Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
пости н природы коммунистической общественно-эконо
мической формации. Принцип |
единства |
политического |
и хозяйственного руководства |
означает |
необходимость |
исходить из политических целей и интересов при решении всех хозяйственных вопросов и учитывать политические последствия всех хозяйственных актов; он требует пра вильного сочетания хозяйственной работы с политическим воспитанием масс. Хозяйственная политика — это дело не только руководителей, но и всего народа: «Мы должны заниматься делом... В буржуазном строе делом занима лись хозяева, а не государственные органы, а у нас хо зяйственное дело — наше общее дело. Это самая для нас интересная политика» '.
Глубоко диалектический характер носит разработка Лепиным принципов демократического централизма, со четания единоначалия и участия масс в управлении. Де мократический централизм позволяет соединить центра лизованное плановое начало в управлении с развитием широкой инициативы масс. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин следующим образом определил сущность принципа демо кратического централизма: «Наша задача теперь — про вести именно демократический централизм в области хо зяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, пред полагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только мест ных особенностей, но и местного почина, местной инициа тивы, разнообразия путей, приемов п средств движения к общей цели» 1.2
Демократию в управлении Ленин понимал как моби лизацию п реализацию творческой энергии масс, высту пая решительно против установления бюрократического единообразия сверху: «Живое творчество масс, — писал он, — вот основной фактор новой общественности... Соци ализм не создается по указам сверху. Его духу чужд ка зенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»3.
1 В. И. Л е м н н. |
Поли. собр. соч., т. 43, стр. 330. |
|
2 В. II. Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 36, стр. |
152. |
3 В. И. Ле пи п. |
Поли. собр. соч., т. 35, стр. |
57. |
267
«С демократическим и социалистическим централиз мом ни шаблонизирование ни установление единообразия сверху не имеет ничего общего. Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечива ется многообразием в подробностях, в местных особенно стях, в приемах подхода к делу, в способах осуществле ния контроля...» 1
Развивая марксистское понимание единоначалия в уп равлении, В. И. Ленин говорил, что всякая крупная ма шинная индустрия,— т. е. именно материальный, произ водственный источник и фундамент социализма,— требу ет безусловного и строжайшего единства воли, направля ющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч
людей.
Отсюда проистекает недопустимость противопостав ления демократии и единоначалия. Принцип демократи ческого централизма предполагает их диалектическое единство. Надо научиться, призывал он, соединять вместе бурный, быощий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекослов ным повиновением воле одного лица, советского руко водителя, во время труда.
Демократическое обсуждение массами всех интере сующих их хозяйственных вопросов должно органически сочетаться с установлением строжайшей ответственнос ти за исполнительские функции п безусловно дисципли нированным, добровольным исполнением предписаний и распоряжений, необходимых для того, чтобы хозяйствен ный механизм работал действительно так, как работают часы.
Существенное значение в социальном управлении об щественными процессами имеет умелое сочетание едино началия и коллегиальности. Необходимость сочетания этих двух начал в управлении общественными процесса ми выражена им в яркой и образной формуле: «Обсуж дение-— сообща, а ответственность — единолична»12.
Процесс коллективного труда не может оставаться без точного установления ответственности руководителя: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов уп
равления в советских учреждениях |
должно сопровож |
|||||
1 В. |
И. |
Л е н и п. |
Поли. собр. соч., т. |
35, |
стр. |
203. |
2 В. |
И. |
Ленин. |
Поли. собр. соч., т. |
44, |
стр. |
165. |
268
даться установлением самой точной ответственности к а жд о г о из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ»
Несмотря на свое различие, эти две формы управле ния составляют единое целое. Как руководство общест венным производством, где широко применяется единона чалие, так и работа партийных и советских организаций, во главе которых стоят коллективные органы, основаны на принципе демократического централизма. Это значит, что в обоих случаях руководство может быть успешным лишь при условии активного участия широких масс тру дящихся в управлении обществом.
Важный общий принцип социального управления — принцип отраслевого и территориального разделения об щественного труда. Разрабатывая этот принцип управле ния народным хозяйством страны, В. И. Ленин писал: «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит... территориальное разделение труда, специализа ция отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» 21.
Территориальное деление общества основывается на учете исторически сложившихся природных, хозяйствен ных, национальных и других особенностей. «У нас теперь деление России на областные районы, — писал В. И. Ле нин, — произведено по научным основаниям, при учете хозяйственных условий, климатических, бытовых, условий получения топлива, местной промышленности и т. д.» 3
Наличие в обществе территориальных единиц и раз личных сфер общественной жизни, отраслей экономики и культуры является объективной основой территориально отраслевого принципа как принципа научного управления обществом. При разработке народнохозяйственных пла нов обеспечивается взаимосвязанное, комплексное разви тие производительных сил по союзным республикам и эко номическим районам. Сочетание отраслевого принципа планового руководства с территориальным требует от каждого отраслевого ведомства и министерства эффек тивной работы подчиненных ему предприятий, а от тер-
1 В. И. Л е н и и. 2 В. И. Лепин. 3 В. И. Ленин.
Поли. собр. соч., т. 37, стр. 365. Поли. собр. соч., т. 3, стр. 431. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 115.
269
рпторпальных органов хозяйственного управления разра ботки вопросов комплексного использования производи тельных сил данного района.
Особое значение Ленин придавал образцовой поста новке дел нс только в пределах различных отраслей (уп равление по вертикали), но п в пределах отдельной мест ности (управление по горизонтали), т. е. не одного хозяй ства, не одной отрасли хозяйства, не одного предприятия, а суммы всех хозяйственных отношений, суммы всего хо зяйственного оборота, хотя бы небольшой местности.
Территориальный н отраслевой разрезы общества тес но переплетаются, а соответствующие им территориаль ное п отраслевое управления образуют две стороны едино го целого. Абсолютизация территориального принципа приводит к местничеству, к забвению интересов общест ва. Абсолютизация же отраслевого принципа приводит к ведомственности, к забвению интересов территориаль ных единиц, экономических районов. Только эффектив ное сочетание обоих разрезов планового управления соз дает возможность конкретного и оперативного руководст ва общественными процессами в масштабе всей страны, обеспечивает наиболее рациональное планирование и раз витие народного хозяйства СССР.
§2. Социальное прогнозирование
ипланирование
Управление развитием социалистического общества может осуществляться только на базе научного прогнози рования н планирования. Прогноз и план — это объектив но необходимая основа научного управления. Именно па основе научного планирования советский народ под ру ководством Коммунистической партии Советского Союза решил всемирно-историческую задачу полной ликвидации эксплуататорских классов, создал социалистические про изводственные отношения в городе и деревне, осуществил индустриализацию страны и коллективизацию сельско го хозяйства, построил развитое социалистическое обще ство.
Прогнозирование и планирование социальной жизни неразрывно связаны с постижением закономерностей об щественного развития.
Научный прогноз отличается от гаданий о будущем, от беспочвенного прожектерства прежде всего тем, что он опирается на объективные знания о внутренних вза-
270
ммосннзях ян,пений исследуемой сферы и ж идни общест ва, па понимание тенденций развития социальной дейст вительности, Поэтому разработка н умелое применение, марксистско-ленинских принципов социального нодпания имеет решающее знамение для развертывания паумиого прогнозирования.
С позиций ленинской теории отражения социальный прогноз можно рассматривать как идеальную модель ре ально возможных будущих процессов и явлений, постро енную па основании знания закономерностей существова ния и развития общественного объекта.
Блестящие образцы прогнозов величайшей социаль ной важности мы находим в работах Б. И. Ленина. На основании открытого им закона неравномерности эконо мического и политического развития капитализма Ленин предсказал возможность победы пролетарской револю ции первоначально в одной, отдельно взятой стране. Опи раясь на тезис о преимуществах коллективного хозяйст ва, он прогнозировал победу колхозного строя в СССР на самой заре производственного кооперирования в деревне. Число подобных примеров можно было бы умножить.
Чем глубже наши знания о мире, тем точнее может быть прогноз. Разумеется, для подлинно научного прог ноза мало владеть методологией познания социальной жизни. На основе этой методологии должна быть перера ботана огромная масса фактов, что требует широкого развертывания работ по сбору, накоплению и анализу социальной и научно-технической информации. Как спра ведливо отмечал У. Р. Эшби, разум человека всегда огра ничен количеством получаемой и обрабатываемой ин формации '. В современных условиях научное прогнози рование все чаще опирается на использование мощных средств электронно-вычислительной техники. Однако ни какие технические средства не могут дать желаемого эф фекта, если исследователь не владеет научной теорией социального процесса или исходит из ложных методоло гических предпосылок.
Все сказанное выше о роли методологии социального познания может быть с полным правом отнесено не толь ко к прогнозированию, но п к планированию. Более того, роль методологии в разработке планов развития общест-1
1 См.: «Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная»,
М„ 1968, стр. 38—47.
271
ва, его отдельных сфер, областей и звеньев еще выше. В отличие от прогноза план — это директива к действию. Он указывает не только цели движения, но п средства и пути достижения этих целей. Это значит, что процесс планирования должен осуществляться на базе глубоко го понимания механизмов управления общественными процессами.
«Наши перспективные планы, рассчитанные на реше ние коренных экономических и социальных задач, — ука зывает Л. И. Брежнев, — должны включать в себя и на ши цели, и наметки наиболее выгодных путей их достиже ния, выработанные в результате оценки разных вариан тов. Именно на такой основе можно правильно опреде лить и конкретные задачи, которые будут решаться в сле дующем году и следующем пятилетии»1.
Смысл и назначение «планомерной организации об щественно-производственного прогресса», согласно В. И. Ленину, заключается в том, чтобы обеспечить «бла госостояние и всестороннее развитие всех членов общест ва». Именно поэтому он подчеркивал, что наши планы должны быть планами «экономического и социального строительства»12.
Нельзя не отметить, что граница между экономиче ским и социальным планированием никогда не бывает строгой. Она в определенной мере условна, ибо в процес се решения хозяйственных, экономических задач решают ся одни и в то же время возникают другие социальные проблемы. В. И. Ленин учил видеть социальные послед ствия экономических и технических изменений в жизни общества в результате выполнения наших планов. С дру гой стороны, предусматриваемые социальными планами цели во многих случаях могут быть достигнуты только на путях экономических преобразований. Ленинский план ГОЭЛРО наряду с техноэкономнческой программой уже предусматривал существенное изменение той многоуклад ное™ с ее социальным контекстом, которая досталась в наследство молодой республике Советов. Эти традиции внимания к планированию социальных процессов можно проследить в решениях всех съездов партии после рево люции, включая XXIV съезд КПСС.
Отдельные элементы экономического планирования
1 Л. |
И. |
Бр е жн е в . Дело Ленина живет и побеждает. М., 1970, |
стр. 28. |
И. |
Л е и н н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 352. |
2 В. |
272