Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4)произвести припиливание поверхностей;

5)проверить параллельность сторон по контрольному валику и штангенциркулю.

Во время упражнений следить за тем, чтобы учащие­ ся начинали сборку направляющих с проверки прямо­ линейности и взаимной параллельности направляющих. Особенно важна такая проверка в том случае, если на­ правляющие накладные.

Если у кого-либо из учащихся сломалось сверло или метчик и обломок застрял в обрабатываемом отверстии, следует показать всей группе, как этот обломок извлечь из отверстия (при помощи бора, запиловки выступаю­ щего конца на квадрат, приварки стержня к сломанному концу, высверливания отверстия в сломанном стержне инструмента, нарезания резьбы).

Наиболее частыми ошибками учащихся при сборке соединений поступательно движущихся деталей с плоски­ ми поверхностями являются: недостаточно точная под­ гонка ползуна и направляющих, неправильное пользова­ ние измерительными и поверочными инструментами, особенно микроскопом со струной. Этим приемам и дол­ жен уделять мастер больше внимания.

Глава IX

ОБЩАЯ СБОРКА И ИСПЫТАНИЕ МАШИН

§ 44. МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель этой темы — научить

учащихся производить

общую сборку, проверку, регулирование и испытание со­ бранной машины.

Мастер должен подобрать работы по сборке отдель­ ных узлов групп и изделий в такой последовательности, чтобы сложность работ постепенно возрастала. Выпол­ нение сборочных работ целесообразно организовать така

проверить и подготовить узлы к сборке; выполнить общую сборку машин (узлов, комплектов); смонтировать трубопроводы; проверить и отрегулировать узлы;

испытать машину на холостом ходу и под нагрузкой. Полностью собранные машины должны точно соот­

ветствовать техническим требованиям.

В этот период обучения мастер должен особенно стре­ миться к воспитанию у учащихся профессиональной са­ мостоятельности, выражающейся в умении без посторон­ ней помощи разобраться во всех требованиях, предъяв­ ляемых к порученной работе, выполнить сборку и про­ верить результаты, предупредить и устранить неполадки.

До выполнения работ по общей сборке машин уча­ щиеся уже изучили в учебных мастерских приемы сбор­ ки основных узлов машин (механизмы вращательного движения, передачи преобразования движения, неразъ­ ёмные и разъемные соединения, трубопроводы и др.), научились проверять, соответствует ли качество сборки техническим требованиям. Следовательно, учащиеся мо­ гут производить общую сборку машин.

Если невозможно подобрать достаточное количество одинаковых объектов сборки для всей группы, то группу

237


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

Проверка токарно-винторезного станка на точность

Наименование про­

Допускаемые

отклоне­

Эскизы

 

верок

 

 

 

ния, мм

 

Прямолиней­

0,02

 

на

длине

 

ность

направляю­

100

мм;

0,05

на всю

 

щих

станины

для

длину

 

направля­

3

каретки

в

верти­

ющих

 

 

 

 

кальной

плоскости

 

 

 

 

 

 

 

Параллельность

0,02

 

на

длине

 

направляющих

 

•1000 мм; 0,05 на всю

 

станины

для

ка­

длину направляющих

 

ретки

(отсутствие

 

 

 

 

 

 

 

извернутости

на­

 

 

 

 

 

 

 

правляющих)

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллельность

0,02

 

на

длине

 

нижних

направля­

1000

мм

заднему

 

ющих станины для

концу

станины

от­

 

каретки

 

верхних

клонение

 

нижних

 

направляющих

 

направляющих

до­

 

 

 

 

 

 

пускается

только

 

 

 

 

 

 

в сторону

сближе­

 

 

 

 

 

 

ния

направляющих)

 

Параллельность

0,03

 

на

длине

 

перемещения

зад­

1000

мм;

0,05

на

 

ней бабки

направ­

всю

длину

направ­

 

лению

движения

ляющих;

0,02

на

 

каретки:

а) на ее

длине

1000 мм;

0,03

 

верхней

 

образу­

на

всю

длину

на­

 

ющей;

б)

на

ее

правляющих

 

 

 

боковой

 

образу­

 

 

 

 

 

 

 

ющей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиальное

бие­

0,01

 

 

 

 

 

ние центрирующей

 

 

 

 

 

 

 

шейки

шпинделя

 

 

 

 

 

 

 

передней

бабки

 

 

 

 

 

 

 

Радиальное

бие­

0,01 у конца шпин­

 

ние

оси

кониче­

деля;

0,02

на

рас­

 

ского

 

отверстия

стоянии

300

мм

от

 

шпинделя

перед­

конца

шпинделя

 

 

ней бабки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

238


Наименование

про­

Допускаемые

отклоне­

 

 

верок

 

 

 

ния, мм

 

Параллельность

0,03

на

 

длине

оси

шпинделя

пе­

300

мм

(свободный

редней бабки

 

на­

конец оправки

может

правлению

движе­

отклоняться

 

только

ния

каретки: а) по

вверх); 0,015

на дли­

верхней

образу­

не

300

мм

(свобод­

ющей;

б)

по

ее

ный

конец

оправки

боковой

образу­

может

отклоняться

ющей

 

 

 

 

только

в

сторону

 

 

 

 

 

 

резца)

 

 

 

Параллельность

0,03

на

 

длине

перемещения пино-

100

мм

(при

выдви­

ли

 

направлению

жении

конец

пино-

движения каретки:

ли может отклонять­

а) на

ее

верхней

ся

только

вверх);

образующей;

б) на

0,01

на длине 100 мм

ее

боковой

 

обра­

(при выдвижении ко­

зующей

 

 

 

нец

пиноли

 

может

 

 

 

 

 

 

отклоняться

 

только

 

 

 

 

 

 

в сторону резца)

Расположение

0,02

 

 

 

осей

отверстий

 

 

 

 

 

шпинделя

перед­

 

 

 

 

 

ней бабки и пино-

 

 

 

 

 

ли

на

одинаковой

 

 

 

 

 

высоте над направ­

 

 

 

 

 

ляющими станины

 

 

 

 

 

для

каретки

 

 

 

 

 

 

 

Параллельность

0,03

на

 

длине

направления

дви­

100

мм

 

 

 

жения салазок суп­

 

 

 

 

 

порта

оси

шпин­

 

 

 

 

 

деля передней баб­

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 7

Эскизы

239



Окончание табл. 7

Наименование про­

Допускаемые откло­

Эскизы

 

 

верок

 

 

нения, мм

 

 

 

 

 

Расположение

 

0,1

 

осей

подшипни­

 

 

ков

ходового

вин­

 

 

та

на

одинаковом

 

 

расстоянии от на­

 

 

правляющих

ста­

 

 

нины

для

каретки:

 

 

а) в вертикальной

 

 

плоскости;

 

б)

в

 

 

горизонтальной

 

 

 

плоскости (

 

 

 

 

Совпадение

оси

0,15

 

зажимной

 

гайки

 

 

ходового

винта

с

 

 

осями

подшипни­

 

 

ков

винта

 

 

 

 

 

рекомендуется разбить на бригады, каждой из которых дать отдельные задания.

Но в этом случае мастер не сможет проводить общие вводные и заключительные инструктажи, так как брига­ ды будут выполнять различные работы. Поэтому нужно провести общегрупповой инструктаж по общей сборке машин, а затем инструктировать побригадно, уделяя особое внимание организации сборки на различных под­ вижных линиях, тележках, рольгангах.

Используя схему процесса сборки машин, обстоятель­ но, познакомить учащихся с тем, как из собранных узлов и отдельных деталей собирают машину, отвечающую всем техническим требованиям.

Объяснить учащимся, что при поточном процессе сборку расчленяют на отдельные, одинаковые по продол­ жительности операции, выполняемые одним рабочим или бригадой; обратить внимание на оснащение инструмен­ тами, приспособлениями и механизацию сборочных работ.

Показывая, как производят установку, проверку и ре­ гулирование узлов, а также испытание машин на холо­ стом ходу и под нагрузкой, мастер должен иллюстриро-

240