Файл: Махалдиани, В. В. Двигатели внутреннего сгорания с автоматическим регулированием степени сжатия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
иав, 'Маюау подвижной части .поршня, массы иглы и таружины (разгрузочного клапана, жесткость пружины іклапаніа, раз меры отверстий масляных каналов ів поршне, величину хода поршня, длину шатуна и др.
И.з других факторш, оказывающих заметное влияние на работу поршня, следует отметить: число оборотов двигате ля, диапазон 'изменения скоростей, характер изменения на грузки, давление в масляной системе двигателя, изменение динамического напора масла в каналах поршня, вязкость масла, степень износа уплотнений и т. д.
Расчетным путем установлено, что перечисленные фак торы не в одинаковой степени способны оказывать (влияние «а характер регулирования максимальных давлений в ци линдре двигателя. К факторам, оказывающим заметное влияние, можно отнести: размеры масляных камер, проход ное сечение разгрузочного клапана, проходное сечение дрос селирующего отверстия, массу подвижной части поршня и упругость пружины разгрузочного клапана, а так же число оборотов двигателя ;и изменение давления масла в системе питания поршня.
Расчеты показывают, что увеличение площади попереч ного сечения верхней масляной камеры способствует пони жению давления масли в этой камере при работе поршня и тем самым появляется возможность использования более слабой пружины для разгрузочного клапана, способствую щей уменьшению габаритных размеров самого «лапана и массы поршня. Однако при этом возникает необходимость увеличения площади проходного сечения выпускной щели разгрузочного клапана, а также обратного клапана, питаю щего верхнюю масляную камеру. При ограниченной площа
ди проходного сечения разгрузочного клапана |
увеличение |
|
объема |
верхней масляной камеры приводит к |
уменьшению |
высоты |
перемещения наружной части поршня |
и к повыше |
нию pz тах. Кроме того сильно возростает время, потребное для восстановления первоначальных значений давления ста рания на переходном режиме увеличения нагрузки. По этой причине при конструировании ПАРСС вопрос выбора гео метрических размеров верхней масляной камеры должен ре шаться с учетом возможности размещения клапанов с уве-
16. В. В. Махалдиани, И. Ф. Эджибия, А. М. Леонидзе |
241 |
лишенными проходными сечениями. При ограниченных га баритах разгрузочного клапана размеры верхней масляной камеры должны быть уменьшены.
Расчеты показывают, что изменение площади попереч ного сечения нижней кольцевой камеры при сохранении про чих факторов постоянными, оказывает сильное влияние на величину перемещения поршня при насосных ходах, т. е. при перемещении наружной части поршня в сторону увели чения степени сжатия. Увеличение этой площади приводит к заметному уменьшению высоты перемещения стакана порш ня и способствует снижению рг тах, юднаіко сказанное в свою очередь может привести к затягиванию периода увеличения степени сжатия при уменьшении нагрузки двигателя. Объем нижней кольцевой камеры в первую очередь оказывает влия ние на условия работы обратного клапана, питающего эту камеру. Если учесть, что заполнение нижней камеры проис ходит за период перемещения наружного стакана вниз при разгрузке поршня, что составляет примерно 0 , 1 продолжи тельности рабочего цикла или 0,006 сек., становится очевид ным, что даже незначительное увеличение размеров кольце вой камеры требует значительного увеличения производи тельности питающего клапана.
В связи с ограниченностью пространства для размеще ния обратного клапана большой производительности жела тельно, чтобы размеры кольцевой камеры были по возмож ности малыми.
Влияние геометрических размеров нижней кольцевой ка меры исследовалось е учетом пропускной способности дрос селирующего отверстия. Как показали расчеты, поперечное сечение дросселирующего отверстия оказывает большое влияние на величину перемещения поршня в период насос ных ходов. Увеличение диаметра отверстия дросселирующе го жиклера при постоянном объеме кольцевой камеры при водит к заметному возрастанию амплитуды колебаний наруж ного стакана іи к увеличению е й рг тах на установившемся режиме. При увеличении нагрузки время для восстановления первоначальных значений давления заметно воэростает. Од нако тут же следует отметить, чію установление геометрн-
242
ческих размеров дросселирующего отверстия должно произіводитьоя с учетом тепловыделения в процессе работы, т. к. высота колебаний наружной части ПАРСС определяет коли чество циркулирующего в системе поршня масла и отвод тепла от поршня, что является основным определяющим фактором при расчете площади проходного сечения дроссе лирующего отверстия.
Рис. 117. Влияние массы наружного стакана поршня на перемещение стакана в период насосных ходов.
Одним из конструктивных факторов, оказывающих силь ное влияние на способность поршня регулировать макси мальные давления ® цилиндре, является масса наружной части поршня т. На рис. 117 приводится зависимость меж ду ходом подвижной части поршня и углом поворота ко ленчатого вала. График построен в результате расчета уста новившегося режима іработы двигателя для различных зна чений массы наружной части поршня. За массу, равную 100%, принята масса стакана из алюминиевого сплава. Гра фик показывает, что масса стакана оказывает значительное влияние на характер его перемещения. Увеличение массы до 335%, что соответствует случаю использования чугунно го стакана, приводит к увеличению высоты перемещения стакана в период насосных ходов на 50%. Однако это явле ние может компенсироваться соответствующим подбором
243
іп-рохюдных сечений р-азгрузочііюг-о клапана я дросселирую'' щѳго отверстия.
Задача усложняется при расчете переходного режима работы двигателя при изменении числа оборотов -коленчато го вала. В этом случае особое значение приобретает фактор числа оборотов двигателя. Последования на ЭВМ подтверж дают мнение, приведенное в работе [27] о том, что изменение оборотов -приводит к значительному нарушению соотноше ния сил, определяющих -настройку ПАР-СС. Изменение обо ротов двигателя, подобно увеличению массы стакана, при водит к возрастанию высоты перемещения подвижной части поршня из-за увеличения инерционной нагрузки. -Однако это увеличение протекает -с большей интенсивностью в результа те квадратичной зависимости -между аилой инерции стакана
ичислом оборотов двигателя. С другой стороны изменение числа оборотов -коленчатого вала вызывает изменение дина мического напора масла в системе литания поршня. Расчет ным путем установлено, что ,в зависимости от скоростного режима работы двигателя динамический напор в каналах шатуна быстроходнаго дизеля может изменяться в 3—4 раза
инамного превосходить статическое давление в системе смазки двигателя. Соответственно этому будут меняться условия питания рабочих камер и -следовательно характер перемещения наружной части поршня. Совместное воздей ствие факторов увеличения динамичеокоіго напора и инер ции подвижной части поршня м-огут приводить к такому возрастанию амплитуды колебаний поршня, что в некоторых случаях оно может исчисляться миллиметрами, что приво
дит к недопустимому повышению степени -сжатия и к чрез мерному увеличению pzтах.
Как отмечалось выше, факторами, с помощью которых возможно предотвратить повышение степени сжатия из-за увеличения числа оборотов, считаются масса иглы разгру зочного -клапана при использовании компенсационного кла пана, а также масса пружины клапана и ее характеристика.
Расчеты показывают, что увеличением массы иглы разгрузочного клапана в принципе возможно -компѳнсиро-
244
вать вышесказанное повышение давления сгорания при из менении числа оборотов двигателя. Однако, в виду ограни ченности размеров клапана в реальном поршне, а следова тельно н незначительности его массы, решение этого вопро са затруднено.
Другим фактором, способствующим сохранению регули руемого давления на переходных режимах работы двигате ля является упругость пружины разгрузочного клапана. Ус тановлено, что с повышением жесткости пружины подъем иглы клапана ограничивается и, соответственно уменьшается количество масла, вытекающего из верхней камеры, тем самым ограничивая ход наружной части поршня в сторону уменьшения степени сжатия. Разгрузочный клапан с менее жесткой пружиной обеспечивает более быстрое открывание проходной щели и имеет лучшую характеристику при пони жении степени сжатия, а также больше 'способствует сохра нению установленных значений ргтах при изменении ско ростного режима.
Рис. 118. Влияние давления масла в системе смазки на перемещение
наружного стакана в период насосных ходов.
Из остальных факторов, оказывающих сильное влияние на характер работы ПАРСС 'следует отметить влияние дав ления масла ри в системе смазки двигателя. На рис. 118 представлен график, устанавливающий зависимость между перемещением наружной части поршня и поворотом колен-
245
чатого вала горя различных значениях давления масла в сис теме смазки двигателя. График показывает, что при прочих равных условиях работы, рост ри от 1 0 0 до 330% вызывает увеличение высоты подъема стакана вдвое. Вместе с тем происходит заметное расширение периода движения наруж ного стакана в сторону увеличения степени сжатия. Указан ное явление сильно способствует повышению степени сжатия двигателя выше оптимального и неизбежно приводит к по вышение /?zmax.
В заключение следует отметить, что теоретическое ис следование всех факторов с помощью чисто математической модели не представляется возможным и носит условный ха рактер. Окончательные выводы можно делать только после проведения ряда экспериментов, подтверждающих правиль ность использованных математических соотношений. Одна ко проведенные расчеты позволяют выявить основные сторо ны в поведении ПАРСС при изменении того .или иного фак тора и дают возможность конструировать поршни автомати чески регулирующие степень сжатия в первом приближении.
§3. Установка для исследования гидравлической системы поршня, автоматически регулирующего степень сжатия
Создание поршня для выюакофорсираваініного дизеля, является весьма сложной задачей, требующей затраты боль шого 'количества времени, потребного на отработку кон струкции поршня, и выбора материала, выдерживающего высокие механические и тепловые нагрузки. В данном случае это усложняется и тем, что поршень, автоматически регули рующий степень сжатия должен иметь гидравлическую сис тему, четко работающую на заданном режиме и удовлетво ряющую всем требованиям, которые предъявляются к ней для получения оптимальной степени сжатия .в зависимости от нагрузки.
Таким образом, при ооздании поршня для форсирован ного дизеля приходится одновременно решать несколько за дач, с одной стороны, касающихся прочности и тепловой стойкости поршня, а с другой, правильного подбора гидрав лической системы, от работы которой зависит прочность не только самого поршня, но и всего двигателя. С целью экоцо-
246
мии .материала и затрат .на изготовление поршней, а также времени на доводку целесообразно часть работы переносить на безмоторные установки, имитирующие реальные условия двигателя. Одним из таких решений может быть создание установки для исследования и доводки только гидравличес кой системы поршня автоматически регулирующего степень сжатая. Основной принцип при создании такой установки за ключается в воспроизведении всех сил, действующих на под вижной стакан поршня в реальном двигателе, и возможности перемещения стакана в зависимости от этих сил. Кроме то го, необходимым .является соблюдение масштабного факто ра, т. е. геометрические размеры подвижного стакана и де талей гидравлической оистемы были бы такими же, как на
поршне для двигателя или отвечали бы условиям |
подобия. |
С целью изучения работы гидравлической |
оистемы |
поршня и отработки его элементов в условиях близких к ус ловиям работы на двигателе в Институте механики машин АН ГССР была создана установка, в которой использовался одноцилиндровый двигатель.
Взамен головки был изготвлен целый узел, в котором размещался поршень. В этом случае силы от давления га зов, действующие на подвижной стакан, имитировались воз духом, который сжимался ів двигателе при прокрутке его от балансирной электрической машины. Для получения требуе мых высоких давлений сжатия использовался поршневой компрессор с автономным приводом Воздух из компрессора подавался под давлением во впускной коллектор двигателя. Регулирование давления воздуха осуществлялось с помощью кранов, установленных в магистрали на входе и выходе дви гателя. Поскольку в данном случае подвижной стакан порш ня не совершает возвратно-поступательного движения, зада ваемого кривошипно-шатунным механизмом в реальном двигателе, то для имитации действующих сил инерции ис пользовался масляный насос с золотниковым распределите лем, осуществляющим подачу масла под давлением в каме ру над подвижным стаканом, сдвинутую по фазе соглаоно (кинематике кривошипно-шатунного механизма. Внутренние силы, действующие н.а подвижной стакан поршня от давле ния масла, воспроизводились полностью как на двигателе.
247
Принципиальная схема установки для исследования ги дравлической системы поршня с автоматически регулируе мой 'степенью сжатия представлена на риіс. 119. Коленчатый
ä _£ ю |
и и п /4 IS /4 |
і \ л
Рис. 119. Схема установки для исследования гидравлической системы поршня.
218
вал, .приводящийся во вращение балансирной. машиной, дви жет поршень 3, который последовательио .производит впуск, сжатие, расширение и выхлоп воздуха в циліиндре 1. Каме ра над поршнем Сі посредством канала Сг сообщена с ка мерой Сз и образует камеру сжатия I, объем которой опре деляется суммой объемов Сі, Сг и С3. Впускной коллектор 6 с помощью турбопровода соединяется с ресивером порш невого компрессора.
Во врем« такта сжатия воздух сжимается в камере I и давит на днище регулирующего поршня 2 1 , который имеет возможность перемещения вдоль оси цилиндра 25 относи тельно неподвижного поршня 2 2 . При изменении положения поршня 21 происходит изменение объема камеры сжатия I. Одновременно меняются объемы и других камер, образую щихся между торцевыми поверхностями деталей механизма регулирования степени сжатия — камер II, III и IV. При перемещении поршня 2 1 вверх, объемы камер Іи III увели чиваются, а камер II іи IV — уменьшаются.
Камера IV служит для воспроизведения инерционных нагрузок на поршень. Она, трубопроводами 2 и 27„ соедине на с лопастным насосом ЛН и с золотником РЗ, управление которыми осуществляет кулачок 29, приводящийся в движе ние от коленчатого вала установки, с передаточным отноше нием 2:1. При крайнем положении плунжера золотника, мас ло от насоса по трубопроводу 2 поступает в камеру IV, а по каналу 32 сливается в масляной бак МБь При перемеще нии плунжера вверх золотник перекрывает линию слива и одновременно открывает путь маслу от .насоса в камеру IV по трубопроводу 33. Давление масла в камере IV возраста ет, и поршень начинает подвергаться действию силы, ими тирующей инерционную нагрузку. После опускания плунже ра золотника в нижнее положение камера IV оказывается соединенной с линией слива, и нагрузка с поршня снимается.
Момент начала подъема золотника регулируется пово ротом соединительной муфты привода кулачка, а продолжи— гелыность подъема — подбором формы кулачка и верти кальным положением корпуса золотника относительно при водного валика. При применении двух золотников, отстаю щих друг от друга по фазе 180°,. за один полный цикл пор-
249-