Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с точки зрения всякого научного обоснования поли­

тики» !.

На основе всестороннего учета требовании объектив­ ных законов общественного развития Коммунистическая партия Советского Союза строит свою политику. Прове­ дение этой политики в жизнь также требует научного ре­ шения ряда вопросов. Среди них — определение путей со­ циально-экономического развития страны на данный исто­ рический период времени, разработка методов н средств мобилизации широких народных масс на достижение этих целей. Научное управление обществом — это, в пер­ вую очередь, выработка оптимальных форм взаимоотшения объекта и субъекта управления во имя планомер­ ного упрочения социалистического общества, достиже­ ние поставленных, на основе учета требований объек­ тивных законов общественного развития, социально-эко­ номических целей.

Любая система управления включает в себя два ос­ новных элемента: управляемую систему (объект управ­ ления) и систему управляющую (субъект управления), а также определенный тип отношений между ними. Вы­ явление методов совершенствования управляющей и уп­ равляемой структур и нахождение наиболее оптималь­ ных форм отношений между ними в пределах конкрет­ ного объединения (промышленной фирмы, учреждения, воинского подразделения и т. д.) •—основная задача бур­ жуазных ученых, занимающихся разработкой проблем управления. Иначе расматривает эти проблемы создан­ ная В. И. Лениным марксистская наука управления об­ ществом. Она не исключает, а, наоборот, предполагает всестороннее совершенствование управляемой и управ­ ляющей систем и отношений между ними в конкретных условиях. Однако за исходный момент марксистская на­ ука берет не отдельное конкретное объединение, а об­ щество в целом. Методологические принципы, положен­ ные в основу познания объекта и субъекта управления на уровне всего общества, распространяются и на кон­ кретные системы и подсистемы, разумеется, с учетом их специфики. В то же время оценка любых мероприятий, направленных на совершенствование управления в ло-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 31, стр. 132.

260

калькой группе, должка проводиться с позиций всего общества в целом.

Понятно, что принципиальное различие в подходе к проблемам совершенствования отношений «субъект — объект управления» между социалистическим и капита-

стнческим обществом

не сводится к

вышесказанному.

Главное — различие в

целях, которые

ставятся

в двух

общественных

системах

при

оптимизации

управ­

ления. Буржуазные

специалисты

по

управлению

ориентированы

на сохранение и упрочение

отношений

эксплуатации

масс, тогда

как

при социализме

совер­

шенствование управления направлено на всемерное раз­ витие всех членов общества, на приближение построения коммунизма.

Основной отличительной особенностью системы уп­ равления социалистической общественно-экономической формацией является то, что в рамках этой формации объект и субъект управления не разделены антагонисти­ ческими противоречиями, как при капитализме, а нахо­ дятся в тесном идейном и социально-политическом един­ стве. Трудящиеся массы являются не просто объектом управления, а в значительной степени участвуют в реше­ нии важнейших его проблем, т. е. все больше превраща­ ются в творческий субъект общественного управления. По мере перехода к коммунизму, когда будет осуществлен принцип перехода к коммунистическому общественному самоуправлению, это совпадение будет полным. Именно поэтому суть ленинской концепции социального управле­ ния заключается в широчайшем привлечении к управле­ нию миллионных масс трудящихся. Привлечение широ­ чайших народных масс к управлению обществом-—это не благое пожелание того или иного гуманиста, а объек­ тивная потребность развития социалистического общест­ ва. Одна из целей строящегося в нашей стране комму­

нистического общества — переход

к коммунистическому

общественному

самоуправлению — может быть достиг­

нута только путем постепенного

вовлечения в управле­

ние всех членов общества.

 

Гениально

вскрывая объективные потребности об­

щества, В. И. Ленин с первых дней установления Совет­ ской власти поставил всемирно-историческую задачу привлечения максимально широких народных масс к управлению всеми делами общества. Он говорил: «...по­ литика начинается там, где миллионы; не там, где тыся-

261


чм, а там, где миллионы, там только начинается серьез­ ная политика...» '. Политику в серьезном смысле слова, по Ленину, могут делать только массы.

Можно привести десятки и сотни ленинских высказы­ вании о вовлечении масс в дело управления. Он призы­ вал привлечь еще больше рабочих и трудящихся кре­ стьян к управлению промышленностью п народным хо­ зяйством вообще,— привлечь не только отдельных, паплучшим образом проявивших себя на работе крестьян и рабочих, привлечь обязательно в большей степени про­ фессиональные союзы, привлечь затем беспартийные ра­ бочие и крестьянские конференции, привлечь всех до по­ следнего. Во что бы то пн стало, указывал Ленин, надо разбить старый, нелепый, дикий, гнусный и мерзкий пред­ рассудок, будто управлять государством, будто ведать ор­ ганизационным строительством социалистического обще­ ства могут только так называемые «высшие классы», только богатые пли прошедшие школу богатых классов. У нас, говорил оп, есть чудесное средство сразу, одним уда­ ром удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никог­

да

не располагало и располагать не может. Это чудес­

ное

дело — привлечение трудящихся, привлечение бед­

ноты к повседневной работе управления государством. Величайшая заслуга В. И. Ленина в разработке на­ учных основ управления социалистическим обществом заключается в том, что он не только указал на относи­ тельность границ между объектом и субъектом социаль­ ного управления в условиях социализма, но и разрабо­ тал систему механизмов привлечения широчайших масс к управлению обществом. Эта система — система дикта­

туры пролетариата.

В управлении нашим обществом участвуют партий­ ные, государственные и общественные организации (проф­ союзные, комсомольские, кооперативные и т. д.). При этом руководящей и направляющей силой в системе этих организаций выступает Коммунистическая партия.

В. И. Ленин подробно охарактеризовал каждую из со­ ставных частей системы диктатуры пролетариата и всю систему в целом, считая общественные организации тру­ дящихся «зубчатыми колесами», «приводными ремнями», «передаточными механизмами» от партии к массам. Этот1

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 16—17.

262


глубоко продуманный и слаженный механизм представ­ ляет собой систему государственных и негосударственных учреждений и организаций, охватывающих все стороны жизни советского общества. «Получается, — писал Ле­ нин, — в общем п целом, формально не коммунистиче­ ский, гибкий и сравнительно широкий, весьма могучий, пролетарский аппарат, посредством которого партия свя­ зана тесно с классом и с массой и посредством которого, при руководстве партии, осуществляется диктатура клас­ са»

Разработанная В. И. Лениным схема привлечения масс к управлению через совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций трудящихся под ру­ ководством партии является блестящим образцом не формального, а реального системного подхода к позна­ нию общества и управлению им.

В центре системы управления обществом стоит Ком­ мунистическая партия: «...диктатура пролетариата невоз­ можна иначе, как через Коммунистическую партию»12. «Чтобы управлять, надо иметь армию закаленных рево- люционеров-коммунпстов, она есть, она называется пар­ тией»3. «Ни один важный политический пли организаци­ онный вопрос не решается ни одним государственным уч­ реждением в нашей республике без руководящих указа­ ний Цека партии»4.

Особое внимание В. II. Ленин уделял взаимоотноше­ ниям партии с советскими, хозяйственными и обществен­ ными организациями. Он подчеркивал, что «работа пар­ тии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий»5. Вместе с тем он при­ зывал «разграничить гораздо точнее функции партии (и Цека ее) и Соввластн; повысить ответственность и са­ мостоятельность совработпиков и совучреждений, а за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе, без теперешнего слишком частого, нерегу­ лярного, часто мелкого вмешательства»6.

Профсоюзам Ленин отводил роль надежных помощни­ ков государства, которые не должны подменять государ-

1 В.

И. Ле ин п.

Поли. собр. соч., т.41, стр. 31.

2

В.

И. Л е п и н.

Поли. собр. соч., т.43, стр. 42.

3

В.

И.

Л е и и н.

Поли. собр. соч., т. 42, стр. 254.

4

В.

И.

Ленин.

Поли. собр. соч., т. 41, стр. 30—31.

5

Там ж е, стр. 32.

0

В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 45, стр. 61.

263


ствсниую власть. Профсоюзы «не есть организация госу­ дарственная, это не есть организация принуждения, это есть организация воспитательная, организация вовлече­ ния, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничания, школа коммунизма» Будучи школой ком­ мунизма вообще, профсоюзы должны быть, в частности, школой управления социалистической промышленностью (а затем постепенно п земледелием) для всей массы ра­ бочих, а затем и для всех трудящихся.

Вместе с тем профсоюзы должны сочетать свою дея­ тельность с деятельностью государственных органов. Сближение и тесная связь профессиональных союзов с органами управления хозяйством, а затем п со всеми дру­ гими отраслями государственного управления должны ра­ сти и крепнуть, подчеркивал он.

Говоря о привлечении молодежи к участию в управле­ нии обществом, В. И. Ленин писал, что молодое поколе­ ние «должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» 1.2

Этот сложный механизм диктатуры пролетариата при­ водится в движение, вовлекая в управление многочислен­ ные массы трудящихся, благодаря организующей и нап­ равляющей силе нашего общества — Коммунистической партии Советского Союза. Только Коммунистическая партия, учил В. И. Ленин, в состоянии «руководить всей объединенной деятельностью всего пролетариата, т. е. руководить им политически, а через него руководить все­ ми трудящимися массами» 3.

Ленинская политическая линия, ее принципиальные положения являются незыблемыми для Коммунистиче­ ской партии. Используя знание законов общественного развития, раскрывая механизмы их действия, обогащая опыт масс и опираясь на этот опыт, КПСС является орга­ низатором научного управления социальными процесса­ ми социалистического общества.

В организации управления социалистическим общест­ вом огромную роль играет принцип классового, партий­ ного подхода к познанию социальной жизни. Управление

1 В.

И.

Л е н н н.

Поли. собр. соч., т. 42, стр. 203.

2

В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 41, стр. 318.

3

В.

И.

Л е и и и.

Поли. собр. соч., т. 43, стр. 94

264


в классовом обществе — это всегда политическое управ­ ление, какие бы сферы общества оно ни затрагивало. Вы­ работка же правильной политики невозможна при забве­ нии критерия классовости, партийности.

Определение правильной политической линии одина­ ково необходимо в любой исторической ситуации: как при завоевании власти, так и при построении экономической базы будущего общества. «...Вопрос стоит (и, по-марк­ систски, может стоять) лишь так: без правильного поли­ тического подхода к делу данный класс не удержит свое­ го господства, а следовательно, не сможет решить и сво­ ей производственной задачи»

Классовые интересы и стремления, закономерности борьбы классов определяют также суть политических от­ ношений между государствами. Поэтому при определении правильной политической линии, учит В. И. Ленин, долж­ ны приниматься в расчет как внутригосударственные, так

имеждународные связи и отношения: «Лишь объектив­ ный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения классов данного общества, а следовательно,

иучет объективной ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими общест­ вами может служить опорой правильной тактики передо­

вого класса»12.

Общая концепция социального управления в условиях социализма, созданная Лениным, являлась теоретико-ме­ тодологической основой разработки им конкретных прин­ ципов управления.

В нашей литературе ленинские принципы управления нашли широкое и всестороннее освещение. Полный и по­ следовательный анализ этих принципов далеко выходит за рамки настоящей работы. Поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами, призванными проиллюстриро­ вать, как ленинские принципы социального познания на­ ходят свою реализацию и конкретизацию в выработан­ ных им основных подходах к организации управления жизнью общества.

Важнейшим общим принципом социального управле­ ния является прежде всего системный подход к использованию законов общественного развития, позво­ ляющий учесть всю систему закономерных связей и

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 279. 2 В. И. Л е и н н. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 77.

265

отношении и на этой основе представить весь комплекс задач, подлежащих решению. Такой подход обеспечива­

ет адекватное

отражение в управленческих решениях

п планах всей

совокупности требовании

общественных

законов.

 

управлению в

О системном подходе к социальному

последнее время говорится очень много, приводится бес­ конечное число определений понятия «система», зарож­ дение общей теории систем выдается чуть ли не за рево­ люцию в науке.

Однако системный подход — это не изобретение XX в. Впервые системный подход был прнменсм К. Марксом, причем применен не к одному отдельному предприятию плп отдельной ячейке общества, а к анализу всего об­ щества в целом. Этот подход к обществу в целом был вос­ принят В. И. Лениным п применен им к анализу системы управления социалистическим обществом.

Системный подход к обществу в целом означает приз­ нание, что его различные элементы находятся во взаимо­ связи, а «скрепляющими» моментами этих элементов яв­ ляются определенные типы отношений между ними. Именно из учета всех элементов и специфики связи меж­ ду ними на каждом исторически определенном этапе раз­ вития общества п исходит системный подход в управле­ нии при социализме.

С точки зрения марксистско-ленинской теории, осно­ вой общества, его базисом является экономический строй, определяющий политику как часть надстройки общества. Политика, в свою очередь, воздействует на экономику: она либо тормозит экономическое развитие, либо способ­ ствует ему. Коммунистическая партия, осуществляя ру­ ководящую роль, в основу всей своей деятельности кладет принцип правильного соотношения экономики п политики в управлении производством, учитывая ленинское поло­ жение о том, что политика является концентрированным выражением экономики. Ленин подчеркивал также нераз­ рывную взаимосвязь, целостность процесса развития эко­ номики, политики и идеологии. Он показал, что идеологи­ ческая работа партии органически связана с ее эконо­ мической и политической деятельностью.

Не менее важным положением системного подхода к управлению социалистическим обществом является науч­ но обоснованное В. И. Лениным единство политического и хозяйственного руководства, которое вытекает из сущ-

266