Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) организация уроков, наиболее соответствующая содержанию учебного материала темы;

г) подбор учебных мест, оборудования, инструмента, приспособлений, учебно-технической документации и учебных пособий для занятий.

П о д г о т о в к а к о ч е р е д н о м у з а н я т и ю яв­ ляется заключительной и решающей стадией всей подго­ товительной работы мастера. От степени подготовки к занятию зависит успех проведения его, прочное усвоение

учащимися

знаний, умений и навыков, а следовательно,

и качество

подготовки квалифицированных рабочих.

Подготовку к предстоящему занятию рекомендуется проводить в следующем порядке:

1.Изучить техническую, педагогическую и методиче­ скую литературу.

2.Подготовить учебно-материальную базу.

3.Изучить передовые методы труда для внедрения их

впроцессе обучения.

4.Практически изучить (отработать лично) наиболее рациональные приемы и способы выполнения предстоя­ щих упражнений.

5.Проанализировать результаты предыдущего заня­

тия.

6.Уточнить цель и содержание предстоящего заня­ тия, установить, какие приемы подлежат изучению с учащимися на предстоящем занятии.

7.Определить структуру занятия, рассчитать время, отводимое на различные элементы занятия.

8.Установить методы и приемы проведения занятия применительно к различным элементам его.

9.Составить план занятия и конспект инструктажа.

Планы занятия должны составлять все мастера про­ изводственного обучения независимо от опыта и стажа их работы в училищах.

План необходимо составлять на каждое занятие, так как содержание занятий, методы проведения их и поря­ док бывают разные.

Правильно составленный план занятия дает мастеру возможность провести его организованно и целенаправ­ ленно с наилучшими результатами.

Планы занятий лучше записывать в отдельной тетра­ ди и сохранять их. Для анализа результатов каждого занятия и накопления педагогического опыта на полях страниц тетради рекомендуется записывать свои заме-

29



 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

 

занятии мастера-

(фамилия)

-на-

-197

г.

 

 

 

 

с группой слесарей механосборочных работ № -

 

 

по подтеме «Сборка разъемных соединений»

 

Этапы

Содержание

Замечания

 

подготовки

мастера

 

 

 

 

по занятиям

Подготовка к Проверить состояние рабочих мест занятиям (до Подобрать учебные объекты и ин­ начала занятий) струменты для раздачи

Ма т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е

ос н а щ е н и е

 

Инструменты:

 

штангенциркули, ли­

 

нейки,

микрометры,

резьбомеры,

кер­

 

неры, молотки, гаечные ключи, отверт­

 

ки,

трещоточный

ключ

 

 

 

 

Приспособления:

дрели

ручные,

гай­

 

коверты, струбцины,

шпильковерты

 

Объекты

работы:

узлы

болтовых и

 

винтовых

соединений,

учебные

плитки

 

Материалы:

синька, машинное мас­

 

ло,

керосин,

купорос

 

 

 

 

 

Учебники

 

и учебные

пособия:

«Сбор­

 

ка

промышленной

продукции»*,

пла­

 

каты «Основы сборки машин», чертежи

 

на собираемый

узел,

технологические

 

карты,

справочные

таблицы

 

 

Организация

Провести

утреннюю

линейку — 8.00

учащихся (в на­

Распределить

учащихся

по

рабочим

чале занятий)

местам

и выдать изделия

для

сборки,

 

инструменты

и документацию — 8.10—

 

8.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводный ин­

Объяснить

учебно-воспитательные

структаж

задачи

подтемы

и ознакомить с поряд­

 

ком

работы

на день — 8.25—8.35

 

 

Проверить знания учащихся по сбор­

 

ке

разъемных

соединений, дополни­

 

тельно

объяснить

(8.35—8.50):

 

 

 

1)

назначение

и устройство

разъем­

 

ных

соединений;

 

 

 

 

 

2)приемы проверки резьбовых соеди­ нений;

3)правила подбора инструментов Разобрать чертежи и технологиче­

ские карты, одновременно демонстри­ руя изделия 8.50—9.20

80


 

 

Продолжение табл. 1

Этапы

 

Замечания

Содержание

мастера

подготовки

 

 

по занятиям

Напомнить о роли разъемных

соеди­

нений

в машинах (неточность

сборки

порождает брак в работе машин и ме­ ханизмов, приводит к авариям, сокра­ щению сроков работы машин, пониже­ нию производительности их работы)

Указать на ответственность учащих­ ся за качество сборки. Предупредить о недопустимости отступлений от тех­ нических требований. Показать при­ емы сборки. Подробнее остановиться на приемах завертывания шпилек спо­ собом двух гаек и граненым клином (приемы "фиксации деталей и много­ болтового затягивания)

Рассказать о передовых методах сборки и показать их, объяснить, по­ чему надо стремиться к повышению производительности труда

 

Обсудить

с

учащимися

порядок

 

сборки. Проверить,

как

 

усвоили

уча­

 

щиеся

инструктаж,

для

чего надо

за­

 

дать

вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

1.

Как

производится

сборка

болто­

 

вых

соединений?

 

 

 

 

 

2.

Укажите

возможные случаи

бра­

 

ка и меры его предупреждения

 

 

3.

Каков

порядок

сборки многобол­

 

товых

соединений?

 

 

 

 

 

 

Напомнить

о правилах

 

техники

бе­

 

зопасности

и бережного

 

обращения с

 

инструментом

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-

Учащиеся

должны разобрать и со-

ная работа уча-

брать

болтовые

и

винтовые соедине-

щихся

ния — 9.20—13.10 с

перерывом

на

от­

 

дых

через каждые 1 ч 30

мин:

 

 

 

а)

проверить

пригодность деталей;

 

б)

подготовить к сборке детали и

 

инструмент;

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

изучить

технологическую

доку­

 

ментацию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) собрать болтовые и многоболто­

 

вые

соединения;

 

 

 

 

 

 

д)

собрать

соединения

на

шпиль­

 

ках;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е)

собрать

винтовые соединения

 

31


Продолжение табл. I

Этапы

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

подготовки

 

 

 

 

 

 

 

Текущий ин­

Первый

обход:

 

проверить

организа­

структаж

цию работ

(рабочие места, подготовку

 

к сборке деталей, инструмент).

 

 

Второй

 

обход:

 

проверить

правиль­

 

ность

сборки

многоболтовых

соедине­

 

ний и соединений на шпильках и

 

винтах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий обход: проверить ход выпол­

 

нения

заданий

 

 

 

 

 

 

 

Принять

и оценить

работы,

выпол­

 

ненные учащимися. Дать

дополнитель­

 

но работы

успевающим учащимся

Заключитель­

Схема

беседы

(13.10—13.50):

 

ный инструктаж

Разобрать

наиболее

характерные

 

ошибки,

допущенные

учащимися при

 

сборке

разъемных

соединений.

Сооб­

 

щить

итоги

работы за день и оценку

 

работы каждого

учащегося

 

 

 

Отметить,

кто из учащихся добился

 

отличного

качества работы. Сообщить,

 

что на следующем занятии будут изу­

 

чаться

приемы

сборки

неразъемных

 

соединений. Предложить

повторить по

 

учебнику

 

и

записям

в тетрадях ..кон­

 

струкции

 

соединений,

применяемый

 

инструмент,

правила пользования им

 

Решить несколько примеров и задач

 

по клепаным

соединениям

 

 

 

 

Убрать

рабочие

места

 

 

 

 

Оформить

журнал

 

 

 

 

 

Составить план работы на следую­

 

щий день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовить к следующим заня­

 

тиям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 учебных плиток,

200

заклепок,

 

25 молотков,

25

обжимок

 

 

 

Мастер-

Утзердил ст. мастер-

.» мая 197 г.

* М а к и е и к о

Н. И., Н о в и к о в М. П. Сборка промышленной продук­

ции. Трудрезервиздат,

195S.

82