Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
’Ности посредством шарнирно-закрепленных |
тяг и |
упругих |
|||
элементов, которые образуют предохранительное |
устрой |
||||
ство, |
предотвращающее |
поломки |
рабочего |
органа |
и базо |
вой |
машины при контакте |
ножа |
с непреодолимым |
препят |
ствием. В зарубежной практике известны предохранитель ные устройства, принцип действия которых основан на пово роте всего рабочего органа вокруг горизонтальной оси. Недостатком указанного устройства являются большие
инерционные силы, |
оказывающие |
сопротивление |
повороту. |
||||||
Отвальная поверхность выполняется цилиндрической, кони |
|||||||||
ческой |
или иной |
формы, |
развертываемой |
на |
плоскость. |
||||
Отвал, |
применяемый в городских условиях, |
имеет обычно |
|||||||
по всей |
длине одинаковую |
высоту. |
Для |
увеличения |
про |
||||
пускной |
способности |
тех частей отвальной |
поверхности, |
ко |
|||||
торые расположены |
ближе |
к наружной |
кромке, |
в снегоочи |
стителях отбрасывающего действия ее выполняют с равно мерно увеличивающейся к боковой кромке (или к боковым кромкам) высотой. Меньшая высота отвала на 0,1—0,2 м больше максимальной высоты снимаемого снежного покрова.
Для уменьшения энергетических потерь, вызванных уп лотнением снежной массы, поступающей на отвал, рабочей поверхности отвала придается по возможности небольшая кривизна. В скоростных машинах, особенно при работе на свежевыпавшем рыхлом снеге, целесообразно применять от валы с большой кривизной рабочей поверхности, чтобы снежный поток лучше закручивался и исключалась перевалка снега через верхнюю кромку.
Угол резания для отвалов снегоочистителей сдвигающего действия не должен превышать 35°, у скоростных машин он
составляет 45° и более. Ширина захвата рабочего |
|
органа |
|||
обычно на 200—300 мм больше колеи базовой машины. |
|||||
Для |
предотвращения |
забрасывания |
снежной |
пыли на |
|
стекла |
кабины в верхней |
части отвала |
скоростных |
снего |
|
очистителей устанавливают отражатели в виде козырьков. |
|||||
При работе нож и отвальная поверхность опираются на |
|||||
лыжи или ролики. Опоры регулируются по высоте, |
н |
поэто |
му можно изменять зазор между кромкой ножа и поверх ностью дорожного покрытия для достижения заданной сте пени чистоты уборки.
Присоединение рабочего органа к базовой машине осу ществляется с помощью подвижной в вертикальной плоско сти подвески для того, чтобы он мог копировать профиль обрабатываемого покрытия. Подвеска состоит обычно из тол кающей рамы, закрепленной на шасси базовой машины, и параллелограммной системы стержней, шарнирно-соединен ных с одной стороны с отвалом и с другой — с лонжерона ми базовой машины. Отдельные зарубежные фирмы выпус кают снегоочистители с подвесками, состоящими из стан-
54
дартных опор, монтируемых в передней части рамы автомо биля, и присоединенных к ним рычагов.
Отечественный |
плужный |
одноотвальный |
снегоочисти |
|||
тель ДЭ-208 предназначен в |
основном |
для |
патрульной |
|||
очистки автомобильных дорог, разработки |
небольших за |
|||||
носов, а также отбрасывания |
валов |
неслежавшегося |
снега |
|||
за пределы покрытия. |
|
|
|
с помощью |
||
Снежный плуг снегоочистителя монтируется |
||||||
параллелограммной |
подвески |
на |
шасси |
автомобиля |
||
ЗИЛ-130. Параллелограммная |
шарнирная |
подвеска |
обес |
|||
печивает копирование профиля дороги. |
|
|
|
|||
Отвал состоит |
из верхней конической и нижней плоской |
частей. Коническая часть выполнена из листовой стали (тол щиной 4 мм) и сзади снабжена ребрами жесткости. Нижняя часть отвала, выполняющая роль предохранительного уст ройства, состоит из двух подвижных секций со сменными металлическими ножами. При наезде на непреодолимое пре пятствие срабатывает фиксирующее устройство, секция под нимается, пропуская препятствие, а затем возвращается в исходное положение. Отвал выполнен неповоротным, угол за хвата составляет 120°, а угол резания 30°. По требованию заказчика снегоочиститель может комплектоваться боко вым крылом конической формы, закрепляемым с правой сто роны базовой машины. В этом случае ширина захвата уве личивается на 1,5 м, и можно убирать снег с обочин дороги и надкюветного пространства, кроме того, увеличивается дальность отбрасывания снега.
Установка отвала и бокового крыла |
в |
транспортное |
и |
||
рабочее положения, осуществляется из |
кабины |
оператора |
с |
||
помощью гидравлической системы. |
|
снегоочистители |
|||
Скоростные плужные |
одноотвальные |
||||
не получили широкого |
распространения, |
что |
объясняется |
их большой металлоемкостью и ненадежностью предохрани тельного устройства. Эти недостатки обусловлены недоста точной изученностью рабочего процесса снегоочистителей.
Представителем двухотвальных снегоочистителей на пнев матическом ходу является снегоочиститель ДЭ-214С (рис. 22). Эта машина при разработке свежевыпавшего снега толщиной до 40 см работает как скоростной снегоочиститель, а в более тяжелых условиях — как снегоочиститель сдви гающего действия. В основном он применяется для очист ки дорожных покрытий от снега средней плотности, для сдвигания неслежавшихся несмерзшихся снежных валов с проезжей части дорог, прокладки колонных путей и снего задерживающих траншей. Снежный плуг навешивается на колесный трактор К-700А (К-700) с помощью навесной си стемы трактора.
Нижние рычаги навесной системы соединены с попереч-
55
тируется на промышленном тракторе Т-130. Управление
•снежным плугом — гидравлическое. Снегоочиститель пред назначен для расчистки заносов, прокладки колонных путей и снегозадерживающих траншей.
О с н о в н ы е т е х н и ч е с к и е д а н н ы е п л у ж н ы х с н е г о о ч и с т и т е л е й
М о д е л ь ........................... |
|
ДЭ-208 |
ДЭ-209 |
Д-180В ДЭ-214С |
ДЭ-215С |
||
Базовая машина . . . . |
автомо- |
автомо- |
трактор |
трактор |
трактор |
||
|
|
биль |
биль |
Т-100 |
К-700А |
т-130 |
|
Мощность двигателя ба- |
ЗИЛ-130 ЗИЛ-131 |
|
|
|
|||
150 |
148 |
100 |
210 |
140 |
|||
зовой машины, л . с . . |
|||||||
Ширина захвата, |
м . . . |
2,6 |
2,6 |
3,54 |
3,5 |
3,5 |
|
Наибольшая высота \би- |
|
|
|
|
|
||
раемого слоя снега, м |
0,3 |
0,3 |
1,2 |
1,0 |
1,5 |
||
Максимальная |
скорость |
|
|
|
|
|
|
передвижения, |
к м / ч : |
40 |
45 |
5 |
25 |
10 |
|
рабочая ................... |
|
||||||
транспортная . . . |
50 |
60 |
12 |
30 |
17 |
Рабочий процесс плужного снегоочистителя. Процессы взаимодействия снежных масс с отвалами и их дальнейшее движение по отвалу изучены еще не полностью. Нестабиль ность свойств снега определяет изменчивость и неопределен ность поведения снега на рабочей поверхности отвала. Это обстоятельство весьма усложняет полное математическое описание процессов движения снега по отвалу и определение кинематических параметров. Поэтому при построении ана литической модели процесса приняты следующие упрощения и допущения:
1. Слой снега, лежащий |
на дорожном покрытии, |
при |
движении снегоочистителя |
скользит по поверхности |
отвала |
иприобретает его форму только за счет изгиба слоя.
2.Скорость произвольно выбранной частицы снега не за висит от положения этой частицы и равна абсолютной ско рости снегоочистителя.
3.Силами трения между снегом и поверхностью отвала при расчетах можно пренебречь.
4.Сопротивление воздуха при полете частиц снега мож но не учитывать.
К настоящему времени выполнены исследования для разработки методики расчета плужных снегоочистителей с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на про цесс снегоочистки (ветер, деформация слоя снега, взаим ное влияние частиц снега друг на друга и др.). Основные положения указанных исследований следующие.
Скорость частиц |
снега |
уменьшается |
по |
высоте |
отвала. |
На выходе с отвала относительная скорость |
снега |
в сред |
|||
нем в 1,6—1,8 раза |
меньше |
абсолютной |
скорости движения. |
57
При скорости снегоочистителя 40—50 км/ч срезаемый слой снега теряет контакт с поверхностью ножа и часть пути пролетает в воздухе, пока поверхность отвала не «догонит» его. При скорости больше 50 км/ч в некоторых случаях по ток снега долетает в воздухе до козырька отвала и после удара меняет свою траекторию. Это явление можно объяс нить следующим. В момент соприкосновения отвала со сне гом в срезаемом слое концентрируются напряжения у режу
щей кромки ножа. Вследствие |
этого |
определенный |
объем |
|
снега сначала деформируется |
упруго, |
а |
затем по |
мере |
дальнейшего давления отвала |
приходит в |
состояние пласти |
ческих деформаций. В результате непрерывного продвиже ния отвала снег начинает двигаться вверх по ножу отвала.
Зона пластических деформаций все время |
находится |
перед |
|
ножом. Пластическое состояние свидетельствует |
о том, что |
||
связь между мельчайшими частицами снега |
нарушена з |
||
такой степени, что каждая частица может двигаться |
само |
||
стоятельно, независимо от того, находится |
ли |
соседняя с |
|
ней частица в покое или движении. Однако |
частицы |
снега, |
встречающиеся непосредственно с поверхностью отвала, вследствие трения теряют большую часть полученной ско рости, а частицы, находящиеся впереди, —• меньшую. Таким образом, средняя скорость частиц снега непрерывно умень шается, что приводит к увеличению площади сечения потока снега по высоте. Таким образом, частицы снега в срезаемом потоке вследствие сил трения по поверхности ножа дви жутся не параллельно поверхности ножа отвала, а получают нормальную составляющую скорости. Каждая частица сне га имеет свою траекторию. Чем больше внутреннее переме
щение частичек, тем больше степень |
деформации |
и тем |
|||
меньше скорость схода |
потока |
снега |
с отвала. Чем меньше |
||
эти потери, тем дальше отбрасывание снега. |
|
||||
Измерения |
скорости |
вылета снега |
и дальности |
его поле |
|
та показали, |
что найденные |
соотношения можо |
получить |
теоретически, если предположить, что сопротивление воздуха пропорционально первой степени скорости полета снега.
Замеры |
нормальной составляющей скорости воздуш |
||
ного потока |
к поверхности отвала позволяют сделать вывод |
||
о наличии |
непосредственно перед |
отвалом |
воздушного под |
пора. В результате нормальная |
скорость |
воздушного по |
тока при скорости движения снегоочистителя 50 км/ч состав ляет 36 км/ч. Давление ветра, действующего на поверхность отвала при данной скорости снегоочистителя, равно 0,002 кгс/см2, что превышает давление призмы снега на от вал у тихоходных снегоочистителей. Отсюда видно, что при расчете оптимальной формы отвала и тягового усилия ско ростного снегоочистителя необходимо учитывать сопротивле
58
ние воздуха, действующего на поверхность отвала, и силы трения, возникающие при движении снега по поверхности.
В заключение можно сделать следующие выводы. Для оп ределения оптимальной формы отвала необходимо найти ко эффициент полезного действия перемещения снега по отвалу. Коэффициент полезного действия— это отношение всей за трачиваемой энергии при входе снега на отвал к энергии на выходе с него. Для оптимальной работы отвала необходимо иметь максимальную скорость потока снега на выходе. Для того чтобы потери скорости были минимальными, направляю щая поверхность отвала должна обеспечивать минимальную работу сил трения. Кроме этого поверхность отвала должна совпадать с траекторией движения потока снега без отрыва от нее, так как в противном случае возникают удары.
Основными направлениями развития конструкций плуж ных снегоочистителей следует считать:
1. Совершенствование рабочего органа с целью повышения его коэффициента полезного действия.
2.Совершенствование предохранительного устройства с целью снижения динамических нагрузок на конструкцию ма шины и облегчения рабочего органа.
3.Создание специальных шасси на базе серийно выпускае мых узлов автомобильной и тракторной промышленности.
4.Создание комбинированного снегоочистителя, включаю щего снежный плуг и цилиндрическую щетку.
ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СНЕГООЧИСТИТЕЛЕЙ
За последние годы предприятиями Мпнстройдормаша раз работаны конструкции новых снегоочистительных машин, вы годно отличающихся от выпускавшихся ранее и соответствую щих современным требованиям. К таким машинам относятся роторные снегоочистители Д-902С, Д-904С, Д-909С, ДЭ-221, ДЭ-220, Д-601C, Д-558, скоростной плужный снегоочиститель ДЭ-209, двухотвальные плужные снегоочистители ДЭ-214С и ДЭ-215С, аэродромный газоструйный снегоочиститель ДЭ-7.
Однако в связи с интенсивным развитием сети автомобиль ных дорог и аэродромов, а также резким ростом парка авто мобильного и воздушного транспорта, выпускаемые снегоочи стители как в количественном, так и в качественном отноше нии далеко не полностью удовлетворяют потребности дорож ных и аэродромных служб.
Для скорейшего удовлетворения потребностей народного хозяйства в снегоочистительной технике, необходимо помимо увеличения выпуска существующих конструкций, создавать
59