Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
свойственны в современную эпоху и капиталистическому обществу. Осуществление локальных планов и программ в мире частной собственности также ведет к определен ным социальным последствиям. Но в подавляющем боль шинстве случаев эти последствия вызывают еще боль шее обострение противоречий капитализма, усиливают социальные конфликты. Подобный «общественный эф фект» вовсе не предусматривался буржуазным государ ством или отдельными монополиями, разрабатывавшими и проводившими в жизнь экономические и технические планы.
Утверждение общественной собственности не только создало возможность единого народнохозяйственного планирования, охватывающего все уровни и все сферы экономической деятельности.
На базе общественной собственности возникает каче ственно новая ступень планирования, когда развитие эко номики выступает не как самоцель, а как средство обеспе чения построения нового, коммунистического общества. В едином плане отражаются задачи постепенного фор мирования материально-технической базы этого общест ва, развитие производственных отношений, подъема куль турно-технического уровня трудящихся, создания и укреп ления подлинно человеческих отношений между людьми.
В ходе развития и совершенствования социалистиче ского планирования приобретают все большее значение вопросы воздействия на социальные процессы, причем глубина и диапазон этого воздействия, его средства и методы претерпевают радикальные изменения. В рамках экономического планирования возникают и разрабатыва ются многообразно представленные и ярко выраженные социальные аспекты плана, происходит зарождение и ста новление целостной системы социального планирования.
По своему конечному результату как экономическое, так и социальное планирование создают огромное поле возможностей, на котором человеческая личность смо жет проявить себя во всем своем многообразии. Рост благосостояния, жилищного и коммунального строитель ства, увеличение свободного времени, наконец, особое место и внимание к народному образованию ■— все это имеет конечной целью создание нового человека нового, коммунистического общества.
В настоящий период социальные аспекты народно хозяйственного планирования выдвигаются на первый
10-30 |
273 |
план. Речь в данном случае идет не о какой-то «пере стройке», а о диалектике развития системы народнохо зяйственного планирования, когда время его подчинения важнейшему соображению — «во что бы то ни стало уве личить количество продуктов» — осталось далеко позади. Всесторонний анализ этих диалектических сдвигов дан на XXIV съезде КПСС, связавшем вопрос о гармониче ском, сбалансированном планировании всех сторон эко номики и культуры с принципиальными особенностями развитого социалистического общества.
В маши дни, когда наука превращается в непосредст венную производительную силу, а культурно-технический уровень трудящихся становится важнейшим фактором производства, Особенно актуально звучит тезис марксиз ма, что экономический прогресс реализуется не сам по себе, а через действия личностей, творящих историю. Экономика, будучи базисом общества, испытывает на себе огромное обратное воздействие политической, идео логической и других сфер социальной жизни. В этих ус ловиях все большую роль играет научное управление обществом, которое, опираясь на марксистско-ленинское учение, должно умело учитывать связь макро- и микро структур, механизм взаимного влияния производствен ной и непроизводственной сфер.
Научно-техническая революция предъявляет к пла нированию особые требования. Новая техника, оснащен ная современными средствами автоматики, новая техно логия, опирающаяся на последние достижения научной мысли, неразрывно связаны с новым, более высоким культурно-техническим уровнем работника производст ва. Сегодня экономика зримо выступает как сфера, где тесно переплетены и производство, и наука, и образова ние, и культура.
Без глубокого понимания взаимосвязей различных сторон общественной жизни, без учета долговременных последствий тех или иных, казалось бы, локальных ре шений, нельзя управлять экономической жизнью социа листического общества. Эти взаимосвязи и последствия далеко не всегда очевидны, и одного только «здравого смысла», практического опыта для принятия правильных решений недостаточно. Так, например, несомненно, что уровень жилищного строительства влияет на демографи ческие тенденции в обществе. Но связь эта, как показы вает практика, далеко не столь прямолинейна, как пред
274
ставлялось некоторым. Улучшение жилищных условий, переселение людей в отдельные квартиры само по себе не влечет за собой значительного повышения рождае мости, а в ряде случаев даже оказывает обратное воз действие. Темпы воспроизводства населения зависят от многообразных обстоятельств и факторов, среди кото рых — и нормы обеспеченности жильем, и уровень зара ботной платы, и темпы урбанизации, и развитие системы вечернего и заочного образования и множество других. Между тем, понятно, что прогнозирование будущих тру довых ресурсов страны — важнейшая задача плановой работы. От того, как складываются перспективы в об ласти демографической, в известной мере зависят наме чаемые темпы и пропорции развития важнейших отрас лей производства, науки, культуры.
Огромное значение приобретает в плановой работе учет всесторонних взаимосвязей производственной и не производственной сфер. Серьезнейшим фактором разви тия общества является, в частности, подготовка и вклю чение подрастающих поколений в материальное и духов ное производство, в конкретные трудовые коллективы (социальное воспроизводство). Социальное планирование призвано регулировать и обеспечивать этот процесс через развитие системы общего и специального образования, массовые коммуникации, формы и способы материаль ного и морального стимулирования, предусматривая ак тивизацию деятельности по управлению и самоуправле нию в трудовых коллективах.
Л. И. Брежнев подчеркивает: «Сейчас, когда партия решает задачи дальнейшего подъема экономики и совер шенствования системы управления народным хозяйством, особое значение приобретает еще более широкое вовле чение трудящихся в активную управленческую деятель ность, более полное использование в этом деле их опы та и знаний» ‘.
В числе первоочередных задач, стоящих перед совет ским обществом,— задача превращения сферы обслу живания в высокоиндустриальную отрасль народного хо зяйства, ибо от этого зависит степень удовлетворения растущих запросов трудящихся города и деревни. Уста
новление |
правильных пропорций |
между сферой произ-1 |
1 Л. И. |
Б р е ж н е в. Речь на торжественном заседании в Алма- |
|
Ате, посвященном 20-летию освоения |
целины. «Правда», 1974, |
|
16 марта. |
|
|
10* |
|
275 |
водства и сферой обслуживания требует глубокого изу чения как потребностей населения, так и ресурсов, кото рыми располагает общество на данном этапе его раз вития. Столь же актуальным является обеспечение про порционального развития видов духовного производст ва, в первую очередь, опережающего развития науки по отношению к технике и материальному производству, поддержания высоких темпов роста научных и инженер но-технических кадров для успешной реализации требо ваний научно-технической революции.
Далее, во внутренних связях самого общества проис ходит ряд качественных изменений.
Эффективность плановой работы сегодня в огромной степени зависит от того, насколько широко используют ся при разработке планов результаты разносторонних социальных исследований. Эти исследования должны от ражать как позитивные, так и негативные моменты раз вития, как желательные, так и подлежащие устранению тенденции.
Социальная жизнь сложна и управление ею требует учета диалектической противоречивости происходящих процессов в стремительно меняющемся мире. Нельзя, например, не видеть, что в современных условиях взаи мосвязь и взаимовлияние отдельных профессиональных, территориальных, национальных и тому подобных групп внутри общества значительно возросли. Из года в год растет мобильность населения. Как развитие экономиче ских отношений, так и распространение современных средств массовых коммуникаций окончательно ликвиди руют разъединенность, «замкнутость» отдельных районов, местностей, групп населения. В системе внутренних свя зей общества происходят определенные качественные изменения. Но этот процесс, положительный по своему существу, связан и с некоторыми нежелательными мо ментами, например с текучестью кадров. По-настоящему эффективная борьба с текучестью кадров одними адми нистративными или пропагандистскими мерами невоз можна. Ведь в ряде случаев, так называемая текучесть вызывается такими причинами, как появление новых, бо лее привлекательных профессий, повышение квалифика ции работника, который не находит применения своим возросшим знаниям на старом месте и т. д.
Научное управление общественными процессами в данном случае заключается в умении вскрыть причины
276
текучести, учесть их и заменить стихийный процесс орга низованным, планомерным перемещением кадров с уче том нужд общества и интересов работников.
Разумеется, общество, развивающееся по плану, опи рающееся на научное знание, далеко не всегда может полностью ликвидировать негативные моменты, порож даемые противоречиями хода истории. Но плановое уп равление позволяет свести эти моменты к минимуму, не допустить их выхода за те пределы, за которыми они мо гут превратиться в серьезный тормоз коммунистического строительства.
Повышение мобильности населения не только след ствие прогресса техники, экономики, системы массовых коммуникаций. Мобильность населения — необходимое условие дальнейшего развития общества. Возникновение новых центров промышленности связано зачастую с пе ремещением больших групп населения в другие, ранее не освоенные районы. Появление новых производств, отми рание ряда старых вызывает существенные квалификаци онные и профессиональные сдвиги, требует от людей сме ны рода занятий, места работы и т. д. Психологическая неподготовленность к таким изменениям может стать тормозом научно-технического прогресса.
Профессиональная, территориальная, квалификацион ная мобильность не только требование стремительно раз вивающегося производства в эпоху научно-технической революции. Она является одним из условий развития личности, всестороннего проявления ее возможностей и способностей. Еще до Октябрьской революции В. И. Ле нин указывал, что подвижность населения — важное ус ловие его развития. Задача заключается не в том, чтобы ликвидировать мобильность (поскольку с нею связаны и отрицательные моменты), а в том, чтобы осуществить ее научное регулирование в интересах как всего общества, так и отдельных его членов.
Если для капиталистического общества характерна стихийная мобильность населения, то при социалистиче ском строе мобильность не только может, но и должна быть планомерно руководимой, сознательно управляе мой, организованной.
Серьезные задачи встают в связи с этим перед систе мой образования. Она призвана в современных условиях удовлетворить потребности общества в таких специа листах, которые смогли бы, имея широкое общее образо
277
вание, овладеть несколькими профессиями, имели бы ба зу для овладения — в случае необходимости — новой спе циальностью.
По существу образование для каждого работника уже
внедалеком будущем должно стать перманентным.
Вэпоху научно-технической революции знания, полу
ченные кадрами в школе, профессиональном училище, техникуме или институте, быстро стареют. Специалисты считают, что квалификация инженера, полученная в вузе, обесценивается примерно на пятьдесят процентов в тече ние десяти лет. Преодоление этого противоречия возмож но, с одной стороны, на путях изменения характера под готовки специалистов, привития им в первую очередь умения самостоятельно овладевать новыми знаниями, а с другой — на путях систематического, планомерного пере обучения специалистов, повышения их квалификации.
Несомненно, что управление системой перманентного образования, включая перестройку первоначальной под готовки специалистов, должно опираться на детальный прогноз развития не только науки и техники, но и всей социально-экономической жизни общества.
Классики марксизма отмечали, что в коммунистиче ском обществе отомрет старое разделение труда, при ко тором человек на всю жизнь прикован к определенной узкой профессии, обладает лишь сугубо специальными, частными профессиональными навыками. Развертываю щиеся в период научно-технической революции процессы представляют по существу ступень в преодолении старо го разделения труда. Но для управления этим процессом необходимо исследование конкретных условий, в которых развертывается предсказанный в принципе еще К. Марк сом и Ф. Энгельсом процесс.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что для уп равления и планирования социалистического общества совершенно недостаточно знания общих положений марк сизма, что необходимо всегда рассматривать конкретную ситуацию, в которой эти общие положения проявляются и реализуются. Это его указание как нельзя более акту ально в наши дни.
На примере развития и совершенствования системы образования отчетливо видна условность, относитель ность грани между экономическим и социальным плани рованием. Планирование образования — это, несомненно, планирование социальное. Но в то же время оно высту
278
пает сегодня как неотъемлемая часть планирования раз вития производства, планирования экономического. Как справедливо заметил Г. Скоров, «вложения в образова ние следует рассматривать целиком как производитель ные капиталовложения при условии, что по своему содер жанию полученные в процессе обучения знания соответ ствуют объективным потребностям общественного произ водства. Такой взгляд полностью согласуется с тезисом Маркса о накопленных знаниях как «основном капита
ле» ’.
Познание социальных процессов, опирающееся на марксистско-ленинскую методологию, всегда было осно вой построения планов развития социалистического об щества. Но в современных условиях требования планиро вания к общественной науке возрастают неизмеримо. Эти требования касаются не только глубины исследований, их актуальности и практической значимости. Само поле исследований общественной жизни должно непрерывно расширяться, широта охвата явлений возрастать и, что весьма важно, должна повышаться оперативность сбора, накопления и анализа фактов.
В период научно-технической революции резко воз росли скорости изменений условий жизни общества, на много стремительнее, чем прежде, меняются отдельные стороны психологии людей, потребности и желания боль ших групп населения, их установки и воспринимаемые стимулы. Поэтому анализ результатов планомерного воздействия на общество должен проводиться как мож но быстрее и, самое главное, не от случая к случаю, а систематически, постоянно. Для управления обществом нужна оперативная научная информация, текущая соци альная статистика, охватывающая весь круг проблем, связанных с деятельностью человека, отражающая все факторы, оказывающие воздействие на формирование личности в конкретных условиях места и времени.
Социалистическое планирование должно опираться на научные рекомендации, полученные в результате иссле дования всей полноты фактов. Оно несовместимо с субъ
ективизмом в отборе фактов |
и их |
интерпретации, |
со |
|
стремлением подменить действительное желаемым. |
|
|||
Чем дальше продвигается |
наше |
общество по пути1 |
||
1 Г. Е. Скоров. |
Развивающиеся |
страны: образование, |
заня |
|
тость, экономический |
рост. М., 1971, стр. 35—36. |
|
279