Файл: Клопский, З. А. Геометрия пробный учебник для 10 класса средней школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Векторы, преобразования и координаты в пространстве

7. Объяснить понятия сонаправленности и противоположной

направленности лучей.

пространстве (на плоскости) и

8. Что такое направление в

как оно задается?

связь между

понятиями

упорядоченной

пары

9. Установить

точек, параллельного переноса и вектора.

высказывание:

1) два

10. В каком смысле нужно

понимать

вектора равны; 2)

два вектора не равны?

 

 

И. Сформулировать условие равенства двух векторов.

12.Как вводится понятие суммы двух векторов?

13.Как вводится понятие разности двух векторов?

14.Какими способами можно построить изображение вектора, равного сумме: 1) двух векторов; 2) трех векторов?

15.1) Для всяких ли двух векторов применимо правило парал­ лелограмма?

2)Для сложения всяких ли трех векторов применимо правило параллелепипеда?

16.Каким образом операцию вычитания векторов можно свести

коперации сложения?

17.С помощью какой формулы осуществляется переход от вектора к разности двух векторов?

18.

Можно ли рассматривать умножение вектора

на число

как частный случай сложения векторов?

векторов;

19.

Записать (символически) свойства: 1) сложения

2)умножения вектора на число.

20.Любой ли вектор можно разложить: 1) по двум неколлинеарным векторам; 2) по трем некомпланарным векторам?

21.Как вводится понятие угла между двумя направлениями?

22.Вспомните определение скалярного произведения двух векторов.

23.Для каких векторов равенство нулю их скалярного произ­ ведения служит достаточным и необходимым условием перпенди­ кулярности?

24.В чем состоит сходство и различие между свойствами ска­

лярного умножения векторов и свойствами умножения чисел?

25.Какие преобразования пространства являются обобщениями изученных преобразований плоскости?

26.Какие преобразования служат основой для введения понятия:

1)конгруэнтности фигур; 2) подобия фигур?

27.Существуют ли преобразования пространства, имеющие только одну: 1) точку, которая отображается на себя; 2) прямую, каждая точка которой отображается на себя; 3) плоскость, каждая точка которой отображается на себя?

28. Назовите преобразования пространства, при которых:

1) всякая прямая отображается на параллельную ей прямую;

2) пло­

скость и ее образ могут быть не параллельны.

 

5*

115

/


29.Вывести формулы, выражающие в координатах: 1) опера­ ции над векторами; 2) длину вектора; 3) косинус угла между двумя векторами.

30.Установить аналогию между уравнениями: 1) прямой на

плоскости хОу и плоскости в пространстве Oxyz\ 2) окружности на плоскости и сферы в пространстве.

Прямые и плоскости в пространстве

31.В чем состоит различие между скрещивающимися и пере­ секающимися прямыми, сходство и различие между параллель­ ными и скрещивающимися?

32.Доказать существование скрещивающихся прямых.

33.С помощью каких величин характеризуют взаимное рас­ положение двух прямых, если они: 1) параллельны; 2) пересекаются;

3)скрещиваются?

34.Доказать существование параллельных прямой и плоскости.

35.Как могут располагаться по отношению к плоскости: одна прямая, две параллельные прямые, две скрещивающиеся прямые?

36.Каковы случаи взаимного расположения двух плоскостей?

37.Доказать существование параллельных плоскостей.

38.Доказать существование прямой, перпендикулярной к плоскости.

39.Даны плоскость а и точка А. Сколько можно провести через А: 1) прямых, параллельных а; 2) прямых, перпендикуляр­ ных а; 3) плоскостей, параллельных а; 4) плоскостей, перпенди­ кулярных а?

40.Через всякие ли две скрещивающиеся прямые можно про­ вести: 1) параллельные плоскости; 2) перпендикулярные плоскости?

41.Указать всевозможные случаи взаимного расположения трех прямых в пространстве.

42. Что можно сказать о взаимном расположении полупрост­

ранств R и Q с границами аи(3, если: 1)/? f) Q =

0 ; 2 ) / ?

U Q =

= R; 3) R [) Q = U (где U — пространство);

4) R f|

Q = a;

5)R П Q = R U Q?

43.Что такое двугранный угол и как он измеряется?

44.Доказать существование взаимно перпендикулярных плос­

костей .

45.Перечислить известные вам множества точек пространства, заданные путем указания какого-либо одного свойства.

Изображение фигур

46. В чем состоит отличие ортогональной проекции

от

общей

параллельной проекции?

1)

его ор­

47. Может ли быть больше проектируемого отрезка:

тогональная проекция на плоскость; 2) произвольная

параллель­

ная проекция?

 

 

на


48.Можно ли утверждать, что проекция произвольной плоской фигуры конгруэнтна самой фигуре только в том случае, когда плоскость фигуры параллельна плоскости проекции: 1) в случае ортогональной проекции; 2) в случае косоугольной параллельной проекции?

49.На каких предложениях основаны способы построения изо­ бражений пространственных фигур?

50.1) Можно ли окружность считать разновидностью эллипса?

2)Какие свойства являются общими для эллипса и окружности? Какие различны?

51.Почему при изображении сферы предпочитают пользовать­ ся ортогональной проекцией?

Многогранные углы, многогранники

52.Рассмотреть понятие многогранного угла, выпуклого и невыпуклого. Какой из многогранных углов не может быть не­ выпуклым?

53.Какое свойство плоских углов трехгранного угла аналогич­ но свойству сторон треугольника?

54.Для существования трехгранного угла является ли нера­ венство а + Р + у < 360° условием: 1) достаточным; 2) необхо­ димым?

55.1) Сформулировать необходимое условие существования выпуклого многогранного угла. 2) Остается ли это условие необ­ ходимым и для невыпуклого многогранного угла?

56.Сформулировать достаточное и необходимое условия сущест­ вования трехгранного угла, имеющего плоские углы а, Р, у

57.Свести понятие «куб» к понятию «геометрическое тело» (взяв за образец рассуждения, проведенные в § 2 книги для уча­ щихся IX класса).

58.1) Какое наибольшее число сторон может иметь плоское

сечение: а) треугольной призмы; б)

четырехугольной

пирамиды?

2) Назовите наименьшее число сторон многоугольника,

который не

может служить плоским сечением /г-угольной призмы.

параллело­

59. Установить аналогию

между

свойствами:

1)

грамма j и параллелепипеда; 2)

прямоугольника

и

прямоугольного

параллелепипеда.

 

 

 

 

 

60. Определить понятия: 1) куба, пользуясь

понятием правиль­

ной четырехугольной призмы;

2) правильного тетраэдра, пользуясь

понятием правильной треугольной пирамиды;

3)

правильного ок­

таэдра, пользуясь объединением правильных пирамид.

 

61. Сколько осей симметрии и плоскостей

симметрии имеет:

1) правильная /г-угольная пирамида; 2) правильная/г-угольная приз­ ма; 3) правильный тетраэдр?

62.Существуют ли фигуры, имеющие бесконечное множество:

1)центров симметрии; 2) осей симметрии; 3) плоскостей симмет­ рии?

117


63.Назовите многогранник: 1) имеющий ось симметрии, но не имеющий центра симметрии; 2) имеющий центр симметрии, но не имеющий ни оси симметрии, ни плоскости симметрии.

64.Доказать существование (путем построения) правильного тетраэдра и правильного октаэдра.

Цилиндр, конус и шар

65. Даны фигуры: 1)

боковая поверхность цилиндра; 2) боковая

поверхность

конуса; 3)

боковая поверхность усеченного конуса;

4) сфера; 5)

сегментная

поверхность; 6) сферический пояс (явля­

ющийся частью полусферы). Проекцией каких из перечисленных

фигур может служить: а) круг;

б) окружность; в) круговое кольцо?

66. Какие линии

можно

получить,

пересекая

плоскостью

цилиндрическую поверхность

вращения?

пересекая

плоскостью

67*. Какие линии можно

получить,

коническую поверхность вращения?

 

 

68. Установить аналогию

между свойствами прямой, каса­

тельной к окружности,

и свойствами плоскости, касательной к сфере.

69.Сравнить понятия: 1) шаровой сегмент и сегментная по­ верхность; 2) шаровой слой и сферический пояс.

70.1) Какие из следующих тел имеют центр симметрии: а) ци­ линдр; б) конус; в) усеченный конус; г) шар? 2) Верно ли утверж­ дение, что следующие тела не имеют центра симметрии: а) шаровой сегмент; б) шаровой слой; в) шаровой сектор?

71.Всякое ли тело вращения имеет: 1) ось симметрии; 2) плос­ кость симметрии?

72.Верно ли утверждение, что около всякой призмы (пирамиды) можно описать сферу?

73.Верно ли утверждение, что не во всякую призму (пирамиду)

можно вписать сферу?

74. Можно ли описать сферу около: 1) усеченного конуса; 2) тела, образованного вращением треугольника вокруг его сто­ роны?

75. Можно ли вписать сферу: 1) в конус; 2) в цилиндр; 3) в усе­ ченный конус?

Объемы тел. Площади поверхностей тел вращения

76.Установить аналогию между определением объема тела и определением площади плоской фигуры.

77.Какие из следующих высказываний являются истинными, какие ложными: 1) равносоставленные тела равновелики; 2) рав-

носоставленные тела конгруэнтны; 3) конгруэнтные тела равносоставлены; 4) равновеликие тела равносоставлены?

78. С помощью каких теорем осуществляется последовательный переход от формулы объема прямоугольного параллелепипеда к теореме об объеме цилиндра?

118


79. Формулы объемов

каких тел предполагаются известными

 

н

при выводе формулы V =

J 5 (х) dx?

 

о

80.Для каких многогранников и круглых тел формулы объе­ мов аналогичны?

81.Вспомните определения площади поверхности вращения отрезка и дуги окружности, а также метод нахождения этих пло­ щадей.

82.1) С формулой площади боковой поверхности какого много­

гранника сходна формула площади боковой поверхности конуса? 2) Ответить на такие же вопросы для цилиндра и усеченного ко­ нуса.

_ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ .

578.1) В правильной шестиугольной призме провести сечение через меньшую диагональ нижнего основания и наиболее удаленную от нее вершину верхнего основания.

2)Найти площадь сечения, если сторона основания призмы равна а, боковое ребро Ь.

579.Построить сечение параллелепипеда плоскостью, про­ ходящей через три точки, взятые на трех его попарно скрещиваю­ щихся ребрах.

580.Основание параллелепипеда — ромб; одно из диагональ­ ных сечений — прямоугольник. Доказать, что плоскость другого

диагонального сечения перпендикулярна плоскости основания.

581.Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна / и составляет углы а и (3 с двумя смежными боковыми гранями. Найти объем параллелепипеда. Исследовать решение.

582.В параллелепипеде диагональные сечения перпендикуляр­ ны к основанию; угол между плоскостями сечений равен а; пло­ щади сечений равны СД и Q2.

1) Найти площадь боковой поверхности параллелепипеда.

2)Достаточно ли данных для нахождения его объема?

583*. Три ребра прямоугольного параллелепипеда, имеющие общую вершину, видны из точки пересечения его диагоналей под углами а, (3, у. Доказать, что cos а + cos (3 + cosy = 1.

584.Требуется изготовить открытый ящик с квадратным ос­ нованием, вмещающий 108 дм3. Каковы должны быть размеры ящи­ ка, чтобы площадь его поверхности была наименьшей?

585.1) Требуется изготовить закрытый ящик с площадью ос­

нования, равной 1 ж2. Сумма длин всех ребер должна быть равна 20 м. Найти размеры ящика, при которых площадь его поверхности наибольшая.

2) Требуется изготовить коробку прямоугольной формы. Пло­ щадь дна коробки должна быть равна 2 дм2, а площадь боковой

119