Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В большинстве случаев игры призваны посодействовать воспитателю гармонизировать психический рост детей и предупредить возникновение отклонений, разрешить неминуемые конфликты детской души до их вероятного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, охраняет неокрепшую детскую психику от напора каждодневных переживаний. Дети подсознательно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его веселит или волнует, какие воспоминания или трудности требуют скорого разрешения.
Народные игры разработаны в силу особенной актуальности трудности патриотического обучения подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, верность собственному Отечеству и хранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость в народных играх наших предков дают красивую возможность в воспитании нравственности. Поэтому главная идея досуговой деятельности базируется на создание любви и привязанности к собственной культуре, собственному народу через разумное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях. Исследователи народных игр пришли к выводу относительно значения народных игр в развитии личности. Они установили, что игра является очень полезным занятием – обеспечивает здоровье, долголетие, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться. Кроме того, происходит воспроизводство детских традиций – это возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути в период воспитания собственных детей и внуков и передачи им игровых традиций по наследству.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она наступает в ранний колыбельный период и сначала является выражением чисто физических потребностей и побуждений. Со временем игра получает социальные черты и становится работой, с поддержкой которой малыш развивается физически, получает познания и опыт, нужные для его будущей деятельности.
Глава 2. Эмпирическое исследование по использованию народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Описание целей, задач и методик эмпирического исследования.
На основании теоретического анализа рассматриваемой темы нами в период с декабря 2018 года по май 2019 года в дошкольном образовательном бюджетном учреждении « ГБОУ ШКОЛА НА Юго-Востоке ИМЕНИ МАРШАЛА В.И Чуйкова было проведено эмпирическое исследование. Респондентами стали воспитатели (15 человек), дети старшего дошкольного возраста (16 человек).
Целью данного исследования является выявление особенностей использования народных игр в культуре досуга современных детей старшего дошкольного возраста.
Цель конкретизирована в следующих задачах:
-провести диагностику использования народных игр в организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты;
- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по воспитанию культуры досуга детей старшего дошкольного возраста посредством народной игры;
Для получения эмпирических данных мы использовали следующие методы исследования: опрос детей, анкетирование воспитателей и родителей.
Комплексное использование данных методов позволяет получить наиболее полную картину востребованности народных игр на современном этапе в культуре досуговой деятельности школьников. Выяснить место народных игр в досуговой деятельности детей дошкольного возраста, а также детские предпочтения относительно любимых народных игр.
Опрос дошкольников проводится в форме индивидуальной беседы. Каждому ребенку было предложено ответить на семь вопросов для получения наиболее полного представления о знаниях старших дошкольников о народных играх, а также о периодичности проведения педагогами и родителями дошкольников обучающих и развлекательных мероприятий с их применением.
1. «Ты любишь играть?»:
- «Да»,
- «Нет»,
- «Иногда».
2. «Какие игры тебе нравятся больше всего?»:
- «Подвижные игры»,
- «Сюжетные игры»,
- «Не люблю играть».
3. «Знаешь ли ты, что такое народные игры?»:
- «Да»,
- «Нет»,
- «Немного».
4. «Какие народные игры ты знаешь?».
_____________________________________________________
5. «А как играть в эту игру ?»:
6. «Какие ты считалки знаешь? »,
____________________________________________________________
7. «Играете ли вы дома с родителями в народные игры?»:
- «да»,
- «нет»,
- «иногда».
Вторым методом нашего исследования было анкетирование родителей детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Основная цель – выяснить используют ли родители народные игры в досуговой деятельности семьи. Анкета состояла из семи вопросов, связанных с игровой деятельностью.
1. «Помните ли Вы народные игры, в которые играли в детстве»:
- «да»,
- «нет»,
- «затрудняюсь ответить».
2. «Играете ли Вы со своими детьми в народные игры?»:
- «да, играю»,
- «нет, не играю».
3. «Часто ли в свободное время Вы играете со своими детьми в народные игры?»:
- «да, часто»,
- «редко»,
- «затрудняюсь ответить».
4. «Что Вам мешает чаще играть с детьми в народные игры?»:
- «недостаточно свободного времени»,
- «не помню народные игры»,
- «считаю современные игры более эффективными для развития личности ребенка».
5. «Часто ли ваш ребенок дома играет дома в народные игры?»:
- «да, часто»,
- «редко»,
- «затрудняюсь ответить».
6. «Если ваш ребенок не играет дома в народные игры, то укажите причину»:
- «не знает народных игр»
- «играет в компьютерные игры, смотрит мультики»
- «недостаточно свободного времени».
7. «Считаете ли Вы, что в вашей семье есть традиция проведения досуга в виде народных игр?»:
- «да, у нас есть такая традиция»,
- «нет, у нас нет такой традиции»,
- «затрудняюсь ответить».
Следующим методом исследования стало анкетирование воспитателей дошкольного учреждения, которое состояло из шести вопросов. Цель которого – выяснить насколько часто воспитатели используют народные игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
1. «Используете ли Вы в своей работе народные игры?»:
- «да, использую»
- «нет, предпочитаю использовать более современные игровые методики».
2. «Как часто Вы используете народные игры в педагогическом процессе и организации досуговой деятельности?»:
- «часто»,
- «редко».
3. «Имеются ли в группе методические рекомендации с подготовленным набором народных игр для организации досуговой деятельности?»:
- «да»,
- «нет»,
- «частично».
4. «Какую помощь Вы бы хотели получить при использовании народных игр в досуговой деятельности?»:
- «информационная помощь»,
- «мастер-классы, семинары»,
- «в помощи не нуждаюсь».
5. «Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к народной культуре и использовать народные игры?»:
- «да»,
- «нет»,
- «затрудняюсь ответить».
6. «Во время какой деятельности Вы чаще всего знакомите детей с народными играми?»:
- «на занятиях»,
- «на прогулке»,
- «во всех видах деятельности».
Таким образом, комплексное использование данных методов позволит получить наиболее полную картину востребованности народных игр в культуре досуговой деятельности дошкольников.
2.2. Эмпирическое исследование исследования народных игр в воспитании культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ диагностических методик показал нам следующую «картину» использования народных игр в досуговой деятельности дошкольников.
Выяснилось, что все 16 детей (100%) старшего дошкольного возраста любят играть. Соответственно, каждый из опрошенных детей постоянно вовлечен в процесс какой-либо игры в обыденной жизни.
На второй вопрос: «Какие игры тебе нравятся больше всего?» получились следующие ответы. Только 8 детей) (50%) старшей группы любят играть именно в народные игры, остальные 9 детей 60% предпочитают играть в современные игры. Ответов «не люблю играть» не оказалось.
В качестве любимых игр мальчики выделили следующие: игры с конструктором «Лего», отдельными предметами или игрушками, роботами–трансформерами 5 детей (33%); превращения в супергероев мультфильмов - «Человек-паук», «Джедай», «Черепашки ниндзя», «Бэтмен» 4 ребенка (22%); компьютерные игры 7 детей (45%).
Девочки больше внимания уделяют ролевым играм: «Дочки-матери», «Больница», игры с куклами.
На вопрос о том, «Знаешь ли ты, что такое народные игры?» мы выявили, что 10 детей (70%) детей имеют частичные представления о них, остальные 6 детей (30%) затруднились в ответе. В качестве обозначения народных игр дети называли «игры, в которые играют народы», «старые игры», «игры с хороводом».
Ответы на вопрос «Какие народные игры ты знаешь?» были довольно разные. Наиболее частыми ответами были «
прятки», «жмурки», «колечко», «догонялки». Некоторые дети также называли такие игры, как «Съедобное-несъедобное», «Кошки-мышки», «Море волнуется раз», «Испорченный телефон» и другие. В ответах мы видим дети называют не только народные игры, но и дидактические игры, в которые играют в детском саду. 8 детей (50%)опрошенных детей не смогли назвать ни одной народной игры.
На вопрос о том «С кем тебе нравится играть в народные игры больше всего?» большинство детей 12 детей (90%) говорили о том, что, что им нравится играть в детском саду со сверстниками, потому что здесь много друзей и игрушек. О том, что им нравится играть с родителями в народные игры ответили лишь 2 ребенка (10%) опрошенных. Это свидетельствует о том, что с родителями дома дети практически не играют. Вариант, что нравится играть в одиночестве не выбрал никто из детей.
Это говорит о том, что детские игры интересны детям, но играют они, преимущественно, в обществе ровесников, чаще всего, в детском саду. Родители практически не играют с детьми в народные игры или делают это крайне редко и неохотно. На вопрос «В какие игры ты больше всего любишь играть с родителями?» у многих детей вызвал затруднение. Среди вариантов ответов детей были следующие: «на компьютере, планшете, телефоне» 3 ребенка 4 ребенка (25%), «дочки-матери», «в куклы» 3 ребенка (20%),«мы не играем» 8 детей (55%).
Это предположение подтверждает и следующий вопрос «Играете ли вы дома с родителями в народные игры?» , на который 13 детей (80%) детей ответили, что родители не играют с ними в народные игры. Всего1 ребенок (7%) дошкольников ответили, что родители играют в народные игры, а 2 ребенка (13%) опрошенных ответили, что родители иногда играют с ними в народные игры, например, в «прятки», «догонялки», «гори, гори ясно» и некоторые другие.
По итогам данного опроса можно сделать вывод, что у детей присутствует низкий уровень заинтересованности народными играми. Такие игры, в основном, проводятся в детском саду. Основными факторами данной статистики является то, что родители не играют с детьми в народные игры, а некоторые дошкольники не знают, какие игры к ним относятся или понимают частично.
Вторым методом нашего исследования было анкетирование родителей детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
На первый вопрос: «Помните ли Вы народные игры, в которые играли в детстве» 15 детей (95%) опрошенных сказали, что помнят игры, но 1 ребенок (5%) назвать не смогли.