Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример. В стальном

кронштейне,

токарного

станка не­

обходимо

просверлить

отверстие

для

шпильки М 1 6 х 2 .

Определить

глубину сверления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

/0 = 1,25 х 16 + 4 X

 

 

 

х 2 = 20+8 = 28 мм.

 

 

 

 

 

7. О п р е д е л е н и е

д и а ­

 

 

 

м е т р а с в е р л а д л я с в е р л е -

 

 

 

н и я о т в е р с т и я

п о д

мет ­

 

 

 

р и ч е с к у ю р е з ь б у : D = d0

 

 

 

—0,9S мм — для алюминиевых и

 

 

соедине-

цветных металлов (медь, свинец),

 

 

D = d 0 l,8t2

мм — для

чугуна

 

 

 

и стали,

 

 

 

 

 

 

 

где D — диаметр сверла,

мм,

d0 — наружный диаметр резьбы,

мм,

 

 

S — шаг резьбы, мм,

 

 

 

 

 

t2 — высота профиля резьбы,

мм (по таблице).

 

Пример. В медной детали необходимо просверлить от­

верстие

для

нарезания

резьбы

М33х1,5 .

Определить

диаметр

сверла.

 

 

 

 

 

 

Решение.

D = 33 — 0,9 х 1,5 = 31,65

мм

(округленно

31,7 мм).

 

 

 

 

 

 

 

8. О п р е д е л е н и е д и а м е т р а с в е р л а д л я с в е р ­ л е н и я о т в е р с т и я п о д д ю й м о в у ю р е з ь б у

 

 

D=dn

 

25,4

 

 

 

 

 

ММ,

 

где

D — диаметр сверла, мм,

 

 

 

h — число ниток

резьбы

на 1" (найти в

справоч­

 

нике),

 

 

 

 

 

 

d0 — наружный диаметр

резьбы, мм.

 

Пример. В резцедержателе токарного станка сверлится

отверстие под резьбу

1/4".

Определить, каким

сверлом

надо

сверлить

это отверстие.

 

 

 

Решение. Определяем величину наружного диаметра

заданной резьбы в мм:

 

 

 

 

 

 

 

1/4" =

25,4

 

= 6,3 мм.

 

По таблице

находим

число

ниток на 1". Дл я резьбы

1/4"

это число

равно 20.

 

 

 

 

Диаметр сверла для сверления отверстия под резьбу 1/4" будет:

102


D = 6.3 — 25,4 = 6,3 — 1,2 = 5,1 мм.

20

Округляем результат до ближайшего технологического диаметра (до 5 мм).

9. О п р е д е л е н и е т е м п е р а т у р ы н а г р е в а п р и с о е д и н е н и и д е т а л е й с т я ж н ы м и п л а н к а м и и

к о л ь ц а м и

(рис. 30)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l-a

 

 

 

где

fH

— температура

нагрева

стяжной планки

или

 

 

 

кольца,

град,

 

 

 

 

 

 

і —натяг,

мм,

 

 

 

 

 

 

I — номинальный

размер со­

 

 

 

единения, мм,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — коэффициент

линейного

 

 

 

расширения (по справочнику),

 

 

 

 

 

tB

температура

воздуха в

 

 

 

помещении,

где

выполняется ра­

 

 

 

бота,

град.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример. Чтобы

соединить

кон­

 

 

 

цы обода

шкива,

необходимо по­

 

 

 

ставить

 

с натягом

0,18 мм стяж­

 

 

 

ную

планку

из

стали,

предвари­

Соединение

де­

тельно

 

нагретую.

 

Номинальный

 

 

талей:

 

 

размер соединения

100

мм. Опре­

— стяжными

планками,

делить

температуру

нагрева

план­

6 — стяжными

кольцами

ки, если

температура

воздуха

в цехе 20° С.

 

 

Решение

 

 

 

0,18

-20 = 170°.

 

 

 

100 x 0,000012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава V

СБОРКА УЗЛОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ МЕХАНИЗМЫ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

§ 25. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Эта тема состоит из двух самостоятельных частей:

1. Сборка узлов, включающих механизмы вращатель­ ного движения.

2. Сборка узлов, включающих механизмы передачи движения.

Эти части темы взаимосвязаны между собой, одина­ ково сложны, поэтому изучение их целесообразно про­ водить параллельно.

Часть «Сборка узлов, включающих механизмы вра­ щательного движения» делится на следующие подтемы:

1.Подготовка валов и осей к сборке.

2.Сборка подшипников скольжения.

3.Сборка подшипников качения.

Часть «Сборка узлов, включающих механизмы пере­ дачи движения» включает подтемы:

1.Сборка ременной передачи.

2.Сборка цепной передачи.

3.Сборка зубчатой передачи.

4.Сборка червячной передачи.

5.Сборка фрикционной передачи.

6.Сборка муфт и шарниров.

В результате изучения вышеуказанных подтем уча­ щиеся должны научиться:

1)пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми при сборке;

2)производить подготовку валов и осей к сборке;

3)собирать подшипники скольжения, монтировать и демонтировать подшипники качения;

4)производить сборку ременных, цепных, зубчатых, червячных и фрикционных передач, муфт и шарниров;

104

5)освоить приемы проверки, регулировки и контроля качества сборки узлов и механизмов;

6)освоить приемы смазки передач.

При сборке узлов и механизмов оборудования, как правило, приходится насаживать на валы соответствую­ щие детали. Чаще всего детали насаживают на вал с определенной посадкой для предотвращения их от про­ ворачивания шпонки.

Объектами работ для изучения указанных частей темы могут быть узлы, имеющие вал, на который наса­ жены различные детали. Примером такого узла может служить валик с клиноременной передачей.

Приемы снятия и постановки подшипников качения учащиеся должны освоить во время выполнения упраж­ нений по установке подшипников качения на валы, а так­ же при выполнении комплексных упражнений на узлах.

В процессе сборки валов, подшипников и узлов меха­ низмов ременных, цепных, зубчатых и фрикционных пе­ редач учащиеся встречаются с новыми сложными прие­ мами работы, и мастер должен с особой вниматель­ ностью подойти к объяснению этих приемов.

До начала выполнения работ мастер объясняет зна­ чение собираемых деталей в механизмах и машинах, под­

черкнув, что от правильности сборки узла

зависит четкая

работа и долговечность машины или механизма.

В связи с невозможностью проведения

фронтальных

занятий при изучении вышеуказанных разделов рекомен­ дуется проводить их параллельно. Для этого необходи­ мо разделить учащихся на несколько бригад, составить график, предусматривающий переход от одних работ к другим и самостоятельное выполнение каждым учащим­ ся определенной работы. Составляя график, мастер дол­ жен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Отстающих учащихся целесообразно ставить

на более

простые сборочные

операции,

а' затем

посте­

пенно их

усложнять. Хорошо

подготовленные учащиеся

должны собирать сложные узлы.

 

 

Примерная разбивка группы на бригады

должна

быть следующей:

 

 

 

первая бригада изучает валы и подшипники;

 

вторая

бригада — ременную передачу

и передачу с

цилиндрическими зубчатыми

колесами;

 

 

третья

бригада — фрикционные и шарнирные

соеди­

нения;

 

 

 

 

105


четвертая бригада — цепную и коническую зубчатые передачи;

пятая бригада после изучения приемов сборки трубо­ проводов приступает к изучению валов и подшипников;

шестая — червячные передачи и редукторы. Изучение каждой подтемы должно проводиться в та­

кой последовательности: вначале мастер знакомит уча­ щихся с областью применения изучаемых деталей и уз­ лов, а затем с наиболее характерными конструктивными формами их. Необходимо разобрать технические требо­ вания, предъявляемые к изучаемым деталям: материал, термообработка, шероховатость поверхностей, допускае­ мые отклонения от номинальных размеров и геометри­ ческих форм и т. д.

После ознакомления с деталями необходимо изучить технологию сборки, при этом особое внимание следует уделять ознакомлению учащихся с практикой работы передовых рабочих-сборщиков, применяемыми ими мето­ дами работы, приспособлениями и инструментами.

Мастер

заранее

 

должен

приготовить

необходимые

узлы,

детали, инструменты и

приспособления.

 

 

§ 26. ПОДГОТОВКА ВАЛОВ И ОСЕЙ К СБОРКЕ

На этом занятии учащиеся должны научиться выпол­

нению следующих

операций:

 

 

 

 

 

а) подготовка валов и осей к сборке, припиловка

шпонок

(призматических,

фрикционных,

сегментных

и др.), зачистка посадочных мест и т. д.;

 

 

б)

проверка

точности валов

и осей, посадочных мест

в соответствии

с

чертежом

и

техническими

требова­

ниями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

ручная доводка шеек валов и осей;

 

 

г)

установка

и

проверка

валов

на параллельность

(штихмасом, по шнуру);

 

 

 

 

 

д)

проверка

вала

на биение

(на

глаз, по индикатору,

на краску);

 

 

 

 

 

 

 

 

е)

регулирование

валов

и

пришабривание

подшип­

ников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде всего мастер должен разобрать особенности конструкций:

1)валов и осей — гладких, ступенчатых, телескопи­ ческих, целых и составных, пустотелых;

2)соединений, осуществляемых при помощи различ-

106


ных видов шпонок (клиновых, призматических, танген­ циальных, фрикционных и сегментных);

3) шлицевых

соединений

с посадкой

по

наружному

и внутреннему диаметрам и по боковым

граням.

Затем следует

разобрать

требования,

предъявляемые

к вышеуказанным

деталям:

 

 

 

а) валы должны быть

прямолинейны

(непрямоли­

нейность допускается в пределах отклонений, указанных на чертежах);

б) шейки вала

или оси должны

иметь гладкую по­

верхность, без

рисок,

забоин

и

следов коррозии;

 

в) овальность,

конусность

шеек

валов

должна

быть

в пределах, указанных в чертеже;

 

 

 

 

 

г) смазочные канавки валов

и

осей

должны

 

быть

чистыми, а кромки на их шейках — притуплены;

 

 

д) шпоночные

канавки должны

быть

чистыми

и не

иметь смятых

граней;

 

 

 

 

 

 

 

 

е) поверхности

шлицев валов должны быть

гладкими

и чистыми;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж) резьбовые

поверхности должны быть чистыми и

не иметь даже малейших трещин.

 

 

 

 

 

 

Материальное оснащение

 

 

 

 

Инструменты:

шаберы, напильники, штангенциркули,

индикаторы, микрометры, штихмасы,

молотки.

 

 

 

Приспособления:

призмы,

слесарные

тиски,

жимки,

притиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы:

краски, керосин,

обтирочный

материал,

шнур, пасты ГОИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты работы: узлы металлорежущих станков.

Учебно-наглядные

пособия:

плакат 7 из серии

«Осно­

вы сборки машин», чертежи, технологические карты, тех-* нические условия.

Вводный инструктаж

До показа приемов сборки валов следует обратить внимание учащихся на необходимость тщательного осмотра и проверки их. Риски, забоины и следы корро­ зии, имеющиеся на посадочных местах валов, должны быть устранены личными напильниками, а затем зачи­ щены наждачной шкуркой или удалены при помощи пасты ГОИ.

107