Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На второй вопрос: «Играете ли Вы со своими детьми в народные игры?» 7 детей (40%) ответили «да, играю», 9 детей (60%) - «нет, не играю».
На третий вопрос: «Часто ли в свободное время Вы играете со своими детьми в народные игры? 5 детей (30%) опрошенных родителей дали положительный ответ, 7 детей (40%) ответили, что делают это очень редко, 30% затруднились ответить.
Четвертый вопрос: «Что Вам мешает чаще играть с детьми в народные игры» получил следующие результаты: 10 детей (65%) родителей отметили недостаток времени, например: «некогда играть, все время уходит на работу»,5 детей (35%) родителей отводят важное место развивающим играм, считая их более эффективными для развития личности ребенка. Они считают, что народные игры ничего, кроме «бегания» не дают ребенку.
На пятый вопрос: «Часто ли ваш ребенок дома играет дома в народные игры?» мы получили следующие ответы: 5 детей (35%) родителей дали положительный ответ, и большинство родителей (65%) отметили, что очень редко или совсем не играют.
Шестой вопрос является детализацией пятого вопроса и звучит так «Если ваш ребенок не играет дома в народные игры, то укажите причину». Два варианта ответа разделили опрошенных поровну. 8 детей (50%) играет в компьютерные игры, смотрит мультики и 8 детей (50%) не имеют достаточного количества свободного времени.
Нам представилось интересным узнать у родителей мнение о том, считают ли они, что в семье есть традиция проведения досуга в виде народных игр?». Их ответы были следующие: 4 ребенка (25%) опрошенных родителей считают, что в их семье есть такая традиция, 9 детей (60%) ответили, что у них нет такой традиции, 2 детей (15%) затруднились ответить.
Таким образом, данный факт свидетельствует о том, что для большинства семей играть с детьми в народные игры не считается традицией, более того, в культуре досуга семей такие игры практически отсутствуют.
Последним исследованием стало анкетирование воспитателей дошкольного учреждения, которое состояло из шести вопросов.
Первый вопрос «Используете ли Вы в своей работе народные игры?». 6 детей (45%) опрошенных педагогов дали положительный ответ, 8 детей (55%) воспитателей выбрали ответ «нет, предпочитаю использовать более современные игровые методики», которые направлены на развитие мышления ребенка.
Результаты второго вопроса «Как часто Вы используете народные игры в педагогическом процессе и организации досуговой деятельности?» оказались достаточно реальными, в соотношении с предыдущим ответом. 40% педагогов ответили, что часто используют народные игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, 9 детей 9 детей (60%) опрошенных воспитателей ответили, что редко пользуются народными играми в практической работе с детьми.
На третий вопрос «Имеются ли в группе методические рекомендации с подготовленным набором народных игр для организации досуговой деятельности?». 7 детей (40%) опрошенных ответили утвердительно о наличии методических рекомендаций, 8 детей (55%) педагогов ответили, что имеют частичные методические рекомендации, 1 ребенок (5%) сказали об отсутствии набора методических рекомендаций.
В четвертом вопрос: «Какую помощь Вы бы хотели получить при использовании народных игр в досуговой деятельности,3ребенка(20 %)высказали пожелание в информационной помощи, 10 детей (75%) нуждаются в мастер-классах и образовательных семинарах, и только1 ребенок 1 ребенок (5%) в помощи не нуждаются.
На пятый вопрос 16 детей (100%) опрошенных считают необходимым приобщение детей к народной культуре и использование народные игр.
В шестом вопросе о виде деятельности, в которой необходимо знакомить детей с народными играми, педагоги не были такими единогласными. 3 детей (20%) из них знакомят детей с народными играми на занятиях, 3 детей (20%) приобщают детей к народным играм на прогулке, 60% педагогов считают необходимым внедрение народных игр во всех видах деятельности.
Проанализировав результаты, можно отметить следующее у детей имеется заинтересованность в народных играх, имеются знания различных видов игр, но в большей степени они предпочитают современные игры, в частности, компьютерные игры. Также детям больше нравится играть со сверстниками, чем с родителями или в одиночестве. Как показал опрос, большинство из них не играет с детьми в игры.
Практически все родители, которые участвовали в опросе помнят народные игры, в которые играли в детстве. Большая часть опрошенных родителей не играет с детьми. На вопрос «Часто ли в свободное время Вы играете со своими детьми в народные игры? варианты были разделены примерно поровну между всеми вариантами ответа. Основной причиной того, что родители не играют с детьми в народные игры». Они высказали недостаточное количество свободного времени и, в меньшей степени, мнение о том, что современные игры являются более эффективными для развития личности ребенка. Большая часть детей редко играет дома в народные игры. Причиной того, что дети не играют дома в народные игры поровну разделили варианты играет в компьютерные игры, смотрит мультики и недостаточное количество свободного времени. В большинстве опрошенных семей нет традиции проведения досуга в виде народных игр.
Анкетирование воспитателей дошкольного учреждения выявило, что больше половины педагогов редко пользуются или не используют народные игры в своей работе, предпочитают использовать более современные игровые методики. В качестве помощи педагоги хотели бы участвовать в различных мастер-классах, образовательных семинарах, некоторым необходима информационная помощь. Все опрошенные считают необходимым приобщение детей к народной культуре и использование народные игр.
Таким образом, наше исследование показало, что народная игра занимает недостаточное место как в культуре досуга семьи, так и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходима специальная работа по возрождению народных игр в культуре досуга старших дошкольников.
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенного исследования мы сделали перечень рекомендаций для педагогов и родителей по организации народных игр в культурно- досуговой деятельности детского сада и семьи.
-
Игра является свободным проявлением человеческой деятельности, она не может быть навязана. Любая деятельность, в которой есть элемент обвязывания не может считаться игрой. В связи с этим, родителям и педагогам необходимо заинтересовать детей в народных играх и вызвать потребность в ней, которая может появиться только в процессе досуга. -
Правила игр не должны становиться поводом для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности. -
Игра не может быть связана с обрядом, ритуалом, церемонией. Используя народные игры, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. -
Одной из ключевых особенностей народной игры является ее вхождение в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
5. При организации игр необходимо учитывать многие факторы:
-
Возраст и количество играющих - для детей старшего дошкольного возраста следует брать наиболее простые игры с постепенным усложнением посредством введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя или родителя обязательно. -
Местонахождение - игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. При проведении народных игр в помещении, его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать. -
Пространство игры надо ограничить, оно должно быть небольшим, для того что бы дети не устали, а игра протекала оживленно. Можно разделить ребят на мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей, для того, чтобы участие в игре было интересно каждому ребенку. Мячи, скакалки, флажки и др. инвентарь необходимо подготовить заранее в достаточном количестве. -
Объяснение правил - педагог или родитель должен встать так, чтобы все его видели и он видел всех. Наиболее хороший вариант - встать в круг вместе с детьми. Объяснение должно быть кратким и понятным с показом отдельных элементов или всего игрового действия. Педагог должен рассказать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа. -
Безоопасность : охрана жизни и здоровья детей. -
Для становления игры в качестве комплексного, самобытного, профориентационного, коррекционного либо развивающего метода необходимо учитывать следующие принципы: -
- принцип отсутствия принуждения со стороны организатора или участников о вступлении в игру; -
- наличие игровой динамики; -
- принцип поддержки эмоциональной атмосферы в период игровой деятельности; -
- принцип взаимосвязи игровой и трудовой деятельности; -
- принцип многоуровневости игровых форм: от простых к сложным.
-
Структура игры подразделяется на несколько составных частей: целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результатов. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Каждый из играющих имеет собственную роль, предметы выполняют определенную функцию игрового употребления. Играющие взаимодействуют друг с другом, воспроизводя условный сюжет. -
Для организации процесса народной игры, родитель или педагог должен соблюдать следующий алгоритм действий:
-
выбор народной игры;
-
предложение выбранной игры детям; -
подбор оборудования и оснащения для игры; -
распределение ролей согласно сюжету; -
развитие игровой ситуации; -
возможности терапевтической коррекции дефектов воспитания и взаимоотношений детей в игре;
-
окончание игры.
Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки, особого инвентаря, да и диапазон народных игр очень широкий: от хороводной до воспроизведения бытовых сцен, сельскохозяйственных работ и т.д. некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекается так же родились из народных игр, например бокс из кулачных поединков, хоккей из игры под названием котел и т.д.
Для проведения игр в семье и в детском саду мы сделали подборку наиболее интересных народных игр, в которые играют дети вместе с родителями.
Большое количество игр усложняет классификацию народных игр.
По месту проведения народные игры подразделяются на игры, проводимые за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Настольные игры, в свою очередь, могут проходить в зале или на сцене.
По характеру деятельности игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.
В зависимости от характера обучающей задачи народные игры делятся на дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются:
По степени подвижности:
1) игры малой подвижности,
2) игры средней подвижности,
3) игры большой подвижности.
По направлению деятельности также можно подразделить на:
1) игры, отражающие отношение человека и природы;
2) игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
3) игры по религиозно-культовым мотивам;
4) игры на находчивость, быстроту и координацию;
5) игры на силу и ловкость;
6) военные игры.
По наличию вспомогательных инструментов:
1) игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий
2) игры, совершаемые с помощью различных орудий.
В зависимости от вспомогательного предмета:
- игры с беганием и другими простыми движениями