Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
При склеивании уменьшается вес изделия, оказыва ется возможным соединять тонкие металлы и материалы, улучшается герметичность соединения. Соединение дета лей малой толщины с применением неметаллических ма териалов во многих случаях возможно только склеива нием.
Соединения при помощи склеивания обладают теп лоизолирующими, звукопоглощающими и другими свой ствами. В них не возникает напряжения, не изменяется структура металла.
Рис. 21. Виды |
склеиваемых |
соединений |
Надо сказать, что при склеивании отпадает надоб-1 |
||
ность в изготовлении |
заклепок, |
припоев, электродов |
и т. д. |
|
|
Особо следует Отметить, что процесс склеивания от личается простотой технологии, низкой себестоимостью сборки; его легко можно организовать в непрерывное поточное производство.
Разъясняя преимущества и особенности склеивания, необходимо разъяснить, что удовлетворительный шов получается только при точном соблюдении технологиче ского процесса и при постоянной температуре термооб работки шва.
Надо отметить, что лучшие результаты получаются при склеивании пластмассовых, керамических, дюралю миниевых, чугунных и стальных деталей. Склеивание медных и латунных деталей не всегда надежно. Затем. следует привести примеры применения склеивания для
89
сопряжения по цилиндрическим поверхностям (посадка втулок в отверстие корпусных деталей, посадка дисков на валы, соединение труб, постановка заглушек и пр.), а также для соединения плоских деталей (рис. 21).
> Мастер должен охарактеризовать свойства и марки применяемый клеев, отметив, что синтетические клеи ус тойчивы против масла, керосина, бензина, концентриро ванных щелочей и кислот, а многие — против воды и водных растворов.
Надо сказать, что некоторые клеи выдерживают тем пературу до 250° С, большинство же надежны только до температуры 80° С.
Клеи сохраняют надежность и при морозу. Однако не устойчивы против органических растворителей: спир та, ацетона, бензола и др. Объяснить учащимся, что в машиностроении применяют клеи карбинольные, спир товые, на основе фенолформальдегидной смолы БФ, эпо ксидные и др.
Следует предупредить учащихся, что карбинольный клей годен в течение 5—8 часов. Эпоксидные клеи лучше
приготовлять |
перед самой работой. Надо остановиться |
на наиболее |
широко применяемых клеях БФ, объяснить |
и показать на примерах, что клей БФ-2 пригоден для склеивания деталей, работающих при температуре до 60—80° С, а также в кислотной среде.
Клей БФ-4 эластичен и устойчив в щелочной среде. Наиболее эластичен клей БФ-6, предназначенный для склеивания металла с тканями, резиной.
Надо рассказать учащимся, что химическая промыш ленность выпускает клеи, стойкие в различных условиях. Клеи ВС-350, ВС-101 выдерживают в течение длитель ного времени температуру до 200° С. Термостойкими яв ляются также клеи ИПЭ-9, БФК-9, ЭФ-9, К-Ю, К-105. Детали, склеенные клеями ВК-32-ЭМ, ВК-32-200, ФЛ-4, можно дополнительно сварить точками и получить очень прочное клеесварное соединение. Для склеивания дета лей, работающих под давлением, используется клей ТИ-301, который вообще является универсальным.
Надо обратить внимание учащихся на то, что механи ческая прочность склеенного соединения зависит от вида и качества клея, от качества склеиваемых поверх ностей, плотности их прилегания, толщины слоя клея и равномерности его распределения, от соблюдения темпе ратурных и других режимов.
90
/ операция
|
|
|
Подготовка поверхности |
Нанесение клея |
на |
|
|
'склеиваемые поВерх- |
|
|
|
ности. Выдержка до |
|
|
|
образования суш плети |
|
|
|
Понесение Второго слоя |
|
|
|
и выдержка до тлила |
|
Притереть |
|
|
Совместить |
||
|
|
||
Ш операция |
|
|
^операция |
Т У ТЗг |
Шоперация |
|
|
|
Шоперация |
||
|
Удаление излишнод клея |
в местах |
Технический контроль |
|
качества склеивания |
||
|
соединения поверхностей |
||
|
|
ТермоовраВотка (полимеризация клея t =SO~WC\ 8 течение 0,5-Зр часов)
Соединение склеиваемых
поверхностей, наложе Запалимеризованнан пленка клея Б V ние давления
Рис 22. Типовой технологический процесс склеивания деталей
Затем следует перейти к демонстрации и объясне нию технологии склеивания в следующей последователь ности:
П о д г о т о в к а п о в е р х н о с т е й д л я |
с к л е и в а - |
II и я. Поверхности должны быть подогнаны |
друг к дру |
гу, тщательно очищены, обезжирены и высушены и, кро ме того, должны иметь шероховатую поверхность. Мас тер должен показать пескоструйную обработку поверх ностей, зачистку наждачной бумагой и другие методы, обратив внимание учащихся, что зазор между склеива емыми поверхностями должен быть не более 0,2 мм, так как с уменьшением толщины клеевой прослойки проч ность соединения увеличивается в несколько раз.
Мастер должен показать и объяснить особенности склеивания чугунных деталей и приемы смывания сле дов графита, который ухудшает условия склеивания, с поверхностей деталей.
Н а н о с и т ь к л е й н а п о в е р х н о с т ь д е т а л е й следует непрерывной и по возможности топкой пленкой от 0,05 до 0,1 мм. Мастер должен показать приемы на несения клея на склеиваемые поверхности деталей пуль веризатором, поливанием, кистью, стеклянной палочкой, тампоном. В некоторых случаях поверхности покрывают клеем дважды, с промежуточным и окончательным про сушиванием. Мастер рассказывает учащимся, что на за водах нанесение клея на соединяемые поверхности, сдав ливание их и т. д. в основном выполняют механизирован
ными |
способами. |
|
|
|
|
|
С о е д и н е н и е |
д е т а л е й |
и |
з а т в е р д е в а н и е |
|||
к л е я |
мастер |
демонстрирует |
предварительно |
удалив |
||
растворитель, |
для |
чего детали с |
нанесенной |
пленкой |
||
клея |
выдерживают |
на воздухе |
(или |
при легком |
подогре |
|
ве) в течение 5—10 |
мин. |
|
|
|
Затем после выдержки нужно детали соединить и слегка притереть для удаления излишков клея, а затем плотно прижать друг к другу при помощи струбцинок, специальных приспособлений или гидравлического прес са. После этого показать прием термической обработки: прогрев для запекания клея (полимеризация), используя для этого печи с газовым обогревом, установки с элек тронагревом, токами высокой частоты и т. п. Время вы держки деталей в установках зависит от состава клея и температуры его затвердевания. Необходимо тут же на помнить о правилах техники безопасности.
92
Схема технологического процесса склеивания поверх ностей деталей показана на рис. 22.
В заключение следует разобрать виды брака, его при чины и способы предупреждения. Прежде всего обратить внимание на случаи непроклеивания участков соедине ния и указать, что этот дефект является следствием за грязнения поверхностей, наличия жира, влаги, слабого давления при прессовании, а также преждевременного затвердевания клея (до создания давления).
Хрупкость шва соединения появляется в результате пережога при резком повышении температуры.
Заканчивая вводный инструктаж, надо показать при емы контроля качества склеенных деталей ультразву ковым прибором или вибратором.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
1) осмотреть и проверить склеиваемые детали;
2)подогнать детали с соблюдением определенного зазора;
3)зачистить склеиваемые поверхности наждачной бумагой;
4)тщательно очистить, промыть и просушить .склей-, ваемые поверхности;
5)нанести клеи на поверхности;
6) выдержать смазанные поверхности в течение 5—
10мин.
7)соединить поверхности с помощью струбцин или под прессом;
8)выдержать поверхности под прессом;
9)нагреть склеиваемые поверхности в печах или других устройствах;
10)проверить качество склеенных деталей (непроклей, хрупкость соединения).
При склеивании деталей учащиеся чаще всего в силу невнимательности некачественно подготавливают склеи ваемые поверхности, плохо очищают их от грязи, жира, неправильно наносят на поверхности клей (толстый слой, неравномерно), недостаточно выдерживают их, что нередко приводит к браку. Поэтому мастер в процессе текущего инструктажа особое внимание обращает на указанные недостатки, предупреждая, таким образом, возникновение брака.
93
§ 24. СБОРКА ТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Цель изучения настоящего раздела — ознакомить учащихся с конструкциями деталей, входящих в трубо проводную систему, и научить приемам сборки и разбор ки их, а также ознакомить с применяемыми при сборке инструментами, приспособлениями и правилами пользо вания ими.
|
Материальное оснащение |
|
|
||
Инструменты! |
ключи разные, |
вальцовки, клуппы. |
|||
Приспособления: |
труборезы, |
гибочные |
ролики, |
испы |
|
тательные стенды. |
|
|
|
|
|
Материальи |
сурик, керосин, |
машинное |
масло, |
концы, |
|
пакля. |
|
|
|
|
|
Объекты, работы: учебный стенд, система охлажде |
|||||
ния, гидравлическая |
система. |
|
|
|
|
Учебно-наглядные |
пособия: плакат 5 из серии |
«Осно |
|||
вы сборки машин», технологические карты, |
чертежи. |
Вводный инструктаж
Рис. 23. Учебный стенд для изучения приемов сборки и разборки трубо проводов:
/ — крестовина, |
2 — муфта, |
3 — угольник, |
4 — прокладка, |
5 — фланец |
с заглушкой, |
S — пресс, 7 — манометр
Приемы сборки тру^ бопроводов лучше все го изучать на производ ственных узлах. Если же такие объекты по добрать трудно, то можно использовать учебные стенды (рис. 23), состоящие из ше сти концов труб и со единений (крестовиной, муфтой - угольником). Концы труб заглуше ны различными спосо бами: колпаком и фланцевой заглушкой.
Для изучения прие мов сборки и разборки рекомендуется иметь один стенд на двух уча щихся. Каждая пара
94
учащихся, получив такой стенд, разбирает и собирает его, испытывает при помощи ручного пресса под давле нием 1 ат, которое можно проследить но манометру.
Напомнив кратко учащимся о назначении трубопро водов (каналы для направления масла к местам смагки, охлаждающей жидкости к инструменту и т. д.), следует
Рис. 24. |
Резка труб |
и их зачистка: |
|
а — резка труб накидным |
труборезом, |
б — резка труб цепным |
трубо |
резом, в — снятие заусенцев фигурным |
напильником, г—зачистка |
ша |
|
|
рошками в |
дрели |
|
показать основные типы труб и их соединения и указать, что главными операциями при сборке трубопроводов являются: резание и гибка труб, нарезание резьбы, со единение и испытание пригодности собранной системы.
Слесарные операции (резание, гибка, нарезание резь бы) учащиеся изучили на первом году обучения. Новым
95
материалом для учащихся в этой подтеме является кон струкция труб и их соединительные части (фитинги).
Перед демонстрацией сборки трубопроводов нужно разобрать приемы пользования ключами, применяемыми при сборке труб, а также конструкции труборезов накид ных (рис. 24, а) и цепных (рис. 24, б). Необходимо по
казать зачистку концов труб от заусенцев фи гурными напильниками (рис. 24, в), приводи мыми во вращение от пневмодрели, а затем объяснить, что концы труб небольшого диа метра зачищают на пильниками или спе циальными шарошка ми (рис. 24, г), которые вставляют в дрели.
Мастер разбирает два способа соединения Труб С ПОМОЩЬЮ фитин-
Рис. 25. |
Соединение труб: |
™в ( Р и с - |
25, а) |
и |
на |
а — с помощью |
фитингов, б — на фланцах |
ф Л а П Ц З Х |
(рИС . |
ZD, |
О). |
Демонстрируя при емы сборки трубопрово дов при помощи фитингов, следует остановиться на пра
вилах обматывания резьбы волокнами льна, смоченными в белилах или свинцовом сурике, смешанном с олифой.
Затем мастер переходит к соединению труб с по мощью фланцев, демонстрируя изготовление прокладок (если нет покупных) из уплотняющего материала по форме фланца просечкой. После этого следует показать, как нужно промазывать обе стороны соединяемых труб вареным маслом, белилами,' канифольным клеем, зеле ным мылом или специальной пастой (паста легко раз минается в руках и прокатывается в виде ленты) и на девать прокладку на шпильки соединения, а затем на эти шпильки насаживать фланец и затягивать гайки.
Учащиеся должны знать, что для уплотнения трубо провода и создания герметичности применяют проклад ки: в трубопроводах для холодной и теплой воды рези новые прокладки толщиной 1—8 мм, резиновые проклад ки нельзя применять для уплотнения фланцевых соеди-
96