители и педагоги все больше обеспокоены тем, как, где и когда предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. Данная ситуация побудила обратиться к проблеме использования народных игр как средства воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: досуговая деятельность детей дошкольного возраста

Предмет исследования: педагогические условия использования народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались методы, такие как: анкетирование педагогов ДОУ, опрос детей, педагогический эксперимент

Цель исследования: выявить и практически апробировать педагогические условия проведения народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что народные игры являясь эффективным средством воспитания культуры досуга детей старшего дошкольного возраста, имеют следующие особенности:



- педагогический потенциал народных игр остается невостребованным, следовательно, утрачиваются основные функции народной игры: развлекательная, коммуникативная, само регуляции, терапевтическая, межнациональной коммуникации, социализации и другие.

- народные игры остаются невостребованными в культуре досуга в современной семье, тем самым разрушаются народные традиции .

Проблема сохранения национальных традиций остро стоит в последние годы, народная культура проходит в упадок. Процесс урбанизации производит подмену обычаев на электронные устройства и гаджеты, которые уменьшают активность детей дошкольного возраста. Многие родители не используют элементы народной игры в процессе обучения детей, считают их устаревшими, безвозвратно утратившими свое значение. Эта позиция уничтожает преемственность поколений, что в скором времени может привести к полной утрате народных игр, как элемента культуры русского народа. Такой подход, а значит, и ценности, признаваемые и поддерживаемые обществом, социальной системой, могут не признаваться, отвергаться отдельными индивидами, социальными группами, которые ориентируются на иные ценности. Возможен и такой вариант, что индивид или социальная группа декларативно признает ценности социальной системы, но в своем реальном поведении ориентируется на иные ценности. Это значит, что ценности социальной системы входят в набор декларативных ценностей данного индивида (данной группы), но исключены из набора разделяемых им (ею) реальных ценностей [11].

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать общую характеристику народных игр.

3. Определить место народных игр в структуре досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

4. Эмпирическим путем выявить особенности использования народных игр в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5.Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуре досуга детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: представлены тремя группами:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические: беседа с детьми, анкетирование родителей, анкетирование воспитателей

3. Интерн ротационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования:
заключается в том, что обобщены подходы к проблеме организации культуры досуга детей дошкольного возраста; раскрыто содержание воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста; описаны педагогические условия, способствующие воспитанию культуры досуга детей старшего дошкольного возраста при проведении народных игр.

Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные позволили разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по организации культуры досуга детей старшего дошкольного с включением народных игр. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных учреждений в системе воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы , приложений.

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.

1.1. Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста.

На всех этапах развития государства игры являлись неотъемлемой частью досуговой деятельности детей. В игровой форме проходит развитие и становление личности ребенка, формирование ценностных ориентиров. Голландский культуролог Йохан Хёйзинг в своем труде «Человек играющий» высказывает мнение, что человек стал человеком, не тогда, когда стал трудиться, а когда стал играть.

Если обратиться к словарю Д.Н. Ушакова, то одним из значений понятия «досуг» является развлечение, личные занятия в свободное от работы время [40]. «Поскольку дети дошкольного возраста не имеют трудовой занятости, игровая деятельность занимает большую часть их жизни. Система досуга в этом возрасте позволяет развить определенные навыки и умения. В связи с этим культура досуга – важный элемент в работе с детьми дошкольного возраста.»

«При разработке системы досуговой деятельности необходимо одновременно решать большое количество педагогических задач, в том числе формирование социального поведения. Оно является результатом социализации - целостного процесса становления человеческого индивида через формирование у него конкретных социально-исторических качеств в результате освоения им социального опыта, форм культуры, самообразования и самосовершенствования» [17].


Целый комплекс важных задач разрабатываемой системы досуговой деятельности связан с формированием культуры дошкольника. Понятие «культура» (от лат. cultura – обработка, возделывание) является объемным и многогранным. Одно из первых определений дал английский этнограф Э.Тейлор в 1871г. «Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [1]. Ожегов С.И. считает культурой «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [39]. Словарь Ефремовой Т.Ф. определяет «культуру» как уровень развития интеллектуальной, общественной и производственной областей жизни [24].

Французский социолог и этнолог Клод Леви- Стросс высказал мнение, что пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта. В зависимости от характера субъекта (личность, социальная группа, общество в целом) имеет место культура личности, группы или общества в целом. Важным регулятором поведения людей являются ценности, которые выступают в качестве идеалов и ориентиров. Культура может включать в себя огромное количество составных частей, таких как формы деятельности, средства, механизмы, результаты.

Под культурой досуга понимается, прежде всего, внутренняя культура человека, которая предполагает наличие определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Понятие «досуговой культуры» все шире используется в научной литературе:

- такое отношение человека к досугу, которое включает в себя как минимум следующий комплекс знаний, умений, интересов, потребностей;

- интерес, потребность в систематических занятиях, регулярном участии в соревнованиях, стремление показывать более высокие результаты;

- знания в области подготовки и организации соревнований;

- умение использовать эти знания для эффективной организации подготовки, успешного выступления [12].

Игровая деятельность универсальна, поскольку подходит для работы с людьми любого возраста. В них раскрывается образ жизни людей, трудовая и бытовая деятельность, совокупность ценностей и ориентиров. Главным условием является правильный подбор игр, подходящий данной возрастной категории. Досуг в игровой форме воспитывает детей передает традиции поведения в обществе, и взаимоотношениях со сверстниками. Предлагая ребенку различные варианты игровой активности, можно выявить его предрасположенность к видам творческой и спортивной деятельности. Здесь прорабатываются основные принципы нахождения в обществе, представления о первостепенных качествах человека. Понятия чести, доблести, смелости, мужестве, силе, ловкости также закладываются еще с раннего возраста в процессе игры. Такими принципами являются: