ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
александровских партизан находился участок дороги Александ ровой—Мелитополь. Операции крупного масштаба проводили партизаны и на участках Никополь—Кнчкас, Пологи—Чаплино. Одно время движение поездов на этих участках было совершен но парализовано.
Подпольные губпартком и губком комсомола постоянно дер жали связь с ЦК РКП (б) и Зафронтбюро ЦК КП (б) У. Цент ральные органы направляли на Екатеринославщину партийных работников — в июле 20, позднее 140 человек1. Из их числа Г. Колос командовал, а Н. Никитин-Макаров возглавлял штаб крупного партизанского соединения, насчитывавшего к ноябрю 1919 года 35 000 человек. Крупные партизанские отряды дей ствовали в районе Кривого Рога, на многих участках Екатери нинской железной дороги и населенных пунктов примыкающих к дороге. Партизанские отряды деморализовывали тыл ставлен ника Антанты, наносили чувствительные удары по его частям. Это облегчало наступление Красной Армии.
Под всё возрастающим натиском Красной Армии деникинцы отступали по всему фронту. Партизаны отрезали им пути отступ ления, уничтожая живую силу и средства передвижения врага. В районе Лозовой было подорвано несколько эшелонов деникин цев, разгромлен ряд их кавалерийских подразделений.
Вночь с 29 на 30 декабря 1919 года, за день до вступления частей Красной Армии в Екатеринослав, губпартком возглавил вооруженный захват Екатеринославского вокзала. 30 декабря: части Красной Армии вступили в город.
Впродолжительных и упорных боях Красная Армия освобо дила страну от деникинских банд. Разгромив белогвардейцев,
страна приступила к восстановлению народного хозяйства.
По указанию В. И. Ленина, в начале 1920 года ЦК РКП (б) из России на Украину направил более 800 партийных работни ков. Возвратились на Екатеринославщину большевики-ленинцы Аверин В. К-, Гопнер С. И., Квиринг Э. И., Петровский Г. И., Валявко В. А., Сиволап П. П. Аверин В. К. возглавил Екатери нославский губисполком, Квиринг Э. И.— губком КП (б) У, Межлаук В. И. был назначен комиссаром Екатерининской же лезной дороги.
1 УкраТнськнй |
історнчннй |
журнал, 1961, Ni 4, с. 77—78; Гражданская война на! |
Украине, т. 2, |
Киев, 1967, с. |
214—216. |
76
Благодаря помощи Советской России и героизму рабочего класса Украины улучшилась работа промышленности. С осени 1920 года шахтеры Донбасса начали выдавать крайне необхо димый стране уголь. 12 сентября 1920 года дала чугун первая восстановленная на Украине доменная печь Макеевского метал лургического завода, а в первой половине декабря в строй дей ствующих стала вторая в республике домна Юзовского метал лургического завода. В последнем квартале 1920 года было выплавлено 615 тысяч пудов чугуна.
Успехи Советской власти не устраивали империалистов. На молодое государство рабочих и крестьян Антанта направила
панскую Польшу |
и полчища «черного барона» — Врангеля. |
В сентябре войска |
«черного барона» начали наступление. Им |
удалось взять Александровск, важный железнодорожный узел Синельниково, Мариуполь. Нависла угроза над Донбассом. Польша и Врангель были, по определению В. И. Ленина, двумя руками международного империализма, который стремился за душить Советскую власть. Украина стала снова ареной разру шительной войны. 29 апреля 1920 года В. И. Ленин и М. И. Ка линин подписали обращение к трудящимся России поддержать борьбу украинского народа. С Северного Кавказа на польский фронт, против армии Пилсудского, шла легендарная 1-я Конная армия. На ее пути на запад стоял разрушенный махновцами железнодорожный мост через Днепр у Екатеринослава. Трудя щиеся взялись за дело. О результатах работы по восстановле нию моста сообщили комиссар дороги В. И. Межлаук и заве дующий политотделом Д. И. Ефремов:
«Дружными усилиями рабочих Екатеринославских паровоз ных и Нижнеднепровских вагонных мастерских, рабочих Брян ского завода, ГОРЕМа 31, красноармейцев 23 желдордивизиона и других, а также энергичной работой технических руководителей одержана новая крупная победа на трудовом фронте. Сегодня 5 мая на 10 дней ранее назначенного срока закончено восстанов ление разрушенного белогвардейцами и махновцами Екатеринославского железнодорожного моста через Днепр и открыто по нему движение поездов. На торжестве присутствовали делегации всех рабочих и красноармейских организаций и огромная масса екатеринославских рабочих, восторженно приветствовавших трудовую победу».
На долю железнодорожников Екатерининской выпала труд ная, но вместе с тем почетная задача — перевозка частей Крас
77
ной Армии на врангелевский и польский фронты и подготовка паровозов, вагонов, оборудования для перевозки боеприпасов. Много дел было у железнодорожников Долгинцево и Алексан дровска. Бывший комендант станции Долгинцево Козлов ский П. К- вспоминает: «Для ликвидации прорыва Врангеля брошена 52-я стрелковая дивизия, с перевозкой которой долгинцевская организация успешно справилась, вся дивизия была переброшена к месту назначения, за что командованием Южно го фронта железнодорожникам объявлена благодарность».
Славные страницы борьбы с Врангелем и белополяками впи сали в историю дороги железнодорожники Симферополя, Джанкоя и других станций Крымского направления. Среди них были машинист Петр Григорьевич Дзюбанов, участник трех револю ций, впоследствии помощник военкома 7-го полка армии П. Е. Дыбенко, Иосиф Григорьевич Бахус, член партии с 1905 года, машинист бронепоезда; Василий Касьянович Савинов, комсомолец, грузчик станции Симферополь, бесстрашный раз ведчик, выполнявший задание партии в штабе Врангеля; Ма рия Осиповна Черная, жена машиниста Черного, старого боль шевика, активная участница подполья, связная партизанского отряда и многие другие.
СТРОКИ ИЗ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ
В 1920 году произошло немало памятных событий. Любозна тельные, изучая маршруты боев с «черным бароном» на участ ках Екатерининской дороги, узнают о разгроме частей Вран геля в Александровске, Мелитополе, под Юзовкой и Волнова-
хой, о беспримерной доблести |
1-й и 2-й Конных армий, об ис |
||
ключительном героизме |
51-й |
и |
15-й стрелковых дивизий, |
о неудержимой атаке 30-й стрелковой дивизии. |
|||
Откроем документы тех |
времен |
и узнаем, что происходило |
на сегодняшней мирной дороге в те бурные месяцы. Перелисты вая страницы напечатанных приказов, директив, телеграмм Командюжфронтом М. В. Фрунзе, мы с особым волнением встретим знакомые каждому нашему железнодорожнику места, где сосредотачивала свои силы и громила белые полчища армия Фрунзе — гордость и слава Советской Отчизны!
Вот он, боевой 1920-й год,— последний год гражданской вой ны на Украине. О начале боев свидетельствует ряд документов, подписанных Фрунзе, ставших частью истории Родины.
78
«22 октября... Командарму 4 тов. Лазаревичу... главными си лами армии к 24 октября івыйти на линию ст. Илларионово, ст. Раздоры, Воскресенское... Устанавливаю разграничительные линии: между 2-й конной и 4-й армиями — Скелька, Александ ровен, р. Днепр, р. Самара, Новомосковск, Константиноград...
Между 4-й и 13-й армиями — ст. Федоровка, Орехов, Васильковка, что 3 версты западнее ст. Ульяновка, ст. Радуево...»
«23 октября... Ввиду начавшегося частичного отхода против ника из Александровского района и вместе с этим сосредото чение значительных его резервов в Мелитопольском районе и западнее его не исключена возможность новой атаки противни ком Каховского плацдарма ... тщательно подготовить захват плацдармов у Никополя и Ниж. Рогачик. Наводку переправ и занятие плацдармов начать о утра 26 октября...»
«24 октября. На Днепре противник бдительно охраняет места возможных переправ с нашей стороны. В александровском на правлении частями 23-й дивизии и Повстанческой армии, пере шедшими в наступление 22 октября, разбит заслон противника, причем почти полностью захвачен в плен 4-й Дроздовекий полк, всего в числе 4000 человек. 23 октября нами занят гор. Алек сандровен».
В дни наступления Красной Армии на Врангеля на станцию Апостолово прибыл агитационно-пропагандистский поезд «Октябрьская революция», возглавляемый председателем ВЦИКа М. И. Калининым. Отсюда М. В. Фрунзе отдавал при каз войскам Южного фронта, сообщал В. И. Ленину о ходе боев.
«Телеграмма предсовобороны Ленину и ЦК РКП (б). Апосто лово. 26 октября... В ночь с 25 на 26 в Апостолове провел сове щание командармов и Ревісоветов 6, 8 и 1-й армий. Установлена полная согласованность и взаимное понимание... Даны соответ ствующие директивы в отношении Махно...»
«Апостолово. 26 октября. Противник на александровском, волновахском и мариупольском направлениях продолжает отход на линию мелитопольских укрепленных позиций... Части 6-й и 2-й конной с рассветом 26 октября приступили к наведению переправ в районе Никополя—Нижний Рогачик; последний пункт занят, причем захвачены пленные...»
«Харьков. 30 октября. Части 2-й конной и 13-й армий к ве черу 30 октября вышли на линию В. Рогачик, Б. и М. Белозерка, Тимашевка, ст. Федоровка и г. Мелитополь...»
79
«Ст. Апостолово. 5 ноября. Первый этап по ликвидации Вран геля закончен. Комбинированными действиями всех армий фронта задача окружения и уничтожения главных сил врага к северу и северо-востоку от крымских перешейков выполнена блестяще. Противник понес огромные потери, нами захвачено 100 паровозов и 2000 вагонов...»
Из телеграммы Главкому, копия В. И. Ленину:
«Ст. Мелитополь. 10 -ноября... 8 ноября началось наступле ние 6-й армии на Перекоп».
15 ноября М. В. Фрунзе послал на имя президиума Все украинской конференции Компартии Украины приветственную телеграмму армии Южного фронта. М. В. Фрунзе сообщил «в лице конференции всему коммунистическому пролетариату Украины» о беспримерном героизме войск фронта, о том, что «вчера, 14 ноября, нами заняты Симферополь и Феодосия».
В тот же день из Мелитополя М. В. Фрунзе разослал радио
грамму: «Предсовобороны товарищу |
Ленину, |
ЦК РКП (б), |
ЦК КП(б)У, редакциям «Известий», |
«Правды» |
и по радио |
всем, всем, всем: |
|
|
Сегодня наши части вступили в Севастополь. Мощными уда рами красных полков раздавлена окончательно южнорусская контрреволюция. Измученной стране открывается возможность приступить к залечиванию ран, нанесенных империалистической и гражданской войнами...»
Телеграмма В. И. Ленину:
«Ст. Джанкой. 16 ноября 1920 года. Сегодня нашей конницей занята Керчь. Южный фронт ликвидирован. Командюжфронтом — Фрунзе»1.
Гражданская война закончена. Железная дорога крымского участка освобождена.
Внеимоверно тяжелых условиях советский народ приступил
квозрождению народною хозяйства и крайне разрушенного войной железнодорожного транспорта.
1 Ф рунзе М. В. Избранные произведения, т. I. М., 1957, с. 390, 391, 394, 406, 413, 416.