Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ш, отсутствие проезжих Дорог или технических средств для погрузки (разгрузки) грузов на автомобильный транспорт и т. д.

Статьей 25 Устава железных дорог установлено, что способы перевозки грузов на короткие расстояния опре­ деляются на местах совместно с организациями, плани­

рующими перевозки, и органами транспорта.

 

Рекомендованные

Госпланом

СССР и

разосланные

Министерством

путей

сообщения

железным

дорогам

для руководства

«Методические

указания

по

технико-

экономическому обоснованию рационального распреде­ ления перевозок грузов между железнодорожным и ав­ томобильным транспортом» предусматривают такое распределение на основании сопоставления приведенных народнохозяйственных затрат по доставке грузов от склада поставщика до склада потребителя.

В приведенные народнохозяйственные затраты, кро­ ме затрат на перевозки и погрузочно-разгрузочные ра­ боты, включаются также убытки от потерь (естествен­ ной убыли) грузов и капитальные вложения в подвиж­ ной состав, погрузочно-разгрузочные механизмы и ма­ териальные средства в обороте.

Соответствие результатов, полученных по приведен­ ным народнохозяйственным затратам, хозрасчетным ин­ тересам грузовладельцев, проверяются расчетами стои­

мости перевозок по действующим тарифам.

 

В тех случаях,

к о г д а р а с ч е т ы по д е й с т в у ю ­

щи м т а р и ф а м

д а ю т

и но й р е з у л ь т а т ,

чем

п р и в е д е н н ы е з а т р а т ы ,

с о х р а н я е т с я д е й с т ­

в у ю щ и й с п о с о б п е р е в о з к и г р у з о в .

груз

Следовательно,

если по действующим тарифам

целесообразно перевозить железнодорожным транспор­ том, то его нельзя передавать на автомобильный транс­ порт, даже при наличии у последнего более низкой сум­ мы приведенных затрат.

В методических указаниях приводятся также гото­ вые данные о примерных расстояниях, на которых це­ лесообразно использовать автомобильный транспорт при перевозке отдельных видов грузов.

Эти расчеты даны для двух вариантов:

1) ни отправитель, ни получатель не имеют прирель­ совых складов, в связи с чем груз на станцию отправ­ ления и со станции назначения перевозят автомобиль­ ным транспортом;

58


2) груз перевозят автомобильным транспортом или только до станции отправления, или только со станции

назначения.

 

 

В первом случае считается целесообразным автомо­

бильным транспортом перевозить зерно,

муку и крупу

на

расстояние до ПО км, а комбикорма

и отруби —

до

120 км. При втором — соответственно до 60 и 65 км.

 

Следует иметь в виду, что указанные зоны перевозок

рассчитаны на средние условия. Конкретные расстояния, при которых перевозки передаются на автомобильный транспорт, в каждом отдельном случае определяют с учетом действующих тарифов.

Для хлебных грузов наиболее характерным является вариант перевозок между подъездными путями необще­ го пользования, что исключает необходимость их подво­ за на станции и вывоза со станций автомобильным транспортом, а следовательно, связанных с этим допол­ нительных затрат.

При таком варианте расстояние, на которое эконо­ мически целесообразно перевозить груз автомобильным транспортом, как правило, не превышает 15—25 км.

ПОРЯДОК И СРОКИ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГОДОВЫХ И КВАРТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПЕРЕВОЗОК. СТАТИЧЕСКАЯ НОРМА НАГРУЗКИ

И НОМЕНКЛАТУРА ГРУЗОВ

Правила и сроки планирования перевозок по всем видам транспорта и во всех видах сообщения определе­ ны в утвержденных Советом Министров СССР (Поста­ новление от 4 января 1970 г. № 6) «Основных положе­ ниях о годовом и квартальном планировании перевозок грузов».

Аналогичные положения закреплены в уставах, а также в разработанных в соответствии с «Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов» правилами планирования перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. Действую­ щие в настоящее время правила утверждены: Министер­ ством путей сообщения 12/Ш 1960 г. и опубликованы в Сборнике № 112 за 1960 г.; Министерством речного флота РСФСР 14/Х 1971 г.; Министерством морского флота 29/VI 1970 г. и Министерством автомобильного транспорта РСФСР 5/1 1971 г,

59



В годовых и квартальных планах для каждого вида транспорта устанавливается общий объем погрузки и выделяются в том числе некоторые грузы согласно ус­ тановленной номенклатуре.

К числу грузов, включенных в номенклатуру, для планирования отдельной строкой отнесены, в частности, все хлебопродукты, а на железнодорожном транспорте также и комбикорма. Из других таких грузов для си­ стемы министерства заготовок представляют интерес лес и строительные материалы.

В планах отдельной строкой выделяются некоторые другие позиции, что необходимо учитывать при разра­

ботке заявок.

установленной

но­

Так, на морском транспорте по

менклатуре планируются раздельно

перевозки

в

боль­

шом каботаже, малом каботаже, а

также

портовым

флотом. На автомобильном транспорте из общего коли­ чества выделяются грузы, для перевозки которых тре­ буется специализированный автомобильный транспорт.

В годовых планах перевозок под хлебными грузами подразумевается все зерно, семена масличных культур, мука, крупа и отруби. Исключение в этом отношении составляет автомобильный транспорт, которому в заяв­ ках на год и на квартал из общего количества хлебных грузов выделяются отдельно мука и отдельно зерно.

Кроме того, номенклатура грузов для квартального планирования по железнодорожному транспорту под­ разделяет хлебные грузы на два самостоятельно пла­

нируемых

вида — зерно (включая семена

масличных

культур)

и муку (включая крупу и отруби).

 

В квартальных планах перевозок морским и речным

транспортом, а также в прямых смешанных

железно-

дорожно-водных сообщениях все хлебные грузы (зерно и мука) планируются одной строкой.

Перевозки грузов планируют по заявкам предприя­ тий, учреждений и министерств грузоотправителей.

Заявки на перевозку грузов должны разрабатывать­ ся исходя из контрольных цифр производства, капи­ тального строительства, заготовок и снабжения, а так­ же с учетом рационального использования разных видов транспорта, перевозочных средств и необходимости рит­ мичной перевозки грузов по кварталам и месяцам.

Организации, осуществляющие планирование, долж­ ны включать в заявки только ту продукцию, которая

60


вырабатывается и реализуется подведомственными предприятиями и не имеют права планировать пере­ возки поставляемого им сырья, материалов, оборудова­ ния и т. д.

Заявки разрабатываются отдельно по каждому виду транспорта и, кроме того, отдельно по каждому виду прямых смешанных сообщений: а) для перевозок с же­ лезнодорожного транспорта на речной; б) с речного на железнодорожный; в) с железнодорожного на морской; г) с морского транспорта на железнодорожный и т. д.

Грузы в прямых смешанных сообщениях, а также на экспорт перевозят в счет общего плана погрузки дан­ ного груза, в связи с чем объемы перевозок в прямом смешанном сообщении должны быть одновременно включены в общую заявку: а) железнодорожных и вод­ ных перевозок, если перевалку груза производят пред­ приятия грузовладельца; б) только того вида транспор­ та, которому груз будет предъявлен к перевозке, если перевалка будет осуществляться силами и средствами транспортных предприятий.

Заявки на планируемый год разрабатывают в разре­ зе железных дорог и территориальных управлений ав­ томобильного транспорта, а по речному и морскому транспорту — бассейнов, пароходств и пунктов отправ­ ления. Кроме того, при перевозках в прямых смешан­ ных сообщениях в заявках также указывают пункты

перевалки.

Эти заявки должны быть представлены в срок, по­ зволяющий завершить работу по составлению проекта плана развития народного хозяйства к 16 августа.

Квартальные планы перевозок утверждают соответ­ ствующие транспортные министерства, а также их тер­

риториальные управления.

На железнодорожном и речном транспорте грузы распределены на две группы.

Первая группа грузов планируется централизованно министерством путей сообщения и министерствами и органами управлений речного транспорта союзных рес­ публик. К этой категории грузов отнесены хлебопро­ дукты, комбикорма, лес, строительные материалы и

другие грузы.

Также централизованно планируются перевозки всех грузов в прямых смешанных сообщениях, за исключени­ ем перевозок1с участием речного флота союзных рес­

61

публик (кроме РСФСР), которые планируются на местах управлениями железных дорог и органами управления речным транспортом указанных республик.

Квартальные планы перевозок грузов, не

включен­

ных в

номенклатуру

для

централизованного

планиро­

вания,

утверждаются

на

местах управлениями

желез­

ных дорог и речных пароходств. В частности, планиру­ ются на местах перевозки сена, мешков, всех грузов мелкими и сборными партиями и т. д.

На морском транспорте перевозки всех грузов пла­ нируются централизованно. На местах морское пароход­ ство утверждает планы перевозок только портовым флотом (некоторые порты имеют свой в основном мел­ котоннажный флот, который перевозит грузы между близлежащими пунктами).

Квартальные планы перевозок всех грузов автомо­ бильным транспортом утверждают на местах областные, краевые, республиканские (АССР) управления (тресты) автомобильного транспорта.

Квартальные заявки должны содержать данные о количестве предъявляемых к перевозке грузов в целом на квартал и на каждый месяц *.

В заявках на перевозки морским, речным и автомо­ бильным транспортом указывают квартальные и месяч­

ные объемы в тоннах, а железнодорожным

транспор­

том — в среднем в сутки в вагонах, а по

некоторым

грузам — в вагонах и в тоннах (среднесуточный объем

погрузки определяют делением количества груза и ваго­ нов на соответствующее число дней в квартале и в каж­ дом месяце).

В тоннах и в вагонах планируются перевозки наи­ более массовых грузов: мука (крупа, отруби), зерно (семена масличных культур), комбикорма, лес, дрова, строительные материалы, сено и грузы, переваливаемые с водного транспорта на железнодорожный, и некото­ рые другие грузы.

Перевозки всех грузов планируют и их выполнение учитывают в двухосных (учетных) вагонах. Четырехос­ ный вагон учитывается как два, шестиосный как три двухосных вагона и т. д.

* В связи с колебаниями сроков начала и окончания навига­ ции объем перевозок по большинству речных пароходств устанав­ ливают в планах суммарно на апрель—май, а также на октябрь— ноябрь.

62