Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

свойственны в современную эпоху и капиталистическому обществу. Осуществление локальных планов и программ в мире частной собственности также ведет к определен­ ным социальным последствиям. Но в подавляющем боль­ шинстве случаев эти последствия вызывают еще боль­ шее обострение противоречий капитализма, усиливают социальные конфликты. Подобный «общественный эф­ фект» вовсе не предусматривался буржуазным государ­ ством или отдельными монополиями, разрабатывавшими и проводившими в жизнь экономические и технические планы.

Утверждение общественной собственности не только создало возможность единого народнохозяйственного планирования, охватывающего все уровни и все сферы экономической деятельности.

На базе общественной собственности возникает каче­ ственно новая ступень планирования, когда развитие эко­ номики выступает не как самоцель, а как средство обеспе­ чения построения нового, коммунистического общества. В едином плане отражаются задачи постепенного фор­ мирования материально-технической базы этого общест­ ва, развитие производственных отношений, подъема куль­ турно-технического уровня трудящихся, создания и укреп­ ления подлинно человеческих отношений между людьми.

В ходе развития и совершенствования социалистиче­ ского планирования приобретают все большее значение вопросы воздействия на социальные процессы, причем глубина и диапазон этого воздействия, его средства и методы претерпевают радикальные изменения. В рамках экономического планирования возникают и разрабатыва­ ются многообразно представленные и ярко выраженные социальные аспекты плана, происходит зарождение и ста­ новление целостной системы социального планирования.

По своему конечному результату как экономическое, так и социальное планирование создают огромное поле возможностей, на котором человеческая личность смо­ жет проявить себя во всем своем многообразии. Рост благосостояния, жилищного и коммунального строитель­ ства, увеличение свободного времени, наконец, особое место и внимание к народному образованию ■— все это имеет конечной целью создание нового человека нового, коммунистического общества.

В настоящий период социальные аспекты народно­ хозяйственного планирования выдвигаются на первый

10-30

273


план. Речь в данном случае идет не о какой-то «пере­ стройке», а о диалектике развития системы народнохо­ зяйственного планирования, когда время его подчинения важнейшему соображению — «во что бы то ни стало уве­ личить количество продуктов» — осталось далеко позади. Всесторонний анализ этих диалектических сдвигов дан на XXIV съезде КПСС, связавшем вопрос о гармониче­ ском, сбалансированном планировании всех сторон эко­ номики и культуры с принципиальными особенностями развитого социалистического общества.

В маши дни, когда наука превращается в непосредст­ венную производительную силу, а культурно-технический уровень трудящихся становится важнейшим фактором производства, Особенно актуально звучит тезис марксиз­ ма, что экономический прогресс реализуется не сам по себе, а через действия личностей, творящих историю. Экономика, будучи базисом общества, испытывает на себе огромное обратное воздействие политической, идео­ логической и других сфер социальной жизни. В этих ус­ ловиях все большую роль играет научное управление обществом, которое, опираясь на марксистско-ленинское учение, должно умело учитывать связь макро- и микро­ структур, механизм взаимного влияния производствен­ ной и непроизводственной сфер.

Научно-техническая революция предъявляет к пла­ нированию особые требования. Новая техника, оснащен­ ная современными средствами автоматики, новая техно­ логия, опирающаяся на последние достижения научной мысли, неразрывно связаны с новым, более высоким культурно-техническим уровнем работника производст­ ва. Сегодня экономика зримо выступает как сфера, где тесно переплетены и производство, и наука, и образова­ ние, и культура.

Без глубокого понимания взаимосвязей различных сторон общественной жизни, без учета долговременных последствий тех или иных, казалось бы, локальных ре­ шений, нельзя управлять экономической жизнью социа­ листического общества. Эти взаимосвязи и последствия далеко не всегда очевидны, и одного только «здравого смысла», практического опыта для принятия правильных решений недостаточно. Так, например, несомненно, что уровень жилищного строительства влияет на демографи­ ческие тенденции в обществе. Но связь эта, как показы­ вает практика, далеко не столь прямолинейна, как пред­

274

ставлялось некоторым. Улучшение жилищных условий, переселение людей в отдельные квартиры само по себе не влечет за собой значительного повышения рождае­ мости, а в ряде случаев даже оказывает обратное воз­ действие. Темпы воспроизводства населения зависят от многообразных обстоятельств и факторов, среди кото­ рых — и нормы обеспеченности жильем, и уровень зара­ ботной платы, и темпы урбанизации, и развитие системы вечернего и заочного образования и множество других. Между тем, понятно, что прогнозирование будущих тру­ довых ресурсов страны — важнейшая задача плановой работы. От того, как складываются перспективы в об­ ласти демографической, в известной мере зависят наме­ чаемые темпы и пропорции развития важнейших отрас­ лей производства, науки, культуры.

Огромное значение приобретает в плановой работе учет всесторонних взаимосвязей производственной и не­ производственной сфер. Серьезнейшим фактором разви­ тия общества является, в частности, подготовка и вклю­ чение подрастающих поколений в материальное и духов­ ное производство, в конкретные трудовые коллективы (социальное воспроизводство). Социальное планирование призвано регулировать и обеспечивать этот процесс через развитие системы общего и специального образования, массовые коммуникации, формы и способы материаль­ ного и морального стимулирования, предусматривая ак­ тивизацию деятельности по управлению и самоуправле­ нию в трудовых коллективах.

Л. И. Брежнев подчеркивает: «Сейчас, когда партия решает задачи дальнейшего подъема экономики и совер­ шенствования системы управления народным хозяйством, особое значение приобретает еще более широкое вовле­ чение трудящихся в активную управленческую деятель­ ность, более полное использование в этом деле их опы­ та и знаний» ‘.

В числе первоочередных задач, стоящих перед совет­ ским обществом,— задача превращения сферы обслу­ живания в высокоиндустриальную отрасль народного хо­ зяйства, ибо от этого зависит степень удовлетворения растущих запросов трудящихся города и деревни. Уста­

новление

правильных пропорций

между сферой произ-1

1 Л. И.

Б р е ж н е в. Речь на торжественном заседании в Алма-

Ате, посвященном 20-летию освоения

целины. «Правда», 1974,

16 марта.

 

 

10*

 

275


водства и сферой обслуживания требует глубокого изу­ чения как потребностей населения, так и ресурсов, кото­ рыми располагает общество на данном этапе его раз­ вития. Столь же актуальным является обеспечение про­ порционального развития видов духовного производст­ ва, в первую очередь, опережающего развития науки по отношению к технике и материальному производству, поддержания высоких темпов роста научных и инженер­ но-технических кадров для успешной реализации требо­ ваний научно-технической революции.

Далее, во внутренних связях самого общества проис­ ходит ряд качественных изменений.

Эффективность плановой работы сегодня в огромной степени зависит от того, насколько широко используют­ ся при разработке планов результаты разносторонних социальных исследований. Эти исследования должны от­ ражать как позитивные, так и негативные моменты раз­ вития, как желательные, так и подлежащие устранению тенденции.

Социальная жизнь сложна и управление ею требует учета диалектической противоречивости происходящих процессов в стремительно меняющемся мире. Нельзя, например, не видеть, что в современных условиях взаи­ мосвязь и взаимовлияние отдельных профессиональных, территориальных, национальных и тому подобных групп внутри общества значительно возросли. Из года в год растет мобильность населения. Как развитие экономиче­ ских отношений, так и распространение современных средств массовых коммуникаций окончательно ликвиди­ руют разъединенность, «замкнутость» отдельных районов, местностей, групп населения. В системе внутренних свя­ зей общества происходят определенные качественные изменения. Но этот процесс, положительный по своему существу, связан и с некоторыми нежелательными мо­ ментами, например с текучестью кадров. По-настоящему эффективная борьба с текучестью кадров одними адми­ нистративными или пропагандистскими мерами невоз­ можна. Ведь в ряде случаев, так называемая текучесть вызывается такими причинами, как появление новых, бо­ лее привлекательных профессий, повышение квалифика­ ции работника, который не находит применения своим возросшим знаниям на старом месте и т. д.

Научное управление общественными процессами в данном случае заключается в умении вскрыть причины

276

текучести, учесть их и заменить стихийный процесс орга­ низованным, планомерным перемещением кадров с уче­ том нужд общества и интересов работников.

Разумеется, общество, развивающееся по плану, опи­ рающееся на научное знание, далеко не всегда может полностью ликвидировать негативные моменты, порож­ даемые противоречиями хода истории. Но плановое уп­ равление позволяет свести эти моменты к минимуму, не допустить их выхода за те пределы, за которыми они мо­ гут превратиться в серьезный тормоз коммунистического строительства.

Повышение мобильности населения не только след­ ствие прогресса техники, экономики, системы массовых коммуникаций. Мобильность населения — необходимое условие дальнейшего развития общества. Возникновение новых центров промышленности связано зачастую с пе­ ремещением больших групп населения в другие, ранее не освоенные районы. Появление новых производств, отми­ рание ряда старых вызывает существенные квалификаци­ онные и профессиональные сдвиги, требует от людей сме­ ны рода занятий, места работы и т. д. Психологическая неподготовленность к таким изменениям может стать тормозом научно-технического прогресса.

Профессиональная, территориальная, квалификацион­ ная мобильность не только требование стремительно раз­ вивающегося производства в эпоху научно-технической революции. Она является одним из условий развития личности, всестороннего проявления ее возможностей и способностей. Еще до Октябрьской революции В. И. Ле­ нин указывал, что подвижность населения — важное ус­ ловие его развития. Задача заключается не в том, чтобы ликвидировать мобильность (поскольку с нею связаны и отрицательные моменты), а в том, чтобы осуществить ее научное регулирование в интересах как всего общества, так и отдельных его членов.

Если для капиталистического общества характерна стихийная мобильность населения, то при социалистиче­ ском строе мобильность не только может, но и должна быть планомерно руководимой, сознательно управляе­ мой, организованной.

Серьезные задачи встают в связи с этим перед систе­ мой образования. Она призвана в современных условиях удовлетворить потребности общества в таких специа­ листах, которые смогли бы, имея широкое общее образо­

277


вание, овладеть несколькими профессиями, имели бы ба­ зу для овладения — в случае необходимости — новой спе­ циальностью.

По существу образование для каждого работника уже

внедалеком будущем должно стать перманентным.

Вэпоху научно-технической революции знания, полу­

ченные кадрами в школе, профессиональном училище, техникуме или институте, быстро стареют. Специалисты считают, что квалификация инженера, полученная в вузе, обесценивается примерно на пятьдесят процентов в тече­ ние десяти лет. Преодоление этого противоречия возмож­ но, с одной стороны, на путях изменения характера под­ готовки специалистов, привития им в первую очередь умения самостоятельно овладевать новыми знаниями, а с другой — на путях систематического, планомерного пере­ обучения специалистов, повышения их квалификации.

Несомненно, что управление системой перманентного образования, включая перестройку первоначальной под­ готовки специалистов, должно опираться на детальный прогноз развития не только науки и техники, но и всей социально-экономической жизни общества.

Классики марксизма отмечали, что в коммунистиче­ ском обществе отомрет старое разделение труда, при ко­ тором человек на всю жизнь прикован к определенной узкой профессии, обладает лишь сугубо специальными, частными профессиональными навыками. Развертываю­ щиеся в период научно-технической революции процессы представляют по существу ступень в преодолении старо­ го разделения труда. Но для управления этим процессом необходимо исследование конкретных условий, в которых развертывается предсказанный в принципе еще К. Марк­ сом и Ф. Энгельсом процесс.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что для уп­ равления и планирования социалистического общества совершенно недостаточно знания общих положений марк­ сизма, что необходимо всегда рассматривать конкретную ситуацию, в которой эти общие положения проявляются и реализуются. Это его указание как нельзя более акту­ ально в наши дни.

На примере развития и совершенствования системы образования отчетливо видна условность, относитель­ ность грани между экономическим и социальным плани­ рованием. Планирование образования — это, несомненно, планирование социальное. Но в то же время оно высту­

278

пает сегодня как неотъемлемая часть планирования раз­ вития производства, планирования экономического. Как справедливо заметил Г. Скоров, «вложения в образова­ ние следует рассматривать целиком как производитель­ ные капиталовложения при условии, что по своему содер­ жанию полученные в процессе обучения знания соответ­ ствуют объективным потребностям общественного произ­ водства. Такой взгляд полностью согласуется с тезисом Маркса о накопленных знаниях как «основном капита­

ле» ’.

Познание социальных процессов, опирающееся на марксистско-ленинскую методологию, всегда было осно­ вой построения планов развития социалистического об­ щества. Но в современных условиях требования планиро­ вания к общественной науке возрастают неизмеримо. Эти требования касаются не только глубины исследований, их актуальности и практической значимости. Само поле исследований общественной жизни должно непрерывно расширяться, широта охвата явлений возрастать и, что весьма важно, должна повышаться оперативность сбора, накопления и анализа фактов.

В период научно-технической революции резко воз­ росли скорости изменений условий жизни общества, на­ много стремительнее, чем прежде, меняются отдельные стороны психологии людей, потребности и желания боль­ ших групп населения, их установки и воспринимаемые стимулы. Поэтому анализ результатов планомерного воздействия на общество должен проводиться как мож­ но быстрее и, самое главное, не от случая к случаю, а систематически, постоянно. Для управления обществом нужна оперативная научная информация, текущая соци­ альная статистика, охватывающая весь круг проблем, связанных с деятельностью человека, отражающая все факторы, оказывающие воздействие на формирование личности в конкретных условиях места и времени.

Социалистическое планирование должно опираться на научные рекомендации, полученные в результате иссле­ дования всей полноты фактов. Оно несовместимо с субъ­

ективизмом в отборе фактов

и их

интерпретации,

со

стремлением подменить действительное желаемым.

 

Чем дальше продвигается

наше

общество по пути1

1 Г. Е. Скоров.

Развивающиеся

страны: образование,

заня­

тость, экономический

рост. М., 1971, стр. 35—36.

 

279