Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
свойствами снега. Этот показатель, названный скоростью
уноса снега и, представляет собой осевую скорость струи на расстоянии К=0,025 м от покрытия, при которой еще про исходит полное удаление снега при заданной скорости сне гоочистителя.
Экспериментальные значения скоростей уноса приведены з табл. 1.
О.0 |
Объемная |
|
Коэффици |
Коэффици |
йг |
массса |
Толщина |
ент внут |
ент внеш |
с |
||||
О |
снега |
слоя, мм |
реннего |
него тре- |
г) см* |
|
трения |
ния |
|
Ь н |
|
|
|
|
- 6 |
0,1 |
2 0 |
0 , 3 6 |
0 ,6 |
- ■ 5 |
0,2 |
20 |
0 , 4 0 |
0 , 5 8 |
Таблица 1
Скорость уноса, м)сек при скорости снегоочистителя,
км\ч
20 |
30 |
40 |
50 |
3 4 |
47 |
62 |
85 |
41 |
56 |
79 |
101 |
— 5 |
0 , 3 |
20 |
0 , 4 2 |
0 , 5 4 |
62 |
81 |
107 |
125 |
Заменив uY на а в формуле (23) и развернув ее с уче том формулы (17), получим выражение для определения ширины захвата снегоочистителя. Математически обработав методом выравнивания экспериментальные значения скоро
стей уноса снега (см. |
табл. 4) в виде и = /( |
ц м р) , получим |
второе уравнение для |
определения скорости |
снегоочистителя: |
и = (9,о3 — 1,26р. + 1,6) v u,
где ум — скорость снегоочистителя; р — плотность снега.
Таким образом, получена система уравнений:
Х = |
0 ,6 1 и ^ Х 0-24 |
-1,4 v0,04 |
и = (9о2 +' 1.26,0 + 1,6)-ум,
(24)
(25)
позволяющая определить производительность снегоочисти теля.
Следует отметить, что приведенная система уравнений имеет множество значений, поэтому выбор режимов работы снегоочистителя включает определение наивыгоднейших комбинаций его рабочих скоростей и соответствующей им ширины захвата. Наиболее наглядно указанная задача реша ется графически. Строится график (рис. 21), на котором
приведены зависимости «о,0 2 ; = f (X) и и = / (им), причем коор динатная ОСЬ wo,025 и и — общая.
4 . З ак . 2043 |
49 |
Рис. 21. Определение режимов |
работы машины |
при температуре |
от |
||
- 2 |
до —5°С: |
|
|
|
|
1 для снегоочистителя с авиадвигателем АИ-20; 2 — для |
газострунного снегоочи |
||||
стителя ДЭ-7; 3 — для снегоочистителя |
фирмы ARA (Финляндия); |
2'\ 3' — при |
|||
плотности снега 0,3; 0,2 |
и 0,1 кг!смъ соответственно |
|
|
||
По заданному значению |
ширины захвата AM= L M на |
ле |
|||
вом графике справа находится рабочая скорость |
машины |
ум |
(пунктир 1). Аналогично определяется ширина захвата Ам =
= LM по заданной скорости машины |
(пунктир 2). |
Из мно |
жества возможных сочетаний Lu и |
выбирают |
близкие к |
заданным, при которых обеспечивается максимальная про изводительность.
Основными параметрами выходного сопла |
газоструй |
ного снегоочистителя являются: угол наклона |
сопла к го- |
50
ризонтальной плоскости аг, высота сопла над |
покрытием и |
|||||
геометрическая форма сопла. Для достижения |
максималь |
|||||
ных значений скорости газа |
во |
внутреннем |
пограничном |
|||
слое струи принимаются: аг=15°, |
высота сопла над |
покры |
||||
тием — в пределах трех диаметров |
сопла, геометрическая |
|||||
форма сопла — круг. |
|
|
|
|
|
|
При использовании газотурбинного двигателя в качестве |
||||||
генератора |
газовоздушного |
потока |
целесообразно |
вводить |
||
в газовый |
тракт снегоочистителя |
эжектор |
атмосферного |
воздуха. Это позволяет увеличь производительность ма шины в среднем на 15%. Определение оптимального значе ния коэффициента эжекции осуществляется с использовани ем известных методов расчета газовых эжекторов, а з ка честве критерия оптимизации принимается максимальное значение скоростей во внутреннем пограничном слое.
Рабочее оборудование газоструйного снегоочистителя оказывает силовое воздействие на базовое шасси, это необ ходимо учитывать при тяговом расчете.
Полное тяговое усилие, необходимое для |
передвижения |
газотурбинного снегоочистителя, |
|
Ту = Гм+ ГР + Гнн, |
(26) |
где 7% — усилие на передвижение машины:
Гр ■—усилие на преодоление реактивной тяги газотур
бинного двигателя; |
инерционности струи |
з на |
Гип— усилие на преодоление |
||
правлении движения машины. |
|
|
Т м— О м (fu + |
i), |
(27) |
где GM— масса машины; |
|
маши |
U — коэффициент сопротивления передвижению |
||
ны; |
|
|
i — уклон. |
|
(28) |
ТР = Р COS ar cos р, |
где Р — реактивная тяга газотурбинного двигателя; Р—угол наклона сопла к направлению движения ма
шины. |
|
где Qr — расход газов. |
|
Для движения газоструйного снегоочистителя |
необходи |
мо выполнить следующие условия: |
|
Ту < Gca<р, |
(29) |
51
где GC4 — сцепной вес машины;
Ф — коэффициент сцепления. |
|
|
|
|
N > 1 ^ |
, |
( 30) |
|
270г] |
|
|
где N — мощность двигателя базовой машины |
|
||
ц — к. п. д. ходовой части машины. |
|
||
ПЛУЖНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ |
|
||
В зависимости |
от назначения |
плужные снегоочистители |
|
разделяются на |
машины сдвигающего действия |
и скорост |
ные (отбрасывающего действия). Плужные снегоочистители
сдвигающего действия просты по конструкции, |
имеют боль |
|||||||
шой сцепной вес и высокие тяговые свойства. |
Они способ |
|||||||
ны удалять |
снег значительной |
плотности и твердости, |
про |
|||||
кладывать |
снегозадерживающие |
траншеи |
и |
могут проби |
||||
вать колонные пути для транспорта |
в снежных отложениях |
|||||||
большой высоты. |
|
|
|
|
|
|||
|
Скоростные снегоочистители, применяющиеся преиму |
|||||||
щественно |
при регулярном (патрульном) |
содержании |
до |
|||||
рог, обладают высокой производительностью, |
сочетающей |
|||||||
ся |
со |
значительной дальностью |
отбрасывания |
снега |
(до |
|||
12 |
м). |
Эти машины имеют более сложную конструкцию, |
так |
как их снабжают устройствами, предотвращающими воз можную аварию в случае столкновения с непреодолимым препятствием. Поверхность отвала снежного плуга выпол няют специальной геометрической формы.
Скоростные снегоочистители рассчитаны преимуществен но на удаление свежевыпавшего снега (снега небольшой плотности и твердости) и небольших по высоте снежных от ложений (до 30 см). После их прохода не образуется валов на обочине дороги, благодаря чему значительно уменьшает ся заносимость дорожного полотна.
Конструктивные исполнения плужных снегоочистителей и значения их основных параметров в СССР регламентиро
ваны ГОСТ 7641—72, |
в |
соответствии с которым снегоочи |
||||
стители должны изготовляться четырех типов |
(табл. 2). |
|||||
В передовых зарубежных странах выпускаются аналогич |
||||||
ные по исполнению и назначению машины. |
Широкое |
рас |
||||
пространение |
получили |
одноотвальный снегоочиститель |
||||
фирмы Balderson Inc., двухотвальный фирмы |
Wausau, |
на |
||||
весное оборудование в виде двухотвального |
плуга к |
авто |
||||
грейдеру фирмы Austin |
Western |
(США) и др. |
снегоочистите |
|||
В качестве |
базовых |
машин |
для плужных |
|||
лей используются и автотягачи |
грузоподъемностью от |
3 до |
52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Наименование |
|
|
Область применения |
|
||||
Снегоочиститель |
Удаление |
свежевыпавшего |
снега плотностью |
||||||
плужный одноотваль |
до 0,3 г / с м 3 |
и высотой |
до 0,3 |
м |
с дорог с усо |
||||
ный |
автомобильный |
вершенствованным |
покрытием, |
с |
отбрасыванием |
||||
|
|
снега в сторону |
|
|
|
|
|
||
Снегоочиститель |
Удаление свежевыпавшего снега плотностью до |
||||||||
плужный двухотваль |
0,35 г ! с м ъ и высотой до 0,3 м с дорог с усовер |
||||||||
ный |
автомобильный |
шенствованным покрытием, |
с отбрасыванием снега |
||||||
|
|
в стороны |
|
|
|
|
|
|
|
Снегоочиститель |
Расчистка снежных отложений плотностью до |
||||||||
плужный двухотваль |
0,4 г / с м 3 |
и высотой до |
1,0 |
м , сдвигание снежных |
|||||
ный |
тракторный ко |
валов, прокладка снегозащитных траншей и колон |
|||||||
лесный |
ных путей |
|
|
|
|
|
|
||
Снегоочиститель |
Расчистка снежных отложений плотностью до |
||||||||
плужный двухотваль |
0,5 г / с м 3 |
и высотой |
1,2 |
м |
на грунтовых дорогах, |
||||
ный |
тракторный гусе |
прокладка |
снегозащитных |
траншей и колонных, |
|||||
ничный |
путей |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 тс, колесные и гусеничные тракторы класса |
от 3 до 15 тс, |
||||||||
автогрейдеры и специальные шасси. |
в |
СССР |
стандартом |
||||||
|
В соответствии |
с действующим |
|||||||
плужные снегоочистители |
должны |
комплектоваться базо |
выми машинами в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150—69 (се
верное исполнение), а в случае |
их |
отсутствия |
допускается |
|||||
использование |
машин исполнения |
У |
по |
ГОСТ 15150—69. |
||||
Базовая машина |
оборудуется |
противотуманными |
фарами, |
|||||
обеспечивающими |
работу в ночное |
время и |
при |
снего |
||||
падах. |
|
конструкциях |
управление |
рабочим обо |
||||
В современных |
||||||||
рудованием |
плужного снегоочистителя |
осуществляется с |
рабочего места водителя. Наибольшее распространение по лучило гидравлическое управление рабочим органом, хотя до настоящего времени выпускаются машины с канатным уп равлением (например двухотвальный снегоочиститель Д-180В производства нелидовского завода «Торфмаш») на тракторе Т-100.
Рабочий орган плужного снегоочистителя состоит из ножа, отвальной поверхности, опорного устройства, элемен тов подвески и управления.
Ножи, как правило, выполняют составными. В СССР но
жи изготовляются |
из стального проката |
по |
ГОСТ 17152—71 |
||||
(предпочтительно |
применение |
профиля |
II |
размера |
180Х |
||
X I2X6, материал |
по ГОСТ 8022—68) |
или |
из |
листовой мо |
|||
розостойкой резины по ГОСТ |
7338—65. |
|
Ножи |
скоростных |
|||
снегоочистителей обычно крепятся к раме |
отвальной |
поверх- |
53-