Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для ликвидации этой причины выхода станций из строя кла­ пан начали изготовлять из нержавеющей стали, а в навигацию 1974 г. будут проходить эксплуатационную проверку двухшарико­ вые невозвратные клапаны, устанавливаемые на уровне верхней части контактной колонны.

Выгорание крышек озонаторов и изоляторов в основном свя­ зано с попаданием в озонаторы влаги и воздействием озона на материал этих деталей (органическое стекло, фторопласт).

Лаборатория систем ГИИВТа проводит исследования по выбо­ ру наиболее озоностойких материалов.

Вентиляторы и их электродвигатели выходят из строя в основ­ ном.из-за того, что в связи с дефицитностью судового вентилятора 8ЦС-11 на станциях был установлен вентилятор общепромышлен­ ного изготовления Ц4-70 № 25, который оказался недостаточно надежным в судовых условиях. С целью повышения работоспособ­ ности этого узла необходимо применять для охлаждения озонато­ ров вентиляторы только в судовом исполнении. Кроме того, ГИИВТ и ГЦКБ проводят разработку и исследование для стан­ ций производительностью 0,5 м3/ч озонаторов с водяным охлаж­ дением.

Не останавливаясь на других причинах отказов станций, со­ ставляющих сравнительно небольшой процент, надо отметить, что даже при наличии указанных конструктивных недостатков и уста­

новке деталей из некачественных материалов

на

целом ряде

судов, где механики соблюдают инструкцию

по

эксплуатации

станции, строго выполняют ежедневные, еженедельные и ежеме­ сячные технические уходы, они работают в течение навигаций без выхода из строя.

Обследования, проведенные ГЦКБ, ГИИВТом и ВОРПом пока­ зали также, что недостаточная надежность станций обусловлена, в ряде случаев, следующими ошибками, допущенными при мон­ таже их на судах:

на большом количестве судов у станций с поршневыми насоса­ ми забортной воды не был установлен воздушный колпак для сглаживания пульсаций;

на линии озоно-воздушной смеси и озонированной воды трубо­ проводы и соединения выполнены из обычной стали вместо не­ ржавеющей, а прокладки — из неозоиостойких материалов;

на некоторых судах неправильно установлено невозвратное устройство, а продувочное устройство контактной колвнны разме­ щено, ниже, чем предусмотрено технической документацией;

отсутствуют компенсаторы на нагнетательной линии вентиля­ тора;

не выдержан размер по вертикали петли на озоно-воздушной магистрали.

Серьезным недостатком работы завода, выпускающего стан­ ции, является то, что он не информирует о конструктивных изме­ нениях, вносимых в станции, заводы, осуществляющие монтаж

9—312

129



последних па судах. Это во многих случаях является причиной ошибок при установке станций.

Возможные неисправности озонаторных станций в процессе эксплуатации и способы их устранения приведены в табл. 17.

_____________________________________________________

 

Т абл и ц а 17

 

Неисправность

 

Возможные причины

Способы устранения

 

Отсутствует

напряже­

Нет

напряжения 127 В

Проверить

наличие

на­

ние

на

озонаторе

(нет

на

распределительном

пряжения

127

В

на

щите.

коронного разряда). На­

щите.

Вышел

из строя

Если

напряжение

есть,

то

сос

и

вентилятор

не

реостат,

понижающий

заменить пластину с прово­

включаются

 

 

напряжение

со

127 до

лочным сопротивлением

ре­

 

 

 

 

 

100 В

 

 

 

остата запасной

 

 

 

В

озонаторе

наблюда­

Попала вода в озона­

Вскрыть

озонатор

и

все

ются

частые

искровые

тор

 

 

 

детали

внутри

его

промыть

разряды

 

 

 

 

 

 

 

спиртом. Проверить

работу

тпродувочного и невозврат­ ного устройств

При

включении

пере­

Пробит

стеклянный

Сменить

стеклянный ди­

горают

предохранители

диэлектрик

озонатора

электрик озонатора

 

в

сети

напряжением

 

 

 

 

 

 

 

! 27 В

 

 

 

 

 

Загрязнился

фильтр

Промыть фильтр

 

Производительность

ни­

 

станции

значительно

(перепад давлений ме­

 

 

 

 

же

номинальной

 

 

 

жду верхней и

нижней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полостями

его

более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,8 кгс/см2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Засорилось

сопло

Разобрать

и прочистить

 

 

 

 

 

 

 

эжектора-смесителя

сопло эжектора-смесителя

Разделительная

каме­

Неплотности

в месте

Снять

верхнюю

камеру

ра

контактной

колонны

крепления

фильтросной

колонны и

подтянуть болты

заполнена водой, уро­

пластины фланцами

крепления

фланцами

филь­

вень которой не регули­

 

 

 

тросной пластины

 

руется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

верхней

камере

не

Механическое

разру­

Сменить

 

фильтросную

обеспечивается

распыле­

шение фильтросной пла­ пластину

 

 

 

ние

 

озоно-воздушной

стины

 

 

 

 

 

 

смеси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 22. ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАНЦИЙ С БАКТЕРИЦИДНЫМИ ЛАМПАМИ

Как показал опыт эксплуатации и специальные испытания, станции с бактерицидными лампами эффективно работают только при постоянном обслуживании. Это относится к станциям, в узле очистки которых имеется электролизер для коагуляции. Станции без него вообще не обеспечивают необходимой очистки и обезза­ раживания воды и подлежат земене.

Обслуживание фильтров (их окраска, замена фильтрующей за­ грузки), а также электрооборудования и коцтрольно-измеритель-

130

С


ной аппаратуры у всех станций приготовления воды практически

одинаково (см. § 21).

Ниже описаны подготовка к эксплуатации, ежедневные, еже­ недельные и ежемесячные уходы, а также консервация в межна­ вигационный период электролизера и аппаратов обеззаражи­

вания.

П е р е д н а ч а л о м н а в и г а ц и и после выполнения всех работ по под­ готовке фильтров необходимо приступить к подготовке электро­ лизера. Его разбирают (если эта работа не была выполнена осенью) и проверяют состояние пластин. При износе порядка 50% или истечении срока эксплуатации пластин, составляющего три навигации, их необходимо заменить. Если пластины не заменяют, их нужно тщательно очистить от шлама, окислов и промыть. Пос­ ле замены или очистки пластин электролизер собирают и готовят аппарат обеззараживания.

Прежде всего по специальному журналу, в котором регистри­ руют параметры работы станции и записывают сведения о ремон­ те и замене отдельных элементов, устанавливают, сколько прора­ ботала каждая из ламп БУВ-ЗОП. Если это время составляет око­ ло 1500 ч, лампы заменяют, так как после указанного срока бак­ терицидное действие снижается приблизительно на 50%. Затем проверяют состояние кварцевых цилиндров. При необходимости очищают цилиндры от палета, который образуется при омывании их водой.

После замены ламп и очистки кварцевых цилиндров собирают аппарат обеззараживания. Проверяют арматуру, трубопроводы, электрооборудование н производят пробное включение станции. Затем регулируют производительность ее согласно указаниям ин­ струкции. Проверяют и при необходимости регулируют задержку времени включения насоса забортной воды или электромагнитного клапана (установленного за аппаратом обеззараживания) после загорания бактерицидных ламп.

При ежедневном обслуживании выполняют следующие провер­ ки и регулировки, которые также производят при первом включе­ нии станции.

■ Проверяют напряжение и силу тока, подаваемые на электро­ лизер. В станциях с одноступенчатым фильтром напряжение должно быть 1;6—20 В при силе тока 25 А, а в станциях с двух­ ступенчатым фильтром— 14—16 В при силе тока 14—16 А.

В станциях зарубежной постройки напряжение и сила тока устанавливаются согласно инструкции заводов-изготовителей.

Проверяют перепад давлений между верхней и нижней поло­ стями фильтров. В станциях с одноступенчатым фильтром он не должен превосходить 0,6 кгс/см2. Превышение этой величины ука­ зывает на загрязнение фильтрующего слоя и на необходимость промывки фильтра.

Встанциях с двухступенчатым фильтром проверяют давление

вверхней полости фильтра грубой очистки, которое должно быть

9*

131


не более 2 кгс/см2. Если оно превышает указанную величину, на­ до отрегулировать редукционный клапан.

Перепад давлений в фильтре тонкой очистки должен быть не более 0,8 кгс/см2. При достижении такого перепада давлений фильтр следует промыть.

Проверяют горение бактерицидных ламп через смотровые окна на крышках аппаратов обеззараживания.

Отбирают несколько проб воды через кран у первого аппара­ та обеззараживания и проверяют прозрачность воды. Она должна быть не менее 30 см по шрифту Снеллена. Меньшая величина ее

свидетельствует о неудовлетворительной

работе электролизера

и фильтра тонкой очистки.

все проверки и регули­

П р и е ж е н е д е л ь н ы х у х о д а х выполняют

ровки, предусмотренные ежедневным обслуживанием. Кроме того, производят следующие работы.

Промывают фильтры. Одноступенчатый фильтр и фильтр тон­ кой очистки промывают обратным током питьевой воды в течение 5—6 мин, а фильтр грубой очистки — обратным током забортной воды. После промывки арматура фильтров переключается на сброс фильтрованной воды за борт на время, необходимое для уплотнения песчаной загрузки. По данным испытаний оно должно составлять 25—30 мин. После уплотнения загрузки арматура пе­ реключается на подачу фильтрованной воды в аппараты обез­ зараживания.

Очищают наружную поверхность кварцевых цилиндров аппа­ ратов обеззараживания от налета зелени и осадка.

По данным хронометража, проведенного во время испытаний станции на теплоходе проекта № 507Б, на очистку кварцевых ци­ линдров аппаратов обеззараживания затрачивается около 1,5—2 ч (при выполнении работы одним человеком). При этом нельзя ис­ пользовать инструменты и материалы, которые могут повредить поверхность цилиндра.

Промывают электролизер обратным током воды. Для промыв­

ки должна подаваться горячая вода с температурой

не менее

80° С. Длительность промывки 1,5 ч (одновременно

с очисткой

кварцевых цилиндров). Еженедельные промывки электролизеров горячей водой необходимы, так как скоагулированные хлопья, по­ степенно скапливаясь, уплотняются и могут превратиться в моно­ литную массу, которая прекратит поступление воды в простран­ ство между пластинами, что может привести к выходу электроли­ зера из строя.

Проверяют работу предохранительного клапана фильтра гру­ бой очистки. При повышении давления в верхней полости фильтра

более 2 кгс/см2 клапан должен открываться, выпуская воду под елань.

Контролируют

работу

поплавкового клапана фильтра тон­

кой очистки. Он

должен

выпускать из верхней полости фильтра

воздух, выделяющийся из воды, и газы, образующиеся при элек­ тролизе.

132