Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
в) организация уроков, наиболее соответствующая содержанию учебного материала темы;
г) подбор учебных мест, оборудования, инструмента, приспособлений, учебно-технической документации и учебных пособий для занятий.
П о д г о т о в к а к о ч е р е д н о м у з а н я т и ю яв ляется заключительной и решающей стадией всей подго товительной работы мастера. От степени подготовки к занятию зависит успех проведения его, прочное усвоение
учащимися |
знаний, умений и навыков, а следовательно, |
и качество |
подготовки квалифицированных рабочих. |
Подготовку к предстоящему занятию рекомендуется проводить в следующем порядке:
1.Изучить техническую, педагогическую и методиче скую литературу.
2.Подготовить учебно-материальную базу.
3.Изучить передовые методы труда для внедрения их
впроцессе обучения.
4.Практически изучить (отработать лично) наиболее рациональные приемы и способы выполнения предстоя щих упражнений.
5.Проанализировать результаты предыдущего заня
тия.
6.Уточнить цель и содержание предстоящего заня тия, установить, какие приемы подлежат изучению с учащимися на предстоящем занятии.
7.Определить структуру занятия, рассчитать время, отводимое на различные элементы занятия.
8.Установить методы и приемы проведения занятия применительно к различным элементам его.
9.Составить план занятия и конспект инструктажа.
Планы занятия должны составлять все мастера про изводственного обучения независимо от опыта и стажа их работы в училищах.
План необходимо составлять на каждое занятие, так как содержание занятий, методы проведения их и поря док бывают разные.
Правильно составленный план занятия дает мастеру возможность провести его организованно и целенаправ ленно с наилучшими результатами.
Планы занятий лучше записывать в отдельной тетра ди и сохранять их. Для анализа результатов каждого занятия и накопления педагогического опыта на полях страниц тетради рекомендуется записывать свои заме-
29
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ |
|
|
|
занятии мастера- |
(фамилия) |
-на- |
-197 |
г. |
|
|
|
|
|
с группой слесарей механосборочных работ № - |
|
|
||
по подтеме «Сборка разъемных соединений» |
|
|||
Этапы |
Содержание |
Замечания |
|
|
подготовки |
мастера |
|
||
|
|
|
по занятиям |
Подготовка к Проверить состояние рабочих мест занятиям (до Подобрать учебные объекты и ин начала занятий) струменты для раздачи
Ма т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е
ос н а щ е н и е
|
Инструменты: |
|
штангенциркули, ли |
||||||||
|
нейки, |
микрометры, |
резьбомеры, |
кер |
|||||||
|
неры, молотки, гаечные ключи, отверт |
||||||||||
|
ки, |
трещоточный |
ключ |
|
|
|
|||||
|
Приспособления: |
дрели |
ручные, |
гай |
|||||||
|
коверты, струбцины, |
шпильковерты |
|||||||||
|
Объекты |
работы: |
узлы |
болтовых и |
|||||||
|
винтовых |
соединений, |
учебные |
плитки |
|||||||
|
Материалы: |
синька, машинное мас |
|||||||||
|
ло, |
керосин, |
купорос |
|
|
|
|
||||
|
Учебники |
|
и учебные |
пособия: |
«Сбор |
||||||
|
ка |
промышленной |
продукции»*, |
пла |
|||||||
|
каты «Основы сборки машин», чертежи |
||||||||||
|
на собираемый |
узел, |
технологические |
||||||||
|
карты, |
справочные |
таблицы |
|
|
||||||
Организация |
Провести |
утреннюю |
линейку — 8.00 |
||||||||
учащихся (в на |
Распределить |
учащихся |
по |
рабочим |
|||||||
чале занятий) |
местам |
и выдать изделия |
для |
сборки, |
|||||||
|
инструменты |
и документацию — 8.10— |
|||||||||
|
8.25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вводный ин |
Объяснить |
учебно-воспитательные |
|||||||||
структаж |
задачи |
подтемы |
и ознакомить с поряд |
||||||||
|
ком |
работы |
на день — 8.25—8.35 |
|
|||||||
|
Проверить знания учащихся по сбор |
||||||||||
|
ке |
разъемных |
соединений, дополни |
||||||||
|
тельно |
объяснить |
(8.35—8.50): |
|
|
||||||
|
1) |
назначение |
и устройство |
разъем |
|||||||
|
ных |
соединений; |
|
|
|
|
|
2)приемы проверки резьбовых соеди нений;
3)правила подбора инструментов Разобрать чертежи и технологиче
ские карты, одновременно демонстри руя изделия — 8.50—9.20
80
|
|
Продолжение табл. 1 |
|
Этапы |
|
Замечания |
|
Содержание |
мастера |
||
подготовки |
|||
|
|
по занятиям |
|
Напомнить о роли разъемных |
соеди |
||
нений |
в машинах (неточность |
сборки |
порождает брак в работе машин и ме ханизмов, приводит к авариям, сокра щению сроков работы машин, пониже нию производительности их работы)
Указать на ответственность учащих ся за качество сборки. Предупредить о недопустимости отступлений от тех нических требований. Показать при емы сборки. Подробнее остановиться на приемах завертывания шпилек спо собом двух гаек и граненым клином (приемы "фиксации деталей и много болтового затягивания)
Рассказать о передовых методах сборки и показать их, объяснить, по чему надо стремиться к повышению производительности труда
|
Обсудить |
с |
учащимися |
порядок |
|||||||
|
сборки. Проверить, |
как |
|
усвоили |
уча |
||||||
|
щиеся |
инструктаж, |
для |
чего надо |
за |
||||||
|
дать |
вопросы: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
1. |
Как |
производится |
сборка |
болто |
||||||
|
вых |
соединений? |
|
|
|
|
|
||||
• |
2. |
Укажите |
возможные случаи |
бра |
|||||||
|
ка и меры его предупреждения |
|
|||||||||
|
3. |
Каков |
порядок |
сборки многобол |
|||||||
|
товых |
соединений? |
|
|
|
|
|
||||
|
Напомнить |
о правилах |
|
техники |
бе |
||||||
|
зопасности |
и бережного |
|
обращения с |
|||||||
|
инструментом |
|
|
|
|
|
|
||||
Самостоятель- |
Учащиеся |
должны разобрать и со- |
|||||||||
ная работа уча- |
брать |
болтовые |
и |
винтовые соедине- |
|||||||
щихся |
ния — 9.20—13.10 с |
перерывом |
на |
от |
|||||||
|
дых |
через каждые 1 ч 30 |
мин: |
|
|
||||||
|
а) |
проверить |
пригодность деталей; |
||||||||
|
б) |
подготовить к сборке детали и |
|||||||||
|
инструмент; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
в) |
изучить |
технологическую |
доку |
|||||||
|
ментацию; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
г) собрать болтовые и многоболто |
||||||||||
|
вые |
соединения; |
|
|
|
|
|
||||
|
д) |
собрать |
соединения |
на |
шпиль |
||||||
|
ках; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е) |
собрать |
винтовые соединения |
|
31
Продолжение табл. I
Этапы |
|
|
|
|
Содержание |
|
|
|
|||
подготовки |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Текущий ин |
Первый |
обход: |
|
проверить |
организа |
||||||
структаж |
цию работ |
(рабочие места, подготовку |
|||||||||
|
к сборке деталей, инструмент). |
|
|||||||||
|
Второй |
|
обход: |
|
проверить |
правиль |
|||||
|
ность |
сборки |
многоболтовых |
соедине |
|||||||
|
ний и соединений на шпильках и |
||||||||||
|
винтах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Третий обход: проверить ход выпол |
||||||||||
|
нения |
заданий |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Принять |
и оценить |
работы, |
выпол |
|||||||
|
ненные учащимися. Дать |
дополнитель |
|||||||||
|
но работы |
успевающим учащимся |
|||||||||
Заключитель |
Схема |
беседы |
(13.10—13.50): |
|
|||||||
ный инструктаж |
Разобрать |
наиболее |
характерные |
||||||||
|
ошибки, |
допущенные |
учащимися при |
||||||||
|
сборке |
разъемных |
соединений. |
Сооб |
|||||||
|
щить |
итоги |
работы за день и оценку |
||||||||
|
работы каждого |
учащегося |
|
|
|||||||
|
Отметить, |
кто из учащихся добился |
|||||||||
|
отличного |
качества работы. Сообщить, |
|||||||||
|
что на следующем занятии будут изу |
||||||||||
|
чаться |
приемы |
сборки |
неразъемных |
|||||||
|
соединений. Предложить |
повторить по |
|||||||||
|
учебнику |
|
и |
записям |
в тетрадях ..кон |
||||||
|
струкции |
|
соединений, |
применяемый |
|||||||
|
инструмент, |
правила пользования им |
|||||||||
|
Решить несколько примеров и задач |
||||||||||
|
по клепаным |
соединениям |
|
|
|
||||||
|
Убрать |
рабочие |
места |
|
|
|
|||||
|
Оформить |
журнал |
|
|
|
|
|||||
|
Составить план работы на следую |
||||||||||
|
щий день |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Подготовить к следующим заня |
||||||||||
|
тиям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 учебных плиток, |
200 |
заклепок, |
||||||||
|
25 молотков, |
25 |
обжимок |
|
|
|
Мастер-
Утзердил ст. мастер-
.» мая 197 г.
* М а к и е и к о |
Н. И., Н о в и к о в М. П. Сборка промышленной продук |
ции. Трудрезервиздат, |
195S. |
82