Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Рассматривая роль гипотез в процессе формирования научных знаний, по-видимому, нельзя установить четкого разграничения между стадией создания гипотез и стади ей их критического разрушения. Оба этих процесса идут вместе, причем критика и разрушение в сущности имеют
не столько разрушительную, сколько созидательную функцию. На оселке экспериментов и критики выясняет ся, насколько очередная гипотеза или теория в состоя
нии получить право на существование.
Наука — дело объективное, и сама по себе она бес страстна. Но, как отмечает академик H. Н. Семенов, люди, создающие науку, обычно испытывают всякого
рода личные пристрастия, обладают теми или иными моральными качествами. В итоге в ходе научного твор чества постоянно возникают противоречия между стро
гой объективностью науки и субъективными особеннос тями творящих ее людей.
Только люди, далекие от научной деятельности, могут
предполагать, что наука всегда дает абсолютно досто
верные выводы на основе неоспоримых фактов и безу пречных рассуждений, свободных от ошибок. Вся исто рия науки доказывает, что это не так. Гипотезы и тео рии развиваются и меняются, отвергаются и могут вновь овладевать умами ученых. Поэтому не только история завоеваний науки, но и история ее ошибок, допущенных
в прошлом, — это крайне важная часть наших нынешних достоверных знаний, которые, впрочем, завтра могут быть подвергнуты сомнению в свете новой теории. Плодоно сящее дерево науки постоянно освобождается от сухих листьев и выбрасывает новые побеги.
Рассматривая эффективность фундаментальных ис следовании, следует учитывать огромную роль постоян но рождающегося потока гипотез и теорий, которые ката
лизируют весь процесс научного творчества, содействуют достижению высоких научных результатов.
§ 4. НАУЧНАЯ ИНТУИЦИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Открытие в науке совершается не только на основе теоретических її экспериментальных работ. Во многих случаях открытие — результат синтеза логических мето
29
дов исследования, экспериментальных работ и своего рода внезапного озарения.
Внезапное озарение, или интуиция, — чувство, хоро шо известное исследователям, и многие выдающиеся ученые придавали ему большое значение. Оно возникает и начинает кристаллизоваться обычно, когда иссякают чисто логические пути анализа складывающейся ситуа ции, поскольку имеющийся запас знаний и представле ний становится недостаточным для дальнейшего разви тия проблемы. Большинство ученых подчеркивает, что психологические корни интуиции ведут к эмоциональной
силе абстрактного мышления. Эта сила, по словам вели
кого физиолога И. П. Павлова, достигает уровня страсти, а в работе ученого это главное, залог его успешной твор
ческой деятельности.
Если в науке назревает реальная потребность в раз работке новой или комплексной теории, т. е. когда необ ходимо выйти за пределы прежних понятий и представ лений, то такую чрезвычайно сложную задачу обычно реализуют ученые с богатым воображением, обладаю
щие развитой интуицией, фантазией, интеллектуальной смелостью, а часто и гражданским мужеством. Именно они предопределяют успешное развитие науки на-многие десятилетия вперед.
В какой-то степени эта ситуация объясняется извест ной теорией к. Геделя, которую многие исследователи считают основополагающей: во всяком достаточно ши роком классе понятий существуют вопросы, на которые можно ответить, только расширив сам этот класс поня
тий. Следовательно, пытаясь разрешить конкретные проблемы научного поиска, ученый никогда заранее не уверен, существует ли адекватный данной проблеме ап парат, например математический. Сила интуиции одарен ного ученого часто способна преодолеть такую преграду, которую он иногда не осознает, прорваться через, каза лось бы, запретную область поиска и дать правильное решение стоящей проблемы — понять «краешек истины», как назвал это А. Эйнштейн, или коснуться «кусочка ре альности», по образному выражению Н. Бора.
Академик Л. А. Арцимович приходит к следующему, может быть несколько неожиданному, выводу: «...в
научной политике |
наша опора — это просто здравый |
|
смысл и интуиция...» |
1 |
|
1 «Новый мир», |
1967, |
№ 1, стр. 203. |
30
C позиции развития мыслительного процесса, отра жающего активное восприятие исследователем объектив но существующего мира, научную интуицию можно пред ставить как своеобразный качественный скачок в ходе
познания, который подготовлен всем предшествующим опытом ученого.
Таким образом, процесс познания всегда включает элементы фантазии, интуиции, научной абстракции. Об этом своеобразии процесса познания В. И. Ленин писал:
«Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слеп ка ( = понятия) с нее не есть простой, непосредствен
ный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный,
зигзагообразный, включающий в себя возможность от лета фантазии от жизни...» 1
По мнению многих крупных ученых, роль фантазии в научном творчестве исключительна. Под фантазией по нимается способность представить себе какой-либо пред
мет или явление настолько ясно, что его частные свой ства или грани будут определяться так же полно, как при прямом наблюдении. Однако важно постоянно сочетать фантазию с критическим опытом, проверять ее полет
экспериментальными выводами и расчетами.
Хотя законы природы и не зависят от человеческой воли, но порядок их открытия и изучения зависит от че ловека, и цель состоит в том, чтобы понять условия, при которых наука могла бы развиваться наиболее быстро и с максимальным успехом. Проблему всегда труднее
сформулировать, чем решить. Поэтому, как только проблема правильно поставлена, сформулирована и при знана ее важность, она аккумулирует интерес и усилия ученых до тех пор, пока не будет найдено решение. На пример, разработка А. Эйнштейном специального прин ципа относительности, из которого вытекало фундамен тальное соотношение (E==mc2), стала основой всей атом ной энергетики.
Проблема научной интуиции тесно связана с ролью случая в научной деятельности. Выдающиеся ученые понимали его значение в научном творчестве. Крупней ший физик и физиолог Г. Гельмгольц писал: «Иногда и
счастливый случай может прийти на помощь и раскрыть неизвестное соотношение. Но случай вряд ли найдет при менение, если тот, кто его встречает, не собрал уже в сво-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 330.
31
ей голове достаточно наглядного материала, чтобы убе диться в правильности предчувственного».
Диалектическая связь случайности и необходимости присуща многим сферам человеческой деятельности.
Если бы, например, В. Рентген не открыл À-лучи, их, несомненно, вскоре открыли бы другие ученые. Наука
конца XIX в. была не только готова к тому, чтобы пра вильно объяснить эти новые явления, но и остро нужда лась в новых фактах, их логическом объяснении.
К тому времени в общих чертах уже были известны волновая и корпускулярная природа излучений, имелись эффективные методы регистрации различных излучений
и их количественной оценки. Это, естественно, приводи ло к очередному теоретическому кризису. Новое откры тие «носилось в воздухе», ждало своего счастливца. Однако «счастливая случайность — по меткому выраже нию Луи Пастера — выпадает лишь на долю подготов ленных умов».
Случай, мимо которого проходят миллионы людей, для
крупного ума служит мощным импульсом, позволяющим вовремя увидеть и понять новые закономерности объек тивного мира. Вот почему индивидуальная неповтори
мость научного открытия не находится в противоречии с
законами развития научного знания.
Вместе с тем сам Ньютон, перед которым, если верить легенде, мелькнуло падающее яблоко, часто утверждал, что гениальность — это терпение и умение постоянно концентрировать свое мышление на известном порядке вещей.
Открытие может явиться плодом интуитивной догад ки, опирающейся чаще всего на аналогии и сопоставле ния, или результатом отступления ученого от обычного хода рассуждений, позволяющего ему неожиданно уви деть новый путь решения проблемы.
Основываясь на прошлом опыте, накопленных зна ниях и интуиции, ученый может отбрасывать одни им пульсы своего воображения, выбирать другие еще до эмпирической проверки и объяснения имеющихся фактов и данных.
Под интуицией обычно понимается способность твор ческого сознания ученого к выходу, скачку или прорыву на границу познанного и пока еще не познанного, способ ность в еще не решенной проблеме оценить относи тельную важность дальнейших направлений поиска. Об
32
разно говоря, интуиция ученого — это стрелка удиви тельно чуткого прибора, которая постоянно скользит по шкале возможного и невозможного, на грани смелой мечты и реальной фантазии. Наступает момент, когда эта стрелка останавливает свое скольжение и четко указывает исследователю направление дальнейшего поиска.
Значение интуиции постоянно привлекает присталь ное внимание психологов, науковедов, организаторов на
уки и особенно самих ученых. Вряд ли это связано толь
ко с любопытством, т. е. желанием заглянуть в творче скую лабораторию исследователя. Раскрытие механизма интуиции и ее роли в научном творчестве может сущест венно повысить эффективность исследований.
Вместе с тем преувеличение значения интуиции,
наделение ее какими-то магическими свойствами при менительно к творческой деятельности могут отвлечь внимание от основного — в научном поиске главное при надлежит теоретической мысли, проверенной эксперимен тальным и фактическим материалом. Если в результате интуиции появились контуры научного решения, то они
потом проверялись всей силой логического мышления и экспериментами. Мы, к сожалению, не знаем, сколько блестящих интуитивных «догадок» было впоследствии погребено в результате этой обычной исследовательской деятельности.
Мы больше знаем о «яблоке Ньютона», «клокочущем чайнике Уатта» или «ванне Архимеда». Может быть, это только блестящие гостиные науки, за которыми скры ваются ее бесчисленные подвалы и сырые чуланы.
В настоящее время быстро формируется новая нау ка — эвристика, которая не только исследует законо мерности творческого мышления, но и пытается вырабо тать методы и пути управления сложными процессами, происходящими в человеческом мозгу. Поиски эвристики неизбежно приводят к .необходимости проникнуть в со
кровенные тайны высшей нервной деятельности, и преж де всего разгадать суть генетического кода, памяти и информационные возможности человеческого мозга. Именно на этих путях возможно понимание всех процес сов, присущих научной интуиции.
Подчеркивая роль интуиции, следует всегда помнить,
что основой научных достижений является ясная фило софская концепция ученого.
2 Μ. Л. Башин. 33
Научный поиск связан с преодолением многих труд ностей. Неизвестное становится достоянием человеческо го сознания и общественной практики в сложной борьбе.
Но осуществляется это не только на основе множе ства «проб и ошибок», переборов вариантов научного поиска, хотя и это является одним из важных методов
научного познания, обеспечивающим достижение цели.
В большинстве случаев целенаправленный научный поиск базируется на использовании определенных мето дических принципов, проверенных практикой.
Подлинно научное истолкование закономерностей объективного мира возможно только с позиций диалек тического материализма. Научная методология диалек тического !материализма является основой при разработ
ке сложных научных проблем.
Этой единственно правильной методологической пози
ции противопоставляется другой подход, отрицающий особую важность для ученого базироваться на передовой философской концепции, позволяющей понять общую картину объективного мира.
Отрицание необходимости широких философских кон цепций, обобщающих наше представление о мире, ха рактерно для буржуазных ученых Запада. Однако опыт последних десятилетий показывает, что такие выдающие
ся ученые, как Ф. Жолио-Кюри, П. Ланжевен, Дж. Бер нал и другие, пришли к выводу, что единственной плодо творной философией, чья методология успешно исполь зуется в научных исследованиях, является марксист
ско-ленинская материалистическая диалектика. Именно этому многие крупнейшие ученые обязаны своими вы дающимися научными достижениями.
Практическое осуществление завещанного В. И. Ле ниным союза философии и естествознания позволяет до биваться эффективных результатов в фундаментальных
исследованиях.
ГЛАВА II
ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ I. ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРОГНОЗОВ
Характерной чертой современного научно-технического прогресса является его высокий, постоянно ускоряющий ся темп.
Сбывается предвидение Ф. Энгельса о том, что «наука движется вперёд пропорционально массе знаний, уна
следованных ею от предшествующего поколения, следо вательно, при самых обыкновенных условиях она также растёт в геометрической прогрессии» 1. К этим мыслям
Ф. Энгельс постоянно возвращался, придавая им особое
значение. В более поздних публикациях он назвал эту
тенденцию законом развития науки *2.
Непрерывное ускорение научно-технического прогрес са, новые источники повышения общественной произво дительности труда, появляющиеся на базе результатов фундаментальных исследований в области естественных и технических наук, выдвигают необходимость постоян ного учета научно-технического прогресса, принципиаль но новых плановых альтернатив на длительную перспек тиву. Реализация этих возможностей всегда связана с бсльшими капиталовложениями и привлечением крупных государственных ресурсов.
Постоянно возрастающий объем научных знаний и широкое их использование во всех сферах человеческой деятельности выдвинули серьезную проблему предвиде ния последствий этого процесса. Особое значение приоб ретает предвидение результатов фундаментальных иссле дований, их воздействия на последующие стадии цикла «исследование — производство». Решение этой проблемы
связано не только с выяснением содержания самого про
цесса |
проведения |
научных |
исследований, но в первую |
’ К. |
Маркс и Ф. |
Энгельс. |
Соч., т. 1, стр. 568. |
2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 347. |
|||
2* |
35 |
|
|
очередь с пониманием наиболее общих законов развития природы, общества и мышления.
Методологической основой подлинно научного про гнозирования тенденций развития научно-технического
прогресса служит марксистско-ленинская философия.
Диалектический материализм предполагает необходи мость исторического подхода к существу научно-техниче ского прогресса «не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения
будущего и смелой практической деятельности, направ ленной к его осуществлению...» 1.
Блестящим примером использования методов диалек тического материализма для выявления понимания объ ективных тенденций развития естествознания может слу жить ленинское предвидение о неисчерпаемости электро на. После того как рухнула концепция неделимого
атома, просуществовавшая тысячелетия, естествознание оказалось перед необходимостью сформулировать пра вильное, объективное понимание физической природы и структуры микромира.
На пути научного познания встречаются явления, ко торые могут казаться противоречащими всему, что ранее было известно. И именно в такие переломные моменты развития науки особенно важно правильно осмыслить
результаты практики, эксперимента.
Как показал В. И. Ленин на примере развития физи ки в конце XIX и начале XX в., революция в науке свя зана с ломкой господствующих представлений об окру
жающем. мире, с пересмотром старых законов и основ ных принципов, с движением науки к новой, более глубо кой ступени познания объективной действительности.
Труды В. И. Ленина по философским проблемам ес тествознания — убедительное доказательство торжества диалектического метода, образец умелого, творческого
применения марксистской диалектики при прогнозиро вании перспектив развития науки на десятилетия впе
ред. |
и государственному |
деятелю |
Как партийному |
||
В. И. Ленину было в |
высшей степени присуще |
чувство |
нового, умение увидеть еще при зарождении научно-тех нической идеи перспективы ее развития и практического
использования.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 75.
36