Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пости н природы коммунистической общественно-эконо­

мической формации. Принцип

единства

политического

и хозяйственного руководства

означает

необходимость

исходить из политических целей и интересов при решении всех хозяйственных вопросов и учитывать политические последствия всех хозяйственных актов; он требует пра­ вильного сочетания хозяйственной работы с политическим воспитанием масс. Хозяйственная политика — это дело не только руководителей, но и всего народа: «Мы должны заниматься делом... В буржуазном строе делом занима­ лись хозяева, а не государственные органы, а у нас хо­ зяйственное дело — наше общее дело. Это самая для нас интересная политика» '.

Глубоко диалектический характер носит разработка Лепиным принципов демократического централизма, со­ четания единоначалия и участия масс в управлении. Де­ мократический централизм позволяет соединить центра­ лизованное плановое начало в управлении с развитием широкой инициативы масс. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин следующим образом определил сущность принципа демо­ кратического централизма: «Наша задача теперь — про­ вести именно демократический централизм в области хо­ зяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, пред­ полагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только мест­ ных особенностей, но и местного почина, местной инициа­ тивы, разнообразия путей, приемов п средств движения к общей цели» 1.2

Демократию в управлении Ленин понимал как моби­ лизацию п реализацию творческой энергии масс, высту­ пая решительно против установления бюрократического единообразия сверху: «Живое творчество масс, — писал он, — вот основной фактор новой общественности... Соци­ ализм не создается по указам сверху. Его духу чужд ка­ зенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»3.

1 В. И. Л е м н н.

Поли. собр. соч., т. 43, стр. 330.

2 В. II. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 36, стр.

152.

3 В. И. Ле пи п.

Поли. собр. соч., т. 35, стр.

57.

267


«С демократическим и социалистическим централиз­ мом ни шаблонизирование ни установление единообразия сверху не имеет ничего общего. Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечива­ ется многообразием в подробностях, в местных особенно­ стях, в приемах подхода к делу, в способах осуществле­ ния контроля...» 1

Развивая марксистское понимание единоначалия в уп­ равлении, В. И. Ленин говорил, что всякая крупная ма­ шинная индустрия,— т. е. именно материальный, произ­ водственный источник и фундамент социализма,— требу­ ет безусловного и строжайшего единства воли, направля­ ющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч

людей.

Отсюда проистекает недопустимость противопостав­ ления демократии и единоначалия. Принцип демократи­ ческого централизма предполагает их диалектическое единство. Надо научиться, призывал он, соединять вместе бурный, быощий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекослов­ ным повиновением воле одного лица, советского руко­ водителя, во время труда.

Демократическое обсуждение массами всех интере­ сующих их хозяйственных вопросов должно органически сочетаться с установлением строжайшей ответственнос­ ти за исполнительские функции п безусловно дисципли­ нированным, добровольным исполнением предписаний и распоряжений, необходимых для того, чтобы хозяйствен­ ный механизм работал действительно так, как работают часы.

Существенное значение в социальном управлении об­ щественными процессами имеет умелое сочетание едино­ началия и коллегиальности. Необходимость сочетания этих двух начал в управлении общественными процесса­ ми выражена им в яркой и образной формуле: «Обсуж­ дение-— сообща, а ответственность — единолична»12.

Процесс коллективного труда не может оставаться без точного установления ответственности руководителя: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов уп­

равления в советских учреждениях

должно сопровож­

1 В.

И.

Л е н и п.

Поли. собр. соч., т.

35,

стр.

203.

2 В.

И.

Ленин.

Поли. собр. соч., т.

44,

стр.

165.

268


даться установлением самой точной ответственности к а жд о г о из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ»

Несмотря на свое различие, эти две формы управле­ ния составляют единое целое. Как руководство общест­ венным производством, где широко применяется единона­ чалие, так и работа партийных и советских организаций, во главе которых стоят коллективные органы, основаны на принципе демократического централизма. Это значит, что в обоих случаях руководство может быть успешным лишь при условии активного участия широких масс тру­ дящихся в управлении обществом.

Важный общий принцип социального управления — принцип отраслевого и территориального разделения об­ щественного труда. Разрабатывая этот принцип управле­ ния народным хозяйством страны, В. И. Ленин писал: «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит... территориальное разделение труда, специализа­ ция отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» 21.

Территориальное деление общества основывается на учете исторически сложившихся природных, хозяйствен­ ных, национальных и других особенностей. «У нас теперь деление России на областные районы, — писал В. И. Ле­ нин, — произведено по научным основаниям, при учете хозяйственных условий, климатических, бытовых, условий получения топлива, местной промышленности и т. д.» 3

Наличие в обществе территориальных единиц и раз­ личных сфер общественной жизни, отраслей экономики и культуры является объективной основой территориально­ отраслевого принципа как принципа научного управления обществом. При разработке народнохозяйственных пла­ нов обеспечивается взаимосвязанное, комплексное разви­ тие производительных сил по союзным республикам и эко­ номическим районам. Сочетание отраслевого принципа планового руководства с территориальным требует от каждого отраслевого ведомства и министерства эффек­ тивной работы подчиненных ему предприятий, а от тер-

1 В. И. Л е н и и. 2 В. И. Лепин. 3 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 37, стр. 365. Поли. собр. соч., т. 3, стр. 431. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 115.

269


рпторпальных органов хозяйственного управления разра­ ботки вопросов комплексного использования производи­ тельных сил данного района.

Особое значение Ленин придавал образцовой поста­ новке дел нс только в пределах различных отраслей (уп­ равление по вертикали), но п в пределах отдельной мест­ ности (управление по горизонтали), т. е. не одного хозяй­ ства, не одной отрасли хозяйства, не одного предприятия, а суммы всех хозяйственных отношений, суммы всего хо­ зяйственного оборота, хотя бы небольшой местности.

Территориальный н отраслевой разрезы общества тес­ но переплетаются, а соответствующие им территориаль­ ное п отраслевое управления образуют две стороны едино­ го целого. Абсолютизация территориального принципа приводит к местничеству, к забвению интересов общест­ ва. Абсолютизация же отраслевого принципа приводит к ведомственности, к забвению интересов территориаль­ ных единиц, экономических районов. Только эффектив­ ное сочетание обоих разрезов планового управления соз­ дает возможность конкретного и оперативного руководст­ ва общественными процессами в масштабе всей страны, обеспечивает наиболее рациональное планирование и раз­ витие народного хозяйства СССР.

§2. Социальное прогнозирование

ипланирование

Управление развитием социалистического общества может осуществляться только на базе научного прогнози­ рования н планирования. Прогноз и план — это объектив­ но необходимая основа научного управления. Именно па основе научного планирования советский народ под ру­ ководством Коммунистической партии Советского Союза решил всемирно-историческую задачу полной ликвидации эксплуататорских классов, создал социалистические про­ изводственные отношения в городе и деревне, осуществил индустриализацию страны и коллективизацию сельско­ го хозяйства, построил развитое социалистическое обще­ ство.

Прогнозирование и планирование социальной жизни неразрывно связаны с постижением закономерностей об­ щественного развития.

Научный прогноз отличается от гаданий о будущем, от беспочвенного прожектерства прежде всего тем, что он опирается на объективные знания о внутренних вза-

270

ммосннзях ян,пений исследуемой сферы и ж идни общест­ ва, па понимание тенденций развития социальной дейст­ вительности, Поэтому разработка н умелое применение, марксистско-ленинских принципов социального нодпания имеет решающее знамение для развертывания паумиого прогнозирования.

С позиций ленинской теории отражения социальный прогноз можно рассматривать как идеальную модель ре­ ально возможных будущих процессов и явлений, постро­ енную па основании знания закономерностей существова­ ния и развития общественного объекта.

Блестящие образцы прогнозов величайшей социаль­ ной важности мы находим в работах Б. И. Ленина. На основании открытого им закона неравномерности эконо­ мического и политического развития капитализма Ленин предсказал возможность победы пролетарской револю­ ции первоначально в одной, отдельно взятой стране. Опи­ раясь на тезис о преимуществах коллективного хозяйст­ ва, он прогнозировал победу колхозного строя в СССР на самой заре производственного кооперирования в деревне. Число подобных примеров можно было бы умножить.

Чем глубже наши знания о мире, тем точнее может быть прогноз. Разумеется, для подлинно научного прог­ ноза мало владеть методологией познания социальной жизни. На основе этой методологии должна быть перера­ ботана огромная масса фактов, что требует широкого развертывания работ по сбору, накоплению и анализу социальной и научно-технической информации. Как спра­ ведливо отмечал У. Р. Эшби, разум человека всегда огра­ ничен количеством получаемой и обрабатываемой ин­ формации '. В современных условиях научное прогнози­ рование все чаще опирается на использование мощных средств электронно-вычислительной техники. Однако ни­ какие технические средства не могут дать желаемого эф­ фекта, если исследователь не владеет научной теорией социального процесса или исходит из ложных методоло­ гических предпосылок.

Все сказанное выше о роли методологии социального познания может быть с полным правом отнесено не толь­ ко к прогнозированию, но п к планированию. Более того, роль методологии в разработке планов развития общест-1

1 См.: «Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная»,

М„ 1968, стр. 38—47.

271


ва, его отдельных сфер, областей и звеньев еще выше. В отличие от прогноза план — это директива к действию. Он указывает не только цели движения, но п средства и пути достижения этих целей. Это значит, что процесс планирования должен осуществляться на базе глубоко­ го понимания механизмов управления общественными процессами.

«Наши перспективные планы, рассчитанные на реше­ ние коренных экономических и социальных задач, — ука­ зывает Л. И. Брежнев, — должны включать в себя и на­ ши цели, и наметки наиболее выгодных путей их достиже­ ния, выработанные в результате оценки разных вариан­ тов. Именно на такой основе можно правильно опреде­ лить и конкретные задачи, которые будут решаться в сле­ дующем году и следующем пятилетии»1.

Смысл и назначение «планомерной организации об­ щественно-производственного прогресса», согласно В. И. Ленину, заключается в том, чтобы обеспечить «бла­ госостояние и всестороннее развитие всех членов общест­ ва». Именно поэтому он подчеркивал, что наши планы должны быть планами «экономического и социального строительства»12.

Нельзя не отметить, что граница между экономиче­ ским и социальным планированием никогда не бывает строгой. Она в определенной мере условна, ибо в процес­ се решения хозяйственных, экономических задач решают­ ся одни и в то же время возникают другие социальные проблемы. В. И. Ленин учил видеть социальные послед­ ствия экономических и технических изменений в жизни общества в результате выполнения наших планов. С дру­ гой стороны, предусматриваемые социальными планами цели во многих случаях могут быть достигнуты только на путях экономических преобразований. Ленинский план ГОЭЛРО наряду с техноэкономнческой программой уже предусматривал существенное изменение той многоуклад­ ное™ с ее социальным контекстом, которая досталась в наследство молодой республике Советов. Эти традиции внимания к планированию социальных процессов можно проследить в решениях всех съездов партии после рево­ люции, включая XXIV съезд КПСС.

Отдельные элементы экономического планирования

1 Л.

И.

Бр е жн е в . Дело Ленина живет и побеждает. М., 1970,

стр. 28.

И.

Л е и н н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 352.

2 В.

272