Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Со своей стороны транспортно-экспедиционное пред­ приятие обязано выдать доверенность лицу, которому она поручает выполнение соответствующей работы.

На хлебоприемных, мукомольно-крупяных и комби­ кормовых предприятиях транспортно-экспедиционное об­ служивание не нашло широкого применения, так как транспортные операции с хлебопродуктами и комбикор­ мами производятся «а железнодорожных подъездных путях и причалах необщего пользования, что исключа­ ет необходимость в использовании предоставляемых услуг. Вместе с тем наиболее эффективный и нужный

предприятиям вид услуг — погрузка и разгрузка ваго­

нов на путях

необщего пользования — организован в

незначительных

масштабах.

Предприятия хлебопродуктов широко используют

только экспедирование хлебопродуктов и комбикормов при их централизованных перевозках автомобильным транспортом общего пользования.

За последние годы в некоторых союзных республи­ ках при организациях управления автомобильным транспортом общего; пользования созданы специализи­ рованные предприятия, которые своими силами и сред­ ствами загружают, разгружают и перевозят вагоны по подъездным путям необщего пользования.

Такие предприятия созданы, например, Министерст­ вом автомобильного транспорта РСФСР. Список этих хозяйств и ставки за оказываемые ими услуги приведе­ ны в Прейскуранте № 10-01-01, утвержденном 30/IV 1971 г. Государственным комитетом цен Совета Минист­ ров РСФСР.

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоот­ правителей и грузополучателей производится за уста­ новленную плату. Размер ставок за каждый вид услуг приведен в тарифных руководствах соответствующего вида транспорта в разделе о сборах.

3:

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ХЛЕБОПРОДУКТОВ И КОМБИКОРМОВ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЛАНАМ ПЕРЕВОЗОК

Планы перевозок грузов, являясь составной частью планов развития народного хозяйства, определяют объ­ емы перевозок, необходимые для нормального развития промышленности и сельского хозяйства, максимального удовлетворения растущих потребностей населения и по­ стоянного укрепления оборонной мощи страны.

Планирование перевозок, как и производства других отраслей социалистической системы хозяйства, является объективной необходимостью, вытекающей из закона планомерного развития народного хозяйства.

Основной задачей планирования перевозок является полное удовлетворение потребности народного хозяйст­ ва в перевозках при минимальных транспортных из­ держках.

Для того чтобы плдны перевозок полностью учиты­ вали потребности в перевозках и обеспечивали правиль­ ное соотношение и пропорции в развитии народного хо­ зяйства, их составляют, исходя из планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйст­ венных продуктов, материально-технического снабжения и поставок.

Планы перевозок, как и планы развития народного хозяйства, в зависимости от планируемого периода де­

лятся на:

на пятилетку

а) п е р с п е к т и в н ы е — составляют

с разбивкой по годам, а также на более

длительный

период; б) т е к у щ и е — разрабатывают на год с разбивкой

по кварталам, исходя из объемов, установленных пер­ спективным планом;

в) о п е р а т и в н ы е — разрабатывают на квартал с разбивкой по месяцам, исходя из текущих планов.

36


Перспективные и текущие планы перевозок разраба­ тываются по укрупненным показателям. Оперативные планы содержат более детальные показатели и по ним

осуществляют непосредственную

перевозку грузов.

В планах перевозок должны

быть тесно увязаны за­

дачи удовлетворения народного хозяйства в перевозках грузов с задачами эффективного использования транс­ портных средств, организации рациональных транспорт­ но-хозяйственных связей и снижения на этой основе затрат на транспортирование.

Такая постановка вопроса обусловлена тем, что транспортные расходы народного хозяйства все еще за­ нимают большой удельный вес <в издержках производ­ ства и обращения и составляют десятки миллиардов рублей.

Так, по системе Министерства заготовок СССР толь­ ко на перевозки хлебопродуктов и комбикормов желез­ нодорожным и водным транспортом расходуются еже­ годно сотни миллионов рублей, а удельный вес этих затрат по Министерству заготовок РСФСР достигает 75—80% к сумме издержек обращения.

Эффективное и экономное использование столь круп­ ных средств может быть обеспечен^ только при науч­ ной организации планирования, всестороннем и глубоком анализе экономической целесообразности и обосно­ ванности планируемых перевозок, постоянном совер­ шенствовании транспортно-хозяйственных связей.

Для выполнения этих условий организации, плани­

рующие перевозки производимой

продукции, обязаны:

а) предусматривать в планах

действительно необхо­

димые минимальные объемы перевозок грузов; б) обеспечивать наиболее рациональные транспорт­

но-хозяйственные связи и, в частности, не допускать встречных, излишне дальних и не вытекающих из хо­ зяйственной необходимости повторных перевозок;

в) рационально распределять перевозки грузов меж­ ду разными видами транспорта.

Хлебопродукты и комбикорма надо перевозить иск­ лючительно для обеспечения предприятий сырьем, вы­ полнения обязательств по поставкам, образования и рассредоточения государственных резервов.

В отдельных случаях зерно перевозят также в целях уборки его из бунтов или для обеспечения своевремен­ ной сушки. Такие перевозки должны осуществляться

37


только при условии абсолютного использования имею­ щихся в хозяйстве складских помещений и мощностей зерносушилок. Для исключения повторных перевозок зерно должно отгружаться на перерабатывающие пред­

приятия.

зерно на хлебоприемные

предпри­

Направлять

ятия для временного хранения следует

только в

исключительных случаях, когда полностью

исчерпаны

указанные возможности.

 

Перевозки

хлебопродуктов для выполнения плана

комплексного грузооборота, перераспределения или уве­ личения объемов погрузочно-разгрузочных работ, за­ грузки хозяйств работой по хранению и по другим ана­ логичным соображениям являются явно нерациональ­ ными и не должны допускаться.

Встречные, излишне дальние и повторные перевозки отвлекают транспортные средства от действительно нужных народному хозяйству перевозок, необоснованно увеличивают объем транспортной и погрузочно-разгру­ зочной работы, что, в свою очередь, вызывает непроиз­ водительные расходы государственных средств.

Такие перевозки хлебопродуктов и комбикормов ча­ сто являются следствием несоответствия производствен­ ных мощностей по выработке муки, крупы и комбикор­ мов потребностям в этих продуктах, а также недостатка элеваторно-складской емкости в отдельных районах, что необходимо учитывать при проектировании строитель­ ства и реконструкции промышленных предприятий и элеваторов.

Вместе с тем планирующие организации обязаны и при сложившемся соотношении ресурсов и потребления обеспечить наиболее рациональное прикрепление по­ требителей хлебопродуктов и комбикормов к поставщи­ кам этой продукции, добиваясь максимального сокра­ щения дальних, повторных и встречных перевозок.

Кроме того, в процессе разработки планов перево­ зок необходимо учитывать, насколько экономически целесообразно перевезти данный груз тем или иным ви­ дом транспорта.

Особенно важно это иметь в виду при планировании завоза груза в районы, тяготеющие к железнодорож­ ным и водным путям сообщения, а также на короткие расстояния потребителям, не имеющим прирельсовых складов.

38


Обязанность строго соблюдать при планирований перевозок интересы государства, обеспечивать рацио­ нальные транспортно-хозяйственные связи и сокращать издержки на транспортирование грузов законом возло­ жено на министерства, ведомства, организации и пред­ приятия-грузоотправители. Одновременно транспортным министерствам и их подразделениям предоставлено право исключать из планов встречные, излишне даль­ ние, повторные и другие нерациональные перевозки.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ХЛЕБОПРОДУКТОВ И КОМБИКОРМОВ

Перевозки хлебопродуктов и комбикормов планиру­ ют на основе балансового метода выявления потребно­ сти в этой продукции и источников ее покрытия.

Сущность этого метода заключается в том, что на основании планов производства, заготовок и хлебофу­ ражного снабжения разрабатываются ресурсные шах­ матные таблицы, из которых выявляют избыток или не­ достаток хлебопродуктов и комбикормов по району, области, краю или республике.

Ресурсные шахматные таблицы состоят из приход­ ной и расходной частей (табл. 1), разработанных от­ дельно на каждый вид и сорт продукции, а на зерно — по видам его потребления (например, отдельно на яч­ мень пивоваренный и на фуражный).

В приходной части шахматки учитываются все ре­ сурсы исследуемого района — производство, заготовки, возврат ссуд, поступления в обмен, а также остатки на начало планируемого периода, в расходной части соот­ ветственно все виды расхода и потребления, а также нормативные остатки и резервы.

Разница между приходной и расходной частями шахматки указывает на наличие избытка или недостат­ ка хлебопродуктов и комбикормов в районе, области, крае, республике и дает возможность определить необ­ ходимый объем завоза и возможности по вывозу.

В ресурсных шахматках, разрабатываемых в мас­ штабах страны и союзных республик, учитываются так­ же поставки на экспорт и поступления по импорту.

На основании данных ресурсной шахматки перерас­ пределяют ресурсы и определяют объемы перевозок каждым видом транспорта.

39


Наименование

предприятий (районов, об­ ластей, респуб­ лик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I'

 

Ресурсная

шахматная таблица на пшеницу сортового помола (тыс.

т)

 

 

Остаток на начало года

 

 

Приход

 

 

Итого ресур­ сы

 

 

Расход

 

 

Итого расход

закупки

возврат ссуд

обмен на комбикор­ ма

обмен на семена

прочий приход

на выра­ ботку му­ ки и кру­ пы

на семена

государст­ венный резерв

прочие потребно­ сти

норматив­ ные ос­ татки

 

 

 

 

 

i 1

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П родолжение

Результат

 

Вывоз

 

 

Завоз

 

Наименование

 

 

 

автомо­

 

 

железно­

автомо­

предприятий

по желез­

водным

железнодорож­

по желез­

водным

(районов, об­

бильным

дорожно-

бильным

ластей, респуб­ избыток недостаток

ной дороге

транспор-.

но-водным со­

транспор­

ной доро­

транспор­

водным

транспор­

лик)

 

том

общением

том

ге

том

сообщением

том