Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулируют зацепление путем ослабления винтов и применения прокладок в виде полуколец. Одним из приз­ наков неправильной сборки является шум, вызываемый ударами зубьев.

Прежде чем приступить к изучению приемов сборки конических зубчатых колес на производственных объек­ тах, рекомендуется провести упражнения с учащимися по разборке, проверке на точность деталей, входящих в

эти

механизмы, и

сборке их

на учебном стенде

(рис.

70,

д). Эти стенды

могут быть

также использованы

и в

тех случаях, когда в училище отсутствуют производст­ венные объекты.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разработать инструкционную карту.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение I . Сборка конических зубчатых колес:

1)подготовить детали к сборке;

2)проверить детали в соответствии с чертежами и техническими условиями;

3) укрепить зубчатые колеса на валу;

4) установить вал с зубчатыми колесами на призмы

ипроверить биение;

5)проверить зазор между зубьями свинцовой плас­ тинкой;

6) отрегулировать боковой зазор путем смещения вала в пределах, предусмотренных техническими требо­ ваниями;

7)проверить зацепление зубьев на краску и опреде­ лить неточности сборки по отпечаткам;

8)отрегулировать зацепление при помощи прокла­

док.

Практика показывает, что с наибольшими трудностя­ ми учащиеся встречаются при установке и, особенно, ре­ гулировании зубчатых передач. Часто ошибаются при проверке биения зубчатых колес, а также зацепления зубьев колес. Поэтому следует обратить особое внима­ ние на освоение учащимися приемов регулирования за­ цепления с помощью подбора и установки прокладок (полуколец).

174

§ 33. СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Проработав эту тему, учащиеся должны научиться приемам сборки и уметь выполнять следующие опера­ ции:

сборку и регулировку червячных передач; напрессовку венца на обод колеса; проверку правильности зацепления червяка и червяч­

ного,

колеса, осевого люфта,

перпендикулярности оси

червяка к оси червячного колеса, мертвого

хода.

К

червячным передачам

предъявляют

следующие

технические требования:

 

 

1.Профиль и шаг нарезки червячного колеса и чер­ вяка должны соответствовать друг другу.

2.Червяк должен соприкасаться с каждым зубом червячного колеса на протяжении не менее 2/3 длины дуги зуба червячного колеса.

3.Радиальное и торцовое биение червячного колеса не должно выходить за пределы норм, установленных для соответствующих степеней точности.

4.Межцентровые расстояния должны соответство­ вать расчетной величине, обеспечивая необходимый за­ зор, установленный для соответствующего класса пере­ дач.

5.Оси скрещивающихся валов должны располагать­ ся под углом 90° друг к другу и совпадать с соответству­ ющими осями гнезд в корпусах.

6.Собранные передачи испытывают на холостом ходу (или под нагрузкой).

7.Величина мертвого хода червяка (угол поворота червяка при неподвижном закреплении колеса) должна быть не выше установленных норм для соответствующе­ го класса передач; при проверке на легкость проворачи­ вания червяка необходимо добиваться, чтобы крутящий момент находился в пределах, допустимых техническими требованиями;

8.Во время испытания собранной передачи под на­ грузкой проверяется плавность хода и нагрев подшипни­

ковых

опор, который должен

быть не выше 50—60° С.

9.

При проверке передачи

должны работать плавно

и бесшумно.

 

Надо объяснить учащимся, что элементы червячных передач работают в условиях повышенного трения, по­ этому при сборке необходимо очень строго выполнять

175


технические требования, предъявляемые к передачам этого вида. От правильности сборки зависит коэффи­ циент полезного действия, нагрев и износ, т. е. качество и надежность работы червячных передач.

Материальное оснащение

Инструменты: индикатор, контрольные калибры со скошенными краями и с хвостовиками, специальные клю­ чи (упругие), щупы.

Приспособления:

распорные втулки,

компенсирующие

кольца.

 

 

Материалы: свинцовые пластинки, свинцовые прово­

лочки, краски.

 

 

Объекты работы: червячные колеса, червяки, корпуса

червячных передач,

узлы с червячными

передачами.

Учебно-наглядные

пособия: плакаты

20 из серии «Ос­

новы сборки машин», технологические и инструкционные карты на сборку передач, технические условия на сборку червячных передач, таблицы классов передач и величин отклонений.

Вводный инструктаж

При сборке червячных передач общими являются следующие подготовительные работы: запрессовка и за­ крепление венцов на ступицах при разборных колесах, распрессовка червячных передач, методы проверки на краску.

Рекомендуется показать приемы сборки как цельных, так и составных червячных передач, отметив, что эти приемы имеют много общего с приемами сборки цилинд­ рических зубчатых колес. При установке червячного ко­ леса на валу для обеспечения нормальной работы пере­ дач необходимо, чтобы расстояние А (рис. 71, а) между осью червяка и осью колеса находилось в пределах уста­ новленных допусков, а средняя плоскость Б — Б колеса совпадала с осью червяка.

Допустимый перекос осей устанавливают

на размер

Ъ (рис. 71, б) ширины колес

в пределах 0,02—0,03

мм

(для передач средней степени

точности и m =

64-10

мм).

Допустимое расстояние А указывается на сборочных чертежах передач, Можно сказать, что для Л = 300—

176


600 мм и средней степени точности этот допуск составля­ ет ±0,05н-0,08 мм.

Затем следует разобрать следующие приемы закреп­ ления черзячного колеса на валу:

колесо / (рис. 72, а) устанавливают на врезную при* зматическую шпонку 2 и закрепляют с обеих сторон гай­ ками 3 и 4; при таком закреплении положение средней плоскости колеса можно менять путем ослабления одной из гаек и подтягивания другой;

 

Рис.

71. Червячная

передача:

о — правильное

взаимное

расположение червяка и червячного колеса; б —,

общий вид червячной

пары:

/ — червяк,

2 — червячное колесо, Л — рас­

стояние

между

осями

колеса и червяка, 6 — ширина колеса

ступицу колеса 1 \<рж. 72, б) зажимают двумя рас- • порными втулками 5 и 6, а по торцам устанавливают компенсаторные кольца 7 и S различной толщины, кото­ рые при сборке можно менять, и в результате этого сдви­ гать колесо в ту или другую сторону. При демонстрации приемов закрепления колес на валах надо указать на возможные случаи неточности сборки: перекос (рис. 72, в) и сдвиг по оси (рис. 72, г). Проверяют наличие перекоса индикатором, устанавливая вал с колесом в центрах. Необходимо отметить, что биение допускается такое же, как и в цилиндрических зубчатых передачах. Следует показать, как проверяют точность отверстия в ступице, а также прием устранения биения (колесо по­ ворачивают на 90° или 120° и выполняют для шпонки новые шпоночные пазы в ступице).

12 Макиенко Н. И.

177.

Познакомив учащихся с приемом устранения сдвига путем подкладывания компенсаторных колец или регу­ лировочными гайками, нужно подробно объяснить и по­ казать приемы, обеспечивающие правильность зацепле­ ния червячного колеса с зубьями червяка. Нанеся на

винтовую

 

поверхность

червяка

тонкий

слой

краски,

медленно по­

вернуть

червяк.

При

правильном

зацеплении

червяка

с

червячным

колесом

краска

долж­

 

 

 

на

покрывать

поверх­

 

 

 

ность

зуба

червячного

 

 

 

колеса

не

менее 50—

 

 

 

60% по длине и высоте

 

 

 

(рис. 73,

а).

 

 

 

 

 

 

Ненормальные отпе­

 

 

 

чатки

получаются,

ко­

 

 

 

гда

червяк

смещен

от­

 

 

 

носительно

 

колеса

 

 

 

вправо (рис. 73, в) или

 

 

 

влево

(рис. 73, б).

 

 

 

 

 

В

таких

случаях

 

 

 

следует

сдвинуть коле­

Ю

г)

со

в

соответствующую

сторону

и надежно за­

 

 

 

Рис. 72. Приемы сборки червячных

крепить.

 

 

 

 

колес:

колеса на

 

Надо

обратить

вни­

а, б — закрепление

червячного

мание

учащихся на то,

валах: / — колесо; 2 — шпонка,

3. 4— гай­

ки, 5, 6 — распорные

втулки, 7, 8 — компен­

что при работе

червяч­

саторные кольца; в — перекос

колеса; г —

сдвиг

колеса

 

ной передачи выделяет­

 

 

 

ся

очень

много

тепла,

в результате удлиняется червячный вал. Поэтому, если не предусмотрено осевое смещение одного из концов вала, это намного ухудшит качество и надежность работы чер­ вячной передачи.

В заключение установить собранный узел (червяк и червячное колесо) в корпус и проверить плавность пово­ рачивания, используя для этой цели специальный ключ (рис. 74). Ключ имеет жесткую головку 1, на планке ко­ торой укреплен индикатор 2, ножка индикатора упирает­ ся в стальной упругий стержень 3. Обратить внимание учащихся на то, что при плавном вращении червяка по-

178


казания индикатора в любом положении ключа будут мало различаться.

Следует обратить внимание учащихся на значение бокового зазора Сп для точной работы червячных пере­ дач (рис, 75), величина этого зазора зависит от точности

а)

5)

В)

Рис. 73. Отпечатки на зубьях червячного колеса:

а — зацепление правильное, б, в — зацепление неправильное, Л — смещение червяка

и размеров передачи и указана в технических условиях на сборку (для передач средней точности при Л = 320— 600 мм зазор должен быть 0,13-^0,26 мм).

Рис. 74. Проверка плавно-

Рис. 75. Схема червячного

сти проворачивания:

 

зацепления:

 

/ — ключ,

2 — индикатор,

3

Сп — зазор

в зацеплении,

А —

стальной

упругий стержень,

4 -

расстояние

между осями

чер-

 

' Г У к 0 Я т к а

 

вяка и колеса

 

.179


В заключение показать прием измерения зазора в зацеплении собранных передач с помощью приспособле­ ния (рис. 76), объяснив при этом, что на выступающих

Рис. 76. Схема определения величины

зазора

в червячном зацеплении:

 

2 рычаги, 3—J индикаторы

 

концах червяка и колеса крепят рычаги /

и 2, касающие­

ся индикаторов 3 и 4.

 

Чердяк однохододои la'3840'

152

Рис, 77. Учебный стенд

180

Заметив положение стрелки индикатора 4, червяк слегка повернуть до начала отклонения рычага 2. Пово­ рот червяка при неподвижном колесе (мертвый ход) воз­ можен пока виток червяка проходит зазор Сп (см. рис. 75).

Учитывая, что в училище трудно подобрать узлы с червячным зацеплением, а также для лучшей отработки приемов сборки, рекомендуется предварительно провести упражнения по разборке и сборке червячной передачи на учебном стенде (рис. 77).

Перед выполнением упражнений на учебном стенде рекомендуется дать учащимся такое задание: с помощью мастера составить инструкционные карты на сборку чер­ вячной передачи. Это поможет им выполнить сборочные работы на производственных объектах.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Установка на вал червячного колеса: 1) проверить червячное колесо и червяк в соответст­

вии с техническими требованиями;

2)установить червячное колесо на вал с использова­ нием призматической шпонки;

3)закрепить зубчатое колесо гайками;

4)отрегулировать пространственное расположение средней плоскости колеса путем ослабления и затягива­ ния гаек;

5)проверить правильность сборки.

Упражнение 2. Установка червячного колеса при по­ мощи распорных втулок:

1) подготовить червячное колесо и червяк к сборке;

2)установить червячное колесо и червяк;

3)установить распорные втулки;

4)подобрать компенсирующие кольца;

5)установить компенсирующие кольца;

6)отрегулировать положение червячного колеса;

7)проверить правильность сборки деталей, для чего: проверить зацепление червячного колеса с зубьями чер­ вяка на краску и отрегулировать передачу; проверить плавность проворачивания червячной передачи при по­ мощи специального ключа.

Мастер должен сосредоточить внимание учащихся, выполняющих упражнения, на правильной установке

181