Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И только благодаря бдительности и мерам, принятым бригада­ ми поезда и 'встречного паровоза, удалось смягчить результаты неизбежной катастрофы.

Машинист Нестеренко и его помощники Кривей и Носенко получили смертельные ранения. Но воинский эшелон был спа­ сен.

Красногвардеец Скрипченко Т. И. рассказывает в своих вос­ поминаниях: «27 марта 1918 года немецко-австрийские войска заняли Николаев. Командование Красной гвардии решило выбить их из Николаева. Долгинцевскше железнодорожники водили воинские поезда под обстрелом противника, помогая этим действующей Красной гвардии громить врага».

Немецко-австрийским оккупантам при активной помощи вра­ гов пролетарской революции — буржуазных националистов всех мастей и прочих бандитов, несмотря на героизм красногвардей­ цев и пролетариата России и Украины, всё же удалось углу­ биться на Донбасс, занять почти всю Екатерининскую дорогу.

В исключительно тяжелых условиях оккупационного режима разворачивали организаторскую и политическую работу под­ польные партийные организации Украины. Усиливали борьбу в подполье большевики-железнодорожники, оставленные партий­ ными организациями и органами Советской власти на крупных узлах и на линейных станциях, в мастерских и депо. На Алек­ сандровском узле подпольную работу вел Иван Михайлович Дубовик, рабочий дорожных мастерских, член партии больше­ виков с 1917 года, участник Октябрьской революции, позже делегат II съезда КП (б) У. Накануне этого съезда все его деле­ гаты встречались с В. И. Лениным.

На I съезде большевистских организаций Украины, который состоялся 5—12 июля 1918 года в Москве, от партийной орга­ низации Екатеринослава присутствовало 29 делегатов. Среди них— железнодорожники Воронцов П., Клочко В., Захарчен­ ко И., Таранущенко С. Посланцы Украины, возвращаясь из Москвы, везли своим парторганизациям агитационную литера­ туру на русском, украинском и немецком языках. В том же 1918 году—с 17 по 22 октября в Москве состоялся и II съезд КП (б) У. Он призвал мобилизовать все силы трудящихся на скорейшее изгнание немецких оккупантов, разгром гетьманщины, восстановление Советской власти на Украине.

Гетьманское «правительство» Скоропадского еще более обру­ шилось на рабочий класс и его организации. Были восстанов­

68

лены царские законы, каравшие рабочих тюрьмой за участие в забастовках, запрещены съезды и собрания. Это вызвало спра­ ведливое возмущение трудящихся. В начале июня 1918 года объявил« забастовку рабочие депо Попасная. В середине июля забастовка распространилась на все железные дороги Украины, в том числе и Екатерининскую. 20 июля в 10 часов утра пол­ ностью приостановилась работа .на всей Екатерининской желез­ ной дороге. Первыми выступили железнодорожники Екатеринославского узла. Сигналом к выступлению послужил гудок глав: ных паровозных мастерских. Во дворе мастерских состоялся митинг. В Нижнеднелровске рабочие бросили цехи и разошлись по домам.

Забастовочный комитет узла предложил всем паровозным и поездным бригадам, которые должны были отправляться с по­ ездами, не выходить на работу, а машинистам маневровых па­ ровозов отогнать локомотивы -в депо. Жизнь на узле замерла. К забастовке не присоединилась лишь часть служащих управ­ ления дороги и контор. С большим трудом немцам удалось отправить .в эти сутки лишь 2 поезда.

Для руководства забастовкой был создан дорожный забасто­ вочный комитет. Рабочие Александровских железнодорожных мастерских дружно откликнулись на обращение забастовочного комитета дороги. Чтобы сорвать ремонт паровозов, они сразу отказались работать. Немцы из кожи лезли, чтобы разузнать, кто стоит во главе бастующих. Им с собачьей преданностью прислуживали местные националисты. Оккупанты вылавливали забастовщиков на квартирах, .силой пригоняли их в мастерские, заставляли работать под охраной, неповинующихся увольняли, арестовывали. В числе наказанных были Мальцев А. Р., Што­ колов Е. Ф., Кравченко С. С., Ревякин М. А. и многие другие, которые немало помогли делу борьбы с захватчиками. Рабочие мастерских Примачек, Огурцов А., Третьяков И., Зиняков А., Анпилогов И., Костин Г., Степанов И., Андриенко В., Бицура Г., Кривонос А. засыпали песок в паровозные и вагонные буксы, поджигали составы, разрушали железнодорожное полотно, устраивали крушения эшелонов.

Стремясь быстрее остановить размах забастовки, начальник Екатерининской дороги по указанию оккупантов 20 июля 1918 года в 17 часов собрал в главных мастерских (ныне Днепро­ петровский тепловозоремонтный завод) около трех тысяч рабо­ чих и служащих и уговаривал их приступить к работе, но стой­

69


кость рабочих сорвала намерение оккупантов и их прислужни­ ков. От имени бастовавших выступил один из рабочих и потре­ бовал освободить арестованного австрийскими жандармами председателя профсоюза паровозников Дубину. Участники ми­ тинга единодушно приняли решение: не входить в сношение с начальником дороги до освобождения Дубины и до получения гарантий неприкосновенности членов железнодорожных орга­ низаций.

Всеобщая забастовка железнодорожников была составной частью войны народа против немецких поработителей и про­ дажной гетьманщины. Дмитрий Константинович Годин, член партии с 1908 года, член губернского Революционного штаба и председатель комитета большевиков Екатеринославской желез­ ной дороги в 1917—1918 годах, позже писал, что он и два брата Орделян прибыли в сентябре 1918 года по директиве ЦК КП (б) У в Екатеринослав для подпольной работы среди же­ лезнодорожников Екатерининской дороги. Положение на до­ роге было сложным и тяжелым. Петлюровская реакция делала свое черное дело. Но трудности преодолевались. В конце октяб­ ря на дороге было организовано 13 районных и 21 подрайонный ревком и столько же партячеек. Районные ревкомы созданы в Екатеринославе, Нижнеднепровеке, Александровске, Пологах, Мариуполе, Горловке, Луганске, Долгинцево и других.

Условия конспирации требовали от подпольщиков гибкости, находчивости, смелости. В ноябре 1918 года подпольщики по предложению Година Д. К- работали в дорожной директории, которую возглавили большевики Полторацкий, Шалюпо и Колосов. Директория была создана через Совет профессиональ­ ных союзов дороги, переименованной тогда из Екатерининской

вЗапорожскую.

Водном из воззваний директории говорилось: «Товарищи! Мы должны одним напором покончить с властью капиталистов и буржуазии... Наш путь — к Советской власти! Да здравствует Советская власть на Украине! Все к оружию, все на борьбу!»1

Вноябре—декабре 1918 года вооруженная борьба против ок­ купантов и петлюровщины приобрела всенародный характер. Советское правительство 13 ноября аннулировало несправедли­

вый Брестский мирный договор. По инициативе В. И. Ленина

1 Ж елезнодорожники Екатерининской в борьбе за власть Советов. Днепропетровск, 1958, с. 51, 57, 58.

70


в районе Курска начала сосредотачиваться группа войск под командованием В. А. Антонова-Овсиенко для освобождения Украины. Реввоенсовет группы войск, подготавливая наступле­ ние на Екатеринослав и Донбасс, обязал революционные силы Екатерннославщины оказывать поддержку наступающим час­ тям, организовывать восстания и захватывать основные страте­ гические пункты губернии *. Пролетарский интернационализм рабочих России и Украины рос и креп.

В первых числах декабря в Нижнеднепровске состоялась до­ рожная партийная конференция, на которую е мест прибыло около 20 делегатов. . Был избран дорожный партийный комитет в составе Година, Алонина, Борисова, Колосова, Шалюло, Пол­ торацкого, Таранущенко, Орделяна, Семибратова и разработан конкретный план действий.

13 ноября в Екатериіноелаве началась общая политическая забастовка, переросшая в вооруженную борьбу против местной буржуазно-националистической власти. Победное восстание раз­ горелось в Кривом Роге, Александроівоке, Камянском, Павло­ граде. Восставшие сливались с наступающими войсками Крас­ ной Армии.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ПОМОГАЮТ ГРОМИТЬ БРАГА

Ожесточенные бои разгорались на железной дороге и в при­ мыкающих к ней населенных пунктах. О героической борьбе Красной Армии свидетельствуют многочисленные материалы. 18 января 1919 года Бюро печати Украины телеграфировало:

«В районе Лозово—Синельниково—Павлоград—Константи­ новки петлюровцы отступали так поспешно, что отряды нашей Красной Армии, преследовавшие противника, не поспевая за ними при обычном их движении походным порядком, принужде­ ны были пересаживаться в поезда. Бывали моменты, когда

наши солдаты при этом преследовании не спали

по нескольку

суток, проявляя подлинный героизм».

16(33)

сооб­

24 января газета «Звезда красноармейцев»,

щала своим читателям:1

 

 

 

1 Гражданская война на Украине. Сборник документов н

материалов.

Т. I, К.

1967, с. 444—445, 449—450.

 

 

 

71

 


«После боя под Лозовой петлюровцы были разбиты наголову. Красные украинские войска соединились с екатеринославски-

ми повстанцами.

В руках красных войск находится путь: Харьков—Лозовая— Павлоград—Синельниково—Гришино—Гуляйполе.

Красные войска победоносно продолжают наступление».

26 января 1919 года Красная Армия освободила Екатер,юго­ слав от петлюровских войск.

Бюро печати Украины на следующий день после этого собы­ тия сообщало:

«Власть в городе в руках Совета, работавшего до этого, в подполье. Большинство членов исполкома коммунисты.

Среди петлюровцев, потерпевших при взятии города жестокое поражение, паника. Командный состав бежал. Солдаты массами переходят на сторону Советских войск. В плен попали петлюров­ ская автомобильная рота, авиационный отряд, много военного имущества.

Вгороде революционный порядок. Приняты меры борьбы с бандитизмом. На заводах происходят митинги. Рабочие выносят резолюции с приветствиями Красной Армии. Среди буржуазии паника»1.

Вянваре—феврале 1919 года наши войска вступили в Каменское, Александровск, Никополь, Верхнеднепровск, Кривой Рог.

Вбоях с петлюровцами пало немало железнодорожников. Среди тех, кто встретил победу, не было Клочко В. Ю. и Кар­ луши Е. М.

Из подполья на легальное положение перешли партийные и профсоюзные организации, революционные комитеты Екатери­ нинской дороги. Восстанавливается комиссарский состав при службах и участковых хозяйственных организациях, назнача­ ются коменданты станций. Создаются районная (дорожная) и участковые Чрезвычайные транспортные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями, а также до­ рожный и районные ревтрибуналы.

Главным комиссаром дороги был назначен Годин Д. К., пред­ седателем ревтрибунала были в разное время Колосов, Благуцкий А. Ф., Орделян, председателем политотдела дороги — Ле­

бедь Д. 3. Были назначены также комиссары служб — движе-

1 Гражданская война на Екатеринославщнне. Днепропетровск. 1968, с. 77, 78, 79, 80.*

*

72

ния, паровозной, телеграфа, пути, типографии и комиссар особых поручений.

Вконце февраля 1919 года сообщения о вновь сформирован­ ных организациях и органах управления на линии стали посту­ пать из Долгинцево, Пятихаток, Никополя, Александровска, Полог и других станций.

Втом же месяце по указанию центральных органов, на дороге вместо существовавших ревкомов организованы районные рево­ люционные Советы с отделами: трудовой, культурно-просвети­ тельный, медико-санитарный, продовольственный, жилищный, социального обеспечения. Созданы дорожный, районные и участ­ ковые политотделы.

Возобновили свою деятельность местные органы Советской власти. 26 февраля на съезде Советов Кривого Рога образован новый Криворожский уезд, который вошел в состав Екатерино­ славской губернии. В конце февраля—начале марта в Екатерикославе состоялся губернский съезд Советов. Съезд принял ре­ шения по хозяйственным, земельным, продовольственным, воен­ ным и другим вопросам.

Перед железнодорожниками Екатерининской встала важней­ шая задача — быстрее и надежнее восстановить разрушения, вызванные империалистической и гражданской войнами, ведя одновременно бои с недобитыми врагами революции. Больше­ вики Криворожья взялись за восстановление рудников и желез­ нодорожного транспорта. В марте 1919 года три рудника бассей­ на начали добычу руды. Но в районах, примыкающих к желез­ ной дороге, бродили и бесчинствовали бандитские отряды, они совершали частые налеты на поезда, разрушали пути, стрелоч­ ные переводы и мосты.

Для ликвидации бандитизма на крупных узлах и станциях соз­ давались органы транспортной Чрезвычайной комиссии. В по­ мощь отрядам ЧК мобилизованы коммунисты и комсомольцы, которые по тревоге выезжали на разгром банд, изучали военное дело.

Обстановка усложнилась и тем, что контрреволюционные бан­ ды изменника Григорьева в мае захватили часть территории юга Правобережной Украины, устремились на Екатеринослав. 10 мая григорьевцы ворвались в Кривой Рог, начали громить органы Советской власти. Партийная организация в подполье создала для борьбы с контрреволюцией Первый Криворожский Коммунистический полк. Советское правительство послало для

73


разгрома банд Григорьева группу войск под командованием Пархоменко А. Я.

История дороги хранит много славных имен чекистов, комму­ нистов и комсомольцев, погибших в боях с кулацкими и гри­ горьевскими бандами. В местах, занятых григорьевцами, про­ ходили массовые расстрелы коммунистов, комсомольцев и чле­ нов революционных Советов. Григорьевцы охотились не только за коммунистами, чекистами и активистами-железнодорожника- ми, они преследовали и их семьи.

12—15 мая 1919 года части Красной Армии и повстанческие отряды под командованием Пархоменко А. Я. разгромили гри­ горьевские банды и освободили Екатеринослав. 22 мая освобож­ ден Александровен, 23 мая — Кривой Рог. Бандиты были изгна­ ны и из других населенных пунктов.

В. И. Ленин в присланной телеграмме поздравлял с победой правительство и трудящихся Украины.

Но радость победы не была продолжительной. Летом 1919 года для молодой социалистической державы настал период жесто­ кой борьбы с Деникиным. Обстановка на юге создалась тяжелая. Сказывались вызванные империалистической и гражданской войнами экономическая разруха, продовольственный кризис, тиф. Всё это осложняло деятельность партийных организаций и боевые действия вооруженных сил Советского государства. В. И. Ленин призвал весь советский народ на борьбу с Дени­ киным. По его рекомендациям в мае 1919 года было принято решение мобилизовать на Украине не менее 20 тысяч рабочих для пополнения войск Южного фронта. В Харькове и Екатеринославе решено провести поголовную мобилизацию.

Задание Ленина было выполнено. На 9 июня в Екатеринослав­ ской губернии направлено на фронт 10 тысяч рабочих. На борь­ бу с белогвардейскими полками пошла часть железнодорож­ ников. Оставшиеся эвакуировали на север подвижной состав, железнодорожное и другое имущество.

Перед занятием белогвардейцами Екатеринослава руководство дороги остановилось сначала на станции Пятихатки. Из Пятихаток была направлена в Долгинцево оперативная группа под руководством Баглея Г. Н. Группа, эвакуировав подвижной со­ став и имущество, отправилась на станцию Долгинцево. Основ­ ная оперативная группа управления дороги 7 июля прибыла на конечную станцию дороги — Знаменку, откуда должна была направляться ,на Киев. Но в результате диверсионносо акта,

74

совершенного в ночь на 8 июля бандитами ближайшего села, часть руководящего состава управления дороги — комиссары служб тяги Дубина, движения — Завадский и другие были уби­ ты, часть тяжело ранена, в том числе комиссары службы пути Белостоцкий и телеграфа Полторацкий, врач Булат и другие.

Вторая группа управления дороги со станции Користовка на­ правилась с имуществом на Кременчуг и далее на север.

Группа, возглавляемая Баглеем Г. Н., с долгинцевской орга­ низацией железнодорожников сформировала партизанский отряд и с боями продвигалась в сторону Казатина—Житомира. Выйдя из окружения, она соединилась с Южной группой войск под командованием И. Э. Якира. Наиболее опытные железнодо­ рожники остались на подпольной работе, другие работали каж­ дый по своей специальности на железных дорогах Подмосковья и Севера.

27 июня деникинцы вторглись в Заднепровье, а на следующий день части Красной Армии оставили Екатеринослав. Враг сви­ репствовал. Патриоты усилили борьбу. Действовали партизан­ ские отряды в районах железнодорожных узлов Екатерининской железной дороги — в Павлограде, Лозовой, Новомосковске, Знаменке. На огромной территории Екатеринослаівщины вели бои целые партизанские объединения.

Екатеринославский губпартком и штаб повстанческих войск организовали на железной дороге три боевых отряда по 20 чело­ век в каждом. Народные мстители наносили деникинцам ощути­ мые удары. Они пустили под откос вражеский эшелон с боепри­ пасами на перегоне Чаплино—Ульяновка, вблизи села (теперь районного центра) Васильковка. Захвачены трофеи: около 3000 снарядов, 40 тысяч патронов, пулеметные ленты. Партизаны дер­ жали под своим контролем участок железной дороги Екатерино­ слав—Харьков. Деникинцы вынуждены были на этом участке отказаться от ночного движения поездов, значительно усилить их охрану. Движение здесь часто приостанавливалось на не­ сколько суток.

В октябре партизаны заняли станцию Пятихатки, приостано­ вив движение вражеских эшелонов через эту важную станцию на трое суток. Несколько раньше партизанский отряд смелым налетом занял узловую станцию Долгинцево. Захватив три ва­ гона снарядов и другое вооружение, партизаны ушли в сто­ рону Коломийцѳво. Успешные налеты на станцию Долгинцево партизаны совершали неоднократно. Под постоянным ударом

75