Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность использования национальных игр проявляется в способности соответствовать основным задачам, поставленным для физкультурно-спортивных занятий, поддержке биодинамических характеристик. Также важным аспектом является то, что игры проводятся на свежем воздухе в любое время года, как следствие присутствует элемент закаливания организма. Несмотря на всю универсальность игр, не все игры народов, проживающих в России, способны использоваться в неизменном виде. Современный образовательный стандарт определяет более жесткие требования к методам воспитания, чем пару веков назад. В связи с этим, для более широкого использования народных игр необходимо использование единого согласованного комплекса игровых мероприятий, который соответствуют всем существующим нормам.

Каждая игра, сочетая в себе определенный комплекс упражнений, прежде всего, направлена на развитие одного-двух физических качеств и общей координации движений. Так, преимущественным видом движений может быть бег, прыжки, метания, комбинированные движения. Основным двигательным качеством могут выступать сила, быстрота, ловкость, выносливость, а также комплекс этих качеств в различных комбинациях. Одни требуют физической выносливости, в других – опора на быстроту реакции и проявление логики. Для развития этих навыков используется многоуровневая система подготовки занятий, состоящая из подводящего, подготовительного и основного занятия. При значительных физических нагрузках в период игровой деятельности также необходимо проводить разминку во избежание травм.

Для получения обратного эффекта, выявления педагогической ценности занятия и качества использования народных игр в образовательном процессе необходимо определить соответствие исходным требованиям:

- образовательная направленность;

- сочетание с материалом государственных программ;

- учет региональных особенностей;

- развитие двигательных качеств ребенка;

- формирование двигательных умений и навыков;

- формирование двигательной культуры.

Игра является сложным социально-психологическим и педагогическим явлением, отражением реальности окружающей среды. Огромное количество факторов влияют на этот процесс, как время года, территориальное расположение, развитие народа в данный период времени, наличие или отсутствие военных действий на приграничных территориях.

Специфика изучения народных и национальных игр обусловлена необходимостью определения их роли, места и эффективности в образовательном процессе. Сочетая в себе разнонаправленные физические упражнения и простые правила поведения, народные игры являются одним из важнейших методов формирования двигательных навыков и умений.


Таким образом, народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и блюсти их. И. также содействует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.
1.3. Общая характеристика народных игр.

Народные игры занимают особое место в жизни детей. Появляясь в самом раннем возрасте, они выражают чисто физические потребности. С течением времени, игра развивает в ребенке основные качества, способствует процессу социализации в обществе, получению знаний, необходимых в будущем.

Для того, чтобы досуговая деятельность стала народной игрой, необходимо соблюдение нескольких принципов:

- принцип отсутствия принуждения со стороны организатора или участников о вступлении в игру;

- наличие игровой динамики;

- принцип поддержки эмоциональной атмосферы в период игровой деятельности;

- принцип взаимосвязи игровой и трудовой деятельности;

- принцип многоуровневости игровых форм: от простых к сложным.

Игровая деятельность выполняет целый ряд функций: образовательная, воспитательная, профориентационная, коррекционная, терапевтическая, развлекательная, досуговая и многие другие. Как и в процессе любой деятельности, в структуре игры возможно выделение нескольких этапов: целеполагание, планирование, реализация и анализ результатов.

Народная игра направлена на усвоение детьми ценностей, принятых в обществе, средство самовоспитания.

Народные игры по процессу реализации сопоставимы с театральными постановками, поскольку каждый участник берет на себя определенную задачу, роль, которую обязуется выполнять в течение всего процесса.

Выступая в качестве организатора, воспитатель должен объяснить сюжет игры и функциональные обязанности каждого участника, обосновать необходимость соблюдения правил в понятной для детей форме. При выборе игры, прежде всего, необходимо делать упор на физическую подготовленность, возрастной и половой состав группы, наличие необходимого инвентаря и инструментария. Также необходимо помнить о принципе добровольности и получить одобрение в выборе игры от детей – ее непосредственных участников. После этого, необходимо распределить роли между дошкольниками и разбить их на команды. Формирование команд – это очень важный психологический вопрос, есть возможность

решить проблемы коммуникации между детьми, убрать возможные конфликты в коллективе. Основная роль игра – это сплочение детей, появление командного духа и взаимовыручки. Итогом игры должно быть логичное завершение, оценка вклада каждого игрока в общее дело. Если кто-то из детей явно выделялся, можно отметить его заслуги, при этом необходимо похвалить всех остальных.

В своих научных исследованиях многие авторы выделяли собственные классификации народных игр по различным основаниям. Например, О.И. Капица и Г.М. Науменко классифицировали игры на шесть типов направлению деятельности:

1) игры, отражающие отношение человека и природы;

2) игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;

3) игры по религиозно-культовым мотивам;

4) игры на находчивость, быстроту и координацию;

5) игры на силу и ловкость;

6) военные игры [36].

Рассмотрим подробнее каждый из предложенных видов.

Игры, отражающие отношения человека и природы уходят корнями в глубокую древность, где природа ее сезонность, климат и плодородность земель имели основополагающее значение в жизни народа, проживающего на этой территории. От природных условий зависела вся жизнедеятельность людей: труд в поле, охота, рыболовство, промыслы подчинялись природным циклам. Природа определяла, как проживут этот или следующий год коренные народы территорий. Сезон дождей или полная засуха могли сгубить весь урожай и оставить людей голодать. Как следствие, этот процесс нашел свое отражение в культурных особенностях, обычаях, традициях, праздниках. Также дети перенимали особенности поведения зверей, которые становились персонажами для досуговой деятельности. Волк, медведь, лисица обычно становились главными действующими лицами.

Игры по религиозно-культовым мотивам являются реализацией всех рассказов взрослых о существовании нечистой силы. Водяные, русалки, чародеи, домовые появлялись в сюжетах народных забав. Каждый ребенок по-своему воспринимает каждое действующее лицо, не имеющее естественного отражения в реальности. В связи с этим, такой тип игр всегда имеет простор для творчества и отличается красочностью и эмоциональностью участников.

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков показывают быт и трудовые обязанности родителей в определенный период истории. Эти игры – детское отражение процесса охоты, рыбалки, уборки, занятий с детьми и других обыденных процессов в жизни наших предков. Диалоги-приговорки обычно имели искаженный смысл и придумывались детьми в процессе игры, что вносило определенный процесс творчества в досуг дошкольников.


Игры на находчивость, быстроту и координацию особенно любимы неусидчивыми детьми, которые любят двигательную активность. Бег, прыжки, сложные испытания с элементом соперничества и соревнований, использование различных предметов для усложнения уровня активности добавляли азарт в игру и формировали командный дух.

Игры на силу и ловкость особо любимы мальчиками, которые могут проявить себя в этом типе активности. Военным играм также отдавали большее предпочтение мальчишки, но и некоторым девочкам нравился процесс борьбы с неприятелем.

Для народных игр характерно использование различных предметов: мячи, шары, палки, веревочки, фанты, камни и камешки. По сезонности игры подразделяются на зимние, летние и всесезонные.

Систематизация народных игр – это долгий и трудоемкий процесс. Множество авторов предлагали свои классификации, но единого унифицированного подхода по этому вопросу пока нет.

Каптерев П.О. в своей научной работе «О детских играх и развлечениях» определил две основные группы:

1) игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий

2) игры, совершаемые с помощью различных орудий.

Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр Покровский Е.А. выделил собственную теорию к разделению русских детских подвижных игр:

- игры с беганием и другими простыми движениями (уголки, чур на дереве, стоячие столбики, ловишки, ляпки, прятки, казаки-разбойники, гуси-лебеди и др.);

- игры с прыганием (прыгание вниз, вверх и вперед, через веревочку, через ноги, в кольцо, на одной ноге или со связанными ногами, скакание на доске и др.);

- игры с мячом (выходцы, об стенку, в столб, пятнашки, чиком, мячик кверху, зайчик, немая лапта и т.д.);

- игры с мячом и палками (лапта, один в лапту, даровки, воробей, соловей, ;

- игры с шарами (Котел. Масло. Дух, киюшки, катовки, с бабы шаром, городок);

- игры с палками и деревяшками (чиж, клин с бабой, муха, птичка, джюль, городки, в одну рюшку и др.);

- игры с костями (об стену, умор, плоцки, с салкой, гнездами, в плиту, в тройки, в пятерки, на 5 шагов, штрафы);

- игры с камешками (пятки, щелки, просфоры с исполнением различных фигур: грудка, крестик, мостик, двойчатки, немые кремушки, с подхватом, с прикладом, жары);

- зимние игры (снежки, крепость, башни, колесо, катание с гор, бабы, великан, Баба-яга).

Виноградов Г.С. отдавал предпочтение играм, связанным со словесными формами. Это такие виды, как песни, прибаутки, приговоры, чуранье. Активные игры сопровождаются громкими криками, которые регулируют поведение участников в процессе игры, меняют направление их движения. Песенное сопровождение игр придает им особую атмосферу, гармонию движениям, создает позитивный настрой участников.


Алиса Берта Гомм построила двухуровневую систему, состоящую из двух основных видов: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Первая группа включает в себя жмурки, вторая включает несколько типов: метание в мишень веревки и камня, игра в пуговицы, камешки, орешки, вишневые косточки, игры с пальцами и веревочкой.

И.В. Терещенко при классификации народных игр положил в основу половозрастной признак. В связи с этим, к детским относятся игры с простым сюжетом и легкие для понимания ребенка. «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси». Девичьи игры – «Скачки на доске», «Жмурки», «Тарелка». Играми для мальчиков считаются «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой».

Основными группами народных игр по мнению В.Н. Всеволодского-Генгросса являются драматические, спортивные и производственные. Драматические игры характеризуются присутствием художественного образа и драматического сюжета. Спортивные – активностью, большим количеством физических упражнений. Производственный досуг включает в себя три группы: охотничьи, скотоводческие, земледельческие. Помимо них, возможно, появление промежуточных этапов (игра в войну, хороводы).

Примером скотоводческой игры являются широко известная детская игра «Гуси-лебеди», изображающая пастьбу. Также игры этой группы могут изображать питание животных, уход за ними, исцеление, куплю-продажу или хищение.

Земледельческие игры связаны с процессом обработки земель, играми в огороде, которые, чаще всего, сопровождаются песнями.

Еще одним типом игр по версии Всеволодского- Генгросс является бытовые, которые, в свою очередь, подразделяются на публичные и семейные. Сфера публичных игр преимущественно воссоздает определенные исторические события, предполагает большое количество участников. Например, игра в войну, казаки-разбойники. Бытовые игры – это обычаи семейного досуга в повседневности. Как правило, это девичьи игры: любовь, свадьба, семья, часто применяются хороводы.

Орнаментальные игры является проявление творческих качеств человека, развитие слуха, голоса, танцевальных навыков. Текст песни или напева обычно монотонный, не имеет отношения к игровым действиям и может быть легко изменен. Чаще всего, в качестве примера приводятся хороводы, которые признают своей аналогией живые картины и иллюстрации.

Спортивные игры являются самыми полезными для здоровья ребенка, поскольку оказывают тренировочное воздействие практически на все группы мышц дошкольников. Среди них «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната». Развитие умственных способностей ребенка возможно в процессе таких игр, как шахматы и шашки.