Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
с точки зрения всякого научного обоснования поли
тики» !.
На основе всестороннего учета требовании объектив ных законов общественного развития Коммунистическая партия Советского Союза строит свою политику. Прове дение этой политики в жизнь также требует научного ре шения ряда вопросов. Среди них — определение путей со циально-экономического развития страны на данный исто рический период времени, разработка методов н средств мобилизации широких народных масс на достижение этих целей. Научное управление обществом — это, в пер вую очередь, выработка оптимальных форм взаимоотшения объекта и субъекта управления во имя планомер ного упрочения социалистического общества, достиже ние поставленных, на основе учета требований объек тивных законов общественного развития, социально-эко номических целей.
Любая система управления включает в себя два ос новных элемента: управляемую систему (объект управ ления) и систему управляющую (субъект управления), а также определенный тип отношений между ними. Вы явление методов совершенствования управляющей и уп равляемой структур и нахождение наиболее оптималь ных форм отношений между ними в пределах конкрет ного объединения (промышленной фирмы, учреждения, воинского подразделения и т. д.) •—основная задача бур жуазных ученых, занимающихся разработкой проблем управления. Иначе расматривает эти проблемы создан ная В. И. Лениным марксистская наука управления об ществом. Она не исключает, а, наоборот, предполагает всестороннее совершенствование управляемой и управ ляющей систем и отношений между ними в конкретных условиях. Однако за исходный момент марксистская на ука берет не отдельное конкретное объединение, а об щество в целом. Методологические принципы, положен ные в основу познания объекта и субъекта управления на уровне всего общества, распространяются и на кон кретные системы и подсистемы, разумеется, с учетом их специфики. В то же время оценка любых мероприятий, направленных на совершенствование управления в ло-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 31, стр. 132.
260
калькой группе, должка проводиться с позиций всего общества в целом.
Понятно, что принципиальное различие в подходе к проблемам совершенствования отношений «субъект — объект управления» между социалистическим и капита-
стнческим обществом |
не сводится к |
вышесказанному. |
|||||
Главное — различие в |
целях, которые |
ставятся |
в двух |
||||
общественных |
системах |
при |
оптимизации |
управ |
|||
ления. Буржуазные |
специалисты |
по |
управлению |
||||
ориентированы |
на сохранение и упрочение |
отношений |
|||||
эксплуатации |
масс, тогда |
как |
при социализме |
совер |
шенствование управления направлено на всемерное раз витие всех членов общества, на приближение построения коммунизма.
Основной отличительной особенностью системы уп равления социалистической общественно-экономической формацией является то, что в рамках этой формации объект и субъект управления не разделены антагонисти ческими противоречиями, как при капитализме, а нахо дятся в тесном идейном и социально-политическом един стве. Трудящиеся массы являются не просто объектом управления, а в значительной степени участвуют в реше нии важнейших его проблем, т. е. все больше превраща ются в творческий субъект общественного управления. По мере перехода к коммунизму, когда будет осуществлен принцип перехода к коммунистическому общественному самоуправлению, это совпадение будет полным. Именно поэтому суть ленинской концепции социального управле ния заключается в широчайшем привлечении к управле нию миллионных масс трудящихся. Привлечение широ чайших народных масс к управлению обществом-—это не благое пожелание того или иного гуманиста, а объек тивная потребность развития социалистического общест ва. Одна из целей строящегося в нашей стране комму
нистического общества — переход |
к коммунистическому |
|
общественному |
самоуправлению — может быть достиг |
|
нута только путем постепенного |
вовлечения в управле |
|
ние всех членов общества. |
|
|
Гениально |
вскрывая объективные потребности об |
щества, В. И. Ленин с первых дней установления Совет ской власти поставил всемирно-историческую задачу привлечения максимально широких народных масс к управлению всеми делами общества. Он говорил: «...по литика начинается там, где миллионы; не там, где тыся-
261
чм, а там, где миллионы, там только начинается серьез ная политика...» '. Политику в серьезном смысле слова, по Ленину, могут делать только массы.
Можно привести десятки и сотни ленинских высказы вании о вовлечении масс в дело управления. Он призы вал привлечь еще больше рабочих и трудящихся кре стьян к управлению промышленностью п народным хо зяйством вообще,— привлечь не только отдельных, паплучшим образом проявивших себя на работе крестьян и рабочих, привлечь обязательно в большей степени про фессиональные союзы, привлечь затем беспартийные ра бочие и крестьянские конференции, привлечь всех до по следнего. Во что бы то пн стало, указывал Ленин, надо разбить старый, нелепый, дикий, гнусный и мерзкий пред рассудок, будто управлять государством, будто ведать ор ганизационным строительством социалистического обще ства могут только так называемые «высшие классы», только богатые пли прошедшие школу богатых классов. У нас, говорил оп, есть чудесное средство сразу, одним уда ром удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никог
да |
не располагало и располагать не может. Это чудес |
ное |
дело — привлечение трудящихся, привлечение бед |
ноты к повседневной работе управления государством. Величайшая заслуга В. И. Ленина в разработке на учных основ управления социалистическим обществом заключается в том, что он не только указал на относи тельность границ между объектом и субъектом социаль ного управления в условиях социализма, но и разрабо тал систему механизмов привлечения широчайших масс к управлению обществом. Эта система — система дикта
туры пролетариата.
В управлении нашим обществом участвуют партий ные, государственные и общественные организации (проф союзные, комсомольские, кооперативные и т. д.). При этом руководящей и направляющей силой в системе этих организаций выступает Коммунистическая партия.
В. И. Ленин подробно охарактеризовал каждую из со ставных частей системы диктатуры пролетариата и всю систему в целом, считая общественные организации тру дящихся «зубчатыми колесами», «приводными ремнями», «передаточными механизмами» от партии к массам. Этот1
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 16—17.
262
глубоко продуманный и слаженный механизм представ ляет собой систему государственных и негосударственных учреждений и организаций, охватывающих все стороны жизни советского общества. «Получается, — писал Ле нин, — в общем п целом, формально не коммунистиче ский, гибкий и сравнительно широкий, весьма могучий, пролетарский аппарат, посредством которого партия свя зана тесно с классом и с массой и посредством которого, при руководстве партии, осуществляется диктатура клас са»
Разработанная В. И. Лениным схема привлечения масс к управлению через совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций трудящихся под ру ководством партии является блестящим образцом не формального, а реального системного подхода к позна нию общества и управлению им.
В центре системы управления обществом стоит Ком мунистическая партия: «...диктатура пролетариата невоз можна иначе, как через Коммунистическую партию»12. «Чтобы управлять, надо иметь армию закаленных рево- люционеров-коммунпстов, она есть, она называется пар тией»3. «Ни один важный политический пли организаци онный вопрос не решается ни одним государственным уч реждением в нашей республике без руководящих указа ний Цека партии»4.
Особое внимание В. II. Ленин уделял взаимоотноше ниям партии с советскими, хозяйственными и обществен ными организациями. Он подчеркивал, что «работа пар тии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий»5. Вместе с тем он при зывал «разграничить гораздо точнее функции партии (и Цека ее) и Соввластн; повысить ответственность и са мостоятельность совработпиков и совучреждений, а за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе, без теперешнего слишком частого, нерегу лярного, часто мелкого вмешательства»6.
Профсоюзам Ленин отводил роль надежных помощни ков государства, которые не должны подменять государ-
1 В. |
И. Ле ин п. |
Поли. собр. соч., т.41, стр. 31. |
||
2 |
В. |
И. Л е п и н. |
Поли. собр. соч., т.43, стр. 42. |
|
3 |
В. |
И. |
Л е и и н. |
Поли. собр. соч., т. 42, стр. 254. |
4 |
В. |
И. |
Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 41, стр. 30—31. |
5 |
Там ж е, стр. 32. |
|||
0 |
В. И. Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 45, стр. 61. |
263
ствсниую власть. Профсоюзы «не есть организация госу дарственная, это не есть организация принуждения, это есть организация воспитательная, организация вовлече ния, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничания, школа коммунизма» Будучи школой ком мунизма вообще, профсоюзы должны быть, в частности, школой управления социалистической промышленностью (а затем постепенно п земледелием) для всей массы ра бочих, а затем и для всех трудящихся.
Вместе с тем профсоюзы должны сочетать свою дея тельность с деятельностью государственных органов. Сближение и тесная связь профессиональных союзов с органами управления хозяйством, а затем п со всеми дру гими отраслями государственного управления должны ра сти и крепнуть, подчеркивал он.
Говоря о привлечении молодежи к участию в управле нии обществом, В. И. Ленин писал, что молодое поколе ние «должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» 1.2
Этот сложный механизм диктатуры пролетариата при водится в движение, вовлекая в управление многочислен ные массы трудящихся, благодаря организующей и нап равляющей силе нашего общества — Коммунистической партии Советского Союза. Только Коммунистическая партия, учил В. И. Ленин, в состоянии «руководить всей объединенной деятельностью всего пролетариата, т. е. руководить им политически, а через него руководить все ми трудящимися массами» 3.
Ленинская политическая линия, ее принципиальные положения являются незыблемыми для Коммунистиче ской партии. Используя знание законов общественного развития, раскрывая механизмы их действия, обогащая опыт масс и опираясь на этот опыт, КПСС является орга низатором научного управления социальными процесса ми социалистического общества.
В организации управления социалистическим общест вом огромную роль играет принцип классового, партий ного подхода к познанию социальной жизни. Управление
1 В. |
И. |
Л е н н н. |
Поли. собр. соч., т. 42, стр. 203. |
|
2 |
В. И. Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 41, стр. 318. |
||
3 |
В. |
И. |
Л е и и и. |
Поли. собр. соч., т. 43, стр. 94 |
264
в классовом обществе — это всегда политическое управ ление, какие бы сферы общества оно ни затрагивало. Вы работка же правильной политики невозможна при забве нии критерия классовости, партийности.
Определение правильной политической линии одина ково необходимо в любой исторической ситуации: как при завоевании власти, так и при построении экономической базы будущего общества. «...Вопрос стоит (и, по-марк систски, может стоять) лишь так: без правильного поли тического подхода к делу данный класс не удержит свое го господства, а следовательно, не сможет решить и сво ей производственной задачи»
Классовые интересы и стремления, закономерности борьбы классов определяют также суть политических от ношений между государствами. Поэтому при определении правильной политической линии, учит В. И. Ленин, долж ны приниматься в расчет как внутригосударственные, так
имеждународные связи и отношения: «Лишь объектив ный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения классов данного общества, а следовательно,
иучет объективной ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими общест вами может служить опорой правильной тактики передо
вого класса»12.
Общая концепция социального управления в условиях социализма, созданная Лениным, являлась теоретико-ме тодологической основой разработки им конкретных прин ципов управления.
В нашей литературе ленинские принципы управления нашли широкое и всестороннее освещение. Полный и по следовательный анализ этих принципов далеко выходит за рамки настоящей работы. Поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами, призванными проиллюстриро вать, как ленинские принципы социального познания на ходят свою реализацию и конкретизацию в выработан ных им основных подходах к организации управления жизнью общества.
Важнейшим общим принципом социального управле ния является прежде всего системный подход к использованию законов общественного развития, позво ляющий учесть всю систему закономерных связей и
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 279. 2 В. И. Л е и н н. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 77.
265
отношении и на этой основе представить весь комплекс задач, подлежащих решению. Такой подход обеспечива
ет адекватное |
отражение в управленческих решениях |
|
п планах всей |
совокупности требовании |
общественных |
законов. |
|
управлению в |
О системном подходе к социальному |
последнее время говорится очень много, приводится бес конечное число определений понятия «система», зарож дение общей теории систем выдается чуть ли не за рево люцию в науке.
Однако системный подход — это не изобретение XX в. Впервые системный подход был прнменсм К. Марксом, причем применен не к одному отдельному предприятию плп отдельной ячейке общества, а к анализу всего об щества в целом. Этот подход к обществу в целом был вос принят В. И. Лениным п применен им к анализу системы управления социалистическим обществом.
Системный подход к обществу в целом означает приз нание, что его различные элементы находятся во взаимо связи, а «скрепляющими» моментами этих элементов яв ляются определенные типы отношений между ними. Именно из учета всех элементов и специфики связи меж ду ними на каждом исторически определенном этапе раз вития общества п исходит системный подход в управле нии при социализме.
С точки зрения марксистско-ленинской теории, осно вой общества, его базисом является экономический строй, определяющий политику как часть надстройки общества. Политика, в свою очередь, воздействует на экономику: она либо тормозит экономическое развитие, либо способ ствует ему. Коммунистическая партия, осуществляя ру ководящую роль, в основу всей своей деятельности кладет принцип правильного соотношения экономики п политики в управлении производством, учитывая ленинское поло жение о том, что политика является концентрированным выражением экономики. Ленин подчеркивал также нераз рывную взаимосвязь, целостность процесса развития эко номики, политики и идеологии. Он показал, что идеологи ческая работа партии органически связана с ее эконо мической и политической деятельностью.
Не менее важным положением системного подхода к управлению социалистическим обществом является науч но обоснованное В. И. Лениным единство политического и хозяйственного руководства, которое вытекает из сущ-
266