ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Возрождение магистрали
ВСЕ СИЛЫ — НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Переход к мирному строи тельству проходил в условиях величайших экономических трудностей. Промышленность
Приднепровья, |
Донецкого |
и |
|||
Криворожского |
бассейнов |
с |
|||
их |
металлургическими и ме |
||||
таллообрабатывающими |
за |
||||
водами, |
угольными |
шахтами |
|||
и |
горнорудными |
предприя |
|||
тиями |
была |
разрушена |
до |
основания. Доменные и мар теновские печи бездействова ли. За пять месяцев 1921 го да Кривбасс не получил ни одного вагона угля. На руд никах бассейна работало все го 2 тысячи человек — в ос новном сторожа.
Особенно тяжело отрази лось нашествие интервентов, белогвардейских и петлюров ских войск, махновских я про чих банд на хозяйстве Ека терининской железной доро ги. Пожалуй, ни одной доро ге не пришлось вынести столько эвакуаций, реэвакуа ций и разрушений за период гражданской войны, как Ека терининской. Это и понятно:
81 |
6. 5122. |
дорога связывала Донецкий и Криворожский бассейны, обслу живала черноморские порты и представляла чрезвычайную стратегическую ценность. Власть на дороге в течение бурных революционных годов переходила из рук в руки 18, а в неко торых примыкающих к ней населенных пунктах — 25 раз.
Раны, нанесенные империалистической и гражданской война ми, были очень тяжелыми: все мосты, за малым исключением, взорваны, подвижной состав частью угнан, частью был овален под откосы и разрушен; из паровозного парка дороги образо валось огромное своеобразное кладбище локомотивов; пути разворочены, шпалы прогнившие; материальные и топливные склады опустели — такова была печальная картина того на следства, которое приняла Советская власть по окончании гражданской войны.
Начиная с 1917 года, перевозки грузов и пассажиров ката строфически падали, а раз нет перевозок — нет и доходов. Если
в |
1913 |
году перевезено грузов свыше 2,2 |
миллиарда пудов, то |
|
в |
1919 |
году— 119 миллионов |
пудов, в 1920 году — 96 и в 1921 |
|
году — 69 миллионов пудов |
грузов. Если |
в 1913 году доходы |
дороги составили 40 миллионов рублей, то в 1919 году дорога
имела 341 миллион рублей убытка, в 1920 году — 2475 |
миллио |
|
нов рублей, в 1921 году — 56 953 миллиона |
рублей, в |
1922 го |
ду — 138 миллионов рублей убытка. |
адресованной Харь |
|
Еще 26 декабря 1919 года ів телеграмме, |
ковскому губревкому и председателю Особой продовольствен ной комиссии Южного фронта, В. И. Ленин отмечал: «Положе ние транспорта настолько тяжело здесь, что нужны героиче ские усилия как для доставки угля сюда, так и еще более для усиленного ремонта паровозов. Двиньте на это лучшие силы, проверяйте лично, введите премирование хлебом за каждый исправленный паровоз, вдсшшМЙМЙТе ЛуЭДШе МаСТерСЖ, вводите две и три смены»1.
Для обеспечения быстрых темпов восстановления хозяйства на железнодорожном транспорте было введено военное поло жение, решительно и твердо осуществлялся принцип единона чалия, усилилась массово-политическая деятельность среди железнодорожников. При наркоме путей сообщения было учреж
дено Главное |
политическое управление, при управлениях до |
1 Ленин В. И. |
Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 51, с. 102. |
82
рог — дорожные политотделы, а в районах, на участках и в хозяйственных подразделениях — районные и участковые полит отделы, назначены комиссары дорог и комиссары служб. Ко миссаром Екатерининской железной дороги был назначен Межлаук В. И., заведующим дорполитом дороги— прибывший из Главполитпути Ефремов Д. И., позже — с сентября 1920 го да — Лебедь Д. 3.
Согласно постановлению Президиума Всероссийского Цент рального Исполнительного Комитета Советов непосредственное управление административно-техническими и хозяйственно-фи нансовыми делами дороги осуществлялось комиссаром дороги. Он являлся лицом политически ответственным перед Советской властью в лице центральных органов народного комиссариата путей сообщения за должную работу и состояние дороги в адми нистративном, техническом и хозяйственно-финансовом отноше ниях. Он имел право издавать для своей дороги приказы, цир куляры и разъяснения по всем вопросам железнодорожного хозяйства '.
9 февраля 1920 года на объединенном заседании Екатериноелавского революционного комитета, партийного комитета и
комиссариата |
Екатерининской |
дороги принято |
постановление |
в ближайшее |
время приступить |
к организации |
дорожного и |
районных политических отделов; о роспуске главного и район ных революционных комитетов по окончании сформирования дорожного политотдела, но не позже, как через 2 недели; об укреплении трудовой дисциплины среди работников дороги, а также об усиленной воинской охране моста через реку Днепр у Екатеринослава и кассы дороги. Формирование дорожного, районных, участковых политотделов и агитпунктов было закон чено к концу февраля 1920 года. С созданием этих новых орга нов были упразднены революционные комитеты.
В середине апреля 1920 года на дороге были избраны проф союзные органы — районный комитет профсоюза железнодорож ников и участковые профессиональные комитеты союза желез нодорожников — «учпрофсожи». Созданы были также дорож ный и районные революционные трибуналы.
Для усиления борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и пре ступлениями в этот период на Екатерининской дороге была1
1 Железнодорожный транспорт СССР а документах Коммунистической партии и Советского правительства. 1917—1957 годы. М., 1957, с. 40.
83 |
6* |
создана |
районная |
транспортная |
чрезвычайная |
комиссия |
(РТЧК) |
с местом нахождения в городе Екатеринославе, и ее |
|||
отделения — районные |
транспортные |
чрезвычайные |
комиссии |
(ОРТЧК) — на крупных узлах дороги — Екатеринослав, Долгинцево, Александровен, Иловайское и других.
Перед вновь созданными организациями и всеми коллектива ми предприятий дороги стояла первоочередная задача: быстрее и эффективнее залечить раны, нанесенные иностранной интервен цией и внутренней контрреволюцией, направить все силы и сред ства на безотлагательное восстановление и ремонт мостов, железнодорожных путей, паровозов и вагонов, устройств водо снабжения и связи.
С огромным воодушевлением взялись за дело рабочие Ека терининской дороги. Не считаясь со временем и усталостью, не щадя своих сил, они возрождали транспортные средства, вос станавливали нормальное движение поездов. И хоть трудности усугублялись отсутствием запасных частей, материалов, стан ков, инструментов и необходимых приспособлений,— первые мирные гудки локомотивов возвещали об успехах созидатель ного труда.
С радостью и подъемом занимали свои места на паровозах, в поездах те, кто еще вчера вел тяжелую борьбу с врагами Советской власти. Машинисты и их помощники, кондукторы и смазчики, эти неутомимые труженики транспорта, вели мирные грузы по возрожденным путям и станциям.
Свободный, добровольный, часто бесплатный и вместе с тем радостный труд рабочих и служащих, желающих быстрее зале чить раны на железной дороге, отстоять завоевания Октября от
внешних и притаившихся внутренних |
врагов, отстоять страну |
|
от голода, холода, |
болезней, ненастья |
и всех невзгод,— свобод |
ный труд приносил |
невиданные в то время успехи. |
ПЕРВЫЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ
В этот напряженный период в стране проводятся коммуни стические субботники, названные В. И. Лениным «великим по чином». 12 апреля 1919 года рабочие-коммунисты железнодо рожного депо Москва-Сортировочная первыми вышли работать бесплатно, чтобы вдохнуть жизнь в экономику страны. В Ека теринославе первый коммунистический субботник состоялся на вокзале Екатеринослав. Газета «Известия Екатеринославского
84
губернского революционного комитета» (№ 19, |
8 февраля |
|
1920 года) |
сообщала: «Вчера, 7 февраля с. г., в Екатеринославе |
|
состоялся |
первый коммунистический субботник. |
Около часу |
дня к сборному пункту (угол проспекта и Первозвановской ул.) стали стекаться со всех сторон рабочие и работницы, спешив шие исполнить коммунистический долг.
В начале 2 часа дня вдоль Проспекта выстроились под зна менами длинные стройные колонны коммунистов и сочувствую щих коммунистам. Под звуки «Интернационала» расстянувшиеся на 2 квартала ряды двинулись по направлению к вокзалу. Впереди всех шли коммунисты Кайдакского и Фабрично-Чече- левского районов, среди которых было много ответственных партийных работников.
У вокзала вся многочисленная масса разделилась на несколь ко частей: одна часть Амур-Нижнеднепровского района напра вилась через мост для работы на Амуре и Нижнеднепровске...
Первый субботник доказал, что производительность труда по лучилась довольно высокая.... работа шла весьма живо и про изводила колоссальное впечатление на рабочих и красноармей цев».
Массовые субботники проходили в феврале и марте. О них сообщалось в сводках 5-го, 6-го и 7-го коммунистических суб ботников. 6 'Марта работали на восстановлении Днепровского моста 260 человек. Было перенесено со штабеля в ряд 9000 пу дов камня. На Амур в Железнодорожный дивизион перенесено иа плечах 150 пудов железа, прутьев и с плаца в склад — 30 реек, 74 доски и 24 пластины. На железнодорожной линии работало 250 человек, загружено 30 вагонов.
Большой объем работ был выполнен 13 и 20 марта на желез нодорожном мосту.
Огромную помощь местным органам по восстановлению хозяйства страны оказал созданный по указанию Владимира Ильича агитпоезд «Октябрьская революция», возглавленный М. И. Калининым. По просьбе Г. И. Петровского поезд с марта по октябрь 1920 года четыре раза побывал на Украине, в том числе в Екатеринославе, Павлограде, в Кривом Рогу, Александровске, в ряде городов Донбасса. Соратник и ученик Ленина М. И. Калинин выступал на заседаниях руководящих органов Советов в Екатеринославе и Павлограде. Его пламенные вы ступления слушали и в других городах. В августе—сентябре 1920 года железнодорожники Екатерининской дороги с огром
85
ным почетом и уважением встречали и провожали агитпоезд имени В. И. Ленина с агитработниками во главе с Г. И. Пет ровским.
Вте годы самым важным являлся вопрос о хозяйственном строительстве. В начале февраля 1920 года очередная сессия ВЦИК. обсудила выдвинутый В. И. Лениным вопрос о разра ботке единого хозяйственного плана восстановления и преобра зования народного хозяйства страны на основе электрификации. Ленинскую идею одобрил ВЦИК- В марте того же года была создана Государственная комиссия но электрификации России (ГОЭЛРО). Планом ГОЭЛРО предусматривалось строитель ство 30 крупных электростанций. В их число входила и Дне провская гидроэлектростанция. На Украине была создана Ко миссия Электрификации Украины (КЭУ).
Вмарте—апреле 1920 года состоялся IX съезд РКП (б). Съезд принял резолюцию «Об очередных задачах хозяйствен ного строительства», которой утверждался ленинский курс на возрождение экономики, восстановление транспорта, развитие
машиностроения, отмечалось значение электрификации страны в создании тяжелой промышленности.
Огромные задачи по восстановлению хозяйства стояли перед железнодорожниками Екатерининской. Были разрушены мосты на участке Долгинцево—Александрова (Запорожье): Кичкасский, Чертомлыкский и Базавлукский. Не работали многие водо качки и водонапорные башни. Требовали восстановления техни ческие, служебные и жилые здания. Накопилось большое коли чество неисправных вагонов и паровозов.
С марта 1920 года на дороге вошло в систему проведение массовых субботников и воскресников. В управлении и при учпрофсожах созданы комиссии по проведению «недели чисто ты». С 20 мая того же года проводились «недели трудового фронта», в которых принимали участие все железнодорожники. Руководство проведением этих важных патриотических меро приятий осуществляли созданный при управлении дороги совет, а на участках — начальники трудового фронта. 5 мая 1920 года управлением дороги был издан приказ, которым все члены профсоюза объявлялись мобилизованными на «недели трудо вого фронта».
Об энтузиазме тружеников дороги в «неделю трудового фрон та» свидетельствует сообщение долгинцевской комиссии о том, что работа выполнена с большим успехом. В эту неделю рабо
56
чие показали свою тесную сплоченность, организованность. Работы производились с энтузиазмом и особым подъемом.
Дорполитотдел 19 мая 1920 года докладывал в Глаівполит: «...Всероссийский субботник и тут прошел с большой энергией; результат превзошел всякие ожидания. В то время как в апреле в среднем (за сутки) выпускалось вагонов из конвенционного ремонта 13,5, большого — 3,5 — 1 мая выпущено из конвенцион ного и большого — 50, капитального — 3, т. е. производитель ность возросла в 4 с лишним раза».
8-му дорожному съезду Союза дорполитотдел докладывал 15 декабря 1920 года: «...Субботников всего на дороге за истек ший период состоялось 215, в которых приняло участие 22 13S человека. Результаты выражаются следующими цифра ми: отремонтировано 31 паровоз, 80 вагонов, погружено 547 ва гонов, выгружено 482 вагона. Общая стоимость всей произве денной работы составила более 102 331 руб.»1.
В борьбе трудящихся дороги за 'восстановление хозяйства большую организационную роль сыграли первый (март 1921 года) и второй (сентябрь 1921 года) Всеукраинские субботники железнодорожников. Радость свободного труда на себя, на Со ветскую Родину увлекла на трудовой подвиг всех. Отложив оружие, за рабочий инструмент взялись ремонтники Александ ровских паровозных мастер,ских (ст. Запорожье-П). В январе 1920 года здесь выпущено из текущего ремонта 11 паровозов,
вфеврале — 34 паровоза, в марте — 57, в апреле — 82. За че тыре месяца производительность мастерских увеличилась почти
в8 раз.
Много примеров героического труда вписали в летопись свое
го предприятия рабочие Александровских железнодорожных мастерских (ст. Запорожье-I) и станции Мелитополь. Александ ровские мастерские в течение апреля выпустили из ремонта 10 паровозов. Производительность повысилась на 50 процентов.
Вдни субботников на работу явились все рабочие и служащие.
Сбольшим подъемом проходили первые коммунистические субботники на всех узлах и станциях. 15 и 28 февраля желез нодорожники Александровска очищали пути от снега, убирали территорию овоих предприятий. В июле 1920 года в жизни го
рода и железнодорожного узла произошло важное событие: по
I ДОГА. ф. 101, д. 117, л. 4.
87