Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

червячного колеса и червяка, последовательности выпол­ нения приемов сборки (установка втулок, компенсато­ ров). Надо научить учащихся точности контроля каче­ ства сборки.

Не следует принимать от учащихся неправильно соб­ ранные детали, надо добиваться того, чтобы они сами исправляли свои ошибки и выполняли приемы сборки в полном соответствии с техническими требованиями.

§34. СБОРКА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ

Взависимости от конструктивных особенностей муф­ ты бывают постоянные или глухие (поперечно-свертные, продольно-свертные, фланцевые), сцепные (кулачковые, фрикционные, дисковые, конусные), предохранительные (пружинные, штифтовые).

К сборке муфт-предъявляют следующие технические требования:

1. Подвижные муфты должны безотказно включать­ ся и выключаться, работать без ударов.

2.Неподвижные муфты должны прочно сидеть на валах и обеспечивать их прочное соединение.

3.Оси валов, соединяемых при помощи неподвижных муфт, должны совпадать.

4.Включение и выключение подвижных муфт долж­ но осуществляться без особого усилия.

5.Элементы соприкосновения в фрикционных муф­ тах (диски, конусы) должны работать всей рабочей по­ верхностью.

6.Кулачки и другие детали, входящие в механизмы

включения и выключения, должны быть отрегулированы и обеспечивать нормальную работу передачи; необходи­ мо, чтобы подвижные полумуфты легко перемещались вдоль вала. Прилегание кулачков друг к другу должно быть равномерным, зазор между плоскостями касания допускается лишь у одной пары кулачков и не должен превышать 0,02—0,03 мм.

Вводный инструктаж

Демонстрируя приемы сборки муфт, следует акцен­ тировать внимание учащихся на типичных особенностях сборки наиболее распространенных муфт; поперечносвертных, продольно-свертных кулачковых и конусных.

182

Учащиеся должны знать, в какой последовательности производится пригонка шпонок 2, 6 (рис. 78, а), посадка полумуфт 3, 4 на концы валов 1, 7 я установка валов на подшипники.

Затем, проверив индикатором радиальное биение обо­ да полумуфт, вал 7 сдвинуть влево, чтобы выточка полу­

муфты 3 несколько зашла за центрирующий буртик по­ лумуфты 4, но так, чтобы между торцами полумуфт остался зазор. Проверить зазор щупом в разных местах окружности и, поворачивая вал 7, добиться, чтобы зазор имел примерно равную и допустимую величину по всей

183


окружности.

После чего полумуфты сблизить и

закре­

пить болтами 5.

 

 

Производя сборку продольно-свертных

муфт

(рис.

78, б), которые ставятся одновременно на два

конца уже

выверенного

вала, вложить в паз призматическую

шпон­

ку 5, а вал 4 повернуть так, чтобы торцы обеих шпонок совпали. После этого на валы 1 и 4 следует установить полумуфту 2, подвести вторую полумуфту 6 и соединить ее с полумуфтой сначала двумя болтами 3, расположен­ ными по диагонали, а затем остальными.

Надо предупредить учащихся о необходимости при сборке внимательно следить за тем, чтобы торцы обеих полумуфт совпали друг с другом и шпонки не выступали

за торцы муфты.

 

При отработке

приемов сборки кулачковых муфт

(рис. 78, в) нужно

показать, как выполняется напрессов-

ка неподвижной полумуфты 1 на вал 6 ударами молотка по трубчатой оправке, вставленной внутрь кулачков 2. В шпоночную канавку вала должны быть поставлены монтажные шпонки 3, обеспечивающие правильное на­ правление движения полумуфт 1 я 5 при напрессовке. При этом следует предупредить учащихся, что монтаж­ ные шпонки должны быть меньше постоянных и легко выниматься после напрессовки полумуфт.

В освобождаемый наз забивают постоянную шпонку. Обычно эти шпонки имеют призматическую форму и за­ жимаются винтовым стопором 4, кромки шпонки надо запилить.

Рекомендуется проверить равномерность прилегания кулачков друг к другу (зазор не более 0,02—0,03 мм), а затем показать пригонку кулачков личным напильни­ ком или шабером, а при закаленных кулачках — абра­ зивными брусками.

При сборке конусных шлицевых муфт (рис. 78, г), устанавливая конусы на вал, надо остановиться на осо­ бенностях пригонки конусов и проверки на краску, а также приемах притирки конуса по эталонному конусно­ му отверстию. Затем отрегулировать включающее устрой­ ство, чтобы при повороте рукоятки конуса плотно входи­ ли один в другой и на поверхности соприкосновения соз­ давалась сила трения, необходимая для передачи за­ данного крутящегося момента.

При рассмотрении приемов сборки упругих пружин­ ных муфт (рис. 78, д) нужно насадить полумуфты 2 и 3

184


и вставить шпонку 4, затем выверить соосность валов, уложить пружину / в пазы полумуфт и поместить муфты в кожух. При этом следует указать учащимся, что упру­ гие (эластичные) муфты допускают гораздо большую несоосность валов, чем жесткие.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Сборка продольно-свертных муфт:

1)подготовить детали к сборке;

2)выверить валы;

3)вставить шпонки в шпоночные пазы;

4)установить полумуфты на валы;

5)проверить и отрегулировать муфты;

6)проверить собранный узел в соответствии с техни­ ческими условиями.

Упражнение 2. Сборка поперечно-свертных муфт:

1)проверить и подготовить детали к сборке;

2)проверить пригодность деталей в соответствии с чертежом и техническими условиями;

3)подогнать шпонки к гнездам на валах;

4)насадить полумуфты на валы;

5)установить валы в подшипники;

6)проверить биение полумуфт по индикатору;

7)

проверить

величину зазора между полумуфтами;

8)

отрегулировать полумуфты и закрепить болтами.

Упражнение

3. Сборка кулачковых муфт:

1)проверить детали в соответствии с чертежом и техническими требованиями;

2)установить монтажную шпонку на вал;

3)напрессовать неподвижную полумуфту на вал;

4)удалить монтажную шпонку и установить призма­ тическую шпонку;

5)запилить кромки шпонки;

6)проверить на краску прилегание кулачков друг к

другу;

7)пришабрить кулачки.

Упражнение 4. Сборка конусной муфты:

1)проверить детали в соответствии с чертежом и техническими условиями;

2)установить полумуфты на вал;

3)проверить взаимное расположение конусов на краску;

185


4) притереть конусы по эталонному конусному от­ верстию;

5) отрегулировать муфты.

Упражнение 5. Сборка пружинной муфты:

1) проверить детали в соответствии с чертежом и тех­ ническими условиями;

2)установить полумуфты на концы валов;

3)выверить расположение валов относительно друг

друга;

4)уложить пружины в пазы полумуфт;

5)установить кожух;

6)проверить работу муфт в соответствии с техниче­ скими требованиями.

Наблюдая за выполнением упражнений по сборке муфт, мастер должен помнить, что чаще всего учащиеся допускают следующие ошибки:

не соблюдают последовательность сборки;

неточно центрируют

муфты и

недостаточно тщатель­

но проверяют точность

установки

валов и муфт;

при напрессовке неправильно устанавливают вал, в результате чего получается перекос;

плохо подгоняют кулачки при сборке кулачковых муфт и неправильно подгоняют конусы в процессе сбор­ ки конусных муфт и посадке их на шлицевые валы;

неумело регулируют собранные муфты, не выдержи­ вают требуемые зазоры.

§ 35. СБОРКА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ

Цель темы — научить учащихся выполнять приемы сборки, контроля и регулирования простых гидравличе­ ских приводов, которые часто встречаются в производст­ венном оборудовании.

Самым трудным для учащихся является изучение приемов сборки гидравлических передач.

Лучшим организационным решением прохождения этой темы является включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих слесарей-сборщиков или ремонтных бригад, которые занимаются узловым мето­ дом сборки или ремонта гидравлических передач. Тогда все учащиеся смогут своевременно получить необходи­ мую помощь или совет по ходу сборки узлов гидравли­ ческих систем, а мастер сможет больше уделять внима­ ния отстающим учащимся. Если такой возможности не

186

представляется, необходимо обучение проводить в ма­ стерских училища на учебных объектах. Обычно в учеб­ ных мастерских профессионально-технических учебных заведений имеется достаточное количество станочного оборудования, а также узлов и деталей машин с гидрав­ лическими передачами, необходимых для изучения этой темы.

Однако, чтобы не проводить занятия фронтально, ре­ комендуется организовать бригады. Для перемещения учащихся с одного рабочего места на другое необходимо разработать график с таким расчетом, чтобы каждый учащийся на этом рабочем месте имел возможность изучить приемы сборки в объеме, предусмотренном учебной программой.

Материальное оснащение

Инструменты: щупы, штангенциркули, микрометры, шаблоны, отвертки, гаечные ключи.

Приспособления: монтажные втулки и валики, съемники, выколотки.

Материалы: нитролак, прокладки бумажные, 'смазоч­ ные материалы (солидол), обтирочные материалы.

Объекты работы: рабочие цилиндры гидравлических приводов для возвратно-поступательного движения, шес­ теренчатые и лопастные насосы, поршневые группы, различные гидравлические краны, клапаны, ремонтиру­

емые или списанные станки с

гидравлическими

приво­

дами.

 

 

 

 

Учебно-наглядные

пособия:

плакаты

«Основы

сборки

машин и механизмов», учебник

«Сборка

промышленной

продукции», инструкциснно-тех'нологические карты, чер­ тежи, справочник слесаря-сборщика, таблицы допусков и посадок, кино и диафильмы.

Вводный инструктаж

Главные трудности как при изучении, так и при вы­ полнении сборочных операций гидравлических систем, заключаются в недостаточном знакомстве учащихся с конструкциями и принципами действия гидросистем. По­ этому при проведении вводных занятий следует напом­ нить устройство гидравлических передач и принцип ра­ боты. Рабочим телом в этих приводах является перека-

187


чиваемая под давлением до 100 от и более жидкость (минеральное, машинное, веретенное, турбинное или автомобильное масло, а также их смеси). Уместно под­ черкнуть при этом, что сила, развиваемая в рабочем ци­ линдре, определяется по формуле:

 

P-p-F-T,

 

 

 

где р — давление

рабочей жидкости,

кГ/см2

(н/м2);

F — площадь поршня, см2

2)

 

 

Т — сила трения в механизме, кГ

(н),

 

 

- —

/

 

 

I

=

^

»

 

Затем следует напомнить о преимуществах гидравли­ ческого привода перед другими приводами: обеспечение плавности перемещения в обоих направлениях, удобство регулирования скоростей в широких пределах, бесшум­ ность и автоматизация работы механизма. Гидравличе­ ские приводы позволяют развивать значительные силы при сравнительно небольших рабочих цилиндрах, ком-

188

пактны, что позволяет уменьшить вес и габариты всей машины, позволяют передавать энергию рабочей жид­

кости на большие расстояния

(30—40 м).

Вместе с тем следует объяснить и недостатки — по­

тери жидкости из-за утечки,

что снижает коэффициент

полезного действия.

 

После этого показать принцип работы гидропривода для возвратно-поступательного движения, пользуясь сле­ дующей схемой при объяснении (рис. 79): стол 1, кото­ рый должен двигаться поступательно, соединяется со штоком поршня рабочего цилиндра 2. Рабочая жидкость, поступая то в правую, то в левую часть цилиндра соот­ ветственно с этим перемещает поршень со столом 1. Да­ лее объяснить и показать, как жидкость из ванны 6 через фильтр 7 засасывается насосом 8 и нагнетается к золот­ нику 5 и в зависимости от положения золотника жид­ кость направляется в соответствующую часть рабочего цилиндра 2 (на схеме жидкость от насоса поступает в левую часть цилиндра, давит на поршень и перемещает его слева направо). Из другой части цилиндра жидкость в это время вытекает через золотник 5 обратно в ванну 6. Скорость движения поршня в цилиндре 2 зависит от бы­ строты освобождения правой части цилиндра от жидко­ сти. Этим регулируют скорость перемещения стола /. Продемонстрировать, как при помощи дросселя 3 и кла­ пана 4 увеличивают или уменьшают проходное сечение для жидкости, т. е. меняется сопротивление движению и, следовательно, скорость истечения.

Расчетное давление жидкости поддерживает клапан 9, который автоматически открывается при определенном давлении жидкости и пропускает часть ее обратно в ван­ ну 6. Золотник 5, меняющий направление подачи жидко­ сти в цилиндр, перемещается автоматически в результа­ те воздействия на рычаг 10 упоров, закрепленных на столе 1.

Прежде чем приступить к демонстрации приемов сборки гидравлических передач, следует подробно объяс? нить технические требования, предъявляемые к сборке гидравлических передач, предупредив что:

1) все звенья гидравлической системы, в которых об­ разуется вакуум, должны иметь надежную герметич­ ность;

2) в соединениях выдерживаются зазоры до 0,01 мм, а в дросселях, золотниках до 0,002—0,005 мм;

189