Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая роль гипотез в процессе формирования научных знаний, по-видимому, нельзя установить четкого разграничения между стадией создания гипотез и стади­ ей их критического разрушения. Оба этих процесса идут вместе, причем критика и разрушение в сущности имеют

не столько разрушительную, сколько созидательную функцию. На оселке экспериментов и критики выясняет­ ся, насколько очередная гипотеза или теория в состоя­

нии получить право на существование.

Наука — дело объективное, и сама по себе она бес­ страстна. Но, как отмечает академик H. Н. Семенов, люди, создающие науку, обычно испытывают всякого

рода личные пристрастия, обладают теми или иными моральными качествами. В итоге в ходе научного твор­ чества постоянно возникают противоречия между стро­

гой объективностью науки и субъективными особеннос­ тями творящих ее людей.

Только люди, далекие от научной деятельности, могут

предполагать, что наука всегда дает абсолютно досто­

верные выводы на основе неоспоримых фактов и безу­ пречных рассуждений, свободных от ошибок. Вся исто­ рия науки доказывает, что это не так. Гипотезы и тео­ рии развиваются и меняются, отвергаются и могут вновь овладевать умами ученых. Поэтому не только история завоеваний науки, но и история ее ошибок, допущенных

в прошлом, — это крайне важная часть наших нынешних достоверных знаний, которые, впрочем, завтра могут быть подвергнуты сомнению в свете новой теории. Плодоно­ сящее дерево науки постоянно освобождается от сухих листьев и выбрасывает новые побеги.

Рассматривая эффективность фундаментальных ис­ следовании, следует учитывать огромную роль постоян­ но рождающегося потока гипотез и теорий, которые ката­

лизируют весь процесс научного творчества, содействуют достижению высоких научных результатов.

§ 4. НАУЧНАЯ ИНТУИЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Открытие в науке совершается не только на основе теоретических її экспериментальных работ. Во многих случаях открытие — результат синтеза логических мето­

29


дов исследования, экспериментальных работ и своего рода внезапного озарения.

Внезапное озарение, или интуиция, — чувство, хоро­ шо известное исследователям, и многие выдающиеся ученые придавали ему большое значение. Оно возникает и начинает кристаллизоваться обычно, когда иссякают чисто логические пути анализа складывающейся ситуа­ ции, поскольку имеющийся запас знаний и представле­ ний становится недостаточным для дальнейшего разви­ тия проблемы. Большинство ученых подчеркивает, что психологические корни интуиции ведут к эмоциональной

силе абстрактного мышления. Эта сила, по словам вели­

кого физиолога И. П. Павлова, достигает уровня страсти, а в работе ученого это главное, залог его успешной твор­

ческой деятельности.

Если в науке назревает реальная потребность в раз­ работке новой или комплексной теории, т. е. когда необ­ ходимо выйти за пределы прежних понятий и представ­ лений, то такую чрезвычайно сложную задачу обычно реализуют ученые с богатым воображением, обладаю­

щие развитой интуицией, фантазией, интеллектуальной смелостью, а часто и гражданским мужеством. Именно они предопределяют успешное развитие науки на-многие десятилетия вперед.

В какой-то степени эта ситуация объясняется извест­ ной теорией к. Геделя, которую многие исследователи считают основополагающей: во всяком достаточно ши­ роком классе понятий существуют вопросы, на которые можно ответить, только расширив сам этот класс поня­

тий. Следовательно, пытаясь разрешить конкретные проблемы научного поиска, ученый никогда заранее не уверен, существует ли адекватный данной проблеме ап­ парат, например математический. Сила интуиции одарен­ ного ученого часто способна преодолеть такую преграду, которую он иногда не осознает, прорваться через, каза­ лось бы, запретную область поиска и дать правильное решение стоящей проблемы — понять «краешек истины», как назвал это А. Эйнштейн, или коснуться «кусочка ре­ альности», по образному выражению Н. Бора.

Академик Л. А. Арцимович приходит к следующему, может быть несколько неожиданному, выводу: «...в

научной политике

наша опора — это просто здравый

смысл и интуиция...»

1

1 «Новый мир»,

1967,

№ 1, стр. 203.

30


C позиции развития мыслительного процесса, отра­ жающего активное восприятие исследователем объектив­ но существующего мира, научную интуицию можно пред­ ставить как своеобразный качественный скачок в ходе

познания, который подготовлен всем предшествующим опытом ученого.

Таким образом, процесс познания всегда включает элементы фантазии, интуиции, научной абстракции. Об этом своеобразии процесса познания В. И. Ленин писал:

«Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слеп­ ка ( = понятия) с нее не есть простой, непосредствен­

ный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный,

зигзагообразный, включающий в себя возможность от­ лета фантазии от жизни...» 1

По мнению многих крупных ученых, роль фантазии в научном творчестве исключительна. Под фантазией по­ нимается способность представить себе какой-либо пред­

мет или явление настолько ясно, что его частные свой­ ства или грани будут определяться так же полно, как при прямом наблюдении. Однако важно постоянно сочетать фантазию с критическим опытом, проверять ее полет

экспериментальными выводами и расчетами.

Хотя законы природы и не зависят от человеческой воли, но порядок их открытия и изучения зависит от че­ ловека, и цель состоит в том, чтобы понять условия, при которых наука могла бы развиваться наиболее быстро и с максимальным успехом. Проблему всегда труднее

сформулировать, чем решить. Поэтому, как только проблема правильно поставлена, сформулирована и при­ знана ее важность, она аккумулирует интерес и усилия ученых до тех пор, пока не будет найдено решение. На­ пример, разработка А. Эйнштейном специального прин­ ципа относительности, из которого вытекало фундамен­ тальное соотношение (E==mc2), стала основой всей атом­ ной энергетики.

Проблема научной интуиции тесно связана с ролью случая в научной деятельности. Выдающиеся ученые понимали его значение в научном творчестве. Крупней­ ший физик и физиолог Г. Гельмгольц писал: «Иногда и

счастливый случай может прийти на помощь и раскрыть неизвестное соотношение. Но случай вряд ли найдет при­ менение, если тот, кто его встречает, не собрал уже в сво-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 330.

31

ей голове достаточно наглядного материала, чтобы убе­ диться в правильности предчувственного».

Диалектическая связь случайности и необходимости присуща многим сферам человеческой деятельности.

Если бы, например, В. Рентген не открыл À-лучи, их, несомненно, вскоре открыли бы другие ученые. Наука

конца XIX в. была не только готова к тому, чтобы пра­ вильно объяснить эти новые явления, но и остро нужда­ лась в новых фактах, их логическом объяснении.

К тому времени в общих чертах уже были известны волновая и корпускулярная природа излучений, имелись эффективные методы регистрации различных излучений

и их количественной оценки. Это, естественно, приводи­ ло к очередному теоретическому кризису. Новое откры­ тие «носилось в воздухе», ждало своего счастливца. Однако «счастливая случайность — по меткому выраже­ нию Луи Пастера — выпадает лишь на долю подготов­ ленных умов».

Случай, мимо которого проходят миллионы людей, для

крупного ума служит мощным импульсом, позволяющим вовремя увидеть и понять новые закономерности объек­ тивного мира. Вот почему индивидуальная неповтори­

мость научного открытия не находится в противоречии с

законами развития научного знания.

Вместе с тем сам Ньютон, перед которым, если верить легенде, мелькнуло падающее яблоко, часто утверждал, что гениальность — это терпение и умение постоянно концентрировать свое мышление на известном порядке вещей.

Открытие может явиться плодом интуитивной догад­ ки, опирающейся чаще всего на аналогии и сопоставле­ ния, или результатом отступления ученого от обычного хода рассуждений, позволяющего ему неожиданно уви­ деть новый путь решения проблемы.

Основываясь на прошлом опыте, накопленных зна­ ниях и интуиции, ученый может отбрасывать одни им­ пульсы своего воображения, выбирать другие еще до эмпирической проверки и объяснения имеющихся фактов и данных.

Под интуицией обычно понимается способность твор­ ческого сознания ученого к выходу, скачку или прорыву на границу познанного и пока еще не познанного, способ­ ность в еще не решенной проблеме оценить относи­ тельную важность дальнейших направлений поиска. Об­

32


разно говоря, интуиция ученого — это стрелка удиви­ тельно чуткого прибора, которая постоянно скользит по шкале возможного и невозможного, на грани смелой мечты и реальной фантазии. Наступает момент, когда эта стрелка останавливает свое скольжение и четко указывает исследователю направление дальнейшего поиска.

Значение интуиции постоянно привлекает присталь­ ное внимание психологов, науковедов, организаторов на­

уки и особенно самих ученых. Вряд ли это связано толь­

ко с любопытством, т. е. желанием заглянуть в творче­ скую лабораторию исследователя. Раскрытие механизма интуиции и ее роли в научном творчестве может сущест­ венно повысить эффективность исследований.

Вместе с тем преувеличение значения интуиции,

наделение ее какими-то магическими свойствами при­ менительно к творческой деятельности могут отвлечь внимание от основного — в научном поиске главное при­ надлежит теоретической мысли, проверенной эксперимен­ тальным и фактическим материалом. Если в результате интуиции появились контуры научного решения, то они

потом проверялись всей силой логического мышления и экспериментами. Мы, к сожалению, не знаем, сколько блестящих интуитивных «догадок» было впоследствии погребено в результате этой обычной исследовательской деятельности.

Мы больше знаем о «яблоке Ньютона», «клокочущем чайнике Уатта» или «ванне Архимеда». Может быть, это только блестящие гостиные науки, за которыми скры­ ваются ее бесчисленные подвалы и сырые чуланы.

В настоящее время быстро формируется новая нау­ ка — эвристика, которая не только исследует законо­ мерности творческого мышления, но и пытается вырабо­ тать методы и пути управления сложными процессами, происходящими в человеческом мозгу. Поиски эвристики неизбежно приводят к .необходимости проникнуть в со­

кровенные тайны высшей нервной деятельности, и преж­ де всего разгадать суть генетического кода, памяти и информационные возможности человеческого мозга. Именно на этих путях возможно понимание всех процес­ сов, присущих научной интуиции.

Подчеркивая роль интуиции, следует всегда помнить,

что основой научных достижений является ясная фило­ софская концепция ученого.

2 Μ. Л. Башин. 33

Научный поиск связан с преодолением многих труд­ ностей. Неизвестное становится достоянием человеческо­ го сознания и общественной практики в сложной борьбе.

Но осуществляется это не только на основе множе­ ства «проб и ошибок», переборов вариантов научного поиска, хотя и это является одним из важных методов

научного познания, обеспечивающим достижение цели.

В большинстве случаев целенаправленный научный поиск базируется на использовании определенных мето­ дических принципов, проверенных практикой.

Подлинно научное истолкование закономерностей объективного мира возможно только с позиций диалек­ тического материализма. Научная методология диалек­ тического !материализма является основой при разработ­

ке сложных научных проблем.

Этой единственно правильной методологической пози­

ции противопоставляется другой подход, отрицающий особую важность для ученого базироваться на передовой философской концепции, позволяющей понять общую картину объективного мира.

Отрицание необходимости широких философских кон­ цепций, обобщающих наше представление о мире, ха­ рактерно для буржуазных ученых Запада. Однако опыт последних десятилетий показывает, что такие выдающие­

ся ученые, как Ф. Жолио-Кюри, П. Ланжевен, Дж. Бер­ нал и другие, пришли к выводу, что единственной плодо­ творной философией, чья методология успешно исполь­ зуется в научных исследованиях, является марксист­

ско-ленинская материалистическая диалектика. Именно этому многие крупнейшие ученые обязаны своими вы­ дающимися научными достижениями.

Практическое осуществление завещанного В. И. Ле­ ниным союза философии и естествознания позволяет до­ биваться эффективных результатов в фундаментальных

исследованиях.


ГЛАВА II

ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ I. ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРОГНОЗОВ

Характерной чертой современного научно-технического прогресса является его высокий, постоянно ускоряющий­ ся темп.

Сбывается предвидение Ф. Энгельса о том, что «наука движется вперёд пропорционально массе знаний, уна­

следованных ею от предшествующего поколения, следо­ вательно, при самых обыкновенных условиях она также растёт в геометрической прогрессии» 1. К этим мыслям

Ф. Энгельс постоянно возвращался, придавая им особое

значение. В более поздних публикациях он назвал эту

тенденцию законом развития науки *2.

Непрерывное ускорение научно-технического прогрес­ са, новые источники повышения общественной произво­ дительности труда, появляющиеся на базе результатов фундаментальных исследований в области естественных и технических наук, выдвигают необходимость постоян­ ного учета научно-технического прогресса, принципиаль­ но новых плановых альтернатив на длительную перспек­ тиву. Реализация этих возможностей всегда связана с бсльшими капиталовложениями и привлечением крупных государственных ресурсов.

Постоянно возрастающий объем научных знаний и широкое их использование во всех сферах человеческой деятельности выдвинули серьезную проблему предвиде­ ния последствий этого процесса. Особое значение приоб­ ретает предвидение результатов фундаментальных иссле­ дований, их воздействия на последующие стадии цикла «исследование — производство». Решение этой проблемы

связано не только с выяснением содержания самого про­

цесса

проведения

научных

исследований, но в первую

’ К.

Маркс и Ф.

Энгельс.

Соч., т. 1, стр. 568.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 347.

2*

35

 

 

очередь с пониманием наиболее общих законов развития природы, общества и мышления.

Методологической основой подлинно научного про­ гнозирования тенденций развития научно-технического

прогресса служит марксистско-ленинская философия.

Диалектический материализм предполагает необходи­ мость исторического подхода к существу научно-техниче­ ского прогресса «не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения

будущего и смелой практической деятельности, направ­ ленной к его осуществлению...» 1.

Блестящим примером использования методов диалек­ тического материализма для выявления понимания объ­ ективных тенденций развития естествознания может слу­ жить ленинское предвидение о неисчерпаемости электро­ на. После того как рухнула концепция неделимого

атома, просуществовавшая тысячелетия, естествознание оказалось перед необходимостью сформулировать пра­ вильное, объективное понимание физической природы и структуры микромира.

На пути научного познания встречаются явления, ко­ торые могут казаться противоречащими всему, что ранее было известно. И именно в такие переломные моменты развития науки особенно важно правильно осмыслить

результаты практики, эксперимента.

Как показал В. И. Ленин на примере развития физи­ ки в конце XIX и начале XX в., революция в науке свя­ зана с ломкой господствующих представлений об окру­

жающем. мире, с пересмотром старых законов и основ­ ных принципов, с движением науки к новой, более глубо­ кой ступени познания объективной действительности.

Труды В. И. Ленина по философским проблемам ес­ тествознания — убедительное доказательство торжества диалектического метода, образец умелого, творческого

применения марксистской диалектики при прогнозиро­ вании перспектив развития науки на десятилетия впе­

ред.

и государственному

деятелю

Как партийному

В. И. Ленину было в

высшей степени присуще

чувство

нового, умение увидеть еще при зарождении научно-тех­ нической идеи перспективы ее развития и практического

использования.

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 75.

36