Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

 

 

Расчет

очередности

прикрепления

поставщиков

 

 

 

 

 

 

и потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребители

Сумма

 

 

 

Поставщики

а

б

 

 

В

рас­

Среднее расстоя­

пп.

 

 

стоя­

 

ние строк

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строк

 

 

 

1

 

А

 

600 км 60 км

70 км

730

243—минималь­

 

 

 

 

XVI

V

 

II

 

 

ное среднее

 

 

 

 

 

 

 

расстояние

 

 

 

 

 

450 км

110 км

220 км

 

 

 

2

 

Б

 

780

260

 

 

 

.....

VII

 

VIII

 

 

 

 

 

VI

 

 

 

 

 

3

 

В

 

420 км 120 км

250 км

790

263

 

 

 

хп"

п Г

 

" хГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Г

 

160 км

380 км

510 км

1050

350

 

 

 

-----

 

XV

 

 

 

 

 

IV

XIII

 

 

 

 

 

5

Станция

II

70 км

610 км

870 км

1550

517 — макси­

I

XIV

шифр клетки

 

мальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5—3

 

 

среднее

 

 

 

 

 

870 км 330 км

190 км

 

 

расстояние

6

Станция

V

1390

463

 

 

 

 

 

 

X

 

 

III

 

 

 

 

умма расстояний

2570

1610

 

2110

 

 

 

 

столбцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

редние

расстоя-

428

268

 

368

 

 

 

 

ния

столбцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Минимальные

расстояния, использованные

в

I цикле,

подчеркнуты одной,

а

во

II цикле — двумя

черточками.

Римскими

цифрами показана очередность установления

связей.

 

Очеред­ ность

Т а б л и ц а 4

Очередность расположения средних расстояний

Среднее

Минималь­

Раз­

Шифр

Минималь­

Разность

Шифр

ность

ное рас­

расстояние,

ное рас­

I цик­

клетки

стояние

11 цикла,

клетки

км

стояние, км

ла, км

 

11 цикла,

км

 

 

 

 

 

км

 

 

1

517

70

447

5--1

610

- 9 3

5—2

2

463

190

273

6—3

330

133

6 - 2

3

428

160

268

4 - 1

420

8

3 - 1

4

368

70

298

1 - 3

220

148

2 - 3

5

350

380

- 3 0

4 - 2

510

—160

4 - 3

6

268

60

208

1 - 2

____

7

263

120

143

3 - 2

250

13

3—3

8

260

ПО

150

2—2

450

190

2 - 1

9

243

600

-3 5 7

1—1

. -------

 

 

 

 

 

 

47


 

Очередность установления связей

Т а б л и ц а 5

 

 

Очередность

Шифр клетки

Очередность

Шифр клетки

I

5 - 1

IX

3 - 2

п

1 - 3

X

6 - 2

ш

6 - 3

XI

3—3

IV

4—1

XII

3—1

V

1 - 2

XIII

4 - 2

VI

2-1

XIV

5 - 2

VII

2 - 2

XV

4—3

VIII

2—3

XVI

1-1

ней возможное количество прямоугольников. Стороны прямоугольников должны соединять клетку, не имею­ щую очередности, с двумя заполненными и одной, име­ ющей очередность, свободной клеткой, причем эта сво­ бодная клетка должна находиться в одной строке или столбце с клеткой, не имеющей очередности.

Клетке, не имеющей

очередности, присваивается

знак —, свободной клетке знак

+ , находящейся рядом

с ней, заполненной клетке,

знак

—, а последней знак +

(знаки должны чередоваться -I— , Ч— ). Записанные в этих клетках расстояния суммируют с учетом присвоен­ ных знаков.

Положительные или нулевые результаты означают, что запись о поставке в клетке, не имеющей очередно­ сти, допустима, так как при этом план не ухудшается.

Наличие в одном или нескольких прямоугольниках отрицательных результатов показывает на ухудшение плана и на необходимость изменения связей в прямо­ угольнике, имеющем максимальную отрицательную ве­ личину.

Шахматка, обработанная согласно установленной нами очередности, приведена в таблице 6.

Установленные по шахматке транспортно-хозяйствен­

ные

связи

дают

объем транспортной работы

в

9890

тыс.

т-км

(70-5 + 110-7 + 120-3 + 380-5 +510-5 +

+ 70-10 + 870-2+190-8 = 9890). Однако при ее обработке возникла необходимость записи поставки (2 тыс. т) в клетку 5—3, не имеющую очередности.

К данной клетке может быть построен только один прямоугольник, удовлетворяющий указанным вышетре-

48


Т а б л и ц а 6

 

Шахматка прикрепления

поставщиков

и потребителей

 

 

согласно

рассчитанной очередности

 

 

 

 

 

Получатели и их потребность

Отправители и их ресур­

а

6

в

пп.

 

сы

 

10 тыс. т

15 тыс. т

20 тыс. т

 

 

 

 

1

2

3

1

А

5 тыс. т

 

 

70

 

 

5

2

Б

7 тыс. т

 

п о

 

 

7

 

 

В

3 тыс. т

 

120

 

3

 

3

 

4

Г

10 тыс. т

 

380

510

 

5

5

5

Станция

 

 

70

:........

........;+

12 тыс. т

 

 

 

II

10

 

870

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

6

Станция

8 тыс. т

 

 

190

 

V

 

 

8

бованиям, а

именно

соединяющей

клетки

5—3, 4—3,

4— 2 и 5—2.

 

 

 

знаки и,

Присвоим

этим клеткам соответствующие

определив сумму расстояний, установим, что она дает отрицательную величину (510 —380+610 —870=— 130).

Следовательно, план не является оптимальным, и необ­ ходимо изменить связи.

Для этого, как показано в таблице 7, из клеток, име­ ющих отрицательные знаки, выбирается та, в которой имеется меньший объем поставки. В нашем примере это клетка 5—3 с поставкой 2 тыс. т. Этот объем зано­ сится в свободную клетку 5—2. На это же количество уменьшается поставка в клетках с отрицательными зна­ ками (5—3 и 4—2), при этом в одной из них поставка будет исключена полностью (в нашем примере в клетке 5— 3). Одновременно на это же количество увеличивает­ ся объем поставки в заполненной клетке с положитель­

ным знаком (4—3).

Как показывают расчеты, дополнительная обработ­ ка шахматки позволила довести объем транспортной

4 О. Л. Джапаридзе

49



 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Шахматка по проверке и оптимизации плана при записи

поставки

в клетку, для

которой не установлена

очередность

 

 

 

Получатели

№ пп.

Отправители

а

б

В

 

 

1

2

3

1

А

 

 

70

 

110

5

2

Б

 

 

 

7

 

3

В

 

120

 

 

3

 

4

г

 

380

510

 

3

7

5

II

70

10

870

10

2

 

V

 

 

190

6

 

 

8

работы до 9630 тыс. т-км или снизить по сравнению с первоначальным вариантом на 260 тыс. т-км.

Метод разностей расстояний отличается от рассмот­ ренного нами метода следующим:

а) очередность прикрепления поставщиков к потре­ бителям определяется не средним расстоянием столбцов и строк, а разностью между двумя минимальными рас­ стояниями, имеющимися в каждой строке и в каждом столбце шахматки;

б) очередность связей определяется не после завер­ шения подсчета всех разностей, а самостоятельно после

каждого цикла. Так, если в шахматке имеется

шесть

поставщиков и три потребителя, то после I цикла под­

счетов

будет

установлена очередность с 1 до 9,

после

II — с

10 по

18 и т. д.

 

Рассмотренный нами способ, хотя и позволяет полу­ чить достаточно хорошие варианты планов перевозок, все же не гарантирует их безусловную оптимальность.

При необходимости разработанный план можно про­ верить и, если он окажется не оптимальным, дорабо­ тать.

Проверяемая шахматка должна удовлетворять сле­ дующим требованиям:

50