Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КО Н СТРУКТИ ВН Ы Е С Х Е М Ы ГАЗОТУРБИННЫ Х Д ВИ ГАТЕЛЕЙ
Газотурбинный двигатель (ГТД) представляет собой
тепловой двигатель, в котором газ сжимается |
и нагревает |
|||
ся, а затем его энергия преобразуется в механическую |
ра |
|||
боту на валу газовой турбины. |
|
|
|
|
Газотурбинные двигатели могут использоваться как си |
||||
ловые установки, источники тепловой энергии |
и генераторы |
|||
газовых потоков. |
установок ГТД нашли |
широкое |
при |
|
В качестве силовых |
||||
менение в авиации благодаря их высокой |
экономичности^ |
|||
большому ресурсу, длительному времени |
непрерывной |
ра |
||
боты и сравнительно низкой удельной массе. |
не |
получили |
та |
|
• На промышленных |
объектах ГТД еще |
кого массового внедрения, как в авиации. Их можно встре
тить на стационарных |
и |
передвижных электростанциях,.., |
||
з металлургической и химической промышленности |
з |
каче |
||
стве приводов компрессоров |
(воздушных и газовых) |
с |
одно |
|
временной выработкой |
тепловой и электрической |
энергии, |
на железнодорожных локомотивах (газотурбовозы), на легковых п грузовых автомобилях, строительных и дорож ных машинах.
Область промышленного применения ГТД становится все шире.
Конструктивно газотурбинные двигатели подразделяют ся на турбореактивные (ТРД), турбовинтовые (ТВД) и двухконтурные турбореактивные двигатели (ДТРД).
Турбореактивный двигатель — ТРД (рис. 19) представ ляет собой простейший тип ГТД. Основными конструктивны ми элементами его являются: входное устройство, многосту пенчатый осевой компрессор, камера сгорания, одноили двухступенчатая осевая турбина, переходной диффузор, форсажная камера, реактивное сопло.
Турбореактивный двигатель работает по термодинамиче скому циклу Брайтона следующим образом. Воздух
Рис. 19. П ринципиальная схем а Т Р Д :
/ — входное устройство; 2 — компрессор; 3 — камера сгорания; 4 — турбина; 5 — выход ное сопло
43
из наружной среды засасывается во входное устройство,
осевая скорость перед компрессором |
составляет |
150— |
200 м/сек, а создающееся при этом разряжение |
соответ |
|
ственно равно 0,15—0,20 кгс/см2. Далее |
воздух поступает в |
многоступенчатый осевой компрессор со степенью сжатия 6— 14, состоящий из 7—17 ступеней. Воздух подогревается в компрессоре до 220—380°С. Скорость газа на выходе из компрессора равна 100—120 м/сек.
В результате сжигания топлива (воздух+горючее) в ка мере сгорания температура газа достигает 1400°С. Получен ные продукты сгорания расширяются в турбине (первая сту
пень расширения) для |
создания |
мощности, |
потребной на |
||||
привод |
компрессора, |
а потом в выходном |
сопле |
(вторая |
|||
ступень |
расширения). |
Скорость |
газа |
на входе |
в |
турбину |
|
равна 180—200 м/сек, |
а на выходе из нее 300—450 м/сек. |
||||||
Турбовинтовой двигатель (ТВД) |
относят к |
двигателям |
смешанной тяги, так как его тяга складывается из двух со
ставляющих: тяги винта и реактивной тяги, |
возникающей |
|
в газотурбинном контуре. |
|
|
Рабочие процессы в ТВД и ТРД принципиально не отли |
||
чаются друг от друга, только у ТВД из-за меньшего |
пере |
|
пада давлений в выходном сопле скорость |
истечения |
газа |
меньше. В эксплуатации ТВД значительно |
сложнее, |
чем |
ТРД. |
|
|
Промышленные газотурбинные двигатели, применяемые в наземных условиях, принципиального отличия от авиацион ных не имеют.
Ниже приведены основные параметры авиадвигателей, перспективных для использования в конструкции газоструй ных снегоочистителей.
Н а и б о л ь ш и е т е х н и ч е с к и е д а н н ы е д в и г а т е л я АИ -20 в б е з в и н т о в о м в а р и а н т е ( п о д а н н ы м Г осН И И Г А )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С тремя сту |
С двумя сту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пенями тур |
пенями тур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бины |
бины |
Р асход |
воздуха, |
кг ( с е к .................... |
1 8 ,2 |
19,1 |
||||||
Реактивная тяга, |
|
к г с ......................... |
800 |
900 |
||||||
У дельны й |
р асход |
топлива, |
|
|
|
|||||
кг |
топлива |
|
|
|
|
|
1 ,0 4 |
0 ,9 4 |
||
кг |
тяги ■ч |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
П лощ адь |
вы ходного |
сечения |
соп |
|
|
|||||
ла, |
м2 ....................................................... |
0 ,0 8 5 |
0 ,0 7 2 |
|||||||
Р асход |
топлива, |
кг/ч. |
.................... |
760 |
840 |
|||||
П олное |
давление |
газа за |
турби |
|
1,8 |
|||||
ной, |
|
кгс!см2 ........................................ |
1 ,5 5 |
|||||||
Т ем пература за |
турбиной, |
°С . . |
460 |
4 9 0 — 500 |
||||||
Скорость |
истечения газа |
из |
соп |
|
|
|||||
лового |
насадка, |
м/сек.................... |
3 9 0 - 4 0 0 |
4 5 0 — 460 |
44
Габаритные разм еры , мм |
|
|
|
|
|
2450 |
|
|||||
длина |
.................................................. |
|
|
|
|
|
2450 |
|
|
|||
ширина ............................................. |
|
|
|
|
|
|
842 |
|
842 |
|
||
в ы с о т а .................................................. |
|
|
|
|
|
|
1180 |
|
1180 |
|
||
М асса, |
к г .................................................. |
|
|
|
|
|
|
830 |
|
830 |
|
|
|
О сн о в н ы е т е х н и ч е с к и е д а н н ы е Т Р Д ВК-1 |
|
|
|
||||||||
Реж им |
р а б о ........................................т ы |
|
|
|
|
0 ,9 |
номи- |
номиналь |
|
|||
|
|
|
кг/сек |
|
|
нального |
|
ныи |
|
|||
Р асход |
воздуха ...................., |
|
|
|
36 |
|
|
41 |
|
|||
Реактивная тяга, |
кгс . . . . . . |
|
|
1125 |
|
1500 |
|
|||||
Удельны й |
расход |
топлива, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
кг топлива |
|
|
|
|
|
1,1 |
|
1,1 |
|
|||
кг тяги • |
ч |
|
|
|
|
|
|
|
||||
кг 1 ч |
|
|
|
|
|
1750 |
|
|||||
Р асход |
топлива ........................., |
|
|
|
1400 |
|
|
|||||
П олное |
давление |
газа |
за турбиной, |
|
|
|
|
|
|
|||
кгс/см2 ....................................................... |
|
|
|
|
|
|
1 ,3 8 |
|
1 ,5 2 |
|
||
Т ем пература газа за |
турбиной, |
°С |
|
470 |
|
540 |
|
|||||
Двухконтурным |
турбореактивным |
двигателем |
— ДТРД |
|||||||||
называют ТРД, у которого тяга создается |
в двух |
контурах: |
||||||||||
в первом — газовой |
турбиной |
и |
во втором |
— вентиля |
||||||||
тором. |
|
|
|
|
|
|
|
|
основным |
типом |
||
В настоящее время ДТРД становится |
||||||||||||
силовой установки |
транспортных |
самолетов |
магистраль |
|||||||||
ных и местных |
воздушных линий. |
Главными достоинствами |
||||||||||
ДТРД являются: высокая |
экономичность, |
возможность ис |
||||||||||
пользования двигателя на |
сверхзвуковых |
скоростях, |
более |
низкий уровень производимого шума и высокий уровень экс плуатационной надежности.
|
|
О с н о в н ы е п а р а м е т р ы д в у х к о н т у р н о г о Т Р Д Д -20 П |
||||||||
Режим |
работы . . . |
0 ,7 номи- |
0 ,8 5 номи- |
Н оминаль- |
Взлетны й |
|||||
О бщ ий |
р асход |
в озду |
нального |
нального |
ный |
|
||||
|
|
|
|
|||||||
ха , кг/сек . . . . |
8 7 ,9 |
96 |
104,1 |
1 1 2 ,2 |
||||||
Р а сх о д |
в озд у х а |
пер |
|
|
|
|
||||
вой ступ ен и , |
кг /сек |
4 2 ,2 |
4 6 ,4 |
51 |
56 |
|||||
Реактивная |
тяга, |
кгс |
3150 |
3800 |
4500 |
5400 |
||||
Удельны й |
р а сх о д |
топ- |
|
|
|
|
||||
лива, |
кг топлива |
0 ,6 6 2 |
0 ,6 5 9 |
0 ,6 6 2 5 |
0 ,7 0 3 |
|||||
кг тяги- |
ч |
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||
Р асход |
топлива, кг\ч |
2130 |
2540 |
3000 |
3840 |
|||||
Т ем пература газа, |
°С: |
|
|
|
|
|||||
первой ступени |
за |
|
510 |
554 |
624 |
|||||
турбиной . . . |
480 |
|||||||||
второй ступ ен и . |
92 |
103 |
113 |
130 |
||||||
П олн ое |
давление |
|
га |
|
|
|
|
|||
за , кгс! см2: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
первой |
ступ ен и за |
1 ,4 6 5 |
1 ,5 7 3 |
1 ,7 0 6 |
1 ,9 |
|||||
турбиной . . . |
||||||||||
второй ступени . |
2 ,1 |
2 ,3 |
2 ,5 1 7 |
2 ,7 1 5 |
45>
Р А Б О Ч И Й П Р О Ц Е С С ГАЗОСТРУЙНЫХ СНЕГООЧИСТИТЕЛЕЙ
Удаление снега с покрытий осуществляется за счет воздей ствия на него кинетической энергии струи газов во внутреннем пограничном слое полуограниченной затопленной турбу лентной струи газов. Поэтому для определения сил, дей ствующих на частицу снега, необходимо знать закономер ности распределения скоростей газа внутри струи.
Расчетная схема для определения скоростей в продоль ном сечении по оси струи приведена на рис. 20.
Частъ струи /, в которой имеется потенциальное ядро те чения, называется начальным участком. Скорость в потен циальном ядре струи постоянна. Далее следует основной участок II, в котором струйное течение происходит так же, как течение жидкости из источника бесконечно малой тол щины. Основной и начальный участки сопрягаются в пере ходном сечении.
Длина начального участка Х„ характеризуется безраз мерной величиной
= ь0 |
|
|
(И) |
тле h -—полутолщина сопла (см. рис. |
20) ; |
|
|
X- —может быть определена |
из |
выражения, пред- |
|
ложенного Г. Н. Абрамовичем [1]: |
|
|
|
м . |
|
|
(15) |
(в) = J |
X, |
ь |
|
о 1+ (в- -1)4, |
|
где — расстояние от точки со скоростью «у до оси струи, выраженное в долях от полутолщины (радиуса)
У
данного сечения струи, у — —• ;
Ь
{У — текущая ордината Ь)\
46
tp(0) — функция от параметра 6; |
|
|
|
|
|||||
0 — отношение |
абсолютной температуры струи на сре |
||||||||
зе сопла к абсолютной |
температуре окружающей |
||||||||
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
среды, 0 = 7 ^ ; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
^ И |
|
|
|
|
|
|
|
h —толщина внешнего слоя струи; |
распростране |
||||||||
X — текущая координата в направлении |
|||||||||
ния струи. |
расчетов |
выражение (15) удобно пре |
|||||||
Для выполнения |
|||||||||
образовать: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х щ |
в х \ 2г,=-5- ■К |
drtn |
|
|
(16) |
|||
|
t> о |
|
|
|
|
|
|||
|
|
i + (0—i)% |
|
|
|
||||
После интегрирования имеем: |
|
|
|
|
|
|
|||
*„ = ■ |
1 |
Г 1 и 0 |
|
|
0 ,4 5 |
—1 |
(17) |
||
|
L » — |
1 |
1 + 0 ,3 7 5 ( 0 0 ,7 5 — |
1) |
|
||||
0,1:1 ( 3 + 0 ) |
|
|
|||||||
Из рассмотрения формулы (17) следует, |
что |
длина |
на |
||||||
чального участка зависит |
от |
степени нагретости |
струи |
по |
|||||
сравнению с окружающей |
средой, |
|
другими |
словами, ядро |
постоянной скорости увеличивается или уменьшается в за висимости от плотности струи.
Подходя к рассмотрению основного участка, следует за метить, что вблизи экрана значения скорости имеют те же закономерности, что и для турбулентного пограничного слоя при обтекании пластинки без градиента давления, а во внешней части действуют законы свободной турбулентности.
Поэтому целесообразно |
представить |
распределение скоро |
стей в виде двух зон, |
смыкающихся |
при Y = b B и uY= um |
(Ьв — толщина внутреннего слоя струи; uY —скорость движе ния струи в точке, отстоящей от поверхности на расстоянии У; ит— осевая скорость струи).
1. |
Пристенная зона при 0<У«£йв |
с распределением ско |
|
ростей |
|
|
|
|
|
|
(18) |
2. |
Дона свободной турбулентности при йв<У«£йв+ й с рас |
||
пределением скоростей |
|
|
|
|
Дау |
у - М г " Г |
(19) |
|
|
Ь ) . |
|
47
Для определения осевой скорости ит запишем уравнениеизменения количества движения для элемента 1—4 (см.
рис. 20):
d К |
d \+* , |
|
||
и т — |
\ u Y dy Л--------I |
i i y d y — 0 . |
( 2 0 ) |
|
dx |
^ |
d x |
'l |
|
Интегрирование |
приведенного |
уравнения |
при условии, |
что
— = const,
ь
дает
С
х а
(21>
где С — константа интегрирования;
|
- + 0 , 3 6 1 |
а = |
0, 6. |
|
■+ 0 ,7 7 2 |
С можно определить из условия
um= ti0 при X = Х п,
где и0 — скорость истечения газа из сопла (скорость в ядре начального участка).
Следовательно,
C — u-a Х°/\ |
(22) |
Подставляя значение С в выражения (18), (21) с учетом формулы Шлихтинга для определения толщины внутреннего слоя
v \0,2
Ьа = 0,3 X
"о +
получим:
Н у — ■
А 0,6
со "о ______ |
Y |
3d |
|
* |
|
1 |
|
- 1 |
|
(23) |
7 |
5 |
|
, 0,2 |
|
где v — кинематическая вязкость газа.
Для определения ширины захвата снегоочистителя и вы бора его режимов работы предлагается ввести следующий показатель, связывающий ширину очищаемой полосы с сило выми характеристиками струи, временем ее воздействия и
48