Файл: Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в котором они проживают;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды игр;
создание благоприятной социальной ситуации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей [7].
Организация досуга старших дошкольников происходит под воздействием воспитательных мер родителей и педагогов. Соответственно, именно общество, которое окружает ребенка в этот период жизни, формирует его мировоззрение и самосознание. В ходе этой деятельности образуется совокупность знаний и умений, полученных от каждого субъекта образовании.
Для целостного и гармоничного формирования личности дошкольников необходимо развитие двигательной активности через совершенствование физических качеств. Одним из методов решения этой задачи являются народные игры, которые обладают комплексом силовых, скоростных упражнений, а также развивают выносливость, гибкость, координацию.
В рамках проводимого исследования ставится задача определить пути формирования у дошкольников элементов досуговой культуры [12]. Для формирования и развития досуговой культуры организуется целенаправленная педагогическая деятельность – досуговое образование.
В рамках проводимого исследования также ставится задача определить пути включения досугового образования в систему работы с детьми дошкольного возраста. Все социальные явления становятся элементами культуры лишь том случае, если для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение. Те социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.
Данная система ориентирована на формирование у дошкольников не только досуговой культуры, но и других элементов культуры, т.е. культуры в единстве всех ее составляющих. Особое внимание при этом уделяется формированию основ нравственной, эстетической и физической культуры дошкольника.
Сущность детского досуга проявляется в творческом поведении детей при взаимодействии с окружающей средой с наличием свободного выбора рода занятий и степени активности посредством внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся потребности, мотивы, установки, выбор формы и способа поведения в определенной ситуации. Внешние факторы отталкиваются о поведения других субъектов и, в большинстве случаев, предопределяет поведение на уровне привычек.
В содержательном плане структура досуга в рамках дошкольного образовательного учреждения включает в себя деятельность активного и пассивного характера. Это может быть общение, прогулки, чтение книг, занятия в кружках и секциях, посещение выставок, кинотеатров и, конечно, игры.
Досуг детей – это сложносоставной процесс, в котором следует выделить большое количество классификаций.
По степени вовлеченности: пассивный (зрительное и слуховое восприятие) и функциональный (деятельность различного рода);
2) По степени организованности: организованный (педагогически целесообразно применяемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс применения свободного времени);
3) По степени контроля и ответственности лица за детьми: контролируемый и неконтролируемый;
4) По количеству участников: коллективный и индивидуальный;
5) По степени новизны: подражательный и творческий;
6) По степени перспективности: опережающий (перспективная изыскательная активность) и нормативный (обычно сложившиеся модели досуга).
Врач и педагог Лесгафт П.Ф. рассматривал подвижные народные игры как основу учения о единстве физического и духовного развития личности. Петр Францевич предполагал, что физические нагрузки способствуют развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств в человеке. Также, по его мнению, необходим баланс между активной и образовательной деятельностью. Только используя одновременно оба вида нагрузки, возможно, формирование полноценной личности. Народные игры отлично подходят для параллельно развития этих качеств, поскольку в основе принципов правил лежит их простота, низкий уровень сложности, возможность выполнения ребенком с любым уровнем физической подготовленности, вариативность в зависимости от возрастной группы детей. Игры дают возможность показать свои лидерские качества, проявить волю, воображение и многие другие навыки. Уделяя большое внимание физическим упражнениям, П.Ф. Лесгафт выделил четыре основные группы:
- простые упражнения с использованием движений головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;
- упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, удержании равновесия;
- упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;
- систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах [26].
Досуговая деятельность в критериях работы дошкольного образовательного учреждения различается безусловной добровольностью: детей необходимо заинтересовать и мотивировать на игру. Наиболее используемые методы работы по организации досуга детей можно подразделить на три группы: словесные, практические и наглядные.
К словесным методам относятся беседы, рассказы, чтение книг, ответы на вопросы дошкольников и объяснение правил и норм, действующих в обществе.
Практические методы характеризуются активностью. Это могут быть игры различной направленности, эстафеты, спортивные соревнования.
В число наглядных методов ходят кинопоказы, посещение выставок, экскурсий, театрализованных и цирковых представлений.
Таким образом, для целостного и гармоничного формирования личности дошкольников необходимо развитие двигательной активности через досуговую деятельность и совершенствование физических качеств. Одним из методов решения этой задачи являются народные игры, которые обладают комплексом силовых, скоростных упражнений, а также развивают выносливость, гибкость, координацию.
1.2. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей.
В каждой национальной, этнической группе существуют свои народные игры, которые являются культурной и образовательной ценностью. Детские игры – это составная часть традиций каждого народа, часть формирования духовного потенциала народа. Исходя из исторических, географических, культурных особенностей территорий, формируются методики игровой деятельности.
Игра является изображением человеческой деятельности, в ней отображается свобода физической и нравственной мысли.
Игровая деятельность является формой досуга дошкольников. Она предшествует учебной, трудовой и досуговой, соединяя их в дошкольном возрасте. Весь процесс воспитания опирается на игровые методы, поскольку игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, именно игра позволяет приспособиться в внешним ударам окружающего мира, подготовиться к более важному и длительному периоду жизни – обучению в образовательных учреждениях.
Народные игры являются одним из главных элементов праздничной культуры, помогают сохранить культурную самобытность любого народа, развивают духовную связь между поколениями. Отличительным признаком народных игр является их распространение в конкретный исторический период с отображением особенности этого сообщества. В народных играх отражается культура и менталитет нации, которая претерпевает существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических и прочих процессов.
Для участия в игровой деятельности не требуется мотивация, здесь играет роль исключительно добровольный характер. Также не имеет значения уровень сложности правил игры. Вне зависимости от него досуговая деятельность имеет не только развлекательный характер, но и осуществляет психологическую подготовку возможным жизненным ситуациям, закаляет характер и повышает стрессоустойчивость.
Русский богослов, философ и переводчик, иеромонах Русской православной церкви Епифаний Славинецкий, который является основоположником теории физического воспитания в России, отводил особое место играм и игровой деятельности. По его мнению, в ходе данной деятельности одновременно происходит процесс умственной и физической нагрузки ребенка. Организм закаляется, развивается ловкость, сила, выносливость, сообразительность и многие другие качества, которые так необходимы в современном обществе. В его научном труде «Гражданство обычаев детских» досуговой деятельности отводится отдельный блок – глава «О играни», в которой даны наставления о поведении во время игры, приведена классификация вредных и полезных игр. К полезным автор относит игры с предметами, прыжки, бег, «тренировку тела в прудах». Помимо этого, автор рекомендует использование некоторых игрушек. Например, кубарь (деревянный волчок, который вращается при помощи маленькой веревки или кнутика), мячик, кики (заостренные палки, копья) и галка (шарик или обкатанный камушек).
Народные игры пробуждают интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа, развивают познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: за клички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки, а также побуждают дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов. Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт.
Народные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учат ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.
Славянская культура является ярким примером развитой народной культурно-досуговой деятельности. В русских народных играх заложено богатство народа, позволяющее пройти скорейшую адаптацию в социуме и изучить окружающую среду. На этом этапе происходит формирование личности понятным и, главное, доступным для восприятия путем. Игровые ситуации помогают лучше разобраться дошкольникам в поведении персонажей сказок и мультфильмов.
Процесс становления этих игр уже невозможно выявить де-факто. Исторические корни большей части активностей уходят в глубокую древность. Поэтому выявить, кто же является основоположником той или иной игры – невозможно. Снежки появились вскоре после заселения народов на территорию северных земель, кататься с горок начали в горных местностях и переняли жители равнинных местностей. Все эти игры известны нам с раннего детства и передавались от отца к сыну в течение нескольких веков. Несмотря на неизвестность автора, многие активные игры связаны, прежде всего, с деятельностью родителей, как образца для подражания. Например, казаки-разбойники стали детской реализацией походов отцов и защиты земель от неприятелей. Возвращаясь с поля боя, родители рассказывали детям о приемах борьбы и обращении с оружием, чтобы приучить ребенка к необходимости защиты своей собственности.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных обычаев, формирования национального самосознания человека. Детский сад в процессе решения задачи по разностороннему развитию детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры является собранием лучших национальных традиций. В них ясно отображается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх немало юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр инициирует мыслительную работу малыша, содействует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх имеется все: и фольклорный текст, и музыка, и активность действий, и задор. В то же время они имеют строго определенные критерии, и любой играющий приучается к совокупным и согласованным деяниям, к уважению всеми принятых критерий игры. В таковых играх разрешено отличиться, если это не преступает установленного порядка – в этом и содержится педагогическая ценность народных игр.
Народная педагогика в течение многих веков формировала методы воспитания детей дошкольного возраста. Одним из лучших способов воспитания, по мнению ведущих ученых, является использование самобытных активностей народов и народностей. В них проявляется наиболее эффективное физическое воспитание людей различного возраста, в том числе молодежи и дошкольников. Национальные средства физического воспитания участвуют в оптимизации процесса оздоровления детского организма путем умственных и физических нагрузок, формирования двигательной культуры.