Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Регулируют зацепление путем ослабления винтов и применения прокладок в виде полуколец. Одним из приз наков неправильной сборки является шум, вызываемый ударами зубьев.
Прежде чем приступить к изучению приемов сборки конических зубчатых колес на производственных объек тах, рекомендуется провести упражнения с учащимися по разборке, проверке на точность деталей, входящих в
эти |
механизмы, и |
сборке их |
на учебном стенде |
(рис. |
70, |
д). Эти стенды |
могут быть |
также использованы |
и в |
тех случаях, когда в училище отсутствуют производст венные объекты.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разработать инструкционную карту.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение I . Сборка конических зубчатых колес:
1)подготовить детали к сборке;
2)проверить детали в соответствии с чертежами и техническими условиями;
3) укрепить зубчатые колеса на валу;
4) установить вал с зубчатыми колесами на призмы
ипроверить биение;
5)проверить зазор между зубьями свинцовой плас тинкой;
6) отрегулировать боковой зазор путем смещения вала в пределах, предусмотренных техническими требо ваниями;
7)проверить зацепление зубьев на краску и опреде лить неточности сборки по отпечаткам;
8)отрегулировать зацепление при помощи прокла
док.
Практика показывает, что с наибольшими трудностя ми учащиеся встречаются при установке и, особенно, ре гулировании зубчатых передач. Часто ошибаются при проверке биения зубчатых колес, а также зацепления зубьев колес. Поэтому следует обратить особое внима ние на освоение учащимися приемов регулирования за цепления с помощью подбора и установки прокладок (полуколец).
174
§ 33. СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ
Проработав эту тему, учащиеся должны научиться приемам сборки и уметь выполнять следующие опера ции:
сборку и регулировку червячных передач; напрессовку венца на обод колеса; проверку правильности зацепления червяка и червяч
ного, |
колеса, осевого люфта, |
перпендикулярности оси |
|
червяка к оси червячного колеса, мертвого |
хода. |
||
К |
червячным передачам |
предъявляют |
следующие |
технические требования: |
|
|
1.Профиль и шаг нарезки червячного колеса и чер вяка должны соответствовать друг другу.
2.Червяк должен соприкасаться с каждым зубом червячного колеса на протяжении не менее 2/3 длины дуги зуба червячного колеса.
3.Радиальное и торцовое биение червячного колеса не должно выходить за пределы норм, установленных для соответствующих степеней точности.
4.Межцентровые расстояния должны соответство вать расчетной величине, обеспечивая необходимый за зор, установленный для соответствующего класса пере дач.
5.Оси скрещивающихся валов должны располагать ся под углом 90° друг к другу и совпадать с соответству ющими осями гнезд в корпусах.
6.Собранные передачи испытывают на холостом ходу (или под нагрузкой).
7.Величина мертвого хода червяка (угол поворота червяка при неподвижном закреплении колеса) должна быть не выше установленных норм для соответствующе го класса передач; при проверке на легкость проворачи вания червяка необходимо добиваться, чтобы крутящий момент находился в пределах, допустимых техническими требованиями;
8.Во время испытания собранной передачи под на грузкой проверяется плавность хода и нагрев подшипни
ковых |
опор, который должен |
быть не выше 50—60° С. |
9. |
При проверке передачи |
должны работать плавно |
и бесшумно. |
|
Надо объяснить учащимся, что элементы червячных передач работают в условиях повышенного трения, по этому при сборке необходимо очень строго выполнять
175
технические требования, предъявляемые к передачам этого вида. От правильности сборки зависит коэффи циент полезного действия, нагрев и износ, т. е. качество и надежность работы червячных передач.
Материальное оснащение
Инструменты: индикатор, контрольные калибры со скошенными краями и с хвостовиками, специальные клю чи (упругие), щупы.
Приспособления: |
распорные втулки, |
компенсирующие |
кольца. |
|
|
Материалы: свинцовые пластинки, свинцовые прово |
||
лочки, краски. |
|
|
Объекты работы: червячные колеса, червяки, корпуса |
||
червячных передач, |
узлы с червячными |
передачами. |
Учебно-наглядные |
пособия: плакаты |
20 из серии «Ос |
новы сборки машин», технологические и инструкционные карты на сборку передач, технические условия на сборку червячных передач, таблицы классов передач и величин отклонений.
Вводный инструктаж
При сборке червячных передач общими являются следующие подготовительные работы: запрессовка и за крепление венцов на ступицах при разборных колесах, распрессовка червячных передач, методы проверки на краску.
Рекомендуется показать приемы сборки как цельных, так и составных червячных передач, отметив, что эти приемы имеют много общего с приемами сборки цилинд рических зубчатых колес. При установке червячного ко леса на валу для обеспечения нормальной работы пере дач необходимо, чтобы расстояние А (рис. 71, а) между осью червяка и осью колеса находилось в пределах уста новленных допусков, а средняя плоскость Б — Б колеса совпадала с осью червяка.
Допустимый перекос осей устанавливают |
на размер |
||
Ъ (рис. 71, б) ширины колес |
в пределах 0,02—0,03 |
мм |
|
(для передач средней степени |
точности и m = |
64-10 |
мм). |
Допустимое расстояние А указывается на сборочных чертежах передач, Можно сказать, что для Л = 300—
176
600 мм и средней степени точности этот допуск составля ет ±0,05н-0,08 мм.
Затем следует разобрать следующие приемы закреп ления черзячного колеса на валу:
колесо / (рис. 72, а) устанавливают на врезную при* зматическую шпонку 2 и закрепляют с обеих сторон гай ками 3 и 4; при таком закреплении положение средней плоскости колеса можно менять путем ослабления одной из гаек и подтягивания другой;
|
Рис. |
71. Червячная |
передача: |
||
о — правильное |
взаимное |
расположение червяка и червячного колеса; б —, |
|||
общий вид червячной |
пары: |
/ — червяк, |
2 — червячное колесо, Л — рас |
||
стояние |
между |
осями |
колеса и червяка, 6 — ширина колеса |
ступицу колеса 1 \<рж. 72, б) зажимают двумя рас- • порными втулками 5 и 6, а по торцам устанавливают компенсаторные кольца 7 и S различной толщины, кото рые при сборке можно менять, и в результате этого сдви гать колесо в ту или другую сторону. При демонстрации приемов закрепления колес на валах надо указать на возможные случаи неточности сборки: перекос (рис. 72, в) и сдвиг по оси (рис. 72, г). Проверяют наличие перекоса индикатором, устанавливая вал с колесом в центрах. Необходимо отметить, что биение допускается такое же, как и в цилиндрических зубчатых передачах. Следует показать, как проверяют точность отверстия в ступице, а также прием устранения биения (колесо по ворачивают на 90° или 120° и выполняют для шпонки новые шпоночные пазы в ступице).
12 Макиенко Н. И. |
177. |
Познакомив учащихся с приемом устранения сдвига путем подкладывания компенсаторных колец или регу лировочными гайками, нужно подробно объяснить и по казать приемы, обеспечивающие правильность зацепле ния червячного колеса с зубьями червяка. Нанеся на
винтовую |
|
поверхность |
|
червяка |
тонкий |
слой |
|
краски, |
медленно по |
||
вернуть |
червяк. |
При |
|
правильном |
зацеплении |
||
червяка |
с |
червячным |
|
колесом |
краска |
долж |
|
|
|
на |
покрывать |
поверх |
|||||
|
|
|
ность |
зуба |
червячного |
|||||
|
|
|
колеса |
не |
менее 50— |
|||||
|
|
|
60% по длине и высоте |
|||||||
|
|
|
(рис. 73, |
а). |
|
|
||||
|
|
|
|
Ненормальные отпе |
||||||
|
|
|
чатки |
получаются, |
ко |
|||||
|
|
|
гда |
червяк |
смещен |
от |
||||
|
|
|
носительно |
|
колеса |
|||||
|
|
|
вправо (рис. 73, в) или |
|||||||
|
|
|
влево |
(рис. 73, б). |
|
|||||
|
|
|
|
В |
таких |
случаях |
||||
|
|
|
следует |
сдвинуть коле |
||||||
Ю |
г) |
со |
в |
соответствующую |
||||||
сторону |
и надежно за |
|||||||||
|
|
|
||||||||
Рис. 72. Приемы сборки червячных |
крепить. |
|
|
|
|
|||||
колес: |
колеса на |
|
Надо |
обратить |
вни |
|||||
а, б — закрепление |
червячного |
мание |
учащихся на то, |
|||||||
валах: / — колесо; 2 — шпонка, |
3. 4— гай |
|||||||||
ки, 5, 6 — распорные |
втулки, 7, 8 — компен |
что при работе |
червяч |
|||||||
саторные кольца; в — перекос |
колеса; г — |
|||||||||
сдвиг |
колеса |
|
ной передачи выделяет |
|||||||
|
|
|
ся |
очень |
много |
тепла, |
в результате удлиняется червячный вал. Поэтому, если не предусмотрено осевое смещение одного из концов вала, это намного ухудшит качество и надежность работы чер вячной передачи.
В заключение установить собранный узел (червяк и червячное колесо) в корпус и проверить плавность пово рачивания, используя для этой цели специальный ключ (рис. 74). Ключ имеет жесткую головку 1, на планке ко торой укреплен индикатор 2, ножка индикатора упирает ся в стальной упругий стержень 3. Обратить внимание учащихся на то, что при плавном вращении червяка по-
178
казания индикатора в любом положении ключа будут мало различаться.
Следует обратить внимание учащихся на значение бокового зазора Сп для точной работы червячных пере дач (рис, 75), величина этого зазора зависит от точности
а) |
5) |
В) |
Рис. 73. Отпечатки на зубьях червячного колеса:
а — зацепление правильное, б, в — зацепление неправильное, Л — смещение червяка
и размеров передачи и указана в технических условиях на сборку (для передач средней точности при Л = 320— 600 мм зазор должен быть 0,13-^0,26 мм).
Рис. 74. Проверка плавно- |
Рис. 75. Схема червячного |
||||
сти проворачивания: |
|
зацепления: |
|
||
/ — ключ, |
2 — индикатор, |
3 — |
Сп — зазор |
в зацеплении, |
А — |
стальной |
упругий стержень, |
4 - |
расстояние |
между осями |
чер- |
|
' Г У к 0 Я т к а |
|
вяка и колеса |
|
.179
В заключение показать прием измерения зазора в зацеплении собранных передач с помощью приспособле ния (рис. 76), объяснив при этом, что на выступающих
Рис. 76. Схема определения величины |
зазора |
в червячном зацеплении: |
|
2 — рычаги, 3—J —индикаторы |
|
концах червяка и колеса крепят рычаги / |
и 2, касающие |
ся индикаторов 3 и 4. |
|
Чердяк однохододои la'3840'
152
Рис, 77. Учебный стенд
180
Заметив положение стрелки индикатора 4, червяк слегка повернуть до начала отклонения рычага 2. Пово рот червяка при неподвижном колесе (мертвый ход) воз можен пока виток червяка проходит зазор Сп (см. рис. 75).
Учитывая, что в училище трудно подобрать узлы с червячным зацеплением, а также для лучшей отработки приемов сборки, рекомендуется предварительно провести упражнения по разборке и сборке червячной передачи на учебном стенде (рис. 77).
Перед выполнением упражнений на учебном стенде рекомендуется дать учащимся такое задание: с помощью мастера составить инструкционные карты на сборку чер вячной передачи. Это поможет им выполнить сборочные работы на производственных объектах.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Установка на вал червячного колеса: 1) проверить червячное колесо и червяк в соответст
вии с техническими требованиями;
2)установить червячное колесо на вал с использова нием призматической шпонки;
3)закрепить зубчатое колесо гайками;
4)отрегулировать пространственное расположение средней плоскости колеса путем ослабления и затягива ния гаек;
5)проверить правильность сборки.
Упражнение 2. Установка червячного колеса при по мощи распорных втулок:
1) подготовить червячное колесо и червяк к сборке;
2)установить червячное колесо и червяк;
3)установить распорные втулки;
4)подобрать компенсирующие кольца;
5)установить компенсирующие кольца;
6)отрегулировать положение червячного колеса;
7)проверить правильность сборки деталей, для чего: проверить зацепление червячного колеса с зубьями чер вяка на краску и отрегулировать передачу; проверить плавность проворачивания червячной передачи при по мощи специального ключа.
Мастер должен сосредоточить внимание учащихся, выполняющих упражнения, на правильной установке
181