Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
червячного колеса и червяка, последовательности выпол нения приемов сборки (установка втулок, компенсато ров). Надо научить учащихся точности контроля каче ства сборки.
Не следует принимать от учащихся неправильно соб ранные детали, надо добиваться того, чтобы они сами исправляли свои ошибки и выполняли приемы сборки в полном соответствии с техническими требованиями.
§34. СБОРКА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ
Взависимости от конструктивных особенностей муф ты бывают постоянные или глухие (поперечно-свертные, продольно-свертные, фланцевые), сцепные (кулачковые, фрикционные, дисковые, конусные), предохранительные (пружинные, штифтовые).
К сборке муфт-предъявляют следующие технические требования:
1. Подвижные муфты должны безотказно включать ся и выключаться, работать без ударов.
2.Неподвижные муфты должны прочно сидеть на валах и обеспечивать их прочное соединение.
3.Оси валов, соединяемых при помощи неподвижных муфт, должны совпадать.
4.Включение и выключение подвижных муфт долж но осуществляться без особого усилия.
5.Элементы соприкосновения в фрикционных муф тах (диски, конусы) должны работать всей рабочей по верхностью.
6.Кулачки и другие детали, входящие в механизмы
включения и выключения, должны быть отрегулированы и обеспечивать нормальную работу передачи; необходи мо, чтобы подвижные полумуфты легко перемещались вдоль вала. Прилегание кулачков друг к другу должно быть равномерным, зазор между плоскостями касания допускается лишь у одной пары кулачков и не должен превышать 0,02—0,03 мм.
Вводный инструктаж
Демонстрируя приемы сборки муфт, следует акцен тировать внимание учащихся на типичных особенностях сборки наиболее распространенных муфт; поперечносвертных, продольно-свертных кулачковых и конусных.
182
Учащиеся должны знать, в какой последовательности производится пригонка шпонок 2, 6 (рис. 78, а), посадка полумуфт 3, 4 на концы валов 1, 7 я установка валов на подшипники.
Затем, проверив индикатором радиальное биение обо да полумуфт, вал 7 сдвинуть влево, чтобы выточка полу
муфты 3 несколько зашла за центрирующий буртик по лумуфты 4, но так, чтобы между торцами полумуфт остался зазор. Проверить зазор щупом в разных местах окружности и, поворачивая вал 7, добиться, чтобы зазор имел примерно равную и допустимую величину по всей
183
окружности. |
После чего полумуфты сблизить и |
закре |
|
пить болтами 5. |
|
|
|
Производя сборку продольно-свертных |
муфт |
(рис. |
|
78, б), которые ставятся одновременно на два |
конца уже |
||
выверенного |
вала, вложить в паз призматическую |
шпон |
ку 5, а вал 4 повернуть так, чтобы торцы обеих шпонок совпали. После этого на валы 1 и 4 следует установить полумуфту 2, подвести вторую полумуфту 6 и соединить ее с полумуфтой сначала двумя болтами 3, расположен ными по диагонали, а затем остальными.
Надо предупредить учащихся о необходимости при сборке внимательно следить за тем, чтобы торцы обеих полумуфт совпали друг с другом и шпонки не выступали
за торцы муфты. |
|
При отработке |
приемов сборки кулачковых муфт |
(рис. 78, в) нужно |
показать, как выполняется напрессов- |
ка неподвижной полумуфты 1 на вал 6 ударами молотка по трубчатой оправке, вставленной внутрь кулачков 2. В шпоночную канавку вала должны быть поставлены монтажные шпонки 3, обеспечивающие правильное на правление движения полумуфт 1 я 5 при напрессовке. При этом следует предупредить учащихся, что монтаж ные шпонки должны быть меньше постоянных и легко выниматься после напрессовки полумуфт.
В освобождаемый наз забивают постоянную шпонку. Обычно эти шпонки имеют призматическую форму и за жимаются винтовым стопором 4, кромки шпонки надо запилить.
Рекомендуется проверить равномерность прилегания кулачков друг к другу (зазор не более 0,02—0,03 мм), а затем показать пригонку кулачков личным напильни ком или шабером, а при закаленных кулачках — абра зивными брусками.
При сборке конусных шлицевых муфт (рис. 78, г), устанавливая конусы на вал, надо остановиться на осо бенностях пригонки конусов и проверки на краску, а также приемах притирки конуса по эталонному конусно му отверстию. Затем отрегулировать включающее устрой ство, чтобы при повороте рукоятки конуса плотно входи ли один в другой и на поверхности соприкосновения соз давалась сила трения, необходимая для передачи за данного крутящегося момента.
При рассмотрении приемов сборки упругих пружин ных муфт (рис. 78, д) нужно насадить полумуфты 2 и 3
184
и вставить шпонку 4, затем выверить соосность валов, уложить пружину / в пазы полумуфт и поместить муфты в кожух. При этом следует указать учащимся, что упру гие (эластичные) муфты допускают гораздо большую несоосность валов, чем жесткие.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Сборка продольно-свертных муфт:
1)подготовить детали к сборке;
2)выверить валы;
3)вставить шпонки в шпоночные пазы;
4)установить полумуфты на валы;
5)проверить и отрегулировать муфты;
6)проверить собранный узел в соответствии с техни ческими условиями.
Упражнение 2. Сборка поперечно-свертных муфт:
1)проверить и подготовить детали к сборке;
2)проверить пригодность деталей в соответствии с чертежом и техническими условиями;
3)подогнать шпонки к гнездам на валах;
4)насадить полумуфты на валы;
5)установить валы в подшипники;
6)проверить биение полумуфт по индикатору;
7) |
проверить |
величину зазора между полумуфтами; |
8) |
отрегулировать полумуфты и закрепить болтами. |
|
Упражнение |
3. Сборка кулачковых муфт: |
1)проверить детали в соответствии с чертежом и техническими требованиями;
2)установить монтажную шпонку на вал;
3)напрессовать неподвижную полумуфту на вал;
4)удалить монтажную шпонку и установить призма тическую шпонку;
5)запилить кромки шпонки;
6)проверить на краску прилегание кулачков друг к
другу;
7)пришабрить кулачки.
Упражнение 4. Сборка конусной муфты:
1)проверить детали в соответствии с чертежом и техническими условиями;
2)установить полумуфты на вал;
3)проверить взаимное расположение конусов на краску;
185
4) притереть конусы по эталонному конусному от верстию;
5) отрегулировать муфты.
Упражнение 5. Сборка пружинной муфты:
1) проверить детали в соответствии с чертежом и тех ническими условиями;
2)установить полумуфты на концы валов;
3)выверить расположение валов относительно друг
друга;
4)уложить пружины в пазы полумуфт;
5)установить кожух;
6)проверить работу муфт в соответствии с техниче скими требованиями.
Наблюдая за выполнением упражнений по сборке муфт, мастер должен помнить, что чаще всего учащиеся допускают следующие ошибки:
не соблюдают последовательность сборки;
неточно центрируют |
муфты и |
недостаточно тщатель |
но проверяют точность |
установки |
валов и муфт; |
при напрессовке неправильно устанавливают вал, в результате чего получается перекос;
плохо подгоняют кулачки при сборке кулачковых муфт и неправильно подгоняют конусы в процессе сбор ки конусных муфт и посадке их на шлицевые валы;
неумело регулируют собранные муфты, не выдержи вают требуемые зазоры.
§ 35. СБОРКА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ
Цель темы — научить учащихся выполнять приемы сборки, контроля и регулирования простых гидравличе ских приводов, которые часто встречаются в производст венном оборудовании.
Самым трудным для учащихся является изучение приемов сборки гидравлических передач.
Лучшим организационным решением прохождения этой темы является включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих слесарей-сборщиков или ремонтных бригад, которые занимаются узловым мето дом сборки или ремонта гидравлических передач. Тогда все учащиеся смогут своевременно получить необходи мую помощь или совет по ходу сборки узлов гидравли ческих систем, а мастер сможет больше уделять внима ния отстающим учащимся. Если такой возможности не
186
представляется, необходимо обучение проводить в ма стерских училища на учебных объектах. Обычно в учеб ных мастерских профессионально-технических учебных заведений имеется достаточное количество станочного оборудования, а также узлов и деталей машин с гидрав лическими передачами, необходимых для изучения этой темы.
Однако, чтобы не проводить занятия фронтально, ре комендуется организовать бригады. Для перемещения учащихся с одного рабочего места на другое необходимо разработать график с таким расчетом, чтобы каждый учащийся на этом рабочем месте имел возможность изучить приемы сборки в объеме, предусмотренном учебной программой.
Материальное оснащение
Инструменты: щупы, штангенциркули, микрометры, шаблоны, отвертки, гаечные ключи.
Приспособления: монтажные втулки и валики, съемники, выколотки.
Материалы: нитролак, прокладки бумажные, 'смазоч ные материалы (солидол), обтирочные материалы.
Объекты работы: рабочие цилиндры гидравлических приводов для возвратно-поступательного движения, шес теренчатые и лопастные насосы, поршневые группы, различные гидравлические краны, клапаны, ремонтиру
емые или списанные станки с |
гидравлическими |
приво |
||
дами. |
|
|
|
|
Учебно-наглядные |
пособия: |
плакаты |
«Основы |
сборки |
машин и механизмов», учебник |
«Сборка |
промышленной |
продукции», инструкциснно-тех'нологические карты, чер тежи, справочник слесаря-сборщика, таблицы допусков и посадок, кино и диафильмы.
Вводный инструктаж
Главные трудности как при изучении, так и при вы полнении сборочных операций гидравлических систем, заключаются в недостаточном знакомстве учащихся с конструкциями и принципами действия гидросистем. По этому при проведении вводных занятий следует напом нить устройство гидравлических передач и принцип ра боты. Рабочим телом в этих приводах является перека-
187
чиваемая под давлением до 100 от и более жидкость (минеральное, машинное, веретенное, турбинное или автомобильное масло, а также их смеси). Уместно под черкнуть при этом, что сила, развиваемая в рабочем ци линдре, определяется по формуле:
|
P-p-F-T, |
|
|
|
где р — давление |
рабочей жидкости, |
кГ/см2 |
(н/м2); |
|
F — площадь поршня, см2 |
(м2) |
|
|
|
Т — сила трения в механизме, кГ |
(н), |
|
||
|
- — |
/ |
|
|
I |
= |
^ |
» |
|
Затем следует напомнить о преимуществах гидравли ческого привода перед другими приводами: обеспечение плавности перемещения в обоих направлениях, удобство регулирования скоростей в широких пределах, бесшум ность и автоматизация работы механизма. Гидравличе ские приводы позволяют развивать значительные силы при сравнительно небольших рабочих цилиндрах, ком-
188
пактны, что позволяет уменьшить вес и габариты всей машины, позволяют передавать энергию рабочей жид
кости на большие расстояния |
(30—40 м). |
Вместе с тем следует объяснить и недостатки — по |
|
тери жидкости из-за утечки, |
что снижает коэффициент |
полезного действия. |
|
После этого показать принцип работы гидропривода для возвратно-поступательного движения, пользуясь сле дующей схемой при объяснении (рис. 79): стол 1, кото рый должен двигаться поступательно, соединяется со штоком поршня рабочего цилиндра 2. Рабочая жидкость, поступая то в правую, то в левую часть цилиндра соот ветственно с этим перемещает поршень со столом 1. Да лее объяснить и показать, как жидкость из ванны 6 через фильтр 7 засасывается насосом 8 и нагнетается к золот нику 5 и в зависимости от положения золотника жид кость направляется в соответствующую часть рабочего цилиндра 2 (на схеме жидкость от насоса поступает в левую часть цилиндра, давит на поршень и перемещает его слева направо). Из другой части цилиндра жидкость в это время вытекает через золотник 5 обратно в ванну 6. Скорость движения поршня в цилиндре 2 зависит от бы строты освобождения правой части цилиндра от жидко сти. Этим регулируют скорость перемещения стола /. Продемонстрировать, как при помощи дросселя 3 и кла пана 4 увеличивают или уменьшают проходное сечение для жидкости, т. е. меняется сопротивление движению и, следовательно, скорость истечения.
Расчетное давление жидкости поддерживает клапан 9, который автоматически открывается при определенном давлении жидкости и пропускает часть ее обратно в ван ну 6. Золотник 5, меняющий направление подачи жидко сти в цилиндр, перемещается автоматически в результа те воздействия на рычаг 10 упоров, закрепленных на столе 1.
Прежде чем приступить к демонстрации приемов сборки гидравлических передач, следует подробно объяс? нить технические требования, предъявляемые к сборке гидравлических передач, предупредив что:
1) все звенья гидравлической системы, в которых об разуется вакуум, должны иметь надежную герметич ность;
2) в соединениях выдерживаются зазоры до 0,01 мм, а в дросселях, золотниках до 0,002—0,005 мм;
189