Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
именно с этого объекта. В свою очередь результаты фун даментальных исследований в принципе могут быть реа лизованы многократно через целое семейство приклад ных исследований и последующее создание объектов но вой техники. Следовательно, научная информация в виде
новых значений и методический опыт, накопленные после проведения данного исследования, могут быть широко
использованы в новых исследованиях.
Имеются и существенные отличия другого порядка.
В результате фундаментальных исследований не созда ются материальные ценности. В свою очередь капитало вложения материализуются вещественно, в виде прирос
та основных фондов, которые, амортизируясь, постепенно
переносят свою стоимость конкретным трудом рабочих на стоимость нового объекта.
Завершение фундаментальных исследований обычно влечет за собой дополнительные затраты на проведение прикладных исследований и разработок. Завершение объ ектов капитального строительства означает и завершение самого процесса капиталовложений.
Довольно значительная доля затрат на фундаменталь
ные исследования в силу вероятностного характера их проведения не возмещается обществу, поскольку могут быть получены отрицательные результаты.
Специфическими результатами фундаментальных
исследований являются научные открытия, гипотезы, тео
рии и т. д. Затраты на проведение этих исследований трудно привязать, за редким исключением, к производ ству конкретных материальных ценностей. Применитель
но к капиталовложениям это всегда удается сделать.
Наконец, со временем объекты капиталовложений пол ностью уничтожаются в связи с их физической непригод ностью или моральным старением.
Результаты фундаментальных исследований не под вержены физическому износу. Своеобразный износ, если уместно использовать этот термин применительно к ис следованиям, носит только характер морального старения и проявляется спустя длительное время, когда происхо
дит смена поколения ученых или когда реализуются
новые, более перспективные фундаментальные идеи. Но как показала история науки, результаты прежних иссле дований не уничтожаются, а являются исходной инфор мацией для новых научных поисков, продолжают в них свою жизнь.
233
Как видно из этого краткого обзора, полное отожде ствление затрат на фундаментальные исследования и
капиталовложения неправомерно. Более правильную по зицию занимают те экономисты, которые подчеркивают
специфику затрат, на фундаментальные исследования1.
В литературе можно встретить и предложение отож дествлять экономическую природу расходов на фунда
ментальные исследования с расходами на геологопоиско вые и разведочные работы 2.
Геологический поиск всегда четко определен по своим целям: ведется разведка на руду, уголь, нефть, газ и т. д.
Поэтому расходы на проведение поисковых геологи ческих и разведочных работ можно локализовать для данного месторождения полезных ископаемых или дру гих видов природных ресурсов, например воды, а впос ледствии при переходе к стадии промышленного освоения и разработки учесть их в сметах капитальных затрат и на основе механизма амортизационных отчислений учи тывать в себестоимости добываемого сырья или энерге тических ресурсов.
Применительно к этим видам затрат имеются специ ально разработанные методики расчета их эффективно сти, так же как и методики расчета стоимости отдачи за трат на геологоразведочные работы. Все это позволяет определить стоимость разведанных в недрах и извлекае мых запасов в денежном выражении, приходящуюся на
1 руб. затрат на разведку данного полезного ископаемо го. Указанные показатели используются при расчетах экономической эффективности геологоразведочных работ.
Как уже отмечалось, при проведении фундаменталь
ных исследований в силу их вероятностного характера не удается четко очертить границы реализуемости полу
ченных результатов. Поэтому, по нашему мнению, отож дествление затрат на геологоразведочные работы и фун даментальные исследования также неправомерно.
Можно сделать следующий вывод. Несмотря на то что результаты фундаментальных исследований входят в
общественное производство в основном через механизм капитальных вложений, между ними существуют значи
тельные |
различия, которые должны |
учитываться |
при |
анализе экономической природы этих |
видов затрат. |
|
|
1 См., |
например, «Экономические науки», |
1973, № 2, стр,- 79. |
|
2 См. Μ. А. Виленский. Проблемы оценки эффективности основ |
|||
ных направлений научно-технического прогресса. Μ., 1970, стр. |
10. |
234
ГЛАВАХ
КРИТИКА НЕКОТОРЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ НАУКИ
§ 1. О ТЕОРИЯХ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ
В последние годы ученые, и в частности экономисты, уделяют большое внимание процессам, которые формиру ются в настоящее время в сфере науки. Эти процессы
могут оказать серьезное воздействие на будущее разви тие науки.
Среди буржуазных науковедов получила довольно
широкое распространение так называемая «теория сату рации науки».
По мнению многих науковедов, в развитии науки наступил своеобразный «экономический кризис», который привел к снижению эффективности затрат на проведение
исследований. По их расчетам, этот процесс имеет тен денцию к дальнейшему ускорению.
На основе статистических данных о развитии науки в США ряд экономистов и науковедов приходят к песси мистическим выводам о якобы начавшемся процессе
«самоудушения» науки. Основу таких выводов составля ет наметившееся в последнее время некоторое относи тельное падение темпов роста научных кадров и ассигно ваний на науку.
Смысл этой «теории» сводится к тому, что в самое ближайшее время наступит период насыщения общества научными успехами, т. е. достижение определенного пре дела, за которым должен наступить период нисходящего
движения развития науки.
Наиболее четко такие взгляды сформулированы Д. Прайсом: «...В пределах жизни одного человеческого поколения наука должна будет отказаться от традицион ного экспоненциального роста и приблизиться к критиче-
235
ской точке, маркирующей ее переход к старческой дрях
лости» Мысли об ограниченности дальнейшего роста науки
базируются на представлении о том, что по мере разви тия науки в ее недрах созревают условия, которые ней трализуют ускоряющее действие процесса накопления новых знаний.
К чему сводятся основные «логические» аргументы
авторов «теории сатурации»?
Их несколько:
—быстрый рост объемов научной информации приве дет к невозможности освоить ее;
—все более узкая специализация ученых;
—резкое удлинение сроков учебы специалистов н по тенциальных работников, занимающих места в сфере науки;
—человеческий мозг исчерпывает свои ресурсы в способности обобщения данных науки;
—наука исчерпает себя, поскольку будут открыты все законы и тайны природы.
Эти-то причины, по мнению некоторых зарубежных науковедов, и приведут к тому, что наука якобы вступит
или уже вступила в период своего одряхления, самоудушения и т. д.
Что можно сказать об этих опасениях?
Последние достижения кибернетики и теории инфор
мации, успехи эвристики, создание автоматизированных систем хранения и поиска информационных массивов, успешно внедренных в СССР и ряде других ’ стран, так же как и непрерывное совершенствование быстродейст вия и объема памяти ЭВМ, первые успехи начавшегося диалога «человек — машина», появившиеся возможно
сти проведения сложнейших теоретических и эксперимен тальных расчетов по специальным программам — все это открыло совершенно новые источники для творческой деятельности и увеличения интеллектуальной мощи че ловека в сфере науки. Многие другие факторы, характе ризующие успешное развитие научно-технического про гресса, также опровергают аргументы авторов «теории сатурации».
Действительно, узкая специализация ученых — харак
терная черта |
развития современной науки. В условиях |
1 Д. Прайс, |
Малая наука, большая наука. — «Наука о науке», |
[сб.], стр. 303. |
|
236
постоянного роста объема информации она неизбежна.
Благодаря специализации ученый способен сохранить
высокий уровень компетенции в конкретной области знания. Вместе с тем определенная опасность узкой спе циализации ученого связана с тем, что только большая
эрудиция и широкий научный кругозор позволяют ус пешно применять методы одной науки в другой, созда
ют условия для смелых научных обобщений на основе аналогии и понимания общего хода исследования в со пряженных областях научного знания. Признавая опас ность таких явлений, необходимо подчеркнуть действие других факторов. К их числу можно отнести наметившие
ся и постоянно растущие процессы интеграции научных знаний. Они проявляются как в виде внешней интегра ции в связи с объединением усилий отдельных исследо вателей и научных коллективов для решения научных проблем, так и в виде внутренней интеграции, содержа ние которой сводится к постоянному расширению круго зора ученого в конкретном направлении научного поиска. В процессе совершенствования образования и подготов
ки научных кадров, несомненно, будет повышаться мо бильность ученого и его способность к постоянному осво ению новых научных знаний, к развитию всех его творче ских способностей.
Несколько подробнее остановимся на аргументе о возможном наступлении периода, когда якобы будут от крыты все законы и тайны природы. В свете учения диа
лектического материализма, его важнейшей философской категории о процессе познания абсолютной истины опа сения авторов «теории сатурации» вообще абсурдны.
В истории науки уже встречались такие «пророчества»,
которые, кстати, принадлежали некоторым выдающимся научным лидерам.
Можно напомнить известный парадокс, связанный с именем крупнейшего английского ученого лорда Кэльвина, к словам кото рого в свое время прислушивался научный мир. На рубеже XIX и XX столетий он выразил твердое убеждение: грядущим поколениям физиков остались лишь мелкие доделки в величественном здании науки, воздвигнутом учеными XIX столетия. Это было сказано в период, когда назревали грозовые раскаты в естествознании: теория относительности, квантовая теория, теория строения атомного ядра.
Эти слова были произнесены буквально накануне того истори ческого дня, когда русский ученый А. С. Попов осуществил радио связь между островом Гогланд и городом Котка, а до этого провел свои исследования по радиотехнике.
237
Как отмечает академик П. Л. Капица, люди «склонны считать,
что они уже знают о природе все, что можно знать. Так было всег да. Достаточно почитать труды современников Ньютона, чтобы ви деть, что и тогда многие считали, что с открытием классических законов механики закончено познание мертвой природы» *.
Динамичность процесса научного познания хорошо сформули ровал академик Л. А. Арцимович: «Развитие науки — это цепная
реакция накопления информации. Она может носить характер на растающей лавины или же представлять собой процесс, затухающий во времени. Первое имеет место в том случае, если ценность потока новой информации увеличивается с течением времени. В нашу эпоху такие процессы часто идут необычайно быстро и выглядят как обра зование взрывной волны в условном пространстве научной инфор мации. Исходной точкой взрыва может послужить либо неожидан ное обнаружение нового важного явления, либо смелая идея, от крывающая новые горизонты для исследования... Естествознание в целом в настоящее время так же, как и в течение предыдущих че тырехсот лет, развивается по первой схеме»21.
Если бы мы попытались построить график развития физики, например ее специальных разделов в оси коорди нат, он, очевидно, был бы похож на взлетную кривую реактивного лайнера, быстро набирающего высоту.
Следует согласиться с академиком П. Л. Капицей: «Если построить кривую и по горизонтальной оси отло жить время, а по вертикальной — число открытий и если добросовестно рассмотреть эту кривую открытий, то мы увидим, что она не имеет тенденции падать к нулю.
...В ближайшем будущем мы будем свидетелями еще не
одного не менее важного и нового открытия...» 3 Революционная ситуация в науке была характерна
не только Для времени Н. Коперника, Μ. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. Эйнштейна, Μ. Бора, И. В. Курча това и других выдающихся ученых. Весь ход развития науки, ее история показывают, что революционные взры вы на переломных этапах познания человеком природы всегда будут присущи подлинной науке. Развитие науки в XX столетии подтверждает это с особой силой. Пожа
луй, только в последнее десятилетие человечество на чинает осознавать, какие великие тайны природы пред стоит еще открыть науке и поставить их на службу об ществу.
1 |
П. |
Л. |
Капица. |
Будущее |
науки. — «Наука |
о науке», |
[сб.], |
стр. |
114. |
А. |
Арцимович. Физик нашего времени. — «Наука сегодня», |
||||
2 |
Л. |
||||||
[сб.]. |
Μ., |
1969, стр. |
153. |
науки. — «Наука |
сегодня», |
[сб.], |
|
3 |
П. |
Л. |
Капица. |
Будущее |
стр. 113—114.
238