Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Пример. В стальном |
кронштейне, |
токарного |
станка не |
|||||
обходимо |
просверлить |
отверстие |
для |
шпильки М 1 6 х 2 . |
||||
Определить |
глубину сверления. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Решение. |
/0 = 1,25 х 16 + 4 X |
||||
|
|
|
х 2 = 20+8 = 28 мм. |
|
|
|||
|
|
|
7. О п р е д е л е н и е |
д и а |
||||
|
|
|
м е т р а с в е р л а д л я с в е р л е - |
|||||
|
|
|
н и я о т в е р с т и я |
п о д |
мет |
|||
|
|
|
р и ч е с к у ю р е з ь б у : D = d0 — |
|||||
|
|
|
—0,9S мм — для алюминиевых и |
|||||
|
|
соедине- |
цветных металлов (медь, свинец), |
|||||
|
|
D = d 0 — l,8t2 |
мм — для |
чугуна |
||||
|
|
|
и стали, |
|
|
|
|
|
|
|
|
где D — диаметр сверла, |
мм, |
||||
d0 — наружный диаметр резьбы, |
мм, |
|
|
|||||
S — шаг резьбы, мм, |
|
|
|
|
|
|||
t2 — высота профиля резьбы, |
мм (по таблице). |
|
||||||
Пример. В медной детали необходимо просверлить от |
||||||||
верстие |
для |
нарезания |
резьбы |
М33х1,5 . |
Определить |
|||
диаметр |
сверла. |
|
|
|
|
|
|
|
Решение. |
D = 33 — 0,9 х 1,5 = 31,65 |
мм |
(округленно |
|||||
31,7 мм). |
|
|
|
|
|
|
|
8. О п р е д е л е н и е д и а м е т р а с в е р л а д л я с в е р л е н и я о т в е р с т и я п о д д ю й м о в у ю р е з ь б у
|
|
D=dn |
|
25,4 |
|
||
|
|
|
|
ММ, |
|
||
где |
D — диаметр сверла, мм, |
|
|
||||
|
h — число ниток |
резьбы |
на 1" (найти в |
справоч |
|||
|
нике), |
|
|
|
|
|
|
|
d0 — наружный диаметр |
резьбы, мм. |
|
||||
Пример. В резцедержателе токарного станка сверлится |
|||||||
отверстие под резьбу |
1/4". |
Определить, каким |
сверлом |
||||
надо |
сверлить |
это отверстие. |
|
|
|
||
Решение. Определяем величину наружного диаметра |
|||||||
заданной резьбы в мм: |
|
|
|
|
|
||
|
|
1/4" = |
25,4 |
|
= 6,3 мм. |
|
|
По таблице |
находим |
число |
ниток на 1". Дл я резьбы |
||||
1/4" |
это число |
равно 20. |
|
|
|
|
Диаметр сверла для сверления отверстия под резьбу 1/4" будет:
102
D = 6.3 — 25,4 = 6,3 — 1,2 = 5,1 мм.
20
Округляем результат до ближайшего технологического диаметра (до 5 мм).
9. О п р е д е л е н и е т е м п е р а т у р ы н а г р е в а п р и с о е д и н е н и и д е т а л е й с т я ж н ы м и п л а н к а м и и
к о л ь ц а м и |
(рис. 30) |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
l-a |
|
|
|
|
где |
fH |
— температура |
нагрева |
стяжной планки |
или |
|||||||
|
|
|
кольца, |
град, |
|
|
|
|
|
|||
|
і —натяг, |
мм, |
|
|
|
|
|
|||||
|
I — номинальный |
размер со |
|
|
|
|||||||
единения, мм, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
а — коэффициент |
линейного |
|
|
|
|||||||
расширения (по справочнику), |
|
|
|
|
||||||||
|
tB |
— температура |
воздуха в |
|
|
|
||||||
помещении, |
где |
выполняется ра |
|
|
|
|||||||
бота, |
град. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Пример. Чтобы |
соединить |
кон |
|
|
|
|||||||
цы обода |
шкива, |
необходимо по |
|
|
|
|||||||
ставить |
|
с натягом |
0,18 мм стяж |
|
|
|
||||||
ную |
планку |
из |
стали, |
предвари |
Соединение |
де |
||||||
тельно |
|
нагретую. |
|
Номинальный |
||||||||
|
|
талей: |
|
|
||||||||
размер соединения |
100 |
мм. Опре |
— стяжными |
планками, |
||||||||
делить |
температуру |
нагрева |
план |
6 — стяжными |
кольцами |
|||||||
ки, если |
температура |
воздуха |
в цехе 20° С. |
|
|
|||||||
Решение |
|
|
|
0,18 |
-20 = 170°. |
|
|
|||||
|
100 x 0,000012 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава V
СБОРКА УЗЛОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ МЕХАНИЗМЫ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
§ 25. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Эта тема состоит из двух самостоятельных частей:
1. Сборка узлов, включающих механизмы вращатель ного движения.
2. Сборка узлов, включающих механизмы передачи движения.
Эти части темы взаимосвязаны между собой, одина ково сложны, поэтому изучение их целесообразно про водить параллельно.
Часть «Сборка узлов, включающих механизмы вра щательного движения» делится на следующие подтемы:
1.Подготовка валов и осей к сборке.
2.Сборка подшипников скольжения.
3.Сборка подшипников качения.
Часть «Сборка узлов, включающих механизмы пере дачи движения» включает подтемы:
1.Сборка ременной передачи.
2.Сборка цепной передачи.
3.Сборка зубчатой передачи.
4.Сборка червячной передачи.
5.Сборка фрикционной передачи.
6.Сборка муфт и шарниров.
В результате изучения вышеуказанных подтем уча щиеся должны научиться:
1)пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми при сборке;
2)производить подготовку валов и осей к сборке;
3)собирать подшипники скольжения, монтировать и демонтировать подшипники качения;
4)производить сборку ременных, цепных, зубчатых, червячных и фрикционных передач, муфт и шарниров;
104
5)освоить приемы проверки, регулировки и контроля качества сборки узлов и механизмов;
6)освоить приемы смазки передач.
При сборке узлов и механизмов оборудования, как правило, приходится насаживать на валы соответствую щие детали. Чаще всего детали насаживают на вал с определенной посадкой для предотвращения их от про ворачивания шпонки.
Объектами работ для изучения указанных частей темы могут быть узлы, имеющие вал, на который наса жены различные детали. Примером такого узла может служить валик с клиноременной передачей.
Приемы снятия и постановки подшипников качения учащиеся должны освоить во время выполнения упраж нений по установке подшипников качения на валы, а так же при выполнении комплексных упражнений на узлах.
В процессе сборки валов, подшипников и узлов меха низмов ременных, цепных, зубчатых и фрикционных пе редач учащиеся встречаются с новыми сложными прие мами работы, и мастер должен с особой вниматель ностью подойти к объяснению этих приемов.
До начала выполнения работ мастер объясняет зна чение собираемых деталей в механизмах и машинах, под
черкнув, что от правильности сборки узла |
зависит четкая |
работа и долговечность машины или механизма. |
|
В связи с невозможностью проведения |
фронтальных |
занятий при изучении вышеуказанных разделов рекомен дуется проводить их параллельно. Для этого необходи мо разделить учащихся на несколько бригад, составить график, предусматривающий переход от одних работ к другим и самостоятельное выполнение каждым учащим ся определенной работы. Составляя график, мастер дол жен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Отстающих учащихся целесообразно ставить
на более |
простые сборочные |
операции, |
а' затем |
посте |
пенно их |
усложнять. Хорошо |
подготовленные учащиеся |
||
должны собирать сложные узлы. |
|
|
||
Примерная разбивка группы на бригады |
должна |
|||
быть следующей: |
|
|
|
|
первая бригада изучает валы и подшипники; |
|
|||
вторая |
бригада — ременную передачу |
и передачу с |
||
цилиндрическими зубчатыми |
колесами; |
|
|
|
третья |
бригада — фрикционные и шарнирные |
соеди |
||
нения; |
|
|
|
|
105
четвертая бригада — цепную и коническую зубчатые передачи;
пятая бригада после изучения приемов сборки трубо проводов приступает к изучению валов и подшипников;
шестая — червячные передачи и редукторы. Изучение каждой подтемы должно проводиться в та
кой последовательности: вначале мастер знакомит уча щихся с областью применения изучаемых деталей и уз лов, а затем с наиболее характерными конструктивными формами их. Необходимо разобрать технические требо вания, предъявляемые к изучаемым деталям: материал, термообработка, шероховатость поверхностей, допускае мые отклонения от номинальных размеров и геометри ческих форм и т. д.
После ознакомления с деталями необходимо изучить технологию сборки, при этом особое внимание следует уделять ознакомлению учащихся с практикой работы передовых рабочих-сборщиков, применяемыми ими мето дами работы, приспособлениями и инструментами.
Мастер |
заранее |
|
должен |
приготовить |
необходимые |
|||||
узлы, |
детали, инструменты и |
приспособления. |
|
|||||||
|
§ 26. ПОДГОТОВКА ВАЛОВ И ОСЕЙ К СБОРКЕ |
|||||||||
На этом занятии учащиеся должны научиться выпол |
||||||||||
нению следующих |
операций: |
|
|
|
|
|
||||
а) подготовка валов и осей к сборке, припиловка |
||||||||||
шпонок |
(призматических, |
фрикционных, |
сегментных |
|||||||
и др.), зачистка посадочных мест и т. д.; |
|
|
||||||||
б) |
проверка |
точности валов |
и осей, посадочных мест |
|||||||
в соответствии |
с |
чертежом |
и |
техническими |
требова |
|||||
ниями; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) |
ручная доводка шеек валов и осей; |
|
|
|||||||
г) |
установка |
и |
проверка |
валов |
на параллельность |
|||||
(штихмасом, по шнуру); |
|
|
|
|
|
|||||
д) |
проверка |
вала |
на биение |
(на |
глаз, по индикатору, |
|||||
на краску); |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
е) |
регулирование |
валов |
и |
пришабривание |
подшип |
|||||
ников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прежде всего мастер должен разобрать особенности конструкций:
1)валов и осей — гладких, ступенчатых, телескопи ческих, целых и составных, пустотелых;
2)соединений, осуществляемых при помощи различ-
106
ных видов шпонок (клиновых, призматических, танген циальных, фрикционных и сегментных);
3) шлицевых |
соединений |
с посадкой |
по |
наружному |
и внутреннему диаметрам и по боковым |
граням. |
|||
Затем следует |
разобрать |
требования, |
предъявляемые |
|
к вышеуказанным |
деталям: |
|
|
|
а) валы должны быть |
прямолинейны |
(непрямоли |
нейность допускается в пределах отклонений, указанных на чертежах);
б) шейки вала |
или оси должны |
иметь гладкую по |
||||||||
верхность, без |
рисок, |
забоин |
и |
следов коррозии; |
|
|||||
в) овальность, |
конусность |
шеек |
валов |
должна |
быть |
|||||
в пределах, указанных в чертеже; |
|
|
|
|
|
|||||
г) смазочные канавки валов |
и |
осей |
должны |
|
быть |
|||||
чистыми, а кромки на их шейках — притуплены; |
|
|
||||||||
д) шпоночные |
канавки должны |
быть |
чистыми |
и не |
||||||
иметь смятых |
граней; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е) поверхности |
шлицев валов должны быть |
гладкими |
||||||||
и чистыми; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж) резьбовые |
поверхности должны быть чистыми и |
|||||||||
не иметь даже малейших трещин. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Материальное оснащение |
|
|
|
|
|||||
Инструменты: |
шаберы, напильники, штангенциркули, |
|||||||||
индикаторы, микрометры, штихмасы, |
молотки. |
|
|
|
||||||
Приспособления: |
призмы, |
слесарные |
тиски, |
жимки, |
||||||
притиры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы: |
краски, керосин, |
обтирочный |
материал, |
|||||||
шнур, пасты ГОИ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты работы: узлы металлорежущих станков. |
||||||||||
Учебно-наглядные |
пособия: |
плакат 7 из серии |
«Осно |
вы сборки машин», чертежи, технологические карты, тех-* нические условия.
Вводный инструктаж
До показа приемов сборки валов следует обратить внимание учащихся на необходимость тщательного осмотра и проверки их. Риски, забоины и следы корро зии, имеющиеся на посадочных местах валов, должны быть устранены личными напильниками, а затем зачи щены наждачной шкуркой или удалены при помощи пасты ГОИ.
107