Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрождение магистрали

ВСЕ СИЛЫ — НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Переход к мирному строи­ тельству проходил в условиях величайших экономических трудностей. Промышленность

Приднепровья,

Донецкого

и

Криворожского

бассейнов

с

их

металлургическими и ме­

таллообрабатывающими

за­

водами,

угольными

шахтами

и

горнорудными

предприя­

тиями

была

разрушена

до

основания. Доменные и мар­ теновские печи бездействова­ ли. За пять месяцев 1921 го­ да Кривбасс не получил ни одного вагона угля. На руд­ никах бассейна работало все­ го 2 тысячи человек — в ос­ новном сторожа.

Особенно тяжело отрази­ лось нашествие интервентов, белогвардейских и петлюров­ ских войск, махновских я про­ чих банд на хозяйстве Ека­ терининской железной доро­ ги. Пожалуй, ни одной доро­ ге не пришлось вынести столько эвакуаций, реэвакуа­ ций и разрушений за период гражданской войны, как Ека­ терининской. Это и понятно:

81

6. 5122.

дорога связывала Донецкий и Криворожский бассейны, обслу­ живала черноморские порты и представляла чрезвычайную стратегическую ценность. Власть на дороге в течение бурных революционных годов переходила из рук в руки 18, а в неко­ торых примыкающих к ней населенных пунктах — 25 раз.

Раны, нанесенные империалистической и гражданской война­ ми, были очень тяжелыми: все мосты, за малым исключением, взорваны, подвижной состав частью угнан, частью был овален под откосы и разрушен; из паровозного парка дороги образо­ валось огромное своеобразное кладбище локомотивов; пути разворочены, шпалы прогнившие; материальные и топливные склады опустели — такова была печальная картина того на­ следства, которое приняла Советская власть по окончании гражданской войны.

Начиная с 1917 года, перевозки грузов и пассажиров ката­ строфически падали, а раз нет перевозок — нет и доходов. Если

в

1913

году перевезено грузов свыше 2,2

миллиарда пудов, то

в

1919

году— 119 миллионов

пудов, в 1920 году — 96 и в 1921

году — 69 миллионов пудов

грузов. Если

в 1913 году доходы

дороги составили 40 миллионов рублей, то в 1919 году дорога

имела 341 миллион рублей убытка, в 1920 году — 2475

миллио­

нов рублей, в 1921 году — 56 953 миллиона

рублей, в

1922 го­

ду — 138 миллионов рублей убытка.

адресованной Харь­

Еще 26 декабря 1919 года ів телеграмме,

ковскому губревкому и председателю Особой продовольствен­ ной комиссии Южного фронта, В. И. Ленин отмечал: «Положе­ ние транспорта настолько тяжело здесь, что нужны героиче­ ские усилия как для доставки угля сюда, так и еще более для усиленного ремонта паровозов. Двиньте на это лучшие силы, проверяйте лично, введите премирование хлебом за каждый исправленный паровоз, вдсшшМЙМЙТе ЛуЭДШе МаСТерСЖ, вводите две и три смены»1.

Для обеспечения быстрых темпов восстановления хозяйства на железнодорожном транспорте было введено военное поло­ жение, решительно и твердо осуществлялся принцип единона­ чалия, усилилась массово-политическая деятельность среди железнодорожников. При наркоме путей сообщения было учреж­

дено Главное

политическое управление, при управлениях до­

1 Ленин В. И.

Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 51, с. 102.

82


рог — дорожные политотделы, а в районах, на участках и в хозяйственных подразделениях — районные и участковые полит­ отделы, назначены комиссары дорог и комиссары служб. Ко­ миссаром Екатерининской железной дороги был назначен Межлаук В. И., заведующим дорполитом дороги— прибывший из Главполитпути Ефремов Д. И., позже — с сентября 1920 го­ да — Лебедь Д. 3.

Согласно постановлению Президиума Всероссийского Цент­ рального Исполнительного Комитета Советов непосредственное управление административно-техническими и хозяйственно-фи­ нансовыми делами дороги осуществлялось комиссаром дороги. Он являлся лицом политически ответственным перед Советской властью в лице центральных органов народного комиссариата путей сообщения за должную работу и состояние дороги в адми­ нистративном, техническом и хозяйственно-финансовом отноше­ ниях. Он имел право издавать для своей дороги приказы, цир­ куляры и разъяснения по всем вопросам железнодорожного хозяйства '.

9 февраля 1920 года на объединенном заседании Екатериноелавского революционного комитета, партийного комитета и

комиссариата

Екатерининской

дороги принято

постановление

в ближайшее

время приступить

к организации

дорожного и

районных политических отделов; о роспуске главного и район­ ных революционных комитетов по окончании сформирования дорожного политотдела, но не позже, как через 2 недели; об укреплении трудовой дисциплины среди работников дороги, а также об усиленной воинской охране моста через реку Днепр у Екатеринослава и кассы дороги. Формирование дорожного, районных, участковых политотделов и агитпунктов было закон­ чено к концу февраля 1920 года. С созданием этих новых орга­ нов были упразднены революционные комитеты.

В середине апреля 1920 года на дороге были избраны проф­ союзные органы — районный комитет профсоюза железнодорож­ ников и участковые профессиональные комитеты союза желез­ нодорожников — «учпрофсожи». Созданы были также дорож­ ный и районные революционные трибуналы.

Для усиления борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и пре­ ступлениями в этот период на Екатерининской дороге была1

1 Железнодорожный транспорт СССР а документах Коммунистической партии и Советского правительства. 1917—1957 годы. М., 1957, с. 40.

83

6*


создана

районная

транспортная

чрезвычайная

комиссия

(РТЧК)

с местом нахождения в городе Екатеринославе, и ее

отделения — районные

транспортные

чрезвычайные

комиссии

(ОРТЧК) — на крупных узлах дороги — Екатеринослав, Долгинцево, Александровен, Иловайское и других.

Перед вновь созданными организациями и всеми коллектива­ ми предприятий дороги стояла первоочередная задача: быстрее и эффективнее залечить раны, нанесенные иностранной интервен­ цией и внутренней контрреволюцией, направить все силы и сред­ ства на безотлагательное восстановление и ремонт мостов, железнодорожных путей, паровозов и вагонов, устройств водо­ снабжения и связи.

С огромным воодушевлением взялись за дело рабочие Ека­ терининской дороги. Не считаясь со временем и усталостью, не щадя своих сил, они возрождали транспортные средства, вос­ станавливали нормальное движение поездов. И хоть трудности усугублялись отсутствием запасных частей, материалов, стан­ ков, инструментов и необходимых приспособлений,— первые мирные гудки локомотивов возвещали об успехах созидатель­ ного труда.

С радостью и подъемом занимали свои места на паровозах, в поездах те, кто еще вчера вел тяжелую борьбу с врагами Советской власти. Машинисты и их помощники, кондукторы и смазчики, эти неутомимые труженики транспорта, вели мирные грузы по возрожденным путям и станциям.

Свободный, добровольный, часто бесплатный и вместе с тем радостный труд рабочих и служащих, желающих быстрее зале­ чить раны на железной дороге, отстоять завоевания Октября от

внешних и притаившихся внутренних

врагов, отстоять страну

от голода, холода,

болезней, ненастья

и всех невзгод,— свобод­

ный труд приносил

невиданные в то время успехи.

ПЕРВЫЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ

В этот напряженный период в стране проводятся коммуни­ стические субботники, названные В. И. Лениным «великим по­ чином». 12 апреля 1919 года рабочие-коммунисты железнодо­ рожного депо Москва-Сортировочная первыми вышли работать бесплатно, чтобы вдохнуть жизнь в экономику страны. В Ека­ теринославе первый коммунистический субботник состоялся на вокзале Екатеринослав. Газета «Известия Екатеринославского

84


губернского революционного комитета» (№ 19,

8 февраля

1920 года)

сообщала: «Вчера, 7 февраля с. г., в Екатеринославе

состоялся

первый коммунистический субботник.

Около часу

дня к сборному пункту (угол проспекта и Первозвановской ул.) стали стекаться со всех сторон рабочие и работницы, спешив­ шие исполнить коммунистический долг.

В начале 2 часа дня вдоль Проспекта выстроились под зна­ менами длинные стройные колонны коммунистов и сочувствую­ щих коммунистам. Под звуки «Интернационала» расстянувшиеся на 2 квартала ряды двинулись по направлению к вокзалу. Впереди всех шли коммунисты Кайдакского и Фабрично-Чече- левского районов, среди которых было много ответственных партийных работников.

У вокзала вся многочисленная масса разделилась на несколь­ ко частей: одна часть Амур-Нижнеднепровского района напра­ вилась через мост для работы на Амуре и Нижнеднепровске...

Первый субботник доказал, что производительность труда по­ лучилась довольно высокая.... работа шла весьма живо и про­ изводила колоссальное впечатление на рабочих и красноармей­ цев».

Массовые субботники проходили в феврале и марте. О них сообщалось в сводках 5-го, 6-го и 7-го коммунистических суб­ ботников. 6 'Марта работали на восстановлении Днепровского моста 260 человек. Было перенесено со штабеля в ряд 9000 пу­ дов камня. На Амур в Железнодорожный дивизион перенесено иа плечах 150 пудов железа, прутьев и с плаца в склад — 30 реек, 74 доски и 24 пластины. На железнодорожной линии работало 250 человек, загружено 30 вагонов.

Большой объем работ был выполнен 13 и 20 марта на желез­ нодорожном мосту.

Огромную помощь местным органам по восстановлению хозяйства страны оказал созданный по указанию Владимира Ильича агитпоезд «Октябрьская революция», возглавленный М. И. Калининым. По просьбе Г. И. Петровского поезд с марта по октябрь 1920 года четыре раза побывал на Украине, в том числе в Екатеринославе, Павлограде, в Кривом Рогу, Александровске, в ряде городов Донбасса. Соратник и ученик Ленина М. И. Калинин выступал на заседаниях руководящих органов Советов в Екатеринославе и Павлограде. Его пламенные вы­ ступления слушали и в других городах. В августе—сентябре 1920 года железнодорожники Екатерининской дороги с огром­

85


ным почетом и уважением встречали и провожали агитпоезд имени В. И. Ленина с агитработниками во главе с Г. И. Пет­ ровским.

Вте годы самым важным являлся вопрос о хозяйственном строительстве. В начале февраля 1920 года очередная сессия ВЦИК. обсудила выдвинутый В. И. Лениным вопрос о разра­ ботке единого хозяйственного плана восстановления и преобра­ зования народного хозяйства страны на основе электрификации. Ленинскую идею одобрил ВЦИК- В марте того же года была создана Государственная комиссия но электрификации России (ГОЭЛРО). Планом ГОЭЛРО предусматривалось строитель­ ство 30 крупных электростанций. В их число входила и Дне­ провская гидроэлектростанция. На Украине была создана Ко­ миссия Электрификации Украины (КЭУ).

Вмарте—апреле 1920 года состоялся IX съезд РКП (б). Съезд принял резолюцию «Об очередных задачах хозяйствен­ ного строительства», которой утверждался ленинский курс на возрождение экономики, восстановление транспорта, развитие

машиностроения, отмечалось значение электрификации страны в создании тяжелой промышленности.

Огромные задачи по восстановлению хозяйства стояли перед железнодорожниками Екатерининской. Были разрушены мосты на участке Долгинцево—Александрова (Запорожье): Кичкасский, Чертомлыкский и Базавлукский. Не работали многие водо­ качки и водонапорные башни. Требовали восстановления техни­ ческие, служебные и жилые здания. Накопилось большое коли­ чество неисправных вагонов и паровозов.

С марта 1920 года на дороге вошло в систему проведение массовых субботников и воскресников. В управлении и при учпрофсожах созданы комиссии по проведению «недели чисто­ ты». С 20 мая того же года проводились «недели трудового фронта», в которых принимали участие все железнодорожники. Руководство проведением этих важных патриотических меро­ приятий осуществляли созданный при управлении дороги совет, а на участках — начальники трудового фронта. 5 мая 1920 года управлением дороги был издан приказ, которым все члены профсоюза объявлялись мобилизованными на «недели трудо­ вого фронта».

Об энтузиазме тружеников дороги в «неделю трудового фрон­ та» свидетельствует сообщение долгинцевской комиссии о том, что работа выполнена с большим успехом. В эту неделю рабо­

56

чие показали свою тесную сплоченность, организованность. Работы производились с энтузиазмом и особым подъемом.

Дорполитотдел 19 мая 1920 года докладывал в Глаівполит: «...Всероссийский субботник и тут прошел с большой энергией; результат превзошел всякие ожидания. В то время как в апреле в среднем (за сутки) выпускалось вагонов из конвенционного ремонта 13,5, большого — 3,5 — 1 мая выпущено из конвенцион­ ного и большого — 50, капитального — 3, т. е. производитель­ ность возросла в 4 с лишним раза».

8-му дорожному съезду Союза дорполитотдел докладывал 15 декабря 1920 года: «...Субботников всего на дороге за истек­ ший период состоялось 215, в которых приняло участие 22 13S человека. Результаты выражаются следующими цифра­ ми: отремонтировано 31 паровоз, 80 вагонов, погружено 547 ва­ гонов, выгружено 482 вагона. Общая стоимость всей произве­ денной работы составила более 102 331 руб.»1.

В борьбе трудящихся дороги за 'восстановление хозяйства большую организационную роль сыграли первый (март 1921 года) и второй (сентябрь 1921 года) Всеукраинские субботники железнодорожников. Радость свободного труда на себя, на Со­ ветскую Родину увлекла на трудовой подвиг всех. Отложив оружие, за рабочий инструмент взялись ремонтники Александ­ ровских паровозных мастер,ских (ст. Запорожье-П). В январе 1920 года здесь выпущено из текущего ремонта 11 паровозов,

вфеврале — 34 паровоза, в марте — 57, в апреле — 82. За че­ тыре месяца производительность мастерских увеличилась почти

в8 раз.

Много примеров героического труда вписали в летопись свое­

го предприятия рабочие Александровских железнодорожных мастерских (ст. Запорожье-I) и станции Мелитополь. Александ­ ровские мастерские в течение апреля выпустили из ремонта 10 паровозов. Производительность повысилась на 50 процентов.

Вдни субботников на работу явились все рабочие и служащие.

Сбольшим подъемом проходили первые коммунистические субботники на всех узлах и станциях. 15 и 28 февраля желез­ нодорожники Александровска очищали пути от снега, убирали территорию овоих предприятий. В июле 1920 года в жизни го­

рода и железнодорожного узла произошло важное событие: по

I ДОГА. ф. 101, д. 117, л. 4.

87