Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) сумма ресурсов продукции веек поставщиков дол­ жна быть равна сумме потребности грузополучателей. Если ресурсов больше, чем требуется потребителям, в шахматку добавляется условный потребитель с нулевым расстоянием до поставщиков и весь избыток записыва­ ется ему. Если потребность превышает ресурсы, добав­ ляется такой же условный поставщик;

б) количество клеток, в которых записана поставка, должно быть на единицу меньше числа поставщиков и потребителей. Недостающее количество восполняется записью нулевых поставок в соответствующее число клеток. Нулевые поставки заносятся на пересечении столбца (строки), для которого нужно определить потен­ циал, со строками (столбцами), имеющими потенциал.

Убедившись, что шахматка отвечает указанным тре­ бованиям, одному из столбцов (строк), имеющих боль­ шее число заполненных поставками клеток, присваива­ ется нулевой потенциал. В нашем примере наибольшее число (4) заполненных клеток имеет второй столбец. Потенциал строк с заполненными клетками (со второй по пятую) будет равен указанному в этих клетках рас­ стоянию (110, 120, 380 и 610). Потенциал оставшихся строк определяют вычитанием из расстояния заполнен­ ной в ней клетки потенциала данного столбца, а для столбцов — вычитанием потенциалов строк.

Если план имеет оптимальный вариант, сумма по­ тенциалов столбца и строки каждой незаполненной клетки будет меньше или равна записанному в ней расстоянию.

Наличие одного или нескольких расстояний меньше, чем сумма соответствующих потенциалов, показывает, что план не является оптимальным и что он должен быть улучшен.

В этом случае из всех клеток, имеющих расстояние меньшее, чем сумма потенциалов, выбирается та, кото­ рая имеет максимальную разность между суммой по­ тенциалов и расстоянием, и к ней строится прямоугольник.

Прямоугольники могут иметь любое четное количе­ ство вершин, а их стороны могут пересекаться и про­ ходить через заполненные клетки.

Очертание прямоугольника зависит от расположе­ ния заполненных клеток, так как все его вершины (кро­ ме одной, находящейся в исследуемой свободной клетке) должны находиться только в заполненных клетках.

4*

51

Исследуемой свободной клетке присваивается знак-!-, следующей заполненной клетке знак —и т. д. (обе за­ полненные клетки, находящиеся рядом со свободной, будут иметь зн ак —). Наименьшая поставка из клеток с отрицательным знаком переносится в свободную клет­

ку. На это же

количество уменьшается поставка во

всех клетках с

отрицательным знаком и увеличивается

в клетках с положительным знаком.

Для полученной после этого шахматки снова опре­ деляются потенциалы и, если в ней опять окажутся сво­ бодные клетки с расстоянием, меньшим, чем сумма по­ тенциалов, поступают так же, как и в первом случае.

Такие расчеты необходимо производить до тех пор, пока не будет получен план, в котором расстояния во всех свободных клетках не будут больше или равны сумме потенциалов столбца и строки.

Исходный план для последующей обработки мето­ дом потенциалов можно получить и более упрощенным способом без предварительных расчетов по выявлению очередности заполнения клеток шахматки.

В этом случае поставщиков к потребителям можно прикрепить последовательным заполнением клеток с наименьшими расстояниями или в каждой из имеющихся строк (способом наименьшего элемента строк), или в каждом столбце (наименьшего элемента столбца), или выбором наименьшего расстояния по всей шахматке (способ наименьшего элемента матрицы).

Порядок определения потенциалов для рассмотрен­ ной нами шахматки показан в таблице 8.

Как сказано выше, при нулевом потенциале второго столбца потенциалы пятой, четвертой, третьей и второй строк равны расстоянию заполненных клеток, находя­ щихся на пересечении второго столбца с соответствую­ щими строками 610, 380, 120 и 110.

Потенциал первого столбца определяют вычитанием из расстояния заполненной в нем клетки (5—1) потен­

циала

строки (70 —610= —540). Имеющиеся записи

пока

не позволяют определить потенциалы первой и

шестой строк, так как они имеют запись о поставках только в третьем столбце, который еще не имеет потен­

циала, но имеет дополнительно запись

о поставке и в

клетке 4—3 четвертой строки.

в

этой

клетке

Если из расстояния, записанного

(510), вычесть потенциал четвертой строки

(380),

полу-

52


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а fj

 

 

Шахматка

t потенциалами

столбцов и строк

 

 

 

 

 

 

 

Получатели и их потребность

 

Отправители и их ресурсы

а

 

6

8

Потен-

ПП.

10 тыс. т

15 тыс. т

20 тыс. т

циалы

 

 

 

 

 

 

строк

 

-

 

 

 

 

1

 

2

3

 

1

А

5

тыс. т

 

 

600

 

60

70

- 6 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

2

Б

7

тыс. т

 

 

450

 

п о

220

 

 

 

 

 

7

 

п о

3

В

3

тыс. т

 

 

420

 

120

250

120

 

 

 

 

3

 

4

Г 10 тыс. т

 

 

160

 

380

510

380

 

 

 

 

3

7

5

Станция

 

 

70

610

870

610

 

II

12

тыс. т

 

 

10

 

2

 

6

Станция

 

 

870

 

330

190

30

 

V 8 тыс. т

 

 

 

 

 

8

 

Потенциалы столбцов

 

-5 4 0

0

130

 

там

потенциал третьей

строки (130), а затем и

потен­

циалы

для первой

и четвертой

строк.

 

 

Проверка незаполненных клеток показывает, что в нашей шахматке сумма потенциалов больше, чем рас­ стояние имеет только клетка 2—3 (сумма 130+110 = = 240, а расстояние 220). К указанной клетке возможно построить прямоугольник с вершинами в клетках 2—2, 4—2 и 4—3.

Размер поставок в обеих клетках с отрицательным знаком (2—2 и 4—3) одинаков и равен 7, а поэтому полностью снимается и в той и в другой. Если бы в них имелись разные объемы поставок, то полностью была бы снята минимальная поставка, а в другой клет­ ке поставка была бы сокращена на это же количество. Поставку из клетки 2—2 переносим в свободную клет­

ку 2—3, на это же количество сокращаем

поставку

в

клетке 4—3 (7 —7= 0) и увеличиваем

в

клетке 4—2

(3 + 7=10).

связями (табл.

9)

Полученная шахматка с новыми

имеет только семь заполненных клеток и, следователь­ но, для определения всех потенциалов в одной из ее

53


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

 

Шахматка

оптимального прикрепления

поставщиков

 

 

 

 

 

и

потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получ<1тели и их пот­

 

 

 

 

 

 

 

 

ребность

 

 

 

 

Отправители и их ресурсы

а

б

 

в

Потен­

 

 

 

 

 

 

 

пп.

 

10

15

 

20

циал

 

 

 

 

 

 

 

 

строк

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

тыс. т

тыс.

т

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

 

 

1

А

5

тыс. т

 

 

600

60

5

70

IX (70—

 

 

 

 

 

- 6 0

 

 

 

 

 

 

450

п о

 

220

130)

2

Б

7

тыс. т

 

 

7

VIII

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

 

420

120

 

250

(220—130)

 

В

3 тыс. т

 

 

0

II (120—

3

 

 

 

3

 

120

4

 

 

 

 

 

160

380

 

510

0)

Г

10

тыс. т

 

 

 

III (3 8 0 -

 

 

 

10

 

 

380

 

 

 

 

 

 

70

610

 

870

0)

5

Станция

 

 

 

 

т

 

10

2

 

 

610

IV (610 -

 

 

II

12 тыс.

 

 

 

6

Станция

 

 

870

330

8

190

0)

 

V

8 тыс. т

 

 

 

 

 

60

VII (190 -

 

Потенциал столбцов

—540

0

 

130

130)

 

 

 

 

 

 

V

1

 

VI

 

 

 

 

 

 

 

 

(7 0 -

 

(250-

 

 

 

 

 

 

 

610)

 

120)

 

 

П р и м е ч а н и е .

Римскими цифрами

показана последователь­

ность

определения

 

потенциалов. В

скобках

приведены

требуемые

расчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

клеток должна быть сделана запись о нулевой поставке. В данном случае нулевой потенциал можно присвоить второму или третьему столбцу, так как оба они имеют максимальное количество заполненных поставками кле­ ток (по 3).

Сохранив нулевой потенциал для второго столбца и определив с его помощью потенциалы третьей, четвер­ той и пятой строк, а затем для первого столбца,убеж­ даемся, что потенциалы для остальных строк и столб­ цов определить без нулевой поставки невозможно, так

54


как ни одна из заполненных в них клеток не находится в строке или столбце, для которых установлен потен­ циал.

Просмотрев шахматку, устанавливаем, что для опре­ деления потенциалов, первой, второй и шестой строк необходимо иметь потенциал третьего столбца, который можно определить записью нулевой поставки в одной из клеток на пересечении со строками третьей, четвер­

той, пятой, имеющими потенциал (в

нашем примере

эта запись сделана в клетке 3—3).

убеждаемся, что

Проверив полученную шахматку,

расстояние во всех свободных клетках больше или рав­ но сумме соответствующих потенциалов, а поэтому план является оптимальным и дальнейшее его улучшение невозможно. Объем транспортной работы составляет 9490 т-км, в то время как в плане, составленном ста­ тистическим способом, он равнялся 9630 т-км.

Разработка планов перевозок в масштабе страны или такой крупной республики, какой является РСФСР, как правило, требует множества вычислительных опера­ ций по установлению большого количества транспортно­ хозяйственных связей и проверке их оптимальности. Вы­ полнить ручным способом, тем более в условиях жест­ кого лимита времени, такой объем работы чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно.

Планы перевозок такого масштаба надо рассчиты­ вать на электронно-вычислительных машинах.

В настоящее время Министерство заготовок СССР

располагает разработанной ВНИИЗ методологией рас­ чета планов перевозок на цифровых электронно-вычис­ лительных машинах, которая испытывается в произ­ водственных условиях и внедряется как составная часть создаваемой отраслевой автоматизированной системы управления, планирования и учета (ОАСУ).

Уже первые опыты показали исключительно высо­ кую эффективность расчета планов перевозок при по­ мощи математических методов и электронно-вычисли­ тельных машин. Шахматки, рассчитанные с применени­ ем указанных методов, как правило, снижают объем

работы на 2—3% и больше.

По данным ВНИИЗ и Московского технологического института пищевой промышленности, в планах внутри­ областных перевозок хлебопродуктов и комбикормов, разработанных без применения математических мето­

55


дов, общая дальность перевозок, как правило, на 2—15% выше оптимальной. Внедрение математических методов расчета внутриобластных, межобластных и межреспубликанских перевозок хлебопродуктов и ком­ бикормов позволит снизить транспортные издержки почти на 15 млн. руб. в под.

Дальнейшее совершенствование методов, создание автоматизированной системы управления и вычисли­ тельного центра отрасли с надежными каналами связи откроют еще более широкие возможности повышения качества транспортно-хозяйственных связей и снижения затрат на транспортирование хлебопродуктов.

По установившейся в системе Министерства загото­ вок СССР практике планы внутриобластных (краевых, республиканских) перевозок составляют соответствую­ щие управления хлебопродуктов и министерства союз­ ных республик. Оптимальность межобластных и меж­ республиканских перевозок определяется условно, как правило, по расстояниям между административными центрами областей, краев и республик. Конкретных по­ ставщиков к потребителям прикрепляют управления хлебопродуктов и министерства союзных республик, не имеющих областного деления.

В условиях, когда планы перевозок разрабатывают­ ся вручную, такое распределение большого объема ра­ бот по планированию является необходимой мерой, по­ зволяющей уложиться в отведенные сроки, но вместе с тем не исключает нерациональных перевозок.

Планы перевозок, разрабатываемые управлениями хлебопродуктов и министерствами союзных республик, слабо увязаны между собой, что нередко приводит к нерациональному прикреплению потребителей к постав­ щикам особенно в районах, расположенных у границ областей, краев и республик. Подобные недостатки воз­ можны и в планах межобластных и межреспубликан­ ских перевозок, оптимальность которых определяется лишь по условным пунктам отгрузки и завоза.

Перевод отрасли на автоматизированную систему управления, планирования и учета создает условия к централизованному планированию всех перевозок в главном вычислительном центре и позволяет устанав­ ливать в этих планах непосредственные связи между действительными отправителями и получателями хлебо­ продуктов и комбикормов.

56

Это позволит полностью исключить Меридиональные перевозки и разрабатывать действительно оптимальные

планы. Кроме того, появится возможность

устанавли­

вать более устойчивые (как минимум на

год) транс­

портно-хозяйственные связи и совместить

работу по

планированию перевозок и определению схем нормаль­ ных потоков грузов.

Одним из элементов рациональной организации пе­ ревозок груза является также правильное распределе­ ние грузов между разными видами транспорта.

Экономическая целесообразность перевозок грузов тем или иным видом транспорта оценивается сопостав­ лением действующих тарифов и всех других затрат, связанных с перевозкой грузов каждым видом транс­ порта.

В зависимости от вида сообщения и конкретных ус­ ловий перевозки, к числу затрат, которые должны учи­ тываться, кроме тарифа, относятся расходы на погруз­ ку, разгрузку, перевалку, подачу и уборку вагонов, под­ воз грузов к магистральному транспорту и их вывоз со станций (портов) и т. п.

Кроме распределения перевозок между разными ви­ дами транспорта в процессе разработки планов, Устав железнодорожного транспорта (ст. 25) предусматривает также возможность передачи запланированных короткопробежных перевозок с железнодорожного на автомо­ бильный транспорт.

Решая вопрос о передаче перевозок с железнодорож­ ного транспорта на автомобильный, необходимо руко­ водствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. № 598. Согласно этому постановлению, к короткопробежным отнесены перевозки на расстояние менее 30 км и установлено, что на такое расстояние все грузы, кроме массовых от­ правляемых с железнодорожных подъездных путей на железнодорожные подъездные пути, должны перевозить­ ся, как правило, автомобильным транспортом. При не­ обходимости перевезти по железной дороге на расстоя­ ние менее 30 км грузы, не относящиеся к категории массовых, грузоотправитель обязан представить желез­ ной дороге соответствующее обоснование.

Наряду с экономической целесообразностью таким обоснованием может служить, например, отказ авто­ транспортной организации принять на себя эти перевоз-

57