Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
4)произвести припиливание поверхностей;
5)проверить параллельность сторон по контрольному валику и штангенциркулю.
Во время упражнений следить за тем, чтобы учащие ся начинали сборку направляющих с проверки прямо линейности и взаимной параллельности направляющих. Особенно важна такая проверка в том случае, если на правляющие накладные.
Если у кого-либо из учащихся сломалось сверло или метчик и обломок застрял в обрабатываемом отверстии, следует показать всей группе, как этот обломок извлечь из отверстия (при помощи бора, запиловки выступаю щего конца на квадрат, приварки стержня к сломанному концу, высверливания отверстия в сломанном стержне инструмента, нарезания резьбы).
Наиболее частыми ошибками учащихся при сборке соединений поступательно движущихся деталей с плоски ми поверхностями являются: недостаточно точная под гонка ползуна и направляющих, неправильное пользова ние измерительными и поверочными инструментами, особенно микроскопом со струной. Этим приемам и дол жен уделять мастер больше внимания.
Глава IX
ОБЩАЯ СБОРКА И ИСПЫТАНИЕ МАШИН
§ 44. МЕТОДИЧЕСКИЕ |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Цель этой темы — научить |
учащихся производить |
общую сборку, проверку, регулирование и испытание со бранной машины.
Мастер должен подобрать работы по сборке отдель ных узлов групп и изделий в такой последовательности, чтобы сложность работ постепенно возрастала. Выпол нение сборочных работ целесообразно организовать така
проверить и подготовить узлы к сборке; выполнить общую сборку машин (узлов, комплектов); смонтировать трубопроводы; проверить и отрегулировать узлы;
испытать машину на холостом ходу и под нагрузкой. Полностью собранные машины должны точно соот
ветствовать техническим требованиям.
В этот период обучения мастер должен особенно стре миться к воспитанию у учащихся профессиональной са мостоятельности, выражающейся в умении без посторон ней помощи разобраться во всех требованиях, предъяв ляемых к порученной работе, выполнить сборку и про верить результаты, предупредить и устранить неполадки.
До выполнения работ по общей сборке машин уча щиеся уже изучили в учебных мастерских приемы сбор ки основных узлов машин (механизмы вращательного движения, передачи преобразования движения, неразъ ёмные и разъемные соединения, трубопроводы и др.), научились проверять, соответствует ли качество сборки техническим требованиям. Следовательно, учащиеся мо гут производить общую сборку машин.
Если невозможно подобрать достаточное количество одинаковых объектов сборки для всей группы, то группу
237
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
Проверка токарно-винторезного станка на точность |
|||||||||
Наименование про |
Допускаемые |
отклоне |
Эскизы |
||||||||
|
верок |
|
|
|
ния, мм |
|
|||||
Прямолиней |
0,02 |
|
на |
длине |
|
||||||
ность |
направляю |
100 |
мм; |
0,05 |
на всю |
|
|||||
щих |
станины |
для |
длину |
|
направля |
3 |
|||||
каретки |
в |
верти |
ющих |
|
|
|
|
||||
кальной |
плоскости |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Параллельность |
0,02 |
|
на |
длине |
|
||||||
направляющих |
|
•1000 мм; 0,05 на всю |
|
||||||||
станины |
для |
ка |
длину направляющих |
|
|||||||
ретки |
(отсутствие |
|
|
|
|
|
|
|
|||
извернутости |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|||
правляющих) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Параллельность |
0,02 |
|
на |
длине |
|
||||||
нижних |
направля |
1000 |
мм |
(к |
заднему |
|
|||||
ющих станины для |
концу |
станины |
от |
|
|||||||
каретки |
|
верхних |
клонение |
|
нижних |
|
|||||
направляющих |
|
направляющих |
до |
|
|||||||
|
|
|
|
|
пускается |
только |
|
||||
|
|
|
|
|
в сторону |
сближе |
|
||||
|
|
|
|
|
ния |
направляющих) |
|
||||
Параллельность |
0,03 |
|
на |
длине |
|
||||||
перемещения |
зад |
1000 |
мм; |
0,05 |
на |
|
|||||
ней бабки |
направ |
всю |
длину |
направ |
|
||||||
лению |
движения |
ляющих; |
0,02 |
на |
|
||||||
каретки: |
а) на ее |
длине |
1000 мм; |
0,03 |
|
||||||
верхней |
|
образу |
на |
всю |
длину |
на |
|
||||
ющей; |
б) |
на |
ее |
правляющих |
|
|
|
||||
боковой |
|
образу |
|
|
|
|
|
|
|
||
ющей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Радиальное |
бие |
0,01 |
|
|
|
|
|
||||
ние центрирующей |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шейки |
шпинделя |
|
|
|
|
|
|
|
|||
передней |
бабки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Радиальное |
бие |
0,01 у конца шпин |
|
||||||||
ние |
оси |
кониче |
деля; |
0,02 |
на |
рас |
|
||||
ского |
|
отверстия |
стоянии |
300 |
мм |
от |
|
||||
шпинделя |
перед |
конца |
шпинделя |
|
|
||||||
ней бабки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
238
Наименование |
про |
Допускаемые |
отклоне |
|||||||
|
|
верок |
|
|
|
ния, мм |
|
|||
Параллельность |
0,03 |
на |
|
длине |
||||||
оси |
шпинделя |
пе |
300 |
мм |
(свободный |
|||||
редней бабки |
|
на |
конец оправки |
может |
||||||
правлению |
движе |
отклоняться |
|
только |
||||||
ния |
каретки: а) по |
вверх); 0,015 |
на дли |
|||||||
верхней |
образу |
не |
300 |
мм |
(свобод |
|||||
ющей; |
б) |
по |
ее |
ный |
конец |
оправки |
||||
боковой |
образу |
может |
отклоняться |
|||||||
ющей |
|
|
|
|
только |
в |
сторону |
|||
|
|
|
|
|
|
резца) |
|
|
|
|
Параллельность |
0,03 |
на |
|
длине |
||||||
перемещения пино- |
100 |
мм |
(при |
выдви |
||||||
ли |
|
направлению |
жении |
конец |
пино- |
|||||
движения каретки: |
ли может отклонять |
|||||||||
а) на |
ее |
верхней |
ся |
только |
вверх); |
|||||
образующей; |
б) на |
0,01 |
на длине 100 мм |
|||||||
ее |
боковой |
|
обра |
(при выдвижении ко |
||||||
зующей |
|
|
|
нец |
пиноли |
|
может |
|||
|
|
|
|
|
|
отклоняться |
|
только |
||
|
|
|
|
|
|
в сторону резца) |
||||
Расположение |
0,02 |
|
|
|
||||||
осей |
отверстий |
|
|
|
|
|
||||
шпинделя |
перед |
|
|
|
|
|
||||
ней бабки и пино- |
|
|
|
|
|
|||||
ли |
на |
одинаковой |
|
|
|
|
|
|||
высоте над направ |
|
|
|
|
|
|||||
ляющими станины |
|
|
|
|
|
|||||
для |
каретки |
|
|
|
|
|
|
|
||
Параллельность |
0,03 |
на |
|
длине |
||||||
направления |
дви |
100 |
мм |
|
|
|
||||
жения салазок суп |
|
|
|
|
|
|||||
порта |
оси |
шпин |
|
|
|
|
|
|||
деля передней баб |
|
|
|
|
|
|||||
ки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 7
Эскизы
239
Окончание табл. 7
Наименование про |
Допускаемые откло |
Эскизы |
|||||
|
|
верок |
|
|
нения, мм |
||
|
|
|
|
|
|||
Расположение |
|
0,1 |
|
||||
осей |
подшипни |
|
|
||||
ков |
ходового |
вин |
|
|
|||
та |
на |
одинаковом |
|
|
|||
расстоянии от на |
|
|
|||||
правляющих |
ста |
|
|
||||
нины |
для |
каретки: |
|
|
|||
а) в вертикальной |
|
|
|||||
плоскости; |
|
б) |
в |
|
|
||
горизонтальной |
|
|
|
||||
плоскости ( |
|
|
|
|
|||
Совпадение |
оси |
0,15 |
|
||||
зажимной |
|
гайки |
|
|
|||
ходового |
винта |
с |
|
|
|||
осями |
подшипни |
|
|
||||
ков |
винта |
|
|
|
|
|
рекомендуется разбить на бригады, каждой из которых дать отдельные задания.
Но в этом случае мастер не сможет проводить общие вводные и заключительные инструктажи, так как брига ды будут выполнять различные работы. Поэтому нужно провести общегрупповой инструктаж по общей сборке машин, а затем инструктировать побригадно, уделяя особое внимание организации сборки на различных под вижных линиях, тележках, рольгангах.
Используя схему процесса сборки машин, обстоятель но, познакомить учащихся с тем, как из собранных узлов и отдельных деталей собирают машину, отвечающую всем техническим требованиям.
Объяснить учащимся, что при поточном процессе сборку расчленяют на отдельные, одинаковые по продол жительности операции, выполняемые одним рабочим или бригадой; обратить внимание на оснащение инструмен тами, приспособлениями и механизацию сборочных работ.
Показывая, как производят установку, проверку и ре гулирование узлов, а также испытание машин на холо стом ходу и под нагрузкой, мастер должен иллюстриро-
240