ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
а) сумма ресурсов продукции веек поставщиков дол жна быть равна сумме потребности грузополучателей. Если ресурсов больше, чем требуется потребителям, в шахматку добавляется условный потребитель с нулевым расстоянием до поставщиков и весь избыток записыва ется ему. Если потребность превышает ресурсы, добав ляется такой же условный поставщик;
б) количество клеток, в которых записана поставка, должно быть на единицу меньше числа поставщиков и потребителей. Недостающее количество восполняется записью нулевых поставок в соответствующее число клеток. Нулевые поставки заносятся на пересечении столбца (строки), для которого нужно определить потен циал, со строками (столбцами), имеющими потенциал.
Убедившись, что шахматка отвечает указанным тре бованиям, одному из столбцов (строк), имеющих боль шее число заполненных поставками клеток, присваива ется нулевой потенциал. В нашем примере наибольшее число (4) заполненных клеток имеет второй столбец. Потенциал строк с заполненными клетками (со второй по пятую) будет равен указанному в этих клетках рас стоянию (110, 120, 380 и 610). Потенциал оставшихся строк определяют вычитанием из расстояния заполнен ной в ней клетки потенциала данного столбца, а для столбцов — вычитанием потенциалов строк.
Если план имеет оптимальный вариант, сумма по тенциалов столбца и строки каждой незаполненной клетки будет меньше или равна записанному в ней расстоянию.
Наличие одного или нескольких расстояний меньше, чем сумма соответствующих потенциалов, показывает, что план не является оптимальным и что он должен быть улучшен.
В этом случае из всех клеток, имеющих расстояние меньшее, чем сумма потенциалов, выбирается та, кото рая имеет максимальную разность между суммой по тенциалов и расстоянием, и к ней строится прямоугольник.
Прямоугольники могут иметь любое четное количе ство вершин, а их стороны могут пересекаться и про ходить через заполненные клетки.
Очертание прямоугольника зависит от расположе ния заполненных клеток, так как все его вершины (кро ме одной, находящейся в исследуемой свободной клетке) должны находиться только в заполненных клетках.
4* |
51 |
Исследуемой свободной клетке присваивается знак-!-, следующей заполненной клетке знак —и т. д. (обе за полненные клетки, находящиеся рядом со свободной, будут иметь зн ак —). Наименьшая поставка из клеток с отрицательным знаком переносится в свободную клет
ку. На это же |
количество уменьшается поставка во |
всех клетках с |
отрицательным знаком и увеличивается |
в клетках с положительным знаком.
Для полученной после этого шахматки снова опре деляются потенциалы и, если в ней опять окажутся сво бодные клетки с расстоянием, меньшим, чем сумма по тенциалов, поступают так же, как и в первом случае.
Такие расчеты необходимо производить до тех пор, пока не будет получен план, в котором расстояния во всех свободных клетках не будут больше или равны сумме потенциалов столбца и строки.
Исходный план для последующей обработки мето дом потенциалов можно получить и более упрощенным способом без предварительных расчетов по выявлению очередности заполнения клеток шахматки.
В этом случае поставщиков к потребителям можно прикрепить последовательным заполнением клеток с наименьшими расстояниями или в каждой из имеющихся строк (способом наименьшего элемента строк), или в каждом столбце (наименьшего элемента столбца), или выбором наименьшего расстояния по всей шахматке (способ наименьшего элемента матрицы).
Порядок определения потенциалов для рассмотрен ной нами шахматки показан в таблице 8.
Как сказано выше, при нулевом потенциале второго столбца потенциалы пятой, четвертой, третьей и второй строк равны расстоянию заполненных клеток, находя щихся на пересечении второго столбца с соответствую щими строками 610, 380, 120 и 110.
Потенциал первого столбца определяют вычитанием из расстояния заполненной в нем клетки (5—1) потен
циала |
строки (70 —610= —540). Имеющиеся записи |
пока |
не позволяют определить потенциалы первой и |
шестой строк, так как они имеют запись о поставках только в третьем столбце, который еще не имеет потен
циала, но имеет дополнительно запись |
о поставке и в |
||
клетке 4—3 четвертой строки. |
в |
этой |
клетке |
Если из расстояния, записанного |
|||
(510), вычесть потенциал четвертой строки |
(380), |
полу- |
52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а fj |
|
|
|
Шахматка |
t потенциалами |
столбцов и строк |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Получатели и их потребность |
|
|||
№ |
Отправители и их ресурсы |
а |
|
6 |
8 |
Потен- |
||||
ПП. |
10 тыс. т |
15 тыс. т |
20 тыс. т |
циалы |
||||||
|
|
|
|
|
|
строк |
||||
|
- |
|
|
|
|
1 |
|
2 |
3 |
|
1 |
А |
5 |
тыс. т |
|
|
600 |
|
60 |
70 |
- 6 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
2 |
Б |
7 |
тыс. т |
|
|
450 |
|
п о |
220 |
|
|
|
|
|
7 |
|
п о |
||||
3 |
В |
3 |
тыс. т |
|
|
420 |
|
120 |
250 |
120 |
|
|
|
|
3 |
|
|||||
4 |
Г 10 тыс. т |
|
|
160 |
|
380 |
510 |
380 |
||
|
|
|
|
3 |
7 |
|||||
5 |
Станция |
|
|
70 |
610 |
870 |
610 |
|||
|
II |
12 |
тыс. т |
|
|
10 |
|
2 |
|
|
6 |
Станция |
|
|
870 |
|
330 |
190 |
30 |
||
|
V 8 тыс. т |
|
|
|
|
|
8 |
|||
|
Потенциалы столбцов |
|
-5 4 0 |
0 |
130 |
|
||||
там |
потенциал третьей |
строки (130), а затем и |
потен |
|||||||
циалы |
для первой |
и четвертой |
строк. |
|
|
Проверка незаполненных клеток показывает, что в нашей шахматке сумма потенциалов больше, чем рас стояние имеет только клетка 2—3 (сумма 130+110 = = 240, а расстояние 220). К указанной клетке возможно построить прямоугольник с вершинами в клетках 2—2, 4—2 и 4—3.
Размер поставок в обеих клетках с отрицательным знаком (2—2 и 4—3) одинаков и равен 7, а поэтому полностью снимается и в той и в другой. Если бы в них имелись разные объемы поставок, то полностью была бы снята минимальная поставка, а в другой клет ке поставка была бы сокращена на это же количество. Поставку из клетки 2—2 переносим в свободную клет
ку 2—3, на это же количество сокращаем |
поставку |
в |
|
клетке 4—3 (7 —7= 0) и увеличиваем |
в |
клетке 4—2 |
|
(3 + 7=10). |
связями (табл. |
9) |
|
Полученная шахматка с новыми |
имеет только семь заполненных клеток и, следователь но, для определения всех потенциалов в одной из ее
53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
|
Шахматка |
оптимального прикрепления |
поставщиков |
|||||||
|
|
|
|
|
и |
потребителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получ<1тели и их пот |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
ребность |
|
|
|
|
№ |
|
Отправители и их ресурсы |
а |
б |
|
в |
Потен |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||||
пп. |
|
10 |
15 |
|
20 |
циал |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
строк |
|
|||
|
|
|
|
|
|
тыс. т |
тыс. т |
тыс. |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
|
1 |
А |
5 |
тыс. т |
|
|
600 |
60 |
5 |
70 |
IX (70— |
|
|
|
|
|
|
- 6 0 |
||||||
|
|
|
|
|
|
450 |
п о |
|
220 |
130) |
|
2 |
Б |
7 |
тыс. т |
|
|
7 |
VIII |
||||
|
|
|
|
|
90 |
||||||
|
|
|
|
|
|
420 |
120 |
|
250 |
(220—130) |
|
|
В |
3 тыс. т |
|
|
0 |
II (120— |
|||||
3 |
|
|
|
3 |
|
120 |
|||||
4 |
|
|
|
|
|
160 |
380 |
|
510 |
0) |
|
Г |
10 |
тыс. т |
|
|
|
III (3 8 0 - |
|||||
|
|
|
10 |
|
|
380 |
|||||
|
|
|
|
|
|
70 |
610 |
|
870 |
0) |
|
5 |
Станция |
|
|
|
|
||||||
т |
|
10 |
2 |
|
|
610 |
IV (610 - |
||||
|
|
II |
12 тыс. |
|
|
|
|||||
6 |
Станция |
|
|
870 |
330 |
8 |
190 |
0) |
|||
|
V |
8 тыс. т |
|
|
|
|
|
60 |
VII (190 - |
||
|
Потенциал столбцов |
—540 |
0 |
|
130 |
130) |
|||||
|
|
|
|
|
|
V |
1 |
|
VI |
|
|
|
|
|
|
|
|
(7 0 - |
|
(250- |
|
||
|
|
|
|
|
|
610) |
|
120) |
|
||
|
П р и м е ч а н и е . |
Римскими цифрами |
показана последователь |
||||||||
ность |
определения |
|
потенциалов. В |
скобках |
приведены |
требуемые |
|||||
расчеты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
клеток должна быть сделана запись о нулевой поставке. В данном случае нулевой потенциал можно присвоить второму или третьему столбцу, так как оба они имеют максимальное количество заполненных поставками кле ток (по 3).
Сохранив нулевой потенциал для второго столбца и определив с его помощью потенциалы третьей, четвер той и пятой строк, а затем для первого столбца,убеж даемся, что потенциалы для остальных строк и столб цов определить без нулевой поставки невозможно, так
54
как ни одна из заполненных в них клеток не находится в строке или столбце, для которых установлен потен циал.
Просмотрев шахматку, устанавливаем, что для опре деления потенциалов, первой, второй и шестой строк необходимо иметь потенциал третьего столбца, который можно определить записью нулевой поставки в одной из клеток на пересечении со строками третьей, четвер
той, пятой, имеющими потенциал (в |
нашем примере |
эта запись сделана в клетке 3—3). |
убеждаемся, что |
Проверив полученную шахматку, |
расстояние во всех свободных клетках больше или рав но сумме соответствующих потенциалов, а поэтому план является оптимальным и дальнейшее его улучшение невозможно. Объем транспортной работы составляет 9490 т-км, в то время как в плане, составленном ста тистическим способом, он равнялся 9630 т-км.
Разработка планов перевозок в масштабе страны или такой крупной республики, какой является РСФСР, как правило, требует множества вычислительных опера ций по установлению большого количества транспортно хозяйственных связей и проверке их оптимальности. Вы полнить ручным способом, тем более в условиях жест кого лимита времени, такой объем работы чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно.
Планы перевозок такого масштаба надо рассчиты вать на электронно-вычислительных машинах.
В настоящее время Министерство заготовок СССР
располагает разработанной ВНИИЗ методологией рас чета планов перевозок на цифровых электронно-вычис лительных машинах, которая испытывается в произ водственных условиях и внедряется как составная часть создаваемой отраслевой автоматизированной системы управления, планирования и учета (ОАСУ).
Уже первые опыты показали исключительно высо кую эффективность расчета планов перевозок при по мощи математических методов и электронно-вычисли тельных машин. Шахматки, рассчитанные с применени ем указанных методов, как правило, снижают объем
работы на 2—3% и больше.
По данным ВНИИЗ и Московского технологического института пищевой промышленности, в планах внутри областных перевозок хлебопродуктов и комбикормов, разработанных без применения математических мето
55
дов, общая дальность перевозок, как правило, на 2—15% выше оптимальной. Внедрение математических методов расчета внутриобластных, межобластных и межреспубликанских перевозок хлебопродуктов и ком бикормов позволит снизить транспортные издержки почти на 15 млн. руб. в под.
Дальнейшее совершенствование методов, создание автоматизированной системы управления и вычисли тельного центра отрасли с надежными каналами связи откроют еще более широкие возможности повышения качества транспортно-хозяйственных связей и снижения затрат на транспортирование хлебопродуктов.
По установившейся в системе Министерства загото вок СССР практике планы внутриобластных (краевых, республиканских) перевозок составляют соответствую щие управления хлебопродуктов и министерства союз ных республик. Оптимальность межобластных и меж республиканских перевозок определяется условно, как правило, по расстояниям между административными центрами областей, краев и республик. Конкретных по ставщиков к потребителям прикрепляют управления хлебопродуктов и министерства союзных республик, не имеющих областного деления.
В условиях, когда планы перевозок разрабатывают ся вручную, такое распределение большого объема ра бот по планированию является необходимой мерой, по зволяющей уложиться в отведенные сроки, но вместе с тем не исключает нерациональных перевозок.
Планы перевозок, разрабатываемые управлениями хлебопродуктов и министерствами союзных республик, слабо увязаны между собой, что нередко приводит к нерациональному прикреплению потребителей к постав щикам особенно в районах, расположенных у границ областей, краев и республик. Подобные недостатки воз можны и в планах межобластных и межреспубликан ских перевозок, оптимальность которых определяется лишь по условным пунктам отгрузки и завоза.
Перевод отрасли на автоматизированную систему управления, планирования и учета создает условия к централизованному планированию всех перевозок в главном вычислительном центре и позволяет устанав ливать в этих планах непосредственные связи между действительными отправителями и получателями хлебо продуктов и комбикормов.
56
Это позволит полностью исключить Меридиональные перевозки и разрабатывать действительно оптимальные
планы. Кроме того, появится возможность |
устанавли |
вать более устойчивые (как минимум на |
год) транс |
портно-хозяйственные связи и совместить |
работу по |
планированию перевозок и определению схем нормаль ных потоков грузов.
Одним из элементов рациональной организации пе ревозок груза является также правильное распределе ние грузов между разными видами транспорта.
Экономическая целесообразность перевозок грузов тем или иным видом транспорта оценивается сопостав лением действующих тарифов и всех других затрат, связанных с перевозкой грузов каждым видом транс порта.
В зависимости от вида сообщения и конкретных ус ловий перевозки, к числу затрат, которые должны учи тываться, кроме тарифа, относятся расходы на погруз ку, разгрузку, перевалку, подачу и уборку вагонов, под воз грузов к магистральному транспорту и их вывоз со станций (портов) и т. п.
Кроме распределения перевозок между разными ви дами транспорта в процессе разработки планов, Устав железнодорожного транспорта (ст. 25) предусматривает также возможность передачи запланированных короткопробежных перевозок с железнодорожного на автомо бильный транспорт.
Решая вопрос о передаче перевозок с железнодорож ного транспорта на автомобильный, необходимо руко водствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. № 598. Согласно этому постановлению, к короткопробежным отнесены перевозки на расстояние менее 30 км и установлено, что на такое расстояние все грузы, кроме массовых от правляемых с железнодорожных подъездных путей на железнодорожные подъездные пути, должны перевозить ся, как правило, автомобильным транспортом. При не обходимости перевезти по железной дороге на расстоя ние менее 30 км грузы, не относящиеся к категории массовых, грузоотправитель обязан представить желез ной дороге соответствующее обоснование.
Наряду с экономической целесообразностью таким обоснованием может служить, например, отказ авто транспортной организации принять на себя эти перевоз-
57